горный район Тянь-Шань / Горный туризм | Спортивный туризм | Пешеходный туризм

Северный Тянь-Шань, Заилийский и Кунгей Алатау, август 2006 г.

26 июля - 3 августа 2006 г.
Техническое описание
1-й день, 26 июля

Г. Алматы – спорткомплекс Медео – горнолыжная база «Чимбулак»

На машине из Алматы доезжаем до с/к Медео (место слияния р.Мал.Алматинка и ее притока р.Комиссаровка, GPS-координаты 43°09’33”N 77°03’34”E).
На с/к Медео мы около 14.00 (фото 1, 2). Осматриваем окрестности и поднимаемся по асфальтированной дороге вверх до г/л базы Чимбулак. Вышли с г/л базы Чимбулак в 15.57 (GPS-координаты 43°07’44”N 77°04’50”E) (фото 3). От базы поднимаемся вдоль левой очереди подъёмников в левый угол базы по тропе – продолжению асфальтовой дороги.
Через два перехода (к 17.45) сворачиваем влево, к оградительной сетке. Останавливаемся в зоне леса, рядом с сеткой, недалеко от высохшего русла ручья, спускающегося с пер.Талгарский (GPS-координаты 43°07’27”N 77°05’44”E) (фото 4).
За водой спускаемся метров на 300 вниз, к слиянию истоков ручья. (GPS-координаты 43°07’36”N 77°05’38”E) (фото 5). Готовим на дровах.
За 3 ч ЧХВ прошли 10,8 км.
Ясно, малооблачно, температура утром 23-25°, вечером опускается до 15°.

За проезд к с\к Медео берут "экологический сбор" с машины. Что-то около 500 тенге. От с\к Медео асфальтовая дорога ведет до самой г/л базы Чимбулак. Мы конечно же попытались заехать туда на машине, но наш старенький микрик Мерседес закипел, не выдержав довольно крутого подъема. Поэтому часть дороги до г/л базы Чимбулак мы шли пешком.
2-ой день, 27 июля

Г/л база «Чимбулак» – пер. Талгарский (н/к) – р. Лев.Талгар

Подъём в 5.00. Выходим к дороге под центральным подъёмником, направо ПХД (GPS-координаты 43°07’11”N 77°05’55”E).
Поднимаемся на пер. Талгарский. Крутизна склона 30 – 40°. По дороге проходим станцию канатной дороги (GPS-координаты 43°07’03”N 77°06’12”E). Поднимаемся 4 перехода (около 3-х часов) (фото 6). Набор высоты > 700 м на 1700 м подъема. На перевале – в 10.00 (GPS-координаты 43°06’56”N 77°06’47”E) (фото 7).
Погода солнечная, скорость ветра ?40 км/ч (другими словами, дует конкретно). Спускаемся по тропе, находящейся левее бывшего ветряного электрогенератора (фото 8,9).
В 10.30 спускаемся к озеру, расположенному на высоте 3000 м (GPS-координаты 43°06’57”N 77°07’25”E) (фото 10).
Граждане, берегите природу! Озерцо очень милое, вода прозрачная, но дно – сплошь из консервных банок…:(. Слегка траверсируя склон, уходим по тропе направо ПХД на хребет. По хребту доходим до большого камня (фото 11).
Отсюда идём вниз направо ПХД в сторону правого берега р. Лев. Талгар (вверх по течению), траверсируя склон (фото 12).
Через полперехода тропа начинает спуск без траверса – круто вниз (35-40°) – к реке (фото 13).
На этом участке маршрута один из участников совершает попытку полёта, демонстрируя акробатические этюды. Ничего не ломает, но поход начинает воспринимать серьёзнее: полезное это дело – отрыв от земли. Делаем перекус на месте подхода тропы к реке в 13.00 (GPS-координаты 43°07’11”N 77°09’10”E) (фото 14).
Перекус готовим на дровах. Вблизи места перекуса кострища четырёх стоянок. Замечаем опознавательные знаки тропы ^ 9 (фото 15). Ориентируясь по турам, переходим через высохшее русло, продолжаем движение по тропе по левому берегу р. Лев. Талгар. Тропа петляет, то набирает, то сбрасывает высоту. По пути множество мест для стоянок. Памятные таблички погибшим в горах тоже встречаются регулярно (фото 16). Опасное это дело – отрыв от земли.
В 16.00 купаемся в притоке р. Лев. Талгар у небольшого деревянного мостика (GPS-координаты 43°06’33”N 77°09’41”E) (фото 17).
В 16.45 проходим поляны, разлив (GPS-координаты 43°06’08”N 77°09’55”E), образованный перекрывшим реку выше по течению селем (фото 18).
Выходим на участок, разрушенный селем (фото 19). Встаём в зоне леса за участком отложения селя, возле накопленного рекой озера (GPS-координаты 43°05’13”N 77°09’52”E) (фото 20).
В 18.30 ставим лагерь. Стоим на дровах. Чистой воды нет. Кипятим белую, мутную из реки. Все живы и почти здоровы. Даже на следующий день.
За 8 ч ЧХВ прошли 12 км.
Переменная облачность, температура 18-25°, вечером опускается до 14°.
3-й день, 28 июля

