Дневник
Каракорумское шоссе

23 - 25 июля. Перелет Москва - Абу-Даби - Исламабад, Каракорумское шоссе (KKH), дорога на Скарду к началу трека. Маршрут: Москва - Равалпинди - Чилас - Скарду
23 июля

Рейс Москва – Исламабад стартовал 22 июля и был поначалу вполне европейским. Но уже на пересадке в Абу-Даби салон заполнили индо-азиатские мужчины. Женщинами оставались лишь стюардессы, и те только славянки. Усатые пакистанцы столь бережливы к своим женам, что они перестают летать…

Была ночь, но в аэропорту Равалпинди стояла жара, духота, и мы употели, пока грузили свои четыре рюкзака в крошечную ветхую «Оку» местного производства. Драйвер несся по левой стороне дороги, на красном светофоре даже не подтормаживал. На этой «скорой помощи» домчали до автобусной станции и купили билеты до Чиласа, далее без сна не выдержим. Дед напрасно пытался вздремнуть на пыльном цементном полу в конторке автобусной компании «Натко». Галя кемарила на рюкзаках, наблюдая как в полумраке тишины мусульмане, стоя на коленях, общаются с Аллахом. С рассветом мир наводнился местными худенькими мужичками в одинаковых одеждах — широкие бесформенные брюки, длинная рубаха с разрезами на боках, шапка пакол (пуштунка). Мы не с экранов видим мусульман, моджахедов, пуштунов, алладинов, дервишей, они тоже, все встречные без исключения, нас рассматривают как невидаль.

Передвигаться на общественном транспорте было решено для лучшего знакомства с загадочной страной. Маленький автобус на 12 человек наполнился людьми, баулы и рюкзаки водитель привязал на крышу. Мы уселись на переднем сидении и в 11 утра отправились в сторону Каракорумского шоссе. Строители, в основном китайцы, 12 лет боролись со скалами перед тем, как первопроходцы в 1978 году оценили эту дорогу, сразу назвав ее «восьмым чудом света». Увидели на дороге местный грузовик, достойный этого чуда, и поняли, что страна более сказочная, чем представлялось. Эти сухопутные каравеллы имеют кокарду над кабиной не только для красоты, но и для защиты водителя от камнепадов. Царские по виду повозки в основном перевозят сельхозпродукцию в огромных мешках, уложенных за пределы допустимого объема и веса.

Мы заранее предупредили водителя, что выходим в Чиласе, примерно через 460 км, а он периодически переспрашивал, где этот Чилас-то?

Поначалу ехали без остановок. От жары спасала крыша, утолщенная багажом, бутыль воды и слабенький кондиционер. За окном мелькают деревенские картинки с детьми, юношами и мужчинами в единой гражданской форме, они сидят, лежат, бродят, наблюдают, улыбаются, обнимаются при встрече, некоторые ходят парами, держась за руки. Похоже это не просто народ, а пусть не богатая, но единая братская семья. Поразительно что ни дыма кухонь, ни запахов пищи не слышно, никто упаси Аллах, не ест и не пьет — наш поход выпал на июль-август, когда у братьев строгий пост рамадан.

Но вот на шоссе появились блок-посты. На каждом автобус останавливается, водитель нас «закладывает», полицейские в гражданке переписывают в тетрадь какие-нибудь сведения, например: из какой страны, или какие номера виз, каковы срок действия виз, дата прилета, дата отлета, кто пригласил, откуда едем, куда следуем, и даже какая профессия. Когда узнают что из России, то улыбаются как своим и желают счастливого пути. К вечеру на блок постах стал подсаживаться человек с автоматом, а ночью нашу скромную маршрутку  сопровождала полицейская машина с мигалкой. За день на шлагбаумах наши данные переписали раз двадцать. И все это с остановками минут по 10. Терпеливые попутчики к вечеру стали предлагать нам выйти в каком-нибудь поселке, где есть гостиница. Но мы наметили Чилас еще и как место, где можно найти джип до Скарду. Однако что это за крупный город, которого водила не знает?

Каракорумское шоссе проложено вдоль ущелья, сжимающего скалами реку Инд, знаки дорожного здесь встречаются редко и без разнообразия, в основном «SLOWLY» то есть «МЕДЛЕННО». Весной водные потоки с гор размывают полотно дороги, поэтому местным дорожникам куда больше проблем чем российским, и чинить их не успевают. А в каждой деревне имеется черная промасленная мастерская по ремонту шин и всего остального.

Чем севернее мы продвигались по ККН, тем грандиознее становились горы и ущелья, тем яростнее шипели со дна пропасти мутно-грязные воды Инда. Кстати все реки Пакистана принадлежат бассейну Инда и по расходу воды он равен нашей Волге, но переносит в 20 раз более грунта, поэтому поток землистый и не прозрачный. В  низовьях Инд успокаивается, но там водятся крокодилы.

Наступила глухая жаркая ночь, когда преодолев за 15 часов сотни подъемов и спусков мы все же добрались во все же существующий Чилас. Наши попутчики с облегчением высыпали из баса проводить нас молчаливыми взглядами. В «Шангриле» накормили, напоили, продали по цене барана описания и карты треков, которыми мы пользовались дальше, и уложили спать на чистые простыни под шумящий, как кукурузник на взлете, вентилятор. Карты рассказали, что мы уже углубились в Каракорумо-Гималайские горы. Кстати, иностранных номеров машин не встретили за весь день, а в дальнейшем и за весь месяц пребывания.

24 июля

Только к полдню мы проснулись, готовые к следующим приключениям. Запили печеньку водой, надели свежие рубахи, познакомились с водителем Land Cruiser, которого ночью нам подыскал менеджер отеля, и отправились в Скарду, к началу трека. Слева от трассы на горизонте видны вершины Гиндукуша, спереди хребты Каракорумов, справа Гималаи, а внизу бушует Инд. По ходу водитель Мустаг рассказывает что вот эти снежные пики называются Нанга Парбат, их высота более 8 км, а это Ракапоши, ее высота около 8 км и так далее. Куда не посмотришь, всюду нигде и никогда не виданные ранее рельефы. Мустаг с горящими глазами несколько раз повторил «ай лайк Аллах», что все случается благодаря ему, теперь например есть ККН, раньше приходилось месяц на лошадях добираться сюда из Исламабада, а сейчас за два дня. Вот в этом месте люди перебирались на другой берег Инда в люльке по тросу который иногда обрывался и люди погибали. А теперь есть хоть навесной и качающийся, но мост. Посоветовал назад возвращаться  через перевал Бабусар красивой дорогой, мы этим советом воспользовались и не пожалели.

На закате пейзажи еще более красивы, но водитель не понимает, что фотосъемка для нас очень важна. В живописных местах не останавливается ссылаясь на «денджер». Останавливается где не денджер, но там снимать нечего. Так в глубокой темноте и некоторой неудовлетворенности добрались до цели и остановились в отеле «Машербрум». Первым делом под вентилятор, под душ, затем в ресторан поужинать. Оказалось, что ужина уже нет, но отзывчивые парни принесли в номер яичницу, чай и тосты. Засыпали с единственной неопределенностью в этой жизни — где, с кем и когда завтра будем встречаться, ведь улетая, мы так и не получили контакты для встречи от компании Lost Horizont.

25 июля

На рассвете в окнах обнаружили снежные вершины Каракорумов, широкую долину, ручей, вокруг которого сосредоточилась местная жизнь – огороды, вольношатающиеся братья, стирка и купание в ваннах из булыжника, овцы, объедающие кустарник, в огороженных дворах женщины.

