Взгляд на людей со стороны

Прям мыслитель Прям мыслитель
Изготовители молитвенных флажков без работы не останутся Изготовители молитвенных флажков без работы не останутся
Первое желание – вкусить Первое желание – вкусить
А потом почему бы не посмотреть и не поболеть за дерущихся? А потом почему бы не посмотреть и не поболеть за дерущихся?
Что-то не нравишься ты мне… Что-то не нравишься ты мне…
Только легкий онанизм укрепляет организм Только легкий онанизм укрепляет организм
Эта мать в следующую секунду посмотрела на меня и тихо зашипела Эта мать в следующую секунду посмотрела на меня и тихо зашипела
Поиск насекомых всегда принимается с благодарностью Поиск насекомых всегда принимается с благодарностью
Форма ушной раковины весьма походит на человеческую Форма ушной раковины весьма походит на человеческую
Дети быстро переключаются на что-то новое Дети быстро переключаются на что-то новое
Обезьяны-матери довольно терпеливы Обезьяны-матери довольно терпеливы
Флажки рвет ветер, выжигает солнце,но обезьяны рвут куда быстрее Флажки рвет ветер, выжигает солнце,но обезьяны рвут куда быстрее
Сон вполглаза Сон вполглаза
А если надо, то и показать могут кое-что даже с подтекстом А если надо, то и показать могут кое-что даже с подтекстом
На фоне молитвенных флажков На фоне молитвенных флажков
здесь можно увидеть и потасовку, и радость, и любовь, и даже впа здесь можно увидеть и потасовку, и радость, и любовь, и даже впа
Мимо обезьян пройти невозможно. Стоит увидеть хотя бы одну – что говорить о нескольких! – как останавливаешься и смотришь, смотришь… Разворачивающееся перед глазами действо кажется ускоренной жизнью, словно серии мыльной оперы, которые вдруг подряд показали по телевизору. От мелькающих жизненных перипетий невольно начинаешь уставать. Подкупает только, что актеры играют хорошо :)

Поначалу видится гротеск, пародия на нас. Смеешься ужимкам и разыгрывающимся интермедиям, но чем дольше находишься среди обезьян, чем больше смотришь, тем сильнее ощущение, что перед тобой не пародия, а самая настоящая жизнь людей, только в миниатюре и чуть проще.

Дядя Дарвин определенно был прав – мы если не потомки обезьян, то наверняка недалекие их родственники. Недалекие во всех смыслах, ага. Впрочем, это европейцам надо было придумывать эволюционные теории, а буддисты и индуисты прекрасно обходятся без них.

В Индии и Непале обезьян считают если не прямыми потомками Ханумана, то во всяком случае его родственниками. В индуизме Хануман – божественная обезьяна, сын бога ветра и женщины-полубогини, и непальцы верят, что обезьяны понимают человеческую речь и умеют разговаривать, только не показывают этого, чтобы не заставили работать.

Человек – звучит гордо, а обезьяна – перспективно. Как известно, умные обезьяны взяли в руки палки, сделали шаг вперед в развитии и с тех пор вкалывают, а очень умные спокойно продолжают лопать бананы, не думая о завтрашнем дне :)

Википедия говорит, что Хануман одна из самых популярных фигур в индуистском пантеоне, его чтят как наставника в науках и покровителя деревенской жизни. Из Индии культ Ханумана и обезьян вообще распространился на всю Юго-Восточную Азию, вплоть до Китая.

Что касается тибетского буддизма, считается, что тибетцы произошли от союза обезьяны с горной демоницей. Точнее через сострадание божественного существа, перевоплотившегося в обезьяну и соединившегося с демоницей, родились шесть младенцев. Эти люди не могли есть ни пищу демонов, ни человеческую. Лишь когда они попробовали ячмень, выращенный на священном поле, только тогда они превратились в первых тибетцев.

***

Долго не удавалось понять, что же мешает мне спокойно принять и рассматривать и тибетский буддизм, и индуизм (речь идет о позиции наблюдателя, поскольку я считаю себя агностиком), пока в один прекрасный момент все не встало на свои места. Просто нам, европейцам, в том числе атеистам, подобные мифы и верования о происхождении человека кажутся совершенно чуждыми.

