Китай / Автостоп | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка
 

Восток и запад: мы не поймём друг друга никогда

1 - 31 августа 2004 г.
20-24 августа

Туманы над Янцзы Туманы над Янцзы
На улицах Chengdu На улицах Chengdu
Черепахи в пруду Черепахи в пруду
20 . августа . 2004
Утром первая остановленная машина была красного цвета. Как оказалось, впоследствии, все красные машины - это такси. L Нас довезли до Dunhuang (100 км) за 60 RMB. Не без труда находим Five Rings Olympic Hotel, так как дешёвые гостиницы помпезностью холла не отличаются. Селимся в четырёхместный номер (по 15 RMB), Алексей с Ольгой должны подъехать к вечеру. Они звонили из Hami (~450 км от Dunhuang). В номере есть телевизор и мне даже посчастливилось увидеть русский мультик "На краю света" по одному "продвинутому" китайскому каналу! Душ в гостинице только холодный, но при такой жаре большего не нужно. Так как ещё 10 утра, то мы приводим себя и вещи в порядок и после обеда собираемся посмотреть Mogaoku, а вечером посетить самые большие в Китае "поющие барханы"!
Выходим из городка и пытаемся застопить машину до гротов (25 км), но никто не останавливается. Много автобусов и такси. Первые проносятся, разводя руками, а на вторых "разводим руками" мы. J Наконец, после получаса "зависания" подбирает пикап с цыплятами (12 км). Затем останавливается жёлтая легковушка и довозит до гротов. В итоге, на вид вполне интеллигентный китаец пытается с помощью своего англо-мычащего дружка раскрутить иностранцев на большие деньги. Он втолковывает нам, что готов увезти нас обратно в город после того, как наша экскурсия закончится. Мы якобы соглашаемся через 2 часа подойти к указанному месту, где будет ждать машина.
Нас подводят к ticket office, и мы покупаем билеты по 100 RMB с иностранного носа (китайцы платят всего 60 RMB)! Почему я поступил так опрометчиво - пустил 25$ на ветер (да простят меня китайцы) - меня напугал блок-пост на въезде и многочисленные ограды, к тому же в Internet-ресурсах ничего не говорилось о том, как можно здесь "обойти" ticket office.
У Наты пытаются отобрать фотоаппарат на входе, но я прячу его и прохожу с ним. Гроты представляют собой пронумерованные комнатки (около 500), высеченные в вертикальном склоне горы, и соединённые между собой снаружи многоярусными коридорами и ступеньками. Практически все гроты заперты, и только экскурсовод с группой может отпереть алюминиевые двери. Одни гроты большие, другие совсем крохотные. Стены расписаны фресками, а посередине находятся красочные статуи божеств (около 3000), осыпаемые щедрыми китайцами юанями. (Но ведь богов деньгами не купишь, разве только его алчных слуг!)
Долго бродим по многочисленным ярусным ходам, избегая толпы и изредка заходя в открытые гроты, протиснувшись через толпу китайцев. Пытаемся подняться выше гротов на гору, но откуда не возьмись, возникает охранник и просит спуститься вниз. К 5 часам народ рассасывается и можно в тишине побыть в главном гроте наедине с гигантским Буддой. Больше всего мне понравился грот с большой лежащей богиней и стоящими на заднем плане сотней слуг.
Обойдя закоулками поджидающее нас такси, хотя назначенное время уже минуло полтора часа назад, мы запрыгиваем в автобус с китайскими студентами, учащимися за границей. В автобусе одна юная художница рисует мой портрет в профиль за 5 минут!
У входа в гостиницу встречаем Алекса с Ольгой, только что прибывших в город. Последние километры до Dunhuang они ехали на автобусе, а вещи положили в багажник, в котором протекла канистра с вином. Естественно, и рюкзаки и вещи "упились" красным винищем. Пришлось выжимать! L Нашу гостиницу, подобно нам, в 150 м от автовокзала они искали полчаса. J
Уже вечером вчетвером направляемся к барханам (6 км) на взятых напрокат дорожных велосипедах (по 1 RMB/час). Долго пытаемся найти дорогу в темноте вдоль ограды (по информации из Internet справа должен быть "обход" ticket office). Но темнота нас окончательно дезориентирует и, в конце концов, мы оставляем велики в кустах, делаем подкоп под высокой оградой (благо она уже стоит на склоне бархана, а песок рыть одно удовольствие) и карабкаемся на четвереньках на гребень бархана. J Одна его половина, которая была на солнце, остаётся пока горячей, а другая - прохладная. Ночь. Внизу блестят огни плотной китайской цивилизации, вверху - огни всех остальных. Скатываемся к подножью бархана. Там, где мы оставили велики, местная молодёжь решила устроить пикник (тачки, пиво и девушки - вот их девиз), а мы подумали, что нас охрана засекла, поэтому чуть не пустились наутёк. J
В Internet Cafe (3 RMB/час) знакомлюсь с парнишкой, который назвался Fong Ping. Он из города Hong Kong. Тоже путешествует, увлекается скалолазанием, я тут же загрузил с сайта www.mountain.ru английские страницы. От него я пытался узнать тайны компьютерного набора иероглифов, но тем способом, которым обычно пользуются китайцы, сложно объяснить чужестранцу, как это делается. Также существует способ набора непосредственно Pinyan (латинской транскрипцией), но им никто не пользуется!
Мы же на форуме российских автостопщиков (кстати, не во всех Internet Cafe отображаются "русские страницы") оставили своё первое пространственное сообщение (естественно, набранное "транлитералом") о том, как хорошо здесь в Китае.