Впервые понадобились лекарства — у Гали болит голова силой в две таблетки цитрамона. Сегодня главное найти интернет и посмотреть почту, нет ли сообщений о месте и времени встречи. В маленьком Скарду только с помощью полицейского находим Orange Internet Cafe. Слава Аллаху в почтовом ящике ждало письмо от Ty Gordon, который сообщил, что в  Indus motel у менеджера Nazirа есть для нас информация. Пока писали на dedavova весточку волнующимся за нас, от Ty Gordon пришло  уточняющее письмо, что гид и повар уже выехали из Гилгита и вечером мы встретимся с ними в Indus Motel.

Гуляем, заходим в лавки с национальными поделками. Покупаем Вове шапку-пуштунку, которая ему идет больше, чем любой известный европейский головной убор. В лавке с тканями продавец-портной увеличивает шапку до нужного размера, за наше путешествие он оказался единственным чуть-чуть говорящим по-русски. На вопрос — тактично ли носить национальный головной убор иностранцу философски отвечает, что «голова твоя, значит что хочешь, то и одеваешь на неё».

Вечером, когда уже совсем стемнело, у Indus Motel встретились с гидом, которого зовут Mr.Gulzada Khan или коротко — мистер Гюл. Он приехал из Гилгита (200км) на джипе с поваром, бочками, снаряжением и разыскал супружескую пару из России, нас то есть. Гид хорошо говорит по-английски, смахивает на Наполеона, но общителен и улыбчив. За чашкой кофе обсудили детали трека — уточнили маршрут, снаряжение, вес для портеров, наличие аптечки, время встречи завтра. На прощание гид особо подчеркнул, что по окончании маршрута принято портерам, повару и гиду платить чаевые.

На ужин наслаждаемся гением чистого вкуса — манго и засыпаем под молитвенное пение мулл, доносящееся из разных частей городка.

Трек по леднику Балторо

26 - 31 июля. Знакомство с гидом, поваром, портерами и мулами. Трек вдоль реки Шигар, по леднику Балторо. Маршрут: Скарду - Асколе - лаг. Джола - лаг. Пайо - лаг. Хобуше - лаг. Урдокас.

26 июля

Утром с гидом и едем в Департамент туризма на брифинг. Это мероприятие обязан пройти каждый кто отправляется в приграничную зону. Чиновник проверяет подготовленные гидом документы и страховки, инструктирует, а дед расписывается как руководитель группы в ответственности за спутницу, за сохранение природы и честное отношение к необразованным портерам.

Кстати, из истории и географии известно, что на этом месте, в северном Пакистане, в горах Каракорум существовало средневековое королевство Балтистан. Во времена британского правления в Индии входило в княжество Джамму и Кашмир и перешло и стало частью Пакистана в 1947. Граничит с Китайским Тибетом. Чрезвычайно гористая область, со средней высотой 3400 м. Балтистан включает в себя 5 долин: Skardu, Khaplu, Shigar, Kharmang и Rondu. Эти долины являются самыми посещаемыми в Пакистане среди альпинистов и путешественников. На севере Балтистана расположены 4 восьмитысячника: K-2 (вторая по высоте вершина мира — 8611), Gasherbrum-I (8068), Broad Peak (8048), и Gaserbrum-II (8035); а также 40 семитысячников и 146 шеститысячников!

У входа в гостиницу в наш джип загружается мешок картошки, три бочки с чем-то, ящики, палатки, здоровенный керогаз, наши два рюкзака. Непонятно, как это все потом понесется и сколько потребуется портеров.

Солнце печет и сгоняет в тень гостиницы, где мы разговорились с пожилой парой из Швейцарии. Поджарые, обожженные горным солнцем, приятные в общении, интересуются откуда мы, собираемся ли в трек и в какой. Мы задаем такие же вопросы. Оказывается, несмотря на возраст, они прошли к базовому лагерю К-2, базовому лагерю Броуд Пик и через перевал Кондогоро Ла. Удивительно! Это очень трудный маршрут! Когда мы спросили в первый ли раз они в Пакистане, женщина заплакала, а муж ответил, что впервые. И рассказали, что этой зимой здесь в горах погиб их сын. И они решили пройти летом по всем тем местам, которые ему нравились. Пронзительно печальная семейная история.

Выехали и сразу за Скарду очутились в инопланетном пейзаже. Между нами и горными пиками навеянные веками желтые песчаные дюны. Дорога идет между покрытых субтропической зеленью хребтов, вдоль притока Инда. Долина здесь широкая и русло реки распадается на много рукавов, а на подошве хребтов сочно зеленеют островки пшеницы и абрикосовые рощи в оранжевых крапинках плодов.

Долина Шигар образована в результате слияния рек Braldu и Basna, которые в свою очередь берут своё начало в ледниках Baltoro, Biafo Chogo, Lungma, Chogtoi и Panmah. Подъезжаем к городку Шигар, который старше Скарду и когда то здесь был форт, принадлежавший сильному местному Радже. В городе есть несколько мечетей, построенных в буддистском стиле, городской базар. Археологи обнаружили древние буддистские поселения с настенными надписями и наскальными рисунками на которых изображены древние китайские пагоды. Из этого факта делают вывод о дружественных в прошлом взаимоотношениях Шигара с Китаем.

На рынке повар докупил крупы и живых кур, которые несколько дней будут путешествовать с нами. За поселком дорога перешла в узкий уступ прилепившийся к крутым скальным склонам. Трудно преодолимые внедорожные участки проходят на разной высоте над бурлящей рекой. Открытый кузов джипа Тойота вмещает гида, повара, его помощника и все походные вещи, а мы расположились в кабине слева от шофера. Иногда приходится выскакивать из машины, чтобы облегчить водителю преодолеть крутой каменистый подъем.

Слева увидели горячий источник с травертинами и вспомнились подобные шедевры природы, виденные на Памире и в Турции. Часам к восьми вечера приехали в Асколе, разгрузились, поблагодарили водителя за профессионализм и подарили ему на радость 500 рупий. Тут же вокруг нас собрались кажется все деревенские мужчины, их очень интересует наш отряд. На первый полевой ужин мистер Шир приготовил рис с острым соусом, огурцы и чай с абрикосами и ежевикой.

Мистер Гюл объявил что знает 5 языков и теперь решил изучать русский. В ходе ужина он стал брать уроки у полюбившейся ему учительницы Галины Ивановны, усердно записывая буквы в тетрадку, как первоклассник.

Уже в полной ночной тьме договорились о завтрашнем маршруте и покинули достархан, сказав заученное «шукрья», что на урду значит «спасибо». День был труден и по полной насыщен впечатлениями. Ночью долго заснуть не могли, Вове не хватало воздуха, Галя зависла в чутком полусне. По-настоящему заснули только под утро.

27 июля
Первый ходовой день. Собираем и отдаем рюкзаки с вещами не первой необходимости портерам. Сами несем фото и видео камеры (всю зарядку оставили в Скарду, все равно на маршруте заряжать аккумуляторы негде), рюкзак с личными вещами – флисовки, дождевики, маленькая аптечка, нож, карты, туалетная бумага, блокнот, ручка и самое главное — питьевая вода. Остальные грузы в нашей экспедиции распределены так. Проводник несет свой рюкзак, повар несет свой рюкзак и 2 курицы, его помощник – один наш рюкзак с палаткой и срочные обеденные принадлежности. Ещё есть три портера, которые погрузили все бочки с едой, газовый баллон и плиту, палатку-кухню на трех мулов и идут рядом с ними.
Из Асколе начинается пока горизонтальная, поэтому легкая тропа. Наконец увидели женщин, они сидели на поле, пропалывали грядки, увидев нас укрылись платками и отвернулись. С утра еще прохладно, по ощущениям градусов 27. Однако путь оказался жарким и трудным. На каждом подъеме дыхание и пульс учащаются, воздуха ощутимо не хватает. От тропического солнца заматываем головы платками как бедуины. Жажда сопровождает непрерывно, но воды взяли всего 1 литр и надо экономить. Губы набухли, покрылись трещинами, хотя кремом периодически смазываем.
Проводник чувствуется опытный, идет впереди не спеша, не торопит, иногда дожидается нас, чтобы рассказать о особенностях местности или историю из своих походов. Повар с помощником ушли вперед, чтобы поставить лагерь для ночевки к нашему приходу. Наши портеры с мулами быстро скрылись за горами. Большую часть времени мы, слава Аллаху, идем вдвоем, и в том темпе, который позволяет наслаждаться красотой. Тропа проходит под скалами, наполненными вкраплениями гранатов, которых мы наковыряли горсть.

