14 сентября

Потала - дворец тибетских лам Потала - дворец тибетских лам
Главный буддийский храм Тибета - Джоканг Главный буддийский храм Тибета - Джоканг
Паломники простираются у Джоканга Паломники простираются у Джоканга
Улица Баркхор Улица Баркхор
Вид на Лхасу и Поталу Вид на Лхасу и Поталу
Диспут монахов в монастыре Сера Диспут монахов в монастыре Сера
После благословения После благословения
Монастырь Сера Монастырь Сера
И вот наконец мы в Тибете! Сразу же по прилете развеялась первая пугалка – никто из нас не упал в обморок прямо у трапа самолета. Еще когда садились, почувствовали странные мурашки в конечностях – наверное, капилляры так реагировали на нехватку кислорода. Да и потом еще какое-то время странные покалывания продолжались. Но высота Лхасы – 3600 м – как оказалось, вполне терпима даже для европейцев. Женя сказал, что от этой земли идет очень сильная энергия. Пока в организме еще сохранялся достаточный запас кислорода, да и передвигались по ровной поверхности, проблем с дыханием еще не было. Но позже, когда мы поехали на экскурсию в монастырь Serа, подниматься в горку было уже тяжеловато, возникала одышка. У нашей второй Тани сильно заболела голова, и она не смогла подниматься в гору, ждала нас внизу. А у меня и Наташи сильно болела голова накануне вылета, ночью в Катманду – я даже, проснувшись, подумала – ну вот, так и будет в Тибете, куда деваться, и приняла это. В аэропорту Лхасы нас встретил гид, русскоговорящий китаец, который представился Владом (он учился 3 года во Владивостоке и поэтому достаточно хорошо говорит по-русски). Заехали в банк, поменяли доллары на юани и отправились на первую экскурсию по городу – посещение самого знаменитого монастыря Лхасы – Jokhang. В храме было много тибетцев-паломников с плошками масла в руках. В храме множество грандиозных изображений будд и бодхисатв - общем, все как и в наших церквях)))) Храм Жене понравился, мне тоже. Потом немного прогулялись по центральной улице Barkhor, она вся уставлена прилавками с сувенирами, в основном это всяческие изделия из камней, и предметы культа(флажки, молитвенные барабанчики и т.п.) Гид рассказал про диковинный местный камень - небесный жемчуг - и даже завел нас в магазин, где он натуральный, но очень дорогой. Ну, мы-то не верим в сверхъестественные особенности камней в смысле жизненных оберегов, поэтому ничего не покупали))))) После прогулки поехали обедать в небольшой, расположенный в подвальчике - но неплохой ресторанчик тибетской кухни. Кухня нам понравилась, особенно мне - тибетский пай – аналог чебурека, только величиной с тарелку)))))
После обеда поехали в монастырь Sera – и даже успели на традиционный диспут монахов. Молодые ученики горячо спорили и стояли на своем, а мастера, уже видимо осознавшие тщетность этих споров, просто тихо беседовали. Потом зашли в храм традиции Гелуг, где Женю сразу полюбил один их монахов – объяснил, что надо приложиться головой к подножию статуи святого - это вроде благословения. Наш гид сказал, что все, кто едет на кору вокруг Кайласа, тут проходят такое своеобразное благословение. Ну и мы прошли, только это нам не очень помогло, как показали дальнейшие события.. впрочем, может быть как раз наоборот))))))