Река Олёкма

Берега Олёкмы перед порогом Сырытыр Берега Олёкмы перед порогом Сырытыр
Первый бивак на Олёкме Первый бивак на Олёкме
Наводнение на Олёкме Наводнение на Олёкме
На месте первого бивака На месте первого бивака
Олекма перед порогом Балбукта Олекма перед порогом Балбукта
Олёкма после порога Балбукта Олёкма после порога Балбукта
Красота на песке Красота на песке
Цветёт курильский чай Цветёт курильский чай
Цветы Якутии Цветы Якутии
Прострел даурский (Сон-трава даурская) Прострел даурский (Сон-трава даурская)
Олёкма перед притоком Тумуллур Олёкма перед притоком Тумуллур
Зимовье на притоке Тумуллур Зимовье на притоке Тумуллур
Встреча с обитателями зимовья на Тумуллуре Встреча с обитателями зимовья на Тумуллуре
Скалы после порога Тумуллурский Скалы после порога Тумуллурский
Олёкма перед притоком Олдонгдо Олёкма перед притоком Олдонгдо
Олёкма перед притоком Тунгурчакан Олёкма перед притоком Тунгурчакан
Ночёвка на притоке Тунгурчакан Ночёвка на притоке Тунгурчакан
Берега напротив притока Тунгурчакан Берега напротив притока Тунгурчакан
Цветы на берегу Цветы на берегу

11 июня

Ещё издали, находясь на Хани, мы видели на Олёкме движение. Что-то быстро плыло друг за другом. Сначала не могли понять, что это. И только вплыв в Олёкму, мы поняли, что это наводнение. Вода коричневого цвета, вся грязная, мутная, несутся брёвна, ветки, коряги. Вода подступила под скалы, а там, где скал нет, затоплены на большое расстояние внутрь кусты и деревья, мест для чалок нет. Мы быстро неслись вперёд, с надеждой вглядываясь в берега. Уже вечер, а впереди пороги. С большим трудом на мысу в километре от первого порога смогли остановиться и то лишь потому, что плыли впритык к кустам, где скорость течения на порядок меньше. В лесу на террасе уютная полянка (мт 06), а на берегу много дров, берег песчаный.
Вечером сушили на себе ту одежду, которую промочила нам бурная Хани. Ещё была проблема с водой, которая была до такой степени грязная, что мы не представляли себе, как на ней готовить пищу. Пытались отстаивать, взвесь не оседала. Пытались кипятить – бесполезно.
12 июня
За ночь вода упала на 50 см, но от этого чище не стала.
Река Олёкма – один из крупнейших притоков реки Лена. После впадения реки Хани, она течет с юга на север и прорывается между Становым хребтом и Становым нагорьем, образуя на участке в 100 км около 20 порогов. Сложность реки сильно зависит от уровня воды. На большой воде пороги превращаются в мощные шиверы и характеризуются высоким (до 3 м), но пологим и не опасным валом. Большая ширина реки позволяет выбирать оптимальный путь движения. Характерные для низкого и среднего уровня многочисленные камни порогов, скрыты под водой.
Именно по этой реке в середине XVII века прошёл от устья до верховьев отряд Ерофея Хабарова. Результатом того тяжелейшего похода стало присоединение к России Приамурья и низовьев Уссури.
Только отчалили, сразу же первый порог – Сырылыр. В нашу воду он смотрелся грядой волн от берега к берегу наискосок от нашего правого берега к левому. И там, у левого берега, волны смешивались с отбойными валами, образуя небольшой по длине язык слива. Мы плыли вдоль этой гряды, всё высматривая место, где пересечь, всё казалось, что там, подальше, проще будет. Так и попали в самую толчею волн. Вот тут и поняли высоту и силу валов Олёкмы. Катамаран – молодец, на вал взлетал хорошо и прекрасно чувствовал себя в яме. Покидала нас Олёкма, дала первый урок.
Ещё через десять километров, которые мы не заметили, как пролетели (замер скорости на участке между порогами – 17 км/час), порог Балбукта. Считается на реке одним из серьёзных. У нас камней никаких нет, всё скрыто под водой, прошли вдоль выпуклого левого берега, покатались на валах.
После порога причалили на левом низком берегу (мт 07). Правый – высокие горы.
Олёкма после порога Балбукта
Очень тепло, хорошо, летают бабочки, мухи всякие. И даже не верится, что буквально два дня назад мы были в снегу, в дожде, было холодно и сыро. Мы переоделись в летнюю одежду и пошли гулять по большому пляжу, где прямо на песке расцвели разнообразные цветы.
В это время мимо нас вверх по течению прошла моторка, 8-9 человек. Мы поприветствовали друг друга. Позже узнали, что это Владимир Капралов с термальных источников повёз своих гостей к железной дороге. Мы видели, с какого участка следующего после Балбукты порога, вышла моторка. Официальное название порога Ус-Эрилигэ. Позже во всяких разговорах упоминался порог Весёлый. Возможно, именно Ус-Эрилигэ и переименовали для простоты.
Для нас этот порог стал самым серьёзным препятствием на Олёкме. Порог образован на сужении русла на небольшом правом повороте, валы идут по всей ширине. В порог мы вошли там, откуда вышла моторка, и сразу оказались среди огромных валов. Какая высота вала, не представляю, может, 3 м, может, больше, между ними огромные ямы. Хаотичная толчея великанов. Валы слева, справа, спереди, везде. Нас течением ещё стало поджимать к левому берегу, где вообще всё клокотало. Мы старались уйти слегка правее, но течение было сильнее. К тому же порог нам показался очень длинным. Возможно, в нашу воду он образовал единое целое со следующим, рядом расположенным порогом. Мы изо всех сил держали катамаран носом к волне, часто не понимая, к какой именно надо, они окружали нас со всех сторон. И временами не видели берега: перед глазами то водяная гора, то глубочайшая яма… Ну, слава Богу, пронесло… вынесло.
Следующий участок вроде как без порогов (на карте), но валы до метра в купе с бешеным течением, мощные многометровые «поганки» и водовороты, которые вертят катамаран, как хотят. Порог Хадар мы не заметили, он, наверно, не отличался от обычных участков реки с валами. И домик после Хадара мы тоже не увидели, возможно, потому, что всё внимание реке.
Высадились перед устьем Тумуллура, увидев среди подтопленных кустов просвет с выходом на песчаный берег (мт 08). Высадиться не просто, вода держит цепко, пришлось метров за 200-300 до места предполагаемой чалки изо всех сил грести к берегу, чтобы не пронесло мимо. Привязав катамаран, поднялись вверх и обнаружили хорошую тропу среди огромных покрытых лишайником валунов. Огляделись и увидели, что местность здесь очень красивая: противоположный  берег высокий, местами поросший лесом, на более крутых участках – осыпи и скалы. Все грандиозно. С тропы видно огромное улово, идущее от устья Тумуллура, длина его около километра. Как две реки текут навстречу друг другу в пенных берегах. Чувствуется большая глубина в этом улове. Таймени должны стоять… как раз для них такие места, если их до сих пор не переловили…
Улово перед притоком Тумуллур
Тропа прямо приглашала прогуляться по ней. Да ещё погода к этому располагала: тепло, безветренно, тишина кругом, умиротворение. Шагая неспешно по тропе, вышли к домику в устье. Никого не видно, только огромные сети кучами лежат. Походили по поляне перед домиком, никому до нас дела нет, даже собаки забились в тень, спрятавшись от обеденного зноя. Пришлось дать о себе знать: «Люди!»
Так мы познакомились с обитателями этого уголка Николаем и Евгением, которые добровольно отказались от городских благ, сбежали от проблем и поселились в тайге. Живут тут круглый год, занимаются рыбалкой и охотой, развели небольшой огород.
Потом мы перегнали свой катамаран прямо к домику, и началось общение. Нам рассказали об особенностях реки, какой высоты тут бывают наводнения, как однажды Олёкма поднялась так высоко, что смыла их огород, затопила все постройки. Пришлось уходить вверх по Тумуллуру к хребту. Долина Тумуллура – их охотничьи угодья, там есть ещё домики, бани, запас продовольствия. Разговор зашёл о клещах – нет их, сезон их активности закончился. Кстати, этот вопрос о клещах мы поднимали со всеми, с кем довелось пообщаться на Олёкме. Ответы были противоположные: от «вообще нет» до «кругом полно», но случаев заболевания от них нет. Медведи – бояться не надо, опасны только шатуны поздней осенью, которые почему-то не залегли в спячку.
Хозяева нас накормили копченым салом, соленым хариусом, и, конечно, хлеб, чай. А мы им, увидев большую для тайги библиотеку, подарили одну из книжек, которую брали почитать в поезде.
Николай вспоминал, как в прошлом году здесь прошли отец с сыном (Сибирцевы), «по колено в воде в своей байдарке». Рассказывал, что их навестил Валентин Чугай с Ириной Опанчук. Всех они помнят.
Сразу после устья порог Тумуллурский. Для нас – просто валы, покатались на них. Течение на реке всё такое же быстрое, навигатор показывал скорость от 15 до 17 км/час. Мы пользовались этим, почти не гребли, река сама несла нас, а мы любовались открывающимися пейзажами. На правом повороте недалеко от Тумуллура очень красивые береговые скалы. Где-то на этом участке увидели первого медведя, но до него было далеко.