На последнем участке уже видим цель — лагерь Джолла, на радостях допиваем сэкономленные остатки воды, но неожиданно оказывается, что мост через перегородившую наш путь речку так удален, что мы еще 1,5 часа идем на пределе возможного. В лагере увидели бутылку холодной Пепси и не взирая на баснословную цену мгновенно осушили ее.

Наша палатка уже установлена, а в кухонном шатре шкворчит сковорода. Сразу воспользовались пластиковой кабинкой, в которой стоит бадья на 5 ведер с холодной водой и большая кружка, хозяева называют это душем. Воду в бадью наливают из родника, поэтому мылись с кайфом. Ужинаем сидя по-турецки, едим лепешки парата, тушеные овощи (морковь, помидоры, лук, местная зелень под названием ladies fingers), чай, джем. После ужина быстро стемнело. Три наших мулла, две домашние курицы и шестеро заботливых мусульман уснули. Мы тоже устали очень, но почему-то не засыпалось и мы еще долго делились впечатлениями об этой поразительной стране.

28 июля
Солнце еще глубоко за горами, мы в спальниках, но кок уже приготовил и принес горячий кофе. Окончательно пробуждает умывание ледяной водой. На скатерти расстеленной на земле — каша, чай, чапати, завтрак среди горного пейзажа, который оживляет пара итальянцев, отправляющаяся на маршрут. Вслед за ними и мы упаковываемся и бредем по красоте и утренней свежести. Наученные вчерашней дневной жаждой, на этот раз прихватили запас воды в двойном объеме. Еле заметная тропа ведет нас по усыпанному валунами дну ущелья, потом поднимает и прижимает к скалам. Гида, повара и портеров пропускаем вперед, чтобы больше оставаться наедине с горами. Примерно раз в час встречаются спускающиеся с базовых лагерей отряды мулов с погонщиками. Эти караваны придают ещё большее азиатское очарование грандиозным Каракорумам.

Мутная река, образованная от таяния ледника Балторо, растекается на серебристые рукава и с тропы слышно как она шуршит камнями перенося их вниз. В одной из расщелин натыкаемся на прозрачный ручей и напиваемся вдоволь. Вот тропа петляет по участку горной жаркой пустыни. Мистер Гюл далеко от нас не отрывается и контролирует наше передвижение. По глыбам преодолеваем перегородивший тропу горный поток. Тут у проводника отрываются обе подошвы. У нас к такому случаю нашелся ремнабор, клей, шпагат. Час на солнцепеке грозил солнечным ударом, но ботинки отремонтировали.

Тропа все поднимается вверх и вверх, продвижение усложняют наваленные сплошняком крупнокалиберные динозавровые яйца-булыжники. За очередным поворотом открывается совсем офигенный вид на группу пиков гор в виде правильных пирамид и скальных шпилей — это Башни Транго.

Trango Towers являются частью хребта Балторо Музтаг, который в свою очередь, является боковым отрогом хребта Каракорум. К вершинам башен ведут одни из самых больших и сложных скальных стен в мире, чем притягивают сюда альпинистов. Высшей точкой массива является Большая Башня Транго, высота которой составляет 6286 метров. Западная стена этой башни является самой большой вертикальной скалой в мире. Её протяженность составляет 1340 метров. Все башни массива Транго расположены в гребне, протянувшемся с северо-запада на юго-восток между ледником Транго на западе и ледником Дунг на востоке. К северо-западу от Большой Башни находится Безымянная башня. Это большой симметричный скальный шпиль. К северу расположена небольшая скальная башня известная как Транго Монах, далее Транго 2 (6327 метров), и высшая точка гребня — Транго Ри, 6363м. К юго-востоку от Большой Башни Транго расположена Транго Пулпит ( 6050 метров). Дальше на юг перед ледником Балторо расположена вершина Транго Замок, 5753 метра.
Допиваем два последних глотка воды и через полчаса мы в лагере Пайю. Повар встречает нас кружкой холодного компота. Главный уже не в силах держать свою слабую спину и просто валится в палатку, которую к нашему приходу установили портеры. На ужин суп, чапати, курица с рисом и соусом кари. Гюл, с учетом трудности перехода, внес коррективы в план дальнейшего путешествия. После завтрашнего дня отдыха в Пайю не стоит идти одним днем до Урдукаса, разумнее остановиться в промежуточном лагере. От него часа три до Урдукаса, но если сил хватит, пойдем до него.

У Гали в течение дня тоже зреют изменения первоначального плана – день идем, день стоим, доходим до Конкордии, оттуда в Скарду возвращаемся не пешком, а вертолетом. Так закралось первое сомнение в том, что сможем осилить весь маршрут. Обсуждаем за ужином с мистером Гюлем возможность добавить дни к треку чтобы растянуть нагрузку. Но тут возникнет неувязка – джип в Асколе будет 7-го вечером, еда и портеры тоже рассчитаны. Значит будем придерживаться намеченного плана.
Лагерь расположен на высоте 3000 метров. Пока проявлений горной болезни нет или они минимальны – у Гали под вечер немного болит голова (таблетка цитрамона). У Вовы расстройство желудка (иммодиум). После долгих разговоров за ужином заснули быстро и легко. Завтра дневка в лагере для релакса.

29 июля
Сегодня по плану надо спать, созерцать, фотографировать, пить воду и копить силы. Наблюдаем как одна группа уходит утром и лагерь пустеет. Другая приходит и лагерь оживает. У всех отрядов отработанный годами состав – гид, повар, мулы, поклажа. Нас, советских романтиков, очень поразило, что большинство групп тащат с собой пластмассовые стулья и столы. Удивляют не столько затраты, сколько добровольно создаваемый диссонанс с окружаемой дикой природой. Снимаем на фото и видео наш лагерь, пики Пайю, близкий край ледника Балторо, ущелья и ручьи. Фиксируем в блокноте ход событий, имена, названия. Галя занимается по хозяйству – зашивает, стирает, сушит, помогает готовить. Наши спутники пекут чапати или парата, подают чай, ланч или ужин. Повар Шир сегодня дает Гале мастер-класс по приготовлению чапати, плова без мяса и тушеных острых овощей.

Мистер Гюл записывает в тетрадку и заучивает русские слова и фразы, которые он сможет употребить в русскоязычных группах. Но почему-то его язык не может произнести буквосочетаний, к которым привычен наш язык. Мы тоже пытаемся разобраться в значках-буквах урду, в которых нет гласных и пишутся они справа налево.

В середине дня все съехали, в лагере остались только наша группа, да обожженный невзгодами ворчливый хранитель лагеря. Мы с фотоаппаратом ушли вниз по реке снимать шедевры. Вечером наблюдали как одного портера с горняшкой на мулле отправили в Асколе. Ночью Галина голова настойчиво затребовала цитрамону, напоминая о высоте местности.

