Летом 2009 года мы совершили путешествие по Красноярскому краю, апофеозом которого стал пеший поход в Центральную часть плато Путорана.

Путораны - Трудная Мечта

Путораны - трудная мечта.

Предисловие

Прощальный гудок разорвал синеву заполярного неба. Взревели машины, и теплоход медленно, как бы нехотя, начал своё движение, рассекая холодные воды могучего Енисея.
Пассажиры стояли на палубах и бросали на уплывающий берег последние взгляды. Некоторые махали руками, стоявшим на дебаркадере провожающим - те махали в ответ. Отдельные выкрики, шутки, смех, пожелания, напутствия и просто слова - всё слилось в один нестройный и негромкий гул. Тот очаровательный гул, присущий только этому моменту. Моменту прощания перед дальней дорогой.
А над всем этим: и над бескрайним простором Енисея с его неброскими берегами, и над этим человеческим гулом, не заглушая, но, дополняя его, и придавая происходящему особую торжественность, раздавалось "Прощание славянки".
Теплоход покидал Дудинку. Мы возвращались с Путоран...
Всё это походило скорее на кадр из фильма, чем на ту повседневную реальность из нашей привычной городской жизни, которую мы успели с такой лёгкостью позабыть и в которую сейчас так неспешно вливались.
Мы разместились в двухместной каюте, расположенной в трюме, в непосредственной близости от воды и вдали от суеты многолюдных палуб. Здесь, в тишине и покое, за четыре дня плавания, я написал походный дневник, вести который на маршруте не было ни сил, ни желания.
Именно этот дневник  и лёг в основу данного повествования.

Вступление

Мы - это Русин Артём и я, Кутюхин Владимир. Оба из Екатеринбурга.
Основной целью нашей экспедиции были, разумеется, Путораны. Ради этого, собственно, всё и задумывалось. Однако, отказавшись от идеи лететь самолётом, заменив последний на поезд и теплоход, мы, тем самым, значительно расширили географию своего путешествия, проехав сначала с юга на север, а потом с севера на юг большую часть Красноярского края. Побывали в Красноярске и целом ряде других городов и посёлков, посетили Красноярские столбы, посмотрели Енисей во всём его многообразии. Всё это было безумно интересно и представляло собой отдельную самостоятельную часть нашей экспедиции, но всё же главным для нас, как уже говорилось, являлся путоранский поход. О нём и пойдет речь.
На подготовительном этапе мы рассматривали различные варианты проведения похода, планируя его как пеше-водный. Просчитывалось несколько маршрутов в Центральную часть плато с финишем в Волочанке. Но в итоге, по ряду причин, от водной части пришлось отказаться.
Утверждённая нитка маршрута выглядела так:  оз. Лама -
р. Б. Хикиканмыгда - р. Б. Хонна-Макит - оз. Аян - р. Амнундакта - плато в верховьях  р. Котуй - р. Ноку-Урэк - р. Капчуг - оз. Аян - р. Гулэми - плато в верховьях рек Хихикаль и Бунисяк - р. Бунисяк - оз. Лама.
Расчётное время - 25 дней. Столько, согласно раскладке, мы вполне комфортно сможем продержаться на тех продуктах, которые возьмём с собой. В случае необходимости, с учётом экономии, добавлялось ещё 3-5 дней. Дальше - подножный корм, на который мы ставку не делали.
Таким образом, в нашем распоряжении было 25-30 дней, за которые нужно проделать весь путь. Задача сложная, но, в общем- то выполнимая.
Однако, в силу ряда обстоятельств, в т.ч. ошибок, допущенных при подготовке, нам не удалось пройти заявленный маршрут полностью.
Мы дошли до озера Аян, до заброшенного кордона в его северной оконечности. Там, взвесив все "за" и "против", приняв во внимание создавшуюся неблагоприятную ситуацию, и осознав всю трудность дальнейшего продвижения, приняли решение возвращаться.
Фактическая нитка маршрута такова: Центральная часть оз. Лама - р. Бучерама - р. Геологическая - р. Б. Хонна-Макит - оз. Аян - подъём по ручью от кордона на плато - оз. Негу - истоки рек Негу-Икэн и Чопко-1 - р. Гулэми - р. Гулэми-Икэн - подъём на плато по ручью с вдп.47м - оз. Бунисяк - р. Бунисяк - оз. Лама.
На весь маршрут было затрачено 23 дня. Ходовых из них - 18-ть.
Общая продолжительность путешествия составила 42 дня.
Сроки проведения путешествия: 15.07.09. - 26.08.09.
Сроки проведения активной части: 24.07.09 - 15.08.09.

Глава I. Поход (из дневника).

23.07.09.Четверг.
В 13:00 по местному времени теплоход " Александр Матросов " прибыл  в Дудинку. Завершилось наше, затянувшееся из-за туманов на 16-ть часов, плавание по Енисею. Спокойная, познавательно-созерцательная часть нашего путешествия заканчивалась. Впереди был тяжёлый поход. Впрочем, тогда мы ещё не знали, как оно всё сложится.
Прямо у дебаркадера договорились с машиной до Норильска. По три сотни с каждого вместе с рюкзаками. Автобус обошёлся бы также.
Трасса Дудинка-Норильск - это километров 90-то по изрядно разбитой дороге через тундру. Ехали где-то часа 1,5-2. Из всего увиденного за это время особенно запомнился Кайеркан - городок, мимо которого проезжали. Жуть!
В Норильске первым делом зашли  в администрацию ГПЗ " Путоранский ". Так как маршрут экспедиции проходил по территории заповедника, необходимо было получить разрешение на его посещение.
Директор ГПЗ " Путоранский ", Ларин Владимир Владимирович, провёл с нами беседу и разрешение выдал. А ещё подарил каждому по значку с символикой заповедника.
Дальше нужно было решить вопрос  с катером. Предварительной договорённости относительно заброски на оз. Лама у нас не было. Расчёт был на попутные суда, активность которых возрастает к выходным.
Оставив рюкзаки на вахте, в здании, где находится администрация заповедника, мы поехали на пристань, искать попутный транспорт. Сначала обратились к известному нам из отчётов других групп Вадиму Воронцову. Его катер уходил на следующий день. Он согласился взять нас на борт, но запросил высокую цену  - 10 т.р. до базы отдыха в Центральной части озера, куда он вёз группу отдыхающих и 15 т.р. в Восточную часть Ламы, куда нам собственно было и нужно.
Цена была явно завышенной, и мы решили поискать другое судно. Обошли всю пристань. Людей почти не было. Договариваться было не с кем. Оставалось либо соглашаться на грабительские расценки Вадима, либо попробовать попытать счастья завтра. Мы стояли в раздумье, когда на одном из пришвартованных катеров заметили человека. Подошли, объяснили ситуацию. Он согласился нас отвезти за 4 т.р., но только до базы в Центральной части озера.
Такая заброска удлиняла маршрут, что совершенно не входило в наши планы. С другой стороны сумма в 4 т.р. была более адекватной. А вот найдем ли мы завтра катер, идущий, куда нам нужно - вопрос. И если не найдём, то рискуем зависнуть в Норильске до следующих выходных, а тогда - прощай, поход. Решили не рисковать.
Отправление было назначено на завтра на 17:00.

