Полярный Урал / Водный туризм | Рыбалка | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Малая Уса от озера Ус-ваты. Рыболовно-спортивный сплав по р. Малая Уса: большая вода, много спорта и трофейный хариус

12 - 29 августа 2017 г.
Сплав по р. Малая Уса от оз. Усва-ты. В планах было совместить водно-горный поход с хорошей рыбалкой. По результатам погода внесла свои коррективы: получился категорийный сплав по аномально высокой воде с трофейной рыбалкой, но в горы сходить не получилось.
Нитка маршрута
г. Воркута - оз. Усва-ты - сплав по р. Малая Уса до плотины г. Воркута.
 
Общая информация.

Общая информация.

 

Нитка маршрута:

авто: г. Магнитогорск - г. Киров ж/д вокзал (1150 км);

поезд: г. Киров - г. Воркута;

вездеход: г. Воркута - оз. Усва-ты (110 км.);

сплав: оз. Усва-ты - р. Малая Уса до плотины г. Воркуты (114 км);

авто: плотина – п. Советский - ж/д вокзал г. Воркута (около 30 км.);

поезд: г. Воркута - г. Киров;

авто: г. Киров (ж/д вокзал) - г. Магнитогорск (1150 км.).

Сроки: с 12 по 29 августа 2017 г. (17 дней).

Состав группы: Группа из 8 человек. г. Магнитогорск.

Лоскутниковы Володя и Наталья (организаторы)

Пиманов Алексей (замполитр)

Камаев Володя

Гнуда Сергей

Орлов Женя

Денисов Роман

Иванов Максим (заядлый рыбак)

Сплавсредства:

К-4 (легкая спортивная четверка фирмы «РИГ» с именем «Стремительный»);

К-4 (грузоподъемный танк К-4-6 "Таймыр-500"  фирмы «Вольный ветер», пока без имени, т.к. это его первый поход);

Мотор Хонда 2.3 л.с. (легкий – всего 11 кг, очень экономичный - 1 л. /час, это приблиз. 10 км сплава и очень надежный).

Водная часть:

категория сложности  - 3 (уровень воды - очень высокий, каньон 3 км.)

протяженность сплава - 114 км, из них 45 км - сплав на моторе.

 


Сплав не коммерческий.

Идея похода:

Первостепенно, это - рыбалка, причем разношерстная (на озере – на гольца, потом – на хариуса). Кто-то мечтал о трофеях, а кто-то - просто поесть свежей рыбки.

Рыбалку необходимо было вписать в красивый радиальный выход в горы, так как интересы у группы разносторонние, а район похода вполне это позволял.

Подготовка к походу.

Заброска.

Это наш второй поход на Полярный Урал. После корявой заброски на Хадатинские озера в 2015 г., к выбору перевозчика до начала маршрута отнеслись с максимальной дотошностью.

Все, что удалось найти на просторах интернета – это 2 сайта:

Вездеходы Урала (http://vezdehodi.net/show_transporters.php)

Заброски.ру (http://zabroski.ru/polarny-ural/carriers/transport-type/all)

Итого, из Воркуты забрасывали только 3 компании, из них один контакт – Костюк Виктор – не ответил.

Сначала по электронной почте общались с Андреевой Т.Б. (она же – «Воркута-тур»). Татьяна быстро отвечала на письма, за 6 человек просили 70 тыс. (если больше – цена другая), но смущало то, что «на берегу» не было никаких обещаний, что нас довезут до озера Усва-ты в случае, если будет дождливое лето (аргументы: перед озером болото, камни и т.п.).

Потом связались с Гуцуляк Иваном  - он переадресовал  на  Илларионова Александра и дальше общались уже с ним. Интуитивно Александр сразу понравился: нам предложили МЛРТ за 90 тыс., причем количество человек может быть до 10. А так как на момент поиска забросчиков (февраль месяц) наш состав был еще не определён (был костяк из 6-ти человек, остальных планировалось добрать по ходу дела), то это нас вполне устраивало. К тому же, Александр гарантировал, что мы однозначно доедем до озера. Единственный нюанс, который слегка нас удивил – мы каким-то образом, самостоятельно, должны были с ж/д вокзала добраться до базы, где стоял вездеход. После двухнедельных переговоров договорились о том, что Александр сам найдет машину и встретит нас на вокзале без дополнительной платы (этакие бонус), и в марте заключили с ним Договор, внесли предоплату в размере 30 тыс. руб.

Ближе к августу начали искать варианты с выходом с маршрута (с плотины г. Воркуты): один контакт дал Илларионов Александр – предприятие «Север-транс» - там запросили 4 тыс. руб. (приблизительно за 30 км). Потом наткнулись на телефон грузопассажирских перевозок Воркуты – где предложили 1.5 тыс. руб. за грузопассажирскую Газель – остановились на нем.

Из Магнитогорска до Кирова ехали на 18-ти местном микроавтобусе (компания «Айбас») – заброска до Кирова до авто, несмотря на свою «небюджетность»,  в нашем случае сокращала время в дороге (туда/обратно) минимум на 2 дня, так как из Магнитогорска нет поездов до Кирова (есть поезда «Челябинск – Киров» с интервалом ожидания поезда «Киров-Воркута» 14-16 часов).

За 65 дн. были приобретены ж/д билеты на 6 человек (Киров-Воркута, Воркута – Киров).

МЧС. Безопасность.

Недели за 3 до выхода через интернет зарегистрировались в МЧС (скинули заявку на бланке МЧС на электронный ящик vorkutpso@mail.ru и получили ответ: нашей группе присвоили номер).

Телефон оперативного дежурного: 912-174-88-74, 8(2151) 3-14-44

Официальный сайт МЧС России: http://11.mchs.gov.ru/folder/339106.

Для ориентирования на маршруте использовался портативный GPS – навигатор Гармин 78 s ( с закаченными топокартами района похода, карты взяты с сайта «Маршруты.ру», а также с путевыми точками ключевых мест маршрута, а также бумажные распечатки этих же карт.

Все участники в личном снаряжении имели гидрокостюмы и спасжилеты.

Связь между членами группы (при ее разделении и при сплаве) осуществлялась при помощи дальнобойных раций.

Форсмажор.

За 2 недели до выхода из основного состава группы неожиданно «вылетел» один человек – в последний момент ему не подписали отпуск…. Итого нас осталось 5… Бюджет трещит… и цифра приближается к сороковнику (эх, за такие денежки – куда-нибудь в Турцию, а мы в Воркуту…)…В экстренном порядке ищем людей. Итого к выходу добрали еще 3-х, благо, еще были билеты на поезда (правда, на поезд до Воркуты остались  только купе, на обратную же дорогу был даже плацкарт).

Итоговый бюджет:

35 тыс. руб. на человека (на основной состав – 5 чел.),

37 тыс. руб. на человека (на присоединившихся в последний момент –  3 чел., разница: стоимость билетов в купе).

Бюджет по статьям расходов на группу 8 человек:

  1. стоимость автозаброски «Магнитогорск – Киров, Киров – Магнитогорск» - 80 тыс. руб. на группу (из расчета 16.5 руб/км);
  2. ж/д билеты «Киров-Воркута/Воркута-Киров» - 2786 руб. в один конец на чел. (плацкарт), 4500 руб. на чел. в один конец (купе).
  3. стоимость вездеходной заброски «Воркута – оз. Усва-ты» - 90 тыс. руб. на группу.
  4. стоимость авто с плотины Воркуты до ж/д вокзала Воркуты – 2000 руб.на группу.
  5. хозрасходы (газ, батарейки, оплата багажа и т.п) – 6000 руб. на группу.
  6. питание (по дороге - в кафе, в поезде, на маршруте) – 45 тыс. руб. на группу.
  7. спиртное (пиво по дороге и в поезде, спирт на маршруте) – 14 тыс. руб. на группу.

По данному маршруту очень мало «полезной» информации.

По рыбе инфу взяли здесь:

http://fishtourism.ru/forum/index.php?PHPSESSID=0d6d46ddfc12e316b449df4e70a73e8d&topic=30.msg89#msg89.

Самая вменяемая информация по реке здесь: http://pppsu.ru/rpols/usa/usm.html

За 2 дня до выезда часть группы собралась на обсуждение последних нюансов, и, конечно же, выпили «за погоду». Эти посиделки улучшили прогноз Гисметео на 2 солнечных дня! Но даже этот прогноз оптимизма не внушал («вы либо больные, либо….» - так думали про нас коллеги по работе).

1. прогноз погоды
Заброска на маршрут.

Дневник.

11-12 августа. ПТ-СБ. День 1-й. Дорога до Киров.

Далее по всему описанию - время уральское.

2017-09-04_22-17-14

Общий сбор назначен на 11 августа на 22.00.

Заказная машина (комфортабельный 18-ти местный Мерс  компании «Айбас») приехала к 23.30.

(Несмотря на  то, что шофер Сергей рассчитал время  в пути - 18 часов, и предложил выехать рано утром 12-го, мы  все-таки решили  сделать запас по времени и выехать поздно вечером 11-го – дорога есть дорога.)

