Дни 4-6: п-ов Средний, Кутовая губа - Зубовская губа

Фото. 18. Спуск в Кийский рейд Фото. 18. Спуск в Кийский рейд
Фото. 19. Пляж на берегу Кийского рейда Фото. 19. Пляж на берегу Кийского рейда
Фото. 20. Бункер Фото. 20. Бункер
Фото. 21. Маяк со всем хозяйством на мысе Немецком Фото. 21. Маяк со всем хозяйством на мысе Немецком
Фото. 22. Собственно маяк на Немецком Фото. 22. Собственно маяк на Немецком
Фото. 23. Руины Вайда-Губы Фото. 23. Руины Вайда-Губы
Снимок. 1. Космический снимок с Google Maps: Маяк на м. Немецком Снимок. 1. Космический снимок с Google Maps: Маяк на м. Немецком
Фото. 24. Пустые окна Скорбеевки Фото. 24. Пустые окна Скорбеевки
Фото. 25. Наш бивак в разрушенной котельной Скорбеевки Фото. 25. Наш бивак в разрушенной котельной Скорбеевки
Фото. 26. Памятник летчикам бомбардировщика ДБ3 (Ил-4) Фото. 26. Памятник летчикам бомбардировщика ДБ3 (Ил-4)
Снимок. 2.  Космический снимок с Google Maps: Скорбеевка Снимок. 2. Космический снимок с Google Maps: Скорбеевка
Фото. 27. Скорбеевская губа Фото. 27. Скорбеевская губа
Фото. 28. Дорога «поверху» к Майке. Фото. 28. Дорога «поверху» к Майке.
Фото. 29. Пляж Зубовской губы Фото. 29. Пляж Зубовской губы
Фото. 30. Остров Большой Зубовский Фото. 30. Остров Большой Зубовский
Снимок. 3.  Космический снимок с Google Maps: Порванный корабль Снимок. 3. Космический снимок с Google Maps: Порванный корабль
Фото. 31. «Мостовая» вдоль Зубовской губы Фото. 31. «Мостовая» вдоль Зубовской губы
Фото. 32. Недалеко от брода через р. Средний Фото. 32. Недалеко от брода через р. Средний
Фото. 33.  Макс и Серега Фото. 33. Макс и Серега
Фото. 34. Подъем на плоскогорье. Сзади Зубовская губа. Фото. 34. Подъем на плоскогорье. Сзади Зубовская губа.
Фото. 35. Мачта антенны ВРМ Фото. 35. Мачта антенны ВРМ
Фото. 36. Руины общежития в гарнизоне «ВРМ» Фото. 36. Руины общежития в гарнизоне «ВРМ»
Фото. 37. Полосатый маяк Цып-Наволока. За ним надвигается туман Фото. 37. Полосатый маяк Цып-Наволока. За ним надвигается туман
Фото. 38. Брошенные заряжающие установки ЗРК Фото. 38. Брошенные заряжающие установки ЗРК
Фото. 39. «Виселицы» старого ВРМ Фото. 39. «Виселицы» старого ВРМ
День 4. (12.07.2008)
 «Утром» пасмурно, но дождя нет. В 11:25 выезжаем с нашего бивака. Были опасения, что могут военные нагрянуть с той стороны, но они «ночью» в лагере себя вообще никак не проявляли. Дорога, огибающая по восточному побережью п-ов Средний – прекрасная выровненная гравийка, но по слухам идет только до «нефтяников», т.е. почти до Большого Озерка. Недалеко от места ночевки проезжаем мимо корабля, выброшенного на берег и почти разобранного на куски. Большую часть пути за губой Бол. Майка виден массив горы Мотка, она напоминает пирамидальный шатер. Чуть не доезжая перемычки между Средним и Рыбачьим, между дорогой и морем, остатки деревни Бол. Озерко (основное Бол.Озерко находится на той стороне, на Рыбачьем, с этого берега видны две пустые 5-этажки и буй-маяк посреди губы). У дороги несколько братских могил и памятников.
