Ориентирование на местности
Один из "кусочков" карты (альпийский)
Не буду оригинален, если скажу, что Германия – наиболее приспособленная для велосипедистов страна в мире. Глядя на вездесущие велодорожки, указатели, маркировку, парковки, съезды, лифты на уме вертятся только матерные слова (так мы привыкли выражать восхищение тем людям, которые нашли силы и деньги все это соорудить).
Подробнейшие карты не без труда отыскались в Интернете. Распечатывал их кусками А4 и склеивал скотчем в полосы. Получилось 4 куска каждый по 2 метра длиной. По мере прохождения очередной карты, она приходила в негодность из за постоянного развертывания и намокания и утилизировалась. Оказалось удобно.
Навигатор, при огромном количестве указателей и подробных картах, использовать особого смысла нет. Мы пару раз включали его когда хотели узнать расстояние по прямой до нужного кемпинга, а в основном использовали его на альпийском участке в качестве альтиметра.
Разработка маршрута
Из разговоров с бывалыми велопоходниками стало ясно, что по хорошим дорогам можно в день проезжать 100-130 км. Делая скидку на нашу неопытность, я решил, что для равнины будет достаточно 90 км в день, а для горной части – 60 км в день. На практике все получилось не совсем так:
- даже если в Googlе вы измерили расстояние по асфальтовым дорожкам, на практике ваш путь окажется минимум на 15% длиннее. Такова реальность.
- горные участки отнюдь не замедляют скорость передвижения. Медленные подъемы с лихвой компенсируются скоростными спусками. Причем если на подъеме скорость падает со средней 20 км/ч до 10 км/ч, то при спуске она может вырасти до 40-50 км/ч (рекорд – 62 км/ч), что в итоге дает даже больший пройденный путь за день, чем по равнине. (по крайней мере у нас рекордный день оказался как раз горным (114 км)). К слову о спусках. Перед началом спуска проверьте, все ли делали одежды (кепка, фляжка и др.) надежно закреплены, бывает очень обидно прерывать скоростной спуск и ползти обратно в гору за сорванной ветром бейсболкой.
Ночевки
Партизаны в немецком тылу
А в кемпинге - другое дело!
Да, партизанские ночевки в Германии запрещены. Но в разумных пределах пользоваться этой «халявой» нам пришлось. Конечно же, надо соблюдать ряд правил, чтобы не вызвать гнев мирных немцев. Вставать на ночевку с наступлением сумерек в отсутствии прямой видимости жилых построек, утром собирать палатку как можно раньше. Никаких костров, песен под гитару. Желательно, чтобы это были не кусты на окраине деревни, а небольшой лесок, в который можно углубиться хотя бы метров на 100-200. И все-таки, я бы посоветовал прибегать к партизанским действиям только при невозможности воспользоваться кемпингом. Сам по себе европейский кемпинг – это то, что необходимо попробовать неискушенному россиянину. За 4-5 евро с носа у вас будет отличный газон под палатку (возможно даже со столом и скамейками), душ, санузел, магазинчик с пивом и горячим хлебом и возможность понаблюдать за окружающими вас жителями кемпинга (а это очень увлекательно). Плюс к этому ощущение абсолютной законности вашей ночевки, что дает возможность полностью расслабиться, попивая вечерком баварское Hefe weiss по цене Балтики №3.
Ценник в кемпингах примерно следующий (в зависимости от звездности):
С человека (велосипедиста) – 3-7 Евро
+ за постановку одной палатки – 4-8 евро
+ мусорный сбор с группы (не везде) – 2 евро
Душ и санузел всегда включены в стоимость.
Отдельно можно доплатить за пользование электричеством (розеткой, электроплитой) и еще чем-нибудь, что есть в прайс-листе (бассейн например).
Питание
Хлебом не корми...
Еда
Изначально я по привычке ориентировался на автономное приготовление пищи (сказывается российский пеше-горный опыт). Но поскольку вес багажа ограничен, то решили закупать продукты по дороге. В итоге все свелось к следующему: раз в день заруливали в супермаркет «Aldi» - аналог нашего «Магнита», «Пятерочки». Затаривались отнюдь не походной едой: колбасной нарезкой, йогуртами, печеньем, сыром и прочими радостями жизни (особенно радовало пиво по 60 центов за 0,5 и местное вино по евро за литр). Завтрак был в двух вариантах: либо варим кофе на газу и устраиваем «шведский стол» либо собираем вещи и движемся к ближайшему населенному пункту (обычно не далее 3-4 км). На центральной площади – обязательно фонтанчик, скамейки и «Bakery» - булочная, где есть все, что нужно для счастья: кофе и булочки. Вместо обеда – большой перекус в обнимку с термосом + ассортимент магазина «Aldi». Ближе к вечеру находили в любом городке турецкую забегаловку «Donner», где за 5-6 евро можно до отвала наесться огромным турецким «гамбургером». И выглядит он совсем не подозрительно, как например, на Казанском вокзале. По крайней мере, ни у кого проблем с животом не было.
За 10 дней мы проели таким образом примерно по 80-90 евро на человека.
И еще, крутя педали существует большой соблазн хлебнуть пивка среди дня. Ни в коем случае не делайте этого. В лучшем случае вас разморит и пропадет желание двигаться дальше, а в худшем – ваша страховка скорее всего не покроет расходов на транспортировку вашего бренного тела на родину и ремонт того Porsche, который случайно оказался у вас на пути.
Вода
В Германии есть такое правило: все, что течет из водопроводного крана – можно пить(!). Мы не сразу к этому привыкли. В конце концов, доходило дело до того, что в очередном «Бурге» заходили в общественный туалет и набирали в ПЭТ-бутылку. Никаких последствий для организма.
Поломки/починки
Главное потом собрать..
Pitstop по-нашенски
Кемптен. ТО перед Альпами
Как в любом приличном путешествии, не миновали нас небольшие неприятности, благодаря которым мы подробнейшим образом изучили матчасть. Вот наши достижения:
- проколов колеса – около 6;
- замена тормозов – 1 пара;
- замена покрышки – 1 штука;
- свернутый фонарик прокатного велосипеда – 1 штука;
- погнутый под тяжестью рюкзака багажник - 1 штука (причем не прокатный - а собственный, прокатные - на порядок крепче)
- распрямление свернутого переднего переключателя передач с высвобождением заклинившей цепи, повлекшим разборку половины велосипеда – 1 штука.
Здесь самое место выразить благодарность и уважение нашему "борт-инженеру" Рустему. Благодаря его ремонтным умениям из всех неприятностей мы выходили с минимальными потерями.
Кстати, был один неприятный факт. Прокатные велосипеды нам выдали без насосов, а имеющийся у нас насос от Meridы оказался другого стандарта. Качать им немецкий велосипед у нас не получилось. Пришлось на одной из придорожных авторемонтных мастерских объяснять товарищам жестами, что нам нужно подкачать колеса. Слава богу, после присоединения к нам четвертого члена команды (на пятый день) эта проблема отпала с появлением "правильного" качка.