Китай / Автостоп | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

Восток и запад: мы не поймём друг друга никогда

1 - 31 августа 2004 г.
Древний Дуньхуан, стоящий на Шёлковом пути

Провинция Ганьсу. Гроты тысячи Будд. Нас подводят к ticket office, и мы покупаем билеты по 100 RMB с иностранного носа (китайцы платят 60 RMB). У Натальи пытаются отобрать фотоаппарат на входе, но я прячу его и прохожу с ним. Гроты представляют собой пронумерованные комнатки (сейчас откопано 492 пещеры), высеченные в вертикальном склоне горы, и соединённые между собой снаружи многоярусными коридорами со ступеньками. Практически все гроты заперты, и только экскурсовод может отпереть алюминиевые двери. Одни гроты большие, другие крохотные. Стены расписаны фресками, а посередине находятся красочные статуи божеств (около 3000 скульптур), осыпаемые щедрыми китайскими юанями. (Но ведь богов деньгами не купишь, разве только его алчных слуг!)

Пещера под номером 17 особенно прославилась. В ней в 1900 году аббатом Вангом был найден тайник с тысячами древних манускриптов и иллюстраций. 50000 манускриптов включало в себя не только религиозные тексты, но и литературу по истории, искусству, математике, медицине и экономике. Все эти бесценные рукописи были заботливо припрятаны буддийскими монахами в XI столетии из-за опасений перед надвигающейся войной. Когда сделали это открытие, губернатор провинции Ганьсу был обеспокоен сохранностью находки и не хотел перевозить их в столицу провинции - Ланжоу. Он просто приказал пока замуровать пещеру, но предприимчивый аббат Ванг, чтобы хоть как-то "окупить" реставрацию гротов Могао, продал несколько манускриптов заинтересованным иностранным коллекционерам.

Сэр Штейн прибыл в Дуньхуан в 1907 году и убедил аббата снова вскрыть пещеру, содержащую манускрипты. Тайком ночь за ночью Штейн и его переводчик внимательно просматривали свитки древних текстов. Были обнаружены манускрипты на китайском, уйгурском, тибетском, руническом, тюркском, санскрите и других неизвестных языках. Там же была обнаружена печатная версия "Алмазной Сутры", датированная 868 годом н.э. Это одна из самых древних печатных книг. Была названа так, потому что подобно блеску алмаза отсекает все лишние мысли и подготавливает читателя к дальнейшему просветлению. Штейн покинул Дуньхуан с коллекцией из 10000 документов и настенной живописи, которая сейчас поделена между Британским музеем в Лондоне и Национальным музеем в Дели.

После Штейна в 1911 году явился француз Пеллиот и договорился за 90 фунтов стерлингов о своей доли манускриптов. В этом же году Пекин изучил манускрипты и наложил эмбарго на их вывоз, но они всё равно вытекали в Японию, Россию и США. Трудно представить, что было бы, если бы Штейн и его последователи не смогли бы вывезти коллекцию домой и взбудоражить мировое академическое сообщество об этой сенсации. Возможно, в 1961 году не было бы государственного декрета на защиту гротов Могао, и тогда бы Красная гвардия водила бы хороводы у большого костра во время культурной революции: Это особенность китайской цивилизации - процветающие династии имеют склонность оставлять пепел того, что было построено их предками.

Сильно пострадали фрески, расписанные статуи и от Белой русской армии, когда-то расквартированной здесь, и от покорных мусульман, которым Мухаммед наказывал не рисовать живых существ, и просто от невежественных паломников, растащивших святыни по своим родным деревням.