24.07.09. Пятница.
С утра погуляли по городу, докупили кое-что по мелочи. Затем съездили в посёлок Оганер, зарегистрировались в МЧС.
В назначенный срок были на пристани. Капитан, с которым накануне договаривались, вёз на Ламу компанию отдыхающих, какое-то, с его слов, " начальство ", и очень не хотел, чтобы они нас увидели. Мол, иначе у него будут проблемы. По сему нас разместили заблаговременно, ещё до приезда " высоких гостей ", в какой-то подсобке рядом с машинным отделением, да ещё и заперли на ключ. На всякий случай. Таковы были условия, оговоренные ещё вчера. Прям нелегальный переход границы. Забавно.
Плавание продолжалось 6-ть часов и было скорее утомительным, чем приятным. Вместо прогулки на катере, что называется, с ветерком и любованием пейзажами - 6-ть часов под замком и бутылка водки - бонус от экипажа. И на том спасибо.
В 12-м часу катер высадил нас неподалёку от базы отдыха. Вот она - Лама!
За время заточения скопилось столько энергии, что усидеть на месте не было никакой возможности. Сразу после высадки двинулись в путь, чтоб хоть немного размяться. Прошли от силы километра два и поставили лагерь. Развели спирт, отметили начало похода. Традиция...

25.07.09. Суббота.
Прошедшая ночь, с не заходящим за хребты солнцем, приводила в какой-то неописуемый восторг. Спать решительно не хотелось. Легли только под утро, определить наступление которого можно было разве что по часам.
Первым встал я, и пока Артём спал (решил его не будить), поднялся по склону до водопада. Погода стояла отличная - солнце, жара. А ещё вчера было довольно прохладно.
Пока поднимался, продираясь сквозь густой подлесок, изрядно взмок. Так что, оказавшись у водопада, решил искупаться. Или, вернее, принять душ под ниспадающими потоками холодной воды. Никогда раньше этого не делал. Не было возможности. Какие ощущения? Хорошие! Приятно и необычно. Особенно если учесть, что находишься не в тропиках, а за полярным кругом.
Когда вернулся в лагерь, Артём уже встал. Позавтракали. Собрались. Выдвинулись.
За день прошли километров 10-ть, может чуть больше. Идти очень трудно. Всё-таки, первый день похода. Рюкзаки тяжёлые, да и нам нужно время, чтобы втянуться в работу. К тому же, как выяснилось, прогулка вдоль озера по берегу - занятие крайне утомительное. Постоянно приходится передвигаться по камням, временами под довольно острым углом. Скорость при этом минимальная, расход энергии колоссальный. Идти же выше береговой линии по склону - тоже не вариант. А подняться на плато в районе п-ова Каменный не представляется возможным и не имеет смысла.
Путь один - по берегу. И это трудный путь.

26.07.09. Воскресенье.
Сегодня встали раньше. В 11:00 уже выдвинулись. Идти по-прежнему тяжело. Когда обошли п-ов Каменный, оставили рюкзаки и совершили радиальный выход к оз. Капчуг.
Далее продолжали путь по лесу, траверсируя склон. Появилась такая возможность. Идти заметно легче, чем по берегу. К тому же такой путь короче. Дошли до крупного безымянного ручья, обозначенного на карте между п-овом Каменный и р. Бучерама.
Поставили лагерь. Решили завтра подниматься по ручью на плато, с целью впоследствии спуститься по второму крупному ручью, впадающему в Бучераму, километрах в двух от устья р. Геологической. Думали, таким образом, немного срезать и внести некое разнообразие.
И хотя Лама - уникальный, красивейший природный объект, достойный того, чтобы там задержаться, нам всё же надоело идти вдоль озера. И не потому, что тяжело. Причина в другом.
Дело в том, что оз. Лама - излюбленное место отдыха норильчан. В выходные дни там полно народа, который ловит рыбу или попросту пьянствует. Последствия такого отдыха в виде пустых бутылок и прочего мусора встречаются  довольно часто. Такое чувство, что находишься не в одном из самых удалённых районов страны, а выехал за пределы своего города на пикник. К тому же постоянно снующие туда-сюда катера и лодки только усиливают подобные ощущения.
Это мешает единению с природой и нарушает идею самого путешествия.Всё, завтра в горы!

27.07.09. Понедельник.
Весь день ушёл на подъём, на плато. По карте не больше 10-ти километров, но подъём непростой. Из-за прижимов нужно было   часто переходить ручей с одного берега на другой и при этом постоянно скакать по камням. В финале карабкались по крутому склону. И вот оно плато!
Подъём занял 12-ть часов. За это время мы одолели в лучшем случае километров 10-ть. Признаться, такой КПД не вселял оптимизма. А сколько сил было затрачено...
Ночевали на плато, благо воды там хватает. С трудом поставили палатку. Вдвоём. Обычно я легко делаю это один. Но дул такой ветер, что палатку в момент установки уносило вместе с нами. В результате дугой порвали тент, но палатку мы, конечно, поставили. Первая ночёвка на плато. Начали жечь газ.

28.07.09. Вторник.
С утра ветер стих. Погода как на заказ. Собрались быстро. Двинулись по плато общим курсом на с-з. Идти поверху значительно легче, хотя всё те же камни, но поверхность в целом ровная. Да и камни другие, более округлые, меньше острых краев. Местами встречается галька и участки с травяным покровом.
Обошли два ущелья, и подошли к третьему - нашему. Обходить ущелье до истока ручья нам показалось долго и далеко. Да и потом пришлось бы по ручью, уже внизу, возвращаться обратно. Лень. Хотя спуск там был бы, наверное, проще.
Спускаться решили непосредственно там, где подошли к ущелью. Склон крутой, сыпуха. Камни  " живые ". Страховались альпенштоками. В нашем случае их роль выполняли обычные палки, подобранные ещё при подъёме на плато. Спуск занял 1,5 часа.
Спустившись к ручью, пообедали и направились вниз к Бучераме. Идти трудно: камни, прижимы, бесконечные переходы с одного берега на другой. Одним словом, старая песня. Было уже за полночь, когда мы подошли к Бучераме. Очень устали. И главное - убили ноги.
В этом походе, выбирая обувь, ставку сделали на короткие резиновые сапоги, на которые сверху надевали " фонарики ". С собой были ещё кроссовки. Для нашего маршрута обувь оказалась крайне неудачной.
С первых дней похода и до самого конца мы шли на больных ногах, что, несомненно, сказалось на результате.
Итак, за 4 ходовых дня мы прошли 50 километров. Плюс-минус. Устали изрядно и остались, что называется, без ног.
В такой ситуации нам требовался отдых. На следующий день мы сделали днёвку, которая плавно перешла во вторую. Нужно было подлечить ноги и обдумать сложившееся положение. Признаться, мы не рассчитывали, что будет так тяжело и так медленно. Понимали, конечно, что будет трудно, но всё же...

29.07.09. Среда.
Сегодня днёвка. Отдыхаем, лечим ноги. Погода - песня: солнечно и жарко. Вокруг первозданная красота. Что ещё нужно для счастья?
Так и кайфовали весь день, загорая на солнышке. Вечером стало понятно, что одной днёвки нам как-то маловато. Ещё не оклемались. Ещё кровоточат разбитые ноги. Решили ещё денёк постоять, а потом начать всё с чистого листа. Ведь, по сути, сейчас мы находимся в точке предполагаемого старта, и весь намеченный поход ещё впереди. А прошедшие дни спишем на затянувшуюся заброску. Вот только хватит ли продуктов?

30.07.09. Четверг.
Второй день отдыха. Погода отличная. Силы возвращаются. Ноги оживают.
Завтра в путь. До Аяна решили идти без остановок. В смысле без днёвок.

