Ладакх / Велотуризм | Спортивный туризм
 

Два байкера, что ходили по стопам трёх, которые ходили за 3 моря

10 - 31 августа 2006 г.
 

Дели

Когда говоришь друзьям, что был в Индии, у каждого возникает свой ассоциативный ряд – слоны, коровы на улицах, толпа приставучих нищих индусов-попрошаек, грязные отрешенные от мира йоги…. При желании можно продолжить. Но для меня, в первую очередь, Индия в этом походе – это горы, разноцветные флажки с мантрами на перевалах, нехватка воздуха в легких и горы, горы, горы, бесконечная их череда…

Перед походом мы познакомились с некоторыми отчетами и морально были готовы ко многим неожиданностям, которые бросаются в глаза туристам, приезжающим первый раз в Индию.

Поэтому мы довольно спокойно отнеслись к беспорядочному трафику на улицах, когда в уличном потоке перемешаны велорикши, коровы, автобусы, и весь транспортный поток движется со скоростью коровы. Как мы поняли, самый лучший транспорт по улицам столицы Дели – это велосипед! Главное сразу научиться маневрировать между рикшами и не обращать внимание на нескончаемый поток гудков.

Также первое время было непривычно двигаться по дорогам с левосторонним движением. Нас постоянно тянуло направо, что вводило в замешательство водителей и тебя, так как в голове крутилась только одна мысль: «Почему они едут в неправильную сторону, навстречу мне, по моей стороне?»

Еда. Нам показалась не такой острой, как ее описывают в путеводителях или туристских отчетах. В горах мы готовили в основном сами, на горелке, старались найти в магазинах продукты, приближенные к нашим российским. Хотя в крупных городах экспериментировали с индийской кухней. На всю жизнь запомнился вкус гималайских яблочек из долины Кулу. Только ради них одних, можно было бы еще раз вернуться в это место, где 19 лет прожил Н.К. Рерих со своей женой.

Уровень жизни у индусов разный. Кастовые разделения есть, но это не создает социальных конфликтов, просто каждый знает свое место и не пытается что-то менять. Вообще, индусы очень доброжелательны и всегда готовы помочь. Нет насилия.

Общение. Происходило на английском языке. Причем нас, русских, очень легко было вычислить по нашему ломаному произношению. В Индии, наоборот, все от мало до велика знают язык в совершенстве. До сих пор слышны отголоски истории, т. к. в свое время Индия была колонией Англии.

После удачного получения виз в посольстве Индии, самолетом прилетели в Дели, автобусом доехали до Манали, отправной точки нашего веломаршрута.

Веломаршрут Манали – Лех – Шринагар - 1200 км. В основном, туристы доезжают до Леха, дальше - уже не на велосипедах прокладывают различные трекенговые маршруты. Это больше связано с нестабильной политической обстановкой на северных спорных территориях с Пакистаном. Также в начале похода нас пугали, что на севере Индии живет много мусульман и нужно вести себя с уважением к людям данной религии. Например, девушка не должна появляться на людях с не покрытой головой, открытыми ногами или руками и без сопровождения мужчины, что создает определенные трудности при езде на велосипеде, когда на улице стоит жара под тридцать градусов. Но мы решили, что район интересный, правила приличия обязательно соблюдем, чтобы не создавать международный конфликт.
Дорога Манали-Ле (475 км, 4 перевала)

Считается, что это самая высокогорная дорога в мире - 470 км, 4 перевала, от 3975 до 5380 метров над уровнем моря. Дорога везде проложена извилистым серпантином вдоль склона и по ширине рассчитана на проезд лишь одной машины. Поэтому весь транспорт от грузовиков до мотоциклов движется очень медленно и перед каждым поворотом предупреждает сигналом о своем присутствии. Вдоль дороги пракически нет ограждений, только яркие желтые столбы с различными предупредительными «веселыми» надписями, например, «Better late then never» (Лучше поздно, чем никогда), «Beep, Beep, Don’t sleep» (Бип, Бип. Не спи!), «After wisky driving risky» (После виски, езда рискованна), «Life is short, don’t make it shorter» (Жизнь коротка, не делай ее еще короче).

Дорога пересекает Центральный Гималайский хребет. Для меня, как велотуриста, она запомнилась как череда подъемов и спусков с четырех перевалов. Каждый давался по-своему трудно и интересно.

