Азия / Парусный туризм | Спортивный туризм
 

На парусном катамаране через Индийский океан

18 декабря 2006 г. - 15 февраля 2007 г.
Жизнь на судне. Практика использования оборудования и снаряжения 
Внутренний распорядок жизни на судне

7.1.1. Основные принципы.

У каждого члена экипажа были свои обязанности по судну, в рамках которых он сам принимал решения, и сам же их исполнял, в т.ч. приготовление пищи: никаких дежурств - это обязанность кока.

Мы всегда обсуждали нашу «жизнь» и варианты ее развития совместно, а решение «как будем жить дальше» без демократических излишеств принимал капитан.

Вахты – по расписанию. Это значит: нет споров, кому рулить, кому паруса «дергать», кому спать или книжки читать.

После заката – выход на палубу только со страховочным концом.

Хочешь есть - ешь, закрома полные, пища готовилась с избытком. Хочешь пить – пей, воды – достаточно! Никаких порций или норм.

7.1.2. Распределение основных обязанностей.

Все члены команды несли вахты и несли обязанности матросов.

У каждого члена команды была своя зона ответственности и, как правило, никто не «учил» (а ведь все капитаны со своим опытом!) других, как надо делать его дело.

Все знали - то, за что он отвечает – это только его дело, и если он его не сделает – то подставит всех. У нас была отличная, можно сказать даже – суперкоманда. В принципе, любой член команды знал и мог исполнять роль любого другого.

Анатолий Кулик

Капитан судна, руководитель путешествия. Основные обязанности: выбор маршрута, принятие стратегических решений, принятие решений по движению, если решение выходило за пределы компетенции вахтенного: галс, курс, паруса, мотор, дрейф, причаливание и т.п., формальности в портах.

Кок – все, что связано с питанием команды – от закупки продуктов, их упаковки и хранения до приготовления пищи и раскладки ее по мискам. Исправная работа газовых печек, хранение газа, его учет; мытье посуды – если не находилось добровольцев.

Ремонтный мастер по надувным элементам. Клей, ацетон, ремнабор.

Евгений Ковалевский

Переводчик.

Дипломат – общение с властями, местным населением.

Юридическое оформление документов в портах.

Видеосъемка (2 камеры), фотосъемка (1 камера).

Компьютер, подготовка и передача информационных сообщений в наш пресс-центр по Интернет, СМС, радио, телефонам.

Павел Гридин

Моторист – закупка бензина, подготовка бензиновой смеси, хранение, упаковка, заправка бензином, ремонты мотора, в т.ч. профилактические.

Электрик – зарядка всех аккумуляторов, работа с бензиновым эл.генератором и солнечными батареями, освещение (топ мачты, в палатке, кокпите, подсветка компаса, все фонари).

Фотосъемка – (3 камеры, боксы), видеосъемка (1 камера в боксе).

Геннадий Пикалов

Боцман - ответственный за общее состояние судна и всех его узлов; ежедневный осмотр и контроль всех доступных узлов судна. Рем набор – от его закупки и хранения на судне до использования (ремонта).

Ремонтный мастер по всему железному и деревянному.

Юрий Маслобоев

Штурман - круглосуточное отслеживание местоположения, прокладка курса, фиксирование пройденного пути, все навигационные расчеты. Содержание карт, лоций, GPS, компаса.

Радист КВ-связи – обслуживание радиостанции, в т.ч. антенны, кабелей, аккумулятора. Ежедневные сеансы связи с представителями фирмы Stealth telecom.

Медбрат – подбор и назначение медикаментов.

7.1.3. Вахты. Обязанности вахтенного. Расписание вахт

Обязанности вахтенного

- выдерживать курс, диктуемый капитаном, управляя судном;

- во время ночных вахт самостоятельно принимать решения (или совместно с подвахтенным) по уменьшению либо увеличению парусов, постановке или уборке швертов;

- в случае возникновения ситуаций, нарушающих нормальный ритм движения (поломки, изменение ветро-волновых условий, другие препятствия) – докладывать об этом капитану и делать запись в судовом журнале;

- записывать в судовой журнал: курс, которым вел судно, галс, силу и направление ветра, высоту волн, погодные условия, пройденное расстояние, другие события, происшедшие за время его вахты;

- во время ночных вахт выходить на вахту в штормовом костюме, спасжилете, с налобным фонарем и пристегнутым к судну страховочным леером.

Подвахтенный – тот, который отстоял вахту, после чего он остается на палубе в полной экипировке, становится помощником вахтенного. Основные обязанности:

- работа с парусами;

- подкачка гондол, если таковая необходима;

- выполнение указаний и просьб вахтенного (например, «...а не попить ли нам кофия»).

