От кордона Бедердях до притока Степан

Цветущий горошек Цветущий горошек
Полярный мак Полярный мак
Цветы Якутии Цветы Якутии
"Белые флаги" "Белые флаги"
Даурская лилия после дождя Даурская лилия после дождя
Цветы Якутии. Василисник скрученный Цветы Якутии. Василисник скрученный
Река Олёкма Река Олёкма

22 июня

Сегодня у нас как будто день отдыха после вчерашней тяжёлой работы в дождь и в ветер. Плывём, как заблагорассудится: хотим, гребём, хотим, не гребём. Часто выходим на прогулку и фотографируем цветы, больше нечего. На одном из берегов видели огромные заросли цветущего горошка, берег на большом протяжении весь розовый.
Во время обеда из одного спиннинга смастерили удочку. Вместо поплавка пробка от вина, которую нам подарили на метеостанции. Нашли червячков. Никого не поймали, но для себя полезные наблюдения сделали. Например, бабочки, попавшие в воду, не все, но 50% точно, всплеск, и их нет. Елец пошёл! И наших червячков с крючков стаскивали, но поклёвок мы не видели.
После обеда проплыли деревню Гришко (мт 30). Здесь только два жилых дома, один в очень хорошем состоянии, есть парник. Стожок сена стоит. Не заходили.
Пасмурно, низкие серые облака, но на наше счастье ветра совершенно нет.
Остановились на бивак, на высоком левом берегу в кедрово-лиственничном лесу (мт 32). Палатка стоит на цветущей бруснике. Мох, мягко и хорошо. Над палаткой повесили второй тент, потому что погода непонятная: без конца начинается мелкий дождь. И в видимости то там, то тут с туч сыпятся дожди. За день без напряга прошли 49 км.

23 июня

Ночь была холодной. Встали, отплыли. На небе белые кучевые облака и небольшой попутный ветер, двигались быстро и уверенно. Но это продолжалось немного, километра четыре. Ветер стал встречным, усиливаясь с каждой минутой, а на небе слева, справа, сзади стали громоздиться дождевые тучи.
За день прошли немного, 34 км, да и погода не позволила сделать больше. Без конца подходили тучи с новыми партиями дождей. Каждая туча гнала ветер. Этот ветер был всегда встречным, очень сильным, так что приходилось останавливаться и пережидать его на берегу, также пережидали и дождь, просто накрывшись тентом. За день это повторялось несколько раз.
Река Олёкма
Во время обеда и остановок на берегу мы учились ловить ельца, учились видеть места, где он может находиться, всего поймали 14 штук. Зажарили на ужин. Вкусно!
Вечером, как всегда, была проблема, где остановиться на ночевку. По пути был остров Матар-Ары. Мы высадились на его торце. Наверху хорошая поляна, но уж очень высоко и круто, а таскать так высоко вещи как-то бессмысленно и тяжело. Правда, остров очень красивый. На луговых участках было большое разнообразие цветов, очень много цветущих лилий. Устраивать бивак под склоном поблизости от воды мы не решились, поэтому с острова ушли, но удалось продвинуться вперёд немного, ветер не пускал. Пришлось остановиться напротив другого конца острова просто на правом пологом берегу (мт 34). Здесь хороший сосновый лес, но лес стоит на скалах. И мы под лесом, у кустов, поставили палатку. До воды далеко, сначала широкая полоса гальки, потом луговина, потом уж кусты, где мы обосновались. Небо затянуто тонким слоем однотонных серых облаков. Закат был, не смотря на это, красивый. Эти облака окрашивались в сиреневые, малиновые тона. Солнце находило дырочки в облаках, пробивало и наводило красоту. Под вечер, как всегда, тихо и ночью тихо. Появляются мысли, может, перейти на ночной образ жизни: ночью плыть, а днем спать? Но возникает дилемма, что лучше: днём мучиться против ветра, но иметь фотографии, то ли ночью, без фотографий, в холоде, зато в полном безветрии.

