Маршрут мы прошли с сыном (17 лет). Отчет написал он. До озера Таймыр добрались на вертолете. Дальше на байдарке хотели дойти до мыса Челюскин. Из-за сильного повреждения байдарки прошли только половину пути. Маршрут закончили на мысу Медвежий Яр.
с. Хатанга - озеро Таймыр - река Нижняя Таймыра - Карское море - мыс Челюскин

Как мы не дошли до мыса Челюскин

Я уже третий год подряд провожу летние каникулы с отцом на северных реках Красноярского края. Первый раз (2013 год) это был маршрут р. Пясина - Карское море - Диксон - Дудинка. На моторной лодке за 31 день мы прошли 1700 км. Второй - река Подкаменная Тунгуска от п. Ванавара - п. Чемдальск - п. Ванавара.
В этом году мы решили пройти на байдарке от озера Таймыр по р. Нижняя Таймыра  до мыса Челюскин. Расстояние около 500 км. Мыс Челюскин является самой северной точкой Евразии. Это и манит. На мысе сейчас находится метеостанция и несколько пограничников. Поскольку маршрут пролегает в приграничной зоне мы  заранее оформили пропуск в погранзону. По времени рассчитывали пройти за 2-3 недели. Всё зависело от погоды и ледовой обстановки в Карском море. Меня все спрашивают - зачем тебе это надо? Намного круче провести каникулы где то в Турции или в других теплых странах. И дешевле.
Может и так, но мне с каждым разом все больше и больше нравиться так проводить каникулы. Как говорится - Север вяжет человека.

Наше путешествие началось с того, что 07.07.2015 в 11:30 утра мы сели в самолёт, который выполнял рейс Красноярск-Хатанга.

Рейс получился с задержкой в следствии чего мы прибыли намного позже, чем ожидали. Заселились мы в отеле "Хатанга", где присутствовали все удобства, включая телевизор.
Хатанга (село) - одно из самых северных населённых пунктов России, где проживают около 3-ёх тысяч человек.
Пару дней мы просто гуляли по городу, рассматривая все его красоты в ожидании вертолёта, который доставит нас к месту старта.

Мемориальная стелла.

Мэрия.

Местная школа.

Просто красивый дом.

Вид на порт.

К сожалению, мы не смогли попасть в "Музей мамонта", находящийся в пещере, выдолбленной в вечной мерзлоте,  так как музей частный, а директор был в отпуске.
На берегу р. Хатанга мы встретились и пообщались с "научно-исследовательской экспедицией в Арктику" из Нижнего Новгорода, которая шла по маршруту западная часть моря Лаптевых - северная Якутия и полуостров Таймыр. Они изучают моржей, белых медведей и разных птиц. Договорились с ними о возможном сотрудничестве на следующий год.

После пятидневного  ожидания мы сели на вертолет, который и доставил нас к месту нашего старта. Полёт занял 2 часа. И вот, мы уже смотрим, как вертолёт улетает от нас.
День нашего старта 13.07.2015. Нас это не очень радовало, хотя мы и не суеверные.

Cтартуем мы в нескольких километрах от озера Таймыр. После 5-и дней пребывания в шумном номере гостинницы с телевизором, тундра показалась нам таким тихим местом, как-будто кто-то взял и просто выключил звук. Казалось, что от такой тишины я смогу услышать, как кровь течет по моим жилам.
В 200-а метрах от нас небольшая избушка. первым делом мы сходили посмотреть, что находится в ней. Снаружи она была в очень приемлемом состоянии, но внутри была полностью разрушена. Мы не стали долго её осматривать и начали собираться в путь.
Сначала мы переоделись в спец. снаряжение. Потом собрали лодку, сложили в неё все наши вещи и тронулись в путь.

Как мы и ожидали - первый день сложный. По началу мы не знали, какие вещи нам нужны точно, а какие могут лежать и пылиться на дне сумки, поэтому в лодке был совершенный беспорядок, ноги было некуда деть, грести трудновато.
Погода поначалу была хорошая, но потом начался сильный ветер и я сразу же перестал чувствовать кисти своих рук и вместо того, чтобы грести, я начал греться. Отец  начал грести один.
Пару раз из-за сильного ветра мы хотели остановиться, разбить палатку, залесть в спальники и согреться, но желание пройти в первый день побольше километров, заставляло нас грести дальше. В итоге мы проплыли ещё час и наткнулись на домик. В котором и решили остановиться на ночлег.

К нашему счастью внутри была печка и лежаки, к тому-же было очень даже чисто. С отеля у нас осталось немного сыра и колбасы. Мы сварили рис, сделали чай и у нас получился очень сытный ужин.
Это был первый день нашего путешествия.

14.07.2015
Второй день был самым лучшим, как по погоде, так и по пройденному километражу, хотя мы и вышли намного позже запланированного времени. Усталость от первого дня давала о себе знать.

Красивые ландшафты радовали глаз.

К обеду мы дошли до знаковой точки - до пещеры Миддендорфа в которой русский ученый, путешественник А.Ф. Миддендорф провел больным зимой в одиночестве 18 дней.

В общем и целом, день был спокойным и тихим. Встретили стадо оленей. Они вышли к реке на водопой.
Когда настало время искать место для ночлега, мы услышали волчий вой на  берегу. Было видно, что по берегу кто-то движется, но мы  не смогли понять, кто это, так как расстояние было большим. В бинокль тоже ничего не разглядеть, поскольку байдарку на волне качало. Вой нас сильно напугал и мы на всякий случай проплыли ещё 5 километров. И там разбили свой лагерь. Долго не могли заснуть. Было страшновато, но усталость взяла свое. К счастью, утром все части тела были на месте.

15.07.2015
 Увидели стадо овцебыков. Подпустили они нас довольно близко, а потом убежали.

День был солнечный и спокойный, а к вечеру начался просто невообразимый ветер. Нас чуть не выкинуло на берег. Палатку ставить было рано. Мы решили переждать ветер на берегу. Но он не стихал. Через какое то время, желание пройти еще несколько километров заставило нас сделать еще попытку отойти от берега. Мы сели в байдарку, как вдруг, за считанные секунды, нашу лодку окатили 3 большие волны и нас обратно прибило к берегу. Деваться некуда, мы решили остаться на этом месте на ночлег. Разгрузили байдарку и решили опрокинуть ее, чтобы вылить с нее набравшуюся воду. Когда переворачивали, ветер подхватил ее и понес по берегу. Итог такой, что мы ее догнали метров через десять. Хорошо, что не унес в реку.

16.07.2015
К утру сильный ветер не прекратился, так что нам пришлось ещё немного переждать на берегу.
Продолжили плавание в 14:28 и сразу попали на большую мель. Песок торчал на середине реки и образовал тупик по левой стороне. Из далека его было не заметить и поэтому мы попали в него. Нам пришлось возвращаться назад, чтобы уйти к правому берегу.
Начался дождь. По началу он был маленький, но спустя короткие промежутки времени он становился всё сильнее и сильнее. Позже мы попали чуть ли не самый настоящий шторм. В высоту волны достигали около метра. И мы снова были вынуждены остановиться раньше, чем нам хотелось.

17.07.2015
С самого утра шел дождь. Хоть и небольшой, но было слегка некомфортно. К обеду появилось солнце. Начался штиль.

Но этот день был добр к нам недолго, после штиля резко начался шторм, который был хуже, чем в предыдущий день.

Это был первый раз, когда я действительно боялся, что нас перевернёт. Волны были одна за другой. Одна волна нас чуть не перевернула.

По карте до рыбацкого домика нам осталось каких-то 5 километров, но мы с отцом не стали рисковать и опять решили остановиться для ночлега намного раньше, чем предпологали изначально.

18.07.2015
Возле нашего ночлега стоял  гурий. Утром решили его осмотреть.

Стартанули в 11:20. Через полчаса мы увидели рыбацкий домик, до которого хотели дойти вчера. Мы не стали останавливаться возле него, но снаружи он был в достаточно хорошем состоянии.
Возле 2-ого рыбацкого домика мы решили сделать небольшую остановку. Ничего особенного, снаружи всё сломано, внутри тоже. Долго мы там не задерживались.
Чуть позже случилось то, о чём мы вообще не хотели думать, мы пропороли дно на байдарке. Дело в том, что начался сильный ветер и мы попали на мели, без острого камня конечно же не обошлось. Пока мы заклеивали байдарку, ветер сдул всю воду к противоположному берегу, и нам пришлось идти пешком к ближайшей воде по сухому дну реки.

