Путешествие в сумган-кутук

сумган-кутук сумган-кутук

Это удивительное место находится в Башкирии,в уральских горах,в 30 км от поселка Нугуш.

Ну,начну сначала.В эту поездку меня позвал старый товарищ и спелеолог Саша Жильцов.Поездка планировалась на неделю,каждый день  посешение одной пещеры,и конечно самая главная пещера Сумган-Кутук.Самая сложная,загадочная и до конца неизведанная.Основная сложность была в том что пещера имела единственный вход-вертикальный колодец-около 80 метров вниз.

Группа собралась разная,но все старые туристы и это их не первая пещера.Я же был новичок в этом деле.Из всех походов я ходил в поход выходного дня(но зато очень часто).Ребята заранее тренировались спуску и подьему на стене недостроенного садика.Я тоже посетил пару тренировок, но что то у меня возникли трудности в плане обучения.Саша сказал, что Сумган не единственная пещера и много еще там интересных пещер.Ну я и решил что не стоит рисковать и лезть куда не поподя.Тем более у меня не было спец.снаряжения,ну и на тренировки я решил не ходить.

В последний день определилось, что в пещеры едим в кол-ве семь с половиной человек(один 8-летний ребенок).6 лиц мужского пола,женщина и ребенок.Заброска планировалась на уазике-буханке.Докуда УАЗ сможет доехать,а дальше рюкзаки и пешком.

Надо сказать что уазик с честью выдержал все испытания, правда потерял задний бампер.Но на наше счачтье мы доехали точно до лагеря и топать пехом не пришлось.Эти 30 км мы ехали 4 часа-такая была дорога.

Обустроив лагерь,вечером пошли посмотреть пещеру Сумган-Кутук. Шли весело,но как только спустились к подножию пещеры все замолчали. Вход представлял рваную дыру в земле, с противоположной стороны был невысокий скальник. Честно сказать в тот день я не подошел к дыре ближе двух метров. В скальник  были вделаны таблички,три человека погибли при исследовании пещеры.

На следующий день мы втроем проводили наш УАЗ с водителями до ручья и пошли пешком в лагерь.Ручей был где то на середине пути до деревни и идти пришлось 14 км.Но нам повезло,пройдя половину пути нас подобрал другой уазик с ребятами из Оренбурга.Ребята ехали на выходные,как они сказали на ПВД(поход выходного дня).Надо сказать подготовились они отлично –у них была лодка на которой они хотели поплавать в пещере.Отдельное слово об их УАЗе-машина была полностью обустроена для таких поездок:спец.резина,багажник наверху и система навигации с нанесенными пещерами.

После обеда мы вместе с новыми ребятами отправились в пещеру 4ый-Кутук(башкирское слово,видимо и есть пещера).Вход в пещеру представлял из себя 10 метровый вертикальный колодец с деревянной лестницей, а дальше пещера шла по горизонтали.Самая красивая часть находилась в конце пещеры.Надо было по веревке залезть на уступчик и там были пещерные гуры, как бы известковые бассейны в которых находилась кристально прозрачная вода.Одна гура была достаточно глубокой,в ней можно было даже плавать.

Вечером Саша сделал навеску на небольшом скальнике и ребята пошли тренироваться. Я тоже попробовал спуститься и подняться. У меня получилось,правда не без подсказок и очень медленно.

На третий день нам предстояло покорить пещеру с русским названием Зигзаг.Мы доехали с ребятами на уазике прямо до пещеры.Ребята взяли с собой лодку. Пещера была очень интересная.вход в пещеру был маленький и узкий.Первая часть пещеры представляла из себя шкурник ,углубляющийся постепенно вниз.Вначале пути ползти приходилось ногами вперед и боком. У меня не было опыта прохождения шкурников,поэтому мне было особенно тяжело.

Дальше пещера расширилась,появились красивые натеки,сталактиты и т.д.Где то в середине пещеры начался ручей,который затем перерос в настоящую пещерную реку. Три человека из группы ушло на выход,потому что самый младший участник группы,Толик сильно замерз.Дальше ребята накачали лодку, и мы доплыли до части где уже бывал не каждый.Это очень интересно плыть на лодке по пещерной реке. Здесь кто то обнаружил интересную растительность,похожую на плесень.Я к своему удивлению нашел живую лягушку. Даже удалось ее сфотографировать.

