Дни 7-10: п-ов Рыбачий, Зубовская губа - Мурманск

Фото. 40. Баржа в устье Зубовки Фото. 40. Баржа в устье Зубовки
Фото. 42. Лужи на дороге в губу Эйну. Фото. 42. Лужи на дороге в губу Эйну.
Фото. 43. Г. Мотка на фоне губы Эйны. Фото. 43. Г. Мотка на фоне губы Эйны.
Фото. 44. Мотка со стороны п-ова Средний Фото. 44. Мотка со стороны п-ова Средний
Фото. 45. Вид со склона г. Мотка Фото. 45. Вид со склона г. Мотка
Фото. 46. Вид на губу Бол. Мотка и бухту Озерко. Фото. 46. Вид на губу Бол. Мотка и бухту Озерко.
Фото. 47. 5-этажки на въезде в Большое Озерко Фото. 47. 5-этажки на въезде в Большое Озерко
Снимок. 4.  Космический снимок с Google Maps: Большое Озерко Снимок. 4. Космический снимок с Google Maps: Большое Озерко
Фото. 48. «Мертвый город» Бол. Озерко Фото. 48. «Мертвый город» Бол. Озерко
Фото. 49. Мыс Мотка с п-ова Средний. Фото. 49. Мыс Мотка с п-ова Средний.
Фото. 50. Десантные боты в Кутовой губе Фото. 50. Десантные боты в Кутовой губе
Фото. 51. Подъем на Муста-Тунтури со стороны Среднего. Фото. 51. Подъем на Муста-Тунтури со стороны Среднего.
Фото. 52. Патроны 7,92х57 Mauser найденные на перевале. Фото. 52. Патроны 7,92х57 Mauser найденные на перевале.
Фото. 53. Район р. Зап. Лица – оз. Нялъявр Фото. 53. Район р. Зап. Лица – оз. Нялъявр
Фото. 54. СУ-27 над оз. Килпъявр. Фото. 54. СУ-27 над оз. Килпъявр.
Фото. 55. Мурманск с другой стороны Кольского залива Фото. 55. Мурманск с другой стороны Кольского залива
День 7. (15.07.2008)
Утром погода как на Гавайях – голубое небо, синее море, яркое солнце, ни облачка, легкий ветерок. В 100 м от бивака находим очередные огневые точки времен войны, посмотрели водопад, сходили во время отлива на баржу в устье Зубовки.
В 14:20 выезжаем с ночевки в сторону Эйны, т.е. по дороге пересекающей поперек Рыбачий с севера на юг. Опять форсируем брод через р. Средний и начинаем подниматься в гору вдоль него. Дорога нормальная: много камней, но еще больше луж. Огромных глубоких луж, которые приходилось обтаскивать по краям – потому что в середине глубина некоторых достигала метра. Чувствуется что эта дорога сделана под военную технику. Проезжаем мимо очередного бывшего военного городка - «Зубовка», но с дороги видно только один единственный домик в форме куба и всё. Чуть дальше городка встречаем гражданскую машину – ЗИЛ с прицепом для перевозки оленей. Грязный-прегрязный водитель лопатой занимается ирригацией луж, чтобы можно было проехать. После минутного разговора лично я желаю мужику удачи – ему предстоит еще много луж осушить.
Пашка со Среднего ручья едет на синглспиде, т.к. переклюк признаётся уже не ремонтопригодным. Практически с самого утра над Рыбачьим кружат СУ-27, медленно барражируя над нами и периодически поблескивая серыми гладкими боками на солнце. Борьба с лужами продолжается… И это при том, что мы постоянно поднимаемся в гору, к самой высокой точке полуострова. Вскоре добираемся до перекрестка с дорогой, идущей из Бол. Озерко и Скорбеевки в Эйну или в Цып-Наволок. Довольно скоро от этого перекрестка начинается спуск на южную сторону п-ова. Спуск был бы веселее, если бы не эти проклятые лужи. К этому времени всем уже наплевать на сырость ног, и мы проходим по колено вброд большинство луж.
22 км от бивака (20:15) наконец-то добираемся до перекрестка нашей дороги с дорогой ведущей через г. Мотку из Бол. Озерка в Эйну и далее к мысу Городецкому на восток. Втроем без рюкзаков спускаемся вниз к морю, в залив губы Эйна чтобы найти там Свету и Олега, которые должны были нас ждать. Находим их несобранными – они предлагают нам ехать, а сами сложат вещи и догонят к ночевке на Среднем, как мы договаривались раньше. К сожалению, после этого они нас так и не смогли догнать, поэтому это была наша последняя с ними встреча живьём.
