Воспоминания Антона Иноземцева

35_Западный Кавказ - Архыз 2005 35_Западный Кавказ - Архыз 2005
36_Западный Кавказ - Архыз 2005 36_Западный Кавказ - Архыз 2005

04.08.2005  Четверг

Волна обжорства одна за другой накрывала группу в поезде. К исходу девятого вала мы приехали в Невинномысск. С прыгнув с подножки поезда пред нами, как прошлогоднее дежавю возник вечно улыбающийся Эдик. Я окликнул его по имени и он ещё больше обрадовался и сделал вид что хорошо помнит нас. (но чувствовалось, что воспоминания прошлогодней давности были изрядно размыты карачаевским пивом).
Немного поторговавшись прозвучала фраза: – «Ну ладно, по старой дружбе»(сошлись на 1800). И рюкзаки один за другим заполонили задние места «Газельки». С нами до Черкесска было ещё 6 попутчиков, так что по началу было тесновато.
К общему негодованию на подъезде к Черкесску машина сломалась и Эдик со словами: – «это же железо – оно ломается», направил явно небедствующих пассажиров в сторону троллейбусной остановки. Они быстро разошлись. И даже возмущавшаяся бабулька, уехала на разукрашенной «Оке» – представительнице городского такси «Гном».
Нам выпала участь ждать спасательную машину (такую же «Газельку») за которой побежал водитель, и которая по словам Эдика: – «либо отбуксирует нас на ремонт, либо довезет до Архыза». Машина приехала, и мы перегрузив вещи и отправив «железо» на ремонт продолжили движение.
Немного пасмурный Архыз встретил нас свежим горным воздухом.
На почте отправив телеграмму об успешном прибытии к началу маршрута, под непривычными «наездниками» за плечами двинулись по каменистой дороге вдоль реки Архыз, медленно уходящей в горы.
Позади избитая суета городских буден, а впереди две недели беззаботного наслаждения горными пейзажами и ежедневной закалки силы воли.
С непривычки идти было тяжело, плечи и позвоночник недоумевали от такой наглости хозяина и всячески отвергали «инородного всадника».
Первый привал не заставил себя долго ждать.
Раздался лёгкий хруст потягивающегося на спине товарища позвоночника, но нам с Лёхой оказалось этого мало, и на свет родился новый способ подготовки в космонавты – перекидывание через спину. Его можно было бы запатентовать, как самый простой и дешевый, но на втором испытании произошел сбой. И тело руководителя с пробитой надбровной артерией оказалось в горизонтальном положении, позируя перед проходившими мимо «матрацниками».
Под шутки над произошедшим, мы добрались до третьего ручья впадающего в Архыз, считая от моста ведущего на поляну Таулу, где и планировали остановиться на ночлег (по варианту «максимум»).
Место оказалось «козырным»: костровище и утоптанное плато под палатку на возвышенной площадке посреди двух ручьев.
Дрова хоть и казались сухими, но загорались неохотно. Пока Лёха Б. и девчонки мучались в попытках разжечь костёр, остальные упражнялись в маскировочном деле. Заброска, упакованная в полиэтиленовый вкладыш и сахарный мешок, идеально поместилась в яму подкопанную под большой камень заросший малиной
Сверху место покрыли корой с деревьев, присыпали землёй и заботливо укрыли мхом.
К вечеру стал накрапывать дождь. В этом походе к нему мы подготовились основательно, ужин был украшен демонстрацией разноцветных средств обороны от «фашистов» (туч и низколетящих облаков).
День второй.

05_Западный Кавказ - Архыз 2005 05_Западный Кавказ - Архыз 2005
18_Западный Кавказ - Архыз 2005 18_Западный Кавказ - Архыз 2005
46_Западный Кавказ - Архыз 2005 46_Западный Кавказ - Архыз 2005
День второй.

