Основной целью был поход по Сванетии (не категорийный), в результате, кроме этого объехали несколько грузинских городов. Отличная получилась поездка!
Тбилиси - Местиа - Жабеши - Адиши - Ипрари - Местиа - Батуми - Боржоми - Тбилиси
Поход
Прибытие в Тбилиси, проезд до Местии, походная часть поездки. С 28 апреля по 3 мая (дни 1-6)
Пролог - общая информация

Не вдаваясь в подробности и мотивирующие факторы скажу, у меня двоих моих друзей в мае возникло свободное время для похода. Решено было ехать в Грузию.
Как выяснилось это было гениальное решение, потому что Грузия это не только красивейшие горные места, но и дружелюбная страна, где к русским отлично относятся, можно сказать ждут, замечательная кухня, древняя интересная культура и конечно вино...
Сначала планировалось в основном сходить в поход и посмотреть Тбилиси, но в результате получилось гораздо больше и были посещены кроме этого Батуми (must see) и Боржоми.

Общие сведения:  Вся поездка длилась 10 дней.

Участники:
Михаил Гаранин
Роман Кадыков
Оксана Иванова
(Фотографии, которые я разместил в отчете, принадлежат Роме и Оксане)

Маршрут путешествия: Тбилиси - Местия - Жабеши -Адиши - Халде - Ипрари - Местия - Батуми - Боржоми - Тбилиси

Денег затрачено было в среднем 450$ на человека, не считая перелет (Москва - Минск - Тбилиси = 560$).
Можно прожить и дешевле, если считать монеты.
День первый - прибытие в Тбилиси, прогулка по ночному городу

У меня был рейс Москва - Минск - Тбилиси с прилетом в 2:50 ночи. Неудобно, но дешево.
Про границу: 40 минут нам хватило, что бы получить багаж, пройти вежливый и быстрый паспортный контроль и отбыть в гостиницу (доставка в гост. 25 лари).
Все отлично, только далековато от самой красивой части города. На мой вкус лучше брать что-то расположенное ближе к метро Площадь Свободы.
Конечно, переполненные положительными эмоциями мы несмотря на то что время  на сон уже почти не оставалось пошли гулять.
Сразу сложилось впечатление о Тбилиси как о городе в большой степени европейском, но со своим неповторимым грузинским оттенком. В городе чисто и безопасно даже ночью (по крайней мере в центре).
Перепаковав рюкзаки мы взяли такси что бы добраться к маршрутке на Местию.
Такси: 7ларь, маршрутка в Местию -30 лари

День второй - переезд в Местию, радиальный выход

Трек к леднику Чалаат Трек к леднику Чалаат
Центральная улица Местии Центральная улица Местии

Маршрутка в Местию отходит от площади у центрального детского мира. Это по соседству с ж/д вокзалом, слева от него, если стоять к нему лицом. Людей там может быть много. Билеты не бронируются заранее, поэтому приходить следует с запасом. Уехали мы как примерно в 5:45 и микроавтобус был полон. Пассажиров, которые не влезли, однако, не было.

Дорога до Местии занимает примерно 8-10 часов и во время это есть на что посмотреть. Признаюсь, первые несколько часов я проспал, но стоило мне проснуться, как за бортом сразу же обнаружились горы, покрытые плотным лесом, частые грузинские городки и деревушки, придорожные палатки, торгующие горшками и прочая придорожная ерунда. Чем ближе мы приближались к Местии тем более горной становилась местность. За пару часов до достижения цели мы проезжали грандиозную дамбу  -Ингурскую ГЭС. Она питает значительную часть Грузии и часть энергии еще продается в Абхазию.

