Пешеходный поход по Алтаю. Нижний Новгород - Арзрмас (электричка) - Барнаул (поезд) - Акташ ("Газель") - р. Чуя - р. Мажой - пер. Нижнешавлинский (1Б, 3075 м.) - оз. Шавлинское - р. Шавла - р. Аргут - р. Катунь - дер. Инегень - Тюнгур - Барнаул ("Газель") - Арзамас (поезд) - Нижний Новгород (электричка)
Отчет
4.08

Наконец-то пришел долгожданный август. Время большого похода. В этом году мы, успев влюбиться в прошлогодний Урал, решили повторить горное путешествие. Лучше гор могут быть только другие горы, и поэтому нам предстоял увлекательный вояж по Алтаю. Три дня мы тряслись в поезде Москва-Барнаул, один день в «Газели» и наконец очутились на реке Чуя в десяти километрах от пограничного поселка Акташ. Здесь нас сразу ожидал сюрприз: 15-километровая ходка в Казахстан, задуманная Егором (автором маршрута) отменилась пограничниками, которым мы были вынуждены показать наш маршрут. Маршрут пришлось менять в срочном порядке. Завтра мы выступаем к Шавлинскому озеру, а затем будем обходить Белуху по российской территории. Стоит сказать, что Алтай совершенно не похож на Урал, точнее на Полярный Урал. Здесь на высоте 1,5-2 тыс. совершенно спокойно растут деревья и кустарники, когда на Урале трава перестает расти уже на 600-метровой высоте. Завтра нам предстоит еще один поход к пограничникам за пропусками, а потом мы пойдем в горы. Стоим на высоте 1370 метров.
5.08

Бабочка. Красивая. Бабочка. Красивая.
Молодые шишки лиственницы Молодые шишки лиственницы
Еще одна бабочка Еще одна бабочка
Первый ходовой день. Правда выйти со стоянки удалось только в четыре вечера, потому что Саша и Егор ездили в Акташ за пропусками по пограничной зоне. Я сутра успел отремонтировать стрингер от палатки, который сломался вчера, поесть облепихи и крыжовника, растущих около лагеря, посмотреть на гуляющих рядом лошадей. Потом Саня с Егором вернулись, и мы, пообедав, выдвинулись. Наш сегодняшний путь лежал по хорошо хоженой тропе с небольшими переходами по камням. Отличная дорога для начала похода, когда мышцы еще не привыкли к переходам с рюкзаком. Примерно через 2 часа мы пришли к месту слияния Чуй с рекой Машей и спустились к мосту через Чую. Здесь мы встретились с удивительной надписью «проезд платный» и двумя местными рэкетирами, которые запросили с нас за проход 800 рублей. Пришлось отдать 500, поскольку иных путей преодоления ревущей реки не было. После моста была трудная «серпантинка», длившаяся не менее полутора часов, а затем переход по ровной хорошо укатанной дороге к реке Машей, где мы встали на ночевку. Завтра планируем переход к перевалу Нижнешавлинскому. За день прошли 8-9 км., высота 1600 метров.
6.08

Звезда над горой Звезда над горой
Командир на водопое Командир на водопое
Берцы на фоне гор Берцы на фоне гор
Пищуха. Ничуть не стесняется людей. Пищуха. Ничуть не стесняется людей.
Сегодня дорога стала хуже. Постоянные спуски и подъемы по камням, кое-где участки земли, разбитые лошадьми. Идти с сорока килограммовым рюкзаком непросто. Около 12.00 подошли к месту слияния Машей и Каракабак. Перешли ручей и двинулись вдоль Машей в сторону ледника. По пути должны были встретить озеро, образованное рекой. Там был запланирован обед. Путь к озеру оказался очень непростым. Постоянные подъемы и спуски измотали группу. К озеру подошли только к 15.00. Складывается впечатление, что наша стоянка у озера - «великий шелковый путь». Группы туристов проходят с регулярностью раз в час. Туристов очень много. Еще очень много пищух. Эти грызуны очень наглые. Едят хлеб почти из рук и дают себя фотографировать. После обеда решили, что стоит здесь заночевать, поскольку у Егора проявились все признаки переутомления. Лучше пожертвовать одним днем, чем рисковать на перевале. Таким образом, путь до перевала увеличился еще как минимум на один день. С места нашей стоянки хорошо просматривается ледник и вершина Машей. За день прошли 8 км. Высота 1940 метров.
7.08