05.08.2005  Пятница

Подъём в 6:00 довольно тяжкая штука, но она необходима – это показало первое утро (сборы длились 2 часа 35 мин). Влажность утра была компенсирована удачной пшеничкой с фруктами.
Быстро набирая обороты от ходке к ходке, мы пробежали всю предназначенную на сегодня порцию никем нелюбимой каменисто-грунтовой дороги.
Обратили внимание лишь на перевал Федосеева и залесённый пупырь г. Дукка, сопровождавшие нас почти всю дорогу. Воспоминания прошлогодней давности этих мест оживали эпитетами и подавались на уши новичкам в подогретом виде.
Обед застал нас уже на р. Речепта чуть выше слияния с Архызом. Солнце грозилось закрыться неспешно сгущавшимися тучами и поэтому ещё сильнее хотелось искупаться в речке, а не под дождём.
Кроме этого были совершены ещё два полезных дела: умело замаскирована вторая заброска (под кодовым названием «oo») и вырублены альпенштоки.
Кажется именно здесь Лена узнала, что мешочек с буквами БЛЕ на борту вовсе не означал какое-то сугубо туристическое сокращение, не разгаданное даже её родителями, а подразумевал собой лишь недописанное второпях слово БЛЕВОТИНА, означавшее по заведенной в прошлом году привычке соусы разного цвета и вкуса.
Затянувшийся обед оправдал себя полностью.
Переобувшись в «боты», взяв в руки альпенштоки мы стали похожи на настоящих туристов.
Тропинка поднималась вдоль правого берега Речепсты, но вскоре подошла к ней вплотную, стало очевидно, что двигаться придётся в каньоне облезая завалы и бурелом.
Решено было уходить с реки на левый берег и подсекать верхнюю обходную тропу. Уклон 30° поддался бы проще если бы не начавшийся дождь. Продолбавшись на подъёме в высокой траве мы были почти все мокрые. Маленькой Лене в высокой траве и на подъем было тяжело ломится и её разгрузили. Теперь высоты достаточно, чтобы траверсом обойти каньон поверху. Сверху он смотрится непроходимым.
Полчаса траверса по узкой тропинке и мы на месте. Есть ручей, есть ровное место под палатку и есть овцы на противоположном склоне, монотонное блеянье которых способно свести с ума любого.
Однако я не предполагал, что за овцами так интересно наблюдать. Пока девчонки устраивали порядок в палатке мы стояли и мерзли, лицезрев как стадо то разбивается на полоски, обходит склон, потом останавливается, образуя приближенную к клину кучу. Во главе клина идут так называемые «умные овцы», а хвост торопится, спотыкается в погоне за остальными.
Вот оно счастье – снять вибрамы и усесться в теплую палатку. Сегодня мы готовим ужин в тамбуре на газу. Легкое гудение горелки согревает душу извещая о запоздалом ужине, а скудное, но всё же тепло греет руки.
День третий.

