День тринадцатый (15 ноября 2013)
Место ночевки –nер.Tizi-n' Tazazert, 2200м – Nekob (Нкуб) – место ночевки
Проехали 73,75км; набор высоты – 488м.
Утром тоже холодно. Ночью согреться не удалось. Не помог и чехол для велосипеда. Жители второй палатки удивлялись, почему у нас внутри холоднее, чем у них. Нашли причину. Молнии входов из-за их нерабочего состояния полностью не закрывались. Кто знал об этом, тот почему-то молчал. Починили. Теперь будет теплее.
Сегодня вышли на маршрут неожиданно раньше обычного, в 07:40. На дворе +4°С. Пока не раздеваемся. Вышли на дорогу и встретились с бедуинами-коробейниками. Опять предлагают кольца и браслеты. Камней сегодня в свободной продаже нет. Пока холодно, еду утепленным. Пришлось впервые за поход надеть теплые перчатки. Подъем не очень крутой, потихоньку едем. Дорога поднимается вверх серпантином. Вышло Солнце из-за гор, становится теплее.
5,47 км. пер. Tizi-n' Tazazert, 2200м. Фотографируемся для отчета. Впереди виден объект, идентифицированный, как «берберский общепит». Проезжаем мимо. Спускаемся вниз по серпантину каменистой дороги. Если бы мы поднимались «нам навстречу», было бы тяжелее. Áльберт опять прокалывается, не везет ему в этом походе. Поменял покрышку. Совсем новая покрышка протерлась до дыр на каменистых участках дороги. Пришли к выводу, что Áльберт поставил слишком мягкие для таких дорог, как здесь. Дал ему новую камеру и еду догонять наших. Куда-то все спешат, а Áльберта можем потерять. Вскоре дорога стала положе. Едем вдоль сухого русла реки. Появились маленькие селения. Опять хороший прижим и опять дети, которые бегут рядом с тобой на подъем и не устают. Вот, все сейчас брошу, и буду выдавать вам «бон-бон»! Заехал наверх. Опять дети. Ребята учат их говорить «Мерси, месье». Если говорят правильно, дают конфету. После спуска выезжаем на большую долину. Где-то там, за облаками, есть город Нкуб. Очень долго ехали к этому городу. Вроде бы должны приближаться к нему, а он все дальше и дальше. Окраина города. Справа от дороги вижу местных гамадрилов-школьников. Морды хитрые. Точно, будут бросать камни в спину. Иду на опережение. Беру самый большой кирпич, который есть на этом участке дороги и подбрасывая его на ладони на чистом русском мате поясняю неверным, что этим кирпичом отобью яйца тому, кто хоть что-то кинет в мою сторону. Подействовало. Или размер кирпича или убедительный русский мат заставили отказаться бедуинскую шпану от злого умысла.
Асфальт! Сворачиваем влево и едем в город. Остановились у кафешки. Что в первую очередь нужно сделать? Правильно! Выпить местной отравы «Hawai» типа «Фанты». Заказал себе еще порцию картошки фри и потом пожалел об этом. Не учел того, что желудок принял естественный объем и еды нужно меньше, чем это было раньше.
Едем в сторону Загоры. Скорее всего до того места, где нужно будет сворачивать к Загоре. Сильный встречный ветер не дает развить крейсерскую скорость, и дорога идет с небольшим подъемом. Наконец-то добрались до «перевала» и по словам Командира здесь начинается «генеральный спуск». Селениями, а значит и питьевой водой, здесь не пахнет. Что-то нужно решать. Слева от дороги стоит будка-магазин. Узнаем, сколько стоит 1,5 литровая бутылка минералки (без газа). 6DH. А когда бармен узнал, что нам нужна не одна бутылка, а много, поднял цену до 8DH. Сучий потрох! Взяли 6 бутылок и теперь можем остановиться на ночевку в любом понравившемся нам месте!
73,75 км. Сворачиваем с дороги влево, к пальмам. Рядом находится селение из нескольких домов. Находим удобное место. К нам подходят две местные леди. Та, что помоложе, на французском нам объясняет, что здесь водятся змеи и скорпионы. Спасибо, мы знаем! Скорпионов и змей мы един на завтрак. А т.к. сейчас Африка готовится к наступлению зимы, все наши любимые гады спрятались далеко в норы под землю. Áльберт, руководствуясь поговоркой «Береженного Бог бережет» вырубает все кусты, расположенные на расстоянии 1м от нашей палатки.