Озеро Маашей утром Озеро Маашей утром
Все вместе на озере Маашей Все вместе на озере Маашей
Разливы Маашея Разливы Маашея
На привале нечем было заняться На привале нечем было заняться
Река Маашей, вытекающая из одноименного ледника Река Маашей, вытекающая из одноименного ледника
Ммммм... Вкусно. Ммммм... Вкусно.
Внутри ледника Внутри ледника
Самое настоящее золото. Наковыряли из камня во время привала Самое настоящее золото. Наковыряли из камня во время привала
Серьезный ходовой день. Вышли со стоянки в 10.00. Озеро обходили по левому берегу. Тропа идет сперва по сыпухе, затем начинаются обширные отмели, по которым идти достаточно легко. За 40 минут прошли озеро. После второй ходки тропа начала подниматься вверх, одну из больших осыпей преодолевали напрямую, поскольку потеряли тропу. День шли без обеда с одними перекусами. После подъема на осыпь стал виден ледник Машей и река, вытекающая из него. Мы сделали к нему радиалку. Ледник — зрелище потрясающее. Из под него мощным потоком вытекает река. Рядом небольшой грот. Сделали много фотографий. Далее стали подниматься к перевалу траверсом. Подъем крутой, тропы нет. Я, Саша, Маша, и Оля сделали небольшой крюк, потеряв из виду остальную группу. На ночевку встали на небольшом озере, образованным рекой, вытекающей из ледника на Нижнешавлинском перевале. За 8 часов сегодня прошли 8 км. Высота 2310 метров. У меня и у Ольги появилось неприятное головокружение и тошнота. Полагаю, это связано с набором высоты.
8.08

Перед перевалом Перед перевалом
Все вместе на перевале Все вместе на перевале
Музыка гор Музыка гор
Тяжелый день. Сегодня брали перевал Нижнешавлинский. Вышли со стоянки в 8.30. Шли по сыпухе, ориентируясь на туры. Затем вышли на ледник, идти по-которому намного легче. В 14.30 встали под перевалом. По дороге пришлось разгрузить Настю и Егора, поскольку они шли очень тяжело. Под перевалом сделали большой перекус и полезли вверх. Почти сразу оказалось, что я и Саша с весом наших рюкзаков врятли поднимемся вверх, поскольку была большая вероятность, что они утянут нас обратно. Решили использовать веревку и жумар. Это очень облегчило подъем. Пройдя по веревки 80 метров, а затем примерно столько же без нее в 16.40 оказались на перевале Нижнешавлинском (1Б, высота 3075 метров). Затем начался спуск с перевала, который оказался намного сложнее. Оля Канареева, я и Егор слезли достаточно быстро (не более 30 минут). Остальным помешала группа туристов, поднимающаяся вверх. Таким образом, наша группа разделилась. Следующими спустились Маша и Оля. Остальных долго не было видно. Внезапно мы увидели, что Сашин рюкзак летит вниз с перевала и катится далеко в сторону. В последствии оказалось, что Саша снял его для того, чтобы отцепить веревку, но рюкзак не устоял на камне. Я, Егор и Оля Канареева пошли наверх помогать оставшимся. В итоге вся группа спустилась с перевала благополучно. Перекусив, мы двинулись вниз по леднику. Пройдя около километра встали на ночевку на леднике, поскольку начало темнеть и надвигались тучи. Завтра планируем дойти до Шавлинского озера, где проведем остаток дня и следующий день. Затем у нас два варианта: либо двигаться по долинам рек Шавлы, Аргута и Катуни до Тюнгура. Либо брать еще один перевал Куранду (1Б), а затем по дорогам выходить к Тюнгуру. Физическое и психологическое состояние группы, к сожалению, не позволяет нам двигаться в сторону перевала Абыл-Оюк и уж тем более брать третий перевал. За 12,5-часовой ходовой день прошли 5 км. Стоим на высоте 2640 метров.
9.08

