Турция / Велотуризм | Спортивный туризм

Турция. Двое, не считая навигатора.

9 - 21 апреля 2012 г.
Маршрут проходил по южной и центральной частям Турции. Разнообразие достопримечательностей поразительное: это и природные красоты - светлые сосновые леса, горы, перевалы и вулканы, и различные древности в виде подземных и пещерных городов! В Турции можно составить маршрут на любые запросы и подготовку.

Небольшое вступление

Каждый поход начинается с карты..
Рассматриваешь эту цветную бумажку с горизонталями, названиями, топографическими знаками, и только весьма и весьма примерно можно представить какая дорога предстоит: да высоты, да подъемы/спуски, поселки и городки... Пока это только топографическая карта.
Но вот поход пройден, и эта карта чудесным образом преображается в небольшой кусочек прожитой жизни. Наполняется реальными картинами, ароматами, ветром, солнцем и градом, снегом и грязью. Наполняется встречами с людьми и животными, а самое главное, наполняется своим участием во всем этом, усилиями, упрямством в подъемах и восторгом на спусках, потом и загаром, восхищением от увиденного.. Непривычные прежде названия спокойно укладываются в голове.
Обожаю это чудесное превращение!!

Оглядываясь на пройденный маршрут и читая другие отчеты, ясно понимаю, что у каждого в голове складывается своя Турция, я попытаюсь передать, что же вынесли мы.
График маршрута

73.3
1225

652
переменно, +18, кратковрем.дождь, град.
ст.2-пер.1050м-Aladag-пер.Чавуш (1234 м)-пер.1162м-ст.3

1125
5.45
1164
переменно, кратковрем.дожди, порыв.ветер, солнечно.
Goreme-Uchisar-Nevshehir-Ozyayla-Ieik-пер.1552м-Kurugol-пер.1289м-Becarlar-Gazimir-ст.7
82.6
1237
6.50
1337
ясно, +8+25, сильный холодный ветер весь день.
ст.7-Guzelurt-пер.Sivrishisar (1770м)-Azatli-пер.2130м-Tepeket-Nigde-Bereketkou-ст.9
98.2
1192
6.31
1315
тепло, крайне сильный ветер до 60 км/ч, переменно, вечером дождь.
ст.9-пер.1370м-Gulek-Gulek Kalesi (выс.1547м)-Tasobasi-Tarsus-Adana
121.2
996
6.39
+18+20, солнечно, холодный ветер.
Адана-/автобус/-Стамбул

+20+22, солнечно
Стамбул

+15+18, краткие дожди в 1 пол.дня.

724 (+108)
11600

Перелеты/переезды, деньги

Авиа: Санкт-Петербург - Москва - Стамбул и обратно.
Летели авиакомпанией Аэрофлот. Билеты покупали в ноябре, стоили около 8 тыс.
Велосипед входит в положенные 23 кг багажа + 10 кг ручная кладь. Вписались отлично.
Технология перевозки велосипеда уже знакома:
- открутить педали, задний переключатель, руль (укладывается вдоль вилки), диск заднего колеса;
- вынуть эксцентрики
- опустить седло
- открутить багажник
- обмотать пленкой-пупыркой каллиперы дисковых тормозов
Все укладывается компактно и схватывается хомутами. Задняя часть велосипеда обертывается пенкой (закрепляется скотчем). Вел помещается в чехол. Внутрь в пенку обычно помещается котелок с горелкой, баллон, ветрозащита, посуда и прочие метал. предметы, запрещенные к перевозу в салоне самолета. Чехол сверху обматывается или стрейч-пленкой или скотчем, чтобы там все более-менее не болталось.

Туда: летели вообще без проблем, сдали в багаж велики, рюкзаки с собой, пересадка в Москве, в Стамбуле все получили обратно без повреждений.

Обратно: представитель компании прицепился как клещ к габаритам рюкзаков, настаивая на оплате второго места багажа. Но мы же народ ушлый: у меня спальник, у Юры часть вещей перекочевали в велочехол, и рюкзак преспокойно поместился в габаритную рамку. Кстати, еще заставили спустить колеса.

Автобусно: Стамбул - Адана и обратно.
Комфортабельные автобусы отправляются во все части страны с автопарка Otogar. Билет до Аданы стоит 50-60 лир (20-24 евро). Едет 13 часов. На всем протяжении имеет несколько остановок + стюард разносит чай/кофе/сок/воду.
Перевозочных компаний масса, мы воспользовались "Astor".
   Автобусных вокзалов в Стамбуле великое множество, и желательно знать, с какого именно автовокзала отправляется нужный вам автобус. Есть основной автовокзал, с которого отправляются  автобусы по всей Турции.
Расписание, стоимость и наименование компании можно посмотреть на сайте : http://www.turkeytravelplanner.com/go/Istanbul/Transport/intercity_bus_table.html или на сайте самого автовокзала http://www.otogaristanbul.com .  Есть и множество других компаний, которых нет на данном сайте.
Карта с координаты главного автовокзала: http://maps.google.com/maps/ms?ie=UTF8&hq=&hnear=Turkey&msa=0&msid=109635318137116433880.0004810e100ab7cb0653c&z=10 и другими нужными путешественнику объектами.

