Впереди три перевала, 480 км. После первой части веломаршрута, этот участок был намного легче технически, но накопилась усталость от перевалов, которую можно снять только длительным отдыхом.
После зеленого Леха выезжаем на мертвую пустынную дорогу. Она идет монотонно то вниз, то вверх. Дует противный встречный ветер. Глазом не за что зацепиться – вокруг голые безжизненные скалы. Кажется, что здесь нет жизни на десятки и сотни километров, но дорога поворачивает за очередной поворот, и ты буквально попадаешь в оазис, где текут реки, все стоит зеленое, растут яблоневые и абрикосовые сады, много домиков, людей. Кажется, что ты попал в параллельный мир. Но дорожка плавно заворачивает за следующую горку, и снова перед тобой безжизненный пейзаж. И так на протяжении всего маршрута – любой ручеек обжит людьми, стоит поселок, оазис в пустыни.
Сегодня решили попробовать заночевать в монастыре Ламаюри. Это древнейший буддистский мужской монастырь. Так получилось, что смогли добраться до монастыря только в темноте. Доползаем без сил до первых построек, Ваня идет на разведку. Назад он возвращается в сопровождении двух молодых монахов – мальчиков лет по девять. Оказывается, Лама не разрешает провести ночь в монастыре, так как в нашей немногочисленной группе есть женщина, т.е. я. На просьбу найти подходящее место для ночевки два молодых монаха предложили остановиться в заброшенной пристройке перед монастырем. Нас накормили супом с интересным названием тупа, не очень острым, но довольно сытным, пожелали спокойной ночи и пригласили в шесть часов утра на пуджу.
Спали мы довольно плохо, всю ночь читались непонятные молитвенные службы, больше подходящие для введения людей в транс. Из рассказов молодых монахов, мы поняли, что служба в монастыре очень почетна для мальчиков. Выходной день в школе при монастыре только в воскресенье, каникул в принципе нет. Монахи свободно владеют английским языком. Но на наши вопросы они отвечали выборочно, делая вид, что что-то не понимают. Не смотря на свой молодой возраст, они, как взрослые, взяли ответственность за наше с Ваней размещение и во всем помогали, не разгласив при этом все свои монашеские тайны. В благодарность, Ваня накачал колеса велосипеда у одного из монахов. Надо было видеть счастливое лицо мальчика, когда велосипед снова стал на ходу. Да, в душе он все равно оставался ребенком, и детские шалости ему не чужды!
Мы попрощались и двинулись на очередной перевал. По плану стоит даже два перевала. Очень жарко. Сегодня нам предстояло узнать, что такое детское, но не такое безобидное «Happy one pen!». Не знаю, с каких времен повелось в Индии, что дети вдоль дороги, завидев иностранца, просят у него одну ручку. ОДНУ СЧАСТЛИВУЮ РУЧКУ?! Почему не две? Почему не одну рупию? Как нам объяснили позже более культурные и воспитанные индусы, раньше было очень сложно и дорого достать ручки ученикам для школы. Ручка была чуть ли не роскошью. А у кого просить, как не у богатых иностранных туристов?! Времена такой бедности прошли, а фраза осталась и передавалась от поколения к поколению. Дети в селах специально кричали эту фразу, чтобы подразнить нас и бросались под колеса велосипеда, а в селениях, дальше в горы, эту фразу кричали уже и пожилые люди, причем с таким радостным лицом, как будто, они нас приветствуют. Было понятно, что английский язык сюда просто не дошел, и они не понимают, что на самом деле кричат.
Уже под вечер, возникли проблемы с выбором места ночевки. Все леса были огорожены забором - муниципальная собственность, а там где была вода, начинался очередной поселок. Ох, уж эти дети, они появлялись везде, где бы мы не выбирали место для ночевки. Вот, вроде бы подходящее место – вода, ровная площадка, деревья. Тут откуда не возьмись, бежит через поле мальчик. Ваня сразу оценил: «Не маленький, сейчас поговорю с ним, как со взрослым, может, уйдет! Привет. Мы здесь палатку поставим? Да? Хорошо!» Мальчик довольный, что у него, маленького мальчика, спросили разрешение какие-то иностранцы, сразу убежал довольный. «За друзьями» - сразу пронеслось в голове. Больше к нам никто не приходил за этот вечер, хотя несносно орали маленькие дети на другом берегу. Хорошо, что они не знали о существовании моста в трехстах метрах, иначе нам бы устроили сладкую жизнь. Да, дети, это прекрасно, но на расстоянии, да, очень большом расстоянии.
Что ни день, то новые приключения. Дорога забирается все дальше на север. Вдоль дорог, через каждые двести метров стоят солдаты, которые вроде бы следят за порядком. Очень непривычно видеть солдат с оружием на улицах мирных поселков. Но теперь к этому нужно привыкнуть до самого Шринагара. Дует очень сильный встречный ветер так, что заворачивается в кувейт переднее колесо. Решили остановиться возле ручья. Не успели мы поставить палатку, как пришел пограничник. Просто из праздного любопытства проверил паспорта и ушел. Я продолжаю готовить кушать. Теперь уже два пограничника пришли проверить наши рюкзаки на предмет оружия и гранат. Через некоторое время приезжает целая военная машина, как десантники они высадились из машины и тут же попрятались. Представьте себе такую картину, я, как партизан, выглядываю из палатки, а они из-за камня следят за моими движениями. Похоже на детскую игру в прятки или слежку, только играют взрослые люди, причем по другую сторону у этих людей есть еще и оружие. Скоро они отважились и подошли. «Наш командор сказал, что здесь палатку ставить нельзя, давайте мы отвезем Вас на машине на 3 км ниже. Можем помочь собрать вещи». Нет, это никуда не годится – переезжать на ночь, глядя. Долгие дебаты. Интересно, что эти военные улыбаются и стараются уговорить, а не заставить в приказном порядке нас убрать палатку с территории, которую они охраняют. Мы в итоге настояли на своем и остались ночевать на этом месте. Утром в 5-40 стук в палатку. «Hello,Mister! Good morning!» Перед палаткой стоят вчерашние военные с горячим чаем в стеклянных стаканчиках и печеньем на тарелочке! Их военный пост в километре от нашего места стоянки, куда они и пригласили нас на завтрак! В общем, каждый получил свое. Мы очень аппетитно позавтракали на военном посту, а военные добились того, чтобы мы побыстрее уехали с их территории. Да, но способ, которым они этого добились – весьма вежливый, чего мы, честно говоря, не ожидали от людей с оружием.
Рано встали, хорошо поели, с хорошим настроением мы доехали до города Шринагар, конечной точки веломаршрута. Главная интересная особенность города, что он построен на озере и все гостиницы – это не дома на земле, а плавающие лодки, приспособленные под гостиницы. Очень интересно и необычно. В городе очень много мусульманских мечетей. Много женщин с покрытыми головами или полностью закрытым лицом, кому как позволено религией. Ко мне, как к иностранке, претензий никто не предъявлял.
Далее автобусом до Дели и самолетом в Бишкек, откуда рукой подать до России.
Конечно, я не смогла все охватить в своем рассказе. Так происходит всегда, когда путешествуешь заграницей – здесь и спортивная составляющая, и культурная, и познавательная. Поэтому, друзья, путешествуйте. Познавайте мир!