31.07.09. Пятница.
Вышли в 11:30 . До устья Геологической около 2-х километров. Перешли вброд Бучераму и двигались по левому берегу. Брод оказался глубоким для наших коротких сапог. Пришлось разуваться и закатывать брюки. А так Бучерама переходится без проблем, по крайней мере, при нашем уровне воды (70-80см).
Подниматься по Геологической легче, чем по  ручью, по которому заходили на плато от Ламы. Нет необходимости постоянно идти по камням вдоль берега. Долина Геологической достаточно широка, так что можно идти выше береговой линии по лесу, где встречаются оленьи тропы.
Идя по такой тропе, наткнулись на чью-то стоянку. Возле костровища лежали две пластиковые бутылки. В одной - литровой, была налита какая-то прозрачная жидкость. Сначала подумали - вода, но когда подняли бутылку, заметили листок бумаги, приклеенный скотчем. На нём было написано: "Спирт настоящий, 96.5%, июль 2009 год". И внизу приписка: "Тяжёлый падла!"
Какая-то неизвестная группа, проходившая здесь до нас, таким образом, избавлялась от лишнего груза. А мы этот самый "груз" обнаружили. Учитывая, что это не туристская тропа, а звериная, которых там много, шансов выйти к этой стоянке у нас было крайне мало. Получается, ноги сами привели...
Зачем я столько внимания уделяю этому эпизоду?
Да просто смешно! Вокруг дикая природа, человека даже в виде туриста днём с огнём не сыщешь, а мы спирт находим. Я хохотал. Сразу вспомнилась свинья со своей грязью, ну и тому подобное.
Впрочем, смех смехом, а спирт мы забрали. Спасибо неизвестной группе.
А вообще, этот день оказался весьма насыщенным и ознаменовался не только находками, но и потерями. И потери, как это часто бывает, оказались куда как более существенными, чем находки.
Продираясь через густой подлесок, я потерял сумочку с влаго-ветрозащитным костюмом. Она висела снаружи рюкзака на карабине. Порвалась лямка, и сумка ушла. Хватился только на очередном привале. Даже не стали пытаться искать. Траектория движения была зигзагообразной, без тропы, через непролазные "джунгли", так что найти там что-либо было маловероятно. Артём сделал мне внушение, что неправильно развешивать вещи снаружи рюкзака, надо всё убирать внутрь. Тем более рюкзак большой, а сумочка очень компактная, место для неё вполне было. Знаю я всё это! Но как удобно, когда она была под рукой. Не нужно лишний раз копаться в рюкзаке. Хотя в этот день было тепло и солнечно, и костюм мне был не нужен. Можно было бы и убрать...
Забегая вперёд, скажу, что потом Артём точно также потеряет сапог.
В общем, серьёзная потеря. У меня из верхней одежды только две флиски и лёгкая куртка без капюшона, в которой я постоянно иду. В плохую погоду, особенно в горах, без ВЗК-ки будет весьма тоскливо.
Что ж, такова расплата за безответственное отношение к снаряжению. А быть может это плата за "настоящий" спирт?

01.08.09. Суббота.
На ночевку вчера встали раньше обычного. Специально. Решили не подниматься выше границы леса. Не хотелось лишний раз жечь газ. Да и у костра посидеть всегда приятно.
Вот и сегодня утром засиделись у костра, прощаясь с ним на несколько дней. Вышли уже в первом часу.
Стоит отметить, что полярный день (от которого мы были в полном восторге) оказывал негативное влияние на нашу дисциплину. В связи с тем, что круглые сутки было светло, мы особо не беспокоились по поводу графика движения и распорядка дня. Раньше 11-ти за весь поход ни разу не выдвинулись, а на ночлег, бывало, вставали глубоко за полночь. Конечно, где-нибудь на Алтае такое бы не прокатило, а здесь нормально. Хотя это неправильно.
Подъём на плато осуществляли не там, где это принято делать, т.е. по ущелью самой Геологической до озера, а по её первому левому притоку, какому-то безымянному ручью. Зачем? Хороший вопрос! Артём предложил, я согласился. Или наоборот. Не суть. Замечу лишь, что это было глупо, хотя интересно. Не стану вдаваться в детали подъёма, скажу только, что скалолазание с полными рюкзаками занятие не только опасное, но и весьма утомительное.
В результате потеряли больше времени и сил, но получили массу, в т.ч. положительных, эмоций от восхождения. Возможно, мы были первыми, кто поднимался таким путем. Впрочем, утверждать не берусь.
Далее всё стандартно. Вышли к одному озеру, поднялись до второго и спустились в долину Б. Хонна-Макита.
Ночевали у небольшого озерца, ниже того места, где река поворачивает на ю-в. Ужин готовили на газу. Теперь до Гулэми-Икэна леса не будет.

02.08.09. Воскресенье.
Встали поздно, собрались быстро. Без костра, я заметил, всегда собираешься быстро. Вышли в 11:00. Погода хорошая. Тепло.
Широкая долина Б. Хонна-Макита - типичная тундра, основательно заболоченная. Идти не то чтобы легко, но всё же лучше, чем по камням (учитывая нашу обувь). Хотя камни временами встречаются.
Досаждают комары. Здесь их великое множество. Замечу, что во время похода, за исключением данного участка (от места вчерашней ночёвки до устья Гулэми-Икэна) мы не очень страдали от комаров. Зато здесь они нам дали! Вот что значит настоящая тундра.
Окружающий пейзаж довольно однообразен. Петляющая лента реки, справа и слева склоны невысоких гор, под ногами болото. Иногда встречаются россыпи камней и заросли кустарника. Суровая лаконичная красота.
На ночлег встали неподалёку от р. Падей.

03.08.09. Понедельник.
Погода испортилась. С утра моросит дождь. Заметно похолодало. Сворачивать лагерь под дождём весьма неприятно, однако подобные метеорологические условия стимулируют делать это максимально быстро. Даже не посмотрел время выхода.
Комаров поубавилось, но всё равно много. Идти мокро и зябко. Удовольствия мало.
К 15-ти часам подошли к Гулэми-Икэну, за которым начинается лес. Место для переправы нашли быстро, почти с ходу. Реку перешли без проблем, если не считать купание Артёма. Пройдя уже больше половины, он оступился и упал в воду, но сразу встал без посторонней (т.е. без моей) помощи и благополучно дошёл до конца.
Так как оба промокли и замёрзли, а дождь и не думал прекращаться, решили ставить лагерь.
Здесь, в устье Гулэми-Икэна, традиционно останавливаются туристские группы, которые сплавляются по Б. Хонна-Макиту. Ещё бы! Ведь здесь начинается  " зелёнка ". А это и долгожданный костёр, и стройматериал для катамаранов (если есть такая необходимость).
Мы развели большой костёр. Остаток дня сушились и отдыхали.
Вечером, под кашу, развели спирт. Сегодня можно. Спали крепко.

04.08.09. Вторник.
Встали позже обычного. Выдвинулись в 12:30. Погода заметно улучшилась.
Теперь, когда вошли в зону леса, идти стало легче и веселее. Часто попадаются оленьи тропы, которые соответствуют нашему направлению.
Лесной покров в долине Б. Хонна-Макита представляет собой лиственничную тайгу без густого подлеска, бурелома, завалов и прочих "радостей". Идётся хорошо. Основные препятствия - это притоки Б. Хонна-Макита. Впрочем, их не так много и проходились они без особого труда. За исключением Чопко-1, где пришлось поискать брод. Но и там обошлось без верёвок.
На этом участке, вплоть до Аяна, мы развили максимальную скорость движения, хотя при этом ни куда не спешили и останавливались чаще обычного. Одним словом, получали удовольствие от процесса. Тем более что места вокруг становились всё красивее.