Шмурдяка оказалось много: кроме общественных  рюкзаков (2 катамарана, весла, мотор, 2 рюкзака с продуктами и костровой сумкой) была еще огромная куча личных вещей!  Наши товарищи в последнее время отличаются  тем, что  с каждым разом  у них прибавляется не только опыт, но и  количество личной снаряги. На этот раз у некоторых было по 3-4 места на человека (рюкзак большой, рюкзак средний, рюкзак маленький, отдельно коврик, отдельно палатка….)! Володя, на правах боса,  бурчит по этому поводу, я бурчу про себя, ну да ладно – отдыхать же все-таки едем (так думали мы, садясь в машину).

На погрузку  ушло около получаса – забили вещами небольшой багажный отсек Мерса, а также часть сидячих мест в салоне. Устроились с комфортом (сиденья раскладываются, кондиционер, телевизор – все, что надо для счастья).

Шофер Сергей перед отправлением  провел инструктаж  (пристегнутые ремни – обязательно, и т.п).

В 24.00 выехали из Магнитогорска. По пути в Смеловском подобрали последнего члена команды - Орлова.  И в путь.

До Кирова едем по нитке: «Магнитогорск – Белорецк – Лебяжий (развязка – объездная  Уфы) – Мензелинск -  Мамадыш – Кукмор – Уржум – Киров»: данный маршрут  является оптимальным и хорошо знакомым: по нему мы уже ездили в 2011 и в 2015 г. 

Отметили День Строителя и спать.

От Магнитогорска до Уфы – практически идеальный асфальт (трасса только -только отремонтирована).

На завтрак остановились в районе Ст. Байсарово – завтракаем бутерами, приготовленными дома и кофе из термосов.

В 10 ч. проехали Набережные Челны. Дорога все также в хорошем состоянии, две полосы.

За Набережными Челнами остановились на обед в кафе «Тургай» (приличное заведение, к тому же вкусно и дешево: практически все уложились в заложенный на питание в кафе бюджет в размере 200 руб/чел/раз).

11.30  - развязка Мамадыш, ушли с М-7, дорога стала в одну полосу, но асфальт нормальный.

Километров за 250 до Кирова (а точнее –  после Татарстана) дорога испортилась – ямы, колдобины, стиральная доска, особенно в районе  Танабаево и Уржума.

В 18.20 – ж/д вокзал Кирова.

Итого путь в  1150 км занял 16 ч.

Водила молодец! И не только потому, что быстро доехал – а потому, что транспорт был в идеальном состоянии, что очень спокойно себя вел на протяжении всего пути (иногда попадаются типы с психозом по поводу и без) – с ним же  нам было комфортно.

Приехали с хорошим запасом времени – до поезда около 7 часов (наш поезд отправляется в 23.40 мск.).

Пасмурно и хмуро.

Перетаскали вещи на вокзал и двумя группами сходили на ужин в кафе «Окрошка» - прямо напротив ж/д вокзала на 3-м этаже. Кафешка очень удивила «невокзальными» ценами: прямо таки обожрались, вписавшись в положенные 200 руб. К тому же здесь продавалось недорогое разливное пиво  – 65 руб. (на вокзале – 100 руб). График работы кафе: с 7 до 22.

Купили 3 багажных билета (ручная кладь «разборная байдарка») – скандалов при посадке не хотелось, да и цена вопроса 1100 руб. В привокзальном «Магните» купили еду в поезд и хлеб на маршрут.

Посадку на поезд  312 СА «Новороссийск-Воркута» объявили за 50 минут – вот это подарок! Спокойненько перетаскали весь багаж. Проводник – усталый студент (едет без сменщика) – возможно, багажные билеты можно было и не брать.

На удивление, все вещи как-то рас толкались по вагону (часть вещей отнесли товарищам, которые ехали в купе).

13 августа. ВС. День 2-й. Поезд.

Весь день в поезде. Ничего нового: спим/едим/в тихушку пьем пиво – но не буяним. По поводу «пьем» надо отметить следующее. Направление на Воркуту, видимо, находится под усиленным контролем, потому что постоянно по поезду ходит полицейский патруль и мы  чуть было не спалились – обошлись легким предупреждением.

14 августа. ПН. День 3-й.  Вездеходная заброска на оз. Усва-ты.

В Воркуту прибыли в 6.50 мск. Остается интрига – встретят ли нас.

За окном  - проливной дождь. При выгрузке выясняется, что Ромчик не уложил вещи в гермомешок (а предупреждали всех!).

Ура! На перроне уже ждал Александр. Приехал на двух машинах - грузовая Газель и Уазик. До базы (ей оказалось предприятие «Север-транс»)  ехали  километров 5.

Александр предложил свозить за хлебом – я, нарушая расчетное значение хлеба, решила хлеб докупить - увеличить его норму в 2 раза (отдыхать же едем, пусть народ ни в чем себе не отказывает, и как потом оказалось - зря).

Через  час погрузились в вездеход. Вездеход – махина! Верхний отсек (крыша) – под вещи, нижний отсек – «пассажирский».

DSCN0468

В 10.30 уральского стартуем. Везут 2 водителя.

P1210451
DSCN0469

Сначала едем по газпромовской трассе, по ощущениям со скоростью км. 80!

1-я остановка – видимо  КПП газпрома (движение по трассе – только по пропускам). Нас не выпускают.

Сидим как в бункере – ничего не видно (окошко маленькое и заляпано грязью), зато уши закладывает от грохота вездехода. Макс неожиданно для себя начинает блевать. Грызем конфеты и с нетерпением ждем следующей остановки. 2-я остановка  - тригопунк. Вдали просматривается долина р. Малая Уса.

DSCN0483
DSCN0481

Еще остановка – первый брод через р. Малая Уса. Моросит мелкий дождь. Небо затянуто – низкая облачность – где обещанное солнце?!

DSCN0488
В 19.00 были на озере. Итого путь в  110 км. занял 8.30 часов.
Базовый лагерь

На озере неожиданно многолюдно: в начале озера стоит вездеход  и большая шатровая палатка, но судя по всему, народ приехал только на рыбалку на озеро, без сплава по Малой Усе. Еще один вездеход стоит чуть дальше. Лагерь разбить решили на мысе (северная часть озера), который проглядывался впереди.

Координаты базового лагеря: 67° 44' 06.7" 66° 00' 23.1", высота 245 м.

Разгружаемся. Разбиваем лагерь. Задувает ветер, да так, что в ушах посвистывает (оттяжки палаток и тента страхуем камнями).

DSCN0490
DSCN0511
DSCN0498

Володя сразу на рыбалку – пошел в обратную сторону к «истоку» Малой Усы (Макс, заядлый рыбак, после вездехода не вышел еще из наркоза, потому к своему сожалению никуда не пошел). Рядом стоит чум, но оленей нет.

DSCN0595

Водилы тоже накачали лодку и поехали на другой край озера за гольцом. Как выяснилось, они планировали на озере постоять дня 2.

 У Володи возникла идея вернуться  вместе с ними (так делали некоторые группы), проехав километров 20 с целью обойти мели, но этот вариант не вписывался в наши планы: а в наших планах, кроме рыбалки, были запланированы радиальные выходы (в составе команды кроме рыбаков были еще и пешники-спортсмены), поэтому на озеро закладывалось 4 дня. Можно было, конечно, разделить группу на 2 части (закинуть, например, одного человека со шмурдяком вниз), но этому запротивилась я (разделение группы у меня всегда вызывают опасения).

Огляделись на предмет постройки бани: на берегу крупный галечник, много карликовой березки, но есть еще карликовая ольха, причем некоторые экземпляры довольно высокие и с  толстыми стволами – т.е. в перспективе с баней все хорошо.

DSCN0561

Погода не радует…

DSCN0495
DSCN0492

Поздно вечером  «соседи» по озеру уехали и мы остались одни! Рыбак вернулись с достаточно крупными   хариусами. Народ  ликует.

DSCN0522
DSCN0521

Вечером – поедание первого хе под спирт, который пока не лимитируется (его пока много).

Ночью пошел дождь, который к утру превратился в ливень со штормовым ветром. Стенки палаток ходили ходуном.

Оз. Усва-ты, рыбалка на гольца.

15 августа. ВТ. День 4-й. Дневка  на оз. Усва-ты.

Утром  - дождь, небо обложило, все горы в тумане.

Собрали один кат – Володя, Макс и Гнуда, несмотря на дождь, под мотором поехали в дальний  (восточный) угол озера за гольцом.

Остальной народ разлагается – любители поспать не вылазят из палатки.

Часа в 4 дождь резко кончился и показалось голубое небо. Ветер задувал с той же силой – поэтому все моментально просушилось.

DSCN0587

Затевалась баня. Леха, не смотря на мольбу Камаева, сложил мегалит))))

DSCN0575
DSCN0599
DSCN0603

Рыбаки вернулись к вечеру: было поймано 14 гольцов, часть времени ушло на разведку глубин  и выявлению перспективных мест рыбалки. По их рассказам, рыбалка была интелектуально-трудовой, а потому интересной. На том конце озера они встретили оленевода с упряжкой оленей – приехал порыбачить. На сети.

 Серега поймал своего первого в жизни гольца и очень этим гордился.

P1210493
DSCN0614
DSCN0616
DSCN0617
DSC_0007
P1210504

Как ни странно, у наших забросчиков улов был гораздо скромнее – они привезли всего несколько штук, причем крупных экземпляров не было. У нас самые крупные экземпляры были около 2-х кг. Гольцу быстро нашли применение – засолили большой контейнер и уже минут через 30 снимали пробу.

