Река Амгунь

Амгунь в районе станции Джамку Амгунь в районе станции Джамку
Амгунь после станции Джамку Амгунь после станции Джамку
Амгунь Амгунь
Амгунь перед вторым мостом Амгунь перед вторым мостом
Заломы на берегах Заломы на берегах
Пересыхающая протока Пересыхающая протока
Смытые деревья в русле Смытые деревья в русле
Заломы по берегам Заломы по берегам
Очередная протока Очередная протока
На берегу Амгуни На берегу Амгуни
Рыбак в спасжилете Рыбак в спасжилете
Смог от лесных пожаров Смог от лесных пожаров
Длинный обеденный стол Длинный обеденный стол

Что мы знали про Амгунь перед началом сплава?

1. На реке в верховьях хорошая рыбалка на тайменя, ленка, хариуса.
  2. В реку на нерест заходит красная рыба.
  3. По Амгуни плавал Владимир Кочергин. На наш вопрос о реке был получен ответ «Весёлая речка».
  4. На Амгуни нет порогов.
  5. Заломы. Не совсем понятное для нас слово, мы знали слово «завалы». В редких отчётах упор делался именно на них.

Общая характеристика реки на участке Герби – Берёзовый

Амгунь – достаточно дикая река, и хотя участок реки до п. Берёзовый идёт вдоль железной дороги, людей на ней немного. По левому берегу тянется Буреинский хребет, один из самых длинных на Дальнем Востоке, по правому – сначала хребет Баджал, затем ещё несколько небольших горных районов. Посёлки большей частью стоят в стороне от основного русла, на протоках, с воды и не заметишь. В верховьях берега высокие, встречаются скальные выходы, которые украшают реку. Вода исключительно чистая, виден каждый камушек. Много галечных и песчаных отмелей.
На этом участке река очень извилиста, прямых участков практически нет, причём повороты идут не только право-влево, но и вперёд-назад.
В реке очень много перекатов, они простые, но и плёсы по скорости течения почти не уступают перекатам, особенно вверху.
Амгунь имеет бесчисленное количество больших и малых островов, которые разбивают реку на многочисленные протоки. Мы старались для плавания вычислить главную протоку с наибольшим количеством воды, потому что при очередном разбиении на протоки можно было оказаться в такой, где залом полностью перегородит реку.
Русло реки непрерывно изменяется, оно как бы блуждает из одной стороны в другую, смывая одни берега и намывая другие. Этому способствует быстрое течение. А смытые берега – это смытый лес. И находят эти плывущие стволы себе пристанище на берегах, островах и мелях. Особенно мощные заломы на островах – струя бьет в верхнюю часть острова и разрывается на два рукава, в большую воду именно сюда направлена основная сила воды. Заломы ощетиниваются торчащими во все стороны брёвнами. Очень часто под заломы, расположенные на берегах, были прижимы, иногда рядом с заломами образовывались мощные водовороты. А так как река очень извилиста и имеет множество островов, то на всех поворотах и на всех островах сплошные заломы. Часто казалось, что мы ничего, кроме заломов и не видим, они везде.
От того, что русло непрерывно меняется, карта на бумаге часто не отражает местность. Это же относится и к спутниковым картам.
Мест для биваков много. Мы в основном останавливались на галечных и песчаных отмелях. Если хотелось уюта, и палатку располагали в местах с растительностью, то комары нам были обеспечены. Если палатку ставили на открытой местности, особенно на галечных островах в центре реки, то гнуса совершенно не было.