Командир колдует над картой Командир колдует над картой
Сегодня планировали пройти до Шавлинского озера. Вышли около 11.00. Почти сразу оказалось, что Настя рюкзак нести не может. Решили разделиться: я, Жанна и Маша пошли в первой группе, чтобы найти место для обеда, за нами шли Егор и Оля Канареева. В последней группе очень медленно шли Саша, Настя и Оля. Саша кроме своего рюкзака нес рюкзак Насти. Примерно через два часа мы нашли место, где были дрова и из под камней пробивалась вода. Решили встать на обед. Отстающих ждали долго. Последними пришли Настя, Саша и Оля. Настя в совершенно неходибельном состоянии. На лицо были все признаки переутомления. После обеда я, Егор и Жанна выдвинулись к озеру, до которого оставалось не более двух километров. Дошли быстро, примерно за час. Основная трудность возникла при спуске к озеру, поскольку тропа на последних трехстах метрах к нему представляет крутую серпантинку. Спустившись к озеру, оставили рюкзаки и Жанну, пошли встречать остальных. Около 21.00 вся группа оказалась на берегу озера. Состояние группу неважное. У девчонок явный перегруз. Поэтому, вероятно, брать второй перевал не имеет смысла. За десятичасовой ходовой день прошли 5 км. Стоим на высоте 1955 метров.
10.08

Бурундук. Самый настоящий. Как в мультике "Чип и Дейл" Бурундук. Самый настоящий. Как в мультике "Чип и Дейл"
Озеро Нижнешавлинское Озеро Нижнешавлинское
Капля кедровой смолы Капля кедровой смолы
Весь день стоим на берегу озера, изменилось только место стоянки. Ушли подальше от людей, коих на озере, как в санатории на черноморском побережье. Мы с Сашей сходили до конца озера, туда, где алтайцы держат баню. Баня оказалась золотой: 250 рублей в час с человека. Посмотрели на баню и пошли мыться в озере. Весь день занимались ерундой: ели, спали, ловили бурундуков. Девчонки, несмотря на то, что немного отдохнули, по-прежнему не хотят на Куранду. По всему правому берегу озера (левый не пригоден для стоянки) огромное количество людей. Создается впечатление, что они приходят сюда и встают на неделю-две лагерями. Благодаря этому окрестности озера чистотой не блещут. Вообще, во время всего нашего маршрута еще не было ни одного дня, чтобы мы не встречали людей. Нижнешавлинский перевал штурмуют пять-семь групп в день. Если мы уходим на Куранду, то предположительно людей на нашем пути становится меньше, впрочем, не думаю, что и на реке Шавле их много.
11.08

Утро встретило нас известием, что вниз по Шавле горят леса. Таким образом, вариант перевала стал наиболее реальным. Собрались не спеша и около 13.00 вышли. Идти было недалеко: до первого левого притока Шавлы. После первой ходки пошли на разведку. Обнаружили, что в месте слияния перейти невозможно. Стали переходить выше по течению. После форсирования реки заметили, что особой популярностью перевал точно не пользуется, поскольку тропа, отмеченная на схеме совершенно заросла. Двигались практически на ощупь. Совсем скоро начался дождь. Промокли все до нитки. Около 16.00 пришли под первую небольшую стенку, после которой должно было быть озеро. На нем мы планировали встать. В мокрую лезть не решились. Встали на противоположном берегу реки на ночевку. Под тентом от палатки приготовили ужин. Все горы затянуло облаками. Ждем погодных изменений. Если за два дня ничего не изменится, уходим от перевала на дорогу. Высота 1860 метров. За три часа прошли около 4-х км.
12.08

День не принес ничего нового. Дождь с небольшими перерывами шел с утра до вечера. Весь день просидели под тентом от палатки, жгли кедр, ели и спали. Завтра независимо от погоды уходим на дорогу. Похоже, горная часть нашего похода закончилась. Теперь начнется исключительно пешеходная. Барометр изменений погоды не предвещает.
13.08