Первая палатка дежурит. Запускаю «Ковею». Как обычно, готовим суп. К чаю «Нутелла». Стала она мне надоедать. Песок трещит на зубах, поцарапаю эмаль. Местные жители горланят свои народные песни, гавкают собаки. Отбой.
День четырнадцатый (16 ноября 2013)
Место ночевки – 5 км до Зáгоры – место ночевки
Проехали 75,70км; набор высоты – 209м.
Утром тепло. Ночью опять подкрались собаки к палаткам и гавкали. Чего им не спиться по ночам? На трассу вышли в 08:00, +12°С. Слабый ветерок в лицо.
14,65 км. Проезжаем мост ч/з р.Драа и поворачиваем влево. Хороший асфальт и небольшая потеря высоты. Так и должно быть, мы едем к «каменной пустыне». Проезжаем многочисленные селения. Попадаем в то время, когда у школьников заканчиваются занятия. Это не школьники, а свора шакалят. Некоторые пытаются засунуть палки в спицы колес. Жалко, что нет хотя бы петард. Можно было забросать их взрывчаткой. Средняя скорость на этом участке дороги немного больше 20км/час. Хорошо едем!
75,70 км. До Зáгоры (центра) остается около пяти километров. Командир предлагает ехать по указателю к «хотелу». Предполагаем, что цены на жильё здесь будут меньше, чем в центре города. В стороне от дороги находим «хотел». 130DH с человека и 45DH обед. В 130 входит ужин и завтрак. Выбираем себе две комнаты и располагаемся так, как в палатках. Опять девушка спит во второй палатке. Áльберт первым идет принимать душ. Купается под холодной водой. Позже бежит теплая, но это уже не для него. После купания решили постираться, тем более, что есть все условия для этого. Во дворе отеля есть специальные ванны для постирушки. Как раз готов наш обед. После еды идем гулять по окрестностям. Зашли в магазин купить «Hawai», шоколад. Продавец попался ушлый. Все время хотел нас нагреть на неправильно отданной сдаче. Но мы считать умеем лучше, чем он. Не получилось у дяди нажиться на шурави. Пока гуляли, подошло время ужинать. Опять кушать! Куда все это запихивать? На ужин подали берберский омлет, чай. Чай пили с менеджером отеля. Звонил в Днепропетровск председателю МКК. Звонок стоит 4грн/мин. Сегодня спим на белых простынях под одеялом.
День пятнадцатый (17 ноября 2013)
Место ночевки – Зáгора – пер.Тизи-н'Тафилалет – место ночевки
Проехали 36,25км; набор высоты – 295м.
Утром наблюдаю прекрасную картину. В открытую дверь видно голубое небо и пальмы на территории «хотела». А еще поют райские птички. Долго не пришлось созерцать. Командир попросил Áльберта закрыть дверь. Замерз или пение райских птиц напоминало ему карканье ворон обыкновенных. В назначенное время подтягиваемся к ресторану на завтрак. То, что завтрак будет «слабым», каждый из нас четко понимал. Будет так: что завтракал, что не завтракал. Были воздушные булочки с вареньем, медом и маргарином типа «сливочное масло». Еще не успел выйти из-за стола, уже думаю о еде в кафешке. Радует, что это будет. Чуть позже.
В 10:30 выехали из «хотела». На его фоне сфотографировались. Доехали до центра. Остановились у базара. По дороге зашли в книжный магазин. После длительных торгов, купили карту Марокко (я и Лиса). 90DH или 90 грн или 360 руб. Дорогое удовольствие! Так вот, все пошли шляться по базару, чтобы сделать закупку провизии на время посещения «каменистой пустыни», а я и Командир остались ждать «закупщиков» за столиком с чашечкой кофе и сдобой. При очередном глотке кофеина, замечаю мечущихся парней и нашей девушки. Своей бездумной беготней они замучили Лису, так ничего и не купив. Ни ей, ни нам. Нужно было бы забрать у них Лису и пойти с ней вдвоем искать съестное. Согласно ее меню, т.е. то, что едят Лисы в Марокко. Пришли наши добытчики. Скупились. Не прошло и два часа. Разобрали продукты, каждый что хотел и выдвигаемся на поиски общепита. Долго искать не пришлось. Общепитов здесь видимо, не видимо. Цена стабильная. 30DH с человека. Кто пожелал, тот себе докупил еще чего-нибудь. Т.к. проехали несколько автозаправок, то по закону, на последней заправке был только дизель. Командир и Áльберт поехали назад.