Губа Эйна – похоже одно из самых красивейших мест на Рыбачьем, к удивлению не испорченное руинами очередного военного городка, хотя у воды видны столбы от некогда находившегося здесь деревянного пирса. Посреди залива плавает квадрат из белых буёв – предположили, что это мишень для пресловутых корабельных стрельб или что-то в этом духе и принадлежит он военным.
Возвращаемся назад к ожидающей нас на перекрестке группе и поднимаемся на перевальчик через гору Мотка. Некрутой взлет до седловины около 1,5 км по длине. Дорога изобилует ухабами и камнями, но, в общем, вполне проезжабельна. После абсолютно солнечного дня погода, наконец, начинает немного портиться – с юга, с большой земли натягивает облака. На горизонте, над перемычкой между п-овами Средним и Рыбачьим хорошо виден поливающий там дождь. На спуске Вадик ломает багажник.
Объехав Мотку и перекусив у памятника, откуда 104-я сводная арт. батарея вела огонь по немцам на хр. Муста-Тунтури, мы спускаемся к берегу губы Мотка и дальше едем уже по хорошей дороге в Бол. Озерко. Иногда накрапывает мелкий моросящий дождь.
Большое Озерко (44 км от ночевки, 00:25) – это уже не мертвый поселок, а мертвый город: две 5-этажки, школа, дальше от дороги еще куча 1- и 2-хэтажных домов, от некоторых из них остались только фундаменты. Всё обветренно, облуплено, дверей и окон нет нигде. Зрелище еще более удручающее, чем в Скорбеевке или ВРМ… На торце крайней 5-этажки какой-то умник повесил вывеску с надписью: «Продается. Тел.: Бла-бла-бла» До этого тут жило несколько сотен, а может и тысяч людей. Но осенью 1994 года Бол. Озерко перестало существовать – гвардейскую бригаду ПВО сократили, и в это время последняя группа солдат и офицеров покинула поселок.
Недалеко от бывшего поселка, ближе к берегу находится, наверное, самый большой памятник с военным захоронением на Рыбачьем. «Здесь стояли насмерть 1200 дней и ночей защитники Среднего и Рыбачьего в 1941-1944 годах, но не пропустили немецких захватчиков на полуостров. Живые! Помните о тех, кто погиб, защищая ваше счастливое будущее». И плиты с сотнями или тысячами фамилий бойцов вокруг стелы.
От памятника до лагеря буровиков совсем недалеко. Вот мы и сделали круг по Рыбачьему, не полный, как хотели, но всё равно увидели много. От буровиков по профилированной дороге едем обратно в Кутовую губу по п-ову Среднему, той же дорогой, что и туда ехали. Мы намереваемся встать на том же месте у ручья, что и в 3-й день похода. В сторону Пумманок решили не ехать – иначе мы опоздаем на поезд из Мурманска в Сегежу. Уже «ночь» - 1:50. Я, Рома и Димыч первыми добираемся до места стоянки в Кутовой. Рома раздевается и плюхается в море – последняя возможность искупаться в Северном Ледовитом океане, я начинаю ставить палатку, Димыч бесцельно тупит, остальные в процессе прибытия в нескольких километрах от нас.
Прошло 15 минут. Подъезжает армейский грузовик, вываливает солдат и кто-то постарше, топают к нам: «Старшина 2-й статьи Бла-бла-бла, ответственный за безопасность полигона бла-бла-бла…» Понятно – опять прогонят. «Тут на днях начнутся учения, а вы встали на полигоне для ракетных стрельб. Переберитесь вон туда, на ручей в 4 км, там безопаснее будет…» - «Блин, а когда начнутся ? Мы завтра свалим отсюда в 10…» - «Не знаю когда начнутся. Ну мне всё равно, что на вас посыплются 250-кг бомбы, но начальство не похвалит меня за трупы на полигоне» - «Ладно, щас все соберутся и переедем». Старшина и его солдат уезжают. В полном упадке сил и настроений (уже 12 часов едем), собираем только что разобранные вещи. Подъезжают остальные – «радуем» новостями их тоже. В конце концов, отправляемся в указанное «гетто для гражданских лиц» под перевал через Муста-Тунтури, на Трезвый ручей. По приезду (2:40 и 66 км с утра) просто падаем без сил на траву. Минут через 20 я с усилием воли встаю и начинаю пинать народ – ставим бивак, готовим еду, едим и снова падаем в спальники без задних ног: «Бобик сдох»... Это был «самый длинный день» за весь поход! Так провожал нас п-ов Рыбачий…

День 8. (16.07.2008)