Деньги:
Деньги лучше всего поменять заранее в евро или доллары, принимают везде, хотя и по грабительским курсам.А вот поменять рубли на лиры оказалось возможным только в Стамбуле, в Адане про рубли и не слышали.  Банковские карты принимают не везде, даже в крупных городах. В небольших смотрят круглыми от удивления глазами и пожимают плечами. Так что наличность в лирах всегда должна быть с собой.
Стамбульские перепетии.

Непросто началось наше знакомство со Стамбулом. Прилет в 2 ночи, +5, ливень на улице и попытки найти место приткнуться, привели нас в метро :) Оно непосредственно у аэропорта,  эскалатор и огромный вестибюль со скамейками. Вот на них мы и ждали/спали в ожидании утра.
В 9 часов ливень вроде немного прекратился, и решено было сделать рывок до автобусного парка, правда по незнанию не до того, который нам нужен. Естественно, как только мы вышли из-под крыши, дождь начался вновь и до автовокзала Таksim мы доехали совершенно мокрые.
С помощью полузабытого английского удалось понять, что нам нужен другой вокзал, а именно Otogar.
Тут первый раз мы столкнулись со стремлениями турок помочь, причем совершенно искренне. Они занесли наши велики в нужный автобус, а по приезде на Otogar, успели затормозить автобус до Аданы. Стремительно куплены билеты, загружены без разборки велики и рюкзаки, и вот два мокрых велосипедиста сидят в комфортабельном автобусе и пытаются как-то согреться и немного обсохнуть. В общем, можно сказать, что в этой мокрой поездке Стамбула как такового мы не увидели, хотя успели купить газовый баллончик для горелки.

Лучше расскажу сразу о том, как мы все-таки посмотрели Стамбул на обратном пути. Автобус привез нас совсем ранним утром, было даже темно, но светлеет быстро. Зато это тот редкий момент, когда улицы еще совсем пусты. Лишь единичные прохожие и уборщики. Город еще готовится к пробуждению.
День предвидится вроде ясный. Пока покружили по улочкам, поели в парке и выехали ближе к центру, солнце уже встало. До чего же красивый город, все вокруг в цветах.

Не отказали себе в удовольствии выпить чашечку кофе на бульваре.
Ну, а далее нас ждал центр и все те достопримечательности, которые обещала карта города.
Надо сказать, что для осмотра мы использовали первоклассный по полноте и легкости изложения отчет "Стамбул - город контрастов" , за что автору огромное спасибо!!
Дворец Топканы, Голубая мечеть, бани Роксоланы, Базилика-цистерна, обелиски и фонтан, все рядом, почти все успели посмотреть, когда опять начался дождь.. Это прямо рок какой-то.. Простояли под крышек телефонных будок наверно больше часа, дождь стихал, то начинался снова. Наконец на небе обозначились просветы, и погода почти наладилась. Площадь постепенно все наполнялась и наполнялась автобусами и туристами, которых не испугал дождь, а предприимчивые продавцы вовсю предлагали им зонтики.
Закончив осмотр главной площади, где мы сами оказались тоже некой достопримечательностью у местных жителей и туристов, поехали по одной из главных улочек, периодически пропуская вперед трамваи, другой дороги здесь нет.
Наша промежуточная цель - Grand bazaar, нельзя же приехать домой с пустыми руками :)
Пока выбирали сувениры и подарки, познакомились с японским велосипедистом, который катил из Нидерландов в Стамбул, на его велокомпе больше 1800 км...

Дальше захотелось найти парк МиниТурции, указанный в отчете с координатами. Проехали по красивым набережным залива Золотой Рог довольно много, по на указанном месте парка не нашли, видимо это была временная экспозиция. Ну да ладно, накатались по городу и так вдоволь, за два раза по Стамбулу порядка 75 км.

Теперь дорога в аэропорт, хотя самолет только в 2 ночи. Ехали по главной многополосной дороге, смотря на указатели, водители аккуратны, сложностей на дороге, кроме как интенсивного движения и перестроений не было.
Кому интересно подробно почитать о достопримечательностях Стамбула рекомендую использованный нами отчет.
Ну, а теперь время вернуться к собственно основному маршруту.
Вверх по карте

Адана Адана
Грунты Грунты
К стоянке 2 К стоянке 2
День 1.
Аdana-Calicli-ст.1
28 км, 284 м н/в.
Солнечно