05.08.09. Среда.
Сегодня, ещё до обеда, мы подошли к финишной прямой на Б. Хонна-Маките - к первому водопаду, откуда начинается каньон.
Водопад мощным потоком с оглушительным грохотом обрушивается с 9-ти метровой высоты. Потрясающее зрелище!
От первого водопада до р. Аян, куда впадает Б. Хонна-Макит, по правому берегу идёт тропа. До Аяна 7-8 километров. Река до самого устья течёт в живописном каньоне. Это самые красивые места на Б. Хонна-Маките.
Второй водопад находится в километре от первого, сразу за устьем Чопко-2, последнего притока Б. Хонна-Макита, и не в чём не уступает своему собрату.
Остаток дня провели в этом месте. Ходили от водопада к водопаду, лазили по каньону. Артём, он у нас фотограф, много снимал.
Ночевали на берегу Чопко-2, рядом с тропой до Аяна.

06.008.09. Четверг.
С утра задержались на втором водопаде. Когда ещё такое увидишь. Погода хорошая. Тепло и солнечно.
Идти по тропе легко и от того как-то непривычно. До устья Б. Хонна-Макита дошли быстро. Двинулись вверх по Аяну до одноимённого озера. Сначала шли по лесу, потом спустились к реке в том месте, где она разливается, становясь похожей на озеро.
Я читал про этот разлив и про то, как его не раз принимали за само озеро Аян. То есть, информация была. Но так как до этого мы шли лесом и реки не видели, то подумали, что этот самый разлив остался позади, а перед нами озеро. Долгожданное озеро Аян. Определённый этап в нашем походе.
Далее шли в полной уверенности, что мы уже на озере. Удивляло, что нигде не видно и следов кордона. По описаниям в начале озера должен находиться заброшенный кордон заповедника, который представлялся в нашем воображении райским уголком отдохновения с баней и ночёвкой в жарко протопленной избе. Дойти до него мы намеревались уже сегодня.
Пройдя ещё какое-то расстояние, обнаружили, что "озеро" кончилось. Вместо него была река, разделённая на две протоки большим каменистым островом. Удивились. Решили посмотреть карту (гениальная мысль!), в которую сегодня ещё не заглядывали. Всё правильно. Озеро дальше.
В тот день до кордона мы так и не дошли. На подходе к озеру остановились передохнуть, попить чаю. Тут выяснилось, что Артём потерял сапог. Левый. Сегодня он шёл в кроссовках, а сапоги закрепил по бокам рюкзака. Затянул ремнями. Он и раньше так делал, когда шли по сухому, хотя понимал, наверное, что это не очень надёжно. Более того, ещё мне нотации читал, когда у меня ушла ВЗК-ка, а теперь сам остался без сапога.
Посидели, посмеялись. Пошли искать сапог. В принципе, шансы были. На предыдущей стоянке, где мы смотрели карту, всё было на месте. Вот правда шли последний отрезок пути, как придётся, то берегом, то по склону через лес, совершенно не отслеживая траекторию движения. Да и попробуй там отследи! Да и зачем? Мы же не собирались возвращаться назад. Только вперёд...
Короче, поиски успехом не увенчались. Вернулись к рюкзакам, и т.к. поисково-спасательная операция отняла много времени, решили ставить лагерь.
Вечером у костра справили поминки по безвременно ушедшему левому сапогу. Правый же сначала собирались ритуально сжечь, однако потом передумали. Вдруг на кордоне к нему подыщется пара.
Так оно и вышло.

07.08.09. Пятница.
Погода испортилась. С самого утра моросит дождь и не думает униматься. К тому же заметно похолодало. Завтрак готовим в палатке, на газу. Потом ещё долго сидим, слушая, как капли воды барабанят по тенту нашей палатки. Наконец выходим из транса и начинаем собираться.
Быстрые сборы под мелким дождём и быстрый бросок до озера. Вот он, Аян. Затерянное место в центре Путоран, попасть куда не так-то просто.  Как я хотел здесь побывать... И вот я здесь. Мы дошли. Одна из целей достигнута. Ура! Теперь заслуженный отдых. Но где же кордон?
То ли мы читали не те отчёты, то ли читали их не внимательно, но точного местоположения кордона мы не знали. Почему-то думали, что он расположен в самом начале озера. Буквально.
Кордон находится рядом с устьем первого крупного ручья, впадающего в Аян. Примерно в 3-х километрах от начала озера, сразу за мысом.
Когда мы туда пришли, дождь уже прекратился, но было по-прежнему пасмурно. Ещё более пасмурно было от увиденной там картины. В один миг все мечты о бане, о натопленной избе и комфортном отдыхе разбились вдребезги.
Выбитые окна, мусор, грязь, кучи всякого хлама. Полная разруха и запустение.
Да, всё представлялось совсем иначе. Если б знали, что здесь такая помойка, не стали бы откланяться от маршрута и тащить сюда рюкзаки. Сбегали бы налегке, посмотреть, и всё. Но ведь хотелось культурно отдохнуть. Отдохнули...
Стало ясно, что делать нам здесь нечего. Теперь надо было возвращаться в начало озера, делать днёвку и двигаться дальше. Но можно сделать днёвку и здесь, раз уж пришли, а потом вернуться и продолжить поход. Как поступить?
Возможно, вернись мы обратно, всё бы сложилось иначе. Но мы остались возле кордона. Абсолютно не было настроения куда-то идти.
Встали на правом берегу ручья в стороне от избы. Долина ручья - нагромождение камней и хаос поваленных деревьев. Всё это результат работы весенних паводков. Место не очень хорошее, но выбирать было не из чего.
Здесь мы простояли до понедельника. Здесь было принято решение отказаться от продолжения похода и возвращаться на Ламу.
Но обо всём по порядку.