Перевал Ratang La 3975. Самый первый, с набором высоты за один подъем почти 2000 метров. Обалденая дорога по влажной, пышущей зеленью и водопадами долине Кулу. Мы полны сил и оптимизма. На остановках утоляем жажду гималайскими яблочками. Жизнь прекрасна!! Ночуем на перевале, и с самого утра несемся вниз. На сегодня по плану перевала нет, но набор высоты за день такой, как будто перевал все-таки был взят.

Перевал Baralacha La 4880 принес нам немало встреч с велотуристами. Сначала на подъеме мы встретили пару из Австрии, от них узнали, что буквально в 20 километрах на перевале встретили двух парней украинцев и одного австралийца. Ваня сразу загорелся желанием догнать хоть кого-нибудь. «У украинцев, наверное, сало есть!» – пошутил Ваня. Вперед на штурм перевала, который встретил нас холодом и ветром в лицо. Спуск с перевала преграждает грязевой поток. Когда мы видели австрийцев, о потоке они нас не предупредили, странно. Спешиваемся и переходим вброд. Продолжаем спуск уже с мокрыми ногами, которые коченеют от спуска. Все-таки находимся на высоте пять тысяч метров. Доезжаем до первых домиков, встречаем украинцев. Как приятно поговорить на родном русском языке! Ребята, глядя на наши мокрые ноги, сказали: «Ага, значит, Вы не успели». Грязевой поток сошел прямо на глазах у ребят в тот момент, когда один из них проезжал это место на велосипеде. Чудом успел. У одного из украинцев разболелась голова от высоты и они решили остановиться ночевать прямо здесь в придорожной юрте. Желаем друг другу удачи, и мы с Ваней продолжаем спуск вниз – впереди встреча с австралийцем! Вечером оба почувствовали недомогание. У Вани пропал аппетит, у меня ватная голова. В таких случаях нужно быстро спускаться с перевала и как можно ниже.

На следующее утро проснулись, как огурчики, и полезли на следующий перевал Lachlung La 5060. Не проехали и 20 км, как догнали австралийца. Приятный молодой человек не боится путешествовать один, без палатки от кемпенга до кемпенга, на свое путешествие он запланировал три месяца. Едем в перевал вместе, периодически обгоняя друг друга. Перевал двухгорбый. Австралиец укатывает вперед, а нас застает непогода на первом горбе. Что такое, когда идет дождь на 5000 метрах, я думаю, понятно. Впереди спуск, а тут и без спуска холодно конечностям. Решили прямо на перевале сделать чай, перекусить, глядишь и распогодится. Вот сидим мы с Ваней под каменным навесом, идет мерзопакостный холодный дождик, мочит асфальт. А впереди еще спуск в самый низ, а потом опять подъем, и там где-то в туманной дымке виднеется серпантин, который уходит на перевал, куда-то там за горой… Как не хочется терять высоту…. Почему дорогу не проложили на прямую, взяли бы индусы мост построили или туннель бы вырыли… Так за очередной чашкой чая, не попадая зуб на зуб от холода, размышляли мы, грустно следя за машинами, медленно ползущими в перевал…

Постепенно тучки растащило. Поехали, пока тут снег не начал падать. Холод делает свое дело – в перевал летели на всех парусах - только бы согреться. Скорое фото и снова бегство от очередной партии дождя. Берем сходу брод через речку, иностранцы из джипа хлопают от восторга в ладоши, восхищаются нами. Да, для них путешествие по этой дороге на велосипеде выглядит, как экстрим. Для нас же это привычный способ передвижения.

На следующий день снова лезем в перевал. Это будет самый высокий на нашем маршруте - Tanglang La 5328 метров. Набор высоты идет плавный, но у меня просто закончились силы. Я ставлю в подъем самую легкую передачу и медленно продвигаюсь вперед – быстрее ноги просто не едут. Я стала замечать за собой, что мне не хватает воздуха. Как только нужно проехать микро препятствие на дороге, дыхание сбивается и пока опять не установишь свой «черепаший» ход, дыхание в норму не приходит. Пока я еле ползла, за спиной у меня пристроилась черная туча. Сначала она меня подгоняла громовыми раскатами, потом начала поливать дождиком, а затем и вовсе забросала градом. Как я не пыталась от нее убежать, не получилось. Мокрая, холодная, злая я заезжаю на перевал. Теперь дорога до Леха - один длинный спуск.