Автобус выгрузил нас в Адане в ночь. Тепло и это главное, после cтамбульских приключений просто рай. Поискав по заправкам безрезультатно еду, решили плюнуть на это дело и все-таки поспать. Район не предполагает к укромным местечкам, но нам повезло :) Между дорогой и съездом на нее с виадука осталось небольшое пространство, где росли акации и сосны. Акации шикарны - ветви спускаются почти до земли, образуя настоящий шалаш. Велики прицепили к дереву, расстелили коврики и спальники и, я например, блаженно спала до 8 утра. Разбудило только стадо овец, перегоняемых через поляну, ну и солнце уже светило ярко :)
Полдня посвятили осмотру города и поискам банка, где бы имелась возможность обменять рубли на лиры. Результата ноль, но к счастью, это не осложнило наш поход.
Адана - город апельсиновых деревьев, аромат их окутал нас еще при выезде с автовокзала, верхняя часть кроны пестреет оранжевыми плодами, а нижняя покрыта цветками.
В центре величественная  мечеть Сабанджи-Маркез http://turj.ru/blog/history/2117.html  и потрясающий парк с фонтанами и массой разнообразных растений. Не успевали делать кадры..

Поели в кафешке в аэропорту, еда, надо сказать, довольно острая, даже если на первый укус такой не кажется :)
Для местных мы похоже в диковину, много удивленных взглядов, возгласов и приветствий. Пришлось уже хорошенько стряхнуть пыль с английских слов в памяти, получалось в целом успешно. В городе много велосипедистов и мотоциклистов, и парковок соответственно.
Вечером, встретив еще одного участника похода, решили выехать из Аданы и найти ночевку в ожидании освновной части группы. В полной темноте сварили поесть и завалились спать. Две совсем малосонных ночи в дороге давали о себе знать.

День 2.
Calicli-Immamoglu-р.Сейхан-Egner-Akoren - ст.2
73.3 км, 1225 м н/в.
Переменно, солнце, град.

Стартовали поздно, так как ждали сборов группы. В виду непреодолимых обстоятельств отделились от группы и поехали вдвоем, да и скорость ее оказалась значительно меньше нашей.
До Immamoglu летели со средней 25 км/ч.
Асфальтовые дороги хороши, сразу пришла в голову мысль, как же мы после таких дорог будем кататься дома :)
После Immamoglu перешли на грунты. Рельеф мы ощутили сразу, дорога медленно, но верно забирает вверх. Особенно значительные подъемы оказались вдоль водохранилища на р.Сейхан.
Катили не по предварительному треку вдоль реки, а основной дорогой, на которой пересчитали все подъемы и головокружительные спуски. Места очень красивые: слева скалы, холмы, водопады, справа далеко внизу река, перед нами громадная плотина, верхний край ее находится еще выше нас.
Миновали поселки Egner и Akoren, а дорога забирается все выше и выше по горе, покрытой светлым сосновым лесом. Время к вечеру, а мест под стоянки нет, слева крутой склон, а более ровные места заняты домами и кладбищами. Наконец нам повезло, свернув с дороги по грунтовке, увидели чудную поляну с разрушенным домом. Поляна находится на хребте, и с него открывается чудный вид на долину и каньон внизу. Этим видом мы смогли насладиться лишь утром, т.к. признаки надвигающейся грозы заставили нас поторопиться с установкой  палатки.
День трех перевалов

День 3.
ст.2-пер.1050м-Aladag-пер.Чавуш (1234 м)-пер.1162м-ст.3
50.3 км, 1581 м н/в.
Ясно.

С утра продолжили подъем, по асфальтовым петлям чем выше, тем круче подъем. Затем выехали на некоторое плато, где оказался ручей, с удовольствием умылись и напились воды.
Еще немного спусков и подъемов и перед нами перевал № 1 - 1050 м, там уже фоткалась вовсю группа, прошедшая нижней дорогой вдоль реки. Это было крайней свидание с ней, больше мы не встречались.
Далее скоростной спуск в п.Aladag, где мы закупили продуктов. К нашему удивлению отличная дорога превратилась в поселке в плохую проселочную, а на выезде вообще в гряземес. По каменистой грунтовке спустились к реке, затем начался подъем по укатанной тяжелой техникой глине с камнями.
Породы вокруг очень бордовые, рядом с рекой стоит какой-то комбинат, предположили, что алюминивый :)
Внизу река, а наша дорожка уходит вверх по левому притоку - .
Подъем не сильно заметен, но ехать быстро не получается. Довольно тепло на солнце, но ветер холодный. Река течет в высоких скалах, извилиста, поэтому каждый поворот открывает что-то новое. Ехать так не надоедает. Наконец, растекаясь грязевыми лужами, дорога снова пересекает ручей и убегает от него вверх. Этот подъем оказался более песчаным, ехать тяжеловато, приходится отдыхать. Зато он ведет на перевал №2 - Чавуш (1234 м).
Вокруг куда ни глянь горы и сосновый лес, справа от дороги крутой каменистый склон, да и сама дорога лишь небольшой уступ.
Спуск доставляет истинное удовольствие, умудряемся катить до 30 км/ч, хоть камней немало.
Иногда попадались поваленные сосны, снесенными тающими снегами, иногда огромные каменные завалы.
Перевал №3 (1162 м) проехали вообще спокойно, этакие воротца в скалах.
Стали присматривать место под ночевку, с местами не ах.. Кругом склоны и камни.. В результате расположились просто на дороге, благо за полдня здесь никого не встретили.
Водопады и снег

