2-й Как много нам открытий чудных Готовит кто-то где-то там...

Это странное место, затерянное среди отрогов Кузнецкого Алатау, по сложившейся с течением времени традиции называлось НАНХЧУЛ. Кто и когда его так назвал, осталось для нас тайной, так же как оказалось трудным сразу запомнить правильное название. Вместо этого в голову приходили самые неожиданные вариации на тему: Нахнчул, Начхул, Нанчхул, Нанчул, в общем, мы невольно играли в «гонца из Пизы…» до самого отъезда, пока надпись на станции не разрешила все сомнения. Одним из наиболее логичных объяснений значения этого топонима можно считать – «Свет в конце тоннеля». Во-первых, перед станцией заканчивается настоящий тоннель, длиной больше двух километров, а во-вторых, примерно так думает человек, увидевший свет, когда уже почти вылез из пещеры: «Нанчхул где-то совсем близко!»

И все же вернемся к нашим героям…

Свистнув на прощанье, поезд удалился в снежную неизвестность. Нужно было как-то продержаться до утра. Попытка попроситься переночевать на станции провалилась с треском, но спасла положение счастливая неожиданность. В Барнауле великими и ужасными был обещан заветный поворот, который должен привести к небольшому вагончику их старого знакомого, и будто бы он не откажет с ночлегом. Потому мы побрели в неизвестность в направлении предполагаемого поворота, побрели прямо по шпалам в ночную тьму. Однако по счастливой случайности чуть поодаль наткнулись на бетонный домик путейцев с занесенной снегом, но открытой дверью и некоторым подобием печки внутри. Дружный выбор остановился на синице в руке. Однако нужно было идти по дрова. Вы когда-нибудь ночью… на откосе железной дороги… по колено в снегу… пилили… цепной пилой… пропитанную креазотом… и отслужившую свой срок… шпалу? Это примерно как спать стоя в костре и проспать на работу в пожарную часть – неудобно и глупо. Все же что-то необходимое удалось напилить и наколоть и даже разжечь, но приготовить еду уже не получилось, так же как и растянуться в луже, которая образовалась из оттаявшего снега в центре помещения. Было чуть-чуть тепло, поэтому так и уснули в одежде кто как, полусидя на ковриках, прислонившись к рюкзакам.

Утро было туманным и удивительным – чуть поодаль стоял электровоз ВЛ (Владимир Ленин), который не смущаясь пялился на нас, высовывающихся по очереди из двери. Потом он тихо гуднул и побрел восвояси, не заподозрив опасности, вот такие значит звери водятся в горах Хакасии. Чуть позже стало солнечно и ясно, и, немного пожевав конфет и собравшись, мы отправились на поиски пещер прямо по шпалам.

Через некоторое время решили спуститься на автодорогу ниже по склону от «железки», и очень скоро обнаружили нахоженную тропинку, ведущую к слегка занесенной снегом стоянке, значит пещера рядом. Переодевшись, мы ломанулись по склону в лоб, т.к. тропинка дальше сворачивала в сторону (мы специально посмотрели), а вход отмечался аккурат на вершине. Поскольку мозгов у нас тогда уже не было, то и в голову не могло прийти, что нормальные герои всегда идут в обход. Отнюдь. «Полезем в лоб? – В лоб!!!». Путешествие по пояс в снегу дало свои плоды – очень скоро все взмокли и стерли себе ... ну, что только можно. Часто вспоминался ежик, который бегает по мокрой мягкой травке, хорошо ему.

Вершина все ж таки сдалась без боя, и мы, рассредоточившись, стали бегать и совать нос в каждое углубление, а их было предостаточно, в надежде наткнуться на пещеру. Мы-то думали, что вход малозаметный, однако Ваня все же отыскал вход, который был просто потрясающий. Он был размером с тоннель, в который можно было легко загнать тот утренний ВЛ. Ну хорошо, что нашли. Пещера Зимняя выше всяких похвал: чистая, сухая, проходится без веревок, даже небольшое озерцо есть. Есть там Зал ледяного поклонения богу плодородия (см. фото) и грот Мопед (или Мотоцикл) из которого просто не вылезти, не подрыгав как следует ногой по ровной наклонной каменной плите. Пещера получила такое название похоже вот почему - в некоторых местах по щелям поддувает, что довольно не приятно и холодно, то есть чувствуешь себя зимой в пещере (где по определению должно быть тепло) как зимой, в общем. В полном удовлетворении мы покидали эту подземную обитель. Спуск по хорошо проторенной тропинке, не замеченной при подъеме, занял ровно 2 минуты (подъем – 45 минут).

А между тем лыжня шла вверх по долине, где в перспективе, по рассказам великих и ужасных, ожидала нас Королевская пещера. Пообедав, команда собралась в путь.

Может быть, долина была не та, или поворот мы пропустили, только после двух часов пути, когда уже стемнело, и мы прошли километров пять, выяснилось, что лыжня совсем не спелеологов, а охотника. Этот охотник был, к тому же, совсем не высокого роста, и Алексей, шедший первым, постоянно обламывал мешающие идти ветки и добрым словом вспоминал «…ых карликов».

Он же выступил главным организатором холодной ночевки в лучших таежных традициях. Выбора другого и не было. У нас была обычная 4-местная палатка и жар молодых сердец! Мы расчистили место от снега, напилили и натаскали бревен, запалили большой костер. Но то ли бревна были сыроватые, то ли снег был расчищен плохо – в общем костер совсем не хотел гореть, и вот уже засыпать мы стали прямо на своих ковриках у кучи углей. Но из двух зол все же выбрали меньшую, поставили палатку на теплую землю, выстланную лапником, и стали устраиваться зимовать.

Засыпая, было слышно, как Леха разводит примус. Стало совсем тепло и хорошо. Так закончился второй день.
3-й день «А мы пойдем своим путем…»

Наконец-то выспались. Было полно сил, но ужасно не хотелось возвращаться обратно. И ведь знали, в какой распадок нам нужно свернуть, но свернуть не получилось, как не старались, больно уж заросли густые. Поэтому, поплутав по тайге, от неизбежного уйти не удалось – мы вновь вышли на дорогу.

Дальше путь лежал за гору Паук, вверх по распадку. Погода была спокойная и солнечная, кругом были белоснежные горы, красота окрыляла, начался подъем. Через два часа склон сменился на ровный водораздел, сразу за которым перед нашими взорами предстал легендарный Каменный мешок – глубокий каньон со множеством пещер. Подойдя к краю обрыва, был организован поиск возможных путей спуска. Один из этих путей очень скоро был найден и первым в свободный разведывательный полет отправился Лехин рюкзак из прочной Cordura. Позже, когда мы все благополучно спустились, оказалось, что рюкзак-первооткрыватель каким-то чудом зацепился и едва не продолжил путешествие до самого дна каньона, правда «чудо» у него не распухло и ходить не мешало.

Немного спустившись по крутому склону, мы буквально наткнулись на пещеру, первый грот которой был оборудован для жилья – там были нары, вход заделан пленкой, на улице – удобное костровище. Это было замечательное открытие, потому что мороз крепчал, а делать холодную ночевку на крутом склоне или на дне каньона, где снега как минимум по пояс - мало приятного.

Обнаруженная пещера была очень необычной - ее копают, или копали совсем недавно. И главный у них – Вели Кан, что следовало из прикрепленного над входом послания. Не смотря на то, что там очень сыро и в целом похоже на погреб, вызывает уважение, что пещера процентов на 70 рукотворная. Пробыв ровно 30 минут под землей мы стали очень грязными, очень. Запал распалили, и уже по ночи группа партизан отправилась навстречу более серьезным препятствиям.

Днем, на противоположной стороне Каменного мешка был замечен небольшой вход, по всем признакам это должен был быть он, Аккорд, но то было днем. А сейчас на улице ночь, одинокая луна освещает верхушки чахлых листвениц, на дне каньона вообще темень непроглядная, мороз докрепчал уже градусов до тридцати и ослабевать никак не собирался. Однако цепная реакция уже началась, что нам-кабанам ночь и мороз! А потому одевшись налегке (пещера-то совсем рядом, только спуститься и сразу в тепло) и собрав все подручное снаряжение бригада «Ух» ринулась за новыми открытиями. Спуск был очень быстрым, даже неожиданно быстрым, как бы пора и в пещеру юркнуть, пока уши не отвалились, но что это? где это? кто мы? зачем все? Короче в полной темноте мы никак не могли отыскать спасительный вход, батарейки на налобных фонариках сели со скоростью света в такой-то мороз. Ничего не оставалось как бегать взад-вперед по глубокому снегу и кричать время от времени «Нашел?» - «Нет. А ты?» - «И я нет… А теперь нашел?» - «Да нет, е….. А ты?» - «Нет. Где же эта, б…, пещера, … …» Тем временем уши все же понемногу стали заворачиваться у ребят от мороза, кое-кто украдкой начал поглядывать в сторону милого сердцу теплого и обжитого грота. «Скажем дружно – н…. не в этот раз!» - и бригада «Эх» печально, но довольно быстрым аллюром устремилась вовсвояси. Ничего не поделать, придется ждать утра. Кто-то лег спать, а кто-то еще долго бубнил, время от времени закусывая разведенный спирт.

Комментарии
Guest18.09.13, 19:20
Я был в тех местах зимой 85/86. Точно, поезд ночью приходит, пердец как мерзко из тёплого вагона на мороз вываливать 
... Только мы будку не искали, а сразу по пояс в снегу к пещере ломанулись, там уже у костерка рассвет встречали... Спасибо за отчёт, коллеги.
Guest27.08.13, 06:27
Где фото???????????????? 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал: (С) Сизов Олег