Долго бродим по многочисленным ярусным ходам, избегая толпы и изредка заходя в открытые гроты, протиснувшись через толпу китайцев. Пытаемся подняться выше гротов на бархан, но откуда не возьмись, возникает охранник и просит спуститься вниз. К 5 часам народ рассасывается и можно в тишине побыть в главном гроте наедине с гигантским 35-ти метровым Буддой. (Вторым по величине в Китае после "лешаньского". - Прим. авт.) Он сидит не в позе лотоса, как обычно, а на троне. Одна рука вытянута и обращена ладонью вперёд: чтобы остановить зло и защитить от него; другая покоится на колене, ладонью вверх: означает - великодушие; последуй за Буддой, и он обеспечит тебя. Больше всего мне запомнился грот с большой лежащей богиней и стоящими на заднем плане сотней её слуг.
Китайская глубинка

Восточный Цинхай. Великая красно-коричневая Хуанхэ. (Здесь она ещё не прорезала Лёссовое плато.) Разноцветные терраски с причудливо, но по-разному сложенными снопами; травяные, а порой даже скалистые склоны гор. Затем - совершенно дикое, узкое ущелье с вертикально вздымающимися на сотни метров скалами. Отличный асфальт с серпантинами на высокие перевалы. Экзотичный транспорт - мотоблоки, рикши, мотороллеры и просто повозки. Глиняные заборы и хижины - всё это не могло не изумлять наши городские русские души. Больше всего мы были удивлены оригинальным способом молотьбы риса. Его кидали прямо на трассу, и проносящийся и сигналящий транспорт делал своё дело. Затем мётлами зерно сметали на обочину.
Шикарный обед

Провинция Цинхай. Высокогорная пустыня Цайдам. После двух часов ожидания на пустынной трассе стопим Volkswagen с "генералом" (четыре большие звезды в одну линию), адъютантом-водителем и человеком в штатском в салоне. Едём до городка Делинха (150 км), пропустив большую военную колонну. Приехав в город, мы были приглашены отобедать. Верней, просто без лишних слов, ведут в ресторан. Обед оказался самым шикарным за всю поездку и стоил он - 360 RMB. Мы сделали предположение, что у нас в столице в китайском ресторане такой обед стоил бы дешевле. Нам был подан традиционный обед из восьми блюд. По-русски это можно описать так: говядина в табаке, какая-то странная рыба, "сыроватая" картошка, "газонная" трава, тушеные баклажаны, рис, "суп-компот", красиво уложенный омлет и, конечно, зелёный чай без сахара. Всё было очень острое и вкусное!

Нужда заставила китайцев научиться есть почти всё, что растёт на земле или передвигается по ней. Поэтому их кухня одна из самых разнообразных и удивительных. На китайском языке слово "рис" означает "есть". Были времена, когда рис был "хлебом насущным". Из мясного у китайцев наиболее употребительна свинина, а молочные блюда в Китае вообще не прижились.

Рядовые китайцы, в основном, питаются либо лапшой, либо рисом с салатами. Едят всё, естественно, палочками. Оказывается, научиться орудовать ими можно сходу. Самое привычное (съедобное) для нас блюдо был омлет с обжаренными томатами, а в Тибете попались даже настоящие пельмени с мясной начинкой. Всё остальное - уже диковинка. Например, заказываешь салат из помидор. Они его зачем-то сахарят. Заказываешь картофель. Они его подают сырым... Но мы всё же пытались есть то, что едят обычные китайцы.

Национальное блюдо "маньтоу" - приготовленные на пару несолёные хлебца с разнообразной начинкой - оказалось не столь вкусным. Завтракают китайцы "масляными палочками" - обжаренными в масле длинными жгутами из теста. В противоположность европейскому обычаю суп принято есть уже под конец всей трапезы. Ещё нужно отдельно отметить о размере блюд: только хорошо проголодавшийся человек сможет осилить одну стандартную порцию.