24 июня

Ночь для меня прошла беспокойно, несколько раз просыпалась и выходила из палатки, потому что без конца слышала шорох гальки, как будто кто-то рядом ходит, но никого не было. И только утром стало ясно, что за звуки меня беспокоили ночью. Когда проснулись, обнаружили, что река стала к нам ближе метров на 40-50. Правда, до палатки ещё далеко, тоже метров 50, но большой галечной осыпи нет. Когда река заливала её, под напором воды галька перекатывалась, я это и слышала. Уже некоторые кусты тоже в воде. Подъём воды по высоте за ночь примерно 2 м. Причина этому дожди, которые лили последние дни.
Когда солнце поднялось выше, оно оживило мир, потеплело, и, как всегда, небольшой встречный ветер. А подъём воды продолжался даже за то короткое время, что мы занимались утренними делами. По реке плывёт мусор, но его немного и он значительно меньших размеров, чем тот, когда мы с Хани вплывали в Олёкму. Но, не смотря на подъем воды, здесь вода в Олёкме чистая. У неё остался только слегка желтоватый оттенок.
При посадке на катамаран я обнаружила, что кто-то погрыз моё весло именно в тех местах, где я держусь руками. Кстати, у Володи не погрызли. Вывод: мои руки пахнут вкуснее его. Но теперь в этих местах оно стало шероховатым, держаться не очень приятно.
Ближе к обеду заехали в якутское село Куду-Кюёль. Хотели купить хлеб. Но сегодня воскресенье. Частная хлебопекарня закрыта. Одна из якутских женщин подарила нам буханку хлеба. По нашей просьбе открыли коммерческий магазин, где я купила 0,5 кг шоколадных конфет, печенья двух видов и десяток яиц. Одно яичко – 12 рублей. Цены по сравнению с нашими астрономические, т.к. продукты завозят на моторных лодках из Олёкминска. Этой вкуснятиной мы отметили день рождения сына.
Это якутское село является трезвым. Жители сами приняли такое решение, и в село совершенно не завозится алкоголь. Молодцы какие.
Отъехав от деревни пару километров, мы начали думать о рыбной ловле. Нашли заливчик, заросший кустами. И в том заливчике поймали столько же ельца, сколько вчера за весь день. На небе опять облака, переходящие в тучи. Кое-где виден дождь, но в целом погода лучше, чем вчера. А ветер, как всегда, встречный.
После обеда, вместо того, чтобы дальше плыть, пока было относительно тихо, мы опять занялись ловлей ельца. Происходило это следующим образом: брали бабочку. Именно брали, потому что ими усеян весь берег. Отрывали ей крылышки, потому что заметили, что елец после нападения на плывущие бабочки, потом крылышки выплёвывал, прокалывали тельце в районе грудки крючком и бросали в речку на нашей самодельной удочке. Мгновенный всплеск, и ещё один елец у нас. В мешке рыбок с каждой минутой прибавлялось. Закончили ловить тогда, когда поняли, большее количество нам не переработать.
А вечером была огромная туча, которая прямо говорила нам: «Посмотрите, какая я чёрная! Посмотрите, какая я синяя! Посмотрите, какая я большая! А теперь посмотрите, какая у меня яркая радуга, значит, дождём я исхожу вся, и солнышко это освещает. А вот вам и встречный ветер, чтобы вы знали, приближаюсь я». Но не послушались мы и продолжали плыть. И туча обиделась, и сыпанула на нас ливнем. Пришлось срочно доставать тент и накидывать и на нас и на катамаран. А потом облака разошлись, ни одного, и солнце нам так било в глаза на последних километрах, что ехать было невозможно, искали от него укрытие под высоким берегом.
За день проплыли – 49 км (норма, которую мы сами себе установили – 40 км). Выполнили норму достаточно легко, хотя рыбачили, сколько хотели.
Вечером место, которое мы приглядели издалека, оказалось занято: лодка, рыбак, собака. Пришлось ещё плыть и плыть. На косогоре нашли маленькую слегка наклонную площадку и поставили палатку относительно высоко над рекой, может быть, метров пять, может, больше, потому что всё ещё беспокоились о подъёме воды. Кстати, за ночь она поднялась, всего на 10 см.
Засыпали под чистым небом. И даже увидели ночью две или три звезды. Дело в том, что ночью здесь в это время какое-то переходное состояние, ещё не белые ночи, но что-то близкое, и полной темноты нет.
Закат

Birukov05.02.21, 23:08
Спасибо, хороший текст, живенький))) Оч похоже описали хождение по тайге, по звериным тропам.
Мне очень напомнило наши лазания с Ципы на Котеру, мы там еще и в гари влетели - врагу не пожелаешь, "упражнение на бревне", "облезь прижим".... по скалам. Но, мы не такие лоси, как Вы, мы челноком, за два раза. По-этому, вероятно и справились. Потратили в 1.5 раза больше времени, чем планировали и продукты у нас сильно поубавились. Надо было вам не "жечь" весь вес сразу, а разделить, сильно легче бы было: тропы нет, по звериным идти сложно, постоянные разведки-поиски, да и идти по ним коряво, постоянные перелезания-подлезания. Смогли бы, я думаю, вы сильные. Почти на старте и полный вес брать - не совсем правильно, имхо, в нашем возрасте и если Вы не на стройке работаете))) И да, тропы, которые на генштабе, в большинстве своем сохранились только в тундре, да и то не все, остальное скорее всего заросло. Еще раз спасибо за текст, не полезем туда, хотя соблазнительно было))))
Спасибо огромное, Вера и Владимир!
А автору опуса "Эх, туристы! Эх, москвичи! И все то мы знаем! На реке Олекма нет порога «Сырытыр»" могу только написать: хамло эгоцентричное!
Эх, туристы, Эх, москвичи!
1. Спасибо за очень полезную информацию, которую мы не могли найти в сети, когда готовились к походу. Надеемся, что это ваша информация пригодится тем, кто будет планировать сплав по Олёкме и наткнется на наш отчет и ваш комментарий.
2. В тексте порог назван правильно - Сарылыр, ошибка была в названии фото. Исправили.
3. И мы не москвичи, а со средней Волги, это написано на главной странице.
4. Напишите, пожалуйста, название повести Астафьева. Мы не знаем.
5. Если у вас есть такая же подробная информация по другим рекам того края, например, Токко, Чара, мы были бы вам благодарны.
6. Все не может знать никто. Все, что мы написали в отчете, основывается на информации, которая была доступна, и наших впечатлениях.

Категория сложности: 4 к.с.