Куба / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка
 

Борьба за свободу на Острове Свободы. Или 40 дней по Кубе

5 января - 17 февраля 2009 г.
28 января

Знаменательный день в истории современной Кубы. В этот день родился Хосе Марти, еловек не мало сделавший для освобождения острова от испанского владычества в конце 19 столетия. По количеству памятников, портретов и цитат его культ напоминает культ Ленина в СССР. В честь этого сына кубинский народа в городе проводился парад из школьников местных школ, наряженных по случаю в самодельные костюмы. С трибуны вещали местные активисты, народ запрудил главную улицу, полиция пыталась наводить порядок, играл оркестр.
Посетив краеведческий музей, расположенный в бывшем форте, мы присоединились к гуляниям. Напоминало все детский утренник вперемешку со школьными торжествами, только проводимыми в рамках всего города. Все речи идейно выдержанные. Что ни говори, а воспитание граждан с малых лет поставлено грамотно, если бы не одно но. Но об этом ниже.
Отдохнув в теньке на одной из площадей, мы отправились на выход из города в сторону горы Юнке. Судя по карте, идти нужно было 5 км. Всюду сновали биси-такси (вело-такси на 2 пассажира). Зная, что местные платят за подвоз на таком транспорте 1 песо, мы решили поинтересоваться, во сколько нам обойдется поездка до въезда в национальный парк. И были шокированы - стартовая цена по 5 КУКов за человека! То есть в 125 раз больше, чем для местных!!!!!!! Таких наценок на туристов я не встречал ни в одной стране мира. Попытка сторговаться до 1 КУКа за человека ни к чему не приводила. Минимум по 3, и все тут. После джипа это было второе потрясение экономическим абсурдом, сложившимся в стране.
В итоге, за 3 КУКа (и мы посчитали это удачей) нас взял биси-таксист на выезде из города. По пути, подталкивая велосипед на подъемах, мы выяснили интересные подробности предстоящего подъема на гору. Оказывается от поворота с дороги до официальной конторы заповедника нам ридетмя преодолеть еще 5 км по грунтовке, а потом еще 5 на сам подъем. При этом вход стоил по 13 КУКов с человека.
Мы явно не рассчитывали ни такие расстояние, н на такие суммы, чем и поделились с нашим рикшей. Человек вошел в положение и, довезя двух русских туристов до своротки в парк, нарисовал на земле карту парка, подъема на гору, и обходной путь. Дал инструкции, что говорить в случае обнаружения (что заблудились, смотрим птичек и т.п.)
Тайная тропа начиналась на пол дороге к конторе с переправы в брод местной реки шириной метров 50. И пока мы шли до точки невозврата, в голове прокручивались все за и против предстоящего мероприятия. Главным НО было отсутствие у нас воды. Перспектива подниматься на гору высотой в 545 метров при температуре в 30 градусов при почти 100 процентной влажности не радовала. Решили идти до конторы и разбираться на месте. По дороге на встретила компания из 5 гидов-проводников, рассказавшая нам условия посещения заповедника, и попытавшаяся усадить нас в их джип, чтобы довезти до конторы. Поскольку еще не было ясно, будем ли мы совершать восхождение или нет, а по лесу прогуляться хотелось, от такого выгодного предложения пришлось отказаться.
С нами направился один из гидов, вероятно, проконтролировать, чтобы мы не свернули на обходную тропу. Дорога после ливней была в ужасном состоянии. Глина, лужи, скользко. По обоим сторонам росли бананы и деревья какао. Мы впервые увидели как растет какао, как его плоды свисают прямо со ствола. Дойдя до конторы и немного поторговавшись со смотрящим, м уплатили по 10 вместо 13 КУКов за человека (к этому моменту постоянные попытки торговаться и сбросить огромные цены, а также невозможность преодолеть непреодолимую упертость людей, работающих с туристами, и воспринимающими их как «мешки с деньгами» лишили меня всякого желания и сил противостоять сложившейся системе).