30 июля
Сквозь сон слышали как ульем загудел лагерь. Утром мы узнали, что это спустились портеры экспедиции, совершавшей восхождение на К2, второй горы мира, высота 8622 метра. Считается, что именно здесь, в лагере Пайю, заканчиваются опасные и трудные дороги. Каждый горизонтальный пятачок оказался занят, пришедшие спят под одеялами, на ковриках, и что удивительно – все портеры без палаток, возможно для облегчения ноши.
В 6 утра завтрак на скатерти (чапати, мед, джем, чай), и сразу отправились по тропе к леднику, не дожидаясь гида и портеров. Они догнали нас через час. Оказалось что знаменитый по рассказам ледник Балторо не сразу распознаешь – он видимо только внутри бело-голубой, а снаружи сплошь завален землей, песком, камнями и обломками скал. Ледник зарождается высоко в ущельях, достигает в высоту десятков и сотен метров, и производит впечатление живого монстра, так как тихонько, со скоростью 4 мм в час движется по своему ложу. Периодически слышны звуки шуршащих камней, из его недр, как из желудка, доносится глубинное журчание ручьев. Обломки скал, лежащие на подтаивающих кромках ледовых пропастей, периодически срываются и с грохотом ныряют в воду. Поверхность ледника усыпана обточенными временем булыжниками, встречаются песчаные дюны, трещины и озера. Стало понятно, почему в одном месте могут быть камни разных пород – гигантским природным миксером служит спина ледника. Камни с одной горы падают на ледник, он перемещает их под другую гору, которая добавляет свой сорт, через несколько десятилетий состав окажется под следующей скалой и так далее.

Идти по леднику гораздо труднее, чем по горной тропе. Часа два мы пересекаем его сначала поперек, затем движемся по узкой каменистой тропе вдоль хребта. Солнце еще не в зените, но становится очень жарко. На каждом, даже небольшом подъеме, останавливаемся чтобы восстановить дыхание. Очень выручает вода, но пьем экономно, у нас её 2,5 литра на весь день. Обогнавшая нас длинноногая пара испанцев, несмотря на молодость, тоже идет тяжело. На полянке бывшего лагеря Лилиго прячемся в тень большого камня, но тут нет покоя от мошкары. На ланч чай, сушеный абрикос, желающим суп.

По дороге видим со всех сторон пик Пайю, иногда напоминающий Монт-Сен-Мишель, Транго Тауэр со множеством острых пиков. На леднике много красивых цветов фиолетового и желтого цвета в ярко-зеленой листве, летают птицы. Машин, поселков, населения тут не увидишь. Только изредка небольшие караваны экспедиций, да пару раз скрываясь в расщелинах ледника пролетели военные вертолеты пакистанской армии, ведь до китайской границы всего 20 километров.

К 14 часам приходим в лагерь Хобуше, поднявшись на высоту 3800м. Лагерь небольшой, промежуточный, не все группы в нем останавливаются, но наш гид принял решение заночевать именно в нем, чтобы легче перенести процесс акклиматизации. Потом к нам присоединилась французская пара со своими помощниками. От усталости хочется пораньше лечь спать. Сходили вниз по ручью и в маленьком ледяном водопаде смыли пыль жаркого дневного перехода. Этот ручей стекает с белой вершины соседней скалы благодаря тропическому солнцу. Забрались в палатку, глядим в расстегнутую дверь на величественный мир пустынно каменных, заснеженных Каракорумов. Уже на закате наблюдаем спешащий вниз караван мулов с неунывающими портерами. Она заснула сразу, а он промучался всю ночь в полудреме.

31 июля
Выползаем из палатки. Горный воздух настолько свеж, что складывается впечатление, что недосыпа нет. Умыться не смогли, так как бурный ручей, вчера шумевший, сегодня отсутствовал. На завтрак кок подает хлопья с горячим молоком, чапати и чай, поясняет, что лучше есть нежирную пищу, так как высокогорье. В чай заваривает горный чабрец, собранный тут же.
Маршрут сегодня идет и по нагромождениям камней, и по журчащим ручьям ледника, по осыпающимся под ногами тропинкам то вверх, то вниз. Прошли расположившийся на леднике участок песчаной пустыни с озером. Гюл поясняет, что впадающие с боковых ущелий ледники деформируют Балторо и в прошлом году ландшафты были другими.
В 11 останавливаемся в лагере Урдукас на высоте 4100м. Толщина льда на леднике здесь 450м. Мы одни. Жара и мухи. Воды в лагере совсем мало. Слышим звуки сходящих лавин, камнепадов. Гюл в который раз рассказывает о желтых и голубых баранах, волках, снежных барсах и медведях. Вспоминает о падении 2 года назад огромного камня прямо на палатку, стоявшую в лагере, о гибели четырех спавших в палатке альпинистов. Этот двадцатиметровый камень лежит недалеко от места своего преступления, о случившейся трагедии извещает табличка.
Продолжаем учить русский и урду. Обсуждаем возможную программу на зарезервированные после окончания трека 8 дней. В лагерь приходят портеры с путешественницей из Англии. Смелая одиночка одета в шорты и короткую майку, активно крутится среди паков, которые выросли в обществе закрытых женщин и их стесняет такое поведение и вид. Видно, что особого уважения к ней мусульманские парни не испытывают.
Виды Транго Тауэр при ночном освещении луны достойны того, чтобы заняться фотосъемкой со штатива. Но выбраться из палатки уже нету сил.

Больше фото этого дня можно посмотреть на сайте сайте dedavova.ru

Высочайшие вершины

1 - 8 августа. Виды на восьмитысячники. Бессонные ночи в лагере Урдокас и медленный спуск в долину. Маршрут: лаг. Урдокас - лаг. Хобуше - лаг. Пайо - лаг. Цомоцок - лаг. Джола - Асколе - Скарду
1 августа
В предыдущую ночь не доспали, и поэтому надо было обязательно выспаться в эту ночь, ведь нас ожидал серьезный переход. Галя уснула, а вот ночи, которую провел ее товарищ не пожелаешь никому. Он моментально отрубался, но секунд через 5 просыпался от того, что задыхается. И так на протяжении всей ночи. При этом отсутствуют признаки горной болезни, голова не болит, температура и пульс нормальные, не тошнит. В попытках уснуть правильно испробовано много средств – валидол, фервекс, цитрамон, тромбоасс, теплые одежды, конфета, питье, массаж головы, прогулка с глубоким дыханием, карандаш в зубах чтобы рот не смыкался во сне и другие мыслимые эксперименты из составленного по ходу ночи списка. Ничего не помогало. После двадцати циклов засыпания-подскакивания уже наступила совсем парадоксальная ситуация – спать хочется жуть как, а засыпать уже страшно, боишься неотвратимо наступающего удушья. Да еще капель для носа, который закупоривался не взяли, и снотворное забыли, и мочегонное могло помочь, но отсутствовало в аптечке. И хотя от нагрузки и жары вес снижался в день по килограмму, главная причина аномального состояния видимо лишний вес.

Утром, вникнув в ситуацию, бывалый Mr. Gul сказал что рисковать с дальнейшим подъемом однозначно бессмысленно и надо спускаться. Мы и сами начитались чем могут закончиться подобные проблемы если продолжать подъем. Ну что ж, впереди ещё 16 дней и возможны более короткие треки на меньшие высоты. Жизнь важнее. И уже то, что мы увидели превосходит все ожидания. Назир, Сабир и Мухаммад поняли, что путь сократился на 30 км и весело грузят мулов. Начинаем спуск. Погода ясная и мы часто оборачиваемся, чтобы насмотреться на белые вершины Броуд Пик, Гаршебрум-1 и Гаршебрум-4.