Пер.Комсомольский (рад.вых) – слияние р. Лев.Талгар и р.Туристов

Подъём в 5.00. Ночью был дождь. Меняем маршрут из-за нехватки времени, решаем делать полуднёвку (радиальный выход и подход под пер. Туристов). Снимаем лагерь, оставляем рюкзаки. Делаем радиальный выход на пер.Комсомольский. С места ночёвки поднимаемся по гребню слева ПХД от ручья, текущего с ледника Аристова (фото 21).
Крутизна склона при подъем по лесу - 30°, затем выполаживается до 20°. У истока ручья крутизна местами до 40°. Доходим до ледника Аристова (высота 3500 м, фото 22). Здесь нас застаёт град с дождём, туман (фото 23).
Поворачиваем назад. Погода стабилизируется через 20 минут. 12.10 – возвращаемся на место ночёвки по пути подъема, делаем перекус. С места ночёвки выходим по тропе вдоль левого берега р. Лев. Талгар.
К концу первого перехода начинается дождь на 40 минут (фото 24). Делаем ещё три перехода (15.15). По тропе проходим места для стоянок. Вот GPS-координаты последнего места стоянки на дровах чуть ниже впадения в р. Лев. Талгар р. Улькен-Мынжылкы: 43°04’25”N 77°09’55”E , через 300 – 500 м лес заканчивается.
Идём до слияния р. Туристов и р. Лев. Талгар (за 300 м до слияния, фото 25). В 16.45 начинаем ставить лагерь. Высота стоянки 2900 м, GPS-координаты 43°02’55”N 77°09’40”E. Стоим возле чистой воды вне зоны леса на газе. Погода безветренная. Места для палаток на траве.
За 4 ч ЧХВ прошли 8,4 км.
Утром - переменная облачность, после 15 ч. - пасмурно, дождь, температура 15-20°, вечером опускается до 12°.
4-й день, 29 июля