Мы дошли почти до конца пещеры насколько это было возможно с нашим снаряжением. Дальше уже шла часть в которую ныряли только спелеодайверы. Под воду уходила веревка, которая шла по узкому сифону.Проплыв сифон можно было оказаться в новой части пешеры,которая заканчивалась таким же сифоном. Ребята сказали, что кто то нырял в этот сифон, но проплыть его не получилось,так как он очень глубокий. Не все пещеры раскрывают свои тайны.

На четвертый день мы побывали сразу в 1ом и2 ом Кутуках.2ой Кутук оказался сравнительно небольшой пещерой.Его особенность заключалось в том, что он имел много круговых ходов и был как бы своеобразным лабиринтом. Мы с Иваном залезли в узкий ход, а вылезли в том же самом месте где заходили.В такой пещере по незнанию очень легко заплутать.

1ый Кутук был буквально в 200 метрах от второго. Когда мы туда шли я подумал, что ничего нового  уже не увижу.Пещера имела длинный невысокий вход. Подойдя поближе мы сильно огорчились. Дело в том, что деревянная лестница полностью вмерзла в лед и спуститься по ней не представляло возможности. Веревки для спуска мы брать не стали. Между тем через вход было уже видно, что пещера  очень необычная, на потолке висели огромные ледяные кристаллы, весь низ пещеры, насколько видно, представлял из себя ледяной каток. Спуститься в пещеру можно было тупо сьехав вниз, но так просто назад уже не выберешься, вход представлял достаточно крутую ледяную горку. Но Саша, как самый умный,не зря он руководил походом предложил следующий вариант.Мы просто нашли две длинных сучковатых березы, связали их вместе куском веревки и опустили березы вниз.Второй веревкой привязали конец дерева, к торчащей изо льда лестнице. Мы осторожно спустились и пошли в левую часть пещеры.(правая часть шла еще ниже,нам не хватало нашей веревки). Здесь нам открылась настоящая ледяная сказка. Огромные кристаллы,похожие на снежинки, были на потолке.В некоторых местах спускались огромные ледяные сталактиты и сталогнаты, возле стены был настоящий ледяной водопад. Пятеро здоровых мужиков забегали вверх по горке, а потом скатывались вниз. Пещера была очень красивая.

Пятый день был самым решаюшим. Ребятам предстояло спуститься в самую сложную пещеру – Сумган Кутук. Причем наравне с мужчинами шла и женщина – Наталья. Я, как бы оставил эту затею, хотя в душе сильно колебался.  Проводив ребят до пещеры, я подождал пока они все спустятся. Навеска и спуск заняли много времени. Помню еще перед тем как уходить я бросил в пропасть монетку, чтобы вернуться через год и спуститься, но это мне удалось гораздо раньше.

Вечером все благополучно выбрались из пещеры и пришли в лагерь. Все были довольны. Эмоциям и впечатлениям не было предела. Тут выяснилось, что у нас в запасе есть один день и ребята решили завтра тоже идти в Сумган. В общем получилось так, что я тоже напросился идти.

Не буду описывать все опасности спуска, они просто свелись к тому, что у каждого должна быть своя обвязка строго подогнанная под человека, тогда можно избежать не нужных трудностей и проблем. В общем спускался я долго,но спустился. Психологически  больше боялся спуска чем подьема,хотя ребята пугали подьемом.

В Сумгане было много летучих мышей, они летали буквально заворачивая перед самым лицом. Я не пожалел, что спустился в пещеру. Из всех остальных местных пещер Сумган оказался самым большим и красивым. Идти надо было очень осторожно, так как в пещере было много вертикальных колодцев. В одном месте находился так называемый идол(искусственного происхождения).Какая то группа спелеологов не поленилась опустить его в Сумган. Так родилась традиция оставлять что нибудь на память идолу. Я оставил свой фонарик,он даже работал.Может куму то он будет нужнее.

В предпоследний день мы собрались сходить на Сакаску, так назывался залив на реке Белой. Я думал, что меня уже не удивишь красотой местной природы. Там куда мы пришли был просто настоящий рай. Большое водохранилище с чистой водой,горными пейзажами и самое главное полное отсутствие цивилизации. Мы весь день плавали, прыгали со скалы и не увидели ни одной лодки и ни одного катера.

На следующий день, перед самым отьездом, я быстро добежал до Сумгана и бросил в пропасть пятикопеечную монету.Придется в следующем году ее забрать...