Вчерашний подъем в обратную сторону был труден от сумасшедшей жары, недосыпа и грустных размышлений о причинах преждевременного возвращения. К 12 часам спустились в лагерь, высота здесь на 300 метров меньше, кислорода соответственно побольше и средь бела дня и жары Вова наконец уснул прямо в кухонной палатке. А Галя тем временем толковала с Гюлем о жизни. Попутно гид уже в который раз рекламирует свои услуги организатора треков, полетов на вертолете до Конкордии, рафтинга по реке Наран, путешествия на верблюдах, культурных программ и покупки недвижимости в Пакистане. Ну как он за свои годы не понял, что навязчивость и прозрачность желания любым способом заработать на нас, приводит к противоположному результату.

2 августа
Сон был крепким и организм восстановился. Если бы не график, то хоть опять поворачивай на восхождение. Кстати, по такой схеме адаптации организма к нехватке кислорода и ходят альпинисты в экспедициях – вверх примерно на 700 метров, потом на ночевку вниз на 300 метров, на следующий день опять 700 вверх, потом опять вниз и т.д. Поэтому на покорение восьмитысячников альпинисты затрачивают 60 дней.

Решили идти до Пайю без остановки на ланч. Уже с противоположного ракурса рассматриваем устройство ледника Балторо и вливающихся в него более мелких ледников. Периодически слышны звуки срывающихся в ледниковые озера камней, под ногами звенят ледниковые ручьи, в воздухе пахнет весной. Еще присутствует на тропе помет мулов, к стати душистый из за того, что по ночам мулы пасутся на склонах и едят пахучие горные травы.

Впервые встретилась четверка трекеров на приветствие сказавшая нам здравствуйте! Симпатичная молодая пара из Украины и два мужика из Москвы. В белых перчатках Москвич тут же начал хвастаться, что вот он и впереди отряда всю дорогу идет, и Непал, Эверест, Эльбрус, Монблан уже покорил, и в этом году на Гришинском фестивале на Волге попел, и все это не смотря на свои 67 лет. Мы обрадовались скорому расставанию, и тому, что нашими спутниками являются только скромные пакистанцы. Вот еще бы Гюл поменьше заботился.

Часам к 10 уже бредем по жаркому ультрафиолетовому пеклу, и далеко бы мы не ушли, если б не вода, четвертой степени солнцезащитные очки, закрывающие тело одежды и платки. Даже Гюл, хоть и называет себя camel, и рамадан ему запрещает, но втихаря набирает горсть воды из ручья и отправляет в рот. Испытания горного похода однозначно показывают, что по возвращении домой надо вести здоровый образ каждодневной жизни и довести вес тела до приемлемого. И ежегодно ходить в настоящие горы.

Сказали леднику шукрия, до следующих встреч и ступили на землю! Тропа стала глаже, лагерь виден. Но эта кажущаяся близость обманчива. Последние километры выжимают из нас остатки сил, тем более что последний глоток давно выпит.

За пол километра до лагеря, нас поджидает кук, как всегда с улыбкой приветствует нас, и сообщает, что в лагере полно народу. Действительно, все занято кухнями, палатками, муллами и народом. Все портеры, повара и гиды друг друга знают и при встрече обнимаются и беседуют. Альпинисты тусуются внутри своих групп, друг с другом не перемешиваясь. Видим и слышим что сегодня в лагере присутствуют французы, итальянцы, греки и японцы, есть и смешанный туротряд. Гюл знакомит нас с известными на весь мир портерами — покорителями К2. Разговорились с греком, который узнав, что мы из России тут же переходит на хороший русский. Все детство и молодость провел в Чехословакии, сам грек, теперь живет на родине. Уже в четвертый раз в Пакистане. Их в группе 16 человек, идут по самому трудному маршруту. Разговаривать с славянином приятно, и слушает, и внимательно расспрашивает про погоду там наверху, про дорогу, про трудности переходов, интересовался, нет ли у нас водки. Нету ответили мы, и подумали, ведь слава Аллаху, что нету.

Выпив по литру, руководитель Вова заваливается спать, а его личная медсестра Галя устраивает в палатке дом на сегодня и завтра.

К ужину на скатерти светились янтарем плоды манго. Этот сюрприз Шир выменял на яйца у коллеги повара из японской группы. Галя чуть не прослезилась от такой заботливости, а Вова в ответ вручил повару и команде 4 литра пепси, что для мусульман то же, что водка для грека.

В лагере шум и смех. Еще приходят две супружеские пары из Франции и группа тайцев со стульями и столами. Совсем к ночи вернулись два англичанина-скалолаза, у них неудачная попытка на Trango Tower. Ставят палатку вплотную к нашей.

На завтрашний день планируем трек в сторону базового лагеря Trango Tower. Заснули без проблем. Но Галя в течение ночи все-равно несколько раз просыпалась, прислушивалась как сопит Вова и меряла его сердечный пульс.

3 августа
В пять утра уже слышится шуршание брезентовых тентов, палаток, хлопанье шлепанцев, портеры с больших и малых расстояний перекидываются непонятными фразами. Выбираемся из теплых спальников и сквозь туман видим нечто напоминающее воскресный восточный рынок – из кухонь идет дымок, шипят газовые горелки, шкворчат на масле лепешки-парата, портеры кормят мулов, привязав мешок с овсом к морде, гиды принаряжаются в красивые платки, удобные ботинки и присматривают за всем происходящим в своей группе, трекеры наливают воду в бутылки и первыми отваливают на свои пока еще прохладные маршруты.

В 7 часов лагерь пустеет, мы тоже уходим в направлении соседней вершины. Не спеша, в тишине и одиночестве забрались под спящие на склонах кучевые облака и сверху несколько часов созерцаем несказанно красивую горную панораму.

Вечером спустились в лагерь, а когда совсем стемнело, услышали обалденные барабанные ритмы. Пошли посмотреть. На небольшой площадке при свете керосиновых ламп сидят на земле портеры из всех ночующих групп. Среди них всеми уважаемый, всех заводящий худощавый бородатый старейший портер Балторо. Барабанами служат пустая железная канистра из-под бензина и синяя пластиковая бочка из-под продуктов. Протяжные, под раскачивание из стороны в строну, песни постепенно переходят в ритм, который провоцирует на танец. Каждая песня длится минут по 15, а танцующие движутся в африканском стиле внутри круга. Мужчины смеются, подхлопывают друг другу, подшучивают, сверкают белыми зубами. Поражает, что в движениях мужчин нет страстных, быстрых, порывистых, размашистых и воинственных движений. По-женски сдержанная пластика, опущенные вниз глазки вносят в праздник женственное без наличия женщин. Возможно это неосознанное приспособленчество под мусульманский домострой. Но выручают туристки из Франции и Японии. Японки кружат, как чайки, француженка распустив волосы танцует «танец живота». При виде настоящих раскрепощено танцующих женщин, глаза портеров загораются и они готовы часами стучать в барабан, петь и пока Аллах спит, зачарованно смотреть на этих сладких бестий.

4 августа
После завтрака, не обращая внимания на мелкий дождик, отправляемся на прогулку вниз по реке, к другому водопаду. Прогулка получилась с рассказами Гюла про животных, растения, деревья, камни и ландшафты. Водопад впечатлил мощью, грохотом, неподступностью и отполированными веками в скале стоками.

После ланча свертываемся, пакуемся и начинаем дальше спускаться вниз. Дождь усиливается, температура опускается до +10. Часов через пять, промокшие и замерзшие, приходим в лагерь Цомоцок. Наши портеры сначала поставили кухню, потом сообща с нами нашу палатку, затем соорудили навес для мулов, потом окопали стоками нашу палатку, при этом так и не переодевшись в сухое. Уже в темноте ночи был готов горячий ужин, который нам любезно доставили в номер. Ужинали, не покидая согретые спальники, слушая как на ветру дрожит и трепещет наш домик.

Рядом с нами поставила лагерь и заночевала группа словацких альпинистов, ходивших на Броуд Пик.

5 августа
Утром заросший сторож лагеря Цомоцок жестами попросил подстричь ему бороду, усы и уши. После окончания стрижки подошел Гюл и посоветовал обязательно помыть руки и ножницы. Затем увидели как Сабир лечит гнойную рану своего мула. Он нагревает железяку докрасна и сует ее в рану на спине. Мул при этом взбрыкивает и норовит кусаться. Применили свою щадящую методу — перекись водорода, стрептоцид, пластырь и на следующий день болячка затянулась всем на радость.

Во время вчерашнего дождя размыло дороги, сошли несколько селей, поэтому тропа в лагерь Джолла усложнилась. По ходу рассматриваем белые параллельные, горизонтальные или наклонные жилы-слои, выступающие на темно-коричневых склонах скальных пород. Похоже что это результат осадочного процесса за миллионы лет. Но почему иногда это множество параллельных пересекает почти перпендикулярно один – два наклонных пласта того же состава? Ответа не знаем, надо по приезду в геологию заглянуть.

Гюл как всегда уходит далеко вперед, но останавливается и поджидает нас у новых осыпей и опасных мест. Торопиться совершенно некуда, жары нет, идти легко и приятно, трудности остались позади. К Джолле приближаемся по песчаному берегу, кругом навалены отполированные валуны, в двух метрах ревет и мечется на порогах мутная река. Скалы тоже отшлифованы водой и песком во время бурного таяния снегов. Местами в профиле скал встречаются гладкие раковины с красивыми плавными изгибами и переплетением разноцветных жил – тоже произведение мощных потоков. Все масштабное, протяженное, теплое и ласковое, будто не из камня. Под разъяснения Гюла насобирали образцов кварца, черного турмалина, гранатов и на закате пришли в Джоллу.

Почти следом за нами спустились два человека, один из них бездвижно сидел верхом на муле, как мумия. У него началась горная болезнь, но парень был в составе большого отряда и видимо стеснялся обременять своими проблемами спутников. Мы слегка облегчили его участь обезболивающими таблетками. В лагере был старый сторож, частый свидетель таких экстренных спусков, он сказал, что ошибкой было продолжить подъем после бессонной ночи.

6 августа
Сегодня завершающий участок нашего трека, от Паю до Ascole 20км. Переходим по висячему мостику рычащую реку, идем по нависающим над рекой каменным карнизам. За спиной сгущается темная синева туч, а впереди теплый солнечный день. Две недели назад эти начальные километры были тяжкими, а сегодня тропическая жара ни по чем.

Mr. Gul при каждом случае напоминает, что все дни и ночи разрабатывает маршрут нашего дальнейшего путешествия после окончания трека. И уже составил список отелей высокого уровня обслуживания. На подходе к Асколе Гюл разочаровывает постоянным беспокойством о чаевых и рассказами как несказанно высоко оценивали его все, кого он сопровождал. Короче, решили заплатить чаевых по его прайсу, но с ним после трека дел не иметь.

Очаровали две обогнавшие на подъеме козы — американки лет по 12, веселые, шустрые, ультрасовременные, родители их тоже молоды, спортивны, с соответствующим подходом к воспитанию детей. Эта дружная семейка легко преодолела трек в базовый лагерь К-2, а возвращались, прихватив на память красивый камешек весом 100кг. Деревенские сбегались посмотреть на жутко богатых америкосов, которые заплатили портерам за переноску камушка аж 700 долларов.

7 августа
Гюл вызывается с нами на прогулку по округе, но мы идем одни. Рассматриваем небольшую больницу и школу в Асколе, которую, судя по табличке, итальянцы построили в честь 50-летия покорения К-2 своими земляками. Рядом строится дом имама, за деревней начинаются пшеничные и гречишные поля, кукурузные и картофельные делянки.

Так дошли до места, откуда хорошо был виден противоположный берег. Перешли по висячему мосту реку, по крутой тропе поднялись в деревню Корфе, потом по деревне под смех и восклицания стаек женщин и детей, “огородами” поднимаемся вверх, откуда деревни Корфе и Асколе видны как с облака.

За нами тенью следует мальчишка лет десяти, молча и угрюмо подсказывающий рукой куда идти на развилках. В благодарность дарим ему ручку, но он совсем не настроен нас освобождать от своего конвоя. Потребовались дополнительные 20 рупий чтобы он воротился в деревню.

По козьей тропе, с остановками для отдыха и обзора, поднимаемся вверх, до небольшого плато с панорамным видом на долину. Красноречиво поцапались между собой из-за разного подхода к фотоискусству. Но окружающая красота склоняет к сопереживанию, и негативы разрушаются.

Опираясь на альпенштоки, спускаемся без дороги по камням, далее узкой горизонтальной козьей тропой по склону, потом вниз по ручью, на котором крестьяне сделали много ответвлений для полива огородов. Стайка ребятишек сопровождает нас, когда мы идем по деревне, и долго машет нам в след и кричит “Hello!” пока мы спускаемся к мосту.

В лагере умытые и переодетые Сабир и Мухаммад выглядят как хорошо воспитанные дети. Вечером в лагерь приходит международная команда с шерпами из Непала, 31 июля совершившая восхождение на К-2. Несуетливые, молчаливые, узнавшие цену себе и друзьям.

8 августа
Последний завтрак от Шира не отличим от будней — яйцо, чапати, чай, а ящик помидоров, вчера купленный на наши деньги, уже исчез в чьих то желудках. Сегодня покидаем Асколе. Приходится объезжать закрытый участок дороги, так как здесь (по рассказам Гюла) в пропасть сорвался джип, all finish, ведется следствие.

Дорога узкая, местами страшновато смотреть вниз, мосты с дырами и раскачиваются. Часа через три проезжаем гранитные скалы с углублениями в белых жилах. Это выдолбленные искателями драгоценных камней микрошахты. Вылезаем из машины и набираем несколько кусков кварца с черными турмалинами. После чаевых Mr.Gul приторно участлив, излучает удовлетворение прошлым и предстоящим заработком и не догадывается о финише.

Вдоль дороги на каждом горизонтальном пятачке, на крышах, на камнях оранжевыми полосками сушатся абрикосы. На маленьких полях под солнцем зреет пшеница и рожь по Ван Гогу.

Вот и Скарду, едем мимо магазинов, людей, раскрашенных грузовиков. В Masherbrum Hotel по протекции Гюла дают номер, который оказывается отстойным, с окнами упертыми в стройку. Меняем номер. Появился вид на горы, но нет горячей воды. Пока чинят воду бежим за манго и в Интернет. Встречаем Mr. Gul, сообщаем что решили Хунзу отставить, едем в Fairy Meadows и вдвоем. А все его планы — на будущее, спасибо и все такое. Человек понимает, что что-то произошло и “богатство” русских ускользает. Несколько раз переспрашивает “Вы не едете в Хунзу?”

Свободные идем по Скарду, в пакете 3кг манго, нашли Интернет где ждало письмом от Любы. Приятно было прочитать, что Кукарцевы-Атежевы-Пуже живут вместе на даче, с Васей гуляют, огород пропалывают, кабачки едят. Разместили несколько фото и доложили, что с Каракорумов спустились и направляемся в Гималаи. Отдых в номере обрывает заколебавший Гюл с путеводителем Lonely Planet. Усаживается в кресло и объявляет, что он все это время много и без отдыха работал и теперь готов сопровождать нас в Fairy Meadows. Товарищ долго не хочет понять, что существует не только «ес». Последнюю дань отдаем отправившись с Гюлем на ужин в ресторан отеля с названием “Конкордия”. Все же мы в нее попали. Гюл представляет нас хозяину гостиницы как VIP персон. В саду к ужину готовится большое барбекю и шведский стол, вывешивается плакат с поздравлением команде экспедиции, покорившей К-2. За столы садятся человек 20 знакомых по Асколе загорелых лиц, телеоператор снимает репортаж, журналист берет интервью, но в целом встреча героев скромна, ни шума, ни бравады, ни громких поздравлений. Тихие слова, кроткие взгляды, теплые рукопожатия, будто они все вместе что-то на уровне жизни и смерти пережили.

Наш неугомонный спутник знакомит с лучшим друганом телеоператором и предлагает нам сняться для телепередачи. Не хотите сниматься, тогда знакомьтесь, вот Хасан, лучший собиратель драгоценных камней. Хасан весь вечер сидел за соседним столиком и ждал минуты когда можно будет разложить перед нами содержимое сумки. Затем был представлен лучший водитель лучшего и уже по полной заправленного солярой джипа. Похоже у Гюля появилась маниакальная потребность нами манипулировать. Но слава Аллаху наступающая ночь наконец нас разводит. Шабакхэр. Решаем утром покинуть Скарду без предупреждения.

Нанга Парбат

9 - 12 августа. Три дня в вечно-весенних «волшебных лугах» Fairy Meadows с видом на Нанга Парбат. Маршрут: мост Райкот - Fairy Meadows - лаг. Бейали - мост Райкот
9 августа
Утренняя пробежка по автостанциям за билетами до Raikot Bridge, надо смыться быстро и незаметно. Лишь в одной из пяти фирм удалось купить билет и только до ККН. Автобус отправляется через 30 минут, договорись чтобы водитель прихватил нас у отеля, сами на такси спешим собрать рюкзаки. По дороге видим Гюла, внимательно рассматривающего всех на дороге – нас ищет. На сборы и оплату отеля уходит 20 минут, в 9-05 стоим на дороге, ждем автобус. Около нас появляется вчерашний знакомый – торговец камнями с чемоданчиком. Из вежливости просим показать драгоценности. Прямо на пыльной дороге открывается ключиком замочек, развязываются тряпочки, и пред нами предстают куски бело-прозрачного кварца с торчащими из него кристаллами вишнево-красного рубина величиной с большой палец. Восторженно крякаем и как-бы расстраиваемся что 1000 долларов не имеется. А тут и наш мини-автобус подъезжает. Рюкзаки водитель на крыше привязал, садимся среди бородатых парней и отчаливаем наконец в самостоятельную часть нашего путешествия.

Дорогой водитель притормаживает пообщаться со всеми идущими и проезжающими братьями, кто-то передает посылку в другое попутное селение, кто-то на задней ступеньке зайцем едет. В одном селении к нам подсаживается молодой, но пылко преданный корану мусульманин. Он в шоке, закрывается платком, негодует как это женщина сидит среди мужчин.

Спокойствие восстановилось, когда женщину пересадили к окну, ее мужа рядом, как перегородку. Впервые попался пост, где переписали всех бородачей, а к нам интереса не проявили. Не доезжая 20 км до ККН, Вова начинает обсуждать с соседями можно ли на ККН выйти и поехать не в Гилгит, а в противоположную сторону. Народ говорит нет, это и опасно, и никакая машина не посадит голосующих на дороге. Но нашелся паренек который тоже сходит на повороте и он пообещал нам посодействовать.

Выгружаемся на ККН, рядом человек десять голосующих, им тоже в сторону Равалпинди. На нас смотрят с удивлением, видимо отвязанные туристы тут редкость. Машин совсем мало, но минут через 20 останавливается не рейсовый автобус, и берет нас до Raikot Bridge. Пассажиры помогают затащить наши рюкзаки и несколько минут нас разглядывают, выясняют, откуда мы. Автобус полупустой, просторно, пакистанская музыка на всю громкость, жару сносит в открытые окна. ККН во всей красе – виды, камни, трясучка как на грейдере, но попадаются и кусочки ровного асфальта.

Через час выгружаемся у моста Raikot Bridge. Заходим в домик с палисадником и вывеской «отель Шангрила». Вода в номере холодная и серого цвета, но работник обрадовал что «очень полезная, прямо из глейшера , с минералами». Намылись целебной водой и распластались на просторных кроватях в потоках воздуха от гремящего вертолетно-потолочного вентилятора. Наступила нирвана, недаром все-таки отельчик Шангрилой назвали. Завтра наедине с горной красотой мы будем подниматься в Гималаи, только бы Гюл не объявился.

10 августа
Утро в горах всегда прекрасно, наверное сказывается и пакистанский сухой закон. Вчера подробно проговорили с метрдотелем мистером Кханом особенности трека в Fairy Meadows (Волшебные луга). Так как портеров тут нет, то с собой берем только самое необходимое, а два рюкзака оставляем в отеле до возвращения, расплачиваемся (4300 рупий за номер, ужин и завтрак), нас уже ждет джип.

Внедорожник Тойота LK FJ 1966 года рождения, но кажется старше, на многих узлах слои ремонтной сварки, приборные стрелки отвалились, двери на веревочках, резина лысая, скорости как по ходу выявилось, выше второй не переключаются, но правда на третьей тут уже смертельно опасно. При всем этом этот неунывающий труженик трогательно мил собою. Видимо приняв нас за солидных людей, водитель решил заменить ветхое переднее колесо на запаску, которую выпросил у простаивающего джипа.

Трогаемся. Дорога от Raikot Bridge до деревни Тато занимает часа 2 на джипе, по круто поднимающимся узким серпантинам с головокружительными безднами обрывающимися сразу от колеса, ККН отдыхает. Водитель врубает четырехтактную пакистанскую песню, мы впадаем в транс от музыки, но более от сумасшедшего, грозящего гибелью вида в пропасть. Не припомним эквивалента по уровню автомобильного экстрима, даже в кино.

Дорога закончилась, мы договаривамся с водилой о встрече через 2 суток и отправляемся по тропе к Fairy Meadows. Слева шумит мощный поток, стекающий с ледника, запах на редкость свежий, может быть самый приятный из известных запахов деревьев, ведь тропинка петляет по можжевеловыми рощам. Утро солнечное и поднимаясь вверх, хорошо видим вершины Нанга Парбат, к которой мы и стремимся.

Часа через три, добираемся до живописной зеленой лужайки с лошадьми, овцами, мулами и отелем Raikot Sarai. Отель висит на карнизе над ледником, с видом на Нанга Парбат и деревянными домиками на сваях. Хозяин отеля, узнав что мы из России, крепко жмет руку, приветливо улыбается и устраивает в лодже с заветным видом. Есть две кровати, узкая веранда, туалет, умывальник, в стене кран с надписью «горячая вода», которая бывает, когда растопят печь на улице.

Гуляем по тихой округе, поглядывая в зону над ледником, где не вовремя подоспевшие облака скрывают короля гор, греемся у костра с ребятами из Австралии. В кухне-столовой висят фотографии знаменитых альпинистов, но сами они отсутствуют, наверно поэтому ужин состоял из салата с местной травой и нас не восхитил. В домике дубак, но под теплыми одеялами уютно.

11 августа
В 4-30 утра фотоаппарат уже стоял на треноге, но увы, облака закрывали большую часть Нанга Парбат , и на фото попали лишь фрагменты восьмитысячного мира. Австралийская команда, не дождавшись ясной погоды, покидает лагерь. А мы уходим по тропе наверх, мимо заброшенных деревянных летников, вдоль прозрачного в белых камнях ручья.