Р. Туристов – пер.Туристов (1А) – р.Озерная

Подъём в 4.00. Темно и вылезать из палаток не хочется. Правда, на скорость сбора лагеря этот факт не повлиял.
Поднимаемся по тропе (фото 26). Идём медленно. Вся группа ощущает признаки акклиматизации. Голова не болит только у руководителя, которого просто немного штормит. Настроение весёлое.
До начала ледника, расположенного слева от тропы, дошли в 9.15 (GPS-координаты 43°02’03”N 77°06’55”E) (фото 27). В 11.10, прислушавшись к голосу слабости, делаем перекус. Силы, как ни странно, прибавились. В 12.00 доходим до перевального взлета по левому краю ледника Туристов (высота 3930 м, GPS-координаты 43°01’44”N 77°05’16”E) (фото 28).
Поднимаемся на перевал небольшим траверсом (с нижнего правого угла, в верхний левый) по леднику (фото 29).
Слой фирна на льду растаял, под ним вода. Кошки не нужны, но на двух девчонок мы их одеваем – для тренировки (фото 30). В 12.45 вся группа на перевале (GPS-координаты 43°01’36”N 77°05’08”E) (фото 31). Спускаемся по левому краю ледника Мутный вниз. Следует забирать чуть левее ПХД – вправо резкий, незаметный сверху обрыв (фото 32).
Крутизна склона при подъеме и спуске – 25-35°. Сразу под ледником небольшое озерцо (GPS-координаты 43°01’37”N 77°04’41”E). Пройдя ледник (на спуске, кстати, кошки актуальнее, чем на подъёме, но у девчонок тренировка была окончена и вся группа спускалась так: то по икры в снегу, то балансируя на фирне), выходим на тропу. Идём по тропе, упираемся в обрыв, тропа обходит его справа. Через переход пересекаем вброд ручей и тропа превращается в дорогу (GPS-координаты 43°01’01”N 77°03’43”E) (фото 33, 34).
Группа чувствует себя хорошо, симптомы акклиматизации не досаждают. Пересекаем три разлива р.Озерная, для переправления вброд натягиваем перила (фото 35, 36).
В 19.50 начинаем ставить лагерь. Место на поляне возле чистой воды (у р. Озёрная) слева от поворота дороги к перевалу Озёрному (GPS-координаты 42°59’51”N 77°01’20”E). Кругом много сусликов и навоза.
За 10,5 ч ЧХВ прошли 18 км.
Переменная облачность, температура 18-25°, вечером опускается до 14°.
5-й день, 30 июля

Р.Озерная – пер.Озерный – р.Чонг-Кемин

Подъём в 5.00. Поднимаемся по дороге на перевал (фото 37).
При подъеме слева от дороги встречаем группу из Алматы. Здесь есть место для стоянки и ручеек с чистой водой (GPS-координаты 42°59’02”N 77°01’26”E). Перевала не замечаем. На высоте 3560 м возле дорожного знака фотографируемся (GPS-координаты 42°57’53”N 77°00’47”E) (фото 38).
Кстати, пер.Озерный находится в хребте, по которому проходит граница между Казахстаном и Киргизией. Т.е. пройдя перевал, мы пересекли границу без всяких бумажек и таможни. Когда мы пересекали эту границу в обратную сторону на машине (Киргизия-Казахстан), то проходили через 2 таможни и потратили около часу времени.
Спуск в долину р. Чонг-Кемин по серпантинной дороге (фото 39).
По возможностям участников группы можно не идти по серпантину, а спускаться по каменно-травяным склонам прямо вниз перпендикулярно дороге. Крутизна спуска около 35°. Мы так и сделали: если не натыкаться на колючки, спуск довольно приятный (фото 40).
Доходим до последнего поворота дороги, спускаемся до дороги, отходящей от камня с надписью «Кумыс 700м». Кумыса, конечно же нет, как нет и никаких признаков того, кто этот кумыс мог бы продать. Метров через 500 ниже и левее у ручья делаем перекус (фото 41).
Далее – пологий подъём по левому ПХД склону р. Чонг-Кемин по тропе. Встречаемся с егерями национального парка и их ружья. Похоже на развод. В том плане, что нас пытаются развести на деньги. Показывают красивую бумагу, просят 900 сомов. Мы тоже достаём много красивых бумаг, строим грамотные предложения на тему «Киргизы русским друзья и все мы бедные». Делаем ударение на обращении «брат», интересуемся жизнью, платим 150 сомов и направляемся к реке Кашка-Сауу. Киргизы предлагают переправить нас на лошадях (пять долларов с человека). Мы гордо отказываемся и ищем брод. Киргизы, столкнувшись с туристской гордостью (чтоб не сказать – скупостью) не впервые, и зная о свойстве ее кратковременности, никуда не уезжают. Устраиваются на травке рядом с конями и наблюдают театральное представление под общим названием «Метания в поисках..». Мы, тем временем, побегав вдоль реки минут 15 и поняв, что приятно-проходимыми места выглядят лишь издалека, решаем организовать навесную переправу. (GPS-координаты 42°54’30”N 77°03’52”E) Первого пускаем на страховке, наблюдаем как, красиво бултыхаясь в потоке воды, он доползает до противоположного берега (киргизам тоже нравится наблюдать этот процесс). Натягиваем верёвку. Киргизы понимают, что им не светит, фотографируются на нашем фоне (не часто, видать, выпадает такое шоу) и уезжают. Мы благополучно оказываемся на противоположном берегу (фото 42).
Река Кашка-Сауу – это приток р. Чонг-Кемин и берет свое начало сразу с двух больших ледников: Сапожникова и Машковцева. Мы начали переправляться около 17 часов, когда вода с ледников наполнила реку доверху. Возможно, утром можно перейти реку вброд. Далее идём 45 минут до места ночёвки у слияния р. Чонг-Кемин и Зап. Ак-суу. Останавливаемся на правом берегу реки (GPS-координаты 42°54’21”N 77°05’20”E).
В 19.30 начинаем ставить лагерь. Вода реки Чонг-Кемин выше слияния - чистая, Аксу – грязная.(фото 43, 44)
За 9 ч ЧХВ прошли 21,6 км.
Ясно, температура 23-26°, вечером опускается до 12°.
6-й день, 31 июля