21 . августа . 2004
Сегодня утром Алексей с Ольгой направятся смотреть Mogaoku. Я проинформировал их, как проникнуть туда без билетов. Договорились о сеансах связи через каждые 4 часа (8.00, 12.00, 16.00, 20.00, 23.00). Мы же отправились покорять пустыню Qaidam. Завтракаем омлетом с помидорами, пирожками с травой, плюшками и каким-то молочным продуктом. Долго выходим из Dunhuang. Большой оказался городишко.
На выезде никто не останавливается. Только одни назойливые таксисты готовы везти (порой даже разворачиваются со встречной полосы). Но я нашёл уникальный способ быстро от них отделываться. Говоришь, что тебе в Shanghai и они, улыбаясь, быстро смываются! J Наконец, подбирает легковушка до Aksay (~90 км). Приехав в Aksay, водитель с нас требует деньги, причём никакие доводы не помогают. В итоге, после долгих разговоров на "китайско-русских диалектах" откупаемся 200 рублями с огромными усилиями (с нас же трясли 200 RMB). Но деньгопрос нам сильно нервы помотал, поэтому рядом с нашей китайской фразой "Подвезите нас, пожалуйста, немного по пути в :" появился большой перечёркнутый иероглиф "деньги"! J И больше мы проблем не знали, в отличие от Алексея с Ольгой, которые так и не нарисовали его и периодически попадались в руки деньгопросов.
Трасса пустая, но первый же гружённый бензовоз, едущий из Hami в Golmud, забирает нас. Едет он очень медленно, так как впереди подъём на перевал через Danghe Nanshan (~3600 м). По пути мы обедаем. Вокруг мёртвая пустыня. Ветер гонит песок, как позёмку, создавая где-то далеко высокие барханы. В первом часу ночи нас высаживают в посёлке Da Qaidam. Долго ищем место под палатку среди болотистых солончаков. Ставим её вблизи юрт, под лай собак.
Алексей же с Ольгой всю ночь ехали на грузовике до города Golmud: "На последнем бензовозе ехали 420 км. Одиннадцати часовая езда с кормёжкой. В городе Golmud часа полтора искали, куда воткнуть палатку, везде сыро и дома, очень холодно, высота 2780 м над уровнем моря. Первый раз одевались. Холодный ветер, температура около 15 и иногда чуть моросит дождик. На ночёвку встали в 5 утра".