DSCN0550
 

Вечером – шикарная баня (без дождя!) с купанием в ледяном  Усва-ты. В группе начали проявляться признаки простудных заболеваний (горло, кашель) и пошла цепочка: Гнуда, я, Макс… – пришлось экстренно забивать организм пилюлями.

А ночью опять пошел дождь. Ветер, ветер и еще раз ветер….

16 августа. СР. День 5-й. Дневка  на оз. Усва-ты.

Утром  - облачность, с одной стороны проглядывается голубое небо, со стороны Воркуты идут грозные тучи. Но хотя бы нет дождя.

DSCN0558
 

Рыбаков погода не останавливает. С утра пораньше Макс с Володей уезжают за гольцом – целятся на разведанные места.

А вот пешники продолжают ждать у моря погоды. Тучки им не нравятся, и что дождя нет – это не значит, что его не будет потом – а мокнуть не хочется, поэтому опять забрались в палаточки и отсыпаются. В принципе, понятно – на горках  курум, ходить по нему в дождь – удовольствие еще то.

В обед все-таки решили прогуляться: поднялись по ручью к вершине 994 м.
DSCN0636

Часа в 4 уехал наш вездеход. Теперь  на озере – только  мы и ненцы (или коми?).

А еще чуть позже к нам в лагерь на квадрике приехали ненцы – начали подбивать на покупку оленя. Оленина входила в наши планы – для этих целей был взят спирт. Однако, в этот раз спирт ненцев не заинтересовал (типа, мы не пьем): за молодого 18-ти-килограммового оленя они попросили 7 тыс. рублей, либо бензин…. Расстаться с 7  тыс. мы были не готовы, да  и не было их в свободном виде (в НЗ залезать не хотелось), как не было и свободного бензина – его у нас всего на все про все  было 5 литров. Поэтому  начали торговаться. В результате сошлись на 1000 рублей + продукты: коробка свежих огурцов !(их вырастил и взял Орлов – дома никто не ест), масло подсолнечное  (было с излишком  взято на грибы, а грибов в этом году не было), сахар (был с запасом взят на ягоды, но и ягод в этом году не было), сладости типа шоколадок, сгущенки и т.п, а также немного хлеба (он у нас почему-то залеживался и не съедался в запланированном количестве, что для меня было странно – не едят хлеб?!), немного сала, чеснока, лука и лимонов.

Оставив нам оленя, ненцы поехали в гости в чум, который находился в истоках р. Малая уса, продукты планировали забрать на обратном пути.

DSCN0665
P1000685
P1000689

Оленя разделали: кости, мякоть и т.п. Параллельно топится баню.

DSCN0671
DSCN0599

Часов в 9 вечера вернулись из гостей ненцы и остановились около нас, чтобы забрать презент с продуктами. Но теперь они вели себя более активно: самый старший из них вдруг сказал Сереге: а ну ка налей мне немного. Серега в это время находился  один  вблизи стола и, по своей неопытности, чувства гостеприимства и  незнанию налил. И понеслось… Одна, другая, третья. Ладно, вовремя подоспел шеф и остановил это безобразие. Выпроводили ненцев с трудом – долго прощались: старший из них все рвался к столу «я закуску не доел», «дай еще сало попробовать». Спасло то, что их чум был достаточно далеко, а уже темнело. Уехали. Пообещали дня через 2 еще привезти оленины.

Серега после этого случая получил по-полной: за  несанкционированный доступ без  наделенных полномочий  к спиртному (наливать в команде может только замполитра и командир!).

Часть мякоти с оленины решили пустить на шашлык: делали его на углях из протопившейся бани. Шашлык получился афигенный, мясо мягкое и нежное (олешек был молоденький).

DSCN0724

17 августа. ЧТ. День 6-й. Дневка  на оз. Усва-ты.

Утром  - моросящий дождь (то кончается, но опять идет) и сильный ветер. Вода поднялась.

Рыбаков погода не останавливает – они идут на рыбалку в сторону  чума за хариусом. А «спортсмены» опять ждут погоду. В общем, в этом походе, похоже, «спортсмены» у нас  - это рыбаки, которые бегают туда-сюда, несмотря на погоду.

В течении дня собираем второй кат.

Леха чуть было не замутил третью баню – а надо то было только сделать угли на еще один шашлык.

Рыбаки вернулись с хариусом – позже запекли его в фольге параллельно с шашлыком. Второй шашлык получился удачней первого, так как делали его засветло и прожарили получше.  Обилие мяса и рыбы повлияло на плановую раскладку – продукты оставались несъеденными….Зато расход газа был большим – в день уходило по баллону, а баллонов было всего 7…Сложилась интересная ситуация: дров на баню хватало, а на костер для готовки – нет))))

Поздним вечером за вечерними посиделками застали  чистое  звездное небо!

Рано утром – красивый восход, который подкрасил вершины с западной стороны озера.

DSCN0763
DSCN0764

18 августа. ПТ. День 7-й. Дневка  на оз. Усва-ты. Радиальный выход.

Проснувшись утром, увидели пасмурное небо. Погода здесь непредсказуема и меняется за считанные часы…

Сегодня по плану последний день на озере - и практически не сделано ни одного радиального выхода. Можно сказать, что пешая  часть маршрута из-за погодных условий  полностью провалилась.

Поэтому, решили сходить хоть куда-нибудь недалеко – сколько пройдем. Выбор пал на западную сторону озера. Программа максимум – вершина 1062, программа минимум – горка 970 м. перед  вершиной 1062.

Радиалка

В радиалку пошли вчетвером. Володя с Максом  на катамаране переправили группу на другой берег, после чего сами, захватив Орлова, поехали рыбачить на гольца.  Переправившись, по осыпному склону, переходящему в крупный курум, пешая группа пошла вверх.

DSCN0775
DSCN0776
DSCN0779
DSCN0780
На середине подъема пошел небольшой, но противный дождь. Сверху полностью просматривалась Малая уса – начало сплавной части и визуально все выглядело проходимо (мели замечены не были).
DSCN0794

Несмотря на дождь, поднялись до тура – программа минимум выполнена. Отсюда полностью просматривалось оз. Усва-ты. Вершина с востока уходит обрывом к озеру. На горе ловила связь МТС.

DSCN0797
DSCN0800
DSCN0801ъ
P1210614

Судя по всему, погода шла на ухудшение, поэтому коллегиально решили возвращаться в лагерь. Дул сильный ветер. По рации связались с рыбаками – типа, нас надо забрать. Но Володя сообщил, что на озере поднялась волна и переправлять нас  будет проблематично. Договорились, что они с Максом придут рыбачить к чуму и возьмут с собой ОЗК – чтобы по очереди вброд мы смогли  переправиться на  тот берег. Поэтому обратно спускаемся  немного другой дорогой.

Чум пустой, никого нет – хотели заглянуть в гости, но не срослось. Реку перешли без  проблем – воды по мини-юбку.

DSCN0802

Всего (туда/обратно) прошли 10 км за 5 часов.

В районе брода встретили 2-х туристов из  Казани: вот уж настоящие спортсмены: идут вдвоем с 1 августа связку рек  (Ния-ю, Хадата и т.п). Из еды – 300 г. на человека в день. Володя отдал им 3-х крупненьких хариусов – хоть чем-то поддержать пацанов.  От них узнали, что погоды нет примерно с 3 августа и что вода везде высокая.

Пока шли до лагеря – дождь кончился. И даже показалось голубое небо.  Но, успев замахнуть рюмки три, услышали раскат грома (!!) и уже минут через 20 грозовой фронт захлеснул нас сильным штормовым ветром и ливнем. Народ попрятался по  палаткам, а Володя с Максом продолжали рыбачить около чума)))). Повезло, что дождь не застал нас на горе…Дождь шел часа 2. Потом прекратился.

Дневной улов на озере порадовал начинающего рыбака Орлова: гольца поймал только он, профи же в недоумении жали плечами (типа, «что - свозили Женю на рыбалку?»), но завидовали по доброму и недолго – позже оторвались на хариусе в районе чума.

DSCN0816
DSCN0818

ВВечером приехали местные  - купили у них еще 2 ляжки оленя. А ночью опять пошел ливень с порывистым ветром, шел всю ночь и закончился только к утру.

МЫСЛИ ПО ОЗЕРУ:

Наличие мотора на озере – это большой плюс, потому  как идти пешком до перспективных мест рыбалки далековато (2-3 км в один конец). Также, учитывая  частый сильный встречный ветер (ветер в основном дует со стороны Воркуты), мотор нужен и для выхода с озера, если планируется дальнейший сплав по реке. 

С другой стороны, ветер при наличии дождя, играет и положительную роль: все очень быстро сохнет.

Сплав по р. Малая Уса до плотины г. Воркуты

19 августа. СБ. День 8-й. Спортивный. Совсем не до рыбы.
Сплав 19.08

Подъем в 7.30.

Сборы. Сегодня в планах – начать сплав и дойти до «большой воды» (пройти мели, про которые написано во всех отчетах).

В 11.00 старт (на удивление, для первых сборов после продолжительного отдыха, собрались очень быстро).