Прибыли мы в 3 по полудню. Поселились в гостевом доме Иоселиани (Фадаленд). На центральной улице (10м по переулку) слева на въезде в поселок. Контакт inmestia@gmail.com - Аза. Сама в Москве, помогает семье брата вести дела в Местии. Аза оказала мне неоценимую поддержку в плане информации о Местии и Грузии, о которых до того я ничего не знал, за что я ей очень благодарен. Цена вопроса - 50 лари за двоих с завтраком и ужином. Это дорого, можно устроиться за 35, но я ничуть не пожалел. Отличная еда, хозяева хорошие гостеприимные люди.

В оставшуюся часть дня решили прогуляться к леднику Чалаат - это вдоль реки Местиачала, по правой ее стороне, на север. Проходите мимо новенького аэропорта и идете далее примерно 7км до навесного моста. Переходите по нему реку и поднимаетесь по тропе через лес, а потом по морене к языку ледника. Всего километров 16 туда и обратно (у нас заняло часов 6). Прогулка не очень интересная, в основном вдоль реки.

Ден третий - начало похода

Начало маршрута у Жабеши Начало маршрута у Жабеши
Вид с места первой ночевки Вид с места первой ночевки
Сванетия. Туристическая карта с маршрутами Сванетия. Туристическая карта с маршрутами

Первую часть дня мы честно продолбали прогуливаясь по Местии и ожидая третьего участника поездки. По нашему плану мы должны были доехать до Жабеши (12км на восток от Местии, см фото) и от туда начать подъем на хребет, отделяющий долину реки Мулхура от долины реки Адишчала, где в удобном месте и заночевать. В 4 дня наш товарищ, Рома, приехал из Тбилиси и мы выдвинулись на заказанной машине. За машину заплатили баснословные 60 лари, но дешевле не нашел.

Должен отметить, что наш поход проходил по классическому туристскому маршруту, который летом, по отзывам многих, хорошо маркирован, мы же придя в начале мая, после зимы, маркеров почти не находили, большая часть маршурта еще была под снегом. Сразу у деревни мы видели маркированный валун, но тропа, ведущая от него, была столь незначительна и вела в столь отличном (от нашего желаемого) направлении, что мы пошли своей дорогой.

Взобравшись метров150 по крутому, преимущественно лесистому склону (до градусов 40) мы вышли на более пологий участок. Местами уже стал попадаться снег.  Пройдя еще пару часов по направлению восток-юго-восток мы разбили лагерь (см. фото).

Тут произошел забавный случай. Мы уже давно не чаяли найти какие либо знаки, что мы идем по маршруту, как вдруг я перевернув здоровый плоский камень, чтобы защитить костер от ветра, явил миру его тыльную сторону покрытую красной краской. Какова вероятность найти среди тысячи булыжников маркированный? редкое совпадение.

Пройдено всего ничего - 4км, Поднялись на 400м.
День 4 - до Адиши

Идем в Адиши Идем в Адиши
Вышли часов в 9, начав подъем по руслу небольшого ручья. Снега все прибавлялось и уже на высоте 2400 все было покрыто им. В основном шли до этого легко, не проваливаясь, но выше наш прогресс замедлился. Стали тропить, проваливаясь в снег временами по пояс. Со всех сторон открывались чудесные виды. См. фото.
К половине восьмого мы вдоль реки спустились к Адиши. Не дойдя до деревни километра разбили лагерь.
 Итого, за день прошли 9км. Набор высоты +600/-800м. Крутизна склонов не более 25 градусов.
День 5 - Адиши - перевал Чхундери - спуск к реке Халдесчала

Адиши Адиши
Переход через р. Халдесчала Переход через р. Халдесчала
На перевале Чхундер На перевале Чхундер
Стоянка после перевала Чхундер Стоянка после перевала Чхундер

Вышли в районе 9 утра и примерно через 0.5 часа дошли до деревни Адиши. Раздобыть еду нам не удалось. Местный, которого мы встретили, ответил, что на продажу не держит. Всю деревню не обходили, но я уверен, где-то провизию раздобыть можно.

