30 июня - 1 июля

30 июня

Утро пасмурное, но тёплое. В лесочке комары, естественно, зверствуют. На берегу лёгкий попутный ветерок их сдувает, жить можно. Метка уровня воды показала, что за ночь вода опять поднялась на 30 см по высоте, а река с нашей стороны где-то на 60-70 см стала шире. А сколько идёт вдоль берега мусора, просто ужасно. В уловах он задерживается, но видно улова переполняются, и целыми полями плывут и трава, и ветки, палки, бревна. Тут пень проплывал, бутылки плывут, вообще, какой-то кошмар. Мы никогда ни на какой реке такое не наблюдали.
Отплыли.
А на реке такая тишина! Не слышно журчания воды, только птички чирикают в тайге.
Лена
Через 18 км от места ночёвки впереди справа показался длинный-длинный хребет, рассеченный долинами. Предвидится проблема с выбором стоянки на обед, потому что он где-то под 30-35 градусов уходит в воду. Сами выбрали для плавания правый берег, так что жаловаться не на кого. Низкая облачность давит, иногда срывается дождь, но очень тепло. Когда отдыхали на катамаране от гребли, часто ложились на него, и река сама несла нас со скоростью 6,5 км/час.
Первая половина дня была очень тихой, только мы и река. А после обеда баржа за баржой. Не успевает одна скрыться, другая, третья. И такие разнообразные. Была ещё «Ракета» и небольшой пассажирский теплоход. А так день ничем не примечательный, всё та же серость на небе, душно, тепло, давление падает, и мы какие-то все вялые, вялые.
Под вечер наблюдали очень долго и далеко впереди себя чёрную тучу, стеной, уходящую в землю. Не сразу до нас дошло, что это идёт сильнейший ливень. Прикинули, какое расстояние до этой стены, сколько у нас времени и пока время было, мы плыли и присматривали место аварийной высадки на берег. А берег ещё тот: причалить практически негде, густые кусты «по колено в воде», и нам нужно было обязательно эти кусты проплыть. Последние 200-300 метров мы гребли так, как давно не гребли, упирались изо всех сил, а продвижение вперёд было буквально сантиметрами, потому что туча гнала перед собой бешеный ветер. Он был для нас встречным и немного боковым и поэтому вгонял нас в эти кусты. Когда времени осталось в обрез, успели причалить. Продрались сквозь кусты и завалы бревен, которые выносит половодье, вошли в лес. В лесу нашлась небольшая полянка. Мы в экстренном порядке натянули тент, закидали под него вещи. И тут стена дождя дошла до нас. Реки, до которой было десяток метров, совсем не видно. Один раз тент рухнул под тяжестью воды, оттяжки не выдержали. Исправили, отсиделись.
На бивак в этом месте не остались, хотя время приближалось к восьми вечера. Основная причина – до дневной нормы ещё 10 км.
Ветер, который гнала та туча, развил сильный прибой, похожий на морской, который не улучшал условия плавания.
А потом начался туман. Порой туман был настолько густым, что видимость сокращалась до 50 м, сплошное белое молоко. И это на такой большой реке, на которой хорошо развито судоходство. Мы часто слышали звук моторов, а самих кораблей не видели. На всякий случай прижались к самому берегу. Но один корабль, огромный такой, сам вдоль берега крался. Но мы всё равно плыли. Куда деваться-то?
Плывя вдоль берега, увидели вдали низкий мыс, вставший поперёк нашего движения. Была бы карта, хоть можно было бы сориентироваться, а у нас одна надежда на наши глаза и опыт. Подойдя ближе, мы увидели, что-то типа очень низкого острова. Протока, уходящая вправо между кустов, была узкая, не более 40 м и хотя в ней наблюдалось небольшое течение, мы решили не рисковать, и пошли основной рекой, оставляя остров справа. Но остров относился к типу, который я терпеть не могу. Земли не было, кусты «по колено в воде». И мы вдоль этих кустов плыли, плыли, плыли, активно гребя, катамаран просто летел. Остров продолжался и продолжался, постепенно полоса кустов перед ним становилась реже. На острове стали видны редкие деревья: лиственница, береза. Попытка причалить в одном месте не увенчалась успехом. Высокая трава вся сырая от дождя и тумана. Мы походили-походили, только вымокли выше колен. Земля после дождя раскисшая, и в эту грязь ставить палатку нам очень не хотелось.
Решили рискнуть, т.к. время было позднее и далее могло ничего подходящего под бивак не встретиться, и поплыли дальше, обходя остров. Нам очень повезло. Мы увидели прорубленную просеку, а в конце её маленький домик (мт 50). Высадились, сходили на разведку. Это не простая рыбацкая избушка, это балок на полозьях, имеющий тамбур и две комнаты с кроватями. Чисто, хорошо. Мы посчитали это подарком судьбы. Потом к нам подъехал рыбак, который сказал, что это домик начальника ЖКХ, чему мы очень удивились, потому что кругом на этой просеке к домику лежали заготовки для навигационных знаков. Причём здесь ЖКХ?
Мы остались, заняли одну комнату, а еду готовили непосредственно на берегу. На одном из кострищ развели свой костёр, приложив некоторые усилия, потому что после дождя даже береста не желала гореть.
Перед местом чалки на острове огромнейшее улово. Мы, когда увидели домик, еле перегребли сильное встречное течение. И моторная лодка, которая к нам причаливала, заходила из-за этого улова полукругом, а не напрямую.
Рыбак, который подъезжал к нам, проверял сети, расставленные вокруг острова. На наш вопрос, какая рыба ловится, потому что по нашим наблюдениям именно в кустах её максимальное количество, ответил, что ловят они здесь осётров. Обалдеть!
Вечером мы впервые за день увидели солнце, которое подарило нам закат в оранжевых тонах.
Оранжевый закат
Туман продолжал накатывать волнами, впереди вообще стояли белые горы. Он без конца поднимался, улетал в небо и образовывался вновь. Где-то там, в тумане, слышались моторы судов, но разглядеть мы их не могли.
Горы из туман
За день прошли 57 км.