День 4.
ст.3-пер.1123м-вдп. Капузбаши-пер.1804м-ст.4
42.2 км, 1455 м н/в.
Солнечно, +18+25

Лихие петли на спуске по склонам очень живописны: сосновый лес, дорогу пересекают ручьи, часто с водопадами, камни, по итогу привели нас к п.Капузбаши, точнее сначала к каким-то кемпинговым строениям.
Миновав их и следуя указателю, мы неожиданно оказались у водопадов :) Причем неожиданно, это действительно так: поворот дороги, будка, пара-тройка десятков метров и вот они - грандиозные водопады, колоссальные подземные реки, изливающиеся наружу.
Ни души, только шум падающей воды, насмотрелись и нафоткались всласть. В поселке купили продукты и начали тягучий подъем. Солнце сегодня жарит нещадно, дорога - укатанный асфальт с гравием.
Вокруг видны скалы, снежные шапки сияют на солнце, мы не можем перестать на остановках смотреть на них, до того завораживает это зрелище.
Тягучий перевал наконец (1123 м) взят, и далее скоростной короткий спуск вниз к маленькой д. Барызама. Проехали ее насквозь и выехали на правый берег реки. Грунтовка очень пологая, поднимается вверх по течению, камней немного, перешли пару бродов (один пешком), остальные ручью переезжали спокойно. Участок примерно 3,5 км. Время - начало третьего.
Следующие 8-10 км начался более серьезный подъем по ущелью, с множеством камней, осыпей, речек, пересекающих дорогу или текущих по ней. Множество водопадов.

С высоты 1420 м стал встречаться снег. Чем выше, тем больше. Снежные кучи становились все протяженнее.
Грунт напитан водой, ноги конечно промокли. Еще выше, дорога по несколько десятков метров завалена снегом, приходится тропить.
 Нам очень повезло с погодой, солнце пригревает, не давая замерзнуть, хотя ног мы уже не чувствовали. На небольшой передышке, сменили носки, одели по две пары пакетов сверху и снова влезли к ледяную обувь. Но все-таки идти стало легче :)
На бесснежных участках встречаются глины. Виды грандиозны!
Сначала мы подумали, что вышли на перевал, но это оказался некоторый пологий участок, почти плечо. Снег немного отступил, зато открылось изобилие нежных маленьких крокусов! Чуть выше на скале слева видна метеостанция. А нам дальше по дороге, еще подъем, но окончание уже вроде видно.
В 18.30 вышли на перевал 1804 м, ветер силен, оделась наконец, только там почувствовала, что все-таки высота и вечер :). Через полчаса начнет темнеть, а значит надо быстро искать место для палатки. Нам как всегда повезло: спустились по снегу примерно метров 50 и увидели участок дороги свободный от снега, довольно сухой, между ручьем и лужей, прямо под огромной сосной.
Быстро ставиться, переодеваться. Вокруг уже сплошная темень, все вовремя! :)
За бортом +2. Готовлю ужин, подпрыгивая у горелки :)
Из грязи в князи.

День 5.
ст.4-Camlica-пер.1643м-ур.Каракаю-пер.1643м-Yahali-ст.5
68 км, 946 м н/в.
Солнечно, +18

С утра ясное небо, виден пройденный перевал.
Это замечательно, потому что предстоит непростой спуск. Опять снега, лужи, но сейчас мы уже одеты в трекинговую обувь, теплые носки, поэтому весьма комфортно. Снега чередуются с глиной, хорошей такой, сразу вспомнился Тянь-Шань.
Стараемся идти по самому краю дороги, а то и вовсе по траве, но спасает не всегда, залипаем. На велики страшно смотреть :))
До п.Camlica спускались час. На нижнем участке дороги активно велись работы по ремонту, бодрая техника сновала туда-сюда. Велосипеды быстро высохли, и большая часть грязей отвалилась сама собой.
Внизу уже жарко. Перешли брод, переоделись и в новый подъем. От усердия у Юры даже порвалась цепь, пару раз, починились очень быстро, и больше за весь поход про нее не вспоминали.
Мы выбрали не основную дорогу на Yahali, поэтому более хорошую наблюдали 50-70 м пониже :)

Наша каменистая грунтовка в подъем. Едем. На очередном повороте открылся грандиозный вид на каньон, масштабы его не укладываются в голове!