13 июля

Утром облака рассеялись, небо чистое, к обеду вообще стало жарко.
Во время строительства катамарана нас посетило не менее 6-8 человек местных жителей. Весть о том, что на берегу появились чужаки, быстро облетела посёлок. Население посёлка – это бывшие строители БАМа, доброжелательные и общительные. Все без исключения сразу же ставили нас в известность о том, что почти напротив места нашей стоянки, чуть ниже по течению, под горой несколько лет назад то ли на одноместной лодке, то ли на одноместной байдарке на повороте с прижимом в высокую воду погибла девушка.
Амгунь в районе станции Герби
Второй темой бесед был страшный «Цыган-камень». Нам давали подробные инструкции его прохождения. Смущало одно: ни в одном отчёте не было ни одного упоминания об этом камне.
И, естественно, пугали заломами и предупреждали, что надо бояться узких мест.
Говорили о летних паводках, о резком подъёме воды после дождей.
Ближе к вечеру отчалили. К этому времени погода изменилась, подул сильный встречный ветер, но нам очень хотелось уйти от Герби (Гербей, как говорили местные жители), может, бесконечные посетители надоели… Проплыть удалось совсем немного, потому что встречный ветер был такой силы, что уравнивал течение, практически стояли на месте. Подождали, пока ветер немного ослаб и снова в путь. Потом ещё один раз останавливались и ждали. К вечеру ветер совсем утих.
На берегу встретили рыбака из Герби, он нам рассказал о способах ловли хариуса и тайменя на этой реке. На тайменя все «мышкуют» ночью.
Речка нас радовала, течение быстрое, очень много перекатов. Они разделены плёсами. И вот именно на плесах, которые отличаются от переката только тем, что чуть помедленнее течение, как раз и мышкуют. Приятно плавать по такой реке. Встречались острова, протоки пока было выбирать легко и просто. Высокие берега часто обрываются скальными выходами. На многочисленных галечных отмелях валяются отдельные стволы деревьев.
Растительность здесь совершенно другая, нежели в Якутии. По берегам лес, состоящий, в основном, из тополей. Гораздо реже встречаются березняки, совсем немножко лиственницы и ели. В тополиных лесах вместо травы растёт папоротник, и его кучерявые кустики украшают берега.
На бивак остановились на большом галечном плёсе, палатку поставили на песке, хоть и не любим этого, зато абсолютно ровно и мало мошки.
Вечером был красный закат. Яркость красок длилась буквально несколько минут.
Закат

14 июля

Под утро был небольшой дождик. Пасмурно, но тепло. Ветра практически нет, что очень нас радует.
Вскоре после отплытия встретили очередных рыбаков из Герби, они проверяли сети, поставленные на красную рыбу, и очень радовались, что к ним попалась первая в этом сезоне горбуша. Эти рыбаки накормили нас вкуснейшей ухой из налимов, от которой мы не отказались, несмотря на то, что недавно завтракали.
После встречи с рыбаками сразу же за поворотом реки находился «страшный и ужасный» «Цыган-камень». Два булыжника в середине реки, с одной стороны мелкий галечный перекат, с другой стороны быстроток с отражением от берега. Высота волн 50-70 см. Маневра хоть вдоль, хоть поперек, хоть как полно. Как Володя сказал, тут только с пьяных глаз и ночью можно в него попасть, да и то надо прицелиться. Таких камней на Хани было сто штук на 100 м. Оказывается, это единственный выступающий над водой камень в русле, поэтому и именной.
По берегам и на галечных отмелях начались заломы, но пока река достаточно широка, и поэтому можно легко выбрать путь движения, избежать прижимов.
По небу ходят чёрные тучи, они плавно перетекают с одного хребта на другой, дождя пока нет. Тепло.
Проплыли первый железнодорожный мост. Хотя Амгунь течёт вдоль железной дороги, это абсолютно не напрягает. Изредка только мы слышим шум поезда, ходят они здесь редко. Рыбаки с населенных пунктов, расположенных вдоль железной дороги, подъезжают к реке на машинах. Приезжают на какое-то свое место, на нем стоят и ловят, т.е. моторки по реке не шастают. И в целом река производит впечатление дикости, как будто плывешь в каком-то затерянном мире. Близость людей абсолютно не ощущается. В целом, она нам напоминала Верхнюю Ангару, хотя абсолютно другая река. Может, по своей ауре, по этим высоким деревьям на берегах, по далеким хребтам, которые видны в хорошую погоду, по этим заломам, которых и на Верхней Ангаре было много. Ширина, конечно, на порядок меньше, а так что-то общее есть, как будто мы вернулись к старой знакомой.
Под вечер произошёл интересный момент, подтверждающий слова Кочергина «Весёлая речка». Остров, две равноценные широкие протоки влево и вправо. Выбрали правую, для разнообразия, т.к. до этого выбирали всегда левые. 150-200 м и резкий поворот вправо с одновременным сужением русла, образуется сильный перекат. На повороте огромный залом, под него мощный прижим. Только увернулись и тут же опять разбиение на протоки, причём судоходной оказалась одна с резким поворотом влево. И вот вся вода протоки, которая всего 200 м назад имела ширину до 100 м, вдруг уместилась в узкую протоку шириной метров десять, которая с большой скоростью устремлялась в зелёный тоннель. Верхушки деревьев почти соприкасались. Резко причалили, чтобы оценить и привыкнуть к мысли, что нам надо нырнуть в этот тоннель, который может быть в любом месте перегорожен простым деревом или сплошным заломом. А тут ещё и грозовая туча с молниями подоспела кстати. Переждали дождь на берегу, не сводя глаз с тоннеля, и поплыли. Пролетели как поезд метрополитена. Берега – особо не причалишь, земляные отвесы, с которых наклонились над водой подмытые деревья. Протока оказалась чистой. Вполне возможно, что падающие деревья, выносит мощным течением. Далее река стала более широкой, всё с теми же заломами по берегам, течение быстрое, но более спокойное. Далее глубоководный плёс и большой галечник, на котором мы остались на бивак, решив, что на сегодня нам приключений хватит.
Пасмурно, кругом тучи. Потом начался мелкий, нудный, затяжной дождь, даже чай пришлось допивать в палатке. Во время чаепития раздался треск рухнувшего дерева, и у меня возникла мысль, как хорошо, что мы всё-таки становимся на галечных отмелях, ничто на нас не упадет. А это дерево пополнит огромный запас стволов в заломах.

