Азия / Парусный туризм | Спортивный туризм
 

На парусном катамаране через Индийский океан

18 декабря 2006 г. - 15 февраля 2007 г.
Нештатные (экстремальные) ситуации 

К нештатным (экстремальным) ситуациям мы относим те, которые никак не «проигрывались» заранее. Их возникновение – спонтанно, а развитие – предсказуемо иногда лишь на мгновения. На ситуацию влияют как внешние, объективные, стихийные, иногда непредсказуемые факторы, так и субъективные – наши действия, как ответная реакция.

Здесь мы не будем рассматривать штатные ситуации, описанные в п.3.2., их было более чем предостаточно в этом путешествии, но мы были к ним готовы «все 24 часа в сутки».

Здесь мы рассмотрим несколько нештатных ситуаций, которые возникали в нашем путешествии, которые были непредсказуемы, и из которых мы достойно вышли на багаже нашего жизненного и походного опыта.

 

Ночное прохождение рифа

6.01.07 (см. гл.5.4.) через полтора часа после захода солнца мы шли курсом бейдевинд (Гр1+Ст3) на юг, вдоль атолла Южный Тиладумати. На подветренной границе атолла, где океанские глубины подходят «вплотную» к берегу, волны вырастают «до небес», но они идут к тому же против ветра – они длинные и пологие, а поверх них в правильном направлении – ветровые волны – до 1 м высотой. Луна еще не взошла, были только звезды, и «полет» вдоль этих волн доставлял огромное наслаждение. 200-500 м на восток – и мы бы уперлись в ревущий риф – мы его слышали, 200-500 м на запад – и мы в океане – там совсем другая толчея волн. Мы шли в этом «коридоре» уже несколько часов. На вахте, как обычно – двое, остальные безмятежно спали в палатке-рубке. В рифе, по-видимому, где-то был проход, и рулевой, отслеживая «коридор», въехал в атолл. Риф остался справа, но он об этом еще не знал и…, мы сели на мель. Ничего не сломалось, не порвалось – шверты и рули откинулись, дублированное днище уверенно держало лезвие кораллового рифа.

Первое, что мы сделали – сбросили паруса, ситуация стабилизировалась, можно было спокойно думать и рассуждать.

Второе – мы определили наше местоположение по двум GPS и карте и проанализировали ситуацию: мы внутри атолла, сейчас время прилива (уже последнее), вода может подняться еще на 25-40 см, луна взойдет через 2 часа – будет светло, а сейчас – не надо «делать резких движений».

Приготовили чай, попили, обсудили и решили сдуть нижние отсеки в поплавках и немного верхние (осадка станет около 10-12 см, мягкие гондолы проскребутся через камни) и двигаться из атолла по кратчайшему пути на запад. Это метров 500, а ветер 5б и в спину.

Оделись в спасжилеты, обулись, прикрепились леерами к судну, сдули гондолы – судно сразу потащило ветром на запад, но через 10-15 минут – снова встали. Глубина – по щиколотку, камни (кораллы) торчат везде из воды. На 50-метровом леере двое сходили вперед, на разведку, и оказалось, что мы стоим внутри атолла, на границе рифа. С той стороны – океан, который наваливается на риф теми вздыбленными «пологими» волнами, по которым мы катили 2 часа назад, и разбивается о риф. Проходов, насколько видно, в рифе не было, но и высота рифа была от 0 до 30 см.

Решили ждать до утра, я снял спасжилет и занялся чаем.

Все были на борту обутые и одетые в спасжилеты. Вдруг, совершенно неожиданно через риф до нашего судна дошла волна, приподняла его, а ветер продвинул судно на 1 м. «Девятый вал» - отметили мы, но через пару минут была вторая, такая же, а ветер 5б давит нас на риф – мы еще на 1 м спонтанно приблизились к рифу. Далее события пошли по «нештатной ситуации». Джек и Юра пристегнули страховочные леера, спрыгнули за борт и стали «пробовать» подталкивать катамаран к рифу, это удавалось почти на каждой новой волне, которые шли уже подряд. Подняли штормовой стаксель, опустили «волоком» один (левый) руль. «Девятый вал» поднимает лодку, мужики и парус толкают его вперед, и он перелезает через барьер рифа и зависает. Волна уходит. Потом подходит следующая, подхватывает наше судно и несет на встречу движущейся стене воды, а когда мы встречаемся, нас долбает так, что я, держась за ванту, ощущал себя флагом на ней. Нас тащило и разворачивало в прибое – одного руля не хватало, я крикнул Паше – «Ставь второй руль!» - руль заклинило. Паша, пристегнутый леером и в спасжилете полез на корму-транец правого поплавка, в это время нас подбросило, Паша упал точно на перо руля, которое тут же встало на место, а Паша вылетел за борт, очередная волна накрыла еще раз всех. «Все нормально!» - прокричал Паша, держась за кормовую балку. Едва сошла волна, его тут же выдернули на борт. Судно приобрело мало-мальское управление, единственный парус – штормовой стаксель – 2,2 м2 – наполнился и удержал нас на месте на огромной волне, а потом потащил в океан все дальше и дальше от этого ада.

19:15 – мы за рифом, на глубокой воде, все на борту, над горизонтом взошла луна и была точно у нас по корме. Ставим грот на третьем рифе, кат летит в нужном нам направлении со скоростью 12 км/ч. В «два смычка» качаем гондолы. Шестибальный ветер, только что тащивший нас сквозь риф – казался легким феном – судно шло уверенно и надежно.

Думаю, что мы сработали в этой ситуации неплохо. Безаварийно сели ночью на риф «посреди океана», прошли сквозь него, не повредив ни судно, ни себя, не потеряв с судна «ни одного фантика», не пропустив в рубку ни капли воды!

Никто до этого никогда не проходил сквозь осушаемые рифы, сквозь обрушивающуюся навстречу трехметровую (а может и больше) волну, тем более ночью,за исключением рифа Чербаньяни. Такую ситуацию мы не «проигрывали» даже для дневного прохождения, но мы готовили судно, готовили экипировку и упаковку, на случай «вплоть до переворота судна».

 

Отказ мотора

При старте из Индии (в Пондичерри) нам нужно было пробить прибой – это около 150 м встречных волн высотой 2-3 м, которые стеной катятся навстречу, а ветер в лоб! Местные рыбаки проходят его на деревянных лодках, узких, длинных и очень массивных. У нас выбора не было.

Не стоит останавливаться на том, что все были в спасжилетах, палатка задраена, все надежно принайтовано, паруса убраны, шверты подняты. Разгоняться было негде. Из устья реки пошли «с места» под нашим маломощным моторчиком. Первая волна – ослабшая. Вторая, третья и четвертая – очень мощные, с интервалом секунд 15. Они катят вертикальной пенной стеной, подпираемые сзади плотным слоем воды. Лобовой удар останавливает и кидает наше судно (масса 2 т) назад действительно как щепку. Вода перекатывает через все судно, которое сначала «встает на дыбы», а потом падает вниз. Катамаран, конечно, разворачивает на волне. Надо успеть до прихода следующей волны стать к ней носом. Управление рулями невозможно, т.к. судно практически стоит, а потоки воды идут мимо (вдоль) рулей и вперед, и назад, и вбок. Управлять можно только мотором.

Мы уже прошли три «стены» и вылезали на четвертую, как вдруг… МОТОР ЗАГЛОХ! Судно потащило к берегу как серфинг. Развернуло – это замедлило бег. Паша бросился к мотору, дернул его раз 5-6 – не заводится. «Вода попала под колпак!» В это время нас неумолимо тащило к берегу. Но уже не в спасительное русло реки, а к песчаному берегу, о который разбивались волны. «Спокойно, мужики, еще ничего опасного не произошло! Толя, дай мне сухую тряпку» - сказал Паша и снял крышку с двигателя. Пришлось раздраить палатку, только там можно найти что-то сухое. Первыми оказались белые «парадные» капитанские штаны. В раскрытую на 5 секунд палатку тут же поймали пару ведер воды, кое-что подмокло. Юра и Гена спрыгнули за борт с носа и пытались удерживать судно против волны, работая как плавучие якоря. А Толя и Джек закрывали своими телами мотор от брызг.

Паша протер все, что надо было протереть, закрыл крышку, дернул – мотор завелся с первого раза. Берег был уже совсем рядом! В запасе было менее 1 минуты.

Вторая попытка прошла успешнее. Двигатель не заглох, и мы вышли в открытое море.

Все закончилось благополучно, но могло бы…

- не найтись сухой х/б тряпки;

- не завелся или снова заглох бы мотор;

- волна плеснула бы на мотор, когда Паша его протирал;

- не хватило бы времени.

Замечу, что аврала и команд кроме «найди сухую тряпку» не было. Как-то все делали то , что считали нужным. Думаем, что все было правильным. В этот же день Паша надел простой полиэтиленовый пакет на свечи, и мотор больше не заливало водой и он не глох.

 

Обрыв «гусака»

22 января вечером отвалился «гусак», прикрепленный к топу мачты. На нем держалось крепление КВ-антенны (изолятор и разводка диполей) и топовый фонарь. К изолятору подходил антенный коаксиальный кабель толщиной в палец – весьма массивный; к топовому фонарю – электрический провод. Кабеля выходили из мачты и были прикреплены п/э хомутами к «гусаку».

После обрыва, «гусак» весом более 10 кг и размером около метра повис только на кабелях. Мы сделали попытку подтолкнуть снизу кабеля, чтобы спустить «железяку». Но ее массы не хватало, чтобы протащить перегнувшийся на топе на 180 градусов коаксиал. Топ мачты писал «восьмерки» метра по три. А «гусак» описывал циркуляции вокруг топа на коротком поводке еще радиусом метра два. Было действительно страшно! «Железяка» могла оторваться в любой момент. И если попадет в кого-нибудь или в палатку – исход был бы очень плачевным. Все это понимали! Солнце садилось. Через полчаса наступила ночь.

Что мы делали:

1. Убрали паруса.

2. Установили вахтенное наблюдение.

3. Паша – как бывший электрик-верхолаз – вызвался слазить на топ мачты (разумеется с помощью грота-фала). Попытка не удалась. Поворотная мачта была сырой от росы, а волнение значительным. Пашу просто отрывало от мачты. Смотреть даже снизу на эту попытку было страшно.

4. Мы оба уса диполя антенны завели в альпинистский карабин, который подняли фалом вдоль ванты. Таким образом, если «гусак» оборвется, он не упадет сразу до низу, а на несколко секунд-минут зависнет на 3мм антенном проводе в районе краспицы. И мы успеем его спустить.

5. Выбросили за борт плавучий якорь и геннакер. Привязали к мачте фонарь и залегли в палатке, типа спать. Джек вызвался дежурить «на улице».

С рассветом все были на ногах. Ночью из изолятора вырвало коаксиальный кабель (не выдержал разъем) и «гусак» чуть спустился, повиснув на проводах диполя. Он продолжал болтаться в полутора метрах выше краспицы. При этом в альпинистский карабин защелкнуло все тросы и веревочки, какие только возможно. «Железяка» зависла «насмерть». Море было существенно спокойнее. Еще до восхода солнца Юра залез на краспицу и распутав тросы спустил эту «чертову штуковину» вниз.

Кошмар закончился!

Считаем, что ситуация была неуправляемая минут 20, пока мы не подстраховали свободу падения «гусака» временным зависанием его на антенных проводах. Но эти 20 минут всем было откровенно страшно.

 



Комментарии
Совершенству нет предела... 
Guest28.01.13, 23:20
Seen 
круто
Guest02.02.12, 08:37
Артур Шаламов 
Восхищен
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6
Ссылка:
Опубликовал Роман Железов