На самой перемычке стоит буровая вышка, возле отворота на нее встречаем буровика на транспортном средстве сделанном из японской газонокосилки с большими колесами. Похоже на болотоход. Вот мы и на легендарном Рыбачьем ! При въезде на Рыбачий сразу же лагерь буровиков (13:00), там нам даже предлагают поесть, а поговорить получается почти с каждым мимо проходящим. Оказывается, геологи нашли здесь нефть, а вот буровики 3-й год бурят, а нефти не нашли еще. От бивака до лагеря 18,2 км.
Гравийка от Титовки до этого лагеря не оправдала наших ожиданий – слишком уж просто и многолюдно, ожидалось тише и хуже. Так вот от лагеря буровиков и на сев.-зап. началось, то к чему все готовились в Томске ! Дорога, ведущая в Вайду-Губу вдоль сев. оконечности Бол. Волоковой губы представляет собой каменистые россыпи, грунтовку с торчащими камнями, лужи, ручьи и скальные выходы. Дорога вытрясает из рук и задницы довольно много эмоций. В 8-и км от буровиков на очередном ручье перекусываем (14:30), пару раз порывается начаться мелкий дождь.
Стоит отметить одну особенность дорог на Рыбачьем: вдоль основных из них через 30-100 метром стоят на обочине бочки от бензина с железными прутьями. Внутри они засыпанные камнями. Зимой здесь сильные ветра и много снега – дороги без проблем заметает, поэтому их метят таким образом. После перекуса дорога начинает немного отходить от моря и залезать на горку. На горке - справа бывший военный городок «Локаут», слева мыс Коровий (5 км от перекуса). Здесь я нахожу оленьи рога в 10 метрах от дороги, а Вадик берет их себе на память и возит весь поход и обратный путь до самого Томска.
Спускаемся с холма в бухту, которая называется «Кийский рейд». Дорога выходит прямо на пляж. Небольшая остановка на осмотр «даров моря» в виде ракушек, панцирей крабов, обрывков сетей, поплавков, топляка и прочего мусора. Короткое возлежание на пляжу: для жителей самого центра Азии пляжи Ледовитого океана диковинка. Песок здесь заменяет очень плотно прессованная серая «почти пыль», ехать по ней прекрасно, почти как по асфальту, велосипед почти не оставляет следов на ней, впрочем и бронетранспортеры оставляют след не более 1 см глубиной.
В конце пляжа над округой возвышается бункер времен 2-й мировой. Снова остановка, осмотр. Бункер сложен из камня, внутри оштукатурен, стены толщиной до 2 метров, два этажа: верхний - два пулеметных гнезда и пара небольших помещений, нижний – затопленный подвал, видимо арсенал и жилые помещения. От бункера в обе стороны вдоль берега идут полузасыпанные окопы. На железных швеллерах, служащих верхними балками бойниц довольно много пулевых вмятин и дыр. Сложные чувства вызывают такие памятники… В нескольких км еще один такой же бункер – это наши укрепления от немецкого десанта, возведенные в 1941-1943 гг. Всю войну ждали десант, но немцы так его и не высадили на рыбачий, за то обильно обстреливали с моря и воздуха советские укрепления и военные лагеря.
В брод переезжаем ручей Червяной за пляжем, далее дорога становится относительно неплохой каменистой грунтовкой (крупных камней почти нет, как до «Локаута») и уходит от берега Кийского рейда вглубь полуострова. После преодоления нескольких холмов становится видно 3 белых шара на горизонте – это РЛС на берегу м. Немецкого. Нам туда ! Мыс Немецкий – самая северная точка европейской континентальной России, на нем стоит маяк и гарнизон ПВО с обилием всевозможной военной техники. Там же недалеко находится и Вайда-губа, опять же бывший военный городок. Но часть его построек занимают солдаты. Подъезжаем к забору их территории – выскакивает сержант-дежурный с красной повязкой, объясняем, кто и куда хотим, он говорит, что к маяку – надо объехать локаторы вдоль забора с востока. Так и делаем (18:40, 35 км с ночевки).
