республика Алтай / Лыжный туризм | Спортивный туризм | Спелеология

Поход на гору Кокуя, февраль 2009, рук. Ковалевский

5 - 8 февраля 2009 г.
Поход на гору Кокуя, Восточный Алтай, междуречье рр.Иогач и Самыш. Подходы к пещере Большая Медведица на восточном склоне горы Кокуя. Пещера Кат-Шу на южном плато горы Кокуя. Пещера Подвиг Разведчика.

Краткое описание

В Бийске нас подхватила газель с прицепом и быстро увезла до Кокуи. В устьи речки Кокуи водитель стал разворачиваться, так как дальше с прицепом этого не сделать, а мы двинулись пешком. Тут Тимур ловко поймал попутку, которая довезла нас до места старта - устья лога. Встали на лыжи и пошли. Иогач в лыжах переходится легко. Впрочем, переходили по одному. На случай проваливания под лед выдал инструктаж: спокойно вставать на дно, а потом спокойно выходить, не бросая лыжи и палки. Глубина реки совсем маленькая. По ходу дела уже становилось понятно, как мы влипли: свежий снег, в том числе на деревьях, и падает от малейшего ветерка. Девушки очень бодро тропили, а мужики переносили гигантский груз. Все просто молодцы и продемонстрировали чудеса лыжной техники. На перевале были еще засветло. К счастью, ветер дул вдоль склона, и на седловине было относительно тихо. На ночь палатку обложили рюкзаками.

Утром тихо. Наша цель - добраться до Большой Медведицы. Взяли лавинные ленты. Предупредил участников, что в пещеру можем и не попасть. На всякий случай взяли 2 веревки - 32 и 27 м. Начали спуск по распадку лесенкой, потом траверс склона. Выглядит все страшновато - много снега, хотя вроде бы и держится за кустики. Движение очень медленное. В конце второй трети траверса Тимур неожиданно съехал на несколько метров вниз по склону, а Алена упала вниз головой в кусты. Повесили веревку. Дальше повесили вторую веревку, так как было страшновато спускаться без страховки. Вышли к кулуару - подъему к Большой Медведице. Кулуар явно лавиносборный, по бортам висят килотонны свежего снега, по дну кулуара желоб, а в нем снега по грудь. Спускаясь в кулуар с борта, съехал на минилавине. Посовещавшись с Андреем, скомандовал на разворот. Обратно вернулись без происшествий, хотя было страшновато. На подъеме размотали лавинные ленты.

В оставшиеся полдня делали спелеопоиск по плану Димы Шварца в составе группы: Тимур, Аня, Тема. До намеченной воронки не успели дойти из-за наступления темноты. Впечатление от верхов на севере Кокуи грустное - практически вся порода выглядит некарстующейся. Зато катание на лыжах приятное. Обсуждали, каково здесь летом шариться. Решили, что гораздо хуже. Вернувшись, открыли подарок Светы и отметили День Рождения Игоря.

Наутро двинулись к Кат-Шу. Хорошо прокатились с перевала. Устроили даже слаломные показательные выступления. Потом шли азимутом, но почему-то на Шутку. Вышли к Кат-Шу и стали готовиться к спуску в составе: Тема, Дима, Андрей, Игорь. Тимур повел девушек в Подвиг Разведа.

В Кат-Шу сходили 6 колодцев, оставили всю навеску для группы Дерюги. Удивительно красивая и хорошо сохранившаяся пещера. Гидры оставили после 2-го колодца - поняли, что без них даже лучше. Перед входом в Посторонним В Игорь немного попугал мужиков нависающей плитой, так что у них пропал энтузиазм.
На подьеме встретили барнаульцев и Дерюгу, раскапывающего ползун. Покопались с ним часа 2. Ползун идет, но очень неудобно копать, и приходится далеко вытаскивать глину - нужно 3 человека. Пугает, что тяга уходит в ползун. Возникает вопрос, насколько близок он от поверхности - может быть, над ним сразу воронка, и больше ничего нет. Из Кат-Шу вылез ночью с 2 мешками. Немного плутанул в районе большой глыбы - снизу смотрится полной разрухой, и не хочется туда лезть.

Девушки в Подвиге Разведа почти все пролезли ползун до конца. Обследовали соседний грот. Вернувшись, стали заготавливать дрова, так как оказалось, что мы напилили дров негорючих.

Утром спустились до дороги, потом по дороге до устья Кокуи.

Участники благодарят:
Сергея Ткаченко за предупреждение о лавинной опасности;
Диму Дмитриенко за электронные билеты;
всех за призы и подарки.

Краткое резюме: не следует ходить в Б. Медведицу зимой. В межсезонье и летом склон у пещеры опасен камнепадами (это мы уже проходили).