На озере стоят волны, сильный встречный ветер.

DSC_0031

Идем под мотором (катамараны сцеплять не стали, идти всего километра 2: К-4 с мотором на чалке тащит К-4 без мотора). Скорость 5-6 км/ч. Но это лучше, чем грести при встречном ветре (а грести при таком мордодуе, с большой вероятностью – НЕВОЗМОЖНО).

DSC_0042 

Первые километры реки проходим без проблем – видимо, дождь сыграл нам хорошую пользу – вода высокая.

DSCN0838 первые км реки

Километра через два тормозим на рыбалку – поймали пару хариусов.

В паре мест было мелковато – протащили слегка, чтобы не рвать шкуры катов.

DSCN0827
DSCN0829

6-й км – начало порожистого участка.

Прошли сходу 1й порожек – он хорошо просматривался с воды - и зачалились на ЛБ, потому как впереди что-то сильно бурлило.

Пошли на просмотр и афигели….Высокий уровень воды превратил безобидные пороги в пороги 3-4 к.с. Честно говоря, сегодня мы настраивались таскать вещи на мелях, пороги (по фото из отчетов мы их оценивали не выше 2 к.с.) у нас опасения не вызывали. Да и сплав, по регламенту,  был  матрасно-рыболовный))))

Пороги, а я их чисто субъективно разделила просто на ступени, по своей сути были однотипными: русло перегорожено крупными камнями, залитыми водой  (причем некоторые камни – особо опасные, потому как неоптесанно- острые), за камнями – бочки (прямо настоящие). Засада в том, что эти острые (и опасные) камни не просматриваются с воды. Чистый проход возможен только при очень четком маневре экипажа.  По берегам – скалки, расстояние между ступенями 200-300-максимум 500 м.

 На порогах встретили знакомых Казанцев: они уже сделали просмотр до конца участка и находились в раздумьях: проходить/либо обносить. Попросили нас подстраховать на случай прохождения.

После просмотра порогов до 4 ступени принимаем решение:

несмотря на наш  водный опыт (4 члена группы проходили пороги 5 к.с., у остальных членов группы имеется опыт прохождения порогов 3-4 к.с), риски безаварийно пройти пороги на тяжелых груженных четверках, к тому же, не оборудованных коленными посадками, очень большие. Форс-мажор в виде спасработ и ремонта судов в начале сплава нам не к чему (мы то приехали на рыбалку), да и погода к этому не располагала. Поэтому  каты, однозначно, разгружаем и переносим вещи в конец порогов – а потом думаем, что делать.

Сделали перекус и начали обнос вещей.

Начало обноса вещей после 1 ступени:

DSCN0842 начало обноса

Радует, что нет дождя. Но пасмурно. Обнос делаем по вездеходной дороге (мы по ней забрасывались), которая в месте порогов проходит по левому берегу практически параллельно реке, либо на небольшом удалении от нее. Навстречу идет стадо оленей – впечатляющее зрелище, напоминающее огромный пчелиный рой.

DSCN0855
DSCN0852
DSCN0857
DSCN0863

Я, перенеся свой личный  рюкзак до конечной точки, на правах единственной женщины, не участвовала в дальнейшем переносе, решила пройтись вдоль реки и проджипиэсить все ступени порогов.

К тому же, после первого этапа обноса, принимаем решение пройти пороги на пустых четверках (и нужен фотограф на берегу).

Поэтому, отбирается группа «проходимцев» (люди  с опытом и желанием пройти пороги – Володя, Макс, Камаев и Гнуда; я со своим опытом не рвусь, так как мне по душе проходить пороги на К-2, да и пусть пацаны типа Гнуды и Макса поотрываются – для них это редкое удовольствие). Остальные (Ромчик, Леха и Женя) продолжают обнос и страхуют на чалке.

Проводим реконструкцию катамаранов: из нарезанной резины (благо, ее полно в запасе) и репшнуров мастрячим подобие коленных посадок и погнали.

Описание порогов (начиная со второй ступени, так как первую прошли без просмотра и она не представляла сложности):

Участок  порогов 19.08
2 ступень.

Начинается через 200 м. после первой.

На входе  посередине русла перегорожено обливными камнями. Проход возможен слева и справа. Но правый заход прямиком ведет в  бочку у правого берега, за которой нагромождения камней; левый заход осложняется крючковатым зубом на входе посередине потока – зуб просматривается только с берега, с воды его не видно. На выходе по ЛБ нагромождения камней.

координаты: 67° 45' 44.5", 65° 53' 53.4".

DSCN0847 2 ст
DSCN0879 2 ст
DSCN0910 зуб 2 ст
Зуб на входе (левый проход).
Прохождение: прошли по левой стороне впритирку правой гондолы к зубу, с дальнейшим резким маневром влево – обход бочки справа, в которую несла основная струя.
DSCN0887 2 ст проход

Чалка сразу после ступени на ЛБ.

DSCN0890 чалка перед 3 ст

Прохождение первого К-4  началось и  закончилось матюками (матюки сопровождали и само прохождение): по черному  косячил Серега (опыт маломальский есть, но в походы ходит очень редко): не слушая команд Володи, делал все наоборот, при этом силищ у него столько, что его не могли сбалансировать три остальных гребца.В результате кат перед зубом развернуло задом и выбило на камни левого берега (получилось подобие балеринки).

Прохождение второго К-4  было практически идеальным (матюки рулят..).

3 ступень.

Начинается через 500 м. после второй ступени

На входе в порог  - бочка (внутри которой оголяются нехорошие камни), проход заужен – зажат камнями с обоих сторон, потом еще одна бочка и на выходе гряда камней (обливных/полуобливных) поперек русла.

Категория сложности оценена нами как 4.

 координаты: 67° 45' 51.9", 65° 53' 47.5"

DSCN0897 3 ст
DSCN0899 3ст вход
Входная часть порога.
DSCN0904 3 ст
Бочка по ПБ в середине порога.
DSCN0900 3 ст выход
Выход из порога.

Порог  обнесли по ЛБ – большой риск  порваться, безаварийный проход  возможен только на менее габаритном  К-2.

DSCN0926 обнос 3 ст
DSCN0928 обнос 3 ст
4 ступень.

Начинается через 200 м. после третьей ступени.

Полный непроход: все русло перегорожено огромными валунами, через которые бурлит вода и не понятно, каких каменюг бояться...

Категория сложности оценена нами как 4.

Координаты: 67° 45' 55.9", 65° 53' 41.3"

Общий план порога:

DSCN0932 4 ст
DSCN0933 4 ст
DSCN0936 4 ст

Порог  обнесли – несмотря на возможность организовать страховку с берега, большой риск  порваться, безаварийное прохождение практически невозможен.

DSCN0942 4 ст обнос
5 ступень.

Начинается через 500 м. после четвертой ступени.

На входе справа мель, по центру и слева – обливники. Узкий язык посередине (на прохождение по нему нужен точный маневр). Категория сложности – 3.

координаты: 67° 46' 01.2", 65° 53' 34.8"

DSCN0952 5 ст
DSCN0951 5 ст

Прохождение: четко по языку.

DSCN0955 5 ст прохожд

После прохождения зачалились на ПБ перед 6 ступенью.

DSCN0958 чалка после 5 ст ПБ
6 ступень.

Начинается через 300 м. после пятой ступени.

На входе справа мель, частично русло перегорожено валунами, по центру и слева – обливники. Узкий язык посередине (на прохождение по нему нужен точный маневр). Категория сложности – 3.

 координаты: 67° 46' 05.3", 65° 53' 29.6".

DSCN0960 6 ступень
DSCN0961 6 ст.
7 ступень.

Начинается сразу после шестой ступени. Ориентир – водопадный ручей на высоком  ЛБ.

DSCN0962 водопадик по ЛБ перед 7 ст.

Более сложный.

На входе справа слева  - огромный валун, за которым бочка. Далее струя бьют направо на камень. На выходе – непонятное месиво.  Категория сложности – 4.

DSCN0963 7 ст.
DSCN0966 7 ст
DSCN0969 вид сверху на 6 и 7 ст.
Вид сверху с ЛБ на 6 и 7 ступени.
DSCN0976

 Далее река становится спокойнее и на протяжении еще метром 500-та встречаются отдельные локальные препятствия в виде зубов в русле,

DSCN0981 локальные участки

после чего пороги кончаются (примерно в районе г. Хойтапэ – справа на фото):

DSCN0986 конец порогов

Прохождение. К-4 (большой) обнесли до конца 7-й ступени и потом, пройдя локальные препятствия, зачалили на ЛБ. К-4 «Стремительный» прошел  без промежуточной чалки 6 и 7 ступень (хорошо прошкрябал по нехорошему камню правой гондолой - но обошлось только испугом), далее прошел локальные препятствия в виде отдельных «зубов»  и зачалился на ЛБ в конце порожистого участка.

Длина порожистого участка – 3 км. Примерно это же расстояние – длина обноса вещей.  Прохождение (с параллельным обносом) закончили в 19.00.

Конец порогов. Координаты: 67° 46' 16.2", 65° 53' 26.5".

Спортивная часть дня закончилась (так думали мы). Чувствовалась усталость, но решили пойти дальше, так как здесь под лагерь место не просматривалось (заросли карликовой березки, болотины).