По дороге мы заехали в действующий монастырь Хемис. Да, там живут монахи, есть и молодые, которые учатся. Но, все равно, складывается ощущение что, все это показное ненастоящее и монахи здесь давно поют не для служения, а для туристов. И так во всех крупных монастырях, раскрученных для иностранцев.

Полтора дня отдыха в Лехе. Я посещаю различные замки, монастыри, императорский дворец, а Ваня решил налегке сгонять на самый высокий перевал 5660 метров.

Дорога Ле-Сринагар (470 км, 3 перевала)

Впереди три перевала, 480 км. После первой части веломаршрута, этот участок был намного легче технически, но накопилась усталость от перевалов, которую можно снять только длительным отдыхом.

После зеленого Леха выезжаем на мертвую пустынную дорогу. Она идет монотонно то вниз, то вверх. Дует противный встречный ветер. Глазом не за что зацепиться – вокруг голые безжизненные скалы. Кажется, что здесь нет жизни на десятки и сотни километров, но дорога поворачивает за очередной поворот, и ты буквально попадаешь в оазис, где текут реки, все стоит зеленое, растут яблоневые и абрикосовые сады, много домиков, людей. Кажется, что ты попал в параллельный мир. Но дорожка плавно заворачивает за следующую горку, и снова перед тобой безжизненный пейзаж. И так на протяжении всего маршрута – любой ручеек обжит людьми, стоит поселок, оазис в пустыни.

Сегодня решили попробовать заночевать в монастыре Ламаюри. Это древнейший буддистский мужской монастырь. Так получилось, что смогли добраться до монастыря только в темноте. Доползаем без сил до первых построек, Ваня идет на разведку. Назад он возвращается в сопровождении двух молодых монахов – мальчиков лет по девять. Оказывается, Лама не разрешает провести ночь в монастыре, так как в нашей немногочисленной группе есть женщина, т.е. я. На просьбу найти подходящее место для ночевки два молодых монаха предложили остановиться в заброшенной пристройке перед монастырем. Нас накормили супом с интересным названием тупа, не очень острым, но довольно сытным, пожелали спокойной ночи и пригласили в шесть часов утра на пуджу.

Спали мы довольно плохо, всю ночь читались непонятные молитвенные службы, больше подходящие для введения людей в транс. Из рассказов молодых монахов, мы поняли, что служба в монастыре очень почетна для мальчиков. Выходной день в школе при монастыре только в воскресенье, каникул в принципе нет. Монахи свободно владеют английским языком. Но на наши вопросы они отвечали выборочно, делая вид, что что-то не понимают. Не смотря на свой молодой возраст, они, как взрослые, взяли ответственность за наше с Ваней размещение и во всем помогали, не разгласив при этом все свои монашеские тайны. В благодарность, Ваня накачал колеса велосипеда у одного из монахов. Надо было видеть счастливое лицо мальчика, когда велосипед снова стал на ходу. Да, в душе он все равно оставался ребенком, и детские шалости ему не чужды!

Мы попрощались и двинулись на очередной перевал. По плану стоит даже два перевала. Очень жарко. Сегодня нам предстояло узнать, что такое детское, но не такое безобидное «Happy one pen!». Не знаю, с каких времен повелось в Индии, что дети вдоль дороги, завидев иностранца, просят у него одну ручку. ОДНУ СЧАСТЛИВУЮ РУЧКУ?! Почему не две? Почему не одну рупию? Как нам объяснили позже более культурные и воспитанные индусы, раньше было очень сложно и дорого достать ручки ученикам для школы. Ручка была чуть ли не роскошью. А у кого просить, как не у богатых иностранных туристов?! Времена такой бедности прошли, а фраза осталась и передавалась от поколения к поколению. Дети в селах специально кричали эту фразу, чтобы подразнить нас и бросались под колеса велосипеда, а в селениях, дальше в горы, эту фразу кричали уже и пожилые люди, причем с таким радостным лицом, как будто, они нас приветствуют. Было понятно, что английский язык сюда просто не дошел, и они не понимают, что на самом деле кричат.