 «Утро» ознаменовалось громким шумом винтов вертолета, пролетевшего над нами низко-низко. Дежурные видели, как он сел в военный лагерь менее чем в километре от нас. Когда я вылез из палатки, то понял – учения начались! За время между подъемом и овыездом с бивака произошли события, свидетелями которых мы стали. Вертолет (похоже, корабельный КА-27 или КА-32) пролетел обратно, застав меня между фотоаппаратом и чисткой зубов, по дороге начали постоянно шнырять армейские Уралы, КАМАЗы, ЗИЛы, БТРы и какая-та небольшая двухосная бронемашинка; в лагере недалеко от нас постоянно что-то происходило – ездило, бегало и периодически ругалось матом; вертолет прилетел еще раз и снова сел в лагере, я снова его не сфотографировал, и он снова улетел; в губе Кутовой появились два десантных бота, припарковались к берегу, где мы вчера хотели первоначально спать и откуда-то с голого берега поднялось несколько десятком десантников и погрузилось на боты; они отчалили и уплыли; быстро пролетела пара военных истребителей или штурмовиков и отстрелила с пятак световых противоракетных ловушек…
С бивака выехали в 14:00 в самый разгар «сражения». Довольно резво начали подниматься на перевал, но нам постоянно мешали грузовики на дороге и блок-посты с солдатами, которые выпускали со Среднего, но никого не впускали, кроме военных. Пока поднимались по серпантинам вверх, заметили еще крупный военный корабль в устье Мотовского залива, а почти на верху перевала слышали гул самого ракетного удара. Только от одного шума ракет моральный дух мирного населения должен падать ниже нуля. Один «зеленый» дядька по пути выглянул из КАМАЗа и спросил Пашку: «А вы чего уезжаете ? Сейчас же самое интересное начнется ! Оставайтесь – посмотрите…»
8 км и мы почти на седловине перевала (подъем занял 45 минут). Остановились у большого озера под седловиной. Мы с Серегой пробежались по старой мощенной немецкой дороге в сторону от озера, нашли полузасыпанные окопы, хотели пройти дальше по хребту, но навстречу нам пришел мощный дождевой заряд и отогнал обратно к озеру непродолжительным ливнем. Остальные в это время купались в озере. Когда мы вдвоем вернулись мокрые к озеру, Дэн носился голый в одной куртке с надетым капюшоном и рулоном туалетной бумаги в руках – дождь его отвлек от чего-то очень важного. Почти у самой дороги нашли несколько десятков гильз и пуль из пулеметной ленты. Немного почистив их, стало понятно, что это немецкие 7,92x57 Mauser скорее всего от пулемета MG-42 или MG-34. Позже в Томске выяснил года выпуска пяти из них и производителя: 1936 и 1940 года, Metallwerk Odertal GmbH. Эхо войны… Такими убивали наших солдат с этих высот немецкие горные егеря из 143 горнострелкового полка.
Спустились с перевала довольно быстро, на тормозах – за перевалом солнце и кружащие над головами пара вертолетов-штурмовиков. Искупались на водопаде за «восьмеркой», перекусили, нас опять догнал дождь из-за перевала – рванули от него дальше в глубь Кольского п-ва.  В 19:00 мы были уже на КПП «Титовка» (20 км от седловины перевала) - снова паспорта, пропуск, сержанты-пограничники и асфальт до самого Мурманска.
На перевальчике перед Зап. Лицей нас накрывает очередной ливень. Под дождем мы добираемся до моста через ручей, вытекающий из оз. Дикое, и паркуемся недалеко от трассы в низкорослом лесу. К тому времени дождь кончился и частично вылезло солнце. Проехали относительно немного (24,3 км от КПП и 26,4 еще до нее) и устроили полудневку, хотя время уже 21:10. «Вечером» аттракцион по разжиганию костра мокрыми дровами и попытки у него просушиться, в результате еду готовим на газу, который провозили весь Рыбачий с собой, но так им и не воспользовались. Отбой в районе 2 часов «ночи». Перед сном вспомнил стишок: «Весь день из туч сочилась слизь и дождь стучал в оконце, под вечер тучи разошлись – всю ночь светило солнце!» На Кольском действительно всю ночь светит солнце…

День 9. (17.07.2008)
С утра опять жара и солнце – прямо с бивака выезжаем в шортах и майках (12:00). Дальше «Долины Славы» асфальтированная дорога идет постоянно по сопкам – спуски и подъемы – ехать не скучно, да и пейзажы обалденные со всех сторон. Тем не менее, пару часов едется тяжело – то ли уезжать неохота с Рыбачьего, то ли «синдром доезда».
Вдоль дороги до самого оз. Нялъявр (25 км пути) очень много обелисков и братских могил нашим воинам, павшим во время обороны Мурманска. Иногда по несколько штук на километр – во время войны здесь проходила линия позиционной обороны, сколько народа там полегло трудно сказать - за это Мурманск и стал городом-героем. Перед спуском к Нялъявру 5-километровый подъем-тягун. Солнце печёт – непривычно для Кольского, но это сильно не расстраивает – пора погреться после 10-15? с ветром почти всё время на Рыбачьем.
34 км от ночевки - встаем на обед возле моста через р.Ура, которая протекает сквозь оз. Килпъявр. Еще несколько километров до этого на небе начали появляться СУ-27 – крутить фигуры высшего пилотажа, летать парами на синхронность и просто барражировать. На озере у моста, пока мы обедали, над нами пролетело около десятка их и все очень низко – так что было видно шлем пилота и обозначения на фюзеляжах и крыльях. Как выяснилось позже – за озером в нескольких км от нас находится крупный военный аэродром и во время посадки они проходили низко над озером с выпущенным шасси. Зрелище величественное – боевые самолеты вблизи в воздухе, гордость за родные ВВС повышается в несколько раз.
Дальше до самой Лавны дорога довольно однообразная – вверх-вниз по асфальтовым буграм, местами асфальт настолько разбит, что лучше бы его не было. Ближе к Лавне начинается свежий асфальт – совсем новый, еще без разметки. Встречаем бригады дорожников, которые его кладут.
Километрах в 30 от Мурманска, когда уже видны микрорайоны, на склонах сопок появляется какое-то заведение у дороги, обделанное желто-зеленым сайдингом. Вначале на радостях приняли его за заправку или магазин. Кстати, стоит отметить, что за весь путь по асфальту от Титовки до Мурманска нет ни одного кафе, магазина или АЗС у дороги – международная трасса в Норвегию и такое упущение. Заведение было обнесено забором с колючкой, не имело окон, и на нем висели знаки типа: «Въезд, вход, влёт, вполз и вплыв запрещен !», «Только по пропускам !», «Осторожно злая собака !», «Фото и видеосъемка запрещена !». Тем не менее, возле его ворот оказалась автобусная остановка, на которой мы и разлеглись отдыхать и сливать пот на землю. В последствии оказалось, что это странное заведение – вход на предприятие по захоронению ядерных отходов. А сам склад радиоактивностей глубоко под землей и довольно далеко от дороги.
Встали на ночевку (20:00, 45 км за день) недалеко от р. Лавна, на проселочной дороге, параллельной трассе. На той стороне Кольского залива хорошо видны жилые и не очень районы Мурманска, порт, набитый судами и памятник защитникам Заполярья, именуемый местными «Алёшкой». Бивак разместили вдоль дороги, заняв почти полностью одну колею. Благо машины там ездят редко – при нас всего одна проехала. Весь день пилили по асфальту и жаре – исключение из «кольских» правил.

День 10. (18.07.2008)
Привычный всем дождь и «морская прохлада» начались еще «ночью» - «утром» уже всё было как обычно: пелена свинцовых облаков, сырость и 10-15? по Цельсию. Выезжаем в 9:45, чтобы успеть прошвырнуться по мурманским магазинам в поисках запчастей, нового переклюка для Пашки и закупить продуктов на карельскую часть похода.
На трассе много машин – чувствуется «приближение» города, хотя когда выезжали из Мурманска, машин почти не было. Довольно быстро и почти без остановок добираемся до моста через залив и въезжаем в город (11:30). Прошвырнувшись по супермаркетам и магазинам, прибываем на ЖД-вокзал мокрые до нитки. Часть народа оставляет вещи и едет еще по веломагазинам, часть остается на вокзале убивать время до поезда. За этот день мы проехали около 33 км.

Переезд из Мурманска (Кольский) в Сегежу (Карелия)

Фото. 56. М-18 «Кола», перекресток в 11 км от Сегежи Фото. 56. М-18 «Кола», перекресток в 11 км от Сегежи
«Вечером» разъяснивается и снова над городом-героем светит солнце. Грузимся в поезд и в 18:55 он отправляется. Почти сразу начинается ниоткуда взявшийся «слепой» дождь – у нас это хороший знак обычно: дождь в дорогу – солнце в походе. Кольская часть похода закончена (500 с небольшим км). И грустно и не очень – впереди нас ждет Карелия, но эта суровая земля, обильно политая кровью, с её военной историей и морским климатом оставляет глубокий след в нашей памяти и сознании.
Скорый поезд №015А «Мурманск - Москва Октябрьский», отправляется в 18:55, а в Сегежу прибывает следующим утром в 9:58. Стоимость билета на плацкарт – 761,3 руб.
Большую часть времени в поезде пили пиво, смотрели в окно на Хибины и прочие достопримечательности, охали и ахали, ржали, заразив этим полвагона и слушали байки, истории и «природоведение» удачно попавшегося доброго дедка-соседа. Утром приехали в Сегежу.