Ночью были заморозки Ночью были заморозки
Камень посреди озера Камень посреди озера
Сегодня погода, наконец, смилостивилась над нами. Это я заметил еще ночью, выйдя на улицу и обнаружив долгожданные звезды. Утром стало ясно, что еще и подморозило, а метров на 300-400 выше в горах выпал снег. Часам к 9 утра Солнце залило светом место нашей стоянки, и мы начали активно сушить вещи, успевшие намокнуть за два предыдущих дня. Начали движение вниз по уже знакомой тропе около 12.00. Через две ходки, форсировав реку, которая за два дня слегка вспухла, вышли на на дорогу, идущую вдоль Шавлы и двинулись по ней вниз. По дороге часто встречались группы как пешком, так и на лошадях. Дорога, по которой мы шли вполне сносная для ходьбы, правда кое-где разбита лошадьми и залита водой, но это неизбежность, с которой пришлось смириться, поскольку эта самая дорога пользуется очень большой популярностью. Около 19.00 пришли на берег реки Шабага, чуть выше ее слияния с Шавлой. В 19.45 нашли неплохую стоянку, которую облюбовала еще одна группа водников, начинающих маршрут. Высота 1585 метров. За 8-часовой ходовой день прошли около 11 км.
14.08

Неплохой ходовой день. Вышли со слияния Шавлы и Шабаги в 10.00. Тропа с переменным успехом то появлялась, то исчезала, но в целом была вполне сносной. На день было запланировано 8 ходок по 40 минут: 5 до обеда, 3 — после. До обеда шли в графике. Встали в 14.30 на обед, который продолжался до 16.50. Если до обеда дорога шла под скалами и мореной, то после она стала подниматься вверх и поднялась метров на 100 над рекой. У командира появились признаки высотной болезни, которая мучила его и в прошлом году на Урале. Но, что называется, клин клином вышибают... Наверху в кустах обнаружили останки, принадлежавшие некогда горному барану. Вскоре дорога снова стала уходить вниз и, наконец, скатилась к реке на ночевку встали на поляне у слияния Шавлы и Каракола недалеко от охотничьего домика. За день прошли 13 км. Высота 1335 метров.
15.08

Аил. В таких хижинах живет местное население Аил. В таких хижинах живет местное население
Еще одна переправа Еще одна переправа
Сегодня был, пожалуй, самый запоминающийся день похода. Утро началось с форсирования Каракола и изучения строений, рядом с которыми мы ночевали. Эти строения, как и предполагалось, оказались охотничьим домиком, аилом и баней. В домике все просто: печка-буржуйка, нары, на нарах шкуры медведя, волка и рыси. Задержались около строений недолго и отправились дальше. Через 40 минут пришли на большую поляну под горой Тонгул, где дорога раздваивалась: одна шла вверх в горы, вторая лесом рядом с рекой. Пошли нижним путем. Дорога становилась все менее заметной и, наконец, исчезла совсем. Кроме этого, стали сильно прижимать скалы. Решили делать переправу. Шавла, в том месте, где мы решили ее перейти представляла уже бурный поток, преодолеть который можно только по навесной веревке. Но чтобы сделать такую переправу кто-то должен переправиться на другой берег вплавь. Сперва пробовали я, Саша и Егор. Убедились, что это невозможно, поскольку бешеный поток в момент уносит вниз. Спасала только страховочная веревка, которой мы обвязывались. На наше счастье на другом берегу стояла сушина. На которую мы решили забросить веревку. Набрасывание и стягивание ее вниз заняло около 3-х часов, но в итоге веревка была переброшена. Оставалось кому-то из нас перелезть с помощью нее на другой берег и привязать ее к нормальному крепкому дереву. Пытались я и Саша, но поскольку веревка под весом человека сильно провисала, сделать это не представлялось возможным, потому, что как только тело погружается в воду, все силы уходят на борьбу с потоком и лезть куда-либо уже тяжело. И тут пришла идея отправить по веревке Машу. При ее весе веревка не должна была провиснуть до воды. Маша полезла на другую сторону, а мы всемером изо всех сил натягивали веревку, и в итоге она доползла и привязала веревку к дереву. Мы, в свою очередь, привязали ее на другом берегу и начали переправу. Сначала переправлялись девчонки, затем та же участь постигла рюкзаки, в конце перелазили я и Егор. Капитан должен был отвязать веревку, то есть на другой берег ему предстояло переплыть по воде, привязавшись к веревке. Все произошло очень быстро. Всемером мы вытянули его за 10 секунд, но этого хватило, чтобы порядком замерзнуть и почувствовать прилив адреналина. К счастью, река покорилась нам, и у нас появился опыт водной переправы. Задень прошли 3 км. Высота 1300 метров.
16.08

