Армения / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

11 - 25 мая 2009 г.
Хачкары монастыря Гандзасар

Хачкары Хачкары
По народному преданию, монастырь Гандзасар получил свое название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар по причине серебряных рудников в ней (по армянски гандз — сокровище, сар — гора). У этого монастыря богатая и интересная история. Одно из самых неизгладимых впечатлений - собрание хачкаров в Гандзасаре. Такое ощущение, что сюда свозили самые древние или самые красивые!

Хачкар или «крест-камень» — вид армянских памятников в виде каменной стелы с резным изображением креста. Этот памятник обычно устанавливается у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов.
Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, служившим в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.

Хачкар – явление чисто армянское. История возникновения крест-камня хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда в 301г армяне приняли христианство. На месте памятников языческого культа воздвигались деревянные кресты в человеческий рост, но поскольку в ту эпоху деревянные памятники сжигались противниками не окрепшей еще, юной религии, христиане стали заменять их каменными – так называемыми крылатыми крестами.

В центре хачкара высекается крест, а вокруг - травы, цветы, плоды, люди, звери, птицы, разные орнаменты и мотивы. Есть хачкары с изображением воинов на конях с копьями, крестьян в повседневной одежде, священников, женщин и младенцев. Есть хачкары с изображением распятия и евангелистов, с ангелами и святыми. Есть хачкары, посвященные историческим событиям, сражениям и битвам. Существуют камни, на которых изображены музыканты с музыкальными инструментами, бытовые сцены. Все зависит от мастерства и желания художника. Греческий ученый Мицос Александропулос был поражен: “Они берут большой камень и превращают его в кружево, ковер, сад, песню”. Таких садов и песен в Армении очень много, наверное, десятки тысяч, и каждый из хачкаров неповторим.

Тот, кто делает такие произведения искусства, называются мастером-варпетом.
Чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату.

Народ приписывал некоторым хачкарам способность исцелять недуги и называл их «Аменапркич» (Всеспаситель).

бычно хачкар имеет около метра в основании и полтора метра в высоту. Но это необязательно, размеры разнообразны. Есть хачкары большие и маленькие. С помощью большого зубца камень крепится на могильной плите в нишах скал, в стенах церквей, хотя хачкары можно встретить везде - у храмов, часовен, памятных мест, как напоминание о важном событии, дате или просто для украшения.

Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой.

Кроме Гандзасара, мы посетили достаточно много удаленных крепостей и храмов в лесах. Там тоже есть хачкары, и иногда очень удивительные. Некоторые из них - настоящие произведения искусства! Впечатление от хачкара усиливается, когда он расположен возле разрушенного древнего храма в гуще леса, зарос мхом и находится на том самом месте, где изначально и был расположен. Это очень сильные чувства. Почти мистические.