Китай / Автостоп | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка
 

Восток и запад: мы не поймём друг друга никогда

1 - 31 августа 2004 г.
Старый рассказик, но пока не потерявший актуальности... :) Во второй главе описание поездки по дням... Страна, навсегда поразившая своей цивилизованностью и динамизмом, где повсюду строятся небоскрёбы и автобаны, где зона покрытия мобильной связи поражает воображение, где в любом городе можно найти Internet-кафе даже ночью и всего за 8 рублей/час. Страна контрастов, где рядом, на одном светофоре может стоять велорикша и Volkswagen последней модели; в глинобитном домике, посреди самой высокогорной пустыни Цайдам будет красоваться DVD-плеер с огромным TV и современный компьютер; тибетский монах будет наряжен в уже веками не меняющуюся оранжевую рясу, а у уха у него будет мобила.
Нитка маршрута
Усть-Каман - Зайсан - Бурчун - Урумчи - Турфан - Дуньхуань - Синин - Лангмуси - Зойге - Ченду - Лицзян - ущелье Прыгающего тигра (TLG) - Дали - Джинхонг - Каменный лес - Куньмин - Урумчи - Жаркент - Сарыозек
 
О фортуне

Живописная Сычуань. Умывшись в бурной реке и перебравшись через хлипкий, качающийся, бамбуковый мостик, выходим на трассу. Словно зачарованные шагаем по извилистой горной дороге, пожирая взглядом всё новые чудесные пейзажи и полностью игнорируя немногочисленный попутный транспорт. На каждом пригодном клочке земли раскинулись фруктовые сады. Запретный плод сладок? Оказалось, не зрел! 

Останавливается Mazda, которая подвозила нас вчера вечером, с ароматным запахом в салоне, приятной, подходящей под столь очаровывающий пейзаж, саксофонной музыкой, комфортабельным салоном и мощным мотором. Она снова подбрасывает нас до ближайшего городка. Позавтракав вкусной, но почему-то пресной лапшой (хотя мы уже в центре провинции Сычуань, где кухня считается самой острой), быстро покидаем городок, зажатый в головокружительной долине. Вновь, уже в который раз останавливается наша старая знакомая Mazda. На заднем сиденье я нахожу сок, которым меня угостили хозяева, но который я проигнорировал в отличие от Натальи, а теперь он будет весьма кстати. Выясняется, что машина поедет до столицы Сычуани – десятимиллионного Ченду (ещё 250 км).
Досуг китайцев

Мегаполис Ченду. Буддийский храмовый комплекс Wenshu практически в центре города. Он включает в себя и парк с оригинальными газонами, тенистыми беседками, фонтанами и зеленоватыми прудами, кишащими жабами и черепахами, и "чайный дом" с бамбуковыми столиками и креслами, где можно часами проводить время со своими "чайными друзьями" под присмотром "чайных докторов", и, конечно же, сувенирные лавки. В парке много китайцев, ведь сегодня суббота. Они заполонили "чайный дом", общаются и лузгают семечки. Туристы же и верующие посещают многочисленные храмы, жгут свечи и "тратят" "жертвенные деньги".(Уникальным жертвоприношением у китайцев можно считать сожжение "жертвенных денег". Существуют "золотые деньги", предназначенные для богов и душ предков и "серебряные" - для неупокоенных душ. - Прим. авт.)
Обезумевшие пчёлы

Однажды мы "зависли" на границе провинций Цинхай и Сычуань. Около часа пытаемся сдвинуться с мёртвой точки, хотя трасса не пуста. Дальнобои либо не останавливаются, либо кабины полны народу. Решаем идти дальше по трассе пешком. Асфальт, как и положено, на границе провинций, заканчивается и начинается великая стройка. На всём протяжении от Лангмуси до Зойге (100 км) строят широкую насыпь, роют туннели через горные массивы, срывают верхушки хребтов, выравнивая дорогу. Сначала нас подвозят несколько километров инженеры-дорожники. Я еду в кузове пикапа и меня, легко одетого, атакует рой пчёл! Но, слава богу, только одна успевает меня цапнуть за нос, пока я перебираюсь в кабину.