Расписание вахт

Мы выбрали следующий режим вахт: вахта – 2 часа, потом подвахта – 2 часа, таким образом каждый вновь заступал на вахту через 6 часов после подвахты. Ежесуточно время начала вахты начиналось на 4 часа раньше, чем в предыдущий день, таким образом, все побывали на вахтах в удобное и не очень время. Ночные вахты соблюдались свято и за весь период не было ни одного сбоя. Дневные вахты были неутомительны, даже наоборот – приятны; по умолчанию рулил тот, кому больше хотелось, споров никогда не было. Надоело рулить – скажи: «чья вахта?» - руль тут же отберут. Аесли хочешь порулить – скажи «моя вахта» - руль отдадут.

7.1.4. Сон. Свобода от вахты. Личная гигиена

Для сна предназначалась территория внутри палатки. Комфортно в палатке можно было расположиться троим. Днём и ночью один член экипажа постоянно сидел за рулём. Ночной подвахтенный не должен был заходить в палатку. Днём один человек всегда мог найти себе место либо для досуга, либо для отдыха на матрасе перед кухней.

Спать во время движения катамарана не всегда было просто. На острых курсах в хорошую волну катамаран поднимался на волну, а потом падал в яму. Сила удара была порой столь высока, что находившиеся в палатке подлетали на 10-15 см. Тем не менее, мы быстро привыкли к необычным условиям. Практически, днём по очереди спали все. Иногда дневной сон составлял 2-3 часа. Ночью ложились с наступлением темноты - просыпались на рассвете.

Днем, как правило, члены экипажа занимались возложенными на них прямыми обязанностями. Для того, чтобы не было сбоев в работе аппаратуры, в отслеживании правильного курса, в содержании судна в порядке, все старались в любую свободную минуту выполнять необходимые профилактические и прямые дела. Юрий анализировал лоции и просчитывал курс, Павел чистил электрооборудование и мотор, заряжал многочисленные аккумуляторы, Евгений проверял фото-видеокамеры, Геннадий осматривал различные узлы судна. Анатолий следил, чтобы все были при делах, готовил еду и обдумывал стратегию и тактику («как будем жить дальше»).

Все старались также следить за своим здоровьем, так как проблема одного могла стать проблемой всей экспедиции: протирали спиртом гнойные прыщи и раны, принимали витамины и антидепрессант «Янтарь» (Кулик и Джек). Для профилактики иногда принимали таблетки от укачивания, хотя с морской болезнью проблем не было. На стоянках вся команда чистила зубы и мылась с мылом в пресной воде.

«Отдать дань природе» мы могли на носу. Палатка закрывала наш туалет от взоров членов экипажа, а сама процедура проходила вполне комфортно. «Биде» работало исправно. Во время шторма или по просьбе «медитирующего» судно приводилось и можно было остаться почти сухим.

Хорошей встряской для организма и психики было купание в океане. Купались сначала редко, а потом все чаще, по 2 раза на дню. Судно останавливали, ложились в дрейф, один оставался на руле – удерживал судно, «следил за акулами», остальные ныряли и плавали. Купание очень полезно – во-первых приятно поплавать в в жаркий день, во-вторых смываешь с себя пот и негативные эмоции; в-третьих – можно посмотреть на судно снизу – не разболталось ли чего; в четвертых – это разнообразило жизнь.

7.1.5. Досуг

Гитара была востребована. Иногда в спокойные безветренные вечера камбузный ящик превращался в “сцену”, а палатка в зрительный зал. Пели по 2-3 часа.

Павел взял с собой цифровой плеер с песнями бардов и ВИА 70-х годов. Во второй половине путешествия они пользовались повышенным спросом до тех пор, пока плеер не вышел из строя (коррозия). Дело возможно было даже не в песнях, а в иллюзии уединения, когда в ушах наушники.

На борту были две колоды карт, к которым ни разу не прикоснулись, несмотря на то, что 4 участников страстные игроки в преферанс. Мешали либо занятость работой по своим прямым обязанностям, либо ненастная погода, либо альтернатива забыться восстанавливающим сном. То есть приоритет карт не нашёл себе места и времени.

Книги пользовались спросом. Любили читать Тура Хейердала «Путешествие на Кон-Тики», Кунина «Ай гоу ту Хайфа», «Выживание на море». Книги читали в полуденный зной в свободное от вахты и от экшена (аврала) время.

Рыбалка:

Продвинутых рыболовов-любителей среди нас не было. Нам подарили в эмиратах спиннинг и блесны – ловили то, что само ловится.

Связь и SMS. К особой форме досуга можно отнести сеансы связи в разных формах с материком. Всей командой собирались вокруг спутникового телефона Иридиум - читали приходящие от друзей и родных сообщения, с интересом подслушивали телефонные переговоры Паши Гридина с его женой Олесей, прекращали любую работу во время ежедневных сеансов радиосвязи с ребятами из StealthTelecom (Шарджа, ОАЭ). Хором готовили сообщения для передачи на Родину.

