Через п-ов Врмац на пузотерке
Нитка маршрута
Троица - форт Врмац - вершина Св.Илия - Горна Ластва
 
-

2015-12-23--18-05-56_hf
2015-12-24--18-17-34_hf
 
Уже на прилете в Тиват было ясно, что мои друзья с описанием замечательной погоды не обманули. Сухо, солнечно, ясно и достаточно тепло.
Однако зимняя черногорская погода переменчива. Поэтому не стоит терять времени. Вкусно выпивать и еще вкуснее закусывать можно будет и под звук дождя. А пока у нас запланирован рейд на старом чуде германского автопрома по старинным австрийским тылам, среди чудес австрийской оборонительной архитектуры.
Рано утром выдвигаюсь со своих югов на север, забираю Алексея у паромной переправы в Лепетане, и снова по Ядранскому пути на юг, до поворота к перевалу Троица.
 
Форт Троица
форт Троица
 
… Вот мы и на перевале св. Троицы. Неожиданно вырос сбоку нас и над головами нашими австрийский форт св. Троицы. Пушки наведены на бухту, на море, ружейные бойницы — прямо на дорогу. Немного ниже форта обильный фонтан, обсыпанный кругом черногорками водоносицами. Черногорец здесь вообще обычный поденный рабочий. Черногорские женщины одеваются очень траурно: черные юбки, черные фартуки, на голове — свернутые по-сицилийски, черные платки, на ногах — белые чулки, да на плечах белая чуня — в роде бешмета, закрывающая только спину; словом, одно только черное да белое. Женщины эти терпеливо набирают воду в большие плоские бочонки и тащат их потом версты за две на крутую гору Вермачь, в новостроящуюся там крепость, которая отлично видна нам отсюда, и которая — вместе с существующими уже на Вермаче двумя баттареями — должна представить, по расчетам австрийцев, неодолимую твердыню для защиты берегов от неприятельских кораблей и для отпора черногорцам в случае их попытки овладеть Боккою Которской.
Так описывал эти места в 1898 году Евгений Львович Марков.
Но нет сейчас того фонтана, нет черно-белых черногорок. Уныло выглядит и сама полуразрушенная башня форта Троица. Мимо Троицы мы уже проезжали неоднократно, поэтому не будем останавливаться здесь слишком долго.
Обратите внимание. У Мартынова речь идет о строительстве нового форта и о двух уже возведенных батареях на Врмаце. Новый форт – это конечно форт Врмац, а батареи – Шкальяри и Кавач.
Вот именно Кавач нас и интересует на этот раз. Как-то так получилось, что мы с Алексеем его еще не посещали.
Путь от Троицы не долог. Немного не доезжая до батареи Шкальяри, паркуем кабрик у поленницы дубовых дров. Откуда не возьмись, появляется маленький цыганенок. Уверяем пацаненка, что дрова мы тырить не собираемся, и начинаем пробираться по чуть видной тропинке, среди колючих ежевичных зарослей в сторону Тиватского залива.
 
Крепость Кавач 2015-12-25--12-52-38_hf
Крепость Кавач 2015-12-25--12-53-58_hf
Крепость Кавач 2015-12-25--12-54-08_hf
Крепость Кавач 2015-12-25--12-57-36_hf
 
Кусты наконец расступаются, и, преодолев невысокую каменную гряду, мы выходим к Кавачу.
Красивое место … если бы не окружающая его свалка! Тиватский берег весь как на ладони. Прекрасно видна взлетно-посадочная полоса Тиватского аэродрома, острова в заливе и восточный берег полуострова Луштица.
А вот о самой батарее сведений очень мало. Черногорские знатоки И.Лалошевич и Р.Павичевич пишут, что батарея Кавач была построена в 1878-1886 годах. В ней были установлены четыре 120-мм пушки M-04 (как в форте Ундер), а гарнизон имел на вооружении пулеметы и личное стрелковое оружие.  Никаких сведений о Каваче у австрийцев мне найти не удалось. Они лишь походя упоминают эту батарею при описании перемещения войск в Боке, в период Первой Моровой войны.
 
Крепость Кавач 2015-12-25--13-00-10_hf
Тиватский залив 2015-12-25--13-18-08_hf
Аэропорт Тиват 2015-12-25--13-20-10_hf
Аэропорта при австрийцах в Тивате не было. Но город и залив контролировались из кавача прекрасно
Совсем не далеко на моей карте стоят отметки «казарма Шкальяри» и «гауптвахта Шкальяри». Какие-то домики в том месте видны из батареи Кавач. Однако видно, что это место заселено. Там живут цыгане: слышен звук бензопилы, высятся груды изрядно поношенных автомобильных покрышек (?!), от домиков до нашей машины и обратно шныряют ребятишки. Общаться с этим народом мы не стали, вернулись к кабрику и поехали к форту Врмац.
 
2015-12-25--13-08-00_hf
Батарея Шкальяри. Вид из батареи Кавач.
 
Форт Врмац нам хорошо знаком. Поэтому мы лишь мельком заглядываем в здания бывшего разоренного Югославского архива, о котором я уже писал. Сейчас здесь все вывезено. Помещения с документами и обмундированием почти совершенно пусты. Кто-то бензопилой уже начал срезать стеллажные полки …
Я подобрал лишь нашивку Службы наблюдения и оповещения Югославской армии. Как странно, ведь именно этим мы сейчас с Алексеем и занимаемся.
Надо будет прикрепить эту эмблему к какой-нибудь бейсболке.
 
"Наблюдение и оповещение"
 
От форта Врмац держим путь дальше вглубь полуострова.
Помните как описывал Марков вид от Троицы? «Женщины … набирают воду … и тащат … версты за две на крутую гору Вермачь, в новостроящуюся там крепость, которая отлично видна нам отсюда».
 
1918++Kotor+Montenegro++%25282%2529[1]
Которская бухта и полуостров Врмац. Австрийская открытка 1918 года. Форт Врмац виден на хребте, у левого края изображения.
Rudolf+Doblhoff+-+Blick+vom+Lovcen+auf+das+Fort+Vermac+und+die+B
Rudolf Doblhoff : Вид с Ловчен в Форт Вермац и Боку. И на этой картинке форт Врмац вполне различим.
На австрийских фотографиях и картинках начала XX века тоже прекрасно видно, что хребет голый. С тех давних пор полуостров Врмац, как и многие другие горные массивы вокруг Боки, изрядно заросли. Форт Врмац не видно ни из Троицы, ни со стороны Которского залива. Лес скрыл из виду великое множество остатков разнообразных австрийских оборонных объектов: открытые артеллерийские позиции, казармы, склады, водяные резервуары с громадными дождевыми сливами, выложенными на крутых склонах гладкими, пригнанными друг к другу камнями. И конечно все эти строения были соединены когда-то дорогами, от которых тоже сейчас мало что осталось.
 
2015-12-25--14-04-56_hf
2015-12-25--14-05-44_hf
2015-12-25--14-07-36_hf
2015-12-25--14-15-44_hf
 
Путь по хребту позволял нам увидеть то Которский залив с совершенно фантастическими отражениями гор на гладкой как зеркало поверхности воды, то Тиватский залив и Лушицу.
 
Karl+Ludwig+Prinz+-+Der+Lovcen+und+Cattaro+vom+Gorni+Vrmac+aus+g
Karl Ludwig Prinz : Вид на Ловчен и Котор из Верхнего Врмаца (Gorni Vrmac). Я так и не понял какое из укрепелений полуострова изображено на картинке.
Photograph+des+Kriegspressequartiers+uber+der+Bocche+di+Cattaro%
Военный фотограф делает снимок Котора на фоне Ловчена. Австрийская фотография.
Промежуточным финишем в этот день стала для нас самая высокая вершина полуострова Врмац – гора Свети Илия. Мы уже приезжали сюда в апреле с дочкой Машей. Но в тот раз в темноте возвращались обратно к Троице. Теперь же было решено от Св.Илии спускаться вниз к деревне Горна Ластва, что над Тиватом. Описывая этот маршрут, интернет источники чаще всего помечают, что он доступен для внедорожников и квадрациклов. Об этом нас предупреждали и общие черногорские знакомые. Мы же решили проделать этот путь на легковушке. В качестве небольшой меры предосторожности я лишь немного подсдул колеса.
 