Оказывается, что загадочные коробки, которые непрерывно везут в грузовиках - это ульи. Их спускают с гор, в долины, на зиму. А потерявшие дом пчёлы мечутся огромными роями вдоль трассы и достают не только таких как мы, чужестранцев, но и местных жителей! Ещё целый час прячемся от страшной напасти в лавке, пытаясь уехать пусть даже "цивильно", на автобусе. От безысходности, намазавшись репеллентом, который, как оказалось впоследствии, абсолютно не эффективен, выходим из посёлка. После того, как Наталью в один момент кусают две пчелы, и она решает, что всё самое страшное уже позади, нас подбирают два джипа с молодёжью.
О невезухе

Завораживающая Сычуань. В этой провинции интересно многое - панды, эндемичная флора, высокие горы, сказочные ущелья, урожайная равнина, тутовые деревья, чайные плантации, современные города и Буддой забытые деревни. Национальный парк Huanglong ("жёлтый дракон") - живописное ущелье с небольшими озёрами, благодаря своему вулканическому происхождению, имеющими необычный цвет и форму. (Немного напоминает Паммукале в Турции. - Прим. авт.) Алексей с Ольгой, пытаясь пробраться в обход ticket office, попали в непролазные джунгли: "Чудная прогулка по джунглям. Тропа закончилась через 200 м набора высоты, а по мокрым дремучим кустам, ой, как несладко идётся, поэтому первой в основном шла Ольга. После 500 м подъема под дождем она заявила, что джунгли - это не для неё. Всё в инкрементах панд, но не видели ни одной. После 2,5 часов подъёма пошли вниз другой дорогой. Перебродив речку, мокрые, как суки, попытались лазать по гротам у дороги. К обеду стало уже не до нацпарка. Надо было делать штурм поближе к входу".
Спальный автобус не экзотика, а реальность

В Китае практически все автобусы на дальние расстояния (больше 500 км) спальные, даже на дневные рейсы. Такие автобусы, наверное, появились из-за того, что Китай всё-таки огромная горная страна и далеко не везде есть железная дорога, а если даже и есть, то китайцев всё равно много: Салон такого автобуса представляет собой три ряда узеньких наклонных полок в два яруса. Заходишь, обувь - в пакет. Очень, кстати, удобный транспорт. Неплохо было бы в России такие автобусы внедрить. Залезаешь, скажем, в такой автобус в Красноярске вечером, а просыпаешься уже в Кызыле на следующий день.

Мой небогатый опыт передвижения на спальных автобусах оставил только положительные впечатления. Первый раз я купил билет на ночной рейс от границы Лаоса в столицу Юньнани Куньмин (169 RMB, 730 км, 10 часов). Мне повезло: автобус попался новенький, комфортабельный и для не курящих пассажиров. Плохая дорога не ощущалась даже на второй полке! Хотя места оказались коротковатые (для китайцев всё-таки), но удобные. Хотя не всегда фортуна улыбается - вот что рассказывает Алексей: "Автобус на ужас оказался опять спальным. Мне повезло - все было относительно чистым, а вот во втором автобусе, тоже спальном, до Чугучака, Ольге досталось облеванное одеяло, а Наталье свежез:ный матрас. Так что повеселились".

Или же она совсем отворачивается и плюёт через плечо: "Купили билеты в лежачий автобус. Не понятно, куда и во сколько автобус поедет. Оля бьётся в истерике. Всё ей кажется грязным. Ну, типа - общага китайская на колёсах: просанные матрасы, слегка прокуренные и облёванные. Китайцы жрут яйца и бросают шелуху тут же. Куча вещей на крыше автобуса. Ждали отправления автобуса в полной боевой готовности 6,5 часов. Просто ох:ли. Оля несколько раз подбивала меня уйти из автобуса, но люди сидели-лежали так, как будто автобус отправляется через минуту. Неугомонные китайцы погрузили мотоцикл на крышу! Когда автобус набили под завязку, он стал больше походить на тюрьму на колёсах. Очень холодно ночью, дует из окна. Пришлось укрываться санным, грязным одеялом. Интересно, будет ли теперь чесотка или пронесёт. (Однако их пронесло. - Прим. авт.) В автобусе мы провели 18 часов, из них 12 часов ехали, причём по отличной трассе 600 км".
МПС

Поезда ходят как часы и быстрее, чем в России. В кассах нескончаемые очереди (но движутся шустро), в залах ожидания всё забито людьми. Во всех крупных городах имеется касса для иностранцев, но мы не разу не видели, чтобы она работала. Места бывают сидячие даже на дальние расстояния. Они чуть ли не в два раза дешевле, чем плацкартные. Жёсткий, многоуровневый контроль билетов (даже на выходе). Покупать билеты можно только за 10 дней до отправления. Насчёт бронирования не узнавали.

