На новый год мы решили пойти на плато Лагонаки и взойти на горы Фишт и Оштен. А оказались в Абахазии. Кавказский заповедник, на чьей территории находится плато, закрылся для посещения перед Олимпиадой, о чем мы узнали за неделю до выезда. Быстро поменяли билеты, прочертили новую нитку маршрута по имевшимся отчетам. Получилась новогодняя прогулка на снегоступах на восемь дней и четырехдневная поездка по городам Абхазии.
Гагры - оз. Рица - кур. Ауадхара - оз. Рица - Гагры - г. Мамздышха - Новый Афон - Сухум
Горы
Характеристика района

Абхазия расположена в узкой 50-километровой полоске между Главным Кавказским хребтом (ГКХ) и Черным морем. К югу и юго-западу от хребта отходят крупные отроги - Гагрский, Бзыбский, Чхалтинский и Кодорский хребты. Высшая точка Абхазии - гора Домбай-Ульген (4 046 м). Логичные маршруты горных походов через перевалы ГКХ сейчас не доступны для туристов из-за невозможности перейти границу Абхазии с Россией где-либо, кроме таможенного поста Адлер на реке Псоу.

Леса занимают 52% площади страны. Часть из них является заповедными и находится на территории трех заповедников: Псху-Гумистинского, Пицундо-Мюссерского и Рицинского национального реликтового парка. До высоты 600 м растут каштан, бук, тис и самшит. Выше, до 1600 м - буково-каштановые леса. Пихтово-еловые леса растут на высоте до 1800-2000 м. С 1800 м начинается зона альпийских лугов.

Основными реками Абхазии являются Бзыбь, Кодор, Чхалта. Они берут начало в ледниках Западного Кавказа и впадают в Черное море. На территории имеются выходы глубоководных вод (Голубое озеро, Гегский водопад) и высокогорные озера (Клухорское, Кардывач, Мзы).

Точных данных о температурном режиме на побережье Абахазии, а тем более в горах, мной не найдено. За наше время пребывания в районе на побережье было от +7 до +12 по данным сайта gismeteo.ru. В горах до -10 по ощущениям, очень высокая влажность. Десять дней из двенадцати ясные.

В стране проживает 240 тыс. человек, из них только половина абхазы. Остальные - армяне, грузины, русские. Любопытно, что большая часть мирового населения абхазов (800 тыс. человек) живет сейчас в Турции.
От Рицы до Ауадхары

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

День 1. Заказанный миниавтобус не смог доехать до озера Рица из-за обледенелой дороги. Водитель высадил нас в месте, называемом Каменный мешок. Это самое узкое место каньона, в котором расстояние между четырехсотметровыми стенами не превышает 22 м. До озера 10 км.

По обледенелой дороге идем в ботинках. Она была проложена в 1932-1936 гг. и реконструирована в 1966 году. Удивительно, но правильно нанесено на карту и исследовано озеро Рица было лишь в 1913-1914 гг. экспедицией географа Евгении Морозовой-Поповой. По пути видим палатку туристов, расположившихся в лесу, и их костер. К озеру выходим уже в темноте. Идем вдоль берега еще 3 км и встаем на ночевку на месте палаточного лагеря, где раньше был пансионат.

Трудно классифицировать то дерево, из которого мы ночью пытались разжечь костер. Оно нещадно дымило и было готово гореть лишь при условии, если Герман махал на него пенопопой. Ни одной сухой ели в окрестности мы не нашли. Погуляв ночью по окрестностям, мы обнаружили огромные реликтовые ели в несколько обхватов толщиной. Как на зло, ветви на них начинались метров с пяти и наломать сухого лапника не удалось. Зато в ночи послушали водопад Молочный, разглядеть который толком не удалось.

Наконец, еда готова. Выпив абхазского шампанского и коньяка "Старая Гагра", подарив подарки, запустив фейерверки и встретив Новый год, ложимся спать.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

День 2. Утро приветствует нас прекрасными пейзажами. Мы стоим на самом берегу бирюзового озера, а за ним возвышаются заснеженные горы. Даже не верится, что 250 лет назад здесь была долина. Тогда произошло сильное землетрясение, вызвавшее обвал горы Пшегишха. Рухнувшая часть горы запрудила протекавшую здесь реку, образовав обширное озеро. Возможно, вместе с обвалом произошло дополнительное опускание долины реки.

Ритуальное раздувание костра, сбор лагеря и ближе к полудню наша группа выдвигается в сторону Ауадхары. На заснеженной дороге видим следы снегоступов и пары лыж. Как минимум одна группа движется впереди. Одеваем снегоступы.

Вопреки ожиданиям, у дороги много источников воды. Мы пообедали у пересекающего дорогу ручья и видели по крайней мере один родник. Местами вода течет вдоль дороги, но слабо и ее трудно набрать. На сугробе смотровой площадки надпись палкой "Ярославль". Рядом на снегу вывожу "Архангельск" и идем дальше.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дорогу пересекает три лавинных выноса. Быстро переходим их по одному. Справа и слева крутой склон, палатку не поставишь. Как только слева появляется выполаживание, становимся на поляне в лесу. В этот раз с дровами везет гораздо больше. Находим несколько небольших еловых сушин и лапник. Вечером наслаждаемся ярким костром, вкусной едой и горячим чаем.

День 3. В третий день случается казус. Мы по-прежнему идем по следам снегоступов, хотя лыж больше не видно. Группа растянулась и первая часть повернула на необозначенной развилке вправо вверх по склону, куда вели следы. Так мы сходили на стоянку ярославцев.

Тем не менее, ближе к темноте мы оказались на курорте Ауадхара. Курорт представлял собой большую плоскую поляну с летними домиками. В одном из таких мы остановились. Как оказалось, зря. Еда на печи готовилась дольше, чем на костре. А спать было холодно из-за отсутствия в прикрытых фанерой окнах стекол, как мы обнаружили утром. Людей не видели: ярославцы свернули направо к отдельно стоящему летнику. Зато вечером увидели обычную домашнюю кошку черепахового цвета. Как она туда попала?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

День 4. Утром пошли на минеральные источники. Вдали виднелись вершины ГКХ. Вода насыщена железом и приятна на вкус, но много не выпьешь. Из скважины вода бьет горизонтально сильной струей и окрашивает землю рядом в красный цвет. На обратном пути встречаем двух егерей на снегоходах. У обоих винтовки, но настроены доброжелательно. Приглашают зайти в гости, когда спустимся на Рицу. Оказывается, лыжник шел отдельно от группы ярославцев еще до Нового года, но повернул и спустился к озеру.

От курорта Ауадхара можно сходить в долину семи озер и на озеро Мзы, но мы этого не планировали. Также интересен вариант с прохождением перевала Анчхо в долину селения Псху и дальнейшим выходом через перевал Доу к Сухуму. Все эти варианты могут быть лавиноопасными зимой и требуют оценки!

Село Псху интерсено своей автономией. В зимние месяцы оно отрезано от внешнего мира. Коренное население не сохранилось - в 1864 г. псхувцы были побеждены русскими войсками и всей общиной в 3,5 тысячи человек выселились в Турцию. Вновь село было заселено в начале ХХ века беглыми черниговскими крестьянами, остатками белогвардейской армии Фостикова и некоторыми монахами Ново-Афонского монастыря. Сейчас в селе живет порядка 200 человек.

Довольно быстро сбрасываем до бывшей ночевки и ставим лагерь.

День 5. До Рицы спускаемся за пару часов.