Оригинальна традиция вегетарианских кушаний, имеющих вид и вкус мясных или рыбных блюд (жаркое из соевых бобов или рыба из яичницы). Добиться того, чтобы по вкусу блюда было невозможно угадать его состав, всегда было заветной целью повара. Однако главные достижения китайского кулинарного гения воплощены в повседневной пище китайцев, которая столь же хорошо сбалансирована и питательна, сколь дешева и вкусна.
Чаепитие

Китайцы пьют много чая и пьют его постоянно. Но, по русским меркам, это сложно назвать чаем. По крайней мере, если бы мы пили такой чай, то давно бы вымерли как нация, или расплодились бы как китайцы. Он у них зелёный, абсолютно "жидкий" и без сахара. Последнее ещё как-нибудь можно объяснить, но однажды, попросив сахара, мне зачем-то насыпали целых полстакана, и я даже не стал его размешивать!

Чаепитие в Китае остаётся настоящим ритуалом, начиная со сбора листов с куста и заканчивая подбором угля для кипячения воды (как и выбором самой воды). В Китае производят три вида чая: зелёный, красный и улунский. Если лист чая предварительно нагревают, то содержащиеся в нём масла не растворяются в воде: так получают зелёный чай. Китайский красный чай - это тот же, что для нас чёрный. Китайцы производят его для экспорта. Улунский же чай, занимающий промежуточное звено и обладающий совершенно особым ароматом, распространён в провинциях Фуцзян, Гуандун и на Тайване. Так как чайный лист хорошо впитывает ароматы других растений, то нередко в него делают добавки (лепестки жасмина, хризантемы, персика).
"Маленькая Венеция Востока" древний город Лицзян

Северо-запад провинции Юньнань. Канальчики, мостики, золотые рыбки, нории; улицы запружены торговыми лавками, ресторанчиками и туристами; храм Конфуция, ГуанЮя, другие культовые постройки; народность наси, письменность дунба. Вот и всё, что есть в этом удивительном городе. Но обо всём по порядку:

Существует легенда, которая красиво объясняет отсутствие древних городских стен в этом городке. Сплетение главных улиц Лицзяна образует иероглиф "дерево", если же его "заковать" в прямоугольник, то возникнет иероглиф "безысходность". Так зачем же создавать такую карму городу?

Здесь "город существует благодаря воде, а вода - благодаря городу". Река, распавшись на несколько рукавов, протекает через него, бесчисленные изящные мостики перекинуты через прозрачные воды многочисленных ручьев, в которых кишат золотые рыбки. (У китайцев существует ритуал отпускать на волю живых существ. На этом они, кстати, неплохо зарабатывают. - Прим. авт.) А местные жители прямо с крыльца стирают белье.

Лицзян - это простой старинный уголок, где чувствуется естественность бытия и гармония человека с природой. Дома в городке то поднимаются, то опускаются вместе с рельефом местности. Эти красивые практичные дома построены из дерева, камня и глины. Многие дворики выглядят очень изящно, вымощенные галькой или цветным кирпичом.

Именно, здесь живут naxi, известные своеобразным матриархатом и единственно уцелевшей в мире пиктографической письменностью дунба. Родство в семьях наси ведётся по материнской линии, мальчики и девочки живут с матерью и до десяти лет не видят отца. Ощущая необходимость в контактах с женщинами, юноша просто обменивается со своей избранницей подарками и начинает посещать ее дом, каждый день возвращаясь к матери и сестрам.

Как же они докатились до такой жизни? В древности женщинам традиционно было не позволено даже сидеть в присутствии мужчин и принимать вместе с ними пищу. Женщины не могли спать в комнатах на верхних этажах (они не должны были находиться выше мужских голов). Местные законы не очень-то помогали женщинам: жен можно было покупать и продавать. Нескончаемый ручной труд тоже был женским делом. И женщины не только не бунтовали, но даже и не протестовали.