В плацкартных вагонах планировка иная, т.к. полностью отсутствуют боковые полки, а купейные места устроены в три яруса. Нижние места самые дорогие, но на них весь день сидят. По широкому проходу постоянно таскают всякую снедь, плюют и бросают мусор. Периодически ходит проводница и выметает из вагона нескончаемый мусор.

Зато у них в поездах длинные полки. Оказывается, детские билеты в поезда китайцы продают по росту. Существует две категории: меньше 1,1 м и от 1,1 до 1,4 м. Однажды видел даже двухэтажный поезд! И китайское ж/д полотно, оказывается, европейского формата.
Терракотовая армия I императора Цинь Шихуана (200 гг. до н.э.)

Провинция Шанхи. Древняя столица Сиань. Случайно обнаруженное крестьянином в 1974 году оно стало самой громкой археологической находкой XX века. Пока раскопаны только 3 помещения. Первое превращено в выставочный зал: 6000 воинов стоят здесь, формируя боевой порядок. Во втором помещении раскопано ещё 1000 солдат, а в третьем - только 68. Археологи считают, что в окрестностях усыпальницы погребена ещё огромная армия, вот только на её раскопки, возможно, уйдёт столетие.

Эта всемирно известная достопримечательность всегда вызывала неоднозначные впечатления у путешественников. Вот, например, Алексею она категорически не понравилась: "Наступивший день оказался очень тяжелым. Спать легли в 3 ночи. Идиллию нарушила крыса, бегающая меж кроватей. Продолжили дело многочисленные орды клопов, которых я не видел лет 20. В таких ужасающих условиях спать могла только Наталья. Утром, не выспавшись, но, приняв душ, поехали осматривать терракотовую армию. Добирались 1,5 часа на маршрутке №34 от ж/д вокзала (40 км). Кондуктор высадил нас не там, где надо. В результате мы осмотрели усыпальницу Цинь Шихуана за 25 RMB с рыла. Смотреть этот гранатовый сад на холме можно было только за бесплатно, тем более что обходные тропинки были. (Могилой императора является курган высотой 40 м, до сих пор не раскопан. - Прим. авт.) Озверевшие торговцы запрашивали 10-кратную цену за сувениры. Мы закусили 1 порцией лапши и 3 лепешками. Красная цена этого "обрыгалова" была 10 RMB, какого же было наше возмущение, когда с нас потребовали 65. Со скандалом покинули лоток, заплатив 23. В конец разозлённые, мы нашли вход к терракотовому войску - 90 RMB с человека. Обходных тропок не заметили, да и не искали. Восьмое чудо света не тянет даже и на 108. Кругом толпы китайцев, много иностранцев. Цены на всё ужасающие. Например, сфотаться - 120 RMB с человека, веер маленький - 350, сувенирные пластинки, что в туристическом Дуньхуане стоили 3, здесь были по 40."
Сплошной поток такси

С такой проблемой сталкиваешься постоянно, если покидаешь крупный туристический центр автостопом. Транспорт не останавливается. Только одни назойливые таксисты готовы везти куда угодно (порой даже разворачиваются со встречной полосы). А пока пытаешься объяснить им, что вас такси не интересует, теряешь много времени, а их поток непрерывен... Но я неожиданно нашёл уникальный способ быстро от них отделываться. Правда, он действенен, только на западе страны, в тысячах километрах от восточного побережья. Говоришь водителю, что тебе в Шанхай и он, улыбаясь, поскорей ретируется!


Начинающий китайский полиглот

"Однажды прибыли на вокзал города Бейхай, что на побережье Южно-Китайского моря",- рассказывает Алексей.- "Естественно, тут же на нас налетели таксисты. Причём, один оказался настолько назойливым, что готов был везти куда угодно даже бесплатно! А мы хотели просто прогуляться сами. Но он настолько прилип и надоел нам предложением своих услуг, что хрупкая, интеллигентная Ольга, не выдержав, подошла к нему и в лицо "произнесла заклинание" по-русски: "Слушай, мужик, да, иди ты на:" Он, недолго размышляя, подходит также к Алексею и в точности по-русски повторяет "популярную" фразу! Что он этим хотел сказать, осталось загадкой?"

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Иван