При отсутствии опыта морских зарубежных путешествий
команда запаслась документами, необходимыми для предъявления на границе,
в таможне, береговой охране, иммиграционной службе, полиции. При общем едином
подходе в разных странах к процедуре входа в порт и выходе из него, существуют
некоторые отличия и особенности. Кроме того, в территориальных водах располагаются
объекты специального назначения. Незнание закона не освобождает от его исполнения.
ОАЭ
В течение недели мы решали сложную проблему, связанную
с тем, что в ОАЭ не было предусмотрено закрытия визы в морском порту в случае
прибытия по воздуху. Мы поочерёдно познакомились с таможней и береговой
полицией, а также порт-контролем, где нам настоятельно порекомендовали обратиться
в международный яхт-клуб "Марина Клаб" эмирата Фуджейра. Президент "Марина
Клаб" Ахмед потребовал доказательств - откуда взялась наша лодка. По очевидной
логике Ахмеда мы могли только откуда-нибудь приплыть и обязательно иметь
“клиренс” - выходную декларацию из порта другой страны. Если катамаран прибыл
как багаж, мы должны предъявить ввозную ГТД (грузовую таможенную декларацию),
где указано, что мы привезли судно. ГТД у нас не было, так как в аэропорту
Дубаи нам смогли лишь выдать справку, что ввезено 22 места, общим весом
650 кг, но подтвердить, что это катамаран они не могут.
Мы вызвали представителей Ройял Парк (наши «спонсоры
– в ОАЭ – принимающая сторона) в Санди-Бич. Уже тогда стало понятно неудобство
удалённости Санди-Бич от Дубаи (2 часа езды на машине) и Фуджейры (30-40
минут). Вместе с Ройял Парк мы посетили Coast Guard-береговую охрану. Капитан
Мохаммед недоверчиво воспринял заверения о провозе лодки в багаже и совершенно
не поверил в возможность идти на ней в Таиланд. Однако Мохаммед подытожил,
что при наличии "добро" от Ахмеда Coast Guard нас выпустит.
В таможне порта Фуджейра несколько офицеров 3 часа обсуждали
нашу проблему и, в итоге, отправили к Ахмеду.
Встреча с Ахмедом закончилась тем, что он объявил наше
отплытие невозможным. Мы предъявили ему российскую ГТД, где указывалось,
что мы везём лодку в 22-х упаковках. Ахмед резюмировал, что дальнейшие переговоры
возможны только при наличии нотариального перевода ГТД с русского на английский
язык и ГТД аэропорта Дубай.
Мы обратились в российское посольство и консульства
Абу-Даби и Дубай с просьбой помочь с отплытием. Консул оперативно запросил
МИД РФ в Москве о возможности содействия нам и получил ответ, что это проблематично.
Пилот Андрей, с которым мы познакомились в Фуджейре,
предложил встретиться с шейхом Фуджейры. Он проработал этот вопрос с личным
пилотом шейха и получил отрицательный результат.
Во время очередной встречи с Ахмедом, последний был
более дружелюбен и посоветовал нам вернуться в Дубаи, построить лодку в
порту Дубая и стартовать оттуда. По его словам, раз мы прилетели в Эмират
Дубаи, службы порта Дубай будут более благосклонны, чем службы совершенно
другого Эмирата Фуджейра.
Российский бизнесмен, отдыхавший в Санди-Бич, посоветовал
нам обратиться в суд.
Мы снова поехали в Дубаи, где оформили необходимые,
по нашему мнению, для дальнейших переговоров документы:
- полный нотариальный перевод российской ГТД (обошелся
в 300 $!!!);
- доп. информацию о судне, заверенную консулом России
в Дубаи.
Во время очередной встречи с Ахмедом мы поняли, что
лёд тронулся. Ахмед был позитивен, но согласия не давал. Из его кабинета
мы несколько раз звонили в Coast Guard супервайзеру капитана Мохаммеда полковнику
Дхилалу. Видя нашу настойчивость Ахмед поинтересовался - где лодка. Тогда
мы рискнули, собрали катамаран и пошли из Санди-Бич в Фуджейру морем, решив
поставить Ахмеда перед фактом. По пути к нам подошёл катер Coas Guard Дубая.
Мы убедили офицеров, оперируя именами Ахмеда, Мохаммеда и Дхилала. Офицеры
кого-то запросили по рации и пропустили нас.
Появление нашего судна в гавани «Марина Клаб» произвело
фурор и в клубе и в Фуджейре. Нас атаковала пресса. Вечером нас посетила
делегация высшей Администрации Эмирата Фуджейры во главе с двумя сыновьями
шейха. Чиновники удивлялись необычной конструкции, смелости российских «моряков».
