Заехали по пути еще в одно культурно-исторично-символичное место. Рассказ недлинный, а фото и вовсе нет.
Самарская Лука, село Ширяево

В Жигулях

Однажды в конце весны, прилично попетляв в своих интересах по Волгоградской области и порядком устав от тамошних плоских ландшафтов, с попутным волжским ветром въехали мы в Самару.  И даже облегченно вздохнули  от того, как вокруг вдруг захолмилась местность, как  крон шумных  тополей понависли над дорогой, как разлилась вокруг всеобщая центровая движуха.  А уж о том, как в Самаре всегда вкусно, красиво и весело и говорить излишне.  И в этот раз хлебосольный купеческий город встретил гостеприимно, всем в избытке, ну разве что раков к пиву не было.

Но нам надо на тот берег Волги, в ее излучину, в заповедник"Самарская лука", за историей и историями.

И вот уже едем по лесу и по серпантину вверх и обратно вниз, к речному берегу. Слева   плещется вода, а справа стеной стоят горы Жигули. Молодой растущий горный массив успел накопить в своих недрах кое-чего полезного, так что добыча ведется здесь уже не одно столетие. Об этом рассказывают придорожные камни. Самые такие, что ни на есть. Каждый из них  гласит, что на этом месте в таком то году стоял такой-то горнодобывающий завод. Монументальные дореволюционные названия - «Бурлак», «Богатырь»! Это уж вам не «Ревтруд» с «Октябрем».

От предыдущих веков в горах остались каменоломни, шахты. Внутрь не пускают, вероятность обвалов велика. Шахты заселены какими-то уникальными летучими мышами. И поскольку уникальность их запредельна, от стресса, вызванного появлением в пещерах туристов, бдительные служители заповедника тех мышей рьяно оберегают.

А мы спускаемся в Самарскую Луку, село Ширяево, расположенное между двух гор в ширяевской долине. Без проблем находим хостел и падаем спать.

Утром мы сидим на берегу Волги, на том самом месте, где в 1870 году Илья Репин сидел и писал своих «Бурлаков». Кстати домик в Ширяево, где художник жил несколько месяцев превращен в музей и этнографическую вставку.

В Жигулях самая красивая Волга. С того самого места где мы сидим, думая о бурлацкой судьбе, открывается захватывающий вид на широченный фарватер, с грузовыми баржами и пароходами.   И глядя направо, на высокий каменистый остров, и спокойный могучий выход течения в стрежень, и крутые берега, понимаешь, как и где рождаются песни-легенды.

Кстати, «по всей Волге, в лесистых Жигулевских горах да в песчаных буграх, спрятан Стенькин сокровища. Чтоб найти их, надо место  знать. В Шиловской шишке близ села Сингелеи, в подвале на цепях четыре бочки золота висят. Это похищенная царская казна. Стережет ее большой медведь.»

Ясное дело, ни в месте, ни в самом факте никто не уверен. Но все ищут. И не только там. Известно одно. Степан Тимофеевич был в этих местах, квартировал  какое-то время по ближайшим пещерам, оставил свое имя одному утесу и, может быть, что-то и прикопал, точно, а в пещеры лезть – гиблое дело. Но народ не сдается.

Мы в пещеру не полезли. Только на гору. Взяли лошадей и поехали пешочком. Гору «Наблюдатель», самую высокую точку средней полосы России, мы только понаблюдали издалека, а поехали мимо гипсовых шахт и штолен на другую, открывшую сверху живописные открыточные перспективы на село и на Волгу. На вершине горы стоит памятный мемориал  - здесь в Самарской луке когда-то проходила южная граница Волжской Булгарии. Следует, эта гора могла быть вполне себе пограничным постом, располагавшим у себя на утесах смену караула кочевников.

Помимо булгар в 10 веке активно обживала жигулевские леса языческая мордва и памятников тому немеряно. А на месте села Ширяево культурный пласт доходит до неолита.

На археологические места нас, конечно же, всегда магнитом тянет, но в тот раз не довелось. Цигель-цигель, михаил светлов, пора в путь.

До свидания, Самара, Жигули и Волга. Любим навсегда. Приедем еще.

А раков мы кстати триста километров спустя в Пензе поели. Но это уже другая история.