День второй. Приступаем к водным процедурам.

12 июня
Кургазакская пещера - ур. Большие притёсы - д. Алексеевка - д. Сикияз-Тамак.
15 км. (плюс пешком 8 км.)
Высота: набор - 590 м. сброс 600

День второй

Вот оно - мы уже сутки в походе (ну почти сутки), первая ночь вне цивилизации. Вся суета отступает на задний план. Мозг как некий сосуд именно в эту, первую ночь освобождается от мутной, серой жижи городской повседневности и готовится впитывать хрустальную, родниковую воду впечатлений от нетронутой природы заповедников, непередаваемых пейзажей суровых горных хребтов и изумрудно зелёных долин. Именно с этого момента перестаёшь пытаться заглянуть куда-то далеко в будущее, что-то планировать больше чем на день вперёд. Есть только ближайшая цель - точка на карте или в навигаторе, которой мы должны достичь к вечеру. Там будет вода, будут дрова, там мы сможем поставить наши палатки, сегодня эта точка, этот маленький синий флажок на запотевшем экране Гармина, наш дом. Но солнце уже пытается согреть нас своими лучами сквозь тент палатки, а значит пора собираться в дальнейший путь.
Проснулись мы рано, до семи утра. Вообще в этом походе мы каждый ходовый день вставали рано. Возможно это жестокая практика для отдыхающих отпускников, поехавших в велопоход без жести :) Но она себя полностью оправдывала, так как по утренней прохладе за два-три часа мы иногда успевали проехать половину запланированного на весь день пробега. А остальная половина растягивалась на весь остальной жаркий, знойный день. Пока тёзки собирали лагерь, остальные успели ещё раз метнуться в пещеру и на свежую голову нашли таки в пещере веревку, Костя даже рискнул ненадолго спустится вниз, вглубь пещеры. Если кто-то решит повторить его подвиг, то ищите вход в пещеру в нижней части голубиного грота слева от входа.

Но долго сказка сказывается, да быстро дело делается. Вот уже баулы собраны, кони навьючены, а мы готовы к очередной порции приключений. Выбираться решили по распадку в котором и был вход в Кургазакскую. А времени уж было около десяти утра.

На старте. Возле Кургазакской пещеры.

Взлёт наверх получился крутоват, но мы справились :)

Вверх? Не, не слышал :)
Дальше, чуть прокатившись по полевой дороге, мы выехали к обрыву над берегом реки Ай.

Просторы

Вид сверху конечно же потрясающий настолько, насколько страшно при взгляде вниз. Обернувшись можно было видеть нашу давешнюю стоянку, на которой водники собирали каты. Вообще на этой реке обычно всегда очень много всяко разных сплавщиков, целые караваны. Но в этом году погода не благоприятствовала туризму, дожди кончились и только-только потеплело незадолго перед нашим приездом. Поэтому мы увидели на реке лишь несколько катов, а обычно там светофоры на реке ставить в пору.

Оглядываясь на пройденный путь.

Но эти прекрасные виды лишь малая толика из всего разнообразия эмоций, которые ждали нас на дальнейшем пути. Поэтому мы покрутили дальше по грунтовке, поглядывая всё время направо в поисках указателя. И вскоре (около одиннадцати часов)  мы его нашли.

Указатель
Это указатель на смотровую площадку над большими Айскими притёсами. Площадка огорожена деревянными перилами, но как-то опираться на них особо желания не возникает, так как дух захватывает не только от великолепных видов, но и от головокружительной высоты.

Смотровая площадка.

Рамка
Налюбовавшись на пропасть и реку внизу, вдосталь нафотографировавшись, двинули дальше по полевой дорожке, и очень быстро выехали на асфальтовую дорогу. Здесь остановились якобы свериться с картой,  но скорее подсознательно, из нежелания уезжать от таких красот. Но надо ехать и мы закрутили по асфальту, который кончился, не успев начаться. Далее нас повела каменистая грунтовка. По ней мы под довольно таки крутую горку слетели к Алексеевке и по не менее крутому подъёму затолкали велики в горку. Дальше ничего особенного - грунтовая дорога до самого Сикияз-Тамака. Место следующей ночёвки было запланировано аж за г. Юрюзанью, а время уже было час дня и хотелось ещё посмотреть пещеры Сикияза... В общем решили устроить полудневку. Так как тут очень популярное место стоянки у водников, в Сикиязе существует пара кемпингов, в одном из них мы и остановились (http://vk.com/sikiyaztamak). Хозяина зовут Евгений. Первым делом скинули рюкзаки, приковали коней и в магазин. Набрали продуктов на вечер и следующий день. Заказали хозяину баньку к вечеру. Женя показал нам где лучше перейти в брод Ай и мы пошли к пещерам. Воды было примерно по пояс, течение для горной реки сравнительно умеренное, в общем переправились без проблем. Обошли какой-то детский туристический лагерь, он здесь вроде бы традиционно ежегодный. Дальше вместо того чтобы идти по берегу, мы пошли по накатанной по грунту дороге.

Не правильный путь... он такой лёгкий

У нас были конечно же сомнения, что мы идём не той дорогой, но дурацкое желание идти более лёгким путём и расслабон от осознания того, что у нас весь день впереди (можно и погулять) сделали своё чёрное дело - мы малость нарезали крюк.

Липа

Когда стало очевидным, что мы начинаем уходить от пещер, слева обнаружилась колея в сторону  реки. По этой дороге мы и спустились к речке.

Улыбаемся и пашем

Вот и кончилась дорога.

Оглядевшись, поняли что пещеры мы прошли и нам нужно немного вернуться по реке назад. Так на этом берегу между нами и пещерами был прижим реки к скалам, решили переходить на левый берег вброд. Глубина тут была уже поменьше, но скорость течения такая, что валило с ног, поэтому шагали цепью.

Скованные одной цепью
Получилось удачно :)

На том берегу
Дошли напротив того места, где начинается подъём к пещерам. Река в этом месте широкая и с первого взгляда глубокая. Спросили у рыбака о возможности перемахнуть вброд, тот оказался не в курсе. Ну что ж, пошли с Рустиком мереть глубину.

Переправа, переправа...
Оказалось глубоковато и примерно на середине начинало сносить течением.

...берег левый, берег правый.

Решили вернуться почти до прошлой переправы, до прижима реки и так же цепью перешли на тот берег. На этот раз вышло легче, так как взяли с собой шесты. Дошли уже наконец таки до тропинки, довольно таки крутой, надо заметить, и поднялись к пещерам.

Сикияз-Тамакский пещерный комплекс на реке Ай состоит из 42 компактно расположенных пещер, гротов, карстовых щелей, навесов, арок и мостов. В 14 пещерах и гротах этого комплекса уже обнаружены материальные следы семи исторических эпох! То есть, всех этапов – эпох развития человеческой цивилизации.

Снова настало время фотосетов.

Пещерный город

Кто-кто в теремочке живёт?

Вид на д. Сикияз-Тамак из пещерного города

Пока лазили по пещерам, ветер нагнал низкие тёмные тучи и мы, чтобы не попасть под дождь, поспешили обратно в кемпинг. Резво спустились по тропинке, уже привычно перемахнули речку в месте где переходили в первый раз и тут ливануло. Благо на территории есть что-то типа столовой - столы со скамьями под навесом. Укрывшись под навесом от небесного потопа, занялись ремонтом вела.

Пациент уже под наркозом
Дело в том, что уже на подъезде к Сикиязу, на спуске у Батюшки стала шалить задняя втулка, точнее барабан - периодически стал пропадать свободный ход. Соответственно цепь собиралась в переклюк и рисковала его поломать. Втулку с помощью подручных средств и крепкого словца удалось разобрать, но барабан оказался не разборным или мы просто не допетрили как он разбирается.

В общем собрали колесо обратно. Тут нужна либо замена втулки с переспицовкой, либо замена колеса. То есть нужен или крупный магазин велозапчастей, или веломастерская, что можно найти только в крупном городе. Договорились с Евгением, что он поможет Серёге выбросится в Челябинск. А так как нагнать он нас вряд ли уже сможет, то порешали, что с Челябинска Батюшка будет выбираться поездом домой.
Потом была баня, баня правильная, лёгкая. Прониклись даже те, кто бани и сауны не особо уважает. И предложенный хозяином холодный квас на берёзовом соке (рекомендую отведать) был очень в тему после жаркого дня. Домашнее вино на берёзовом соке тоже поначалу как бы в тему пошло (рекомендую отведать, но только отведать, а никак мы :)). Так постепенно за разговорами за чарочкой вечер размазался в сознании .