Этот визит, вероятно, и стал решающим.
На последовавшей за этим встрече с Ахмедом он объявил,
что завтра в «Марина Клаб» состоится пресс-конференция, после которой мы
можем отплывать. Ахмед взял наши паспорта и сказал, что бумаги в береговой
охране, таможне и иммиграционной службе оформит сам. Утром нам вручили паспорта
с закрытыми визами и клиренс на арабском языке.
Оман
В Омане всё прошло гораздо проще, но не обошлось и без
курьёзов. Мы причаливали к побережью два раза. Первый раз, для ремонта,
у города Курайят. К нам подходили дети и взрослые. Один из них, по имени
Саид (он бывал в Санкт-Петербурге. Видел Россию, снег), привёз нам на машине
ящик питьевой воды, местные плюшки и сказал, что месяц мы можем находиться
в Омане без визы. До этого мы имели информацию, что без визы - не более
трёх дней.
При причаливании к Эль-Хадду (Оман) нас обступила толпа
народу, какой-то важный человек требовал, чтобы мы быстрее ушли. Тем не
менее мы выполнили свою задачу - съездили на джипе в посёлок, купили бензин
и лепёшки и отплыли. Время стоянки - один час. Никто из официальных лиц
не появился.
Лаккадивские острова
Самым потрясающим было посещение Лаккадивского острова
Четлат. В России нас уверили что виза действительна на Лаккадивах и запрещенных
к посещению островов сейчас нет.
Сразу после причаливания к нам подошёл начальник местной
полиции Хамсан, пояснил, что посещение острова без специального разрешения
из Дели невозможн, и коль такого у нас нет, то мы должны немедленно покинуть
остров. Мы очень не хотели уходить сказали, что не можем уйти без ремонта.
В полиции с нас взяли объяснительную на английском языке - как и почему
мы оказались на острове Четлат, кто такие и куда идём (которые сам начальник
полиции написал в 5 экземплярах). Содержалась там и просьба о вынужденной
остановке на 1 день. Все данные начальник полиции передал по факсу в столицу
Лаккадив - Каваратти и запросил власть, что с нами делать. До решения вопроса
мы начали ремонт. К нам приставили «охрану» - постоянно дежурили 3 полицейских,
т.к. индусы обступили нас и мешали работать.
Выяснилось, что посещение острова строжайше запрещено
любым иностранцам, включая индийцев, хотя Лаккадивский Союз находится под
юрисдикцией Индии. На острове строго запрещены фото- и видеосъёмка. Постепенно
к нам привыкли - нашему перемещению по острову никто не препятствовал. Мы
посетили губернатора острова. Он оказался приветлив и доброжелателен. Мы
снимали на фото и видео.
Перед отплытием нас завели в местный Coast Guard. Записали
наши данные: экипаж, откуда и куда идём.
Общее впечатление в общении с властями - самое положительное.
Ночью мы пытались причалить к острову Агатти. На подходе
запросили по 16 каналу порт-контроль. Ответил дежурный, сказал, что ему
надо сделать запрос в Каваратти. Попытались причалить, не дожидаясь согласия.
Дежурный перепугался - потребовал немедленно покинуть лагуну, ждать разрешения
или отказа до утра. Мы ушли.
Мальдивы
На Мальдивах, по утверждению капитана Матиаса, с которым
мы познакомились в «Марина Клаб», есть три места, где можно официально оформить
клиренс: остров Улигам, столица Мале, остров Ган.
Перед причаливанием на о.Улигам мы заблаговременно подготовили
документы: судовую роль, судовой билет, паспорта, клиренс из Фуджейры. Выйдя
на берег, мы встретились с тремя офицерами, которые спешили нам навстречу.
Это были офицеры Coast Guard, Custom, Port Health (Санитарный контроль)
и иммиграции. В течение 40 минут оформили в разных кабинетах одноэтажного
здания все въездные и транзитные документы:
- декларация здоровья;
- транзитный пермит, позволяющий заходить на острова
Мальдивского архипелага;
- открыли Мальдивскую визу с проставлением печати в
паспортах.
Нам выдали «клиренс» – итоговый документ, отражающий
нашу стоянку в этом порту и являющийся первым документом, который спросят
в следующем порту!
В общем проявили к нам самое доброжелательное отношение.
При подходе к порту Мале мы увидели береговой мол, за
которым находилась гавань. В моле несколько проходов, через которые входили
и выходили катера и морские трамваи. Мы запросили Coast Guard и увидели
два катера Coast Guard, один из которых вышел нам навстречу. На палубу вышли
офицеры с автоматами и замахали руками - входить в гавань нельзя. Мы отошли
- катер подошёл вплотную. Прямой речью на английском языке запросили - кто
мы и куда идём. Затем крикнули, что мы должны идти на другой остров, откуда
можно переехать в Мале на морском трамвае. Мы двинулись в сторону указанного
острова. К этому моменту большой катер Coast Guard тоже вышел из гавани
и подошёл к нам. Полицейские двух катеров о чём-то переговорили и махнули
нам руками, показывая, что можно идти в гавань. После этого без долгих объяснений
оба катера ушли в море.