Мы продолжили свой путь на восток вдоль реки Адишчала к перевалу Чхундер (или Чхундери?). Добравшись часа за полтора до места предполагавшегося начала подъема на перевал мы вполне ожидаемо столкнулись с трудностью - переходом реки Адишчала. Еще часа полтора было потрачено на поиск моста или удобного места для перехода вброд, но водоток везде был сильным и мы не рискнули идти так.

Вместо этого пришла идея завалить дерево и перебросить его через речушку в каком-нибудь узком и удобном месте. Со второй попытки мостик был построен.

После привала и обеда мы начали подъем. Место мы выбрали не очень удачное, первые метров 50-100 мы поднимались траверсом по крутому открытому поросшему жухлой травой склону. В одном месте (примерно 10м вверх) крутизна его была градусов 50, что сделало подъем опасным, но все остались целы

Далее, переведя дух, мы продолжили путь к перевалу. Снег, сначала неглубокий и скорее помогавший уверенно идти вверх, стал глубже. Опять начали тропить часто проваливаясь по пояс. К 7.30 дошли до перевала откуда открылся отличный вид (см. фото).

Быстро спустившись вниз в долину реки Халдесчала мы прошли далее до изб пастухов где и разбили лагерь. Это была самая живописная наша стоянка (см. фото).

За день прошли 12км, Перепад высоты +800/-500

День 6 Пастбище - Халде - Ипрари - Местиа

Халде - заброшенная деревня Халде - заброшенная деревня
В гостях у хорошего человека в Ипрари В гостях у хорошего человека в Ипрари
У минерального источника на пастбище У минерального источника на пастбище

Далее у нас было намечено перебраться через Сванетский Хребет и выйти в Мами, откуда транспортом выбираться из Сванетии. Однако, в связи с обилием снега на перевалах мы решили изменить маршрут, что бы гарантировать, что Рома улетит на своем самолете из Кутаиси 7 мая днем. Мы решили вместо перевала пройти дорогой от Ипрари к Богреши и оттуда далее к Местии.

У пастбища где мы стояли было сделано приятное открытие - источник с прекрасной минеральной водой. Открою секрет и сдам его координаты: Широта\Долгота 42гр. 57.976мин.  42гр. 59.282мин. Мы пили ее пока не надоело, вымылись и набрали все имеющиеся емкости ею. Вкус отличный!
 Речушка, у истока которой мы ночевали, со временем, набирая воды с ледников, стала огромным бурным потоком и прорезала глубокое ущелье между горными грядами. Идя вдоль нее мы дошли до заброшенной деревни Халде, а затем спустились к Ипрари.
По дороге пару раз попадались гадюки, греющиеся на солнце прямо на дороге. Стоит проявлять бдительность.
В Ипрари нам все же удалось отведать местного гостеприимства. В одном из домов нас накормили мацони, лавашем и сыром, чему мы были очень рады. Хозяин, пожилой уже человек, усадил нас в саду,  сам сел напротив, после чего состоялась достойная (лучше слова не найду) беседа. Поговорили о том много ли снега в горах(оказывается много и мы были первыми в этом году кто пошел из Адиши), где пасется его скот (оказывается летом они погонят его на то пастбище где мы ночевали), как обстоит дело с молодежью, есть ли волки и подобное. В это время женщины накрыли на стол и хозяин удовлетворившись беседой проводил нас к нему.
Дав немного денег за обед (сами предложили, хозяин не отказался - 10 лари) мы продолжили путь. Дорога от Ипрари перестала быть интересной и сделалась автомобильной грунтовкой, по которой хоть изредка, но пылили джипы. Пройдя по ней километров 10 было абсолютно ясно что продолжение путешествия этой дорогой не представляет интереса. И тут нам повезло! Остановился микроавтобус идущий в Местию. В автобусе были встреченные нами еще днем раньше перед перевалом Чхундер туристы. За плату в 5 лари с человека нас довезли до Местии и еще за 7 мы поставили палатку во дворе дома с разрешением помыться и как выяснилось с завтраком.