Скалы после порога Тумуллурский
Николай советовал нам переночевать в устье Олдонго, там очень хорошие стоянки на левом высоком берегу. Но стоянка оказалась занятой. Из-под берега мы слышали голоса, смех, виднелись палатки, тенты. Позже узнали, что в устье Олдонго отдыхали гости с термальных источников.
Поплыли дальше. Течение несло нас вдоль левого берега реки, а впереди уже ревел один из сложных порогов – порог Олдонго. Пролетели с курьерской скоростью вдоль выпуклого левого берега со ставшими уже привычными двухметровыми валами, оставляя все более высокие ревущие валы справа от себя. А в конце этого порога с левого берега (там, где мы плыли) в реку вдаются то ли гряды камней, то ли плиты. Они образуют перепад уровней, река водопадом падает вниз, образуя ниже локальные струи валов. Таких участка два, следуют друг за другом. Мы успели увидеть всё это хозяйство во время, хотя поворот продолжался, быстро отгребли к середине реки и благополучно миновали. Много позже, когда разговаривали с инспектором на кордоне Бедердях, он спросил нас: «В ловушку для туристов на Олдонго не попали? Мы-то, местные, об этой особенности порога знаем, заранее объезжаем, а туристы многие попадаются. Там и перевернуть может, и судно повредить…»
Переночевать хотели в устье Токура (мт 09), там хорошо, дров полно, площадка есть, вода в Токуре чистейшая по сравнению с коричневой водой Олёкмы. Но и тут место оказалось занятым, на этот раз местными обитателями – полно разнокалиберных медвежьих следов. Они хозяева, мы гости, нельзя вторгаться на чужую территорию. Поплыли дальше.
И только в устье Тунгурчакана, наконец-то, остановились окончательно (мт 10). Здесь большая свалка крупного плавника, но место под палатку и чистая вода есть. Хотелось попробовать половить рыбу, но нет удобного подхода к воде, сплошные кусты.
Вечером наблюдали ледоход. По Олёкме плыли небольшие льдинки, наверно, из притока Олдонго, где мы видели голубой лёд по берегам.