В проводниках с нами пошел тот же гид, что и сопровождал до конторы. Звали его Мануэль. Парень вырос в этих горах, изучат местную флору и фауну, за что получает от государства 220 песо в месяц и служит гидом в заповеднике, не олучая за это ничего. Он достал для нас бутылку воды, организовал переправу через реку на вальсовом плоту (из-за дождей уровень воды сильно поднялся, а рисовать камерой совсем не хотелось), провел на вершину горы, показав почти все местные растения, рассказав про их свойства, съедобности и не съедобности. Нам повезло, из-за дождей вся тропа была в лужах, было очень скользко, поэтому кроме нас в этот день восхождение никто не совершал, гора была в нашем полном распоряжении. Несмотря на огромную влажность почти не было комаров. Оказывается, в этом районе их почти нет, так что местные ходят по джунглям в шортах и футболках. По дороге попробовали плоды какао, у которых очень приятная на вкус и сочная сердцевина, окружающая горькие бобы какао. Из множества растений я запомнил только «ямагуа», дерево, чьи листья схожи по своим свойствам с подорожником.
Я впервые пошел в лес с проводником, в лес, в котором не знал ничего, в лес, который можно и нужно познавать.
На обратном пути, переправившись на бальсовом плоту через реку, мы, стоя по колено в воде, наконец-то, отмылись красной глины, покрывшей нас с ног до головы. Нам очень повезло, только мы отошли от реки, как показался грузовик, едущий в сторону города. Здорово! Не придется тащится о размытой лесной дороге 7 км до трассы и еще 5 до города. Наскоро распрощавшись с нашим проводником, подарив ему 5 КУКов (его полмесячная зарплата), мы залезли в кузов-платформу и поехали обратно в цивилизацию. До сих пор обидно за то, что я отдал 20 КУКов на входе смотрителю, который еще неизвестно куд денет эти деньги. Справедливей было бы заплатить эти деньги Мануэлю, человеку, честно делающему свою работу.
На этом наши приключения не закончились…
Отъехав метров 700 и изрядно пробуксовав на подъеме старенький советский ЗИЛ замер рядом с базой строителей. Навстречу нам двигался трактор, к которому была прицеплена телега с трубами. В районе шла прокладка водопровода. Темнело, никто никуда не торопился.
Отъехав метров 700 и изрядно пробуксовав на подъеме старенький советский ЗИЛ замер рядом с базой строителей. Навстречу нам двигался трактор, к которому была прицеплена телега с трубами. В районе шла прокладка водопровода. Темнело, никто никуда не торопился.
Трактор медленно проехал мимо нас. На трубах гордо восседало двое рабочих, одетых по последней моде: шлепанцы, красные шорты, белые футболки, белые каски. Один высокий, другой поменьше. Мы прозвали их Бивес и Батхед.
Спустя минут 20 процессия, разгрузившись, проследовала в обратном направлении. Наш шофер по-прежнему не торопливо посасывал папироску. Мы было начали думать, что впереди целый склад труб, и пока трактор их все не перетаскает, никуда мы не уедем. Но вот монстр на гусеницах скрылся за пригорком, и мы отправились в вдогонку. За
Этим самым пригорком нам предстала следующая картина. Трактор почти съехал с дороги в плантацию какао, и его справа обгоняет груженый «КАМАЗ». Как только они поравнялись, между воителями транспортных средств разгорелась нешуточная перепалка. Неужели тракторист оказался настолько принципиальным и не хотел никого пропускать вперед? И вправду, поматерившись немного, вперед опять вырвался трактор. Наш «ЗИЛ» замыкал процессию. Вот так гонки! Смысл этого ралли по бездорожью стал ясен чуть позже, когда наша процессия приблизилась к довольно крутому подъему. Ни «КАМАЗ», ни «ЗИЛ» в одиночку взобраться по раскисшей глине на него бы не смогли.