Мы прошли вдоль пирса и вскоре зачалились на краю порта
туда, где стояли маленькие катера. К нам подошёл смотритель - пояснил, что
это парковка для частного транспорта – и все номера стоянок за кем-то закреплены.
Узнав, что мы из России и завтра уйдем - разрешил остаться без оплаты за
стоянку.
Через 2 часа подошли офицеры таможни и предельно вежливо
убедили нас перейти в порт, что мы и сделали.
Выход с территории порта в город - через таможенный
досмотр, вход - без досмотра.
В течение дня мы оформили документы и (или) поставили
печати:
- General Declaration (Общая декларация);
- Port Control Permit (Разрешение порта);
- Immigration Permittion (Эмиграционное разрешение );
- Port Health (Санитарный контроль);
- Custom's Yarbour Permittion (Разрешение таможни).
После оформления всех документов нам сообщили, что мы
не имеем права выходить из порта на судне без оформления «клиренса». В тот
же день служба охраны порта забрала у нас подводное ружьё и выдала расписку.
Перед отплытием нужно снова пройти все службы, закрыть
визит и получить «клиренс».
Накануне отплытия мы в течение дня прошли длительную
процедуру оформления «клиренса», после чего закрыли визы в паспортах, но
ещё оставались на ночь в порту и имели возможность выходить в город. Непосредственно
перед отплытием нам вернули подводное ружьё.
Острова Макунда и Барос (Мальдивы).
Туристические острова принадлежат частным лицам. Находиться
там без путёвок запрещено. Мы это поняли, но также поняли и то, что эта
формальность легко преодолевается. При зачаливании мы сообщали менеджеру,
что у нас "emergancy case" - срочный ремонт - мы не можем идти дальше. И
оставались на день или с ночёвкой. Нам разрешали посещать бар и ресторан,
прочие удобства – душ, туалет – бесплатно. На о.Макунда, где управляющий
был непалец нам даже бесплатно выделили комнату с душем.
Индия
Канья Кумари (Кунья Кумари)
Мыс Кунья Кумари - самая южная точка Индии. В городе
Кунья-Кумари мы искали место, где бы сообщить что мы – это мы. В первой
приличной гостинице нас послали в турцентр, где нам объяснили, что ближайшая
точка, где мы можем оформить въезд в Индию - город Тримандурам, который
находится в 110 км севернее. День ушёл на поездку в Тримандурам. Мы побывали
в паспортном столе и эмиграционном отделе. Там нам сказали, что надо ехать
в аэропорт. Мы отказались от идеи ехать в аэропорт, так как всё это грозило
затянуться надолго - выяснение, согласование, прочее. А в это же время наше
судно посетила полиция, и к нам приставили круглосуточную охрану - днём
2, ночью - 3 полицейских. Весь следующий день мы подробно объясняли в полиции
- кто мы и откуда, сдали копии выходных документов.
Приехали джентльмены из Нагаркойла, офис BI (Бюро интеллидженс)
(по вашему КГБ - уточнил офицер в штатском). Провели 2-х часовую беседу,
подробно спрашивая имена и профессии членов экипажа и ближайших родственников.
BI требовали, чтобы мы ехали в порт за 120 км и оформили клиренс. Полиция
предлагала оформить TLP (Temporary Landing Permit) в порту, чтобы не открывать
визы, которые мы берегли для посещения Андаманских островов. Всё это время
нас атаковала пресса. Информация уже публиковалась. На следующее утро в
2-3-х газетах, затем ещё в 4-х. Нас показывали по телевидению как местному
так и центральному.
BI предложили встретиться с губернатором штата для решения
вопроса о TLP. Встретиться удалось только с помощником губернатора.
Начальник полиции взял с нас объяснительную, что мы
причалили как emerganct case (EC). Вечером начальник полиции приходил в
гости, дудел в Пашину трубу, показывал нас своему сыну. Полиция сопровождала
нас до самого конца, чтобы убедиться, что мы покинули Индию (знали бы они
- сколько раз мы ещё пристанем к Индийскому побережью).
Манаппад
Во время причаливания в деревню Манаппад к нам подъехал
на джипе священник местной католической церкви свободно говорящий по английски
- сказал, что он здесь первый после Бога. Узнав, кто мы и откуда, пообещал
всяческую помощь и уехал. Больше нас никто не тревожил.