15 июля

Всю ночь с перерывами моросил дождик. Утром всё в тумане, а скорее всего на нас село облако. В воздухе 100%-ная сырость, мельчайшие капельки воды. Кусты все блестят, дрова сырые. Небо, воздух, всё абсолютно серое. Плавать в такую погоду можно, но не эстетично. Решили немножко подождать. Абсолютно безветренно, «глаз циклона» – как Володя выразился.
Как ни странно, вода за ночь упала. Мы, как и в Якутии, опять стали ставить метки уровня.
Пока закипал чай, морось перешла в откровенный дождь.
После чаепития вышли побросать спиннинг. После двух-трех забросов мою блесну схватил маленький таймешонок. Он ценен тем, что это первая рыбка на этой реке.
Ближе к обеду распогодилось: морось исчезла, облака из сплошной серой пелены стали приобретать форму, начали открываться горы.
Отплыли. Погода тёплая, временами стало видно голубое небо, но и чёрные тучи ещё клубятся над хребтами. В целом погода благоприятствует. Иногда налетал лёгкий встречный ветерок, он хорош был только тем, что отпугивал мошку. Перекаты шли за перекатами, течение быстрое, полно галечных отмелей. Река сильно петляет, без конца делится на рукава, на протоки, и эти заломы на берегах, бесконечные заломы.
Высадившись на одном из глубоководных плесов между двумя перекатами, покидали спиннинги. Удача улыбнулась Володе, вытащил ленка.
В районе станции Джамку мы плыли по протоке, с которой как раз и можно выйти на станцию Джамку, видели тропинку. И вот мне эта протока показалась очень мрачной. Узкая, очень много мощных заломов с прижимами. Миллионы кубометров древесины гниёт в них. Высокие тополя на берегу, лес кажется очень тёмным. Небо пасмурное. В итоге общее состояние мрачности.
Вскоре после Джамку, все протоки, которые разбежались в разные стороны, стали собираться в одно целое, причём очень быстро. Одна протока приходит, тут же вторая, третья, четвертая. И вот река почти вся собралась в одно русло и вошла в горный массив. Сразу стало мало галечников, берега крутые, исчезли заломы, и от этого приятно на душе.
Проплыли второй железнодорожный мост.
Мост через Амгунь
После моста на реке был ряд перекатов, из воды торчали крупные камни, с «бочками» после них. Валы 50-70 см. В одном месте гряда камней с берега на берег перегородила реку.
Бивак у нас был запланирован в урочище Джелами. Место, в самом деле, оказалось чудесным: березовая роща, абсолютно ровный бережок с травкой, приток впадает, причём впадает в плёс, и на таких притоках всегда бывает удачная рыбалка. Но у нас случился облом – воскресенье, и народ (две машины, 8 человек) отдыхал в этом урочище и ловил рыбу (сети). Местным людям в выходной день тоже надо где-то отдыхать, а отдыхать надо в красивых местах. Мы на них не в обиде. Поэтому нам пришлось плыть дальше, и вместо прекрасного урочища остановились на очередной «свалке» – большая песчано-галечная коса с отдельными выброшенными деревьями, сучьями и прочее. Здесь нашли на достаточно большой высоте от реки горизонтальную песчаную площадку. Мы даже друг другу запретили по ней ходить, чтобы она оставалась такой же идеально ровной.
Вечер был исключительно хорош, тихий, теплый, безветренный. Погода наладилась. И не верится, что с утра мы сидели в облаке, моросило, и видимость была метров пятьдесят. Мы уже несколько раз говорили между собой, как хорошо путешествовать летом.