В этот момент Бивес, подбадриваемый Батхедом, схватил трос и прицепил им «КАМАЗ» к трактору. Вторым тросом к поезду последним вагоном присоединили наш грузовик. Получилось: Трактор, телега, «КАМАЗ», «ЗИЛ». Гудок, и все тронулись. Напомню: ночь, джунгли. И вот, когда трактору оставались считанные метры до вершины… его мотор глохнет, кончилась соляра. Реакция: водители всех транспортных средств курят, рабочие матерятся, мы со смеху катаемся по кузову. Минут через пять, придя в себя, рабочие стали действовать. Один завел стоявший рядом экскаватор, начал на нем выделывать пируэты, видно, пытаясь зацепиться ковшом за ковш и вытянуть всю процессию. Второй оказался сообразительней. Он раздобыл канистру и шланг и побежал откачивать топливо из «КАМАЗ», чтобы перелить в трактор. Экзерциции с экскаватором ни к чему не привели, а вот на второй залитой канистре трактор завелся и затянул, таки, всех бедолаг на вершину.
Захватив обоих рабочих, наш «ЗИЛ» помчал на трассу. Бивес вышел в соседней деревне. А вот Батхед, ловко выпал-выскочил при повороте с грунтовки на асфальт, что оставшиеся в кузове пассажиры, в том числе и мы, забеспокоились, что бедолага свалился и расшибся. А нет! Он лишь радостно помахал нам вслед.
На грузовике мы домчали аж до центра города. Сил осталось только отужинать в пиццерии. Отличный день!
Утром, 29 января, на 22 день путешествия о острову Свободы, мы, наконец-то, постигли суть легального способа путешествия по стране. Придя на автовокзал для камьонов, и надеясь уехать до Гуантанамо (130 км) за 15 песо, мы уселись ждать нужный грузовик. Вот он и появился. И его водитель, увидев наше воодушевление, сразу направился к нам. «Едете в Гуантанамо, да?». «Платить надо в долларах». Это нас озадачило. Ладно бы такси, а тут уже водители грузовиков просят за проезд втридорога. Пока мы грустили, к нам подошел местный парень, работающий на вокзале, пообещал помочь решить ситуацию. Его решение: по 6 долларов с человек. Причина: у водителя нет лицензии для перевозки иностранцев, и если его остановит полиция, то дела труба. Отберут грузовик, права, штраф и т.д. А вот доллары спасут ситуацию (долларами здесь называют местные КУКи).
Выслушав всю историю сполна, нам стало и грустно, и обидно, и досадно. На Кубе, теперь как и везде, все решают деньги.
Рассудив здраво, мы решили ехать на автобусе фирмы Viazul прямо до Сантьяго-де-Куба, стоит 15 КУКо с человека, расстояние 250 км. Придя на автовокзал, с которого отправляются и автобусы Viazul, и Astro выяснили еще одну кубинскую несправедливость. Astro на тоже расстояние стоит всего 2 КУКа, но билеты на них продаются только для местных. Иностранцы не имеют право на них ездить. Вот так-так… Качество тоже, цена в 7 раз ниже, но только для своих. Забавно, но вдали от проторенных туристических маршрутов мы, в глухих деревушках мы подсаживались на эти автобусы, платили водителя по обычному тарифу, и ни у кого никогда не возникало никаких вопросов. Но вот мы попали в туристическую систему, и весь социализм, равенство и братство кончилось. Опять победило бабло! В справочной специально спросил, а что делать, если нужно ехать туда, куда Viazul не ходит. Тетка сильно удивлялась: а зачем это нам туда, куда не возят туристов? Что ж, на этот случай есть специальное туристическое такси. Так-то вот!
Купив билеты на автобус, мы отправились бродить по городу. В запасе еще было 4 часа. Настроение было в конец испорчено. Поднят его не смог даже перекус в Шоколаднице. Все больше раздражали навязчивые попрошайки, продавцы бананов и шоколада, многочисленные таксисты. Вернувшись на автовокзал, наблюдали постепенное прибытие других иностранцев. По ним было видно: Кубу они видели из окна Viazulя, такси, и с балкона валютного ресторана. Когда один из них пришел с кульком помидоров, случайно купленных на местном рынке, это вызвало всеобщее оживление расспросы, смех… Вот какой герой - сошел с туристического маршрута, окунулся в дикий мир «необразованных варваров»!