45_Западный Кавказ - Архыз 2005 45_Западный Кавказ - Архыз 2005

06.08.2005  Суббота

Утром, когда солнце уже почти докатилось до нашего места, мы уже сытые выползли из палатки.
Верховья долины Речепсты представляют собой сплошные обглоданные пастбища. На хребте Абишира-Ахуба заметно выделяется седловина перевала Речепста. Спуск с него довольно крутой и неприятный. Тропинка вдоль реки проходит через два коша и плавно поднимается к перевалам Ацгара(н/к) и Чилик(1А).
Или я не выспался или унылость пейзажа так сказывалась, но идти было тяжело и видимо от того, что приходилось преодолевать себя, скорость ходьбы незаметно для меня увеличивалась. Было решено пустить вперёд девчонок, для корректировки темпа движения.
Подперевальное озеро, показавшееся в прошлом году грязной заболоченной лужей, в этом году при дневном свете отливало синевой, но глиняное дно портило всё впечатление.
Тропинка пологим подъёмом вывела прям на перевал Ацгара.
Записка в туре гласит:
«Контрольная записка.
3 августа 2005 года в 14ч 30 мин. вышла группа в составе 8 человек.
Маршрут 1 кс со стороны р Архыз и далее на пер. Загедан.
Руководитель Дробот Сергей
Группа из С-Петербурга Петроградского клуба туристов.
Высота перевала 2200м.
Погода – облачная, ветер
Снята записка группы из Таганрога клуба «Альпинист».»
Такая записка слегка приглушила радость взятия первого перевала. Но мы не обиделись, положили солёных рыбок (печенье) и пожелания найти к ним пиво. И уже почти как по традиции приписали мой E-mail.
Долина р. Ацгары, открывшаяся перед нашими глазами имела довольно внушительные размеры и выглядела довольно интересно. Россыпи останцев и пупыри в центре подчеркивают изящность рельефа по которому протекают ручьи, периодически пробиваясь под снежниками.
С перевала уходят две тропы: одна серпантином резко спускается вниз, другая траверсом вдоль правого склона пытается срезать долину по прямой, но далее теряется. Вторая полностью удовлетворяла нашим желаниям.
Сначала обед было решено устроить на ближайшем ручье, но внизу казалось приятнее и потому его пришлось сдвинуть во временном потоке событий.
Картофельное пюре с колбасой, приправленное бамбуковой блевотиной, как его не ругали перед походом пришлось по вкусу голодным желудкам.
К концу обеда на тропе показались три всадника. Они поздоровались, пошутили про пиво к которому прилагались рыбки, оставленные на перевале угостили нас полуторашкой айрана и отправились вниз в долину. Это были чабаны со смены.
Обед по времени уложился в стандартный.
До вечера нам необходимо было определится в каком виде состоится наша вылазка в пещеры, и потому спускаться нужно было быстрее.
Здесь на поджидал картографический казус и прокравшаяся в сознание ошибка.
Ручей на котором мы стояли по карте, на местности протекал левее, а возвышенность, которую он обходил с права картографы посчитали незначительной чтобы выделить горизонталями.
В результате было потеряно полчаса для осознания невозможности прохода по ручью образовавшему каньон.
Лишь вернувшись, обогнув, возвышенность слева, мы подсекли набитую тропу и правильно нашли точку соответствующую нашему положению.
Спуск был легок. Внизу тропа упиралась в реку на противоположном берегу которой стоял кош.
Первоначально в наши планы входил ещё более глубокий спуск в долину Ацгары и потом набор под пещеры, ориентировочно, по лесу или березовому редколесью. Но всё изменилось в лучшую сторону.
Переправившись через реку мы двинулись далее по тропе и вдвоём с Лёхой С. подошли к чабану. Он оказался дружелюбно настроенным поинтересовался зачем пришли и узнав что мы отдыхаем сказал: А вот там обычно ставят палатки ходят на водопад смотреть и показал рукой позади нас. Мы с Лёхой обернулись и застыли.
Водопад высотой несколько десятков метров, почти отвесный смотрелся, как сказочный. Издавая дикий рев, сотни литров воды разбивались о ступени и вновь набирали силу, сливаясь до следующей преграды. Странно, что мы его не услышали, видимо долго шли рядом с ручьём и мозг автоматически стал приглушать подобные звуки.
Чабан поведал нам, что путём каким мы идём в пещеры обычно не ходят.
“Ходят прям здесь наверх и ещё ходят там, слева на скалы, а туда, туда не ходят. Становитесь здесь зачем вам пещеры здесь водопад.”
День четвёртый.

50_Западный Кавказ - Архыз 2005 50_Западный Кавказ - Архыз 2005
День четвёртый.

07.08.2005  Воскресенье

Утро. Прохладно, даже очень. Близость водопада серьёзно сказывается. Рюкзак собрал как попало все равно оставлять чабану.
Косяк был за нами ,фотографировать с утра водопад, когда он ещё не освещён – полное извращение. Но раз договорились. Взяли адресок и пообещали выслать фотографии.
В метрах 400-500 от нашего лагеря палатки. Чабан сказал, что ребята пришли вчера вечером, их девять человек.
Штурмовой рюкзак несли по очереди. Он периодически пополнялся кофтами и свитерами. Час нудного подъёма по травянистому склону и мы на перевале. Как оказалось у него даже есть название (в туре была записка, написанная на обёртке из под шоколада).
Перевальная записка:
17 июля 2005 г. гр. Туристов из города Пущино (Московская обл.) в составе 8 человек во главе с Дещеревским А.В. поднялись на перевал Саростра со стоны Ацгары и двинулись на плато к пещерам. Ростовский район карстового плато.
Настроение отличное чего и вам желаем . Удачи!
Ветрено, солнечно.
Сняли записку Цоя. 1900 Большой привет Олегу от пущинцев, идущих по его описаниям :)