16 июля

Утром, почти сразу после отплытия, Амгунь перестала течь единым руслом, опять начались протоки, но река уже здесь более мощная и выбирать основную протоку проще. Заломы на берегах продолжались, но стало их чуть поменьше, чем в разбоях накануне. Проплыли третий мост через Амгунь. Фотографировать не стали, потому что небо какое-то непонятное, серенькое, как будто чем-то наполненное, облака не облака, какая-то мгла. Мы ещё не знали, что это непонятное серое небо без чётких контуров облаков, без голубизны – следствие лесных пожаров.
На участке, который плыли с утра, в русле реки много свежих упавших деревьев с корнями, с кроной, причём очень могучих. Не только тополя, у которых хрупкая древесина, но и огромные ели на мелях пристроились.
Остановились для рыбалки на невысокой галечной террасе. Здесь сливались две протоки, шёл мощный перекат, под террасой сразу резкая глубина и обратка. Место оказалось перспективным. Володя с первого заброса поймал тайменя. И мы остались здесь на обед.
Мгла, царившая в небе с утра, начала сгущаться. Мы не понимали, в чём дело. И хотя не очень-то жарко, но вот выражение «парит» подходило.
После обеда мирно плыли, следуя общему правилу выбирать наиболее многоводную протоку. Река, как всегда, петляла, разбивалась на протоки и соединялась. Проплыли станцию Амгунь. В её районе был небольшой лесной пожар. На наше счастье дым относило в сторону от реки, и запаха гари мы не чувствовали.
При очередном разбиении на протоки мы выбрали левую, потому что её направление совпадало с генеральным направлением реки, а правая, широкая, более многоводная мелководным перекатом уходила перпендикулярно. Выбранная протока была более узкой, но воды и глубины было достаточно. И она вдобавок шла вдоль основного берега, по которому проложена железная дорога. Пока был прямой участок, всё было прекрасно, даже заломы отсутствовали. И я мысленно, про себя, радовалась, какая уютная протока. Но вот впереди она упёрлась в стену леса, и мы увидели большой залом. Начали вместе с рекой потихоньку поворачивать вправо, залом продолжался и продолжался, вышел на протоку и практически перегородил её, вся масса воды с напором ушла под него. Мы резко причалили на маленький галечник, сделали разведку. Увидели небольшой, по ширине катамарана, проход между этим громаднейшим заломом и берегом, такой мелководный ручеёк, тёкший как бы назад. Повезло, обнос не потребовался, катамаран провели до большой протоки, где можно было плыть.
Проводка катамаран в узкой протоке
Проплыли немного, потому что пора было вставать на ночёвку. Остановились на большой галечной отмели, на которой, как везде, навалены стволы деревьев. Наша палатка смотрела на железную дорогу, которую мы увидели впервые за время сплава (не считая мостов). Место бивака оказалось очень уютным (мт 76): маленькая полянка окружена зелёными деревцами, галька, нет надоевшего песка, пологий спуск к воде.