Сегодня погода внезапно испортилась. Идти по совершенно мокрому лесу не очень хотелось, но время уже поджимало. Вышли в 11.00 в надежде дойти до ручья Сайлюгем (около 13-14 км). До обеда шли достаточно бодро. За 3-4 ходки пошли 5-6 км, немного не дойдя до необходимого нам ручья, где планировали обедать. Обедали на галечном пляже на берегу Шавлы. После обеда начались трудности. Пройдя 1,5-2 км обнаружили, что скалы прижали нас к реке, так, что всухую пройти совершенно невозможно. Попытались свалить две ели, но это не принесло нужного эффекта. Пошли вброд. Мы с Сашей перенесли рюкзаки и часть девчонок, погрузившись в воду по пояс. Несколько таких рейдов изрядно измотали и подморозили нас. Через 50-100 метров после места купания встали на стоянку. На том самом ручье Сайлюгем, где планировали обедать. Сделали нодью и начали сушить вещи, успевшие промокнуть за день у всех. Прошли 7 км. Высота 1135 метров.
17.08

. Тяжелый ходовой день. Сразу после впадения Сайлюгема Шавла ушла в отвесные скалы, и нам пришлось лезть вверх. Основные трудности возникли при преодолении ручья Караколь. Для его перехода пришлось углубиться в ущелье на 1,5 км. Эта процедура вместе с возвращением заняла 3 часа. После этого было решено идти без обеда, поскольку вставать на два часа при таком медленном движении было непозволительной роскошью. К счастью, весь день не было дождя, хотя набегающие тучи порой пугали. Лазить по мокрым камням не только трудно, но и опасно. Вообще сегодня практически половину ходового времени шли траверсом. В один прекрасный момент у нас возникла идея спуститься вниз по одной из уходящих троп. Спустившись и пройдя метров 100 по ровной поверхности, уперлись в скалу, которую обойти было просто невозможно, поскольку в нее с бешеной силой била вода. Снова поползли вверх. Так, спускаясь и поднимаясь, шли остаток дня. Дошли до изб на противоположном берегу Шавлы. До ручья Чарга-Узек не дошли около километра. Чтобы спуститься к воде на ночевку пришлось ломиться по заросшему мордохлестом ущелью. Это было последним контрольным испытанием. Встали прямо напротив изб, в которых, судя по-всему, кипит жизнь, поскольку рядом пасется конь. За день прошли не более 7 км. Высота 1020 метров.
18.08

Сегодня горы сжалились над нами и немного расступились. Единственная трудность возникла сутра, когда очередной скальный прижим пришлось переходить по воде. Затем пошли луговины и в итоге мы вышли на плоскогорье, по которому просто полетели, поскольку тропа была вполне ощутима и растительность была не выше колена. Так мы шли не меньше 6-7 км. К 15.00 пришли к броду через Шавлу. Стоит сказать, что на карте нигде не отмечены броды как таковые. Тропа просто переходит на другой берег. По характеру течения и ширине реки мы сделали вывод, что такие броды способны преодолевать только лошади, которые, безусловно, гораздо сильнее человека. Людям же без веревки перебираться на другую сторону даже в таких местах не только трудно, но и опасно. После галечного пляжа, на котором мы очутились, тропа шла уже по другому берегу, а нам на протяжении километра предполагалась достаточно трудная дорога. Сначала шли траверсом, причем над самым обрывом. Ниже метров на 100 бушевала Шавла. У командира в очередной раз случился приступ высотной болезни, которая, как известно, лечится только высотой. После пошла достаточно мелкая сыпуха, которая активно осыпалась под ногами. Стали спускаться ниже к лесу на берегу Шавлы и совсем внезапно пришли к Аргуту. Мы немного ошиблись ранее, предполагая увидеть его примерно через километр. Шавла по сравнению с Аргутом выглядит небольшим ручейком. В поле зрения река шириной от 40 до 70 метров. Вода мутно серая, примерно такая же, как в Чуе. Мы с Сашей ходили выше по течению для поиска места возможной переправы. Ничего подходящего не нашли, однако увидели участок реки, текущий в гору... Силы напора воды на основной струе в центре хватает, чтобы протолкнуть ее верх на 100 метров, где снова начинается уклон вниз, а у берегов, где течение не такое сильное вода скатывается в обратном направлении. За счет этого образуется нечто похожее на круговорот воды. Очень занимательное зрелище. Завтра нам предстоит еще одна переправа через Шавлу и движение вниз по Аргуту для поиска более подходящего места под переправу, но, возможно, нам придется двигаться так до Катуни, а там решать проблемы на месте. За 9-часовой ходовой день прошли 10 км. Высота 860 метров.
19.08

Переправа через горную реку Переправа через горную реку
Ворота на Аргуте Ворота на Аргуте
На обеде поимали ящерицу На обеде поимали ящерицу
Сегодня Шавла покорилась нам в последний раз, причем покорилась достаточно легко. Мне с первого заплыва удалось пересечь реку и привязать веревку к дереву. К 14.00 удалось успешно переправить всех людей и рюкзаки. Сразу после переправы устроили обед, который закончился к 17.00. После обеда выдвинулись вниз вдоль правого берега Аргута. Ущелье, по которому течет эта река заметно шире, чем шавлинское, берега степные, тропа вполне отчетливо видна. Идти по ней — одно удовольствие. До 19.30 успели пройти около 7 км. На нашем пути стали появляться первые признаки цивилизации: видели два табуна лошадей. Один был на нашей стороне реки, другой — на противоположной. Встали на стоянку в степи практически на тропе метрах в 100 от реки. Пока в поле нашего зрения не появлялось никаких признаков брода. До Катуни осталось около 13 км. Если дорога не изменит своего характера, планируем дойти до нее завтра, и, скорее всего, проблему с переправой будем решать уже там. Сейчас высота 820 метров.
20.08

На камушке На камушке
Пороги Аргута Пороги Аргута
Колодец в камне Колодец в камне
Табун лошадей Табун лошадей
Ушли с места стоянки в 11.00. Почти сразу напоролись на плантации конопли, которая на Алтае, сказать честно, цветет и благоухает в полный рост. Походили, полюбовались и двинули дальше. Вскоре пришли на большой галечный пляж, теоретически пригодный для переправы, но переправляться все же не решились ввиду сильного течения и короткой веревки. Пошли дальше с хорошей скоростью. Дорога, к счастью, позволяла это делать. К 15.30 пришли к ручью Сата-Кулар, где решили остановиться на обед. Здесь на Аргуте мы наблюдали очень серьезный порог, а на камнях на берегу 5 памятных табличек. Здесь же мы встретили первого за последние несколько дней человека. Человеком оказался алтаец на коне. Я пытался спросить у него, где нам лучше переправляться через реку, но он, судя по-всему, не очень меня понимал, однако, по его жестам я сообразил, что имеет смысл идти вниз по Катуни до деревни Инегень. До Катуни мы дошли за 45 минут. На слиянии на другом берегу Аргута обнаружили что-то вроде лагеря, но докричаться до другого берега не представлялось возможным, поскольку Аргут, подпираемый Катунью, разлился метров на 80-100. Пошли в сторону деревни Инегень, где мы и планируем переправляться на другой берег, поскольку именно там на карте указана паромная переправа. До 20.00 прошли около 4-х км вдоль Катуни и встали на ночевку за первым безымянным ручьем. За день прошли около 17-18 км. Высота 770 м.
21.08

Конопля Конопля
Сегодня основной нашей задачей стояла переправа через Катунь. Вышли со стоянки в 11.15. Не пройдя и 40 минут чуть раньше ручья Эбелю встретили алтайца, который согласился помочь нам с переправой (естественно, не безвозмездно). Подмечено, что местное население бесплатно не хочет оказывать совершенно никакой помощи. Видимо, особенности менталитета, либо москвичи-туристы раскормили. Так или иначе, вместе с этим алтайцем мы дошли до бывшей паромной переправы, от которой остался только трос, натянутый через Катунь. Наш алтаец покричал на другую сторону, и там появились брат с резиновой лодкой и три его друга. Увидев нашу веревку, ребята всерьез ей заинтересовались и согласились перевезти нас в обмен на нее и 500 рублей сверху (изначально была 1000). Мы согласились и совсем скоро все вместе были на другом берегу. Основная задача сегодняшнего дня была решена. Теперь нам предстояло пройти как можно дальше, чтобы сократить путь на оставшиеся два дня. Поднявшись в гору мы увидели раскинувшуюся перед нами изумрудно-зеленую долину, где паслись коровы, лошади, козы и овцы. Идти по ней было в удовольствие. Встали на обед на ручье Сок-Ярык в 16.00. В 18.00 вышли со стоянки. За две ходки успели дойти до устья Аргута, где и встали на ночевку в 20.00. До Тюнгура осталось 36 км, которые нам предстоит пройти за два дня. Задача решаемая с учетом того, что переправ нам больше не предвидится. За день прошли около 12 км. Высота 765 м.
22.08