22 . августа . 2004
Утром, в 8 часов, обнаруживаем при дневном свете, что место для ночёвки мы выбрали отвратительное: посреди заболоченного пустыря в посёлке, рядом со свалкой и юртами. Благо в гости к нам никто не решился пожаловать. J Завтракаем в придорожной закусочной (15 RMB) шагаем до развилки трасс на Xining и Golmud. Трафик на Golmud в несколько раз больше, но нам в Xining. L Мы долго стопим, но все, немногочисленные машины, проносятся мимо.
Я иду к полицейскому посту, расположенному на трассе на Golmud. Страж закона без лишних слов уводит меня на задний дворик, как я подумал для каких-нибудь формальностей. Но там я обнаруживаю 5 велосипедистов! Такого я не ожидал! Девушка-немка объясняет мне на смеси русско-немецкого, что они на неделю 2 воссоединившиеся группы. Одна едет из Бейрута (Ливан) в Hong Kong через Сирию, Турцию, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Китай по следам Марко Поло (со 2 апреля в пути, официальный сайт экспедиции www.marcopolobybike.com); другая - из Германии через Россию, Казахстан и Китай в Непал (с марта в пути, 12000 км за спиной). Окончательно офигевший, я возвращаюсь на трассу, где "дежурит" Наталья.
Тут же останавливается Volkswagen с "генералом" (4 звезды), адъютантом-водителем и человеком в штатском в салоне. Едём с ними до Delingha (150 км), пропустив большую военную колонну. Приехав в город, нас приглашают отобедать. Верней, просто без лишних слов, ведут в ресторан. Обед оказался самым шикарным за всю поездку и стоил он - 360 RMB. Мы сказали, что в Москве в китайском ресторане такой обед стоил бы дешевле. J Всего нам было подано 8 блюд: говядина в табаке, какая-то странная рыба, "сыроватая" картошка, "газонная" трава, тушённые баклажаны, рис, "суп-компот", красиво уложенный омлет и, конечно, зелёный чай без сахара. Всё было очень острое и вкусное! Я сидел и попивал несладкий чай с полным карманом растаявшего шоколада. Утром положил полплитки в карман куртки и забыл. J
Звонил Алексей из автобуса, который уже несколько часов стоит на вокзале в городе Golmud и никуда не едет. "Купили билеты в лежачий автобус. Не понятно, куда и во сколько автобус поедет. Оля бьётся в истерике. Всё ей кажется грязным. Ну типа - общага китайская на колёсах: просанные матрасы, слегка прокуренные и облёванные. Китайцы жрут яйца и бросают шелуху тут же. Девушка с длинными волосами была прозвана Олей блохастой. (У Алексея мания на длинные волосы, а коротковолосой Оле просто было завидно. - Прим. авт.) Куча вещей на крыше автобуса. Настоящая китайская экзотика начинается!.. Ждали отправления автобуса в полной боевой готовности 6,5 часов. Просто ох:ли. Оля несколько раз подбивала меня уйти из автобуса, но люди сидели-лежали так, как будто автобус отправляется через минуту. Неугомонные китайцы погрузили мотоцикл на крышу! Когда автобус набили под завязку, он стал больше походить на тюрьму на колёсах. Очень холодно ночью, дует из окна. Пришлось укрываться санным, грязным одеялом. Интересно, будет ли теперь чесотка или пронесёт. (Однако "пронесло". - Прим. авт. J) В автобусе мы провели 18 часов, из них 12 часов ехали, причём по отличной трассе 600 км."
Затем мы поехали в штаб, так как нам сказали, что готовы нас подбросить до Lanzhou. Радости нашей не было предела - 700 км на одной машине, да ещё с "генералом"! Но как показал опыт, радоваться стоит после: удача - штука тонкая, спугнёшь - не догонишь. L Пока "генерал" решал стратегические вопросы в штабе, смутно выяснилось, что в Lanzhou они поедут только вечером и приглашают, естественно, нас на ужин, а было ещё тогда 3 часа по полудню. Мы не могли упустить такой шанс (сразу быстро уехать на 500 км) и согласились, сказав, что пока хотим погулять по городу.
Естественно, китайцы нас не отпустили, и мы поехали "гулять" по городу на машине. J Фотографировались на главной площади и у высоченной пагоды. Затем адъютант сказал нам, что он должен немного поспать в гостинице, и хотел тоже поселить нас в шикарный отель. Но как мы не пытались объяснить ему, что нам отель не к чему - мы лучше погуляем по городу. После долгих объяснений на китайско-русском с помощью разговорника и жестов мы поняли, что скорей всего они поедут в Lanzhou в ночь. Пришлось расспрощаться. L
Довольно быстро выходим из города. Долго не можем уехать - очень мало машин, к тому же дело было в воскресенье вечером. В конце концов, нас забрал микроавтобус до Xining за 200 RMB. Ехали мы комфортно (лёжа), правда по плохой дороге с многочисленными объездами и по темноте. Китаец с парнишкой угостили нас pepsi, курагой, кишмишем и "радиоактивными" сухариками.