1 июля

Утром тепло, тихо. В улове, которое стояло перед нашим местом чалки, дефилировали огромные бревна. Откуда их смыло? Вода за ночь опять поднялась. К этому времени мы в походе были больше трех недель, и падала вода только несколько дней, на Олёкме, а всё остальное время только поднималась и поднималась. Конца и края этому нет.
Тот остров, который нам достался вчера под самый конец рабочего дня, оказался при ближайшем рассмотрении не островом, а полуостровом. Когда отплыли от домика, в котором мы очень хорошо поспали, увидели, что идём вдоль основного берега.
Утром Володя на мой вопрос, когда же будет днёвка, сказал, что какие могут быть днёвки, когда мы так хорошо спим. Вчера легли рано, всего в 12 часов ночи. Сегодня встали поздно, часов в восемь, т.е. столько спать… И привёл слова Наполеона: для мужчины достаточно 5 часов, для женщины – 6, а 8 – для идиота. По количеству часов для сна мы относимся именно к ним.
Кстати, мы заметили, что когда гребём, увеличиваем скорость движения на 4 км/час. К сожалению, мы не можем всё время грести, нам требуется отдых, лентяям таким.
Плывущий по облакам
На Лене все притоки, мелкие ручьи, впадающие справа, представляли собой огромную мусорную свалку, забитую стволами деревьев. Причём стволы лежали так плотно, что воды между ними не видать. За всё время пути только на одном притоке видели маленький водопадик чистейшей воды, но добраться до неё практически не было возможности. Устья этих маленьких ручьёв и речек мы чувствовали по большому количеству кустов на выходе в Лену и прогалу между деревьями. Именно на притоках хорошо ловилась рыба.
Отдельная тема – бабочки. То, что они летали стаями, взвивались из-под ног веером, когда кучами тусовались у воды, сидели в большом количестве на цветах определённого сорта – это красиво. Во время плавания, даже далеко от берега, они садились пассажирами на наш катамаран, на наши вещи, на наши спины. Это тоже нас развлекало. Но со временем, когда бабочки начали стареть, и их крылышки из ослепительно белых стали прозрачными, огромное количество бабочек превратилось в катастрофу. Они нагло садились на голову, на уши, щекотали своими крыльями нос, приземлялись на очки, раскрывая при этом крылья и перекрывая видимость, и это постоянно. Любой предмет, оставленный на берегу, облеплялся ими, причем стряхнуть их было очень трудно, они так цепко держались, что не оторвать. Они заползали в одежду, в карманы, в посуду. Одну выгонишь, десяток на её место летят. А когда подошёл к концу их жизненный цикл, они летели вглубь реки, падали в воду, некоторое время трепыхались и затихали. Вся поверхность реки была усеяна сотнями и сотнями мёртвых бабочек. Целыми полями плыли. И елец перестал ими интересоваться, стал брать только на червячка.
Конец жизни бабочек
Под вечер на реке возникла сильнейшая дымка. Из-за этого ширина реки казалась неимоверной. Большой участок берега, вдоль которого мы шли, весь зарос кустами, они в воде, ни причалить, ни отчалить. Проплыли большой остров Матар. Это первый остров, который мы встретили на Лене. Мы его не фотографировали, потому что в дымке красок нет, всё какое-то серенькое.
После длинной череды кустов был осыпной выход, нашли на нём небольшую площадку под палатку (мт 51). До воды по высоте, наверно, метров 5, если не больше, что очень хорошо. Вечером комаров было немного, хотя растительности полно, и это удивительно.
А совсем уже ночью над рекой поднялся туман. Облачно, душно. Закат был малиновый, но солнце скрылось в чистое, без облаков.
Тревожный закат
В целом день прошёл хорошо, без особых приключений. Ельцов наловили на три сковородки.