Ширина реки в этом месте около шести километров. Пришлось поочередно перетаскивать сперва сумки, потом саму байдарку.

Мы ушли к левому берегу, поскольку там было хоть немного воды. В итоге, петляя, пешком мы прошли около 10-и километров (7 часов), по сухому дну реки, тягая за собой байдарку. За целый день мы ничего не ели и были очень голодные. На левом берегу (это оказался небольшой остров) мы увидели небольшой дом, который стал нашей целью на тот день. Когда мы до него дошли, то на часах было 02:38. Внутри дом был полностью сломан, мы поставили рядом с ним палатку и легли спать.

19.07.2015
Мы практически весь день спали, поскольку после того, как тагяли байдарку по сухому дну, на протяжении 7-и часов, очень устали.

Мы вышли в 20:48 и решили идти ночью. Летом на севере полярный день, так что ночью было светло, но ночь на то и есть, ночь. Было холодно.
По пути решили посмотреть о. Бэра. Он тоже связан с именем Миддендорфа. Здесь находятся две кварцевые глыбы - памятный знак экспедиции Миддендорфа.
Хотя и нет никакой мемориальной таблички.

Продолжаем движение и понимаем, что дальше наш путь под угрозой срыва. Наша байдарка дает течь. Отец гребет, а я все  больше занят вычерпыванием воды. Соответственно скорость байдарки упала почти вдвое.
Мы уже практически в Карском море. Пройдена половина пути. До мыса Челюскин осталось 260 км. Начинается самая сложная часть. Как быть? Идти дальше рисковать? Или остановиться?
Доходим до мыса Медвежий Яр, где находится полуразвалившийся рыбацкий домик.

Мы далеко от цивилизации. До Хатанги и до Диксона около тысячи километров. Чуть больше до северного полюса -1400 км.
Ставим палатку и ложимся спать. Утро вечера мудренее.
Утром принимаем решение - не рисковать, дальше не идти. Очень жаль.
Начинаем переговоры с Хатангой по поводу вертолета.
Жить продолжаем в палатке. Ночами очень холодно. Одеваем на себя максимум теплых вещей. Через два дня узнаем, что еще как минимум 3 ночи нам провести на этом месте. А мыс Медвежий Яр назван так неслучайно. Утром, когда идем за водой к небольшому озеру, видим свежие медвежьи следы. Это заставляет нас привести в порядок одну комнаму домика. Вычистили весь мусор. Забили окна железными листами, подлатали крышу и следующие 3 дня живем и спим в доме. Наш дом - наша крепость.

Так гораздо безопаснее. Иногда залазим на крышу осмотреть окрестности. То песец мимо пробежит, то волк.

Везде по маршруту много выброшенных бочек. И здесь рядом с нами их очень много. Когда заходит сильный ветер он как трубач выдувает на них свою мелодию, что-то сродни гулу вертолета или горлового пения.

Дни проходят в ожидании вертолета. Есть время привести свои записи в порядок.
Мы согласны с мнением жителей Хатанги, с которыми общались перед стартом - наш маршрут супер экстремальный и рискованный. А это мнение профессиональных охотников и рыбаков. В местах куда мы дошли уже нет понятия, что лето это лето. В районе побережья Карского моря и особенно на самой северной точке Евразии - мыс Челюскин самая непредсказуемая ледовая обстановка. Огромная зависимость от погоды и ледовой обстановки может удлинить срок прохождения морской части маршрута на недели или сделать ее невыполнимой.
И хотя прошли только половину запланированного пути, мы с отцом считаем это большим успехом.
24 июля в 19:04 мы услышали гул вертолета. Про нас не забыли.
На память о себе мы на доме прибили маленькую табличку. А в доме оставили бутылку водки и оставшиеся продукты. Надеемся, что это кому-нибудь пригодиться.

Итог нашей экспедиции мы считает генеральной репетицией для последующей попытки достичь мыса Челюскин.