08.08.09. Суббота.
Сегодня днёвка. Отдыхаем. Погода улучшилась. Ясно. Светит солнце и в меру прохладно.
Несмотря на то, что кордон в ужасном состоянии, практическую пользу от его посещения мы всё-таки извлекли. Вчера, осматривая избу, среди разного хлама нашли ряд полезных вещей. Во-первых, болотные сапоги. Удачная находка для Артёма, который накануне потерял левый сапог. Самое интересное, что один из болотников оказался рваным. Но зато второй был абсолютно целый. Пресловутый закон подлости в данном случае не сработал. Целым оказался левый сапог. И размер подошёл. Так что теперь у Артёма была полноценная пара резиновых сапог. Ну а то, что один слегка прикрывает лодыжку, а второй значительно выше колена - это мелочи. Зато оба чёрные. Теперь я за друга был спокоен: болота и броды ему не страшны.
Так бы прошагал Артём остаток похода в своей разнокалиберной обуви, если бы сегодня (скорее от нечего делать) мы не обследовали избу ещё раз, более тщательно. Там, на чердаке, куда вчера не заглядывали, нашлась ещё одна пара болотников. Эти оказались совершенно новыми, по крайней мере, неношеными. И опять размер подошёл. Фарт! Впоследствии, эти сапоги мы оставили на базе Крашевского.
Кроме обуви удалось разжиться одеждой. Артём подобрал себе плащ, а также штаны, взамен своих, которые расползлись до неприличия. Я же взял брезентовую непромокаемую куртку с капюшоном, вместо потерянной ВЗК-ки. Брутальная куртка годов 70-х. Старая, потрёпанная, тяжёлая как кольчуга - она очень помогла мне в дальнейшем.
Сегодня произошло ещё одно событие. Сегодня мы приняли решение отказаться от намеченной нитки маршрута и возвращаться на Ламу. На то были причины.
Согласно первоначальному плану, дойдя до Аяна, нам предстояло переправиться на восточный берег озера. В том месте, где из озера вытекает одноимённая река (исток р. Аян), сделать это несложно. Далее двигаться вдоль берега до устья р. Амнундакта. Затем подниматься по Амнундакте до впадения в неё ручья Быстрый, по которому выходить на плато. Совершить восхождения на г. Камень и г. Котуйская, после чего по Ноку-Уреку спуститься до Капчуга. Потом вдоль Аяна выходить к устью Гулэми и по ней возвращаться на Ламу.
Интересный маршрут, но... Слишком много этих самых " но ".
Во-первых, с самого начала всё пошло не так. Катером нас забросили не в Восточную часть Ламы, а только в Центральную. В результате мы потеряли 4 дня на то, чтобы оказаться в точке намеченного старта. И это были тяжёлые 4 дня, после которых нам потребовался отдых. Ещё 2 дня.
По времени мы не ограничены. Но мы ограничены по продуктам. Незапланированные 6 дней подточили нашу раскладку, и теперь на финише есть риск остаться без провианта. На подножный корм надежды не было. С рыболовными снастями получилась фигня. Мы их попросту не взяли, но об этом позже. Грибов нам попадалось очень мало. Ягоды изобилием также не баловали. Так что дальнейшее продвижение грозило голодом.
Во-вторых, ошибка при подборе обуви. Этот фактор считаю основным. С первых дней мы идём на разбитых ногах. Это существенно тормозит движение и отнимает дополнительные силы. Как следствие, быстрее накапливается усталость. Ни в одном походе я так не уставал, как в
этом.
Можно ещё долго перечислять причины, повлиявшие на наше решение, но я выделю основную. Простояв сутки на этом кордоне, мы поняли, что наша экспедиция выдохлась. Выдохлась для того, чтобы идти дальше. Так бывает. Дальнейшее продвижение сулило большие риски, а мотивации для их преодоления у нас уже не было. А раз так, нужно возвращаться.  Подсознательно мы это почувствовали ещё вчера, когда остались здесь, на кордоне, как будто зная наперёд о своём сегодняшнем решении.
Итак, принято решение возвращаться.  Но сделать это надо достойно. Идти уже пройденным путём вдоль Б. Хонна-Макита было бы верхом бесчестия.
Вечером, сидя у костра, разработали маршрут возвращения на Ламу. По ручью, на котором стоим, подниматься на плато и выходить к оз. Негу. Далее на запад до истока Гулэми-Икэна. Затем спускаться в долину и идти до места, где Гулэми-Икэн поворачивает на с-з. Далее по безымянному ручью, впадающему в левый приток Гулеми-Икена, в месте его поворота на с-з, подниматься на плато и спускаться к оз. Бунисяк. Оттуда спускаться в долину р. Бунисяк и по ней до Ламы, до базы Крашевского.
Такой вот маршрут. На всё про всё - дней пять.
Завтра ещё постоим на Аяне. Далеко не факт, что когда-нибудь побываем здесь снова.
Сегодня закончился спирт.

09.08.09. Воскресенье.
Погода слегка испортилась. Временами моросит дождь.
Днём ходили осматривать озеро. Прошли на юг несколько километров. Идти по берегу тяжело - камни. В этом отношении Аян напоминает Ламу, хотя по ряду других признаков существенно от неё отличается. Одно из главных отличий в том, что Аян расположен значительно выше над уровнем моря, чем Лама. Отсюда и климат пожёстче, и растительность победнее.
А вообще, сравнивая эти два озера между собой, можно сказать, что Лама - это прекрасная женщина, милая хозяйка, которая всегда рада гостям. Тогда как Аян - это суровый мужчина, который не любит, когда кто-то нарушает его гордое уединение.
Вернувшись, остаток дня провели в лагере. Вечером долго сидели у костра.

10.08.09. Понедельник.
Встали раньше обычного. Погода ещё хуже, чем вчера. Пасмурно, холодно, дождливо.
После завтрака и сборов долго сидим у костра. Надо идти, но мысль, что в ближайшие дни костра у нас не будет, удерживает на месте. Как магнит. Наконец, сбросив оцепенение, встаём и трогаемся в путь.
За время отдыха силы восстановились. Рюкзаков почти не ощущаем. Впрочем, они заметно полегчали.
Поднялись на плато. Холодно, дует ветер, иногда пролетает снег. Но что самое неприятное - туман. Видимость метров 100. Окружающих склонов не видно. Ничего не видно. Как ориентироваться - непонятно. Идя по компасу, обнаружили, что не выдерживаем заданного направления. Бегаем из стороны в сторону, меняя курс с поразительной быстротой, порой, чуть ли не на противоположный. Абсолютно не к чему привязаться. Полная дезориентация.
Решили действовать так: один стоит на месте и задаёт направление по компасу, второй, слушая указания первого  (правее, левее), продвигается в данном направлении в пределах видимости. Потом по команде останавливается и ждёт первого. Затем всё повторяется.
Вот так, медленно, холодно, но верно мы вышли к оз. Негу, где и встали на ночлег. Из-за обилия воды и отсутствия ровных площадок, с трудом нашли место под палатку.
Итак, задачу минимум мы на сегодня выполнили. Дошли до оз. Негу. Прошли бы и дальше, но из-за тумана решили не продолжать.
Негу - небольшое живописное озеро в обрамлении склонов, местами покрытых снежниками. Вокруг только камни, вода и снег. И ветер. И одинокая палатка. И всё это в тумане. Красиво!

11.08.09. Вторник.
Это была наша вторая ночёвка непосредственно на плато. По сравнению с первой, которая проходила в окрестностях Ламы и запомнилась почти что курортными условиями, эта оказалась экстремально холодной. Особенно весело было утром: промозглая палатка, влажная одежда, собачий холод. Хорошо, что есть газ.
Завтрак готовим в палатке. После рекордно быстрых сборов трогаемся в путь.
Сегодня погода лучше. Без осадков. Туман полностью рассеялся. Видимость хорошая. Идётся легко.
Курс взяли на запад, на маленькое озерцо без названия, из которого вытекает Негу-Икэн. От этого озерца двинулись на ю-з к другому, из которого берёт начало Чопко-1.
У истока Чопко-1 сделали привал. Доели последние орехи. Печенье закончилось ещё на Аяне. Теперь из сладкого остался один шоколад, но зато его ещё много.
После отдыха двинулись на запад, намереваясь выйти к истоку Гулэми-Икэна, однако, уже по ходу, слегка скорректировали направление. Подойдя к ущелью первого левого притока р. Гулэми, решили по нему спускаться в долину Гулэми и дальше выходить на Гулэми-Икэн, но уже значительно ниже его истока.
Спуск в долину Гулэми хоть и не был сложным, но занял более 2-х часов.
Спустившись с плато в долину р. Гулэми, поставили лагерь. Вокруг заболоченная тундра. Сыро и довольно прохладно, даже нет комаров. Но всё равно теплее, чем наверху.

12.08.09. Среда.
Весь день шли вдоль Гулэми-Икэна, изредка переходя его с берега на берег. Долина реки в верховьях - типичная тундра, вполне проходимая.
Незадолго до того места, где Гулэми-Икэн, упираясь в горную преграду, поворачивает на с-в, круто забрали на запад, пройдя мимо небольшого озерца к безымянному притоку Гулэми-Икэна.
Поднялись до ручья, который впадает в этот приток справа. Встали на ночлег.

