Армения / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка
 

Нагорный Карабах глазами москвичей

11 - 25 мая 2009 г.
Гандзасар

Дорога к селу Ванк красива и живописна Дорога к селу Ванк красива и живописна
Владыка Владыка
Гандзасар Гандзасар
Гандзасар Гандзасар
Гандзасар Гандзасар
Гандзасар Гандзасар
В монастыре Гандзасар мы появились не совсем обычным образом. Мы туда пришли пешком. Посмотрев древний лесной храм Кармирванк в селе Вагуас, мы двинулись пешком через горы в сторону села Ванк и монастыря Гандзасар. Так нам показалось более естественно и правильно, чем подкатить к монастырю на туристическом автобусе или такси. И мы не ошиблись. Гандзасар встретил нас сильнейшей грозой снаружи и удивительным душевным теплом внутри. Таким мы его и сохранили в наших сердцах: по-военному грозным и по-домашнему теплым.

Путь в Гандзасар мы проделали в военном камуфляже со штурмовыми ранцами российского спецназа. И не ради понтов, а потому что после дождей тропы в горах раскисли до состояния «грязь по колено», и идти там в приличном виде было не реально. Разбросанные по лесам следы войны и хорошо опознаваемые огневые точки делали наше передвижение по киношному стильным. Хотя нам было уже не до стиля: хотелось элементарно упасть, и чтобы подали такси до дома.

Не претендуем на истину, но нам показалось, что село Ванк и монастырь Гандзасар не гармонируют друг с другом. Ванк – раскрученный туристический центр. Уроженец этих мест Левон Айрапетян инвестировал в развитие села и в восстановление монастыря. За что ему низкий поклон и уважение. Кстати, восстанавливает он не только Гандзасар.

Люди, несомненно, стали жить лучше, но ощущение «настоящего» Арцаха (каким мы привыкли его воспринимать) куда-то пропало.

На улицах ни дети, ни взрослые не отвечают на наше «Барев дзес!». Это было не обидно (обидеть закаленного мегаполисом москвича трудно), но было после «настоящего» Арцаха странно.

В селе две гостиницы, что есть хорошо. Но их внешний вид… м-мм… не очень гармонирует с природой и монастырем. Вот, например, одна из гостиниц «Эклектика», которая зовется в народе «Титаник».

В общем, село Ванк оставило сложное неоднозначное впечатление. Здорово, что сюда вложены деньги. Отлично, что люди стали жить лучше. Вот еще бы воспитать у людей вежливость и вкус… С другой стороны, в аналогичном российском месте Сергиевом Посаде возле Троице-Сергиевской Лавры дела обстоят ничуть не лучше. Туристические места во всем мире очень быстро теряют очарование «настоящего» места. Это неизбежно. И даже если поголовно научить людей здороваться, суть не изменится.

Но вернемся к теме Гандзасара. Издали монастырь и природа вокруг производят суровое величественное впечатление. Пока поднимаешься от села Ванк, испытываешь религиозно-мистический трепет. Эту дорогу лучше проходить пешком, конечно. В отличие от села Ванк, монастырь Гандзасар – «настоящий». Он не превратился в лубочный новодел, как многие другие отреставрированные храмы. Он сохранил внешний облик и внутренний дух одновременно военной крепости, оплота веры и теплого человеческого дома. Так нам субъективно показалось.

Как-то так случайно получилось, что в Гандзасар одновременно, в один день и час, подтянулись не только грязные усталые Ежжы, но и высокий гость Шарль Азнавур, глава Арцахской Епархии Архиепископ Паргев (в миру Гурген Мартиросян), его друг и помощник викарий Тер-Григор, друзья друзей Владыки и т.д. В общем, «я вижу, наши собираются», - как сказали бы гномы в гостях у Хоббита.