Налюбовавшись каньоном грунтовка уводит нас вглубь массива, лежащие снега и ручьи говорят о том, что скоро придется доставать ботинки. Высота 1620 м. Миновав зажатые в долине пастбища, дорога устремляется в узкие каменные ворота, полностью заваленные снегом. Переодеваемся и ползем. На бесснежных участках едем. Очередной резкий взлет дороги оканчивается 3-х метровым пластом снежника, на который предстоит взобраться.
Каждый велосипед запихиваем вдвоем, иначе никак.
Несмотря на холмы и спуски общий набор высоты еще продолжался, превращая поездку с своеобразную игру по нахождению самой высокой точки :)
Наконец определился перевал, высота 1643 м, отмечен турами, спуск с него тоже завален снегом, причем местами образует полку. Решили спускаться подальше от карнизов, аккуратно и чуть по диагонали.

Много камней, ручьев. В итоге приехали к началу нового ущелья.
Скалы урочища Каракаю сильно выветрены, образуя причудливые скопления столбиков разного калибра. Фантастика!
Слева снега больше, а вдоль дороги тянется желто-синий покров из крокусов и пролесок.

Справа сухое русло. Вся река течет под камнями, только несильно шумит. Здесь опять пастбища, пока еще пустующие, на ровных площадках хорошо видны утоптанные круги с очагами для юрт.
Едем и высматриваем нужный нам поворот направо, на нем как раз мост и сливаются две речки. Теперь воды стало много, она не всегда довольствуется своим узким руслом, поэтому часто переливается на дорогу или принимает новые ручейки. Одно место мне особенно запомнилось, где речка бежит в арыке, который находится выше дороги: получалось, что мы едем на уровне воды :)
Родников, каптажей очень много, местные жители приезжают в эту долину с баклажками.
Еще 4 километра вдоль реки и грунтовка наконец выходит на щебенку на Yahali. Пока это проселок, но уже через некоторое время, пролетая каменистые спуски, мы выехали на асфальт! Какой это был кайф! :) Это самый замечательный спуск - идеальное покрытие, наша скорость достигала 64 км/ч, в среднем 48-54.. Мы просто ворвались в Яхялы :)
Яхялы - большой городок, с мощеными улицами, парками вдоль канала, магазины, многоэтажные дома и многоуровневые улицы, так как частично расположен на склоне. Основная дорога поверху обходит город, так что на улицах довольно спокойно.
Пополнили свои запасы продуктов, натренировавшись уже на перевалах, довольно лихо выбрались на основную дорогу :))
Дорога после Яхялы идет по равнине, вдоль невидимого с асфальта озера Курбага. За озером видны даже вечером снежные вершины древних вулканов Кузуятагы или Эрджияс-Даг (3940 м).

- большой стратовулкан в 25 километрах к югу от города Кайсери . Эрджияс самая высокая гора центральной Анатолии . Имеет две вершины. Диаметр горы 72 километра, покрывает территорию 3800 квадратных километра.

Вдоль дороги тянулся пустоши или сады, где с поразительной тщанием почти под каждое дерево уложены трубы для полива. Но нам сады сейчас не нужны, нам нужно найти место для ночевки. Наконец начались заросли кустарника, это очень на руку. Думали сначала доехать до берега озера, но стало понятно, что он неблизок, поэтому просто выбрали поляну и поставили палатку среди кустов.
Край пещерных городов

День 6.
ст.5-Eshilhisar-Songlu-Baskoy-пер.1608м-Mustafapasa-Urgup-Goreme
83 км, 1125 м н/в.
Кратковрем.дожди, порывистый ветер, солнечно.

Покидая равнину, миновали г.Ишильхисар.
Краткий дождь немного попугал нас, но не он осложнял дорогу, а сильный порывистый ветер, в то время как нам нужно преодолевать значительный подъем. Хорошо, что машин оказалось минимум, Ехать действительно было сложно, нас мотало на полдороги.
Дальше мы попали в узкую долину, и тут первый раз, у п.Songlu увидели пещерный город..
Необычайно.. История прямо перед нами: дома, церкви, площади, ступени.. Сложно представить, что здесь жили, работали и умирали люди, а теперь, все, что осталось, лишь пустые своды и комнаты в камне.
Конечно, не все заброшено. Местные жители используют развалины на свой лад, устраивают в них хранилища, загоны для скота и т.п.
Чем дальше мы продвигаемся, тем города вдоль дороги встречаются чаще и чаще, только формы их немного различаются.
У п.Baskoy наша дорога резко уходит вправо на перевал. Предстоит подъем на плато, короткий, но внушительный.
С передышками мы закатились на высоту, и то, что открылось нам, можно описать, как африканская саванна :) Почти ровная поверхность, где-то на горизонте маячат снежные вершины, из растительности вдалеке редкие деревья. Высота 1608 м, отличный асфальт и попутный ветер, много ли надо для счастья :)
Несколько километров по водоразделу и спуск с плато - очень крутой серпантин. Первая сотня метров довольна занятна - это грандиозные картофельные хранилища в горе с двух сторон от дороги. Везде кучи прошлогодней картошки, которые издают специфический аромат. Быстрый спуск в соседнюю долину и дальше просто отдых для ног - постоянный уклон вниз.
На склоне ущелья тянутся пещерные города, один за одним.
Городок Mustafapasa - небольшой светлый и очень красивый, с центральной площадью и старинными зданиями, в одном из которых музей. О достопримечательностях можно почитать