13.08.09. Четверг.
Очень надеемся, что сегодня будем ужинать у костра. Большого жаркого костра. Для этого нужно подняться по ручью на плато, пройти по нему и спуститься к оз. Бунисяк, а оттуда ещё раз спуститься в долину реки с одноимённым названием. Вот тогда будет костёр. А пока завтрак в палатке и сушка шерстяных носков над горелкой. Последнее, после того как мы покинули Аян, стало обязательным утренним ритуалом.
Вышли в 11:00. Поднялись по ручью до 47-ми метрового водопада, откуда открывается потрясающий вид на долину Гулэми-Икэна и окружающие склоны. Далее карабкались по ручью от полки до полки, пока не забрались на плато. Нелегко всё это, но зато вот она - каменная пустыня; снова перед нами. Ни с чем несравнимый пейзаж!
Погода, в течение дня, менялась несколько раз. Ближе к вечеру пошёл дождь, стало холодно. Но когда мы поднялись на плато, было ясно и солнечно, что позволило сделать несколько кадров.
Далее двигались по плато в западном направлении, пока не увидели сверху озеро Бунисяк и рядом огромный Элдэн.
Стали спускаться к озеру. Спуск, хоть и занял больше времени, чем предполагали, какой либо сложности не представлял.
А погода портилась. Когда мы подошли к озеру, дул пронизывающий ветер, моросил дождь и пролетал снег. Было холодно. Спасало только движение.
Река Бунисяк вытекает из озера водопадом. Хорошо, что озеро мы обходили по северному берегу. Пошли бы со стороны Элдэна, т.е. с юга, упёрлись бы в этот самый водопад и к реке бы не прошли.
Вскоре после первого водопада - второй, за которым начинается каньон.
Безусловно, р. Бунисяк - одно из самых красивейших мест на нашем маршруте. Водопады здесь выше и грандиозней, чем на Б. Хонна- Маките, а каньон значительно глубже и потому впечатляет больше.
Дальнейший наш путь пролегал вниз по реке. И это был самый сложный участок в сегодняшнем переходе. И самый опасный. Если до сих пор мы, пусть и в общих чертах, но представляли, что нас ожидает, то с этого момента наступала полная неизвестность.
В долину Бунисяка, туда, где начинается "зелёнка", обычно попадают по его левому притоку, текущему в ущелье с западной стороны Элдэна. Подобные описания я читал. Но вот чтобы к этому же месту заходили от оз. Бунисяк, вдоль северной стороны Элдэна, об этом я ничего не слышал. Нам было интересно, почему там никто не ходит. Неудобно или опасно? А может, кто и проходил, но никакой информации не оставил? В любом случае, мы об этом ничего не знали.
Итак, нам предстояло спуститься по реке до того места, где в неё впадает упомянутый приток, и начинается лес. Как это сделать? Перед нами каньон, спуститься в который нереально, да и бессмысленно - внизу всё равно не пройти. Значит нужно обходить каньон верхом. Справа, из-за крутых прилегающих склонов, проход невозможен. Пройти можно слева, вдоль северной стороны Элдэна. Там относительно ровная полка. По ней и пошли, пока не уперлись в крутой склон, уходящий далеко вниз.
Это было то самое ущелье, того самого ручья вдоль западной стороны Элдэна. Сверху хорошо было видно то место, где этот ручей впадает в Бунисяк. Там был настоящий лес. Там был костёр. Надо было только спуститься.
Мы начали спуск, абсолютно не представляя, что нас ожидает впереди. У нас из снаряжения 20 метров верёвки, обвязка, самый минимум " железа " и 20 метров репшнура. Всё это "добро" весь поход благополучно пролежало в моём рюкзаке. Не пригодилось ни разу. Я уже злился: " На хрена взяли! ", хотя понимал, что брать было нужно, даже если и не пригодится. Пригодилось. Ещё как!
Сначала спускались обычным лазанием, пока не уперлись в стенку, метров 8-10. Повесили верёвку. Спустился один, спустили рюкзаки, слез второй. Потом снова лазание. Потом верёвка. И так несколько раз. Наконец уперлись в очередную стенку. В отличие от предыдущих, эта была высокая - метров тридцать. Если раньше верёвки хватало, то здесь и одним концом было мало. Пришлось подвязывать двойной реп. Как раз 30 метров получилось. Я спускался первым. Потом рюкзаки. Замыкал Артём, особенно рискуя. Его никто не страховал, а верёвка была завязана за не очень надёжный камушек. Других не было.
Рисковали, конечно, но, слава Богу, всё прошло нормально. Хорошо, что стенка оказалась последней. Мы этого не знали. А то верёвка-то осталась висеть. Готов спорить, до сих пор там висит.
Спустившись, поставили лагерь в лесу, на правом берегу Бунисяка.
Долго сидели у костра.

14.08.09. Пятница.
Вчера, ещё до начала нашего легендарного спуска, начал сыпать мелкий дождик и ощутимо похолодало. Были мысли ночевать наверху, а утром принимать решение: спускаться в долину или обходить озеро, затем Элдэн, а потом всё по тому же притоку, про который я не раз уже говорил, попадать в долину Бунисяка. В первом случае - быстро и опасно. Во втором - долго и трудно.
Как известно, мы не стали дожидаться утра. Слишком манил к себе лес, такой близкий, что был слышен шум деревьев, а в воздухе явственно ощущался аромат хвои и ягод. Так что, сомневались мы очень недолго и спуск начали почти сходу. Но сомнения всё-таки были.
К чему я об этом? Дело в том, что начавшийся вчера дождик шёл до утра, а ночью в горах выпал снег. Когда мы выбрались из палатки - обомлели. Все склоны были покрыты снегом.
Интересно, чтобы мы делали, останься ночевать наверху?
Сегодня спали до упора. Спешить нам теперь некуда. До Ламы - рукой подать. Можно немного расслабиться. Решили устроить полуднёвку, сходить в каньон, посмотреть, поснимать. Тем более, есть, на что посмотреть и что поснимать.
Места потрясающей красоты! Впечатление усиливал выпавший ночью снег, добавляя очарования и превращая окружающий, и без того бесподобный пейзаж, в поистине сказочный.
В первый раз за весь поход мне по-настоящему захотелось остаться здесь и никуда больше не идти.
Впрочем, это быстро прошло, и где-то часа в 4 пополудни мы двинулись в путь, намереваясь сегодня дойти до избы, расположенной, судя по описаниям, на правом берегу первого от стрелки (места, где мы ночевали) крупного правого притока Бунисяк. Это всего километров пять.
До притока дошли быстро. Всю дорогу шли правым берегом, временами бродя мелкие протоки. Идти легко, никаких препятствий (по крайней мере, по путоранским меркам).
Так вот, до притока дошли быстро, но избы никакой не обнаружили, хотя искали, что называется, с усердием. То ли какая ошибка в описании, то ли ещё что? Не знаю. Но, потратив почти час! (уже вошли в азарт) и, облазив всё вокруг, избушку мы так и не нашли. Странно, вроде бы не иголка...
А погода тем временем всё налаживалась. Небо начало проясняться ещё до обеда. Теперь же не было ни облачка, и солнце, такое яркое в синеве, нагревало воздух до каких-то, уже позабытых нами, градусов. Последний раз так тепло было ещё на Б. Хонна-Маките.
Отойдя недалеко от притока, нашли удобную стоянку между протоками Бунисяка на галеничном острове.
Это была последняя ночь в палатке в Путоранском походе.