Вот в такой компании мы и отправились в Сантьяго-де-Куба, восточную столицу Кубы, второй по величине город страны. И пока за окном мелькали горные склоны поросшие соснами и пальмами, разбавленные редкими деревушками, а «цивилизованные» товарищи пожевывали бананы, я задумался о пути, по которому идет Куба.
С такими мыслями мы подъезжали к ночному Сантьяго-де-Куба, гадая, где и как мы заночуем.
На автовокзале мы ощутили прелести путешествия на Viazule. Нам не дали забрать рюкзаки из багажника автобуса. Их выгрузил носильщик, наигранно пыхтя и перенапрягаясь, оттащил в здание автовокзала, где их выдавали законным владельцам по предъявлению соответствующей бирки. За свою услугу работник требовал чаевые размеров в 1 КУК. Я ему дал 5 песо. От многих он вообще ничего не получил.
При выходе с автовокзала нас ожидало шоу. Толпа владельцев кас, их родственников и знакомых осаждала каждого выходящего иностранца с предложением остановится именно у них. Торг шел нешуточный, прямо как на восточном базаре. За три минуты цена за касу упала до 15 КУКов за ночь. При этом количество желающих сдать нам комнату за такую сумму не уменьшилось. Уговаривали нас кто как мог: на английском и испанском, расхваливая свои апартаменты, очерняя чужие. Участвовать в этом торжище стоило только ради самого процесса. Других иностранцев происходящие ни капельки не удивляло. Они постоянно ездят на туристических автобусах, и каждый раз становятся участниками подобных вертепов. Для нас же это было впервые.
Предпочтение мы отдали мужику, предложившему к касе еще и бесплатную доставку на такси - до центра пеком было далековато. На разбитом Кадиллаке (или Понтиаке) мы помчали по ночному Сантьяго. Город нас впечатлил. Освещенные улицы, гуляющие люди… После многочисленных полугородков - полу-деревень мы попали в цивилизацию, от которой уже порядком успели отвыкнуть.
Каса оказалась так себе. Второй этаж бетонной коробки, окна-амбразуры, заделанные жалюзями, запах дехлофоса в ванной. Что ж, дешево и сердито. Напрягала картина, висевшая в гостиной. Портрет черной женщины, вместо глаз и рта у которой были белые пятна, из которых по лицу расходились странные трещины. Оле представилось, что так автор хотел выразить свое видение мира. Я почему-то подумал о сантерии, местной религии, впитавшей в себя некоторые черты Христианства вкупе с верованиями и обрядами, привнесенными чернокожим африканским населением острова. Казалось, что картина создана, чтобы забирать у человека энергию. Тогда это были просто ощущения…Перед снм мы еще успели прогуляться по городу, насладиться красотой колониальной архитектуры, оценить ритм кубинской городской жизни, поразиться великолепием кафедрального собора в лучах прожекторов ночной подсветки.
На утро я проснулся с температурой, болело горло. Мы решили, что это последствия работы кондиционера. После изнуряющей жары в Баракоа очень хотелось свежести, вот я вечером, после душа и включил его на полную мощность, за что и поплатился.
Собравшись с силами, мы отправились на прогулку. Сейчас, по прошествии уже более десяти дней, многие детали замылись. В памяти остались характерные детали.
Сантьяго - второй по величине город Кубы. Основатель города - Диего Веласкес. При нем город был столицей острова. На центральной площади сохранился его особняк, ныне краеведческий музей - двухэтажное здание в мавританском стиле. Деревянная крыша и перекрытия сохранились с 16 века. Экспозиция - набор мебели и картин различных эпох. По сути, большинство кубинских музеев, посвященных колониальном периоду, представляет набор предметов дореволюционной эпохи. Тематические экспозиции - большая редкость.
По центральным улицам когда-то курсировал трамвай, остатки рельс, закатанных в асфальт, встречаются чуть ли ни в каждом переулке. Сейчас трамваев нет, вероятно, из-за проблем с электричеством, их заменили грузовики для перевозки людей. Едет такое чудо 50-60-х годов по центральному проспекту, гарь, вонь, дым, и люди гроздями свисают из кузова. Вспомнилось московское метров в час пик. Даже не знаю, что хуже.