После обеда После обеда
Слияние Аккема и Катуни Слияние Аккема и Катуни
Слияние Аргута и Катуни Слияние Аргута и Катуни
Эта собака бежала с нами почти 50 километров Эта собака бежала с нами почти 50 километров
Встали рано, в 7.00. Со стоянки вышли в 9.30. За сегодняшний день нам предстояло дойти до реки Тургунда напротив впадения в Катунь Аккема. Сначала дорога была абсолютно нормальной, но вскоре должна была отойти от реки на 1,5 км и обходить одну из сопок. Настя шла совсем неважно, поэтому я, Оля, Жанна и Маша решили отделиться и идти вперед для того, чтобы раньше встать и приготовить обед. Почти сразу мы потеряли дорогу и стали обходить сопку со стороны Катуни. Нащупали тропу, которая была совсем неважной, но все же решили идти по ней. Три ходки продирались через акацию. Когда в очередной раз мы сели отдохнуть, услышали голоса сверху. Голосами оказались Саша, Егор и Настя, которые все это время шли по хорошей дороге. Мы поднялись к ним и пошли все вместе. Через две ходки увидели внизу зимник и решили спуститься к нему, чтобы пообедать. Обед занял два часа с 16.00 до 18.00. За 2 ходки предстояло пройти 6 км. Вскоре началась пограничная зона, а вместе с ней автомобильная проселочная дорога. Это очень упростило наш путь. К 20.00 дошли до Аккема, где и встали на стоянку. День оказался рекордным по пройденному расстоянию. Прошли 20 км. Высота 850 метров. До Тюнгура осталось 16 км, которые мы планируем пройти завтра к обеду. Возможно, завтра будет последний ходовой день.
23.08

Вот мы и пришли в Тюнгур, конечную точку нашего маршрута. Дорога в 16 км заняла 5,5 часов. Все время была наезженная колея, по которой идти не хуже, чем по асфальту. Тюнгур оказался большим поселком с несколькими магазинами и мостом через Катунь. На другой стороне реки несколько турбаз, где цены за стоянку в своей палатке колеблются от 50 до 150 рублей. Останавливаться на них мы не решились и пошли на берег, где встретили группу Ульяновска. Три дня нашего пути от Инегеня до Тюнгура нас сопровождал пес, которого мы назвали Аргутом. Он прошел с нами почти 50 км и пропал в Тюнгуре, причем по дороге мы пытались отдать его пожилой паре, которую мы встретили на Тургунде, но от них он убежал и догнал нас через несколько километров. Он не отходил от нас на протяжении всего пути, но в поселке как будто растворился. Вечером мы пошли за молоком и встретили нашего водителя. Завтра мы отъезжаем в 6.00. Вечером должны быть в Барнауле. Деятельная часть нашего похода закончена.

Журавль Журавль
Вот такой вот цвет воды Вот такой вот цвет воды
24.08

По дороге домой По дороге домой
Теперь можно с уверенностью сказать, что наш поход подошел к концу. Мы уехали из Тюнгура в 6.30 под проливной дождь, который по привычке полоскал нас всю ночь. Сегодня особенно сильно. Завтракать не стали, решили не тянуть время и поесть в дороге. Совсем скоро сквозь рваные облака выглянуло солнце. Мимо мелькали деревня за деревней. Особенно запомнились две: Аржансуу и Сростки. В первой мы останавливались, чтобы купить сувениры, во второй, чтобы купить мед. С нами по пути ехали еще четверо туристов: один в Барнаул, трое в Горно-Алтайск. Приехали мы в Барнаул в 19.30. Завтра нас ждет прогулка по городу, а вечером — поезд. Поход закончился, осталось много впечатлений и фотографий. Остался бесценный опыт горной двадцатидневной автономки, опыт двух переправ через ревущую реку. Но самое главное, осталось ощущение, что Золотые Горы открыли нам частицу своей тайны и навсегда остались в наших сердцах.