Если смотреть шире – по религиям, они, по всей видимости, чужды и христианству, и исламу, и иудаизму. Даже те же атеисты все равно родились в монотеистическом окружении, оно для всех нас общепринято: есть рай, ад, творец, акт творения, глина, ребра и так далее. Этот стереотип укоренен в нашем сознании и является отправной точкой в рассуждениях и представлениях о мире, причем он спокойно уживается с эволюционной теорией. Кстати, как религии объясняют то, что некоторые люди рождаются с небольшими хвостами?

Стереотип уживается и с научным представлением о мире. То есть я знаю, что существуют галактики в космосе, а земля под ногами твердая, состоит из определенных слоев и т.д. Вместе с тем, когда ситуация того требует, можно спокойно переключиться к знанию о том, что на небе рай, а под землей ад, и когнитивного диссонанса не происходит.

Но в том же тибетском буддизме нет бога-творца. Нет отправной точки, с которой все началось, все приходит и уходит и опять приходит и уходит в соответствии с законом причинности. Поэтому постигать буддистское мировоззрение (опять же с позиции наблюдателя) очень интересно, так как это совсем другая точка зрения на общепринятые вещи и на жизнь вообще.

Отсюда напрашивается вывод, что лучше всего выбирать себе веру по "месту жительства". Это советуют делать и психологи, и священники и, наверное, справедливо. Ибо как можно исповедовать религию бон, если ни разу не был в Тибете, не участвовал в бонских религиозных обрядах, не вел образ жизни, который ведут бонцы, а с реалиями религии знаком только по описаниям и фотографиям?

Впрочем, ладно, сложные это вопросы, вернемся к обезьянам :)

В долине Катманду живут в основном макаки-резус. У этих обезьян порою красные мозолистые зады, хотя до павианов им далеко, да и значительно изящнее они. Живут стаями по 20-30 особей, причем как в дикой природе, так и в городах. Несмотря на то, что, согласно научным исследованиям, макаки отделились от предков человека разумного 25 миллионов лет назад и, таким образом, отстоят от нас несколько дальше, чем шимпанзе, отделение которых произошло 6 миллионов лет назад, все равно мимика и многие поведенческие черты у макак весьма "человеческие", и мимо не пройдешь.

В городах они живут довольно мирно, но, бывает, развлечения ради или с голоду нападают на людей и отбирают понравившуюся вещь. Чаще это что-то яркое либо съедобное. Впрочем, по-разному бывает. В 2004 году несколько стай обезьян напали на посольство Индии в Катманду, взяли его штурмом и уничтожили всю документацию, заставив в панике разбежаться сотрудников посольства.

Мне пока везло – уже не первый раз я отправлялся на холм Сваямбунатх, где находится обезьяний храм и в парке живет очень много макак, проводил среди обезьян по нескольку часов, кормил их, сидел в самой середине стаи, и ни разу у меня ничего не пытались спереть, даже когда видели, что я сам что-то ем или пью.

Разумеется, несколько часов в день это мало для хороших фотографий – слишком уж быстро обезьяны перемещаются и двигаются, но подпускали на минимальное расстояние даже самки с детенышами – до метра. Правда, на корточках и без резких движений. Если подходил слишком близко, по мнению родителей, они либо издавали тихое предупреждающее шипение, либо резкий крик, либо просто отходили в сторону с детенышем.

Как водится, в мире людей происходят странные вещи. Индуизм и буддизм спокойно уживаются с совершенно противными этим религиям вещами (впрочем, как и в любой религии). Непальское правительство скрывает правду о политике разведения обезьян на специальных фермах, а также то, что обезьяны экспортируются в США, где на них ставят медицинские эксперименты.

Цитата: "Поскольку макаки-резус генетически и физиологически подобны людям, эта обезьяна — наиболее широко используемый в биомедицинских исследованиях примат. Макаки показывают большое подобие человеческой физиологии, нейробиологии и восприимчивости к инфекциям и нарушениям обмена веществ. Опыты с ними важны для изучения путей борьбы с ВИЧ, заболеваниями сердца и во многих других исследованиях".

В последнее время, правда, благодаря выступлениям всяческих организаций по защите прав животных власти Непала заявили, что прекратили отправку обезьян на экспорт, однако это скорее всего не более чем заявление. И даже те, кто это дело осуждает, пользуется лекарствами, которые испытывались на обезьянах, так что об чем разговор?

В обезьянах подкупает искренность. В своем поведении они как дети – полностью отдаются своему делу, не сомневаясь в его правильности, и быстро переключаются на что-то новое. Вместе с тем, когда доходит до опеки детей либо каких-то социальных активностей, параллели с миром взрослых людей напрашиваются однозначные.

В Сваямбу надо идти рано утром, пока не набежали туристы и пока обезьяны не начали прятаться. По утрам никто не мешает быть фактически одному с ними, быть может, поэтому обезьяны воспринимали меня без проблем. К 10 утра каменные плиты мостовых нагреваются, обезьяны греются на них, плескаются в ближайших водоемах и, как оказалось, ждут подношений.

Методика примерно такая: находишь стаю побольше, заходишь в середину, садишься на землю, ждешь, пока обезьяны привыкнут, и потом только успевай поворачиваться на 360 и фотографировать. Столько интересного вокруг происходит, что жалеешь, что рук мало и камера всего одна.

Как уже отмечалось выше, у обезьян начисто отсутствует стыд, они во всем естественны, и именно поэтому их похожесть на людей с одной стороны привлекает, с другой – отталкивает и даже шокирует.

По-настоящему я испугался лишь однажды. В какой-то момент на площадку, где расположилась стая, в середине которой я находился, вышли два монаха с корзиной. Они остановились неподалеку от меня и настороженно огляделись. Лишь потом я понял почему. С появлением монахов многие обезьяны побросали свои дела и стали внимательно следить за тем, что будет дальше. А дальше было подношение. Моментально перевернув корзину, монахи поспешно отбежали в сторону. Что тут началось!

Корзина была полна еды: вареный картофель, хлеб, бананы, яблоки, мандарины, печенье и так далее. Все это оказалось на земле большою кучею, и обезьяны ринулись к еде отовсюду сразу с визгом и криками. На меня уже никто не обращал внимания, они прыгали по моим ногам, перескакивали через фоторюкзак и едва ли не через голову, чуть не выбили камеру из рук. Окружающее пространство было полностью покрыто движущимися мохнатыми телами, и я оказался сидящим в море длинных хвостов и красных задниц – на шум моментально примчались еще несколько стай. Подношение растащили буквально в пять секунд, за особо лакомые куски разгорелись яростные драки, так что площадка стала напоминать поле брани.

Тут, как в цыганском таборе поутру – кто раньше встал, тот красивее всех оделся. Кто оказывается удачливее и успевает схватить еду первым, быстренько сваливает на ближайшее возвышение – чортен, дерево или каменную ограду и, поедая добытое, наблюдает за потасовками с видом истинного болельщика.

Однако радость наблюдателей длится недолго. Опоздавшим не достается ничего, и единственный выход – отобрать еду у тех, кто успел первым. К самке с детенышем не полезешь – крику не оберешься, к вожаку сунешься – можно люлей получить, а вот какому-нибудь молодому товарищу почему бы не навалять и еду не отобрать? К юноше с яблоком решительно направилось сразу несколько сотоварищей потяжелее и помощнее, и его это явно не обрадовало.

Спастись можно только убегаючи, причем быстро и в толпу тех, кто с едой, тогда есть шанс, что преследователи переключатся на другие цели. Этому кренделю с яблоком удалось удрать, а мне удалось его выследить, правда, погоня начисто убила в нем доверчивость, и он явно полагал, что и я претендую на его яблоко.

***

Так как в Сваямбу я ходил несколько раз в течение двух дней, платить за вход надоело. Русскому человеку платить претит, быть зайцами у нас в крови, поэтому были найдены несколько лазеек, через которые удавалось ходить бесплатно. Однако на второй день поутру, когда народу мало и все на виду, меня вычислил местный полицейский и устроил засаду. Тихо прокрадываясь по тропинке, я вовремя заметил его и тут же свернул в сторону кассы. Он недоуменно и с разочарованием наблюдал из кустов за резким изменением курса – добыча ушла из рук, я же помахал ему рукой. Поняв, что он обнаружен, полицейский вышел из кустарника и помахал в ответ. Так мы и разошлись, улыбаясь друг другу.

Несмотря на то, что обезьяны почитаются священными, местные уборщики их иногда гоняют. Впрочем, довольно беззлобно. Ну, действительно, только ты подмел и собрал мусор в корзину, как тут же подваливает обезьяна, выворачивает ее и принимается искать что-нибудь интересно-съедобное с видом профессора.

***

Смотреть на них в естественной среде обитания очень приятно. Не люблю зоопарки и зверинцы, где на всех животных довольно быстро появляется печать неволи и печали. А здесь можно увидеть и потасовку, и радость, и любовь, и даже впадение в нирвану…

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: