От Енюка до кордона Бедердях

Бивак после грозы Бивак после грозы
Скалы Олёкмы после притока Тас-Миеле Скалы Олёкмы после притока Тас-Миеле
Утренний туман Утренний туман
Солнце сквозь туман Солнце сквозь туман
На кордоне Тас-Хойко На кордоне Тас-Хойко
Наш пропуск на нахождение в заповеднике Наш пропуск на нахождение в заповеднике
"Носик" "Носик"
Скалы Скалы
И здесь "носик" И здесь "носик"
Остатки зимы Остатки зимы
Цветёт земляника Цветёт земляника
Собирается удрать Собирается удрать

18 июня

С утра собрали катамаран. Готовимся к сплаву по Олёкме, потом по Лене. Карт у нас нет, будем плыть по навигатору по «Дорогам России». Хотя мы в уме держали сплав по Олёкме и Лене в качестве запасного варианта, но вот карту не взяли. Так были уверены, что выйдем в бассейн Алдана.
Выплыли ближе к вечеру, не захотели оставаться на Енюке ещё на одну ночь. Скорость течениянам кажется очень низкой после тех 17 км/час, что было в порогах. Но пока река течёт и хорошо течёт.
На первом же притоке после Енюка, Оноктах, остановились, и я поймала  небольшого тайменя. Килограмма на три. Потом впереди начала организовываться гроза. Чтобы не вплыть в неё, мы причалили к песчано-каменистому берегу, под которым сразу была большая глубина (мт 17). Володя с первого заброса поймал красавца-ленка, такого пятнистого-пятнистого, толстого, упитанного. Хороший ленок. К этому времени гроза впереди рассосалась, но осталась туча, из которой лил дождь.
Пока тучу пережидали, я на ровном месте, гуляя со спиннингом по берегу, поскользнулась и ударилась так, что обе коленки разбиты, а больше всего пострадало левое запястье, с которого я широкой полосой шкурку сняла собственным браслетом. Но это так, мелочи, издержки отдыха на природе.
Когда туча закончилась, мы поплыли и сразу начали искать место для ночёвки. Теперь, после знакомства с клещами, хотели площадку открытую, никаких берёзок и кустов вблизи нашего лагеря. Вот, исходя из этих требований, мы и искали место ночёвки, пересекая раз за разом Олёкму, если видели что-то перспективное на другом берегу.
Хозяин Олёкмы
В очередной раз, пересекая Олёкму, далеко-далеко заметили медведя, но он скрылся в кустах. Тут нас привлек кусочек берега как раз в том районе, где гулял мишка. Нам показалось, что там есть ровная площадка. Мы практически переплыли на тот берег. И тут увидели, что медведь вышел из кустов и идет вдоль воды. Мишка шёл чуть впереди нас. Мы плыли сзади, постепенно с ним сближаясь, потому что течение нас поджимало к берегу: был плавный поворот реки. Медведь нас не видел и не чуял. Видеосъемка получились замечательная. Когда до берега оставалось метров пять и ещё метров пять до самого медведя, я его спугнула, потому что, сколько же можно сближаться. Он услышал голоса, повернулся, увидел нас, несколько мгновений смотрел, что же это такое за чудище красное на него надвигается, потом как ломанулся в тайгу!
Надвигалась очередная гроза, поэтому с выбором места бивака особо не привередничали. Палатку поставили (мт 18) на наклонном большом камне со скоростью, достойной соревнований. Укрепили её как от урагана. Но дождь был короткий, а после него в небе засияла полная радуга. А чуть позже, когда небо очистилось от туч, солнце красиво осветило скалы, напротив которых мы встали.
Скалы Олёкмы после притока Тас-Миеле в вечернем свете

19 июня

А на утро – сильнейший туман задержал наш выход. Плыть, конечно, можно, но хочется, чтобы Олёкма осталась на фото и видеоматериалах.
Немного проплыли, и вот он верхний кордон Олёкминского заповедника Тас-Хойко. Нас встретили инспектор Александр Сергеевич Коноровский и его жена Любовь Степановна. О нашем пребывании на реке и о нашем желании подняться вверх по Енюку здесь уже знали. Об этом им сообщил Владимир Капралов с термальных источников, который приезжал сюда.
Кордон – несколько домов, хозяйственные постройки, огород, парники. Выращивают всё: помидоры, огурцы, перцы, картофель и другие овощи. Целая свора собак. Одна из них со знакомым именем Бахта.
Нас накормили жареной картошкой с мясом марала. Потом выписали пропуск на прохождение по заповеднику (пропуск выдаётся бесплатно). На это отводится три дня, а расстояние примерно 140 км. Мы немного возражали против таких жёстких на наш взгляд сроков. Во-первых, течение реки здесь уже слабое, во-вторых, половину первого указанного дня мы провели на кордоне, т.е. нам для прохода осталось только 2,5 дня. Провели инструктаж. На всей территории заповедника нельзя ловить рыбу, охотиться, можно только фотографировать. Предупредили, что с правой стороны Олёкмы это заповедник, биваки запрещены, с левой стороны «особо охраняемая территория», но вставать можно.
На кордоне мы зарядили аккумуляторы фотоаппарата и видеокамеры, ради этого был включен генератор.
И разговоры, бесконечные разговоры.
О прошлогодних туристах на Олёкме. Обижались на Владимира Сибирцева, который прошёл кордон ночью.
О Валентине Чугае с Ириной Опанчук: «Какую они совершили глупость, когда из-за рыбы бросили свою лодку и пошли за много километров назад, потому что ситуация, в которую они попали, была опасна. Лодку могло унести. Чтобы бы они делали без еды, без средств передвижения?»
О гибели туриста-одиночки на катамаране в порогах Олёкмы.
О медведях, многих из которых инспектор знает «в лицо». Сейчас у медведей гон и поэтому на человека особо не обращают внимания, «собираются вместе кучами, до десяти штук», людей боятся. Охота по лицензиям. За незаконный отстрел медведя штраф 300 тысяч.
О рыбе. Сейчас, после строительства БАМа, рыбы в Олёкме стало мало, а раньше было большое количество. «С чем это связано, непонятно. Может, оттого, что вели взрывные работы. Но до сих пор рыба не восстановилась».
Вообще, эта семья на кордоне инспектора очень гостеприимна. Они всё спрашивали: «Что у вас не хватает, что вам дать?» Единственное мы, что попросили – четыре маленькие пуговицы для рубашек.
Сами мы подарили инспектору две блесны по его выбору.
Приметная скала
Перед кордоном и сразу после кордона были красивые скалы (мт 19, мт 20), а потом глянуть не на что. С правой стороны, где как раз сам заповедник, большое пространство, наверно, горелого леса.
Жара закончилась, весь день была переменная облачность и ветер в лоб. Мы его перегребаем, а что толку? Километры он у нас ворует. Невольно вспоминается описание Олёкмы: «…тихих дней на Олёкме почти не бывает: она рассекает Становое нагорье, великий водораздел великих океанов — Северного Ледовитого и Тихого, и потому массы воздуха кочуют по ее долине из теплых стран в холодные и наоборот, как в огромной аэродинамической трубе».
К вечеру очень устали. Так и мучились против ветра. Встали опять на осыпи (мт 21), на мелких камнях, нашлась ровная площадка. К вечеру ветер стих.

20 июня

Проснулись, на небе чёрные тучи. Сильный северный ветер. Срывается дождь. Плыть на катамаране против такого ветра абсолютно невозможно. Холодно. Переоделись, утеплились и опять завалились в палатку.
Проснувшись во второй раз, обнаружили отсутствие дождя и лёгкий попутный ветер. Быстро приготовили то ли завтрак, то ли обед и в путь. Сегодня определяющий по расстоянию день. Если сможем пройти не менее пятидесяти километров, то есть вероятность, что уложимся в срок, отведённый нам на заповедник.
Напротив притока Орюс-Миеле на правом берегу домик от заповедника (мт 22), метка висит. Таких меток, в виде российского флага, было полно на территории заповедника.
Проплыв 26 км от места ночевки, высадились на берегу. Основная цель: немножко походить, ноги размять. Облачность слоистая, серое небо, но тепло.
Над водой вьются тысячи, миллионы всевозможных мушек, столько же плавает в воде. Хариусу – раздолье, он выпрыгивает, ест их. Это царство мошки – пир для него. Но хариус здесь мелкий.
На левом берегу в расщелине между невысокими скалами опять видели остатки зимнего снега. Он трамплином нависал над рекой. Нижний край его – ровный, он показывает, насколько вода опустилась.
Вечером в течение 15 минут встретили двух медведей и одного марала. Причём, марал и медведь на водопое были практически рядом друг с другом, не более 100 м их разделяло. Не обращали они на соседа никакого внимания, мирное сосуществование. Медведь сразу в тайгу ушёл, как нас увидел, а марал долго сопровождал взглядом, стоя на берегу как изваяние. Другой медведь гулял по скалам противоположного берега и ел исключительно цветы. Ну, травоядное и только! Хоть вечер нам подарил какие-то приятные мгновения, а то весь день плывём, плывём, и никаких развлечений: рыбу не ловим, потому что запретили, да и некогда – километраж нужно выполнять.
Медведь на скалах
Плавать пришлось до половины десятого вечера, благо почти «белые ночи», полной темноты нет, только немного смеркается. В итоге проплыли 61 км (по прямой). Немного не доплыли до притока Крестях. Была бы карта, точно в том бы районе остановились бы, петроглифы посмотрели.
Нашли большую средне- и крупнокаменистую осыпь. Здесь встречаются участки «булыжной мостовой», и вот на этой «булыжной мостовой» мы поставили палатку (мт 24). Место открытое, значит, наиболее безопасно в отношении зверей (мы видны издали), ну, естественно, почти нет комаров и мошки. Вечер хороший, тихий, плыть бы да плыть да вот только волдыри на ладонях да боль от гребли в руках.
Долго сидели у костра (до трёх ночи). Слушали сначала тишину и пение птичек, потом включили диктофон на воспроизведение песен. Вот так бы каждый вечер.

21 июня

Выплыли в этот день рано, полвосьмого утра, с надеждой доплыть до кордона Бедердях. Через час были у притока Крестях (мт 25), где на скале установлен крест.
Вот, что рассказал нам Интернет по этому поводу.

….этот крест был поставлен Ерофеем Павловичем Хабаровым «по обещанию» в 1654 году, по завершении многотрудного дела – похода по р. Олекме от р. Лены до р. Амур. …Установка креста Е.П.Хабаровым на новой территории символизировала не что иное, как вхождение открытой им территории Якутии и Амурского края, а также его народов в состав Российского государства.
Установка крестов на вновь открытых землях являлась в то время общепризнанной практикой обозначения присоединенных или завоеванных земель.…Следует отметить, что на скале, где установлен крест, имеется древний жертвенник и наскальные рисунки эпохи неолита, место это издавна почитается священным среди коренного населения.
17 сентября 2005 года сотрудниками заповедника «Олекминский» был установлен новый крест на утесе в устье реки Крестях, вместо старого, пришедшего в негодность от времени.
Ближе к обеду доплыли до метеостанции Дикимдя (мт 26), гребя против небольшого встречного ветра. Нас встретили Нина Михайловна и Анатолий Владимирович Лейсман, очень гостеприимные и приятные люди, метеорологами работают давно. В своё время приехали строить БАМ да так и остались в этих краях. Они уже ждали нас, инспектор Коноровский их предупредил.
Первым делом Нина Михайловна задала нам вопрос:
– А вы в своём плавании ничего не теряли? А то в прошлом году люди лодку потеряли...
Это она имела в виду приключения Валентина Чугая с Ириной Опанчук.
Потом нас накормили обедом. Чуть-чуть посмотрели метеостанцию. Здесь тоже большой огород, парники, где всё прекрасно растёт.
И опять бесконечные разговоры.
О ловле рыбы на данной реке. Интересные случаи, связанные с рыбалкой. Рекомендации. Близится ход ельца, которого ловят на удочку, поэтому Нина Михайловна, сама заядлый рыболов, выдала нам для переделки спиннинга на удочку пробку из-под вина и гвоздь, сказала о наживке: бабочки и червяки. Мы подарили ей одну блесну по её выбору.
Много и занимательно рассказывала о своей охоте на соболя.
О медведях, которые часто навещают метеостанцию, и многое-многое другое.
Уходя с метеостанции, мы увозили с собой ценные подарки: буханку хлеба, две банки тушёнки, две банки сгущёнки.
Здесь же, в районе метеостанции, на прибрежных луговых полянках, мы впервые увидели цветущие даурские лилии. Далее при сплаве по Олёкме мы регулярно встречали эти красивые цветы.
Полвторого мы отплыли с метеостанции. Удалось проплыть до притока Улахан-Дикимде. Потом начался сильнейший встречный ветер. Мы не могли удержать катамаран вдоль по течению, ветром его разворачивало поперёк. Плыли какое-то время боком, пока течение нас тащило, но потом скорость стала настолько низкой, что мы встали почти на месте и поэтому высадились на берег переждать. Потом сделали одну попытку переплыть под противоположный высокий берег. Нам показалось, что там тише, но попытка была неудачной: нас просто поволокло против течения и мы повторно высадились, только выше, потеряли несколько метров.
Сильный ветер превратился в настоящий ураган. Ветер нагулял встречные волны, вся ширина реки в белых барашках. А нам так надо к кордону…Что эти оставшиеся 16 км? Но пока при таком ветре – это была непреодолимая преграда.
Ветер
Постепенно похолодало. Ветер даже под склоном выдувал из наших тел остатки тепла. Пришлось утеплиться: термобельё, шапочки.
Для поднятия настроения съели шоколадку.