Еще мы сходили в ж\д вокзал, где опять вступили в схватку с системой. Вокзал огромен, похож на Павелецкий в Москве, только пустой, ни души и всего одна касса, где нас пытались убедить, что отсюда отправляется один поезд в день, до Гаваны. Мы как раз раздумывали, куда ехать дальше и собирали информацию о всех возможных вариантах. Так вот, билет на этот поезд стоит 30 КУКов. Уходит он в 3 ночи и в столицу прибывает в 9 вечера. Очень неудобно, и очень… дорого! Неужели нет других поездов? Как же ездит простой народ, получающий 20 КУКов в месяц? Неужели копит 2 месяца, чтобы прокатиться на экспрессе? По уверениям кассиршы именно так все и происходит.
3 недели на Кубе прошли не зря, мы стали приглядываться, куда идут местные. И увидели будку-ларек метрах в пятидесяти. В ней-то и продавались билеты на электрички и поезд недальнего следования, по цене… раз в 50(!!!) дешевле экспресса. Здесь же продавались билеты на автобусы Astro,чья сеть покрывает всю страну, проезд дешев, по комфорту сравним с Viazulем, и для официальной покупки билета на который требуется кубинский паспорт, или хотя бы кубинский студенческий билет. Так что снова отворот-поворот.
С вокзала мы пошли в порт, по пути сделав остановку на рынке, редком месте, где нет различий в цене и, самое главное, в отношении между кубинцами и иностранцами. С апельсинами в охапке двое россиян ввалились в контору порта. Хотелось узнать, можно ли уплыть на Ямайку. Результат: из Сантьяго нет регулярных рейсов никуда. Единственный вариант - ехать марину, в 8 км от города, и договариваться с владельцами яхт. Может кто-нибудь согласится нас взять. Ведь до Ямайки всего 100 км.
Самочувствие было не очень, и от идеи ехать к яхтсменам мы отказались. Вместо этого пошли в офис AirCaribian, дочерней авиакомпании Cubana. Улететь можно в Санто-Доминго и на Гаити. В Доминикане делать нечего, а на Гати билет продают только в оба конца. Местные власти пускают иностранцев только при наличии обратного билета. Цена удовольствия 400 долларов за 140 км полета. На желанную Ямайку самолеты летают только из Гаваны.

Раздумывая над всем изведанным, отбиваясь от таксистов и попрошаек, мы вышли на центральную площадь, где разговорились с двумя курдами швейцарского поданства. Мы вместе ехали из Баракоа, и они также были озадачены транспортной проблемой. Им нужно было лететь в Мексику, а сделать это возможно только из Гаваны. Поделившись каждый своим опытом передвижения по острову, каждый продолжил свой путь.
Следующие часа полтора мы провели в ожидании городского автобуса до крепости Моро, что в 8 км от центра города. За это время мы основательно поджарились на солнце. Горло с головной болью тоже давали о себе знать. От поездки пришлось отказаться.
Пока гуляли по городу сделали еще одно открытие. Зайдя в ресторан «Таверна», внешне и составом меню (на одну страницу) ничем не отличавшийся от обычных кубинских ресторанов, мы были сильно огорчены ценами. Они были в КУКах, и они были примерно в 15 раз выше чем обычно. За столиками сидели туристы и поедали салаты из помидора и капусты за 5 КУКов, непрожаренную свинину и пережаренного цыпленка, приправленного рисом - вообще, все то, что подают в обыкновенном пищевом кубинском заведении 2 - 3 категории. Не смотр на цену, качество пищи и уровень обслуживания не отличались нисколечко. Так-то вот, наличие денег и готовности их тратить совершенно не дает вам право на более качественную жизнь. Все как у всех, только дороже.