Маяк высотой метров 30 примерно, может больше – снизу вверх тяжело сказать, выкрашен в красный цвет. При нем целое хозяйство смотрителя маяка: разбитые сараи, куча разобранных машин и прочей техники, один жилой барак. Нам навстречу бежит пацан: «Здорово! Кто на маяке старший ?» - «Я! Дед вообще-то старший, но он спит, #имя какой-то тетки# уехала в город, мамки тоже нету - поэтому я сейчас старший !» Позже выяснилось, что «старшего» зовут Олегом, ему 6 лет и в следующем году он пойдет в «городе» в школу. Он провел нам небольшую экскурсию, но на сам маяк мы подниматься не стали – вдруг что… Сходили до северной оконечности мыса – там на холме находятся полузасыпанные окопы и крест в память о павших за Рыбачий русских войнах.
Постоянно моросит мелкий дождик и дует сильный ветер с моря, выдувающий все сопли и слезы из наших бренных тушек. От маяка едем в Вайду-губу, за последними руинами на небольшом ручье устраиваем перекус в спартанском стиле: холодная еда, вода с сиропом и ветер с дождиком. Дальше – в Скорбеевку, или официально Мыс Скорбеевский. Дорога отличная – укатанная грунтовка на камнях. Дорога проблем не вызывает, если не считать мощного встречного ветра. 10 км от Вайды до Скорбеевки упираемся 2 часа по продуваемой со всех сторон местности, «паразитируя» друг у друга «на колесе».
Мыс Скорбеевский – наверное самый крупный из виденных пока нами покинутых нас. пунктов. Здесь есть всё: жилые дома от 1 до 3 этажей, спортзал, столовая, гаражи, автобоксы, склады, непонятные еще какие-то сооружения, котельные, баня... И ни одного человека! Хотя на другом краю поселка кто-то некоторое время ковырялся, видимо собирая металлолом, но потом исчез. «Памятник перестройки». А ведь дома почти целые ! На многих из них написаны года постройки: 1982, 1988 г. Почему происходит такое запустение в относительно новых домах описано у М.Г. Орешета в «Осиротевших берегах». Примерно следующее: раньше здесь стояли гарнизоны ЗРК ПВО, потом дальность комплексов значительно повысилась и надобность располагать их на самом берегу отпала – их перевели в более защищенные места на «большой земле». Естественно, у военных все просто: «Перебазироваться в течении 3 недель» и точка. Результат: поселки покинуты, хотя в некоторых домах до сих пор отличные стены с кафелем. Всему виной прогресс… Скорбеевка напоминает очередную локацию знаменитого «S.T.A.L.K.E.R.’а».
Встаем на ночевку в бане-котельной без крыши (22:20), находящейся немного на отшибе. В одной комнате палатки, прибитые гвоздями к отлично сохранившемуся деревянному полу, в другой костер на кирпичиках, дрова – из остатков крыши. Среди 4-х стен ветер не так жестоко сдувает, да и сырой туман меньше беспокоит. Кстати, большая часть крыши нашего убежища валялась в 50 м от дома, сдутая местными ветрами.
Перед отбоем празднуем день рождения Димыча тыкилкой с лимонами на крыльце дома и прочими ништяками. Отбой в 3:00.