Которский залив 2015-12-25--14-31-46_hf
Прчань и Доброта. Вид с Хребта Врмац.
Прчань 2015-12-25--14-31-54_hf
Прчань. Вид с Хребта Врмац.
2015-12-25--14-38-30_hf
Впереди самая высокая вершина полуострова Врмац – гора Св. Илии
2015-12-25--14-43-02_hf
2015-12-25--15-08-30_hf
2015-12-25--15-15-30_hf
Ораховац. Вид с вершины Св.Илии
Вершина Св.Илия 2015-12-25--15-17-18_hf
На вершине Св.Илии
2015-12-25--15-19-02_hf
2015-12-25--15-19-34_hf
 
Заслуженный древний немец не подвел и на этот раз. Он вздыхал и поскрипывал, камни из под колес гулко ударяли по днищу, пару раз мы все же весьма шумно приложились брюхом. Но все это было не так и страшно. Опасны были лишь многочисленные острые камни, которыми был усыпан наш путь через Врмац. Но благодаря замечательной живучести кабрика и (сама скромность) непревзойденному мастерству водителя, мы добрались до Горней Ластвы без каких-либо потерь в живой силе и технике.
 
Горна Ластва 2015-12-25--17-08-40_hf
Горна Ластва 2015-12-25--17-10-38_hf
Горна Ластва 2015-12-25--17-12-20_hf
 
Если почитать аннотации о поселке Горна Ластва на туристических сайтах, то складывается впечатление, что это просто наизамечательнейшее историко-культурное место. Я теперь понял, почему так получается. Все эти отчеты, завлекалки и агитки пишутся в расчете, что турЫста можно будет легко доставить до места на автомобиле или автобусе. Именно легкая досягаемость является основным привлекательным качеством объекта для всяческих массовиков-затейников, которые мнят себя всезнающими гидами, и не желают особо напрягаться. Как и в случае с Риекой Црноевицей, Горна Ластва на деле оказалась гораздо скучнее, чем ее расписывают путеводители. Достаточно минут двадцати, чтобы побродить между живыми и заброшенными строениями и полностью удовлетворить свое любопытство.
 
Горна Ластва 2015-12-25--17-12-50_hf
Горна Ластва 2015-12-25--17-13-28_hf
Горна Ластва 2015-12-25--17-15-24_hf
 
Однако исполнение еще одной задумки было нарочно оставлено нами на конец этого дня. Из Горней Ластвы мы опять тронулись в гору. Правда совсем недалеко, к подножью утеса, на котором стоит церковь Святого Вида (Святого Витта). Именно отсюда открываются прекрасные виды на пролив Вериге, Тиватский залив, сам Тиват и Порто-Монтенегро. Именно здесь мы решили ловить закат.
 
2015-12-25--17-46-08_hf
Церковь Святого Вида (Святого Витта)
2015-12-25--18-17-02_hf
 
Первые упоминания о церкви Святого Вида встречаются в Которских записях начала XII века. Однако есть все основания считать, что храм был построен гораздо раньше. Скорее всего он возводился еще в византийскую эпоху.
 
2015-12-25--18-03-14_hf
Пролив Вериге. Паромная переправа Лепетане – Каменаре. Вид от церкви Св.Вида
2015-12-25--18-15-16_hf
2015-12-25--18-17-24_hf
 
Солнышко стремительно закатывалось за Луштицу, ковш Тиватского залива так же стремительно синел, а вершины гор загорались розовыми и золотыми краскими. Но чего-то уж очень супер-пупер красивячего из этого заката не получилось. Видимо виной тому была весьма сильная дымка. И все же нас это не сильно расстроило. День и без того получился весьма насыщенным.
 
2015-12-25--18-10-12_hf
2015-12-25--18-14-58_hf
2015-12-25--18-15-16_hf

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте