Летом 2011 года нам с женой удался почти 300-километровый поход вдоль западного берега Байкала почти от Северобайкальска (село Байкальское) до пос.Зама с дальнейшей переправой на о-в Ольхон. Продолжительность похода - 9 ходовых дней и 2 дневки. Минимальные переходы за день - 8 км (выход от стартового нас.пункта) и 19 км. Максимальный переход за день - 51 км. Наибольшие трудности - Байкальский горный ветер и полное отсутствие сотовой связи на маршруте. Самые сильные впечатления - сам Байкал, горы и вся природа в целом!

Байкал-2011

16 июля 2011. Суббота

Мой друг приехал за нами в 16:30. К этому времени мы дозакупили все необходимое, дособирали вещи, поставили машину на стоянку и т.п.

В Пулково прибыли за 3.5 часа до вылета, около 17:00. Народу – тьма!.. Контроль при входе мы прошли довольно спокойно. Войдя в зал, поняли, что каждая стойка регистрации оформляет по 2-3 рейса! И вот именно здесь, осилив огромную, неорганизованно раздваивающуюся и где-то у стойки смыкающуюся в одну очередь, при регистрации нас пускать не хотели – рюкзак с байдаркой весил 37.8 кг, когда максимально допустимый вес одного места багажа д.б. не более 32 кг… Хотели заставить оплатить все 37.8 кг!.. А это около 15000 р.!!

Но уговорили!! :)

В автобус, доставивший нас к самолету, попали со словами: «…Посадка на рейс закончена!..»

17 июля 2011. Воскресенье

Над Красноярском туман. Самолет сделал один круг – и пошел на посадку! Все нормально! Вещи получили и стали думать, как добраться до самогo города. Автобуса ждать не хотелось. Было уже 7:00 по-местному, но по-нашему еще пока только 3 часа ночи. Спать хотелось жутко, т.к. в самолете отдохнуть не удалось. Поехали на такси.

В Красноярске сдали рюкзаки в камеру хранения. Приемщица, правда, убила своим хамством, но это, как оказалось, был еще не предел… Не смотря ни на что, мы заселились в привокзальную комнату отдыха на 3 часа – и благополучно их проспали. :)

Однако, от города, а вернее от его местного населения, с которым довелось общаться (продавцы, некоторые прохожие и т.п.), мы выпали в осадок. Это как будто по Задорнову:
на вежливое: «Здравствуйте!»,- тебе отвечают что-то типа: «Поговори мне тут!» Но наверно, нам просто не повезло…

Хотя и это мы осилили! В городе перекусили, нашли газовые баллоны для плитки
(мы собираемся проходить по Байкало-Ленскому заповеднику, где костры жечь запрещено) и в 16 с копейками были уже в поезде. Проводница, правда, нас тоже пускать отказывалась, но попасть в поезд оказалось гораздо проще, нежели чем в самолет :)

18 июля 2011. Понедельник

Не смотря на то, что поезд был «Анапа - Северобайкальск», в котором последние часы доезжали уставшие люди, ошалевшие от безделья дети и т.п., мы смогли выспаться и немного отдохнуть от дороги! 28 часов – и мы в Северобайкальске! Причем из всего вагона до конечного пункта приписки поезда доехали трое – один мужчина и мы с Катей :)

Заминка в конце пути, 40-минутная непредвиденная остановка, нас огорчить уже не смогла! Вокруг горы, видны водопады, уже проезжали тоннели и прочие интересности – и в 20:30 мы ступили-таки на землю Байкальскую!

С таксистом уже не церемонились. Проводница еще в поезде нам наказала: «50 р. по городу! Не смейте давать больше! Наглеют они!» На том и порешили! Такси нашли быстро, а пока искали свободную гостиницу еще и «удочку закинули» – завтра надо перебраться к месту выхода на маршрут, в село Байкальское, о чем с таксистом и договорились за умеренную цену :)

Заселились. Номер гостиницы поразил! Мы и мечтать не могли о подобном! Ничего особенного, просто… Ожидали чего-то типа гостиницы «Кивач» в Кондопоге, а вышло подобие отеля «Выборг», соответственно в Выборге :) Короче, понравилось!

19 июля 2011. Вторник

Проснулись в 8:00. Позавтракали – и за дело! Надо многое успеть!

Первым делом зарегистрировались в МЧС. Интересно получилось – доехали до яхт-клуба, где нарвались на начальника МЧС. Он, было дело, нас думал на такси отправить в контору, но потом решил довезти лично. Наверно, чтобы мы куда-нибудь не съехали и уже точно оказались у них в «офисе» :)

Там мы описали маршрут, сроки и т.п. Нам присвоили номер, вторую категорию сложности, мы немножко пообщались – и поехали дальше!

За 2 ходки закупили все продукты на поход, к 16:00 за нами приехал тот же таксист, а в 17:00 мы были уже за 40 км. от Северобайкальска – в селе Байкальском!

Наверно, я совсем не люблю собирать байдарку и укладывать вещи на глазах у местного населения – через час мы были уже на воде (для нас это рекорд) :)

Первый переход по Байкалу начался!! Ушли не далеко – на 8 км., за мыс Берла. Но это был первый переход по Байкалу! Первая стоянка, к слову, поубавила нахлынувший было позитив прибитым к дереву сообщением: «Костры на покосе не разжигать! Траву не топтать! Осторожно змеи!»…

Их, правда, мы не видели ни здесь, ни на всем последующем маршруте.

Еще одним негативным моментом стало отсутствие сотовой сети. Вроде недалеко ушли, ан-нет!.. Полез на гору, но и там тот же результат… От того, что нам не удалось отправить сообщения родным, было волнительно…

20 июля 2011. Среда

Мыс Берла – губа Горячинская, 26 км.

Проснулись около 11-ти утра, перепаковали вещи и приготовили завтрак. На удачу включил телефон – есть сеть! Буквально в одном месте на берегу появилась «одна палочка» – быстро набираю и отправляю СМС родным! Ну и что, что в Питере 6 утра! Главное – объявились :)

В сообщении предупреждаю, что сети может не быть все оставшееся время, но все
(и мы с Катей в том числе) думали – это предупреждение излишне строго и обязательно будут возможности связываться. Зря… Сеть пропала на 10 дней, мы из вида родных – тоже…

Но в этот день мы вышли в 13:07. Переход принес первое удовольствие от созерцания – причудливые очертания берегов, лазурная вода, горы с сохранившимся в распадках и ущельях снегом. Красота!!! :)

Шли, как и рекомендовали нам в МЧС, на расстоянии 10-50 м. от берега.

Посреди перехода сделали часовую остановку, а в конце стал подниматься ветер. К месту стоянки подошли в 20:00 с первыми каплями дождя, а пока переносили вещи, ставили палатку и готовили ужин, все побережье окутал густой туман.

Очень смутили кучи медвежьих… «следов» под ближайшими кустами и деревьями, но мы успокоили себя тем, что свежих не нашли…

21 июля 2011. Четверг

Дневка.

Решили отдохнуть от дороги из Санкт-Петербурга. Отсыпались :) Даже не пошли на термальные источники, которые были примерно в километре от нас.

22 июля 2011. Пятница

Губа Горячинская – мыс Коврижка, 31 км.

Вышли со стоянки в 13:10. Подошли к источникам. Они находятся на мысу Котельниковский возле одноименной базы отдыха, которую отстроили не так давно. На базе есть скважина, из которой бьет серная вода температурой около +84°C. Она охлаждается и поступает в оборудованные бассейны.

Нас такие «блага цивилизации» не прельщали и мы грелись в природных «лужах» возле берега, температура в которых доходила до +43°С. Вроде и не успел еще Байкал нас пронизать своим холодом, но горячая вода стала для нас своеобразным подарком!

Только засобиравшись уходить, успели понаблюдать за казалось бы неравной битвой! Местный кот догнал норку и схватил ее за хребет! Но та почему-то не хотела становиться обедом! Заорала и, вывернувшись, сиганула в горячую воду! Мы думали, что ее надо спасать! Но нет – норка прошмыгнула по узкому берегу мимо нас и кота и оказалась в Байкале! Кот вздыбился, но ему оставалось лишь наблюдать за уплывающим лакомством! :)

А мы, тем временем, погревшись около получаса, прошли следующие 7 км. до
реки Куркула. Побродили вдоль ее берегов, стиснувших небесно-голубую ледяную
воду – и пошли дальше!

К вечеру мы планировали встать на мысу Болсодей, но приемлемые стоянки уже были заняты, а остальные заболочены, т.ч. решили идти немного дальше. Обошли мыс Коврижка. Встали на лугу за зимовьем смотрителя небольшой турбазы, который к нам подошел минут через 30. Леонид (смотритель) предложил нам переселиться к нему, одним из доводов приведя слова: «Ну я же один… Совсем один!..», – однако мы все-таки отказались… :)

Ужин готовили под тентом, укрывшим костер от дождя.

23 июля 2011. Суббота

Мыс Коврижка – губа Малая Коса, 20 км.

Вышли под так и не прекращавшимся со вчерашнего вечера дождем в 16:20. Поняли, что если бы мы приняли предложение Леонида, то из-под крыши точно не стали уходить :)

Сам переход получился коротким, но непростым, ветреным. Да и дождь шел, вроде, не прекращаясь ни на минуту...

У мыса Большая Коса поздоровались с байдарочниками, которых завидели давно. Это были Сергей и Елена, тоже пара из Питера. Они ткнулись неподалеку от другой группы (как выяснилось позже – 2 Иркутские байдарки). Мы пошли дальше, огибая мыс.

Поначалу забавляли природные явления: ветер дует то горячий, то холодный! То встречный, то (с той же силой) попутный! То с моря, то с берега! Но очень скоро он стал дуть только в одном направлении – с гор. Сильные шквалы срывались прямо на нас. Благо, мы снова шли метрах в
15-ти от берега и, когда ветер чуть не вырвал весло из рук, не составило труда резко выскочить на каменистом берегу.

Попытка протянуться вдоль берега особого результата не дала. Жаль – остановились метрах в 300-х от свободного рыбацкого зимовья, в котором можно было заночевать. Ветер усиливался, до домика уже было не дойти даже пешком. Скорость порывами доходила до 25 м/с. Картину дополнял дождь, капли которого на таком ветру били, как горизонтально летящие градины! Костер не делали. Просто выкопал ямку с подветренной стороны оврага, поместил туда газовую плитку, где и вскипятил котелок. Ветер ослаб ночью, около 6:00. Накат у берега, достигший было к вечеру 1 метра, тоже нехотя спадал к утру.

24 июля 2011. Воскресенье

Губа Малая Коса – мыс Елохин, 30 км.

Ночь из-за ветра была неприятная. Спали очень плохо. Проснулись после 11-ти утра.

Перед выходом к нам подошли Сергей с Леной. Обменялись разной информацией. Узнали, что иркутяне уже утром вышли в сторону мыса Елохин (первый кордон Байкало-Ленского заповедника).

В 14:20 вышли и мы. День, не в пример вчерашнему, был солнечным, но очень холодный ветер и небольшая встречная волна не позволяли идти быстро. Хотя мы уже стали понимать, что на нашем маршруте на 1 солнечный день будет приходиться примерно по 2 пасмурных. :)

Не смотря на очередные прелести погоды, к вечеру мы смогли догнать иркутских байдарочников! :)

На Елохине были в 20:20! Я подошел к егерю, который, сказав, что на том месте, где мы высадились, медвежья тропа, поселил нас в вагончик с буржуйкой! О, это шикарно!! Отогрелись и просушились!! :)

Да и вообще – хороший вечер получился!

25 июля 2011. Понедельник

Мыс Елохин – мыс Заворотный, 31 км

Сотовая связь так и не появилась… Волнуемся, но надо идти дальше…

За Елохиным начинается Байкало-Ленский заповедник! Цель дня – дойти до мыса Заворотного, на котором разрешена стоянка.

Это был день горных рек, водопадов разной величины и нерп! Все это нам часто попадалось на пути :) Нерпы (пресноводные тюлени) близко не подплывали, но выныривали, выражая свое любопытство, довольно часто!

Но от того, что вышли снова после 2-х часов дня, переход получился сложным… На Байкале по нашим наблюдениям погода меняется (чаще в худшую сторону) раза три за световой день. Утром, до 9-ти, дул в основном попутный северный ветер, который прекращался и менялся на встречный уже часам к 10-ти – 12-ти. Около полудня ветер чаще всего усиливался. И в 4 – 5 вечера снова что-то менялось.

В этот раз ветер только усиливался до умеренного, порывами около 10 м/с. Очень замерзли. Ткнулись на Заворотном в 20:30, но еще около получаса искали место для палатки. Катя шла по берегу, вглядываясь в лес, я по воде. Спугнул молодую олениху! Но потом, ночью, отчетливо слышали стук ее копыт и фырканье где-то недалеко от палатки! :)

Но место нашли совсем рядом с муравейником. Утром будет весело…

А в целом – все нормально! Байкал восхищает!!

26 июля 2011. Вторник

Мыс Заворотный – бухта Солонцовая, 29 км.

Проснулись рано. Сравнительно рано :) Я хотел вылезти из палатки в 9:00, но сначала заметил пару муравьев в палатке, а потом их полчища на ее стенках с внешней стороны…

В 9:50 мы со всеми вещами были уже на берегу и готовили завтрак!
Но рекордно ранний выход все-таки не получился. Утренний негатив от нашествия муравьев стал спадать, в камнях у воды их почти не было, солнце начинало припекать и мы просто загорали :) Я даже искупался! Вода Байкала, прямо скажем, не Черноморская… Вернее так – в Питере из-под крана холодная вода теплее, чем здесь!! :) Преувеличиваю, конечно, но +9°С для купания – совсем на любителя :)

Вышли мы в 13:10. Обойдя мыс, пересеклись с егерями на моторке. Они о нас уже знали (егерь с Елохина обещал сообщить, как только мы пройдем мимо него). Мы спокойно поболтали и получили информацию, где можем оформить разрешение на посещение Заповедника. К слову, его можно получить либо в Иркутске, либо на их центральном кордоне в 50-ти км. отсюда, на мысу Покойном. В Северобайкальске, откуда мы стартовали – нет. На том и разошлись.

А день и переход снова выдался солнечным! Но к вечеру от солнца очень устали… Вроде и пар изо рта иногда идет, а солнце печет нещадно… До места, на котором стоять разрешено, не дошли километров 12. Хотя по правде, мы о нем и не знали. Да и переход с нашей средней скоростью 6 км/ч увеличился бы на пару часов. Т.ч. ткнулись в Солонцовой в 19:00!

И все-таки интересно ощущать себя в Заповеднике! Все здесь и пугает, и притягивает!
Даже следы на песке! На этих местах, где мы поставились, точно бродят олени, какие-то кошачьи (рыси или кто-то еще – следы не маленькие), ну и медведи! Потом мы узнали, что
2-3 недели назад именно здесь «паслись» по 15 медведей! Но сейчас большинство из них ушли в горы «за молодым кедром».

Вечер тихий, только напрягают облака, уже не висящие над горами, а начинающие срываться отдаленными ветрами в распадки между гор…

27 июля 2011. Среда

Дневка. Вынужденная

Снова дует горный ветер… Мы могли выйти утром, но, решив немного переждать, дождались усиления ветра до 20-25 м/с и застряли здесь… Палатка, не в пример прошлой штормяги, стояла на открытом месте. Шесть штормовых оттяжек и заново вырубленные колья до полуметра длиной справляются с трудом…

В середине дня к нам подошла моторка с егерями. Один из них оказался новым начальником Заповедника. Я рассказал, кто мы и откуда, заверил, что завтра по плану у нас мыс Покойный и центральный кордон Заповедника, где заплатим за все дни пребывания (к слову – 500 р./чел за день, иначе стоянка в Заповеднике запрещена!..) и т.п. Посетовал, что раздуло и что нарушать не хотели. Они ушли, но пригрозили протоколом об административном правонарушении.

28 июля 2011. Четверг

Бухта Солонцовая – мыс Кочерикова, 51 км!..

Проснулись рано. И 9-ти не было. Но в 9:30 снова подошли те же егеря и… составили-таки на меня протокол… Денег (не взятку, а именно оплату штрафа на месте) они не взяли, что впоследствии вызвало усмешки и недоумение у их же коллег. Квитанция мне придет где-то через месяц после Похода. Дела-а-а :)

Да и ладно. Зато теперь не придется платить за посещение!.. Потом, к слову, разговорились и с этими егерями. Один из них поведал, что вокруг нас в эти дни бродил молодой медведь!
Мы его не видели, а он нас точно видел :) Получается, сделали правильно, что решили ставить палатку на открытом месте. Так бы медведь за нами мог наблюдать из-за соседнего дерева!

Но пора в путь. Вышли в 11:45! Рекорд :)

Солнечно, но довольно сильный встречный ветер и волна до полуметра в первые 2 часа гребли. Потом ветер начал стихать, а за ним и волнение Священного Моря.

На Покойном остановились, но егерь, которого мы встретили еще тогда, у Заворотного, нам только посочувствовал. Сказал, что новый начальник не разобрался в ситуации, заведя протокол. Зато у нас появилось четкое желание сегодня же покинуть Заповедник!.. Это не просто, но возможно.

Мы проходили красивейшие места, на которых я, будучи в Питере, планировал дневки и прогулки по горам…

До истока великой Сибирской реки Лены, которая берет свое начало в 8-ми километрах от берега Байкала, в горах мыса Шартлай. По каньону на мысу Рытом – одной из семи самых труднодоступных природных достопримечательностей России и т.д…

Мы шли, а я как будто извинялся перед этими местами и старался их запомнить…

Но все правильно. Мы смогли выйти из Заповедника, пройдя 51 км!
На такие расстояния нам еще не доводилось ходить!

Ткнулись в 21:00 на довольно милом месте, на полянке у берега.
На соседнем поле пасутся лошади и растут желтые маки! А до намеченной точки схода с маршрута осталось 27 км!

29 июля 2011. Пятница

Мыс Кочерикова – мыс Калтыгей, 32 км.

Снова солнце. Мы уже изрядно «обуглены», но солнце лучше, чем дубак! :)

Планировали дойти до пос. Онгурен и найти там переправу на Ольхон. Но вечером в пятницу мы нашли лишь одного изрядно выпившего бурята…

Пришлось дойти чуть подальше и надеяться, что завтра в пос. Зама будет лучше…

Зато появилась сеть!!! Часа 2 отвечали на эСэМэСки! А телефон-то немного промок и жутко тормозил!.. Но ничего! Зато теперь все более-менее спокойны!! :)

30 июля 2011. Суббота

Мыс Калтыгей – Мыс Арал – Зама, 19 км.

Уже устали. Нужен отдых, но к 17:00, обойдя нескольких рыбаков, мы так и не нашли переправу…

Оставалась одна надежда – немного вернуться до пос.Зама, откуда дойти до турбазы на холмах и там договориться. Сказано – сделано!! В 18:00 мы уже разобрали байдарку и ехали с администратором турбазы – Сашей на его УАЗе к его моторке!! А в 19:30 я уже бежал вглубь Ольхона искать машину до пос. Хужир! И снова удача :) Едем!!!

Заселились у милой дамы – Аллы Яковлевны за 300 р./сутки с человека! Баньку нам стопила, да и вообще все отлично!! Кому понадобятся контакты – пишите :)

31 июля – 03 августа 2011

Отдыхали на Ольхоне! Благодаря тому 51-километровому переходу, а также оперативно найденной переправе на Ольхон, у нас выдались аж 4 полных дня на острове!!