День 5. (13.07.2008)
Утро – полная противоположность вечеру: слабенький, но ощутимый ветерок, солнце и чистое небо. В 11:40 выехали из нашей котельной в сторону Цып-Наволока, но 10 км прокатались вокруг и мимо Скорбеевки, пока нашли нужную дорогу – от нее во все стороны идут равноукатанные дороги. Нужная нам дорога уходит строго на ю.-в., огибая большое озеро на юге от н.п. с вост. берега. Некоторое время едем по плоскости поймы Скорбеевской губы, попадаются длинные песочные куски дороги, иногда с барханами. Посреди поймы находим памятник из черного монолита в виду буквы «П» и четыре могилы. На камне нарисован советский дальний бомбардировщик-торпедоносец ДБ-3 (Ил-4) времен ВОВ. Орешета М.Г. «Осиротевшие берега»: «В годы войны губа усиленно охранялась. Неоднократно подвергалась налету вражеской авиации. В одном из воздушных боев над Скорбеевкой был сбит наш бомбардировщик. На месте захоронения экипажа установлен единственный в тех местах памятный знак»
В 4 км от Скорбеевки переезжаем одноименную реку вброд, она хоть и широкая, но мелкая, воды по втулки. Здесь основная накатанная грунтовка уходит южнее в Бол. Озерко, а мы едем по северной, менее накатанной. От переправы начинается перевальный взлет длинной около 1,5 км и с набором около 100 м., т.е. довольно круто вверх. Далее дорога идет «поверху» над скалистыми утесами мысов Бол. и Мал. Скорбеевские. Постепенно погода начинает портиться – появляется сильный ветер и натягивает сырой туман. Дорога тоже становится хуже – появляются крупные камни. В конце штурмуем довольно крупный овраг с ручьем и оказываемся в месте на всех картах отмеченным как «сарай», но на деле сарай оказывается «РадиоТехническим Пунктом» с какой-то очередной довольно высокой антенной и пьяным довольно молодым мичманом. Мичман без всякого военного мутотаства объясняет где мы, куда и как нам правильно ехать, обещает что там брод через Майку по грудь глубиной и мы не проедем. Напоследок он дарит нам кусок карты-километровки с аккуратно зачеркнутым карандашом грифом «для служебного пользования» и им же обведенными «сараями» где мы стоим в данный момент. Желает нам удачи, восхищается нашей глупостью и прощается – мы поехали.
От РТП дорога начинается «наша любимая» - холмики-ямки с крутыми спусками и подъемами, сплошные камни размером от яйца до ведра. Передвижение напоминает велотриал с кулем на багажнике. Один из самых сложных участков движения за весь поход. Через 6 км вывалились на обещанный пьяным мичманом «брод по грудь» через р. Зап. Майка (18:35). Нам повезло: в это время был отлив и поэтому брод оказался совсем не глубоким – 50 см, здесь нам навстречу проехал УАЗик – дальше гражданские машины будут редкостью на Рыбачьем. Почти сразу за бродом дорога расходится – одна ее часть идет «поверху» по яру, другая по пляжу. С отливом мы подгадали удачно – поэтому выезжаем в устье Майки и дальше по пляжу едем пару км вдоль берега Зубовской Губы до о. Мал. Зубовский. Ехать по такому пляжу – одно удовольствие: колеса идут как по асфальту, не проваливаясь в мелкодисперсный утрамбованный серый песок. Кроме этого есть еще одна забава – ехать по воде глубиной 10-15 см, так чтобы не заливало педали, и «убегать» от накатывающихся волн. Положительных эмоций море: не каждый может похвалиться, что ездил на велосипеде по Северному Ледовитому океану.
В конце пляжа выясняется, что еще на въезде сюда Пашка снова сломал переклюк. И по пляжу он ехал непонятно как. Пока кузнецы пытаются ремонтировать байк, я для рекогнансировки забегаю на холм, немного возвышающийся над округой – это п-ов напротив о. Мал. Зубовский. Под холмом оказывается разрушенное оборонительное сооружение – как и везде в 1941-44-х в Зубовской бухте ждали десант немцев. Чтобы не терять лишнее время на ремонт, принимаем решение встать на ночевку на ближайшем ручье. Устье этого ручья впадает в Зубовскую губу между Бол. и Мал. Зубовскими островами.
Рассредоточено движемся к этому ручью по пляжу, форсируем вброд ручей (он тошнотворно пахнет тухлой морской капустой, т.е. сероводородом - этот запах у нас получил название: «запах отлива») и устанавливаем бивак в 100 м от него на травянистой площадке под скальной ступенью (20:30). С утра откатали около 27 км, тем не менее, это был один из самых сложных дней. Погода во второй половине дня не особо радовала: туман и ветер, свинцовая пелена облаков – «сопли по ветру».