Чтение анекдотов вслух. Паша взял подборку анекдотов и весёлых историй, которые мы иногда читали вслух к общему удовольствию. Паша и без подборки был бездонной кладезью самых невероятных историй, происходивших с ним и его друзьями. Он находил в нас благодарных слушателей и почти каждый день доводил нас до слез от смеха своими «зарисовками из жизни».

Стоянки и тематические вечера.

Для снятия постепенно накапливающего стресса эффективными были периодические остановки в разных странах. После 6-8-12 суток движения в режиме нон-стоп с разнообразным, но всё же одним и тем же океаном, с одной и той же обстановкой на борту, с одними теми же людьми, новизна ощущений на стоянках казалась порой фантастической.

Приятно было сойти на берег, сменить картинку для глаз, уйти или уехать вглубь населённой территории, заняться оформлением документов или посидеть в Интернет-кафе. Обычная работа становилась праздником – закупка продуктов, сопровождающаяся общением с местным населением, торговлей, незнакомая культура, лица, одежда. Всё это напоминало театр с быстрой сменой декораций. Мы получали возможность сменить не только род занятий, но и партнёров для дискуссий и совместной деятельности.

Решение серьезнейших проблем с правильным оформлением въезда и выезда в страну отчасти напоминало игру, особенно важную тем, что эта игра помимо значимого для команды результата, существенно разгружала нервную систему и несла психологическую релаксацию.

Важна была периодичность таких отвлечений, чтобы не накапливалась физическая и психологическая усталость.

Несколько раз мы «оторвались» в совместных посиделках с обретёнными на маршруте новыми друзьями:

Песенный вечер с жителями острова Четлат (Лаккадивы), 2.01.07

Гитарный вечер на острове Барос (Мальдивы) с российскими туристами, 11.01.07.

Вечер в ресторане Пудучерри (Индия) с итальянцем Аурофильо, его братом и супругой, 31.01.07.

Гитарный вечер на яхте украинской пары Кости и Арины, более 2 лет бороздящих океан, 17.02.07

Питание

7.2.1. Сохранность продуктов

На сохранность продуктов в океане влияли два мощнейших фактора: влажность до 100% и высокая температура – 25-27оС днем и ночью.

Попытка хранить овощи и даже консервы в драйбэгах оказалась неудачной. На 4-й день все овощи пришли в негодность (картофель, морковь, лук, чеснок). А консервы начали интенсивно ржаветь, все бумажные этикетки облезли, что весьма затруднило их распознавание.

Хорошо хранились любые продукты в фанерных рундуках, но их объема для запаса продуктов на 30 дней явно недостаточно. Там такая же температура и влажность, но рундуки негерметичные. В днище были сделаны отверстия диам.3см для проветривания и стока воды. Возможно поэтому там удавалось хранить даже свежую капусту и баклажаны до 10 дней, а картофель и лук – 20 дней.

Рис, сахар соль мы хранили в пластиковых бутылках из-под воды – проблем не было. Макаронные изделия мы покупали расфасованными по 500г в герметичной упаковке из целофана, и стратегический запас хранили в драйбэге. Половина фирменных упаковок не выдержала. При том, что в драйбэге откровенной воды не было, часть макарон в пакетах промокла и заплесневела.

Мука хранилась в двух маленьких драйбэгах по 10 кг и выдержала успешно весь поход.

7.2.2. Приготовление пищи

Приготовление пищи было возложено на одного человека – кока. Никаких дежурств! Такая практика существовала на всех кораблях во всех флотах во все времена. И это очень правильно. И порядок на камбузе и учет – все в одних руках.

Камбузные ящики оказались очень удобными. Две газовые печки – очень правильное решение! Далеко не всегда срабатывали пьезоэлементы. Но одновременно у обеих печек только во время штормов или утром, когда все отсыревало. На случай сбоя - в одном из ящиков лежали газовые зажигалки на пьезоэлементах в гермоупаковке. Но были случаи, когда не срабатывали и они. Тогда из жесткой гермоупаковки, хранящейся в палатке, доставалисьь спички. Мы имели 10 автономно и герметично упакованных коробок. После разгерметизации, спички через 5-10 минут однозначно отсыревали

Тяжелые стальные крышки на кастрюлях – это хорошо; особенно - глубокий заход в кастрюлю. Крышки за весь поход ни разу не слетели.

Приготовление пищи происходило в закрытом ящике-камбузе. Это экономило газ. Иногда ветер был настолько сильным, что хватало даже щели, чтобы задуть пламя горелки. Поэтому в лихую погоду приходилось постоянно отслеживать – горит ли!

Очень удобны были два оперативных отсека. В левом хранилась мелкая посуда и ножи, а в правом подручные продукты: соль, сахар, чай, кофе, специи, кетчупы, открытые пакеты сухарей, печенья.

Правильным решением было опоясать камбуз эспандерной резиной в 2 кольца. Под резинкой быстро прижились оселок для заточки ножей, губка для мытья посуды, бутылка Ferri, бутыли с водой (2-3 шт), раствор спирта для протирания фурунклов, 5-литровая бутыль с рисом и такая же с сахаром, банка с мукой, термос и др.

Слева и справа на ящике были закреплены ножны с туристскими ножами.

Собственно работа с ножами на разделочной доске происходила в пространстве между ящиком и палаткой. Брызги туда долетали только в штормовую погоду.

Отмечу отличный выбор чайника. Свисток экономил газ. Чай заваривали прямо в чайнике. Из него было очень удобно наливать в кружки.

За весь поход мы закупили 100 шт. баллончиков газа по 250г. 7 из них испортились, 5 штук довезли до конца маршрута.Газ никогда специально не экономили – расходовали столько – сколько надо.

7.2.3. Питание

Ящик-камбуз был одновременно и столом. Но иногда удобнее было есть лежа в палатке головой ко входу.

Очень удобным решением были высокие термокружки. Во-первых ее можно было передать и не обжечься. А во-вторых больше полкружки никогда не наливали- иначе была высока вероятность расплескать жидкость.

То, что мы взяли очень глубокие ложки – тоже оказалось хорошо. Т.к. удержать суп в обычной столовой ложке на хорошей качке непросто. А донести ложку до рта в сильный ветер и не расплескпть содержимое – искусство, еду просто сдувало!

Еду готовили с избытком – все ели сколько хотели. Сухари, хлеб, лепешки, печенье, сахар – все было непорционным, каждый ел столько, сколько считал нужным. Остатки как правило выбрасывались – посуда должна храниться чистой.

Здесь приводится полный и достоверный перечень того, чем мы питались все дни путешествия.

Упаковка и размещение снаряжения на судне

7.3.1. Упаковка и размещение основного снаряжения
Мы изначально ориентировались на высокую океанскую влажность, а также на морскую коррозию, чьё разрушительное воздействие, многократно усиленное высокой солёностью воды, в считанные часы способно вывести из строя дорогостоящую аппаратуру и уничтожить ценные вещи.

Кроме того, необходимо было защищать вещи и оборудование от попадания брызг и более серьезных объёмов воды при набегании волны.

Защите от влажности и коррозии подлежало всё, что находится на борту. Наиболее ценные вещи и приборы подлежали полной герметизации и требовали особого внимания на случай переворота.

Для герметизации специально изготовили более 20-ти гермомешков различного размера из плотного непромокаемого материала, приобрели полугерметичные полужёсткие пластиковые боксы и герметичные жёсткие боксы.

1. Для личных вещей каждый участник имел большую непромокаемую сумку с герметичным закрыванием. Сумка должна была также служить подушкой во время отдыха и располагаться в палатке в изголовье.

2. Система спутниковой связи «Гонец», солнечные батареи «Гелиос 1», несмотря на влагозащитное исполнение, всегда были упакованы в гермомешок и подвязаны на борту судна.

3. Элементы электрообеспечения(зарядные устройства, батарейки, аккумуляторы, провода, адаптеры), в зависимости от частоты использования паковались либо в гермомешки, либо в полугерметичные боксы, либо в герметичные боксы вместе с фото, - видеоаппаратурой и располагались в палатке. В боксах – мешочки с селикогелем и памперсы.

4. Документы и паспорта хранились в портфеле, который, в свою очередь, паковался в гермомешок. Гермомешок находился в палатке в изголовье, максимально далеко от входа. В этом же гермомешке находился дипломат с ноутбуком. Гермомешок всегда был тщательно застёгнут. Дипломат предохранял ноутбук от повреждений.

5. Книги сначала были в полиэтиленовых мешках, затем лежали в карманах палатки.

Фото-, видеоаппаратура, спутниковые телефоны паковались особо - в жёсткие герметичные боксы с мешочками селикогеля и памперсами внутри. Боксы открывались на минимальное время для вынимания аппаратуры и помещения её обратно. Боксы подвешивались на карабины у входа в палатку для удобства пользования аппаратурой.

Бензин частично был залит в канистры 20 и 30 литров. Часть бензина 50 л, расфасованная в 2-х литровых и 1,5 –литровых бутылках размещалась в упаковочной сумке от катамарана. Привязанной к поплавку в районе 3-й балки.

Ежедневно используемые вещи (футболки, тельняшки, трико, банданы, кепки, и др.) лежали в боковых карманах палатки либо без упаковки, либо в полиэтиленовых мешках. Большого смысла паковать ежедневно носимые вещи не было, так как после одного дня носки или одной ночной вахты вещь промокала и просаливалась. Одежду днем высушивали на солнце, но после захода солнца все вещи вне палатки и в палатке мгновенно отсыревали.