17 июля

С утра всё та же непонятная дымка, которая плавно перетекает с земли в небо, она вызывает странный эффект с солнцем. Сначала солнце было красным, потом оранжевым, потом жёлтым. По яркости оно близко к луне, на него можно смотреть спокойно, совершенно не щурясь, как на ночное светило. Из-за этой дымки почти не фотографировали, нет желания иметь мутные снимки.
Амгунь летит с хорошей скоростью, мы замеряли 8-9 км/час, на плесах до 6. Я бы её определила так: это единый перекат, потому что стоячей воды в ней нет. Плыли часами, меряли расстояние, которое прошли, а, оказывается, почти не двигались вперед. Она такие виражи закладывает: влево, вправо, куда угодно, а реального продвижения вперед (по навигатору) никакого нет. А многие километры наматываются. И берега так похожи, что у нас создавалось впечатление, что ходим по кругу.
Эта река требует постоянной бдительности, практически нет участков, где можно расслабиться. Без конца следим, какая протока ушла от нашей, какая пришла, без конца выбираем большую воду, чтобы не угодить в завал. Бесконечные заломы, лавирование между упавшими деревьями в русле. Все это требует психологического напряжения, небольшого, но постоянного. И к концу дня чувствуется психологическая усталость, кроме физической.
Часто видели следы рыбаков, сети с рыбой, но у нас рыбалка не получалась, хотя пробовали, где могли. Все перспективные места перекрыты.
День выдался исключительно жарким, в обед устроили купание. Вода очень холодная, но пять минут на берегу, и от раскалённого воздуха опять хочется спрятаться в реку.
Володя высказал предположение, что дымка – результат лесных пожарищ. Но запаха дыма нет.
После обеда речка продолжала вытворять свои петли. Мало того, что она делала петли влево-вправо, но и начала делать петли назад. Даже замерять расстояние до конечной точки не хотелось, бессмысленно. А потом наша протока разделилась на две: 2/3 воды уходило направо под залом, и 1/3 воды уходила влево. Нам ничего не оставалось делать, как уходить по 1/3 воды. Протока была мелководная, с галечными отмелями с бесконечными заломами. Также полно упавших деревьев было в русле реки. И мы, как партизаны, крадучись, потихоньку, не гребя старались выруливать между этими стволами, пока не выплыли в район соединения нескольких проток.
Немного проплыли по этой новой широкой Амгуни, но нам весь кайф испортил сильный встречный ветер. Мы начали думать, на каком бережке бы встать, и тут увидели, что у левого берега из воды выпрыгивают хариусы. Мы тут же причалили и устроили на них рыбалку. Пробовали его ловить на разные приманки: искусственные мушки, маленькие блёсны. Даже кузнечиков для него наловили. Он ко всему был равнодушен, попрыгает рядом, но не берёт. Мы так и не смогли подобрать ключик к этим рыбам.
Далее Амгунь шла вдоль гор, всё так же разбиваясь на протоки. Встречный ветер не давал нам свободы плавания по реке, истощал силы. Часто останавливались и пытались ловить рыбу. На одном из перекатов попался небольшой таймень.
На бивак встали на террасе с полянкой и абсолютно ровными площадками (мт 77), прикрытой высоченным ивняком под 10-15 м. Уютно.

18 июля

Утро, как всегда, туманное. Солнце смотрит сквозь густую мглу. Ветра нет. Тепло. На этой стоянке сфотографировали единственные встреченные нами на Амгуни цветочки.
Цветы и солнце
Поплыли. Река все также извивается, только петли у нее стали не такие крутые, как накануне. Разбивается на протоки и собирается в кучку. В русле на мелководье всё также валяется много тополей. Другой раз плывёшь и не знаешь, есть ли между ними проход. Река сочится сквозь них.
К обеду доплыли до посёлка Березовый. Здесь на берегу (мт 78) какое-то строение из жердей и машина стояла. Потом подъехал инспектор рыбоохраны. С ним пообщались. Он нам рассказал, какая будет река дальше, подтвердил наше предположение, что дымка – результат пожарищ. Сказал, что всем она надоела, что в субботу-воскресенье по прогнозу дожди. Может быть, дожди затушат пожары и прибьют этот дым к земле. Воздух очистится. Проконсультировались, как уезжать из посёлка имени Полины Осипенко.
В Берёзовом подкупили продуктов.