День 6. (14.07.2008)
Выехали в 11:10, погода сохраняет к нам нейтралитет: дождя нет, ветра почти нет, солнца нет, ничего нет… Вылезаем с бивака на дорогу, вначале кусок «мостовой» - укатанные тяжелой техникой  скальные выходы. Ехать - едется, но трясет ужасно, Рома идет пешком часть пути, с его весом (125 кг нетто) байк лучше беречь. Впрочем, пешком он не сильно от нас отстает.
Опять выезжаем на пляж, совсем недолго (700-800 м.) едем по песку Зубовской бухты и снова поднимаемся на берег. Дальше - по грунтовой дороге, чередующейся скальными участками, песчанкой, камнями и обычным грунтом до пресечения с основной дорогой на Цып-Наволок, ведущей с Эйны. По дороге хорошо виден остров Бол. Зубовский, на его высшей точке стоит тригопункт, а на дальней стороне разорванный на две части корабль, выброшенный на скалы штормом. Еще немного и дорога утыкается в брод через ручей Средний (4,8 км, 12:10), брод преодолеваем в седле, хотя ноги все равно мочим.
За переправой оказывается, что трое человек значительно отстали – Димыч сломал багажник, и они его чинили. Погода стала гораздо лучше – выглянуло солнце и, воспользовавшись этим, мы устроили ванну прямо на переправе через ручей, немного помыв свои бренные тельца в пресной воде всего в 1 км от вод Северного Ледовитого океана. Мурманчане, Света и Олег, решили, что они не хотят с нами объезжать с востока Рыбачий, а по прямой дороге выедут в Эйну и там постоят 1,5-2 дня в ожидании нас. Подъехали отставшие, собрались, попрощались с мурманчанами и понеслись на восток.
Дорога отличная – очень хорошо укатанная грунтовка, опять же в основном колесами военных ЗИЛов и БТРов. Мимо поля разрушенной техники (искореженные и просто брошенные корпуса гусеничный тягачей или БМП, какие-то остатки чего-то и пр.) вскоре приехали к очередному броду - через Зубовку (2,6 км, 12:40). Брод глубиной около 40 см. Ниже по течению красивый водопад, а в устье – ржавая  баржа, видимо еще военных времен – борта из 6-8 мм железа прогнили насквозь на уровне воды. Баржа выброшена на берег и навечно засела в песок.
От Зубовки поднимаемся на большое плато, по проверенным данным Михаила Орешеты здесь находился запасной аэродром во время войны, но как мы не смотрели по сторонам никакого подобия полосы так и не увидели (уже в Томске я случайно на своих же фотографиях обнаружил полосу аэродрома, довольно хорошо просматривающуюся). На траве посреди этого каменного поля устроили обед. Пока обедали - наблюдали, как на горизонте проплыл какой-то сухогруз или танкер в сторону Мурманска, а мимо нас пронесся бронетранспортер, с его экипажем мы даже успели помахаться приветствиями.
Очередной подъем, с него открывается отличный вид назад на Зубовскую губу и на очередной выброшенный на берег недалеко от мыса Лазаря корабль. Как поведал нам вчера пьяный мичман, корабль этот выкинуло штормом на прошлый Новый Год, и про него даже в центральных новостях говорили. Впереди видно первую из антенн ВРМ. Доезжаем до нее – 75-метровая ферма с растяжками и под ней маленький «глухой» домик. Едем. Дорога ведет до самого гарнизона «ВРМ» по плоскогорью, по самой его высокой части. К гарнизону мы скатываемся вниз с плоскогорья. От переправы через Зубовку – 11,5 км (16:40).
 «Осиротевшие берега»: «Эту аббревиатуру по-разному расшифровывают. В моей записной книжке есть такие варианты: "выпьем, ребята, "московской", "вотчина рыбаков-метеорологов", "вот развалины маяка". Последнее прискорбное название появилось в 1996 году. Ну а официально ВРМ расшифровывается так: веерный радиомаяк… В 1953-м было принято решение построить радиомаяк. Последний его директор Александр Гаврильченко рассказывает:
- Веерный радиомаяк - это устройство, посылающее радиосигнал на расстояние до 100 миль. По этому сигналу в море определялись как военные, так и гражданские корабли.
… - Вот эти дома - деревянные, за ними столбы по тундре стоят как виселицы - это все старый маяк. Он был чисто военным. В 1979 году вошел в строй новый маяк. Для него были поставлены мачты в 75 метров высотой. Построены коттедж со всеми удобствами, дизельная, котельная, сауна и бассейн, хранилище для топлива, очистные отстойники, мастерская
». С 1995 года это место разрушено и заброшено. Битва технологий: GPS и Глонасс похоронили ВРМ.
Ручей Локи, 3-я антенна ВРМ (2-я стояла рядом с гарнизоном, все три выстроены в линию через 2 км друг от друга), очередной спуск с плоскогорья к губе Лауш – за ней виден Цып-Наволок со своим полосатым красно-белым маяком. На восточном берегу губы, как тут принято, валяется разбитый кораблик. Останавливаемся среди зарослей кустов на развилке дорог: направо – к Аникеевке, налево – в Цып-Наволок. Эти кусты – самая высокая растительность, которую мы видим с момента въезда на Рыбачий. Опять ждем Пашку – опять разрушился задний переключатель (18:00, 6 км от ВРМ). Все собираемся и перекусываем, попутно кузнецы ремонтируют бедный Пашкин байк.
А тем временем, сопутствующая нам почти весь день ясная солнечная погода начинает нас покидать: с моря с востока надвигается «туман войны» - нечто серое, непроницаемое идет стеной на берега Рыбачьего. И когда мы начинаем ехать в сторону Аникеевки на юго-восток, он нас накрывает. Становится сразу сумрачно, холодно и сыро, и ничего не видно.
В этой мгле единственный ориентир – дорога. Вскоре мы обнаруживаем у дороги кучу военной брошенной техники – это транспортно-заряжающие устройства от некогда базировавшихся здесь ЗРК, видимо С-75. Поразило две вещи: техника просто брошена у дороги, метал частично заржавел, краска облупилась, но резине на колесах хоть бы что. Вот по ней и видно, что она почти не использовалась – протектор выглядит как новый. Ну а второе – на покрышках надписи «Made in USSR», и это некогда секретный советский ракетный комплекс. На установках остались таблички-шильдики на которых всё очень понятно написано, но ракета везде называется «изделием», что легко угадываемо по фразам типа: «При накатке скалки следите, чтобы стабилизаторы изделия не касались приемника стрелы…» Смотришь на брошенную новой технику и за Родину обидно…
Пересекаем брод через Аникеевку (3,5 км от развилки) – неглубокая река, но очень холодная. Почти сразу за рекой въезд в бывший военный городок «Методичный», недалеко в тумане человек 5-6 сидят и стоят у костра. Посмотрели молча  мы на них, они на нас и мы въехали в мертвый поселок. Очередная Вайда, Скорбеевка, ВРМ – всё точно также грустно. Только в тумане. Дорога проходит насквозь его и выходит в вост. направлении. Подъезжаем к какой-то развилке – очень интересное место: развилка от нас в три стороны и все три катаны уже знакомыми колесами БТРов, а на нашей дороге их почти нет. Из-за тумана ничего не видно, поэтому решаем вправо и влево прокатиться для разведки. Я еду влево, к морю, кто-то вправо, остальные ждут на перекрестке (20:30).