15.08.09. Суббота.
Отличная погода! Тепло и солнечно. И очень красиво вокруг. Опять, как и вчера, не хочется никуда уходить. Но надо...
Собираемся неспешно. Торопиться нам некуда. До Ламы километров 15-ть. Успеем.
Итак, последний марш-бросок. Во всех отчётах, которые я читал, говорилось о том, что долина Бунисяка трудна для прохождения, однако, нас это не очень беспокоило. К трудностям мы уже привыкли и, признаться, на финише как-то даже расслабились. Подумаешь 15-ть километров вдоль речки. К тому же, вчера никаких трудностей не было.
Но это было вчера. А сегодня очень-очень скоро поняли, что расслабляться нам ещё рановато.
Трудности начались как-то сразу и продолжались до самого конца.
Идти по берегу, непосредственно вдоль русла, из-за постоянных прижимов, оказалось невозможно. Пришлось подниматься в лес. Мы выбрали левый борт долины и двигались по нему до самой Ламы, преодолевая все бесконечные препятствия. Там было всё: и болота в виде больших неустойчивых кочек, вроде бы сухие, но весьма неудобные для прохождения; и непролазный бурелом из поваленных лиственниц, и непроходимые джунгли из густого подлеска. В довершение всего, ближе к вечеру пошёл дождь. Небо затянуло тучами и стало темно, почти как ночью. Такого ещё не было.
Часов в 9-ть вечера мы, уставшие и промокшие, вышли к Ламе. Слева от нас, по диагонали от того места, где мы стояли, виднелись огни - база Крашевского. Нужно было обойти озеро, чтобы попасть на тот берег, где находится база. Но так как всё равно пришлось бы бродить рукава Бунисяка, а в темноте были не видны очертания озера, к нужному нам берегу пошли напрямик через Ламу, по грудь в воде.
Добравшись до суши, съели последнюю шоколадку, вылили воду из сапог и пошли на базу.

...А там нас встретили, как бы это сказать, довольно прохладно. Нет, на оркестр и ковровую дорожку мы не претендовали, но того, что нам с ходу, ещё не отдышавшимся с дороги, сунут в лицо прайс с расценками, тоже как-то не ожидали. Не по-людски всё это. Впрочем, в чужой монастырь, как известно, со своим уставом не ходят.
Нас накормили скудным ужином(500 р. с человека) и разместили в избе (500 р. с человека). Я всё понимаю - бизнес. Но когда я попросил Крашевского продать нам буханку хлеба (на завтрак и обед в их столовой у нас с собой уже не было наличности, оставалось только на катер, всё остальное на карте), он, ссылаясь на то, что у них здесь всё посчитано, отказал. А ведь на катере, который уходил на следующий день, были свободные места. С нами или без нас, он ушёл бы всё равно. Мы и так, своим появлением, принесли ему прибыль.

P.S.    Вечером следующего дня мы были в Норильске, где, в ожидании теплохода, пробыли до вторника. Изначально мы намеревались обратный путь лететь самолётом, но передумали. Решили, что не готовы к столь стремительному возвращению домой. Уж слишком велик контраст между первозданной природой Путоран и суетой мегаполиса.

Глава II. Четыре года спустя. Работа над ошибками.

Прошло четыре года, как закончилось наше путешествие в Путораны. Дневник был написан сразу после похода и благополучно заброшен в дальний ящик стола. Закончить работу не давали нехватка времени и, в большей мере, лень, да неумение писать. Тем более отчёты. Хотя это и не отчёт в его классическом понимании.
Много раз начинал писать, потом бросал, понимая, что пишу что-то не то. Переписывал и снова бросал. И так далее. Признаться, я бы не стал мучить ни себя, ни возможных читателей, если бы не обещание, данное мною Ларину В.В., составить отчёт о походе и отправить его в дирекцию Заповедника. По-хорошему, я должен был сделать это давно, но делаю только сейчас. Владимир Владимирович, приношу свои искренние извинения за столь долгую отсрочку.
Итак, что было в том далёком походе, и чтобы я изменил, отправься в Путораны сейчас.
1.   Наш поход был пеший и достаточно протяжённый. К тому же он был кольцевой: мы  начинали от оз. Лама, к нему же и возвращались. На мой взгляд, кольцевые маршруты, в психологическом плане, сложнее линейных. В последнем случае, двигаясь от пункта А к пункту Б, и пройдя большую часть пути, назад уже, скорее всего, не повернёшь. Есть мотивация дойти до конца. В кольцевом походе человек мотивирован вернуться в точку старта. Получается, что чем дальше идёшь вперёд, тем больше уходишь от финиша. И если что-то пошло не так или просто устал, появляется соблазн сократить колечко и не пройти заявленный маршрут. Что и произошло в нашем случае.
Хотя, стоит отметить, что линейные пешие маршруты в Центральную и Восточную части плато крайне сложны из-за особенностей рельефа, больших расстояний, отсутствия троп, удалённости точек выброски и т.д. В интернете я встречал отчёт о том, как одна девушка, (в одиночку!), дошла до Аяна, а потом до Волочанки. Если это правда - снимаю шляпу.
Но это скорее исключение из правил. Если бы я сейчас пошёл в Путораны, то сделал бы так, как мы планировали изначально. Пеше-водный поход с финишем в Волочанке. Вариантов маршрута в данном случае достаточно.
Вывод: Пешие походы в Центральные и Восточные Путораны крайне сложны и требуют соответствующей подготовки. Оптимальным решением являются комбинированные (пеше-водные) маршруты.

2. Выбор обуви. Обычно в отчётах этому вопросу уделяется мало внимания, а ведь обувь в походе, особенно пешем, - половина дела.
Тогда, при подготовке к походу, мы долго думали, прежде чем выбрали резину. До этого всегда ходили в ботинках с высоким берцем, а тут решили: раз там много воды, в сапогах будет лучше. Воды там действительно много, но камней ещё больше. Весь поход мы шли на разбитых в кровь ногах, что существенно тормозило наше движение. Это была большая ошибка!
Помню на Приполярном Урале, встреченные мною оленеводы удивлялись, как это я иду по болоту в ботинках. Ведь ноги сырые. Да, сырые. Но к сырым ногам привыкаешь быстро, а вот к разбитым, особенно под сорокакилограммовым рюкзаком, как-то не очень.
Вывод: Так как эти строки написаны кровью, позволю одну банальную фразу: к выбору обуви нужно подходить очень ответственно. А вообще, в чём кому идти, пусть каждый решает сам. Я же теперь хожу только в проверенных ботинках.

3.Из-за белых ночей, ввиду того, что круглые сутки светло, мы не особо заботились о распорядке дня. Поздно ложились и поздно вставали. Бывало, что движение продолжали до часу ночи. В результате, биологический ритм был нарушен. Вероятно, это тоже имело свои последствия.
Вывод: Нужно соблюдать дисциплину. В одно время ложиться и в одно время вставать.
4.За время похода мы 4 раза поднимались на плато, соответственно 4 раза спускались.
Подъёмы, в физическом плане, были достаточно трудные (всегда тяжело идти в гору), частично преодолевались лазанием, причём иногда, как в случае на р. Геологической, мы сами усложняли себе задачу, поднимаясь не там, где ходят все нормальные люди, а выбирая свой особенный путь.
Спуски, за исключением довольно пологого спуска в долину Б. Хонна-Макита, тоже простотой не отличались. Последний же, в долину Бунисяка, и вовсе был экстремальным и потребовал использования снаряжения. Впрочем, можно было построить маршрут иначе, обойти Элдэн с юга и спуститься там, где это обычно и делают. Но как там красиво! Возможно, это был первопроход.
Вывод: Походы такого плана занятие рисковое и без лишней надобности, а тем более сознательно, усложнять себе жизнь, пожалуй, не стоит. Но альпинистское снаряжение, хотя бы минимальное, с собой иметь нужно.

5. В походе несколько раз приходилось бродить реки. При тогдашнем уровне воды каких-либо особых проблем это не представляло. Переправу не натягивали ни разу.
Вывод: Что тут скажешь? Если река преградила вам путь, нужно перейти её вброд. Иногда в этом случае помогает верёвка. Всегда брать с собой верёвку или репшнур.

6. Про снаряжение, продукты и подножный корм.
В этом походе мы сглупили только с обувью и с тем, что не взяли с собой рыболовные принадлежности. В остальном всё рассчитали правильно. Лишнего не тащили. Всё что брали, всё пригодилось. Разве что газа взяли четыре больших баллона, а сожгли только два с небольшим. Но тут угадать сложно, лучше перестраховаться. Зато не боялись, что в безлесной зоне останемся без топлива. А там газ - это не только горячая пища, но и обогрев палатки и т.д.
С продуктами тоже всё было в порядке. Не стану приводить список того, что мы брали, скажу только, что всего взяли в меру. Не голодали, но и перегруза не было.
Со снастями получилась ерунда. Собирались взять мой спиннинг, а он штекерный и довольно длинный. Ещё хотел купить телескоп, но в суматохе сборов забыл, да и на этот понадеялся. Перед выходом из дома, когда рюкзак был уже собран, посмотрел на эту дубину и решил не брать. Сгоряча оставил и катушку с блёснами. Впрочем, рыбаки мы всё равно хреновые.
Что касается грибов и ягод, то первых нам попадалось настолько мало, что о какой-то существенной прибавке к рациону не могло быть и речи. Ягоды же встречались нам только в долине Геологической, в виде неспелой ещё голубики, и долине Бунисяка, где к первой, уже созревшей, добавилась красная смородина.
Вывод: Тщательно готовить каждый поход и всего брать в меру. Рыболовные снасти обязательно. Даже если ничего не поймаете, так хоть развлечётесь. А если серьёзно, нужно уметь ловить рыбу или иметь в группе хорошего рыбака.

7. Про ориентирование и навигатор.
В этом походе, как и во всех других, навигатора у нас не было. Мы им сознательно не пользуемся. Это, конечно, добавляет определённых сомнений и сложностей при ориентировании и, порой, отнимает время на разведку, но в этом-то вся прелесть. Опять же думать приходится больше, особенно если заблудился. Всё это позволяет почувствовать себя первопроходцем, а это дорогого стоит.
Вывод: Брать или не брать - тут каждый решает сам. Сейчас почти все ходят с навигаторами. Мы же и впредь будем обходиться компасом и картой.

Ну вот, пожалуй, и всё. В завершение отмечу, что все приведённые выводы основаны на личном опыте автора, носят исключительно субъективный характер, никому не навязываются и не претендуют на абсолютную истину.

P.S. Наш поход в Путораны получился не таким, каким мы его планировали. Но он получился. Пусть другим, но всё равно уникальным и неповторимым. Мы не прошли заявленный маршрут, но мы прошли другой, не менее интересный и насыщенный. Прошли, как смогли. И я рад, что это было.

Заключение

В заключении приведу кой-какую информацию, которая может быть полезной при подготовке к путешествию в Путораны.
Итак, походы в Центральную часть плато начинаются, чаще всего, из Норильска, добраться до которого можно быстро, а можно интересно. Быстро - это самолётом, а интересно - поездом до Красноярска, потом теплоходом до Дудинки. В первом случае дорога займёт несколько часов, во втором - несколько дней. При этом затраты примерно сопоставимы, но впечатлений от долгой дороги останется куда как больше. Особенно от водной части. Четыре дня по Енисею - само по себе увлекательное путешествие, достойное того, чтобы его совершить.
Теплоходы из Красноярска до Дудинки курсируют раз в 4 дня. Расписание можно найти в интернете. В 2009 году отправление из Красноярска приходилось на 7 утра, а посадка на теплоход начиналась ещё накануне, с 9-ти вечера. Так что при необходимости можно было переночевать в своей каюте, согласно купленным билетам, за дополнительную (умеренную) плату.
Если не будет никаких задержек, например, из-за туманов, на 4-й день вечером теплоход прибудет в Дудинку. Переночевать можно также в каюте.
От Дудинки до Норильска можно доехать на рейсовом автобусе или на частнике. Цены примерно одинаковые.
Если маршрут проходит по территории заповедника, необходимо получить разрешение на его посещение. Для этого нужно заранее списаться или созвониться с Администрацией Заповедника. Они вышлют анкету, которую нужно будет заполнить, отправить и ждать решения. Если решение окажется положительным, можно смело выезжать. По приезду в Норильск не забыть зайти в Администрацию Заповедника и получить разрешение.
Адрес ГПЗ "Путоранский": 663302, г. Норильск, ул. Комсомольская, 1; e-mail: plato@norcom.ru, putoran@mail.ru; тел: 8(3919) 48-17-09, 8(3919) 48-53-17, 8-905-979-05-06
Директор - Ларин Владимир Владимирович
Ввиду сложности предстоящего похода, маршрут лучше зарегистрировать в местном отделении МЧС.
Контакты: 8(3919) 41-21-27, 8-902-915-60-60
База МЧС расположена в пос. Оганер, куда ходит автобус
№-40
Начальник МЧС г. Норильска - Петров Олег Вадимович.
У нас, в своё время, была необходимость, как до похода, так и после, где-то ночевать в Норильске. Мы снимали квартиры
посуточно. В 2009 году однокомнатная квартира там стоила 1000 р.
Вот пара контактов: 8(3919) 32-40-45,  8(3919)33-14-35
Если что-то вдруг потребуется докупить из снаряжения, например, баллоны для горелки и т.п., это можно сделать в магазине "Клёвое место", который находится в ТЦ "Метелица" по адресу: ул. Орджоникидзе, 4В.
Ну, и наконец, заброска на оз. Лама. Договариваться на счёт катера лучше заранее, ещё находясь дома.
Вот несколько контактов:
1. Воротынцев Вадим (во многих отчётах фигурирует как Воронцов)
т. 8(3919) 37-45-11, 8-913-531-45-80
2. Кожекин Алексей
т. 8(3919) 47-01-08
3. Смоленский Александр
т. 8-902-948-87-17
4. Сергей
т. 8-905-091-41-66
Катера отходят от пристани, добраться до которой можно на автобусе №-22. Остановка перед мостом через р. Норильскую, (спросить у кондуктора).
Вся информация соответствует периоду 2009 года. Так что некоторые данные, быть может, потеряли свою актуальность, а указанные контакты, возможно, частично устарели. Это следует учитывать и проверять приведённую информацию более свежей, полученной из последних отчётов.

Послесловие

Я знаю людей, для которых Путораны так и остались несбыточной мечтой их туманной юности. Я знаю людей, которые подобно нам, воплотили свою мечту о Путоранах в реальность. Тем же, кто собирается туда впервые, позволю дать одну ненавязчивую рекомендацию.
При разработке маршрута трезво оценивайте свои силы и не  меряйте предстоящее путешествие опытом своих предыдущих походов, куда-нибудь на Алтай или, например, на Байкал. Безусловно, там свои трудности, и есть очень серьёзные маршруты. Но в Путоранах всё по-другому...
Это удивительный и суровый край, ни с чем не сравнимый, ни на что не похожий. Путешествие туда - это мечта в чистом виде. Но это трудная мечта. И об этом следует помнить.