Но спорт на этом не закончился. Километра через 2 после порогов начался большой остров. Выбирая протоку для прохождения, рассуждали так: левая протока была «усыпана» мелкими островами, а значит в ней, возможно, будут мели; правая протока визуально выглядела более пригодной:

Участок тупик 19.08

 И пошли по правой протоке. Но большая вода сыграла с нами злую шутку: не подозревая беды, идем по широкой многоводной правой протоке, вода несет и – попадаем в тупик: дальше вода течет через плотные заросли кустов….Уже потом, дома, загрузив трек, я увидела, что, судя по карте, мы шли не по правой протоке, а по вездеходной дороге (увидеть это на маршруте проблематично, так как картинка в навигаторе рисуется с запозданием). Володя пошел на разведку. Рядом была еще одна – более правая протока – но и там непроход. т.е. вода разлилась так, что соединила правую протоку через сушу с правым притоком, который впадал в остов в этом месте.

Оставалось только возвращаться до развилки и пытаться пробиться через крайнюю левую протоку, правда, на тот момент не было никакой гарантии, что эта протока – крайняя левая…

Хорошо, что в команде не было случайных людей и такой форс-мажор практически не повлиял на моральных дух группы… Иначе у неподготовленного и усталого новичка вполне могла нарисоваться паника… А у нас народ по этому поводу, в основном, ржал. Подобная ситуация с нами как-то произошла на Оке Саянской, когда мы шли по большой воде и так же заплутали в протоках…

Впряглись в катамараны (как олени) и потащили их против течения к развилке. Благо, что ушли от нее не так далеко – всего метров на 300.

Особенно напряжными были последние метры перед развилкой в начале острова – река стала глубже и усилилось течение, сбивающее с ног.

Тупик крупно
Тупик
Выходим из тупика.
DSCN0990 тащим против течения

Ближе к развилке на ЛБ разглядели вездеходную дорогу – значит, скорее всего, идем в правильном направлении.

Зайдя в левую протоку (уже сидя на катамаранах), перед первым островком на ЛБ увидели пригодное место под стоянку  (ровное плато рядом с вездеходной дорогой, по ней мы ехали до озера) и решили вставать.

 Время 20.30.  Первый трудный день, наконец, закончился. За ходовой день прошли 13 км.

DSCN0991 стоянка
DSCN0994

Быстро сообразили «За пороги» и еще за что-то. Появилась назойливая мошка -  ветер ее больше не сдувает, ветра нет. Ужин варим на костре – газ начинаем экономить. Кажется, в тот вечер долго никто не засиживался –  после ужина быстро разбрелись по палаткам.

DSCN0993
DSCN0996
 

МЫСЛИ ПО ПОРОГАМ:

Для прохождения данного 3-х километрового участка по БОЛЬШОЙ воде ЖЕЛАТЕЛЬНО иметь хотя бы маломальский опыт (без опыта должно приниматься решение – ОБНОСИТЬ): пороги представляют реальную опасность – большая вероятность порезать судно, либо поломать раму, налетев на камень (все камни коварные). Прохождение требует от экипажа максимальной сработанности и быстрого маневра – безаварийное прохождение может быть обеспечено только «чистым»  безошибочным проходом. При этом, фотографии не передают всю сложность – сложность порога понимаешь только тогда, когда идешь в порог.

 
20 августа. ВС. День 9-й. Безрыбье. Здесь рыбы нет???
Сплав 20.08

Ночью были заморозки. Из-за отсутствия ветра в палатках сильный конденсат.

Утром – солнце! И нет ветра. Вентилятор, который бесперебойно работал на озере, выключили…

В 12.00 выходим. Интрига остается – выйдем ли мы из этой протоки. Вскоре протоку разбивают островки – петляем то влево, то вправо, каждый раз настораживаясь; пару раз останавливаемся рыбачить (ничего!), часто садимся на мель и тащим, но в конце концов выходим! Этому острову длиной  - 3. 3 км  дали  имя – о. Поганец. На его прохождение ушло полтора часа!

19-й км – приток Сауришор (ПБ). Перед притоком – остров (приток впадает в правой протоке острова). Величественно возвышается г. Саурипэ (1009 м., судя по всему - перспективна в плане радиального выхода).

DSCN1013

Реку переходит стадо оленей.

P1000747

Пытаемся рыбачить и в устье притока, и чуть выше – ничего…

Рыбаки начинают грустить, в их головах тяжёлые мысли – «здесь рыбы нет…». Погода солнечная, опять безветрие и достает мошка.

Следующая чалка – безымянный приток (ЛБ) после нескольких островов.

Пытаемся рыбачить на нем – ничего… Рыбы нет…То ли ее вообще нет, то ли от большой воды (которая так и прибывает каждый день) рыба просто одурела. Но от этого рыбакам не легче.

Сделали перекус.

Решили подойти  максимально близко к оз. Проточному. По левому берегу – завораживающие альпийские пейзажи – предположительно – долина р. Чаньшор (отличный вариант для совершения радиальных выходов):

DSCN1060
DSCN1044
DSCN1045

26-й км. Увидев подходящую для лагеря косу на ПБ встали, прямо напротив красивых горок. Дальше место решили не искать, потому как по большой воде многие косы залиты водой.

DSCN1073
DSCN1078
DSCN1079
DSCN1077

Время 18.30 За ходовой день прошли 13 км. за 6.30 ч.

Макс с Володей решили сходить на разведку на тему щуки на оз. Проточное, так как завтра планировалась дневка. Только ушли – пошел мелкий, но противный дождь.

 Развлекуха вечера -  котлеты из оленины))). Делали их на костре. Дрова нашлись. Плохо, но горели.

DSCN1076

DSCN1082
DSCN1087
DSCN1098
DSCN1094
P1000766
P1000765

Макс с Володей вернулись часа через три – мокрые, усталые и злые: до озера идти очень далеко (километра 3), причем берега озера заболоченные (они пошли без вейдерсов). Пока шли – сил на рыбалку уже не осталось. При таких раскладах на щуку решили не заморачиваться и завтра идти дальше.

Погода портилась на глазах: панораму гор на противоположном берегу постепенно затягивало. Включился вентилятор – штормовой ветер: только появятся мысли о том, что погода идет на улучшение, как – бах - и все по новой…

DSCN1105
DSCN1102

Всю ночь – дождь и штормовой ветер.

 

21 августа. ПН. День 10-й. Безрыбье. Здесь рыбы нет???

Сплав 21.08

Утром  дождь сделал небольшой перерыв – поэтому быстро встали и начали паковаться. Время 7.00. Только собрались – опять заморосил дождь.

В 10.00 уже были на воде.

Пасмурно, низкие тучи, среди которых издевательски просматриваются клочки голубого неба. Поймали последний горный пейзаж -потом горы закрылись тучами.

DSC_0071
DSC_0073
DSCN1102
 

В лицо дует сильный северо-западный ветер, груженые каты управляются с трудом. Средняя скорость движения – не больше  3 км/ч.

Остановились на рыбалку на притоке Чаньшор (ЛБ): рыбы нет, зато обнаружили заросли голубики и черники (ягод в этом году в районе практически нет, поэтому каждый кустик ягоды – это удача).Заодно погрызли косточки оленя.

DSCN1115
DSCN1116

Далее целимся на приток Саурияха (ПБ). Ветер дует все с той же силой. Приток проскочили: перед притоком – большой остров, чтобы попасть на приток – нужно идти по правой протоке, но правая протока – очень узкая, лезть туда не решились.

После притока Саурияха река расширилась и ветер подул такой, что катамараны перестали двигаться вообще – мы гребли со всей дури и при этом стояли на месте…На реке стояли волны. Такой подставы никто не ожидал…

DSCN1162

По хорошему, надо было ставить мотор. Но у нас  осталось всего 3 литра бензина – примерно на 30 км. (на моторе планировали идти после впадения р. Большая Уса и бензин был взят из расчета на это….А, оказалось, с бензином сильно просчитались…). Поэтому решили применить уже испытанный ранее (на р. Кожим) способ: катамараны протащить на веревке вдоль берега.

DSCN1141
DSCN1144
DSCN1152

Протащив с километр, принимаем решение вставать и пережидать ветер. Заодно сделать горячий обед. Время 15.00. Побегав по кустам, нашли веточки и сделали костер. Фарша было дофига – поэтому быстро налепили котлет. Котлеты пошли на УРА!

DSCN1154
DSCN1166
DSCN1172
Котлеты сморили на сон.

К 17.00 ветер немного утих – решили идти дальше до нормальной стоянки (здесь оставаться нельзя – заросли карликовой березки). Народ подустал. По-хорошему, нужна дневка.

Сначала тащили на чалке вдоль берега. Потом, когда река немного сменила направление, ветер стал поменьше, гребли. Река широкая, все берега залиты водой. Целимся на притоки – но все они заболочены (либо залиты водой).

Время 19.00, а мест, пригодных под лагерь, нет.

От притока Косрузьтывис (ЛБ) вполне можно идти на моторе. Воды не просто много, а очень много.

DSCN1175

В районе р. Нимтэмшор (ПБ) услышали звук моторной лодки! Очень обрадовались – возможно, получится стрельнуть литра 2 бензина! Минут через 10 показалась лодка. Тормозим. В лодке 3 воркутинца. Едут на рыбалку в верховья (!), говорим им, что там сейчас рыбы нет. Но они едут на какое-то свое волшебное место, где, с их слов, всегда клюет хорошо (предположительно – это р. Сауришор). Воркутинцы быстро откликнулись на нашу просьбу – доливаем до полной 5-ти литровую флягу с бензином, в благодарность  наливаем им пол литра спирта. Спасибо им большое!  Они посоветовали встать нам напротив чума. Еще сказали, что дальше идут щучьи места («там, где по берегам растет камыш», потом, типа – опять идет хариус).

На мотор пока не встаем, сегодня как-нибудь дотянем.  До чума сегодня дойдем врятли – к тому же, слышим грозные раскаты грома со стороны Воркуты.

DSCN1181
DSCN1182
DSCN1187

На 44-м км реки, пройдя после встречи с моторкой всего метров 500, чалимся на ПБ, на плато рядом с вездеходной дорогой. Подход к воде неудобный, но это уже не важно. Зато плато хорошо продувается и нет мошки. Место красивое: с плато открывается вид на горы.

За ходовой день прошли трудных 18 км.

За день не поймано ни одного хвоста…, видимо, и рыба, в шоке.

На дневку оставаться бессмысленно – завтра уходим.

Только успели натянуть баню (ее мы использовали еще и как шатровую палатку), пошел ливень  - но грозовой фронт зацепил нас краем: дождь напакостил, быстро кончился и появилась радуга!

DSCN1186
DSCN1185
DSCN1188

22 августа. ВТ. День 11-й. «Самый лучший день…». Трофейный хариус.

Сплав 22.08

Ночью периодически шел дождь. Но к этому уже начинаем привыкать.

Утро пасмурное, горы в тумане, но дождя нет. Ветра тоже.

DSCN1196
DSCN1201

Володя утром недалеко от лагеря поймал мелкого хариуса – отпустил конечно. «Может, хороший знак?» - подумали мы.

Стартуем. Ветра нет, поэтому без мотора. Пройдя метров 700 на первом плесе у  Макса  поклевка – хариус все так же небольшой – всего грамм 300 – но хоть что-то!!!

DSCN1202
DSCN1203
 

И понеслось… Останавливаемся около каждого плеса.  Рыба  потом обнаглела и начала перед нами показывать рты и прыгать. Видим спины.         

47-й км, чалимся на ПБ на облаву. Хариус прыгает прямо перед катамаранами!

Макс бежит на берег и начинает забросы (как он сказал – «кидал в рот»). Первый заброс – поклевка, удилище гнется, фрикцион трещит – народ в напряжении ждет. Володя бежит с подсаком. Вытащили и сразу фигеем…Первые мысли: это не хариус – это «карп»! В подсаке был просто огромный хариус! Визуальное взвешивание – ну точно  килограмма 2.5! Я побежала за весами, а хариус пошел по кругу на фотосессию:

DSCN1225
DSCN1230
DSCN1246
DSCN1237
 

Вопль Макса: «Все!! Я поездку отбил!!».(Потому что Макс ехал за трофеем).

Измерения показали: длина хариуса составила 50 см (от головы до начала хвоста) !!! Значение на весах немного расстроила – рыбина потянула не 2.5 на 1.8. Но для Макса это был личный рекорд!

Самое интересное для нас это то, что в желудке у  хариуса была непереваренная мышь!

DSC_0091
DSC_0093

Рыбаки сказали – встаем здесь! Перечить им никто не посмел. Да и место оказалось неплохим: галечный берег,  по краю которого кустарник. Вдали, на ЛБ, виднеются брошенные повозки с тюками вещей – видимо стоим недалеко от чума. Вот теперь – дневка.

За ходовой день пройдено 3.6 км.

Минут через 30 еще одного крупного вытащил Володя – на 1.5. Для него это тоже личный рекорд! Хариус такой же длинный, но чуть-чуть похудее первого. А в желудке опять мышь.

Мнение о реке кардинально поменялось -  рыба здесь  есть!

DSCN1279
DSCN1281

Рыбаки – на ямы. Остальные – на обустройство лагеря.

Берег исследован на предмет бани –  есть крупный галечник, дрова тоже есть. Баня (уже третья) будет!

DSCN1249
DSCN1252

Готовим на костре (газ используем только по утрам и на разогрев). Дрова сыроватые, требуют постоянного поддува. Но готовить можно.

DSCN1260

Вечером к нам на резиновой лодке приехали ненцы: отец с маленьким сыном: хотели стрельнуть сигарет. Но курящие у нас в это время были вне зоны видимости. Поэтому «гостям» пришлось отказать, но ребенку надавали сладостей, а папе кулек с продуктами (наличие оленинины влияло на раскладку – оставались несъеденные пайки). Я пообщалась с ним на тему рыбалки. Он сказал, что в этом году очень-очень большая вода, такой воды не было давно, с рыбалкой у них плохо (сети полупустые) – «вниз ушла вся рыба». Странно, почему тогда воркутинцы на моторке поехали на рыбалку вверх? Скорее всего, это лето – просто исключение из правил: в нормальную воду крупняк должен начинать клевать сразу после разбоев.

За день наловили штук 25, а может 30 крупных (от 800 г) хариусов, среди которых 4 – очень крупные экземпляры (1.8, 1.5, 1.4, 1.3). Рыбалка трудовая – клев не активный. Но рыбаки светятся от счастья.

Вечером, в довесок к малосольному хариусу, шулюм из мослов оленины.

23 августа. СР. День 12-й. Дневка. Рыбацкое счастье.

Дневка.

Пасмурно, но  ни дождя, ни ветра нет.

Нерыболовный народ разлагается. Рыбаки встали с утреца пораньше, как на работу. В течении дня их практически не видели – облавливали все близлежайшие перспективные места.

Леха  делал баню. Остальные искали дрова.

DSCN1313
DSCN1311

После обеда Камаев с Гнудой пошли в гости в чум – для них это была экзотика. Я собрала им огромный пакет с продуктами: сладости детям (шоколадки, конфеты, печенье, орешки – все, что у нас залеживалось), сухари (их не ели вообще – еще был хлеб), крупы, лук, чеснок и т.п. Вернулись часа через 2 – довольные. Их пустили в чум и даже напоили чаем. В чуме они купили детские тапочки (как позже выяснилось – купили за копейки: 300 – 600 руб. в зависимости от размера).

Дневной улов не разочаровал. Поймали даже нерыбаки: Камаев, Гнуда.

Вообще, прослеживалась такая закономерность: рыба клевала хорошо тогда, когда не было ветра. Как сказал Володя, это и понятно. «При ветре сильная волна, мошку на поверхности воды рыбе не видно, поэтому она спокойно стоит за своим камнем и вверх вообще не смотрит - ей нецелесообразно тратить силы на плаванье вверх вниз, слишком мало корма может этим получить. При отсутствии ветра, поверхность воды спокойная, мошку хорошо видно, вот рыба и начинает кормиться - те самые "рты"-бульки на поверхности, каждый бульк - одна муха».

Вечером со стороны озера увидели моторку – это были наши знакомые воркутинцы. Подъехали к нам. Улов – за все время поймали одного хариуса, правда, по их словам – очень большого – на 2.5 кг. Жарили в две сковородки. Но самого хариуса, как мы поняли, они не взвешивали.

Часов в 8 вечера на лодке приплыл знакомый ненец – уже взяв с собой 3-х детей: ехал снимать сети, а заодно зашел поговорить с нами – его интересовали опять сигареты (следующий раз надо будет предусмотреть это в раскладке: сигареты для местных).  В этот раз ему повезло: курилка Володя был на берегу и отдал ему целую пачку! (хотя свои были уже на исходе). Детишкам дала по куску щербета – они его тут же развернули и начали грызть.

DSC_0097

Вечером, баня с купанием в Малой Усе (вода заметно теплее в сравнении с озером). На углях от бани делаем люля-кебаб из остатков оленьего фарша))) Этот поход – какое-то  сплошное гастрономическое изобилие!

DSCN1318
DSCN1322
DSCN1339
 

После бани долго не расходимся. Ясное небо и звезды!

А ночью полили дождь…К утру – заморозки.

24 августа. ЧТ. День 13-й. Рыбацкое счастье продолжается.
Сплав 24.08
 

Утром, пока завтракали, моросил дождь. Потом просто пасмурно.

В 10.30 стартуем.

DSCN1346

Пройдя километра 2, останавливаемся на ЛБ напротив  чума – на берегу рыбачат пацанята, кто-то едет на лодке с правого берега и машет нам. Как оказалось, в лодке сидели женщины и дети, они везли на продажу тапочки. Дети – а это были девочки – были в ярких нарядных платьях – видимо, у них на случай туристов есть специальные наряды. Купили несколько штук, опять за копеечную цену (детские 300-600, взрослые – 1000 руб). Женщины просили продукты – но у нас уже было все упаковано, да и целый мешок унесли им до этого. Смогла вытащить только печенье детям, хотя можно было бы отдать и еще чего-нибудь.

DSCN1350
DSC_0104

Сегодня на воде холодно, хотя нет ни дождя , ни ветра.