Спальники поначалу ежедневно сворачивали и паковали в матерчатые мешки. Постепенно спальники настолько просолились и промокли, что упаковка потеряла смысл. Их сушка также была неэффективна, поскольку с заходом солнца, а также с увлажнением от мокрых тел спальники вновь быстро промокали.

Бензогенератор паковался в гермомешок и располагался на палубе.

Лодочный мотор, стационарно закреплённый на транце, накрывался сверху брызгозащитным чехлом.

Размещение вещей в палатке





7.3.2.Особенности размещения бензина и газа
А. Бензин
Первоначально планировалось, что бензин будет храниться внутри гондолы в мягкой автономной емкости. Но проделанные опыты показали, что ни один из «хваленых» материалов не выдержал даже 1 месяца с бензином.Все материалы разбухли. Расслоились, разгерметизировались. Мы не успели подобрать материал, пригодный для хранения, но убеждены, что это правильный путь!





Обычно на борту было не более 140 л бензина, который хранился по разному: 20 л в моторном бензобаке; 50 л (вроде НЗ) в 1,5-2 литровых пластиковых бутылках, уложенных в сумку-упаковку от катамарана; 10 л лежали в наружном кармане палатки уже с маслом;а остальной бензин - в полиэтиленовых канистрах емкостью по 20 и 35 л.

Все канистры в той или иной степени текли! Плохие арабские мы «поменяли» на хорошие индийские, которые после второй заправки потекли точно также. Смотреть на эти канистры было страшно. Они раздувались на солнце, бензин болтался в них безжалостно, и никакие пробки и прокладки не выдерживали. Канистры удобно привязывались горловиной кверху непосредственно за сундуками и служили дополнительной защитой от брызг сбоку.

Упаковка с бутылями была привязана на левом поплавке в районе 3-й балки и конечно мешалась при проходе на нос судна. Этот бензин доехал до финиша и абсолютно не подтекал.

10 л бензина с маслом в 4-литровых бутылях – очень удобная «скорая помощь», когда «неожиданно» заканчивался бензин в баке.

Переливать бензин из канистры в бак на волнении можно только сифоном через шланг. Дело «плевое» и требует навыка.

Б. Газ
Газ хранился в фирменных болончиках, которые мы упаковывали в драйбэги. Одному драйбэгу мы нашли место в палатке, второму на палубе. Из палатки через пару дней драйбэг пришлось убрать. Колпачки с балончиков срываются. Балончики в драйбэге весьма подвержены ударам волн и общей качке. В общем - газ выходил, воняло. Газ выходил и из балончиков. Хранимых на палубе. Общие потери газа можно оценить в 10-15%. В драйбэги постепенно попала вода и балончики заржавели, но газ держали.

И бензин и газ взрывоопасны. У нас все обошлось. Под рукой был автомобильный огнетушитель. Никто из членов команды не курил и потому спичками и зажигалками на бортту не пользовались. Печки зажигались от пьезоэлементов, стояли в ящиках, были весьма изолированы от внешней среды. Их безопасность не вызывала сомнений.

7.3.3. Вода. Ее хранение, размещение, потребление.
Весь запас пресной воды мы везли с собой на судне.Никаких опреснителей не имели.

Воду покупали в пластиковых бутылях от 0,33 до 5 л, в них она и хранилась. Бутылки, что покупались в ОАЭ были абсолютно герметичны, а вода вкусной (может действительно - минерализованной). А вот бутылки с Мальдив и Индии – негерметичные. Текла каждая вторая. Поэтому закупка воды превращалась в длительную поездку по магазинам, пока мы не находили необходимое количество воды с герметичной закупоркой.

Около 30 л воды (за весь поход) мы не закупали, а брали из местных источников. Употребляли ее только для приготовления пищи.

Из ОАЭ мы стартовали, имея 320 л воды, с Мальдивов – 170 л, с Индии – 200 л, с Андаман – около 200 л.

Большие бутыли удобны на кухне, а маленькие – для питья. Пить из горлышка бутылочки 0,33 л всяко удобнее чем из 5-литровой, не говоря уже о транзите через кружку.

В Эмиратах мы 120 л воды перелили в специальную гермоемкость из полиуретана. Емкость имела штуцер для поддува и мы предполагали использовать ее в качестве сиденья вдоль кормовой балки. Идея верная, но мы ее не додумали и отказались, т.к. кормовая балка была и так достаточно загружена: мотором, бензобаком, электрогенератором, мешками с картошкой и консервами. И когда добавили 120 л воды и пару человек сверху – нам показалось, что балка может не выдержать, и воду убрали на поплавок.

Уже от Мальдив мы не использовали дополнительную емкость, а хранили воду в бутылях внутри палатки вдоль бортов. Использовали для этого две длинные упаковки (по 2,9 м) от катамарана.

Ограничений на питье воды у нас не было – все пили сколько хотели и когда хотели. Реальный расход воды составил 2,2 л на человека в сутки. Кроме питья водой протиралась кожа – фурункулез уменьшался. После Андаман мы ежедневно принимали пресный душ (достаточно было 3л на человека). В Пхукет мы привезли около 70 л воды, причем 40 л - эмиратской.

За время похода было использовано (включая стоянки) 700л пресной воды.

7.3.4. Спальные места



Особую оду следует написать по поводу палатки-рубки для сна и дневного отдыха. Основным местом для сна была палатка. При подготовке много раз обсуждали, как оптимизировать маленькое пространство и сделать его максимально комфортным для сна – мягким и сухим. Дном палатки был растянутый трамплин, под которым прощупывались стрингера и балка. Лежать на них было некомфортно – в этом мы убедились ещё во время испытаний на Обском море. Были предложения застелить дно палатки фанерой или ковриками.

В итоге была реализована гениальная по простоте идея – надувные матрасы. Были изготовлены специальные матрасы из жёсткой лодочной воздуходержащей ткани. Их было четыре, и все они продержались до конца, не стравив ни грамма. Постеленные в палатке надувные матрасы толщиной 10 см прекрасно изолировали от каркаса. Они выполнили роль гидроизоляции спальных мешков от дна палатки, на котором всё время накапливалась солёная влага.

Один матрас был постелен в кокпите между входом в палатку и кухонным рундуком. Этот матрас тоже был на своём месте. На нём можно было отдыхать днём, это было рабочее место кока, его использовал на ночной вахте подвахтенный для того, чтобы подремать пока не понадобишься вахтенному.

У нас было пять спальных мешков, сшитых для нас фирмой «Туракадемия» (Новосибирск). Три постоянно лежали развёрнутыми в палатке. В любой момент на них кто-то мог лечь с целью отдыха или для чтения и ведения дневника. Ещё два спальника считались резервными. Их использовали для замены слишком промокшего спальника. Можно было поочерёдно сушить спальники, не нарушая возможности отдыха в палатке.

Личных спальников и закрепленных спальных мест – не было. Спали мы не в спальниках – очень жарко – а поверх них, обнаженными или легко одетыми, прикрыв часть тела какой-то не очень мокрой одеждой.
Практика связи

Основным средством связи в путешествии можно признать коротковолновой трансивер фирмы Vertex Standard VX -1700.

На старте, пока удаление от Шарджи (ОАЭ) (место дислокации фирмы Stealth Telecom) не превышало 300 км, для связи использовали частоту 6990 кГц. Когда же мы ушли в открытый океан, то перешли на частоту 14280 кГц. Сеансы проходили в основном 2 раза в день, в 8 и 17 часов московского времени. Следует отметить, что качество связи несколько ухудшалось при приближении к берегу.



Вторым по значимости средством связи можно смело назвать спутниковый телефон системы «Турайя». Он весьма интенсивно использовался как на берегу (на территории ОАЭ в дополнению к сотовым телефонам), так и в открытом океане, вплоть до побережья Индии. Телефон активно применялся для приема и передачи SMS -сообщений.

Спутниковый телефон «Iridium» был у нас в основном в качестве аварийного средства связи, поскольку имеет гораздо большее покрытие. Основной режим работы: прием входящих SMS с материка и голосовая связь в местах, где Турайя не работала. Следует заметить, что использование телефона «Iridium» имеет свои особенности из-за задержки сигнала и общение по нему слегка напоминает общение по симплексному каналу рации.

Мобильные телефоны использовались только на «земле», см. 4.2.Сотовая связь была везде, где до ближайшего берега было хотя бы 10 км! Но с учетом роуминга сотовая связь была весьма дорогой – около 100 руб.за минуту, т.е. дороже спутникового телефона. Покупать местные сим-карты не всегда удавалось. Поэтому связь на берегу между членами экипажа команды по сотовому телефону обходишь недешевао.

Для связи на берегу между членами экипажа были бы удобны обычные карманные рации для рыбаков и охотников , а еще лучше – две морские УКВ-рации. Они стоят дороже, но очень надежны.




Не слишком удачным оказался опыт использования аппаратно-программного комплекса спутниковой связи «ВИП-Гонец» (Инком). За все наши многочисленные попытки работы мы смогли пару раз установить 15-секундную связь с проходящим спутником (при условии непрерывной работы системы более 4 часов). Пробовали мы запускать «Гонец» и в Санди-Бич, и в Фуджейре, и в открытом океане и на островах. Результат оставался неизменным. Нам так и не удалось получить ни одного сообщения. Равно как и отправить свое (система не позволяет узнать – ушло ли сообщение). Единственное, что работало у «Гонца» - GPS -модуль, это был дополнительный источник географических координат.

Кроме того, для передачи информации и фотографий использовался Интернет, который был на самом задрипанном населенном острове, не говоря уже о континенте.
Практика использования электрооборудования

Особенности работы с электричеством на судне в условиях соленых брызг и сырости заключались в том, что все соединения, как 12 вольт, так и особенно 220 вольт, должны были быть в закрытом пластиковом ящике, находящемся в самом сухом месте внутри палатки. Потому, что в таких условиях даже 12 в больно щиплет, не говоря о более высоком напряжении.

Все контакты и клеммы были пробрызганы силиконовой смазкой. В противном случае из-за высокой коррозии любых соединений все вышло бы из строя в течении 2-5 дней.

Все электрооборудование и электронные приборы хранились в герметичных упаковках с находящимися внутри х/б мешочками (носки) с селикогелем.

Для подновления контактов и клемм использовался паяльник.

Практическая навигация

GPS-навигаторы выбирались по принципу – какой есть в наличии. Для нашего путешествия самой простой версии Etrex оказалось вполне достаточно. Единственное, чего не хватило – связи с компьютером. К сожалению, в последний момент ноутбук был заменен, а новый не имел СОМ-порта для связи с GPS. Поэтому нам удалось сохранить в Etrexe треки только по первой части маршрута. GPS MAP CS60 же имеет большую память для записи треков, кроме того он посредством USB подключался к нашему ноутбуку, что позволяло нам на карте отслеживать наше местоположение. Карта, загруженная производителями в сам прибор, к сожалению очень приблизительная. Основными параметрами, снимаемыми с обоих приборов, были: скорость мгновенная и средняя, расстояние до точки, азимут на точку, курс – реальное направление движения судна. По разнице показаний компаса и GPS можно было судить о течении и углах дрейфа.

К сожалению, из-за погрешности в определении курсовых углов (показания прыгают ±15о), пользоваться цифровым значением курса было очень тяжело. Но благодаря тому, что навигатор на своем экране рисует реальную траекторию движения объекта, можно было в масштабе 1см : 50 м легко ориентироваться (графически) по отклонению курсовой линии от линии азимута да и просто определять реальный курс. Точности, полученной от OziExplorer, нам было вполне достаточно для навигации между островами и уж тем более в открытом океане.

Тем не менее, основным прибором для контроля за курсом судна был корабельный компас с плавающей картушкой. К сожалению, во время проверки катамарана представителями властей в Порту Блэр этот компас был раздавлен одним из чиновников. И тогда из загашников был вынут старый добрый туристский жидкостный компас, который не один раз прошел с Геной Пикаловым Байкал и Балхаш. Для облегчения работы с компасами по ночам - был изготовлен специальный светодиодный фонарик.

Практика фото и видеосъемки

Съёмку начали проводить на этапе тренировок за 2 месяца до старта экспедиции.

Мы не планировали заранее определённого видеосценария и определённой фотогалереи. Предполагалось, что мы отснимем хронологию всего путешествия с документальными фото-видеоматериалами для официальных отчётов и всевозможными зарисовками для фильмов и фотогалерей, которые будут иметь разное содержание в зависимости от направленности материала: фестивали, конкурсы, прочее.

Съёмку производили, как правило, одной фото или видеокамерой, так как пространство и возможности для съёмки на небольшом судне были ограничены. Вторая камера была постоянно размещена в боксе и использовалась для съёмки в ненастную погоду. Объектами съёмки были: океан, судно, экипаж и его жизнь на судне, стоянки, места причаливания, территории посещаемых государств, коренные жители, представители административных структур.

Особое внимание мы постарались уделить защите дорогостоящей аппаратуры от морской коррозии, которая неизбежно поражала всё, что находится в море. Основной источник коррозии – соляной туман. Усилителями коррозии в невидимом для глаз соляном тумане являлись брызги, которые всё время имели место при движении под парусами. Воздух, движимый ветром, был заполнен брызгами, которые попадали на аппаратуру.

В таких условиях фото, видео и другая техника выходит из строя особенно быстро. Окисляется всё и особенно контакты батарей и батареек, микроэлектронная начинка камер.

Все камеры должны были находиться (и это неукоснительно выполнялось) в боксах с селикогелем в мешочках. Помимо селикогеля использовали детские памперсы. Боксы открывались непосредственно перед съёмкой, аппаратуру доставали, снимали, сразу клали обратно в боксы, которые тут же закрывали.

Часть аппаратуры мы хранили в подводных боксах, не вытаскивая аппаратуру оттуда.

Основной съёмочной аппаратурой стали видеокамера Panasonic, два фотоаппарата Canon.

Видеокамеры Sony и JVC считались вспомогательными. >Sony использовалась для съёмок в боксе в ненастную погоду и для замены камеры Panasonic, когда последняя не работала из-за сильного загрязнения. Бокс с Sony находился либо в палатке, либо снаружи, прикреплённый карабином к лееру. Всего на камеру в боксе было отснято 2 часовых кассеты mini-DV. В середине маршрута бокс перестал работать. К этому же времени индикатор в/к Panasonic стал показывать постоянное загрязнение головки. Стало ясно, что до камеры добралась коррозия. Panasonic временно изъяли из обращения, вместо неё снимали на Sony, вытащив камеру из бокса. Бокс постарались просушить и разместили в палатке.

Через неделю бокс вдруг снова заработал – помогла просушка, заработал и Panasonic. Снова поместили в/к Sony в бокс, Panasonic вернулся к основной работе.

Одна кассета была заряжена в в/к JVC, но камера практически не использовалась была резервной и участвовала в монтаже с камеры на камеру.

Общее число отснятых mini-DV кассет – 19.

Фотоаппараты воспринимали морской климат менее болезненно. Canon Pro1 хранился в боксе вместе с Panasonic, второй Canon – в гермобочонке.

Отснятые фотофайлы периодически копировали в компьютер фирмы Wellcome, который имелся на судне.

В Мале (Мальдивы) все фото-файлы, отснятые на момент прибытия в Мале, записали на CD-диски.

Всего отсняли более 3800 фотографий общим объёмом более 6 Гб.

Разрешение снимков:

Canon Pro1 – 2048 х 3072

Canon EOS300- 2048 х 3072

Sony – 2592 х 1944

Заболевания на судне. Лечение

21 декабря у Маслобоева были сняты швы на правом глазу, наложенные 11 декабря в Новосибирске на рану, полученную во время соревнований по сноукайтингу.

25-26 декабря у Ковалевского на фоне морской болезни были зафиксированы признаки желудочной и сердечной недостаточности

5-8 февраля у Маслобоева наблюдалось обострение простуды с повышением температуры и нарушением работы желудочно-кишечного тракта.

7 февраля у Маслобоева на правой голени началось внутреннее воспаление, которое привело к сильному отеку. 10 февраля нарыв был вскрыт и до 15 февраля производился дренаж. 15 февраля в Пхукете на территории дайвинг-центра «Веселый Роджер» рана была вскрыта и наложена стерильная повязка. Дальнейшие консультации в таиландской государственной поликлинике и по возвращении в Новосибирске только подтвердили правильность нашего лечения.

На начальной стадии путешествия у некоторых членов команды наблюдалось нарушение работы желудочно-кишечного тракта, связанное с резкой сменой образа жизни, питанием, стрессом.

В течение второй части маршрута у всех участников в той или иной степени развивался фурункулез. С ним мы боролись при помощи спиртовых компрессов и протираний спиртом, промываний пресной водой.

Сильных обострений морской болезни, которыми нас так пугали на берегу, у нас практически не было. В случаях легкого подташнивания лучшим средством борьбы был руль, или свежий обдувающий ветерок.

Некоторые замечания по использованию одежды

Практика показала, что в условиях постоянной солёности надеть свежую футболку настоящее наслаждение. Мы не имели дополнительного запаса пресной воды для стирки, поэтому в идеале можно было постепенно менять футболки каждые 1-2 дня до ближайшей стоянки, затем всё стирать в пресной воде и запускать цикл по новой. В районе экватора днём мы находились практически без одежды и одевались только на ночные вахты. В районе Мальдив и Индии днём были обнажёнными. Всегда были без обуви.

Ночью в палатке спали в футболках и трико либо внутри, либо поверх спальников. В районе экватора большинство спали голыми или с одним элементом одежды (футболка, плавки, носки, трико), босиком.

Обязательной экипировкой и страховкой на ночных вахтах для вахтенного и подвахтенного являлся полностью застёгнутый спасжилет, пристёгнутый страховочный леер, налобный фонарик. Выходящие ночью из палатки на палубу обязывались надеть спасжилет и пристегнуть леер.

Дневные вахты в районе руля и на палубе допускалось нести без спасжилетов. При работе с парусами на носу надевали спасжилет и пристёгивали леер. В сумерках надевали спасжилет и пристёгивали леер.

При работе на мелях, у берега в воде или на берегу обязательно надевали обувь. Это защита от острых и жёстких кораллов, ракушек, веточек и мусора. Травмы могли быть весьма драматичными.

При подходе к обитаемому берегу, учитывая исламский характер большинства посещаемых стран, обязательно надевали футболки, шорты или джинсы. Раздеваться до плавок не разрешалось даже во время купания, если рядом находились местные жители.


Комментарии
Совершенству нет предела... 
Guest28.01.13, 23:20
Seen 
круто
Guest02.02.12, 08:37
Артур Шаламов 
Восхищен
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6
Ссылка:
Опубликовал Роман Железов