В ответ мы написали записку на плоском камне ножом (т.к. блокнотик я забыл).
За перевалом ступенчатая долинка, резко уходящая вниз после второй ступени. По описанию пещера должна находится на нижней ступени карстового плато, в воронке со снежником.
Спуск с перевала по сыпухе мы преодолевали двумя группами. Пока спускались Лёха С., Ольга и Володя мы приглядели прикольный снежник для катания. Но бугристый снег не давал разогнаться как хотелось. В итоге все были мокрые.
Штурмовой рюкзак поставили по выше и самопроизвольно поделились по группам в поисках входа в пещеру. Мы с Лёхой Б. нашли сначала небольшую впадину, но после 2-х метров поворот и тупик. С перевала на верхней ступени была видна огромная впадина в стене. И мы не смогли устоять. Какой был облом, когда эта дыра оказалась гротом поросшим в глубине какими-то водорослями.
Зато на обратном пути случайно заметив небольшую вертикальную щель заглянули в неё. Оказалось, неплохая пещерка, уходящая вниз метра на три, а затем поворот. Без снаряжения было опасно лезть и мы повернули назад. По пути нашли укреплённую от ветра стоянку и глубокую промоину с острыми стенами.
Пещеру подходящую под описание нашли девчонки. Спуск как обычно начался с зоны привыкания.
По сравнению с Баскунчакской пещерой Ростовская казалась метрополитеном. И действительно, округлая форма, сечение диаметром около 4-х метров – чем не метрополитен.
Ну вот глаза привыкли. Движемся по почти прямому ходу медленно уходящему вниз. На стенах и потолке россыпь серебряных капелек воды. Довольно сыро под ногами попадаются лужи, но холод пока не чувствуется. Вот и первая верёвка: уходящий вниз в темноту скользкий туннель такого же размера как основной ход. Снаряжение две системы, три карабина и морковка. Я лезу первый, за мной Лёха С. с морковкой на поясе. Интересно, что пока я спускался со мной постоянно разговаривали, хотя это приятно, но ужасно отвлекает. Дожидаюсь пока спустится Лёха, а вся сущность уже рвётся дальше по ходу с небольшим уклоном, где заканчивается первая верёвка.
Теперь голосов уже не слышно они растворяются в стенах и не могут проникнуть за поворот.
Вскоре слабый уклон переходит в более сильный. На лице Лёхи сомнение, в принципе обоснованное(снаряжения действительно недостаточно для организации подъёма в случае срыва верёвки). Мы поворачиваем назад. Наверху небольшое замешательство: «типа это и всё?»
«Кто следующий?» в расчёте что Лёха Б. и Оля не растеряются.(Володя и Лена не сильно стремились карабкаться по верёвкам вниз, думаю просто из-за отсутствия опыта работы с верёвкой).
Володя, Лена и Лёха С.поднимаются к выходу, Лёха Б. и Ольга уходят вниз. Мне ужасно хочется спустится ещё, но системы две, и три карабина уже ушли вниз.
Чудо! В кармане стропа (2см) от спальника. Утром мне было лень стягивать его. «Подождите я с вами!!» Быстрыми движениями связывая подобие системы, спускаясь на руках догоняю Лёху и Ольгу у которых свободный карабин. Идём дальше по ходу с чуть большим  уклоном, который выполаживается. Дальше открывается зал с началом второй верёвки и крутого спуска. Двигаемся от крюка к крюку в порядке: Я, Лёха, Оля. Между крюками 15-20м. Верёвка грязная и мокрая, она сторона перчаток почти стёрлась. Муфта карабина постоянно забивается грязью, а веревка перекручивается. С каждым участком верёвки склон приближается к 90°. Четвёртый участок верёвки перебит и связан «австрийским». Пятый закреплён не шлямбурным крюком, а локальной петлёй. Я решаю что дальше не полезу поскольку не уверен что хватит сил вернуться на руках. Лёха решается пролезть ещё верёвку. Мы перецепляемся на локальной петле. Я начинаю возвращаться  «спортивным» методом (верёвка через карабин, плечо, за спину и карабин). Лёха обнаруживает отметку «149» на стене и посмотрев на 6-ой участок тоже начинает подниматься. Я зависаю на крюке между 3 и 4 верёвкой, сил «спортивным» подниматься нет и следует несколько срывов. Лёха поднимается методом спуска. Я тоже пробую через карабин, но третья верёвка сильно перекручена. Только Ольга уже успела подняться к началу верёвки и стала обижаться, что мы перестали ей отвечать. Немного отдохнув, по совету Ольги я перехожу на свободное лазанье, вщёлкнув веревку в карабин, чтобы не улететь в самый низ. И действительно навыки приобретённые на стене помогают. Вживаюсь в роль скалолаза и двигаться становится легко. Лёха тоже промучившись с третьим участком переходит на свободное лазанье. Всё вторая верёвка взята, все вылезли. Быстрее на верх, ведь остальные волнуются, мы задержались уже на два часа.
День пятый.