Пытаемся рыбачить – но клев неактивный, а может сказывается то, что рядом чум и все выбито сетями.

54-й км, р. Тройная (ЛБ). Рыбаки учуяли перспективное место. Встаем.

За ходовой день пройдено 6.6 км.

Лагерь разбиваем на песчаной отмели ПБ, напротив р. Тройная.

DSCN1360
DSCN1357
 

Клев не такой активный, но берет в основном крупный хариус (от килограмма). Поймали всего штук 20.

DSCN1358

Ветра нет, поэтому куча мошки.

Вечером на костре варим уху, а также делаем шашлык из оленины.

DSCN1356
DSCN1385
DSCN1389

Над лагерем кружит много чаек – кидаем им потроха  и наблюдаем за драчкой.

DSCN1371

Сделала ревизию продуктов: оставалась еще куча сухарей, мука, масло, сахар. Собрали все в кучу и поставили недалеко от реки – возможно ненцы доходят до этих мест – чум сравнительно недалеко. Ночью шел дождь.

25 августа. ПТ. День 14-й. Обычный.

Сплав 25.08

К утру дождь стих и даже показался клочок голубого неба. Но в течении дня – в основном пасмурно с кратковременными осадками.

Сегодня в планах пройти 2-й порожистый участок и встать в конце ущелья. Поэтому опять без мотора. Да и мордодуй кончился – можно нормально грести.

В 9.00 стартуем (! вот это молодцы, так быстро собрались).

Метров через 500, в месте впадения левого притока Хасырейтывис – первый порог: перед порогом остров; правая протока острова – «чистая», левая протока – порог: на ЛБ скальный выступ, на который бьет основная струя, в русле – полуобливные камни.

2й пор. участок

Сделав просмотр с острова – прошли порог (2.к.с.).

DSCN1408
DSCN1410
DSCN1412

За порогом на ПБ стояло 2 квадрика – зачалились пообщаться.

DSCN1405
DSCN1409

Это были воркутины. Рыбаки. Жаловались на плохой клев, на очень высокую воду. Мы им сдали рыбные места, на которых отловились. Мы подивились полным отсутствием рыбы в верховьях, на что они сказали: да, там километров 20 от озера хариус не ловится (даже в нормальное лето). Они нас остерегли по поводу дальнейшего участка реки: недалеко от 1-го порога есть какое-то коварное место («чаша»), где посередине русла находится что-то такое, что режет лодки (рассказали, что было уже несколько случаев, когда разрыв был по всей длине лодки). Вот чего нам не хватало для полного комплекта! Также воркутинцы сказали, что уже уезжают – едут ближе к чуму: попросили их подобрать наши продукты и передать в чум. Дальше идем с опаской, но ничего подозрительного не видим. Потом предположили, что при таком уровне воды нас, скорее всего, пронесет. После порога остановились на плесе перед перекатом. Поймали несколько крупных хариусов.

DSCN1422
DSCN1425
DSCN1417
 

Сегодня  - последний рыболовный день, поэтому не спешим и останавливаемся на всех перспективных местах. Идем на веслах.

Через несколько километров – 2-й порог, аналогичный первому: перед порогом остров, правая протока – «чистая», левая протока  - порог: в русле, на выходе, торчит каменный «гребень» - на него бьет основная струя, 2 к.с.

DSCN1432
DSCN1433
DSCN1442
DSCN1448

Прошли в обход порога по правой протоке.

Дальше, в паре мест выловили еще несколько крупных экземпляров. Размер хариусов уже не удивлял. 800 –граммовых стали называть мелочью.

DSCN1449

Далее останавливаемся на ПБ в начале красивого ущелья: по ЛБ – огромная ярко выраженная складчатость и резкий поворот реки; на повороте реки к ПБ подходит вездеходная дорога.

DSCN1455
DSCN1464 (2)
DSCN1465
DSCN1471

Здесь я нашла палеозойских (? – верю информации из интернета) гадов:

DSCN1458

Улов продолжает радовать.

DSCN1480
DSCN1481
 

Мы планировали разбить лагерь в конце скального участка. По навигатору (по чужим точкам) вижу, что через несколько метров – еще один скальный коридор и предполагаю, что «конец» каньона где-то там, впереди. Но скалы резко закончились, по берегам только заросли карликовой березки. Начинаю соображать, что эти красивые скалы и были концом ущелья…

Поэтому решено вставать на первом удобном месте. Но «первое» удобное место как раз и было на тех скалах… Все отмели, отмеченные на карте, залиты водой. Пока нашли место, успели пройти два квадрата карты.

69-й км. Время 18.30. Лагерь разбили на ПБ, на отмели,  в 2-х км не доходя р. Тальбейшор.

За ходовой день прошли 15 км. Выловили 24 хариуса, из них штук 5 –крупных (1.3-1.5).

Дневной улов как раз хватило на надпись! (рыбка в рыбку):

DSCN1484
DSC_0117
 

Вечером собираем новое судно: завтрашний день – последний на воде, идем на моторе.

DSCN1495

К вечеру небо прояснилось и мы впервые за весь маршрут увидели полярное солнце во всей красе.

DSCN1491
DSCN1489

Вечером варим уху, жарим потрошки, а также прощаемся с олениной – остатки мяса пускаем на рагу.

У костра (!) сидим долго. Сильно достает мошка.

Ночью, впервые за все время, нет дождя.

МЫСЛИ ПО МАРШРУТУ:

Если не заморачиваться на гольца, то можно начинать маршрут с первого брода через р. Малая Уса:

В таком случае не надо проходить пороги, мели. К тому же, до р. Саурияха хариуса нет (?).

К тому же, начиная отсюда, также остается возможность организации радиальных выходов.


26 августа. СБ. День 15-й. Последний день сплава (под  мотором).

Сплав 26.08 1 часть
Сплав 26.08 2 часть

Утро – сухое и солнечное. Успели просушить и палатки, и вещи.

В 10.00 стартуем. Катамараны в связке.

DSCN1543

Через час – перекус (на завтрак было только кофе), дозаправка и 2 последних пойманных на реке хариуса. Рыбачить сегодня некогда, да и рыбаки намахались удочками так, что желания рыбачить уже  особо нет. Макс комментирует, что перед катамаранами прыгают харьки.

Река все шире и шире. Идем со скоростью 9 км/ч. До впадения Большой усы прошли 2 локальных порога. В первом немного труханули, так как наша баржа была практически неуправляема: порог на повороте, после которого в русле гряда камней. В поворот не вписались,  жопа пошла на крен, Володя матерился на всю реку. В последний момент "выгребли" - добавив газа на моторе. Причем, 1-й порог у меня в навигаторе был обозначен как перекат.

Перед Большой Усой появился мордодуй и скорость передвижения упала до 4-5 км/ч.

DSCN1546

96-й км – впадения Большой Усы (ЛБ). От лагеря прошли уже 27 км за 4 ч. Перед слияниям вроде бы должен быть порожек – видимо, при высоком уровне воды, все камни залиты водой и даже визуально нет сужения русла - порога нет.

После впадения зачалились на ЛБ на перекус.

DSCN1550

 Сварили спагетти и доели вчерашнего оленя (наконец то…). Обнаружили, что у мотора выбило «волнорез» - видимо в одном из порогов. Володя заменил его толстой фольгой. Других вариантов все равно не было.

После Большой Усы река не просто широкая, а широченная. К тому же, появился встречный ветер. Скорость с 9 км/ч уменьшилась до 4-5 км/ч. (мотор не насилуем, идем на полугазе, потому как на полном газу скорости можно прибавить км на 2, а расход бензина увеличится). По берегам реки – красивые скалы.

DSCN1579
DSCN1593

Идти здесь при таком ветре без мотора – просто НЕРЕАЛЬНО, и тащить по берегу (как мы делали выше – НЕРЕАЛЬНО (ширина русла огромная, берега, в основном, скальные).

105-й км - р. Кечшор (ПБ), через 9 км от устья Большой Усы. На высоком берегу стоят две Нивы.

DSCN1596 Кечшор

 Отсюда возможен выход. Но за него у нас попросили 14 тыс. рублей. После Кечшора русло стало Еще шире, а ветер Еще сильнее – река больше похожа на водохранилище. Особенно достается первой палубе: на них летят все брызги. Леха периодически наливает для поднятия моральной стойкости. Как хорошо, что в запасе есть бензин! Как хорошо, что не подводит мотор! Без мотора здесь НЕЛЬЗЯ – без мотора при встречном ветре здесь труба!!!На выход можно убить не день, и даже не два.

DSCN1604
 

114-й км – плотина.  Метров за 300..500 видно красно-белое здание на высоком берегу. Метров за 300 до этого здания - финиш:  большая поляна на ПБ, к которой подходит дорога, ведущая в п. Советский и далее в Воркуту.

Мы на поляне застали местных рыбаков, которые буквально перед нами вернулись с рыбалки (рыбачили недалеко от плотины на сети: поймали щуку, пару налимов, крупного окуня и несколько хариусов – т.е., теоретически, рыба ловится практически до выхода с маршрута).

DSCN1611
DSCN1614

Что интересно, плотина никак не огорожена. При нашем уровне воды плотины как какое-либо сооружение вообще не было видно.  И если не знать, где выход, можно по волнам уйти и дальше…

Время 18.00. За ходовой день прошли 44 км.  Водная часть маршрута закончена.