Катались на экскурсию по красивейшим местам Ольхона. Экскурсия, правда, совсем непринужденной оказалась :)

«Гид» разговорился только после «полтарашки» пива, а уже после третьей благополучно уснул! Водитель тоже не брезговал пивком. Но после пары бутылок стал глохнуть на подъемах и чуть было не проворонил один поворот, посадив «буханку» на корягу. Обошлось! Вернулись живыми и здоровыми :)

Обучались верховой езде! Мне досталась лошадь с норовом, Кате – ленивая. :)
Но обе пытались сорваться в галоп, чего мы старались не допускать (первый раз же все-таки :) ) По ходу прогулки иногда даже удавалось смотреть по сторонам на красоты острова и пролива Малое море «свысока». :)
А в конце нее Катина лошадь споткнулась и встала на передние колени! Крайне неприятно, но и Кате удалось остаться в седле, и лошадь довольно оперативно исправилась! Обошлось! Хотя «инструктора» – молодые буряты, до начала обучения даже не парились с инструктажем:
«Ну… Если лошадь понесет, вы поводья тяните – когда-нибудь остановится! А я за ней не поскачу! Она же еще быстрее понесется! Можно ли упасть? Ну, бывает, падают люди!»,- и всё!:)

Еще брали велосипеды и мотались на озеро Ханхой! Велики достались «замученными».
20 км. – до озера и обратно – вымученными :) Дорога – подъемы и спуски. Амортизации у велосипедов никакой, но на спусках удавалось обгонять автомобили, водители которых берегли подвески :)

Но виды на Ольхоне потрясающие! И Скала-Шаманка, и Саган-Хушун, и Хобой, и т.п!

В общем, в эти дни ушла вся усталость от Похода! Красота тут!! И скалы, и рыба, и Байкал, и Малое море, и небо!... А звезд столько я с детства не видел! Даже млечный путь!! КРАСОТА!! :)

04 – 05 августа 2011

Ольхон – Иркутск; Иркутск.

В 9:00 мы уже сидели в автобусе! Часа через полтора приехали к парому. Тоже ведь интересно! :) Зашли люди, потом на него заехал автобус и автомобили.

С парома в последний раз взглянули на Ольхон и, через пролив Ольхонские ворота, на Священное море… Поблагодарили Байкал за то, что пустил нас к себе, позволил пройти почти 300 километров и отпустил домой!.. Очень надеемся, что когда-нибудь удастся вернуться в эти края!..

7.5 часов на автобусе – и мы в Иркутске! Взяли такси и доехали до гостиницы. Поразило количество китайцев! Но потом поняли, что Питер – это окно в Европу, а Иркутск – ворота в Азию! Половина надписей в кафе, магазинах и прочих общественных заведениях дублируется именно на китайский!

Встретили замечательного художника, который рассказал нам много интересного и про Иркутск, и про Питер, и про многое другое! Очень образованный человек!

В пятницу удалось отправить байдарку транспортной компанией! Гораздо легче будет в аэропорту!! :) Потом просто гуляли по городу. Удивили старые дома. Из-за грунтовых вод многие бревенчатые домики «утонули» по самые окна…

06 августа 2011. Суббота

Иркутск – Москва – Санкт-Петербург!!!

Домой летим! Прямой рейс при покупке билетов месяц назад стоил 33000 на человека! О_о

Пришлось лететь на «попрыгунчике» через Москву. Но это уже мелочи!

Утром приехала машина и мы через 15 минут были в аэропорту! Регистрацию прошли гораздо организованней, нежели чем в Пулково! В Москву прилетели, на часах было 15:40.
По Иркутскому времени :)

Перевели часы – снова 10:40 :) Около 12-ти вылетели в Питер! И всё! Мы дома!

Поход закончен!! :)

Ура! Ура!! Уррааа!!! :)

Байкал мы не забудем никогда!