Вместо этого, молча, но непрерывно, подобно корням деревьев, разрушающим горы, они превращали себя в могущественную расу господ, пока полностью не поработили своих мужчин. Они изучили все тонкости коммерции и стали полноценными бизнес-леди. Мужчинам была отведена роль бездельников. Именно женщины снимали золотой урожай со своих предприятий, а их мужья и сыновья лишь просили у них подаяния. Без вмешательства и помощи женщин в Лицзяне нельзя было сделать ничего. Мужчины не знали ничего о том, какие товары хранились в их же собственных магазинах, по каким ценам они продавались, и как шла торговля в принципе. Тибетские караваны по прибытии отдавали свой товар на хранение женщинам наси, ибо иначе они рисковали потерпеть значительные убытки. Вынужденные из поколения в поколение физически тренироваться, женщины поразительно развились физически. Характер тоже не отставал: они стали напористыми и смелыми.

Жениться на женщине наси означало обеспечить себе безбедное существование до конца дней и прохлаждаться в безделье. Женщина была женой, матерью и под ее присмотром он катался, как сыр в масле, чего еще нужно мужчине? Оказывается, им необходимо было реализоваться творчески. Сегодня имея кучу свободного времени в закромах, мужчины искусстно рисуют, вырезают по дереву, играют и поют. Об этом только могут мечтать творческие личности.
Мобильная связь

Количество пользователей сотовой связи в Поднебесной молниеносно растёт. Так оно достигло уже трехсотмиллионной отметки. (Крупнейший в мире (!) оператор China Mobile (200 млн. абонентов) предпочтёт далее развивать W-CDMA, так как для него, как GSM-оператора, логичнее и дешевле перейти именно на неё. А второй в стране оператор China Unicom, имеющий CDMA2000-сеть, собирается провести в ближайшем будущем модернизацию до 1xEV-DO!)

Так как мы передвигались раздельно и автостопом, то мобильная связь нам была необходима как воздух. У нас же, владельцев GSM-трубок, не было никакой альтернативы, как вступить в ряды абонентов China Mobile (50 RMB SIM-карта и 100 RMB времени). И судя по тарифам (0,6 RMB/минута), нам должно было хватить этих денег до конца поездки. Но оказалось, что не всё так безоблачно. В зависимости от того, где была куплена SIM-карта, у неё существует "домашний регион", в котором местные звонки стоят 0,6 RMB/минута, звонки по стране - 1,3, а международные - 8,6. Вне "дома" местные звонки стоят 0,8 RMB/минута, по стране - 1,5, а международные - 8,8. Ещё пару минусов - при разговоре снимаются деньги с обоих абонентов и не принимаются (не отправляются) международные SMS-сообщения.

Надо признать, что китайцы - молодцы. Связь есть всюду - вдоль трасс и в любом, мало-мальски цивильном, населённом пункте, даже в приграничных к Тибету деревушках. Однажды вышел на сеанс связи Алексей. Жаловался на холод, отсутствие цивилизации (причём он звонил с мобилы) и унылые туманные пейзажи. Выяснилось, что они находятся в деревушке Аба на тибетском нагорье, в закрытом для иностранцев районе Сычуани. "В городе Аба шикарные монастыри и их очень много. У Ольги проснулся дар фотографа, и она тут же извела 2 фотоплёнки. В городе одни монахи. С одним познакомились. Он хорошо говорит по-английски, правда читать и писать не умеет. По-китайски даже говорить не умеет. Ему 25 лет: 22 года провёл в монастыре и уже 3 года учится в университете в столице Сычуани. Удивительно много народу не умеют читать и писать по-китайски, что не мешает им водить машину и пользоваться мобильниками!" (Алексей тоже не умел: но пользовался... - Прим. авт.)
Грандиозное Ущелье Прыгающего Тигра, усмиряющее бурную Янцзы

Северо-запад провинции Юньнань. Это второе, после Трёх Ущелий (провинция Сычуань и Хубей), хорошо известное место на Янцзы. Ущелье прорезает великая Янцзы и на протяжении 16 км беснующая мутная вода пробивает себе путь в теснинах, образуя мощные пороги. Местами можно найти обрывы в 3000 м, а по крутым склонам головокружительно ниспадают многочисленные водопады. Лучшее время для треккинга - май, июнь, когда титаническая долина благоухает от весенних цветов и стоит устойчивая погода. В сезон дождей (июль, август) вы рискуете не ощутить всей красоты природы, т.к. будете шагать подобно "ёжикам в тумане", а тропа будет засыпана оползнями. По пути вы обязательно встретите дикие грецкие орехи и не совсем дикие груши и кактусы.
Приграничный с Бирмой и Лаосом тропический регион Шишуабанна

Самый юг Юньнани. Если вас тянет к загадочным и удалённым регионам, то Банна полюбится вам навсегда. На её территории проживает 25 нацменьшинств, но в основном это народность dai. Каждое из них имеет свою историю, культуру и обычаи, одежду и язык, так что всё это создаёт довольно пёструю, но очень живописную мозаику. Здесь необыкновенно красивые, грациозные девушки! Xishuangbanna славится своими крутыми горными хребтами, первозданными обширными безграничными влажными тропическими лесами, где могучие деревья на недосягаемой высоте сплетают сплошной зелёный шатёр, сквозь который лишь кое-где пробивается солнечный луч. Именно здесь имеется возможность увидеть воочию, в какой гармонии с природой может жить человек. В общем, это не Китай вовсе. Для китайцев это своеобразный мини-Таиланд, куда они приезжают отдохнуть и погреться на солнышке, так как плавать они всё равно боятся.

Дождливый сезон длится здесь с июня по август, а с сентября по февраль плотный туман ложится вечером и его разгоняет только в 10 часов утра. По всему региону разбросаны всевозможные природные и культурные достопримечательности: питомник слонов, национальные деревеньки народности дай, пагода бамбуковых ростков, тропический ботанический сад, восьмиугольный павильон, павлинье озеро и многое другое...
За счёт чего поднялась китайская экономика?

В Китае за неделю могут не только подделать любую вещь, но и поставить её на серийное производство. Так, в Жаркенте (Казахстан) один бизнесмен разоткровенничался и рассказал, какую классную махинацию он провернул с китайскими дельцами. Одному российскому предприятию понадобилась большая партия наждачки. Естественно, нашлись люди, которые захотели нагреться на этом, казалось бы, пустяковом деле. Был выслан оригинал наждачной бумаги в Урумчи. Через неделю была готова пробная партия товара, "изготовленная по всем российским ГОСТам" (с соответствующим клеймом). Проверялась партия по количеству песка, выпавшего "в осадок" при стуке рулона о бетонный пол. Первый тест товар не прошёл, видимо потому что было слишком много песка. Договорились о добавлении клея. Через день можно было забирать несколько машин (!) наждачки, больше подошедшей в роли обоев. Бизнесмен, кстати, "завязал" с контрабандой после того, как на таможне он был разоблачён с двумя "Камазами" новомодных турецких свитеров, made in China...

Северо-восточный Тибет. Один из многочисленных притоков Хуанхе. Всю ночь шёл дождь. Утром он уже моросил. Выходить на мокрую пустую трассу совсем не хочется. На сеансе связи повидавший на своём веку всякие катаклизмы, Алексей говорит, что сегодня ночью, им, ночевавшим в 50 км, но в бассейне реки Янцзы, сильно досталось: "Ночью случился душ с небес. Как не переломало палатку и нас не смыло, не знаю. Было ощущение, что кто-то рядом стоит с брандспойтом. (Может быть, так оно и было? - Прим. авт.) Я ждал, когда же вырвет колья у палатки или порвёт тент. Это был бы полный абзац. Важно, было бы не захлебнуться в таком дожде. Но палатка "была на высоте"!"

Примечание. Цены указаны в национальной валюте - реминби ("народных деньгах") или юанях. Официально менять валюту можно только в государственном банке "Bank of China":1$ = 8,1 RMB.