По итогу осталось не истрачено 2 литра бензина – как раз столько, сколько  залили нам воркутинцы. 

Пока разгружали катамараны – пошел дождь… Просушиться не получилось – мокрые баллоны пакуем в рюкзаки. Значит, будем потом вонять в поезде…

DSC_0147

Сегодня планировалось уехать в Воркуту (ночевка на плотине расматривалась только при крайнем случае). Наша договорная машина должна была приехать к 19.00.

Связь на поляне не ловит – нужно подняться в горку. Володя пошел звонить. Вернулся минут через 15 – все нормально, за нами приедут. Прошел час – машины нет. Уже темнеет. Идет дождь. Вещи уже все собраны. Володя опять ушел звонить и пропал минут на 40. Что делать – не понятно. Неужели в конце маршрута – подстава?

В 20.00 видим огни фар – подъехала грузопассажирская газель вместе с Володей. Как выяснилось, шофер приехал вовремя, но не мог проехать к плотине – на подъезде въезд перекрыт шлагбаумом. А шофер сюда ехал первый раз (!) и не знал, что этот шлагбаум надо просто открыть, связь ловит с перебоями – поэтому много время ушло на созвоны.

МЫСЛИ ПО ВЫХОДУ:

С выходом лучше договариваться заранее. Надеяться на попутный транспорт очень рисковано. Сама территория пустая и темная - ни людей, ни машин. "Попутным транспортом" могут стать рыбаки, которые сюда приезжают - но при нас это были легковушки, забитые личными вещами рыбаков.

Быстро загрузились. Одного пришлось посадить в кузов с вещами. Тут шофер Александр сообщает нам, что ж/д вокзал с большой вероятностью на ночь закрывается (типа, у них ходит только 2 поезда и оба утренние). И еще, сегодня в Воркуте – день шахтера…

 Едем по раздолбанной дороге.  Кажется, первые 15 км дороги нет вообще – одни сплошные ямы….

К ж/д вокзалу Воркуты приехали уже затемно. Ж/д вокзал был открыт! Льет дождь.

В наших планах было – снять квартиру в  Воркуте на сутки (распечатала заранее объявления, плюс рекламные объявления о сдаче жилья висели прямо на вокзале). Однако, была проблема: куда-то надо было деть кучу шмурдяка – везти их на квартиру – нереально, и потом с квартиры – тоже… (это еще дополнительные затраты на наем транспорта). Заказать квартиру заранее и ехать на нее сразу с плотины не получалось: при заказе везде требовалась предоплата, а рисковать деньгами не хотелось, т.к. был риск не выйти вовремя с маршрута.

Пока разгружали машину, я пошла на вокзал – узнать про камеру хранения. От цен афигела: одно место стоило 370 руб. Есть комната отдыха – 800руб/чел. (это 6400 руб. на группу, при стоимости аренды 2-х-комнатной квартиры 1500 руб…) Для нас совсем небюджетно. Просто оставить вещи в платном зале ожидания (так мы делали в Слюдянке) – тоже нельзя – такого зала просто нет…

Получается, что с квартирой облом. И, не смотря на недовольства Лехи по поводу «смазанного выхода», ночевать придется на вокзале. К тому же, поход не коммерческий – и никто никому лишних удобств не обещал.

Еще один сюрприз: на вокзале нет туалета. Вернее, внутри есть служебный, который закрыт, а на улице есть платный, который работает с 8 утра до 22-х вечера…Зато есть душ -200 руб/чел., за который нужно рассчитаться заранее, потому что дежурный вокзала уходит и потом туда уже не попасть. Отсчитав нужную сумму, в кассу отправляю Серегу, чтобы сразу заплатил за всех.  Он возвращается с деньгами и со словами «все нормально», типа: в душ нас пускают бесплатно,  плюс откроют  доступ в служебный туалет))) Что уж там сказал Серега очень серьезной женщине – дежурному  по вокзалу – я до сих пор не знаю, но складывалось все хорошо: на вокзале, кроме нас, никого;  есть горячий душ и туалет;  есть вполне неплохой кофе в автомате за 30 руб (!).; есть коврики и спальники -  а большего и не надо. И еще есть сэкономленные 3 тыс., закладываемые на съем квартиры.

Два зала ожидания на ночь закрыли, но у нас был вполне сносный закуток на входе в вокзал.  Гонцы сходили в круглосуточный магазин, купили булки, колбасу и пиво)))) Пиво было просто необходимо, потому что с реки везли контейнер с малосольным хариусом…(на вокзале дежурила охрана, поэтому ходили на улицу и переливали пиво в 2-х литровый термос).

По очереди сходили в душ, который вернул нам  вполне цивилизованный вид.

Ночь прошла незаметно, и даже удалось выспаться. Любители комфорта достали коврики и спальники, ленивые же легли прямо на рюкзаки.

 
Дорога домой.

27 -28 . августа. ВС-ПН. День 16-17-й. Поезд. 

Часов в 7 утра, попив кофе, пошли гулять (на вокзале остался Леха) – у меня была идея сделать фото на Стелле «67-я параллель». До стеллы от вокзала можно было доехать на маршрутке (охранник объяснил, что туда идут все автобусы), но пошли пешком, организм требовал нагрузки, к тому же – была распечатка с яндекс-карт.

DSC_0157

Воркута в районе вокзала выглядит как город-призрак. Разрушенные и брошенные здания угнетают взгляд…

Вернувшись на вокзал, делимся на 2 группы, чтобы пообедать. Уточнили у охранника – куда лучше податься. Охранник сказал, что кафе в основном открываются в 10-00 и единственное круглосуточное кафе – это «Гелиос» на площади. Поехали туда. Оказалось, что в центре Воркуты состояние городской среды намного лучше – красивые дома, широкие улицы, разноцветные вывески.

Придя к кафе «Гелиос» выясняется, что это – пиццерия  с космическими ценами – просто поесть сухомятку рублей на 350… При таких раскладах можно сбегать в магазинчик за булочкой с кефиром, подумали мы и поехали назад. Приехав на вокзал, решили заглянуть в кафе-бар прямо напротив вокзала. Бар должен был открыться в 10-ть. Но мы постучали в служебную дверь и нам открыли.От добрых женщин мы узнали, что в этом кафе есть горячие блюда: солянка, пельмешки, лагман и т.п. стоимостью в пределах 150 руб! (большая порция солянки -90, пельмени-120).

В общем, к открытию мы уже были в кафешке. Наелись по уши! Очень вкусные пельмени – просто огромных размеров!

На вокзале много сувенирных лавок. Как нам объяснил все тот же разговорчивый охранник – цены на сувениры такие же, как в городе (потому что хозяин сувенирных магазинов один).

Посадку в поезд объявили за 30 минут, хотя стоял он уже давно (отправлялись в 12.40 мск)..  Купили один багажный билет (разборная байдарка), но проводник – опять студент, и опять один. На наш багаж внимания не обращает.  Сюрпризом оказался плацкартный вагон нового образца: с кондиционером, биотуалетами и укороченными рундуками…Вещи еле-еле растолкали по вагону.

В поезде на больших остановках покупаем пиво, успешно пропивая неснятую квартиру в Воркуте.

В Киров прибыли 28-го в 20.40 мск. Машина уже ждет.

Час на погрузку. И обратная дорога.

В 7 утра под Елабугой остановились на завтрак в кафе «Тургай» - позавтракали плотно, так как в поезде особо не ели.

Всю дорогу до Башкирии льет дождь.

После Башкирии резко стало жарко.

29-го в 18.00 были в Магнитогорске.

Итого обратная дорога заняла 18 часов.

 

Поход закончен, но я до сих пор по привычке отслеживаю прогноз погоды по Воркуте…. И прогноз такой же мрачный.

Нужные телефоны (заброска, МЧС).

ФИО

Контактные данные

Какая техника

 

 

Илларионов Александр Владимирович

(хозяин)

912-178-22-24

МЛРТ

90 000

Заброска на озеро

Леонид

(старший)

912-123-50-47

Оксана Дмитриевна

(бухгалтер)

 

912-951-06-01

Предприятие

«Север-транс»

Директор

Евгений Павлович

912-121-88-20

4000 руб/группу

Выход с маршрута

(запасной вариант)

Александр

912-503-81-61

912-110-09-11

Грузопассажирская газель

1500 руб.

Выход с маршрута

 

Служба заказа автобусов «Айбас»

951-238-44-00 - Лена

(8-351-908-44-00)

951-790-46-99 – шофер Сергей

80000 руб.

микроавтобус Магнитогорск-Киров, Киров-Магнитогорск

 


Комментарии
Наталья20.11.17, 06:59
Видео ценного нет...в самый неподходящий момент задурила камера 
Наталья, еще раз здравствуйте! У Вас видео о походе есть? 
Vlad_s4211.10.17, 17:09
Спасибо вам! Вы сделали то , что я не сделал - небольшой отчёт о М. 
Усе и её-йного озера. Этот участок был у меня последним в моём маршруте. Я "попрыгал" на одноместной байде одиночкой.
Всё что пережили вы я пережил в "квадрате". Почти слезу пустил вспоминая. Спасибо вам и удачи. Влад.Пермь.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте