Монголия / Рыбалка | Автотуризм
 

Путешествие на Ур-Гол

21 - 30 июня 2011 г.
Россия-п.Ханх (Монголия)- перевала Сантын-Даба-Цаган-Ур-монастырь Даян- Дэрхи-устье Эйгин-Гола -Россия
гео-теги: Азия Монголия
 

Дети.. Дети..
15 15
Эту поездку мы планировали начать 17 июня, в пятницу, но в связи с большой загруженностью нашего попутчика-проводника Баярху, отложили на 21 июня (вторник).

Состав экспедиции:

Данько Ирина – главнокомандующий
Данько Анатолий- водитель
Данько Игорь- рыбак
Шибанов Владимир- водитель
Баярху - проводник

Приключения начались, где не ожидали. На границе, монгольская таможня организовала полный «шмон», с полной выгрузкой машин. На вопрос: «Что ищите?», ничего вразумительного не услышали. Оказалось, что нужна была – ВОДКА. Я десять лет езжу в Монголию, но с таким беспределом сталкиваюсь впервые.
Сославшись на свои правила, они оставили нам 8 бутылок, по 1 литру на въезжающего. Остальное забрали, без оформления документов . Мы еще пытались предложить им оформить на них водку, но таможня отказалась и в нашей же коробке унесла остатки в неизвестном направлении.
Нас выручил, подоспевший Баярху, провожавший большую группу туристов. Он пошел к начальнику таможни и все закончили на официальной ноте, мы заплатили штраф 250 рублей, а водку нам вернули (штраф от 10000 до 30 000 тугриков),.
Мы двинулись на базу . В Монголию солярки можно перевезти только в баках плюс 20 литров в канистрах. Нам, от своей прошлой экспедиций, Андрей Труфанов оставил 150 литров, а монголы ее перелили в бочку, отдав канистры. Это потом сослужило нам плохую службу. Канистры мы перевезли пустые. Мы залили их, пообедали, загрузили вещи Баярху и двинулись в путь.
По дороге мы заехали за заранее подготовленным мясом. Барана зарезали и заветрили в дорогу, чтоб не испортился.


По времени дойти до перевала Сантын-Даба, мы не успевали, поэтому остановились на ночёвку в заливе Далбай, на высоком лесистом берегу. До воды далековато, но нам только переночевать.
Канистры с соляркой пропускали через пробки. Все продукты и вещи переложили к Шибанову, уплотнили канистры.
Утром 22 –го пошли через перевал Сантын-Даба. От тряски у «Сафаря» развалились резиновые шайбы амортизатора, пришлось ремонтировать, потом делали это еще три раза , так что резинки надо менять. Решили не заезжать на Булнайнские источники по дороге туда, может, заедем на обратной дороге. На Чандмань-Ундэр отвернули, когда увидели ЛЭП в долине реки Алаг-Цар. До центра сомона около 40 километров по сильно пересеченной местности. Ремонтировались еще раз. В Чандмань-Ундэр спросили дорогу до Цаган-Ура. Сказали, что около 54 километров и два больших брода. Монголы дали нам резиновую шайбу на амортизатор, которая очень пригодилась на обратном пути. Канистры бегут, старается максимально заполнить баки, сливаем в них топливо. Дорога до Цаган-Ура по монгольским меркам приличная, броды проходим ходом. Вытаскивали монгола на «Ниссане», которого вечером встретили в Цаган-Ура. В Цаган-Уре заезжали на заставу, зарегистрироваться, начальника - нет, нужно заезжать еще. Баярху связался с другом – инспектором, мы думали инспектор по охране природы, оказался автоинспектор, тот позвонил бывшему автоинспектору Цаган-Ура и тот, после обычных монгольских проволочек, сопроводил нас в район стрелки Ур-Гола и Аригийн-гол. Так мы и встали на ночевку на территории заброшенной базы.
Ночью после ужина пошел небольшой дождь, но нас это не смутило. Вообще о погоде: всю дорогу днём было жарко, а ночью шел дождь, так что просыпались всегда со свежестью.
Решили в дороге жить в одной палатке Владимира Ивановича, места хватало всем. Ночью опять был ливень, он замочил вещи Баярху и выложенное для просушки мясо.
Утром 23-го Баярху на «Ниссане» поехал в Цаган-Ур оформиться, а мы на Рейнджере поехали рыбачить. На стрелку Ур-Гола и Аригийн-Гола подошли, но рыбачить посчитали бесперспективно. Сели в машину, поехали вверх по Аригийн-голу, где сразу и увидели несколько перспективных мест. Здесь Ира и поймала первого ленка. Поймал и я несколько. Решили поменять место, по совету местных монголов, которые сразу же собрались вокруг нас. Поехали выше, с первого заброса в омут я поймал еще одного ленка, до килограмма.
Приехал Баярху с каким-то мужиком, чем-то озабоченный. Подошли к нему. Это был начальник заставы, он приехал попробовать рыбу. На стойбище нас ждал инспектор по охране природы. Баярху нам объявил, что лицензия на тайменя стоит 700 000 тугров (что-то около 20 000 рублей). Это известие вызвало у нас шок. Таких денег у нас с собой не было, да и платить мы их не собирались.
Об этом я и сказал Баярху. Инспектор посмотрел все наши снасти, не одобрил крючок, он должен быть один и бородков быть не должно.
Начальник заставы с женой и водители были приветливы, а вот инспектор сидел надутый, даже водку не пил, что у монголов не принято.
Пришлось рассказать, что пригласил нас на Ур-гол бывший премьер-министр Баяр, и как мы с ним познакомились. Инспектор после этого быстро уехал. Начальник заставы пригласил нас заезжать на обратном пути.
Мы собрали лодку и на утро решили разделиться. Я с женой и сыном сплавлялись, а Баярху с Владимиром Ивановичем едут на машинах через брод до условленного места встречи.
Вода в реке была на подъеме, для определения динамики уровня пришлось ставить метки. Утром увидели, что вода поднялась еще на 30 см. решили остаться на месте и дождаться спада.
Я настроил поплавочную удочку и без особой надежды сел на берегу. Неожиданно клюнул ленок до килограмма. Берег крутой, вытащить без подсачника не могу, хорошо Баярху оказался рядом – принес подсачник и добыча на берегу будет сагудай. Попался сиг на 2 кг.
Ночью опять дождь, но вода спала. Сборы и отъезд. Расставались с опаской.
Первая сложность-брод для машин, вторая - встретиться в незнакомой местности неизвестно где и как. С первой справились с помощью начальника заставы: показал брод. Связь держали до момента переправы, потом связь пропала, и вновь появилась в долине реки Уйлган-Гол. Ребята переправлялись в брод, а мы проплывали мимо устья этой реки. По всем признакам мы приближались к месту встречи.
Песчаные откосы, плоский мыс и дорога с горы. Вроде приехали. Вытянули лодку на берег, пошли проводить рекогносцировку. Мыс замечательный, сплошь заросший ландышами, желтыми лилиями и алыми саранками, с естественными грядками заросшими диким луком и чесноком, размер 0,5x2 км. Мы подошли к горе: вверх идет дорога, а к мысу не видно, да и дорога мало езженая, как-то сомнительно ,то место или нет. Выходим на связь с караваном ,связь плохая, но успеваем понять, что уже два часа как «Ниссан» засел в грязь и вылезти не может. Принимаю решение: идем на встречу.
Дорога после перевала пошла под гору, через верховое лесное болото, передвигаться на машине было бы невозможно, но связь становилась все лучше. Машину ребята вытащили, а тут и мы на опушку вышли и установили визуальный контакт. Дорога, по которой мы пришли, оказалась дорогой к зимнику. Основная дорога шла по степям и была весьма приличной. Мы оставили Ирину с ребятами и двинулись в обратный путь к лодке, около 4 км. по GPS. Послу изнуряющего перехода окунулись, выпили по рюмке коньяку и на сплав. Тут меня приспичило, я попросил причалить к берегу, на мысу. место оказалось с глубоким омутом и обратным течение. Игорь забросил Блюфокс №3 и с первого заброса удар, короткая борьба и таймень 82 см, 4,4 кг на берегу. Как обычно мы его с Богом отпустили.
В 200 метрах ниже по течению нас уже ждали попутчики. Обед. Лодку закрепили на «Ниссан» и двинулись к месту ночевки. По дороге посетили монастырь Даян- Дэрхи. Монах, встретивший нас, пригласил посетить пещеру Даян- Дэрхи.. Решили запланировать на обратном пути (24 км в один конец).
На все мои предложения остановиться на берегу реки Баярху, видимо, напуганный предыдущим инспектором, отвечал отказом, и все наше дальнейшее пребывание и рыбалки проходили по безлюдным местам, с местными авторитетными провожатыми (автоинспекторами).
Остановились на ночлег, мы в долине реки Дзерлиг-Гол: на территории сомона Эрдэн Булган в Баке Дзерлиг, у отца товарища Баряху. Монголы угостили мясом косули и изюбря, что было весьма кстати. Баранина, подпорченная дождем, пропала, и ее пришлось выбросить. Дальше ели дикое мясо.
К нам собрались местные старики. Все они учили русский в школе, и учились в СССР, им очень хотелось поговорить с русскими.
Мы достали сига, но деды есть сырую рыбу отказались, только водку пили, хотя русская водка заканчивалась и мы перешли на монгольскую.
Сиг, пойманный двумя днями ранее, еще не просолился, оставили его на завтра и съели с большим аппетитом.
Следующим утром едем за тайменем на Ур-Гол. Жара, куча оводов, я окунулся. Ленка ловят все. Мелкого отпускаем, больше килограмма, берем. Тайменя нет, и нет перспективных мест. Я требую от Баярху «Трехречья», а если монголы не знают ям, то едем на яму, где Игорь поймал тайменя.
В устье Эйгин-Гола Баярху нас везти отказывается: «Там много народа».
На следующий день моросит дождь. Хоть оводов нет. Монголы привозят нас, наконец-то, в замечательное место. Поворот, яма с обратным течением, плес до и после ямы. Ловят все. Крупных оставляем, мелких отпускаем. На тайменя в яме поставили живца. Простоял в яме целый день, поклевок нет. Дождь разогнал оводов, тепло. Дело близится к вечеру.
Ленка я наловился. Пойду, думаю, попробую снасти на тайменя. Выбрал 5 блесен. Встал на яму. Третья блесна, воблер красный, ныряющий, сработала на первый заброс. Прибежала Ира с видео, Баярху подхватил подсачник. Тайменя подвел к берегу и вытащил. Есть таймень №2- 3 800.Фото сессия и плыви с богом.
Вечером прощальный ужин с хозяевами. Спасибо гостеприимным людям. В пещеру Даян-Дэрхи решили не ехать, в один конец пешком 10 км.. На трехречье, где рыбачит премьер-министр, на машинах дороги не знает никто. В 30-ти км. от эфемерной цели, решаем повернуть домой. Баярху, наш проводник, боится подъема рек.
Рано утром выезжаем в сторону Ханха. Все броды до Цаган-Ура прошли ходом.
Владимир Иванович говорит, что на пол метра ниже броды. Мы ему верим. Заехали поблагодарить начальника заставы в Цаган-Ур, его на мете не оказалось. Недалеко от Цаган-Ура дерево-лиственница сторукая, в четыре обхвата, что-то не реальное.
Ночевать торопимся в Булнайн-Аршане. Дорога без экстрима, но очень тряско, за день прошли 180 км. На курорте нас рады поселить за 5000 тугров с человека. Остаемся на ночлег.
Заказываем ужин из наших продуктов, но рыбу жарим сами, изюбря готовят хозяева. Сходили в водолечебницу, температура воды в домиках от 27 до 48 градусов, на любой вкус. Я с Ирой посидел в 36°С купели. Мыться просили без шампуня, но вода видимо щелочная и без шампуня моет очень хорошо.
Вечером гуляем с хозяевами и еще одной монгольской компанией - единственные, кроме нас «гости».Владимир Иванович до полуночи выводит с монголами «подмосковные вечера».Утром в дорогу.
По прямой дороге на Сантын- Дабу Баярху ехать отказался, очень плохая, говорит, дорога. Едем в объезд 90 км., об этом пришлось пожалеть. Ехавший через неделю после нас Олег Черных с компанией, без проводника напрямик, проехали за 1,5 часа.
Не успеваем выехать за курорт, лопаются болты крепежа правого верхнего рычага, спецболты «хромансиль», хорошо есть в запасе. Быстро меняем, проверяем левый - тоже загнут. Меняем и их, и в дорогу. Дорога тряская.
На Сантын-Дабе протягиваем болты еще раз. Меняем у Владимира Ивановича резинку на амортизаторе, хорошо монгол подарил в Чандмань-Ундере. Лопнула и побежала последняя канистра с соляркой, пришлось разливать. Я последние 30 км. еду на лампочке, ждал когда заглохну, но топлива хватило, а вот болты на рычаге лопнули еще раз. У въезда в Ханх я отправил мужчин готовить ужин, а сам быстро поменял болты и домой в родную гостиницу. Недельное путешествие по Монголии закончено. Утром в Россию.