Потом ветер стал тише, но припёрлась чёрная туча с дождём. Прямо под дождём подкачали катамаран, и тронулись в путь, просидев на берегу около четырёх часов. Ближе к десяти вечера, промокшие и продрогшие прибыли на нижний кордон (мт 27). Итак, мы уложились в отведённое на пребывании в заповеднике время.
Нас встретили инспектор Александр Дергунов и его жена Вера Ивановна. Александр с женой в своё время, молодыми, приехали строить БАМ. Строили его, переходя с одного участка на другой по мере строительства, а потом так и остались здесь. И вся жизнь прошла в этих краях. Им здесь нравится.
Кордон на притоке Бедердях нам показался очень благоустроенным, всё хозяйство в идеальном порядке. В отличие от верхнего кордона и метеостанции мы не увидели бегающих собак и даже поинтересовались, есть ли они у них. Оказалось, что всю живность, в том числе и собак, они держат в вольерах, чтобы они не бегали, не пугали местных обитателей, не уничтожали яйца, птенцов, детёнышей диких зверей. Естественно, есть огород, парники, уже собирают свои огурцы. Весь кордон увешан спутниковыми «тарелками», есть спутниковое телевидение и интернет, но качество подключения зависит от погоды. В тот вечер, когда мы были, из-за низких дождевых облаков интернет то появлялся, то исчезал. Когда облака стали реже и интернет стал устойчивым, я смогла по Скайпу позвонить сыну. На кордоне мы подзарядили аккумуляторы.
Нас накормили яичницей из домашних яиц и отправили в баню, где мы сначала чуть ли не обнимали раскалённую печь, до того промёрзли. Потом сон в тёплом помещении на толстом матрасе. Всё как в сказке после пронизывающего ветра, холода и дождя.
Утром завтрак с семьёй инспектора и опять долгие-долгие разговоры.
Вера Ивановна нас записала в журнал, удивившись, что на пропуске даже не указали нашу фамилию. И, естественно, к этому мы уже привыкли, одной из первых тем разговора было воспоминание о прошлогоднем сплаве Валентина Чугая с Ириной Опанчук. Вера Ивановна говорила: «Ну, надо же, из-за рыбы бросить лодку, побежать за рыбой, разбиться… Приехали к нам все поцарапанные, все в болячках…».
Инспектор Александр Дергунов рассказал нам много всякой ценной информации.
Про пороги Олёкмы и Хани. Он подтвердил то, что мы уже знали: в высокую воду, в которую мы попали, там стоит высокий вал, но он неопасен. А высокая вода упрощает пороги и на Хани и на Олёкме. Наиболее опасен момент подъёма воды, когда огромные водные массы устремляются вниз и попадают в сужения. В низкую воду выступает очень много камней и плит, которые создают дополнительные трудности при прохождении порогов. Говорил, что некоторые пороги имеют такие ловушки, карманы, плиты с водопадами, куда часто залетают туристы, обходя валы.
Про рыбалку. Вся рыбалка, естественно, осталась вверху. Причём, по словам Александра, река относительно открыта, ловить на спиннинг и удочку можно было. И зря мы послушались инспектора Коноровского с верхнего кордона, который нам запретил выходить на правом берегу и ловить рыбу. Ловить запрещается сетями, а на спиннинг и удочку – ради Бога. И сроки нахождения в заповеднике всё это – ерунда! Для плывущих сверху туристов совсем необязательно отмечаться на кордонах и брать разрешение. Кордоны существуют, чтобы не пропустить вверх местных жителей, якутов, которые стреляют во всё, что движется, а рыбу ловят сетями. «Сейчас внизу можно поймать ельца на червяка и бабочку. Но елец еще не подошёл, он находится в 60-ти км ниже. Он идет косяками, и его можно увидеть и во время сплава и с берега. Как увидите, что идёт ход ельца, вот тогда и начинайте ловить».
По словам Александра, каждый ручей, каждая речушка ниже по течению на Олёкме имеет рыбацкие домики, не всегда видные с воды, но по косвенным признакам их можно увидеть.