Мы обратили внимание, что по сравнению с Москвой, все происходит без лишних понтов, суеты и неудобств для своего народа. Колонна машин с гостями спокойно подъехала к монастырю. Дорогу никто не перекрывал и пробок не создавал. Посторонние машины просто вежливо попросили прижаться к обочине и пропустить колонну. Секьюрити людей не оттесняли. Владыка и высокие гости прошли мимо нас по узкой монастырской дорожке и открыто доброжелательно поздоровались с Ежжами. Мы стояли на расстоянии вытянутой руки в полевой военной форме с крупными зеркальными фотоаппаратами, легко принимаемыми за оружие, т.к. они выпирали из-под камуфляжных курток. Никто нас не оттеснял с дороги и на брюхо не клал. Может быть, это потому, что эти люди сами недавно держали оружие в руках, свое право служить Богу в Гандзасаре отстояли в бою, и сейчас их трудно чем-то напугать… не знаем, но это событие было одним из очень глубоких нерелигиозных, а человеческих впечатлений в Гандзасаре.

Монастырь сильно пострадал в период военного конфликта в 1991—1994 в результате действия азербайджанской дальнобойной артиллерии и военной авиации. 20 января 1993 монастырь был подвергнут ракетным ударам с воздуха, в результате чего был серьезно поврежден главный храм комплекса. В настоящее время восстановительные работы закончены. До сих пор стены монастыря в следах от пуль и снарядов Карабахской войны. В стене застрял целиком то ли неразорвавшийся артиллерийский снаряд, то ли неразорвавшаяся мина.

Гандзасар — монастырь Армянской Апостольской Церкви расположен на левом берегу реки Хаченагет. Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан Джалаляном на месте старого, упоминаемого в Х веке, и торжественно освящен 22 июля 1240. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная царем Иродом голова Иоанна Крестителя, принесенная сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название св. Ованеса Мкртыча (Иоанна Крестителя).

Строительство храма велось с 1216 по 1238, о чем сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.

Главной достопримечательностью монастыря Гандзасар является храм Святого Иоанна Крестителя. Собор был построен в период с 1216 по 1238 года. Член ученого совета Эрмитажа, известный советский историк и искусствовед Анатолий Якобсон, много лет посвятивший изучению монастыря, назвал собор «энциклопедией армянской архитектуры».

Стены храма Святого Иоанна Крестителя украшены традиционной армянской резьбой по камню.
Рядом захоронение. Здесь же собрана великолепная коллекция хачкаров.

Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан — Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В ХIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви и сохранил этот статус до 1815, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857) разделен на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.

Из Гандзасара в 1701 Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (ХVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян.

Помимо собора на территории Гандзасара находятся несколько монашеских келий, трапезная и здание Семинарии Гандзасара, которое было расширено в 1898 году. В монастыре находится также приемная Католикосата Агванка, построенная Католикосом Еремией Асан-Джалаляном в 18-ом веке. Ну, и еще хозяйственные постройки, церковная лавка со свечами и сувенирами.

Люди, восстанавливавшие монастырь Гандзасар, и люди служащие в нем, смогли сделать то, что мы называем для себя Гандзасарским чудом – сохранить дух места не в замкнутых кельях, а посреди популярного туристического места.

Комментарии
Guest15.05.13, 13:26
Lezgin 
Ey vi lyudi. ne sporte poprostu.Eti zemli vse tex kto tam jivet i budut tam jit. Armyane.Azerbaycansi budte bloqorazumni vseravno vam vseqda sujdeno vneste jit. Ne oskarblyayte narod.
Guest14.02.13, 00:36
Армен 
Арцах всегда был и останеться Армянским а Азербайджанцы были там гостями кочевниками так что руки прочь с чужой земли!!!У меня самого оч много друзей Азербайджанцов они согласны с этим кроме их президента)))))
Guest18.12.12, 17:01
Такджур 
Дорогие азербайджанцы! Карабах был, остается и останется территорией независимой ни от кого ))) Успокойтесь уже. Раньше надо было думать, когда жили дружно.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал Игорь Ширяев