Р.Зап. Ак-суу – пер.Сев.Ак-суу(1А) – р.Чонг-Ак-суу (левый исток)

Подъём в 5.00. Переходим р. Чонг-Кемин выше слияния с р. Ак-суу (фото 45).
Р. Ак-суу переходить не надо, тропа идёт по ее правому берегу. Поднимаемся до слияния рек. Вост. и Зап. Ак-суу. Идем по восточному ущелью, постепенно набирая высоту (фото 46).
За 4 перехода доходим до ледника Вост. Аксу. До перевального взлета идем по леднику. Подъем на всем протяжении крутизной не более 25-30°. У водопада, образованного тающим ледником, делаем перекус, желающие принимают душ (фото 47, 48).
От водопада идем налево вверх, без тропы. Вначале по камням, потом по сыпухе, слева от ледника по линии падения воды (фото 49).
Подъем крутой (достигает 45°), но идем без траверса, «в лоб». С той же стороны выше по склону к перевалу идет конная тропа, но ее мы заметили только наверху (фото 50).
Перевал взяли около 13.00, высота 4100 м (фото 51). Спускаемся по конной тропе по левому ПХД склону.
Здесь склон более пологий, если спускаться по тропе (до 35°, фото 52). Следуя совету одного из прочитанных отчетов, идем по тропе до начала зоны растительности, а затем уходим с тропы вправо вниз, к левому истоку реки Чонг-Ак-суу (фото 53).
Встаем на поляне, вблизи реки. Вода в реке мутная, за ней, со скал течет чистый источник (в районе видимости, 10 минут от лагеря).
За 9,5 ч ЧХВ прошли 15,6 км.
Переменная облачность, температура 21-25°, вечером опускается до 14°.
7-й день, 1 августа

Р.Чонг-Ак-суу (вниз по течению)