23 . августа . 2004
Приехав в Xining в 4.30 ночи, мы попросили водителя подбросить нас до автобана на Lanzhou. Он, высадив сына дома, конечно, повёз нас к отелю, откуда в 6:30 ходили автобусы на Lanzhou. Естественно, у нас была куча времени, чтобы выбраться на автобан самостоятельно. Долго шагаем по ночному Xining, изредко пугая сонных китайцев дурацкими вопросами ("Как выйти на автобан?"). J Нам повезло - грузовичок подбросил нас до tullgate (7 км). Ещё долго стопим на tullgate (пункт сбора подати на платных дорогах): темень, машин мало, идёт дождь.
Уезжаем только тогда, когда совсем рассвело и стало видно наши буржуйские рожи. J Нас, к несчастью, высаживают на первом же повороте до Linxia. Отличное и оживлённое шоссе до Linxia должно начинаться ближе к Lanzhou. L Браво шагаем в гору (особенно в такую рань, да после бессонной ночи) по бесконечным трущобам вдоль дороги. Затем нас подбирает грузовик с мебелью на 60 км. "Зависаем" надолго в городке Hualong. С горя садимся в автобус до Linxia, и с нас дерут, аж, 150 RMB за каких-то 140 км. Доехав до первой стоянки, пытаемся выбить назад так опрометчиво заплаченные деньги. Однако, с огромным скандалом, с намёками на полицию, нам с большим трудом удалось вернуть только 90 RMB за треть пути! Расстроившись окончательно, идём завтракать-обедать. В этот раз, попросив сахара, мне насыпали целых полстакана и я не стал его размешивать! J
Быстро уезжаем на 2 машинах до Linxia. Вообще, как только мы сошли с автобана, дорога стала интересна. Разноцветные терраски с причудливо, но по-разному сложенными снопами; травяные, а порой даже скалистые склоны гор; совершенно дикое, узкое ущелье с вертикально вздымающимися на сотни метров скалами; отличный асфальт с серпантинами на высокие перевалы; порой встречающийся экзотичный транспорт; великая красно-коричневая Хуанхэ; глиняные заборы и хижины - всё это не могло не изумлять наши городские русские души. Больше всего мы были удивлены оригинальным методом молотьбы риса. Его кидали прямо на трассу, и проносящийся и сигналящий транспорт делал своё дело. Затем мётлами зерно сметали на обочину. J
В Linxia нас привозят в противоположный конец города. Поэтому долго выходим-выезжаем на городском автобусе. В автобусе с нами пытается заговорить преподавательница местного колледжа, которая от волнения "теряет" язык и минут 10, вспоминая хоть какую-нибудь фразу по-английски. J Остановившийся Volkswagen, подвозит нас до Hezuo. Водитель дарит кассету с так любимой мною музыкой (70% песен, звучащих на улицах и в машинах, было именно этого популярного певца). Природа здесь не переставала нас изумлять ещё больше. Узкая горная долина с высоченными крутыми склонами, верхнего края которых не видно из низкой машины. Отличная дорога вьётся вдоль бурной реки. Проезжаем свороток в Xiahe (раскрученную тибетскую деревушку), на котором стоит tullgate! Значит, даже за въезд в деревню деньги берут. Из Hezuo нам не удалось уехать - стемнело. Палатку ставим за городом.


24 . августа . 2004
В 7 мы уже на ногах. Автостоп не удался, я поддался соблазну, и мы уехали на автобусе за 120 RMB (160 км, 4 часа). Опять нас, наверняка, надули, так как местные перед тем, как заплатить за проезд, долго о чём-то договариваются. Дорога отличная, перевалов не было. За окном китайского "Пазика" безлесные, пологие холмы, на небе - непроглядные, хмурые облака, в автобусе - не чистые тибетцы. J Автобус, словно городская маршрутка, делает многочисленные остановки, ссаживая-подсаживая пассажиров. Доехав до перекрёстка на Langmusi, отказываемся от услуг такси (15 RMB). Шагаем 3 км до деревушки. Завтракаем-обедаем пельменями и овощным супом (11 RMB). В этот раз Наталья таки насыпала зелёного чая сама, но в таком количестве, что он разбух и нечего стало пить. J Селимся в первой попавшейся гостинице (40 RMB). За окном дождь, но мы не унываем и молимся об его кончине. J
На местных (тибетцев) глядеть одно удовольствие: колоритные, разнообразные одёжки и мощные шумные мотоциклы. Пока я пишу эти заметки, девчонка Ася (маленькая работница отеля) увела Нату на экскурсию по местным храмикам. Вернулись они в грязнущей обуви и джинсах, так как на не асфальтированных улицах глубокая слякоть. Я же одним глазом смотрел олимпиаду (естественно, на китайском), но изредка проскакивает слово "элосы" (в пер. с кит. "русский"), мелькают родные лица и сразу становится радостно. За окном пасмурно, временами дождь, ветер (+14°С). Вечером пошли гулять, покрутили барабаны, прошли храмы, священную пещеру, юрты, водоём с рыбой и отправились по горной долине вверх.
Долинка оказалась завораживающей - многочисленные гроты, лиственницы, отвесные скалы, вздымающиеся вверх одинокие жандармы. Поднимались вверх по ней около 1,5 часа. Облака здесь проносятся совсем низко над головой - приходится пригибаться. J Дошли до юрт пастухов. Они гнали бесчисленную отару овец домой. Погода начала налаживаться. Даже появилась луна в этом красивом диком ущелье и освещала нам путь домой.
Уже по темноте вернулись в город. Ната захотела кушать. Зашли в европеизированный ресторан. Я пробовал местное пиво, а Нате огромная тарелка овощного супа пришлась не по зубам. J В кафешке было шумно. Большая компания японцев, парочка англоговорящих и одинокая девушка, читающая книгу.
Вечером стираю одежду под холодным душем. Ната жалуется, что, мол, она совсем "не при делах". Даже стирать ей не позволяют.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Иван