Ужинать мы уже пошли в местный ресторан по местным ценам. Днем нас в него не пустили, поскольку наша одежда не соответствовала их дрес-коду - «в шортах не обслуживаем». Отведав того же цыпленка и отбивную, что и днем, заплатили по 1 КУКу за человека. Официантка, как это обычно бывает в подобных заведениях, попыталась нас обсчитать. Понаписала в счет кучу еды, которой мы не заказывали, поперепутала все цены. Но мы ее раскусили, заранее посчитав заказа. Ее это нисколько не озадачило - не получилось надурить, да и ладно. Из дальнейших наблюдений нам стало ясно, что в общепите вообще принято жулить. Дурят как иностранцев, так и местных. Пришел в ресторан - держи ухо востро!
Вечером, по возвращению в касу, мне стало еще хуже, ночью Оле даже пришлось распаковать аптечку и дать мне жаропонижающее. Утром нам нужно было выезжать, продлить наше пребывание не получилось - хозяева уже нашли следующего постояльца, так что мы решили оставить здесь рюкзаки на хранение и пойти искать другую касу, где можно было бы отлежаться еще денек. Пока мы ходили-бродили, мне становилось лучше. Происходило тоже самое, что и в предыдущий день - пока мы находимся в касе, мне худеет, и как только покидаем ее - все наоборот. Я по-прежнему уверен, что дело в касе, в том самом портрете без глаз. Как он действовал, как это связано с местными верованиями сантерии - я не знаю, но результат, как говорится, на лицо.
Самочувствие мое улучшалось, прогулка наша затягивалась. В одном из сквеов к нам подошел жизнерадостный дедок и стал наш расспрашивать про наше житье-бытие. Узнав, что у нас нет детей, тут же предложил свою помощь J И это в 84 года (хотя на вид я бы ему дал лет 55)! Пройдя по всему маршруту, указанному в путеводителю, мы добрели до площади Революции (подобные площади есть почти в каждом кубинском городе), в центре которой возвышается гигантский памятник Хосе Марти в окружении 23 не менее гигантских мачете, воткнутых в землю. К сожалению, не Марти был причиной нашего посещения этой площади. Просто по соседству с отцом кубинской независимости разместился автовокзал.
Взвесив все за и против, мы забронировали билеты на автобус Viazul до Тринидада. Как говорится, соотношение цены и качества были оптимальны. Выезд в 7.30 вечера, прибытие в 6 утра, расстояние 500 км, стоимость 33 КУКа с человека. Альтернативы:
1. поезд в 3 часа ночи до Сьего-де-Авила, 20 КУКов, и потом еще 150 км добираться на другом транспорте;
2. камьоны, 6 пересадок; не факт, что в каждый удастся сесть с первой попытки; дня 2, а то и 3 пути, зато по деньгам - 2-3 КУКа с человека.
Достигнув крайней восточной точки нашего путешествия по острову, мы поворачивали обратно на запад. По предстоящему маршруту все интересующие нас достопримечательности уже были осмотрены, нужно было прост преодолеть пол тысячи километров.
Оставшиеся часы в Сантьяго прошли в движении за рюкзаками в касу и обратно на автовокзал с посещением ресторана по дороге. Пока ждали автобус, в зале ожидания разговорились с парнем из Германии. Было очень интересно узнать мнение о Кубе «стандартного» туриста.

Комментарии
Guest14.11.11, 20:17
Мои приключения 
И я просто поражена.Как же вам не было страшно.вы все же в чужой стране.не извесно,что могло случится.хотя я с большим уважением отношусь к экстриму,мы с мужем последние годы арендуем машины на eavtoprokate.ru и не разу об этом не пожалели.всегда все было во время и не особо дорого,что тоже важно!не давно вернулись с праги.впечатлений море.город просто потрясающий.
LEN20.10.11, 22:11
Супер! 
Мне очень понравилось, я правда еще не все прочитала, но обязательно дочитаю до конца. Я сама Кубу знаю и люблю, может поэтому все так живо себе представляла. Удивляюсь вашей смелости поехать автостопом по Кубе - задача не из легких. Наверно, хотелось бы побольше фото, отражающих особенности вашей поездки, чтобы читатель, не бывавший на Кубе мог оценить некоторые моменты рассказа. МОЛОДЦЫ!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Куба
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал Дмитрий Алёшкин