От Тунгурчакана до Енюка

База "Термальный" База "Термальный"
Купание в ванне Купание в ванне
Встреча с Мариной Капраловой Встреча с Мариной Капраловой
Олёкма у притока Белян Олёкма у притока Белян
Бывшая метеостанция на притоке Енюк Бывшая метеостанция на притоке Енюк

13 июля

А утром познакомились с интересным маленьким зверьком – лесной лемминг, проживал в свалке брёвен. Вообще-то, зверёк скрытен и малозаметен, но наш лемминг об этом не знал, поэтому он разгуливал недалеко от нас, а потом так освоился, что залез на сапог. Мы его покормили гречневой кашей, отделив от своей порции чайную ложку. Кушал он интересно. Брал в лапки по крупинке и аккуратно отправлял в рот. Наевшись, сбежал под завал. Больше мы ему были не нужны.
За ночь уровень воды упал на 60-70 см, река отступила от берега где-то на 1, 5 м.
Доплыли до источников, и пошли в гости. На базе «Термальный» (мт 11) 8 больших домиков, взлётно-посадочная полоса, много техники. Здесь постоянно проживают, обслуживают её и принимают гостей супруги Капраловы Владимир и Марина. Владимира не было, он всё ещё занимался перевозкой гостей. Нас встретила Марина. С ней был кореец, живущий в Китае, по кличке «Японец» с русским именем Сережа, неплохо говорящий по-русски и получивший высшее образование в нашей стране. Он ежегодно приезжает на источники и стал уже своим. Владимир Капралов, когда уезжал, отключил генератор потому, что однажды в его отсутствие при неумелом обращении с генератором случилось ЧП. Температура воды Олёкминских термальных источников составляет около +50°С и не понижается в самые суровые зимние месяцы, но без генератора, насос воду с глубины, естественно, не поднимает, вода в ваннах остыла, но 30º, что там осталось, нам вполне хватило, чтобы больше часа наслаждаться купанием. Природные ванны на берегу Олёкмы были затоплены высоким уровнем. Нас накормили вкусным борщом, потом кофе. Марина, как и ранее Николай, рассказывала о последнем серьёзном пороге Махочен, говорила о необходимой осторожности при прохождении.
Пока мы гостили на источниках, уровень воды в реке ещё упал. Мы оставляли катамаран в бухточке, привязав его к камню, а при отплытии пришлось перетаскивать его через полосу обнажившихся камней.
Погода хорошая, по ощущениям – очень жарко, но термометр на базе показывал только 19º. Но это в тени, а на солнце, на котором мы постоянно находимся, наверно, около тридцати. Тот снег, который нас встретил перед Хани, кажется страшным сном, и это было не в этой жизни.
Порог-перекат Махочен не произвёл на нас впечатления. Порог был, но он был где-то там, с правой стороны с мощной струёй и приличными валами. А мы спокойно проехались вдоль левого берега.
После порога совсем обленились, расслабились и легли в дрейф. Зачем вёслами махать, когда река и так несёт нас, правда, скорость упала до 11 км/час, но нам хватает. Солнце припекает, ничего не хочется, пейзажи плывут мимо как в кино. Из леса вырастают небольшие скалы, но в целом хребты стали ниже. Постоянное падение уровня стало заметно на глаз: то вода доходила до кустов, а сейчас начали обнажаться галечники, на которые можно пристать, погулять на берегу.
На ручье Тарын с левой стороны огромная наледь (мт 12), уходящая вдоль Тарына в бесконечность, вся долина забита льдом. Наледь очень красивая. С неё водопадами бегут ручейки, она на глазах с треском ломается. Лед светло-бирюзового цвета. А Володя в спешке заснять всю эту красоту на видеокамеру окунул видеокамеру в воду. Я сделала кучу снимков, а он всё сидит и сушит. Пришлось видео снимать на фотоаппарат. Камеру удалось высушить только через сутки.
Наледь
К вечеру, пройдя несколько простых перекатов, вышли к притоку Белян, на который мы возлагали особые надежды в смысле рыбалки. Все говорили – на Беляне вы поймаете. Причалили, скорость течения здесь – 15 км/час. Удалось приткнуться за камешком. Где люди раньше ставили палатки, непонятно, потому что берег сплошь покрыт булыганами, ровных площадок нет. Возможно, при низкой воде они и обнажаются. У нас всё ещё высокая, хотя продолжает падать и падать, но до того уровня, который мы видели на прошлогодних фотографиях у Сибирцева В., реке ещё очень и очень далеко.
Устроили свой бивак в берёзовом лесу (мт 13). Должна быть днёвка, заслуженный отдых после прохождения порогов Олёкмы.
14 июня
С утра солнышко, на небе ни облачка. Ночь прошла спокойно, а мы помнили, что именно здесь Сибирцева доставали медведи, которые кучами бродили по берегу. У нас их нет и следов нет.
Днёвка. День – бездельник. Дома хотели по Беляну разведку вверх сделать, посмотреть, есть ли проход по долине, как написано у Глушкова в книге «100 рек Якутии», но густая растительность и жара все добрые намерения свела к нулю. Лениво собрали спиннинги и побрели на устье Беляна, течение которого стремительное. Олёкма в этом месте тоже бежит очень стремительно. Пробные забросы показали, что блесна часто цепляется за камни и вообще её быстро сносит. Прошли вниз по Олёкме, на глаз там она течёт медленнее. Забрасывали спиннинг с больших камней, которых тут полно. Здесь поджидала удача: на мою блесну у самого берега подцепился ленок – первая рыба в этом походе. Леночек – большой, килограмма на два, наверно. Но какого-то ажиотажа не было. Велел мне Володя его поводить, я его поводила, вытащила потом. Наверно, в прошлом году на Бахте наловились, очень уж спокойное отношение.
Удача рыболова
Ленка отварили, т.к. жарить лень. На бульоне сварили пачку харчо. Супчик получился невероятно жирным. Съели по три здоровых куска ленка и, оказывается, то ли желудки не разработаны… Короче, и суп остался на раз, и по два куска ленка осталось. Вообще, конечно, нас разморило, делать ничего не хочется.
Пекло, которое донимало нас с утра, закончилось естественным образом: собралась гроза. А т.к. и отдыхать мы устали, то решили доплыть до притока Енюк. Поэтому пока сухо, пока дождя нет, собрали палатку и рюкзаки, оставив натянутым только тент, подготовились к плаванию, доели ту еду, что осталась после второго завтрака. Туча шла долго, больше трёх часов. А во время грозы мы предпочитаем не плавать, а быть на берегу, на всякий случай. Потом поднялся сильный ветер и вскоре начался дождь, который мы переждали под тентом. Только под наш тент, кроме нас, собрались все комары окрестности. И они, видно, не обедали.
Кстати, когда мы сидели под тентом, очень приятно коротали время. Мы включили диктофон и слушали песни, время пролетело незаметно.
Примерно в 17-30 после того, как закончился дождь, мы отплыли. Первые километры плавания были не совсем простыми. Дул сильный ветер в направлении вмордувинд. Причем, он всё время старался выбросить наш катамаран на правый берег, и наших скромных сил хватало только на то, чтобы не допустить этого. Попытки выехать на середину или под левый берег, где скалы прикрывали бы нас от ветра, были безуспешными. Замеряли скорость течения в этот момент – несмотря на ветер, катамаран плыл со скоростью 8 км/час. Постепенно ветер стих. Скорость увеличилась, стала где-то 10,5 – 10,7 км/час. Потеплело. Прошли пару каких-то перекатов.
Пока плыли до Енюка, видели по левому берегу марала, а несколько ниже на другом берегу гулял медведь.
Изюбр

Birukov05.02.21, 23:08
Спасибо, хороший текст, живенький))) Оч похоже описали хождение по тайге, по звериным тропам.
Мне очень напомнило наши лазания с Ципы на Котеру, мы там еще и в гари влетели - врагу не пожелаешь, "упражнение на бревне", "облезь прижим".... по скалам. Но, мы не такие лоси, как Вы, мы челноком, за два раза. По-этому, вероятно и справились. Потратили в 1.5 раза больше времени, чем планировали и продукты у нас сильно поубавились. Надо было вам не "жечь" весь вес сразу, а разделить, сильно легче бы было: тропы нет, по звериным идти сложно, постоянные разведки-поиски, да и идти по ним коряво, постоянные перелезания-подлезания. Смогли бы, я думаю, вы сильные. Почти на старте и полный вес брать - не совсем правильно, имхо, в нашем возрасте и если Вы не на стройке работаете))) И да, тропы, которые на генштабе, в большинстве своем сохранились только в тундре, да и то не все, остальное скорее всего заросло. Еще раз спасибо за текст, не полезем туда, хотя соблазнительно было))))
Спасибо огромное, Вера и Владимир!
А автору опуса "Эх, туристы! Эх, москвичи! И все то мы знаем! На реке Олекма нет порога «Сырытыр»" могу только написать: хамло эгоцентричное!
Эх, туристы, Эх, москвичи!
1. Спасибо за очень полезную информацию, которую мы не могли найти в сети, когда готовились к походу. Надеемся, что это ваша информация пригодится тем, кто будет планировать сплав по Олёкме и наткнется на наш отчет и ваш комментарий.
2. В тексте порог назван правильно - Сарылыр, ошибка была в названии фото. Исправили.
3. И мы не москвичи, а со средней Волги, это написано на главной странице.
4. Напишите, пожалуйста, название повести Астафьева. Мы не знаем.
5. Если у вас есть такая же подробная информация по другим рекам того края, например, Токко, Чара, мы были бы вам благодарны.
6. Все не может знать никто. Все, что мы написали в отчете, основывается на информации, которая была доступна, и наших впечатлениях.

Категория сложности: 4 к.с.