Поднимаемся до лагеря Бейали. Здесь на летнике полно ребятишек, телят и овец. Состоящий из деревянных лоджей отель знаменитого покорителя НангаПарбат Месснера пуст. Поднимаемся выше по деревне, нас встречает жилистый человек и на хорошем английском рассказывает, что он – владелец отеля из двух номеров. Идем к нему пить чай, погода не на шутку испортилась – холодно, дождь, все небо затянуто беспросветными облаками. Пережидаем дождь за чайниками зеленого и mixed чая в надежде, что распогодится. Ждем напрасно и часа через полтора, окончательно замерзнув, уходим вниз. Но несмотря на погоду прогулка прекрасная.

В лагере самый роскошный ужин за все время — рис, овощи в соусе, мясо ягненка в остром соусе. Согревшись едой, немедленно забираемся под одеяла пока не замерзли. Будильник ставим на 4.

12 августа
Будильник ещё не зазвенел, а мы уже в полумраке исследуем силуэты гор. С рассветом облака стали елозить по склонам, и опять полностью гора не открылась ни на минуту. А вот звуки сошедшей лавины до нас долетели.

За две ночи, 2 ужина, 2 завтрака и 1 обед уплатили 100$, поблагодарили гостеприимных хозяев и пошли не торопясь вниз.

Кажется «Форбс»не учитывал дорогу от Raikot Bridge до Tato в своем списке наиболее опасных дорог. ККН отдыхает по сравнению с ней. Через 1,5 часа транса (иначе, в нормальном состоянии её не пережить) под транс-музыку, которую опять водитель врубил на полную громкость, спускаемся к Raikot Bridge. Прохлада сменилась пышущим жаром, как только мы повернули из одной долины в другую. За экстрим и отвагу водителю вручили 7000 рупий, но на последующий маршрут решили поискать джип более внушающего вида.
Маленькая «Шангрила», приветливый индо-пакистанец, вода «с минералами» и из ручья, олимпийские ТВ новости из Лондона, острые блюда на ужин и наконец сон с урчащим вентилятором.

Долина Нарана

13 - 16 августа. По долине Нарана через перевал Бабусар в Равалпинди и Исламабад. Маршрут: мост Райкот - пер.Бабусар - Наран - Равалпинди - Исламабад - Москва
13 августа
На прощание менеджер отеля мистер Кхан дает советы заехать на  озеро Сейфуль Мулюк, заночевать в отеле PTDC в Наране, в Равалпинди посмотреть рынки а в Исламабаде посетить музей.  Он подыскал нам джип не хуже вчерашнего, главное  открытый, напористый, слушать как он порыкивает на подъемах одно удовольствие. ККН во всей красе – скалы, Инд, красавцы-грузовики. Налетели на камень и в ближайшей деревне приходится чинить пробитое колесо. Следующая остановка  над ручьем перетекающем через дорогу, где водитель  поит машину свежей горной водой.

Не доезжая  Чиласа,  поворачиваем под шлагбаум в сторону Бабуссар. Жизнь в долине выстраивается вдоль реки – стоят летники, на многоэтажных террасах прилепились к склонам домики, спеют поля кукурузы, пшеницы и гряды овощей.

Поднимаемся на  перевал Бабуссар (Babussar Pass 4500м). Здесь в одной рубахе уже холодно, но мы выскакиваем полюбоваться на десятки километров уходящие  горные пики . Один из них – вчерашний Нанга Парбат.

В долине Нарана каменных домиков после мощного землетрясения сохранилось мало, но много палаток, на большинстве которых написано, что это гуманитарная помощь от Мирового сообщества. Народ здесь живет по традициям и когда  попытались  сфотографировать группу девушек, так они все на землю плюхнулись накрывшись платками.  В определенный час наш водитель остановил машину  и пошел молиться встав на колени лицом в сторону Мекки.  Так доехали часам к пяти вечера до городка Наран и останавливаемся на ночь в мотеле PTDC.

Гуляем до реки, ужинаем в невкусном ресторане. Съедаем личные запасы манго, в лагере отключают свет и мы засыпаем в безмолвной тьме.

14 августа
Ночью внезапно раздаются пушечные залпы, под нами качаются кровати и мы соскакиваем ничего не понимая. По звукам и сотрясениям чувствуем, что огромный, величиной с 2-х этажный дом камень громыхая, катится с соседней вершины прямо на наш домик. Мы панически замерли ожидая самого худшего, но камень по ощущениям от треска и вибраций нашего ветхого домика прокатился мимо примерно в 20 метрах от нас и ушел вниз по ущелью…

Затем ещё несколько толчков, не таких сильных. Тревожно. Жутко. Сразу вспоминаются палатки гуманитарной помощи. Нащупываем налобные  фонарики, в спешке одеваемся, собираем вещи, открываем дверь и слышим как гудит потревоженный отель. Наконец заводят электрогенератор и мы включаем телевизор, но никаких срочных новостей про происшествие нет, идут репортажи о Дне независимости Пакистана. Наконец прибегает менеджер отеля и поясняет что мы оказались в эпицентре землетрясения силой в 6 баллов, нам повезло что домик одноэтажный и деревянный, а в соседних деревнях есть разрушенные дома, а дорогу завалили осыпи. Дождались рассвета и несмотря на бессонную ночь, пробираемся в сторону столицы.

Часа 3 спускается по серпантинам вниз к Маншехра по красивой зеленой долине вдоль серебристой реки и голубых хребтов Гималаев. Дорога кое-где завалена камнепадами ночного землетрясения и бригады рабочих занимаются их расчисткой.

В Маншехра меняем открытый ветрам джип на черную легковушку с кондиционером и водителем, знающим по-английски только Yes.  По дороге видим черных волов с красивыми рогами и голубыми глазами, небольшие кирпичные заводики, добычей глины изрывшие всю долину, мастерские по ремонту и раскрашиванию грузовиков, жутко грязный рынок в Таксила.

Доезжаем до Равалпинди и с трудом находим пятизвездочный отель, проходим тщательный досмотр (машина, мы, багаж). Роскошный отель после месяца мытарств вполне окупается. Но грязные, пыльные, месяц прожившие в горах мы не вписываемся в обстановку и видим недоумение в лицах  охраны, портье. Горячий душ, чистые мятые рубашки. За покупками и ужинать идем в центр города.

На улицах душно, многолюдно, машины сигналят, в котлах часами жарится еда прямо на тротуарах, полно попрошаек, калек, даже трансвеститы к нам приставали. В отель возвращаемся довольные волоча с собой мешок любимого манго.

15 августа
Спускаемся на улицу в жару и духоту, идем в направлении рынка. Все на нас пялятся, ведь европейцы на этих улицах не появляются. В магазинах и на базарах торгуют одни мужчины. Поразило что мусор на удаленных от центра улицах валят на землю и похоже никогда не убирают. Такие картины жизни и вонь расширяют наши познания и вносят поправки в планы будущего.

16 августа
Отправляемся в Исламабад в надежде немного поправить впечатление от Пакистанских городов. В столице немного чище, меньше людей, больше зелени. Детям купили подарки в одной лавке, торгующей изделиями из кашемира. Пробыли там часа два, удивляясь искусству торговать у мистера Тара.
Рейс 232 Равалпинди – Абу-Даби отправляется в 4 утра. Насыщенные предыдущей жадностью до красот и иных культур, теперь скучаем в аэропорту по России шесть ночных часов. Городов повторять не хочется. Но горы Пакистана оставили неизгладимое впечатление и стоят того чтобы вернуться…