После городка дорога ремонтируется около 2,5 км 0 щебенка.
Скоро Каппадокия.
Самое красивое на нашем маршруте находилось в Urgup и Goreme.
До п.Urgup дорога шла на спуск, иногда в поселках взбиралась на холмы.
Поселки примечательны: древние постройки используются как фундамент или стены для более новых строений.
В Urgup мы наконец увидели символ Каппадокии - каменные грибы
Да и весь город - это древний пещерных город, в который органично вписались новые постройки.
На выезде встретили группу велосипелистов из Киева, которые только начали свой маршрут. Успели немного перекинуться приветствиями и поговорить и продолжили путь.
Максимум впечатлений был достигнут в Goreme, где все один сплошной пещерный город, весьма интересно обращенный в современность: отели, бани.
Каппадокия - это волшебная невероятная страна. Описывать ее наверняка бессмысленно, Фотографии могут показать кусочки сказочного мира, но цельная картина конечно исчезает.
Немало отчетов с отличными фото на этом сайте посвящено это удивительной местности.
На выезде из Goreme мы поставили палатку в кемпинге "Панорама" под открытым небом.
Древние вулканы и подземный город

День 7.
82.6 км, 1237 м н/в.
Ясно, +8+25, сильный холодный ветер весь день.

Пока пили чай стали свидетелями очень необычной картины - большое количество красочных воздушных шаров проплывали мимо нас.
Покинув гостеприимный кемпинг, довольно быстро попали в Uchisar с возвышающимся над округой скалой-крепостью.
Ныряя за дорогой по горкам, въехали в  город Nevshehir. Мы пересекли его полностью и попали в совершенно другую Турцию. Центральная часть Турции - Анатолия, плато, высотой 900-1500 м над у.м. Особая примечательность - отчетливо видные конусы древних вулканов с различаемыми лавовыми потоками.
Цель - попасть к долине реки Ихлара грунтами, это удалось нам 100%.
Для начала чуть не заблудились в изрезанной оврагами и карьерами долине, хотя как потом оказалось, ехали ровно по проложенному треку :)
Дорога - полевая укатанная грунтовка, петляет по неровной равнине, взбирается на холмы и пересекает не очень высокие горные гряды. Наш путь лежит к древнему вулкану - г.Эрдаш (1966 м).
Спустившись в лоб с очередной гряды подъехали к подножию вулкана. Вокруг него идет хорошая дорога.
Предстояло пересечь отроги Эрдаша, для этого пришлось забраться на высоту 1552 м. На самой вершине после поселка Топак на развилке покинули асфальт и начали долгий спуск.
Дорога каменистая, часто встречается черное вулканическое стекло, а породы темные и пористые, что напоминает их происхождение.
Очередной ровный участок с мощеным поселком снова сменяют поля. Ехать непросто, но интересно, местность все-таки примечательная. Прямо на дороге встречаются черепахи.
Проложена грунтовка тоже забавно, между полей, но прямо через склон очередного вулкана. Практически полностью заезжаем везде, иногда останавливаемся прямо на подъеме, чтобы съесть шоколадку. Фраза "Помчали", когда запыхавшись, остановились в очередной раз, вызвала просто приступ смеха, долго не могли после отдышаться :)
Опять покатый спуск до очередного поселка. Едем и удивляемся местности. Заковыристые черно-коричневые камни выложены вдоль грунтовки, местами выступают останцы пород, все темное и непривычное.
После поселка Бекарлар вскоре выбрались на отличный асфальт (дорога на Ешилькей). Теперь едем вдоль значительного горного массива слева, единственное, что мешает, это сильный встречный ветер (тогда мы думали, что он сильный, пока у нас не было с чем сравнивать).
Огибая горы, у п.Gazimir увидели вывеску о том, что в данном поселке есть достопримечательность - подземный город!
Не могли проехать мимо! :)
Сложно представить, сколько времени строились (точнее выкапывались) эти города: многоэтажные, с большим количеством залов, переходов, лестниц, колодцев. Совершенные системы вентиляции, освещения, водоснабжения и защиты жителей. Там могли жить тысячи жителей, домашних животных.. И это не самый большой город, как например Деринкую.

Проехали сегодня уже больше 70 км, в основном грунты. И дорога снова идет в подъем. На небе ни облачка, ветер стал менее заметен, крайний подъем на сегодня довольно плавен, хотя сил остается уже не так много.
Перевал 1289 м пройден, и перед нами предстает снежная двойная вершина горы Хосан (3253 м). На бензоколонке набрали воды, купили вредных чипсов и печенек, все остальное было с собой. Недалеко от дороги выбрали более-менее ровное местечко между полями и спуском к реке.
Вечер холодный, все небо искрится звездами.
Выше всего.

День 8.
98.2 км, 1412 м н/в.
Солнечно, утро+2+5, днем +22+27

Да, да, мы так и не посмотрели долину реки Ихлара.. Ступили, подумали, что так как ее не видно издалека, то поедем в сторону Гюзельюрта, интересную грунтовку в сторону него мы проехали недавно. Останется эта долина на следующий поход.
Грунтовка, зажатая  в ущелье, спускается к большому водохранилищу. Опять видно пещерные города в скалах. И сами скалы очень красивые, на каждой своеобразная каменная диадема.
Но самое интересное ждало нас впереди - для начала монастырь на скале и огромный выдолбленный камень.
Горная гряда образует обширный цирк, вторая, менее большая тянется вдоль водохранилища. Насладившись видами цирка с грибами-останцами, мы поехали вдоль меньшей гряды и не пожалели.
Почти совершенно гладкая широкая тропа из стертого песчаника идет вдоль остатков пещерного города в гряде и заканчивается своеобразными воротами из двух огромных валунов.
После ручья в низине, вскарабкались на пределе в Гюзельюрт, уж очень жесток уклон.

Очередная долина с пещерами осталась внизу.  Подъем очень крутой. И это только начало, так как выезд из города идет для нас только через перевал, карта обещает большой подъем.
Петли серпантина довольно гуманны. Оглядываясь назад с одной из них, можно было охватить взглядом сразу все красоты пройденных долин.
Сегодня очень жарко, но раздеваться сильно конечно опасно, сняли шлемы буквально на 10-15 минут и тут же почувствовали, что лбы получили свою дозу.
Серпантин хорош, и перевал достойный - 1770 м
После перевала получили истинное удовольствие от спуска... Километров 15 неслись на хорошей скорости, машин не было вовсе. Все вокруг покрыто странным кустарником. При ближайшей рассмотрении с удивлением узнали в нем .. дуб!
С ветерком продолжили путь через п.Азатлы, нам прямо. Как говорится, за все приходится расплачиваться, спустились почти на 700 м, а теперь новый подъем, чтобы попасть в г.Нигде
Дорога поднимается вдоль реки, места очень красивые: по правую руку заснеженный хребет, нам в итоге его и придется перевалить.
За 1,5 часа, с передышками и фотографированием с дорожной службой забрались наверх - 2130 м. Это самый высокий перевал за весь поход.
Заслуженные 10 км стремительного спуска привели нас практически в город.
После Нигде вышли на трассу D805 и с хорошей скоростью покатили в сторону Аданы.
Вокруг сплошные поля, и уже начало смеркаться, когда в предгорьях мы все же увидели заброшенные сады вдоль дороги. Очень очень вовремя... В глубине обнаружился ручей.
Навстречу ветру...

День 9.
ст.8-пер.1440м-пер.1660м-Bemagil-Pozanti-Tekir-ст.9
76.7 км, 1192 м н/в.
Тепло, крайне сильный ветер до 60 км/ч, переменно, вечером дождь.

С утра по летнему тепло, но очень настораживает сильный непрерывный ветер, начавшийся в 5 утра. Только выбравшись из сада, стало ясно, что он представляет серьезнейшее препятствие!
Дорога на подъем, а ехать совершенно невозможно - боковой ветер сносит на обочину! Проезжающие машины представляют дополнительную опасность, так как поток от них кидает в середину дороги. В итоге около километра шли пешком, пока наступающие горы чуть-чуть не ослабили его напор. Попробовали ехать, тяжело, но все же можно.
Перевал взяли в целом легко. Осторожный спуск в долину, где проходит трасса Е90, пересекаем ее и снова в гору на следующий перевал.
После спуска дорога почти на 90 градусов поворачивает налево, а значит ветер теперь встречный.
Следующий участок дороги - 40 км до Позанты вспоминается как кошмар. Эти 40 км спуска мы отпахали как 40 км подъема. Ветер настолько силен, что останавливает как стена. Четыре часа мы упирались изо всех сил, чтобы спускаться со скоростью 8-10 км/ч..
Трасса довольно узкая местами, ущелье, постоянный поток машин, особенно фур и грузовиков, кидающий ветер, пыль - ехать было просто страшно. Едешь, ругаешься на ветер, злость прибавляет сил для борьбы, даже не верится сейчас, что мы это сделали и остались живы-здоровы.
Киликийские ворота просто оказались аэродинамической трубой...
После Позанты Е90 и D705 расходятся и идут часто почти параллельно, только наша делает больше извилин. Дорога не главная, живописная, и на ней почти нет машин, просто отдых :) Небольшой подъем сначала чуть заметен, затем серпантины вдоль горы уже более серьезны - третий перевал за сегодня.
Погода пугает дождями, как же хочется успеть встать по суху. Надо еще набрать воды и купить хлеб. К счастью, впереди поселок Текир, там купили все необходимое. Осталось найти место для ночевки, уже накрапывает дождик, а поселок все не кончается и дорога все вверх и вверх. Прямо бесконечный какой-то :).  Максимум высоты пока отметили за поселком, после него начались сосновые леса/посадки, там и устроили ночевку.

Gulek - это такая крепость...

День 10.
ст.9-пер.1370м-Gulek-Gulek Kalesi (выс.1547м)-Tasobasi-Tarsus-Adana
121.2 км, 996 м н/в.
Солнечно, +18+20, холодный ветер.

Утром еще немного на подъем, и вот он крайний походный перевал 1370 м. Вид с него очень живописен.
Асфальт хорош, одеваемся потеплей и вниз.
Судя по карте, у п.Gulek - есть крепость, осмотры на ходу не позволили ее увидеть, подумали даже, что проехали.
Но вот после поселка увидели указатель: "Gulek-Kale. 3 km". Время позволяет, значит едем.
Все время наверх в светлом сосновом лесу.
На очередной нашей передышке местный житель на грузовичке, который также забирался по этой дороге, предлагал довезти нас, мы конечно отказались. Знали бы мы куда залезаем.. :)
Дорога все круче. Идти и заталкивать велик вообще не представляется возможным, его просто не сдвинуть вперед, а ехать на 1-1 можно, едем.
В общем оказалось до крепости не 3 км, а 5, доехали до ворот крепости за чуть более часа. Когда посмотрели в навигаторе на набранную высоту, покрутили себе у виска - ровно 500 м :) Это же надо.. С вещами доползли )))
Крепость и высота потрясающие, с нее отлично просматриваются сразу две долины.
От некогда величественного укрепления остались ворота, дорога и остатки нескольких башен.

http://www.castles.nl/tr/gu/gu.html (попыталась перевести самое главное)

Крепость Gulek, известна как Кале Gulek, находится на небольшой горе к востоку от деревни с одноименным названием в провинции Мерсин в Турции. Большинство из того, что осталось сегодня, было построено в период армянского царства. Замок, вероятно, находился  в королевских руках, и управлялся местным главой. В списке коронации 1198/99 барона Смбат упоминается как господин Gulek. В 19 веке есть упоминание, что поселенцы заняли место жительства в форт. За короткий период в 1838-39 Ибрагим-паша занимал этот замок во время восстания в Османской империи. Во время своей короткой оккупации он, возможно, пытался перестроить крепость.

Gulek был построен в отличном стратегическом месте, на отрогах гор, почти 1.600 метров над уровнем моря. На севере и северо-востоке естественные преграды обеспечивают надежную защиту. С этой стороны скалы имеют почти вертикальный спуск к дороге ниже. На юге и юго-запад, где подъем менее тяжелый, крепостные стены продлевают барьер по всей вершине.

В настоящее время крепость Gulek в свободном доступе. В северо-западной части стоит современное здание службы лесного хозяйства.

Дальше, уже без приключений спустились с гор до самого Тарсуса. Там посмотрели ж/д вокзал, он сказался только местного сообщения :) Красивый небольшой городок, мороженое  вкусное :). По шоссе примерно за 1,5 часа добрались до Аданы.
Перебрав несколько отельчиков, остановились в весьма странном, поэтому рекомендовать не буду, главное постель, душ были, окон нет )))
Спааать!

День 11.
Адана. 15км.
 +20+22, солнечно.

Главная задача - купить билет на автобус до Стамбула. С утра сразу на автовокзал и весьма вовремя: на нужный нам автобус осталось всего 6 мест. Отъезд в 16 ч, а пока колесили по городу, закупили вкусняшек в дорогу в Метро, посидели часик в интернет-кафе :)
Снова 13 часов автобуса, выгрузка в Стамбуле, о чем я уже успела рассказать в начале отчета :)

__________________________

ПО ИТОГУ:
Самое главное - остались очень довольны походом, природой, людьми, в общем Турцией в целом!
Проехали практически весь задуманный маршрут, даже наверно более того.
Проехали его реально весь на велосипеде, исключая лишь снежники, которых было на вскидку не больше 10 км в сумме.
Километраж именно походной части (без Аданы и Стамбула) 724 км, набор высоты 11600 м.
В погодой повезло :)
Из поломок лишь разрыв цепи. Проколов не было.
Турция - очень благоприятная страна для велопоходов. Насыщенность природными и историко-архитектурными достопримечательностями по всей стране позволяет делать множество интереснейших маршрутов, делая уклон в ту или иную сторону по интересам.