И тут развязка ! Сцена театральная: порыв ветра развеивает туман до нуля в течение секунд, и я вижу всё: берег, море, дорогу и самое главное – в 20 метрах впереди меня штабную палатку затянутую маскировочной сетью, а над ней развивается Андреевский флаг. За палаткой куча машин, каких-то установок с огромными трубами, 8-осные тягачи и прочее в том же духе… И с десяток солдат таращащихся на меня ! А сзади уже слышно: «Стой, бля !!!» Ну сказано стоять – остановился. Подбегает мичман с грязной повязкой «Дежурный», за ним солдат-автоматчик с такой же с повязкой. «Стой ! Кто такие ?! Куда едете ?! Документы ! Мичман бла-бла-бла, дежурный по бла-бла-бла…» Втроем возвращаемся к перекрестку, теперь я вижу что перекресток находится почти в середине крупного военного лагеря. Там уже «взятые в плен» мои соратники и гонец «направо» под присмотром еще одного «дежурного» солдатика. У всех глаза круглые, включая мичмана. Спокойно объясняю кто мы, откуда, что делаем – он верит, что мы велотуристы, потому что у нас велики, кули и велокаски на репах. Достаем все паспорта, даем мичману, я достаю еще кучу всякой очень важной бумаги: маршрутка с подписями и печатью, гламурное письмо от федерации туризма, чтобы все нам помогали, с печатью, пропуск от ФСБ и МО из Мурманска с печатью и ламинированный лист карты с нарисованным маршрутом без печати. Впариваю всё мичману, он теряется. Убегает в ту палатку, в которую я чуть не въехал, оттуда уже вышел подполковник. Далее разговор происходит с подполковником (а скорее всего он тоже моряк, т.е. капитан 1 ранга), но через мичмана. Мы стоим – он бегает между нами и передает слова.
В общем, суть дела: у военных дальше по нашему маршруту учения - полигон для корабельных ракетных стрельб и якобы минное поле. Всё начнется якобы завтра утром, поэтому нам туда нельзя. Попытка заявить, что завтра утром мы уже будем в Эйне, не прокатила. Каперанг оказался орехом. Тем не менее, нас переписали всех с паспортов куда-то, посмотрели гражданство и пропуск в погранзону и сказали ехать вокруг полигона, через Зубовку в Эйну. Ну, с армией вообще тяжело спорить – поэтому разворачиваемся и едем обратно. Напоследок мичман машет с холма кулаком тем своим коллегам у костра и отпускает тираду матов, в стиле: «Вы, нехорошие и ленивые люди, почему плохо смотрели – вон 7 чудаков на великах проехали, чуть нашего начальника начальников не задавили и секреты все не своровали».
Солнечно, хотя и глубокий вечер. Туман войны отступил. Путь назад по той же дороге, прокалывается Вадик у губы Лауш, мы с Димычем и Серегой во время ожидания находим 3 старые ржавые гильзы от ТТ или ППШ недалеко от обочины. У ВРМ снова «туман войны» - толи мы его догнали, толи он нас. Снова сыро, темно и холодно, да еще «виселицы» старого ВРМ вдоль дороги переносят нас на ведьминское кладбище. Опять едем как ежики в тумане – ничего не видно, кроме дороги. Останавливаемся на очередной «подождать остальных» на ровном месте и оказывается, что мы на полосе того самого, не найденного нами в хорошую погоду аэродрома. Вдоль полосы окопчики из камней с бойницами.
24,5 км обратно по той же дороге, под конец доезжаем до р. Зубовки и встаем ночевать рядом с водопадом, почти в устье (00:15). Собираем топляк и какие-то сырые кусты на костер. Идет мелкий дождь, туман, сыро и холодно.

Комментарии
Поменял 
https://dl.dropbox.com/s/52d4d7upvwn2b6s/2008_III_Ivankin.rar
Vladislav Vasiliev22.08.16, 12:42
А ссылочку на pdf можно поправить? Пока что "Ошибка 404". 
Фотографии 
Если кому-то что-то хочется из остальных фотографий - пишите мне на почту xenon1304@gmail.com. Я думаю найдем способ показать )
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Ссылка:
Опубликовал Макс Иванкин