Уже под вечер, возникли проблемы с выбором места ночевки. Все леса были огорожены забором - муниципальная собственность, а там где была вода, начинался очередной поселок. Ох, уж эти дети, они появлялись везде, где бы мы не выбирали место для ночевки. Вот, вроде бы подходящее место – вода, ровная площадка, деревья. Тут откуда не возьмись, бежит через поле мальчик. Ваня сразу оценил: «Не маленький, сейчас поговорю с ним, как со взрослым, может, уйдет! Привет. Мы здесь палатку поставим? Да? Хорошо!» Мальчик довольный, что у него, маленького мальчика, спросили разрешение какие-то иностранцы, сразу убежал довольный. «За друзьями» - сразу пронеслось в голове. Больше к нам никто не приходил за этот вечер, хотя несносно орали маленькие дети на другом берегу. Хорошо, что они не знали о существовании моста в трехстах метрах, иначе нам бы устроили сладкую жизнь. Да, дети, это прекрасно, но на расстоянии, да, очень большом расстоянии.

Что ни день, то новые приключения. Дорога забирается все дальше на север. Вдоль дорог, через каждые двести метров стоят солдаты, которые вроде бы следят за порядком. Очень непривычно видеть солдат с оружием на улицах мирных поселков. Но теперь к этому нужно привыкнуть до самого Шринагара. Дует очень сильный встречный ветер так, что заворачивается в кувейт переднее колесо. Решили остановиться возле ручья. Не успели мы поставить палатку, как пришел пограничник. Просто из праздного любопытства проверил паспорта и ушел. Я продолжаю готовить кушать. Теперь уже два пограничника пришли проверить наши рюкзаки на предмет оружия и гранат. Через некоторое время приезжает целая военная машина, как десантники они высадились из машины и тут же попрятались. Представьте себе такую картину, я, как партизан, выглядываю из палатки, а они из-за камня следят за моими движениями. Похоже на детскую игру в прятки или слежку, только играют взрослые люди, причем по другую сторону у этих людей есть еще и оружие. Скоро они отважились и подошли. «Наш командор сказал, что здесь палатку ставить нельзя, давайте мы отвезем Вас на машине на 3 км ниже. Можем помочь собрать вещи». Нет, это никуда не годится – переезжать на ночь, глядя. Долгие дебаты. Интересно, что эти военные улыбаются и стараются уговорить, а не заставить в приказном порядке нас убрать палатку с территории, которую они охраняют. Мы в итоге настояли на своем и остались ночевать на этом месте. Утром в 5-40 стук в палатку. «Hello,Mister! Good morning!» Перед палаткой стоят вчерашние военные с горячим чаем в стеклянных стаканчиках и печеньем на тарелочке! Их военный пост в километре от нашего места стоянки, куда они и пригласили нас на завтрак! В общем, каждый получил свое. Мы очень аппетитно позавтракали на военном посту, а военные добились того, чтобы мы побыстрее уехали с их территории. Да, но способ, которым они этого добились – весьма вежливый, чего мы, честно говоря, не ожидали от людей с оружием.

Рано встали, хорошо поели, с хорошим настроением мы доехали до города Шринагар, конечной точки веломаршрута. Главная интересная особенность города, что он построен на озере и все гостиницы – это не дома на земле, а плавающие лодки, приспособленные под гостиницы. Очень интересно и необычно. В городе очень много мусульманских мечетей. Много женщин с покрытыми головами или полностью закрытым лицом, кому как позволено религией. Ко мне, как к иностранке, претензий никто не предъявлял.

Далее автобусом до Дели и самолетом в Бишкек, откуда рукой подать до России.

Конечно, я не смогла все охватить в своем рассказе. Так происходит всегда, когда путешествуешь заграницей – здесь и спортивная составляющая, и культурная, и познавательная. Поэтому, друзья, путешествуйте. Познавайте мир!


Комментарии
Ne.katerina14.03.13, 04:54
Безумно интересное вышло у вас приключение! 
я без памяти влюбилась в кашмир и ладак http://www.friendsplace.ru/blog/puteshestvie-v-srinagar/ мечтаю однажды проделать ваш путь на байке)
Guest20.04.12, 21:48
Прикольная очепятка вышла :) 
"что заворачивается в кувейт"
Ivan29.12.10, 15:27
Приятно услышать! 
Расскажите как прошло ваше путешествие! Свершились ли грандиозные планы? Может есть фотки или даже отчёт?
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4
Опубликовал: (С) Леонтьева Екатерина