Подъём в 5.00. Переходим в брод истоки р. Чонг-Ак-суу в месте многочисленных разливов (фото 54).
Идем по правому берегу, без тропы (тропа идет выше – по склону и нам не нравится, фото 55, 56).
Пологий спуск, разливы ручьев в месте впадения р.Теретер (GPS-координаты 42°50’24”N 77°13’54”E) (фото 57). Встречаем киргизов, договариваемся о кумысе (фото 58).
В 15.00 делаем перекус, предварительно поставив самую большую палатку: по тенту барабанит дождь с градом (фото 59).
Впереди, справа на склоне появляется лес (GPS-координаты 42°50’55”N 77°16’55”E). За переход доходим до юрты (фото 60).
В юрте угощаемся лепешками, айраном, кумысом и сметаной (фото 61). Снова пошел дождь и гостеприимством киргизов мы пользовались часа два, пережидая непогоду. В юрте, правда, было не намного суше, чем на улице. Дождь заливал ковры и паласы, а заодно и нас. Что ни говори, палатки и пенки – куда практичнее. Дождавшись перехода дождика в состояние «грибной», уходим от юрты, оставив конфеты и халву для детей и 200 сомов хозяйке (фото 62,63). Надо отметить, что денег у нас никто не просил. Приятно!..
Идем один переход, проходим огромное хозяйство киргизов, смахивающее на выездной детский лагерь. Вспоминаем много вежливых слов, чтобы объяснить подвыпившему киргизу, что в данную минуту нам ничего не нужно. В 20.00 ставим лагерь сразу за поселением киргизов, на камнях у реки (GPS-координаты 42°50’28”N 77°19’32”E) (фото 64). Здесь в р. Чонг-Ак-суу слева впадает приток – р.Ашир. Ужин готовить отказываемся, т.к. тех, кто готов был бы его употребить внутрь, в группе не оказалось (хороши у киргизок лепешки со сметаной).
За 8 ч ЧХВ прошли 19,2 км.
Утром переменная облачность, днем и вечером - дождь, температура 18-22°, вечером опускается до 16°.
8-й день, 2 августа

Дневка (день запаса, спасработы, катание на лошадях))

При планировании маршрута в городе, этого дня у нас не было. Его мы решили взять на всякий случай, т.к. договаривались заранее, что нас будет забирать машина.
Решили сходить на радиалку вверх по р.Ашир к пикам 4640-4650. До этого максимальная высота похода была 4100 (пер. Сев. Ак-суу).
Утро было солнечное и день обещал быть ясным. Вышли наверх по тропе вдоль русла, оставив нашего знакомого с детьми отдыхать в лагаре. Поднимаясь по тропе вдоль реки, одна из участниц оступилась и сорвалась по крутому склону (70°) в реку. Слава богу все обошлось синяками и растяжением связок голеностопа.
Мы оказали ей первую помощь и транспортировали девушку в лагерь. От лагеря мы отошли всего-то метров 500 - 700. На этом наша радиалка закончилась.
Днем приехали местные Киргизы и предлагали нам кататься на лошадях. В начале цена была уж больно не реальной. В конце-концов мы договорились и взяли 2 лошади на 2 часа. Все желающие вдоволь накатались.
Ближе к вечеру мы решили прогуляться вверх по противоположному притоку - р.Кель-Кашка-Суу. Морена, на которой стоял наш лагерь, образована как раз селем, сошедшим из юго-восточной долины этого ручья. Поднялись вдоль этой долины до озер, лежащих выше зоны леса. Озер оказалось несколько (5 или 6) и очень красивые. Высота озер - выше 3100 м.
Около 19 часов спускаемся обратно в лагерь. Вот такой насыщенный день запаса получился!
9-й день, 3 августа

Р.Чонг-Ак-суу – пос.Семеновка

Подъём в 6.00. Пологий-пологий спуск по дороге мимо озёр (фото 65).
Вышли заранее, т.к. травмированная девушка хоть и могла передвигаться сама, но очень медленно.
Проходим поворот дороги в лес, здесь есть место для стоянки и вода (GPS-координаты 42°50’15”N 77°21’14”E, фото 66). Дальше небольшое лесное озеро, но берега заболочены.
У второго озера остановились купаться – у удобного спуска к воде по мосткам на северном берегу (GPS-координаты 42°50’24”N 77°23’29”E). К озеру подъезжают машины с туристами. Нам перепадает половина огроменного арбуза и свежие лепёшки от крутого дядьки, который «тоже... когда-то…» (фото 67, 68).Продолжаем движение по дороге (фото 69, 70). Встречаем еще несколько юрт и поселений местных жителей.
Не доходя около 1,5 км до поворота реки на дороге нас встречает наша машина. Отмечаем встречу еще одним арбузом и другими закусками :) Затем садимся и едем через пер.Кек-Бель в пос.Семеновка.
Из пос.Семеновка мы едем на машине отдыхать на Иссы-Куль.
Но это уже совсем другая история...