На стоянке на Полкском мысе (см.5.7,
23.01.07.) ночью нас разбудила полиция, с которой были таможенные офицеры. С
ними был и представитель прессы. Посмотрев наши документы, пожелали удачи и
откланялись. Утром пресса брала у нас интервью, нас снимало Индийское ЦТ. Перед
мостом мы причалились, пошли в городок докупить овощей, фруктов, бензина. Нас
узнавали, проявляли очень доброжелательное отношение.
Тирумайлаваз
После причаливания к нам подошёл мужчина - представился
Президентом дистрикта. Получив информацию о нас, пообещал всяческую помощь.
Подошедшему таможеннику мы дали «судовую роль» и пообещали зайти позднее,
а сейчас нам нужно срочно закупить воду и продукты. По пути в городок мы
приняли участие в митинге дистрикта Банджан и выступили с речью о дружбе
России и Индии. Пресса нас не успела найти. Уверенные в себе, к таможеннику
мы не пошли и отплыли без всяких формальностей.
Пондичерри (Пудучерри)
Причаливание в зоне отдыха в заливе в 15 км от города
Пондучерри нас удивила. Люди на берегу уже знали о пяти российских «эдвенчурах».
Нас показывали по ЦТ и международному каналу. Различные газеты публиковали
наши фото и писали о нас.
В течение 4-х дней, которые мы провели в Пондичерри,
мы по очереди познакомились с полицией, Coast Guard, таможней. Визовой службы
в Пондичерри не было. Уже на второй день нас взял под опеку Департамент
туризма штата. Начальница департамента лично приехала на место стоянки,
нам предоставили комнату в государственном отеле и питание в нем со скидкой
50%. В помощь приставили сообразительного индуса, не дававшего своим собратьям
облопошить нас.
В день, когда мы занимались закупками, членов нашего
экипажа разыскали в разных местах и привезли на машинах на приём к премьер-министру
штата (Chief minister) Встреча продлилась недолго. На ней присутствовало
большое количество СМИ. Благодаря такому пристальному вниманию у нас не
возникло проблем ни с полицией, ни с Coast Guard, ни с таможней, которой
мы опасались более всего - таможня настаивала на оформлении "Clearance".
Это, как мы понимали, включает открытие и закрытие виз, что нас не устраивало.
Перед отплытием мы пришли в таможню, так как такова
была договорённость. Начальник таможни вернул нам документы, пожелал нам
удачи и благополучного пути до Андаман.
Андаманские острова (Индия)
На подходе к Порту Блэр связались по рации на 16 канале
с порт-контролем. Порт-контроль попросил нас встать на якорь, а потом прийти
к ним в офис. Они долго по-буквам, спрашивали бортовой номер, название судна,
порт приписки. Мы добросовестно называли: «РЖ 62-80», «KULIBOAT», Новосибирск.
Мы искали место стоянки, проходя мимо военных кораблей с зенитными установками
и пушками, даже снимали их на фото. Причалили к берегу. Там стояли спортивные
яхты. К нам подбежали люди - сказали, что здесь военный объект. Ушли в другое
место. Подошли два солдата - очень вежливо объяснили, что здесь причаливать
нельзя - зона "defence".
Зачалившись в рыбацком центре, решили на связь с портом
не выходить. Утром стали уходить - нам наперерез вышел катер порт-контроля.
Провели нас между островами - попросили настойчиво встать на якорь. Кое-как
мы объяснили порт-контролю, что якоря у нас нет. Порт-контроль повёл нас
за собой к пирсу. Подошёл катер Coast Guard. Заполнили декларацию - получили
выходной документ. Подошёл Custom - получили разрешение на выход. Порт-контроль
забрал у нас оригинал «клиренс» из Мале и сказал, что сегодня праздник и
свой «клиренс» они смогут выдать нам только завтра.
Рядом стояли офицеры Coast Guard и Custom. Мы сообщили
им, что уходим без разрешения. К нашему удивлению офицеры пожали плечами
и сказали, что это наше право. Мы ушли из гавани Порт Блэра - нас никто
не преследовал. Индийская виза в паспортах так и не была открыта.
Таиланд
После причаливания к побережью Таиланда на острове Пхукет
в заливе Чалонг Бэй, где есть специальный офис для яхтсменов, мы прошли
процедуру паспорт - контроля и открытия визы. Таможня, узнав, что у нас
нет «клиренс» (мы сказали, что его сдуло ветром), попросила получить в полиции
подтверждение, что мы это мы, а «клиренс» утерян. К нашему удивлению, в
полиции нам очень быстро выдали нужную бумагу, и таможня «дала добро». На
этом формальности закончились.