04_Западный Кавказ - Архыз 2005 04_Западный Кавказ - Архыз 2005
07_Западный Кавказ - Архыз 2005 07_Западный Кавказ - Архыз 2005
42_Западный Кавказ - Архыз 2005 42_Западный Кавказ - Архыз 2005
44_Западный Кавказ - Архыз 2005 44_Западный Кавказ - Архыз 2005
46_Западный Кавказ - Архыз 2005 46_Западный Кавказ - Архыз 2005
День пятый.

08.08.2005  Понедельник

«Жанна». Значит снова пришла пора преодолевать себя. В желудке здоровое чувство голода и предвкушение рисовой каши на настоящем молоке с сухофруктами. И ещё стаканчик теплого молока с «овсянкой». Блаженство. Но не время расслабляться, небо заволокло тучами и значит неизбежен затяжной дождь.
Слава Богу, что успели собраться до дождя. Теперь на тот берег и вперёд на поиски тропы по которой мы сюда притопали.
По заложенной во мне дурной привычке я не пошёл на тропу, а решил подрезать её в лесу, чтобы не обходить лишнего. Мелкие тропинки которые по моему замыслу должны были сходиться на нашей тропе оборвались в глубине леса. Лезть по мокрым рододендронам вверх не легкое занятие. Но менять решение я не стал несмотря на совет Лёхи С. спустится назад и обойти (тяжело найти грань между бараньим упрямством и разумным стремлением к цели). Но всё что имеет начало неизбежно стремится к концу.
Вот и наша тропа. Дождь перерывами, то усиливался, то ослаблял свою мощь. Вспомнили прошлогоднюю теорию про озеро Чилик (тучи выливают всю свою воду и направляются на озеро, там заправляются влагой и снова летят поливать туристов).
Монотонное и довольно быстрое движение вверх, группа почти не растягивается. В такие моменты когда идёшь участником хочется запереться в дальний теплый уголок сознания, может даже помечтать или по планировать свою дальнейшую жизнь, и очнуться только когда небо согреет землю лучами дневного светила.
А тут нельзя. Идешь и смотришь, как бы тропа не ушла, выбираешь где легче пройти и где посуше. Хотя последнее стало не актуально.
Ручей. Хочется пить. Вода в кроссовках становится холодной, я не заметил что зашёл в воду. Но уже всё равно, жадными глотками живая жидкость наполнят организм. «Пить много нельзя – идти тяжело будет» – срабатывает отсечка в мозгу.
И Володе ручей не страшен, он просто проходит по воде.(а то вдруг ещё на камне поскользнёшься, да целиком в воду упадёшь).
Выгадываем когда дождь ослабляется или временно прекращается и делаем короткие привалы (долго не просидишь холодно).
Снова перевал Ацгара. Записка туристов которые вчера утром стояли в 400 метрах от нас.
Ребята заморочились не по-детски - напечатали бланки для перевальных записок. Конечно, смотрится красиво, но мне кажется перевальная записка должна нести в себе нечто большее чем сухую информацию, должна передавать настроение и радость нашедшим её.
Впереди перевал Чилик. Вот она тропа ведущая к нему, вот сам перевал: - «ОТНЕСИТЕ МЕНЯ К НЕМУ!!!»
На Чилике такая же записка. Отдыхаем пока я уже без всякого настроения пытаюсь вспомнить избитые фразы, которые обычно пишут в записках.
Тонкая тропинка уходящая с перевала к овеянному влажностью озеру Чилик. Бежать по ней одно удовольствие: ноги сами перебирают истоптанные участки, игнорируя крупные камни, норовящие закружить тебя в танце гравитации.
Дождь незаметно закончился. Озеро уже за бугром, а тропинка уходит влево, да и пусть себе уходит - нам не нужен пенопласт.
Пару кадров мокрых туристов с видом «туда» и «сюда». Пару взглядов на краснодарский лагерь, на нашем прошлогоднем месте. А теперь вниз к озеру и теплу.
Всё близкое потому и кажется близким, что когда-то было далёким. А далёкое лишь потому далеко, что мы пытаемся представлять всё ближе чем оно находится…

… краснодарцы помогли нам перенести Володю на очень быстро сооружённых носилках в наспех поставленный лагерь.
Перелом? Растяжение? Моя вина? Неосторожность?
Что дальше? Это впервые в моих походах и книжная мудрость местами всплывает отголосками вариантов, но в такие моменты мозг отторгает чужие фразы. Ведь это с нами, это не то, что с ними и это только наше решение - наше общее решение. И оно кажется однозначным.

И Далее..

День шестой.
09.08.2005  Вторник
Оз Чилик. Вылазка к чабанам
Сегодня нужно идти за помощью к чабанам мы с Лёхой С. собираемся, обговариваем сроки нашего возвращения. И вперёд, пока резко наплывший туман не заволок весь перевал. Двигаемся по тропинке, чтобы знать где проще пройти и если понадобится пронести Володю на носилках. В тумане теряем тропу из виду. Ориентируясь по открывающимся на мгновение очертаниям перевала двигаемся к предполагаемому направлению к тропе. Верно! Отдыхаем и снова вперёд. С перевала спускаемся без тропы по направлению к кошу. Вдалеке, с перевала Ацгара выходит группа туристов. Лёгким бегом, серпантином спускаемся рядом с кошем. Отдыхаем, и отдышавшись вступаем в разговор который по уже заведённой традиции начинается с литра айрана на человека.
Чабаны сразу соглашаются помочь нам. Спрашивают только сможет ли он ехать на лошади и начинают седлать. Мы с Лёхой сразу не догадались, что они собираются ехать сейчас, но опомнившись остановили их. Договорились на завтра в 11 часов. И ещё несколько раз умышленно напомнили им о договоренности.

День седьмой.
10.08.2005  Среда

Транспортировка через Чилик. Ночь с медом, лепёшкой, молоком и грозой и Ольгиными зубами.

День восьмой.
11.08.2005  Четверг

К Пхии. Дождь. Сплав шефа по Федосеева. Естественный скалодром. Украинка с фингалом

День девятый.
12.08.2005  Пятница

Вперёд на Таулу

День десятый.
13.08.2005  Суббота

Автостоп в Нижний Архыз. Пакеты кефира на лавочке. Наверх в обсерваторию. Лик Христа.

День одиннадцатый.
14.08.2005  Воскресенье
Кругозор

День двенадцатый.
15.08.2005  Понедельник
Днёвка. Встреча с Шефом. В Архызе. Отправка Кати и Миши в Нижний Архыз.

День тринадцатый.
16.08.2005  Вторник
Отъёзд Володи и Лены. Уход в горы. Иркиз.

День четырнадцатый.
17.08.2005  Среда
Кара-Джаш. Кель-Баши

День пятнадцатый.
18.08.2005  Четверг
Орлёнок. Калечные. Перебор

День шестнадцатый.
19.08.2005  Пятница
Отъёзд в нижний Архыз. Парк. Встреча с Шефом. Лик. Беседа с Мишей.

День семнадцатый.
20.08.2005  Суббота
Выезд из нижнего Архыза. Зеленчукская. Невинномысск. Храм, арбуз на помоичке.