14,00 км. Закончился асфальт. Началась «наша дорога». Дует сильный ветер, не в лицо, а в в левую бочину. Прокол у Вовы. А потом еще и уничтожение двух камер с «французским» ниппелем. При накачке шин, качающий слишком рьяно дергал насосом, и ниппель не выдерживал акта насилия над собой. Накачали насосом со шлангом. Думаю, что это была плата за въезд в пустыню. Хватило бы «денег», чтобы заплптить за выезд. Едем дальше. Начался небольшой подъем на пер.Тизи-н'Тафилалет. Перевал, это просто название. Ничего настоящего в этом перевале нет. Солнце постепенно садится за горы. Ищем место для ночевки.
36,25 км. Справа от дороги, перед самим перевалом, за кустами в песке, нашли удобную площадку. Задул вечерний бриз. Опять еда будет с песочком, и мы заточим свои зубы. Сегодня дежурит вторая палатка, поэтому над горелкой колдует Лиса. Видимо, она в ней разбирается лучше, чем ее помощники Миша и Вова.
Ужинаем при полной Луне. Миша, по просьбе Командира, фотографирует стоянку на ее фоне. Заползаем в палатку. Я и Áльберт занимаемся «уроком географии», смотрим карту. Лиса по традиции перед сном, рассказывает «своим» мужикам о своих приключениях. Рядом над палатками пролетают ночные грифы, шурша крыльями. Глухие тушканчики становятся их добычей. Спим…
День шестнадцатый (18 ноября 2013)
Место ночевки – колодец - люди – место ночевки
Проехали 86,54км; набор высоты – 88м.
Утром делим финики и мандарины. Каждому досталось по 50 штук фиников и по 5-ть штук мандарин. Рассматривая вчера вечером генштабовскую карту, обнаружил, что проедем мимо колодца. До него около восьми километров. По дороге бродит одинокий ослик Иа. Что ищет он в краю далеком? Что ходит по цепи кругом?
8,05 км. Так и есть, колодец с водой. Набрали свежей воды для личного питья. Местный аксакал предлагал попить у него чай (не бесплатно), но нам нужно сегодня проехать как можно больше.
Дорога засыпана мелким щебнем. Ехать по колее машин невозможно. Задница все время хлюпает по седлу. Ищем с края дороги место, где «стиральной доски» нет. Я и Миша съехали на грунтовку. Думали, что здесь будет ехать лучше. Ошиблись. Это не грунтовка, а песок, покрытый какой-то темного цвета пылью. Поборовшись с песчаной дорогой, возвращаемся на «шоссе».
18,00 км. Слева от дороги селение. Есть кафе.
29,20 км. Поворачиваем вправо. Песчаная дорога. Местные «джигиты» пытаются проехать на своем мопеде. Кое-где зарываются в песок, и один наездник встает с мопеда, чтобы уменьшить на него нагрузку. Мы тоже встаем с седел и идем рядом с велосипедом. Долго это не продолжалось. Началась накатанная колея по каменистой местности. Опять трясет, и клацают зубы. Если бы не крем «Корега», повыпадали бы вставные челюсти. Опять выехали на песчаную дорогу. Здесь песок более плотный и по нему можно ехать. Делать это лучше, если ехать рядом с колеей. Населенный пункт. Идет торговля промышленными товарами. Интересно, есть ли покупатели? Делаем фото для отчета и едем в следующее селение.
Добрались до следующего селения. Здесь есть магазин и можно кое-что купить из продуктов. Нас окружила орава пацанов. Того и гляди, что-то свистнут. Пора отсюда тикать. Затариваемся водой. Есть кран с левой лицевой стороны магазина. Что интересно, так это наличие счетчика воды. Откуда здесь водопровод? Немного отъехали от этого селения и под деревьями расположились для обеда. Меню стандартное: сало, колбаса и хлеб. Я купил себе еще йогурт. И здесь нет покоя от мальчишек! Идут двое. Подошли. Показываю им на пальцах, рот занят, и по берберски сказать не могу, чтобы они валили отсюда. Эти, видимо, оказались более понятливыми. Отошли на безопасное расстояние и смотрят, как мы едим. Или что мы едим. А Лиса опять ест рыбную пасту из жестяной банки. Опять я сомневаюсь, что Лисе продают изделие из рыбы.
После обеда обнаруживаем, что заблудились в бескрайних песках! Ищем трек. Немного вернулись назад-влево-вправо и мы на треке! От поисков дороги у дяди Вовы закружилась голова, и он побежал за верблюжью колючку. Дорога из песка плавно переходит в каменисто-песчаную. Появились силы и мы «встали на педали». Так увлеклись, что обогнали командира и пошли в отрыв. Предлагаю остановиться и подождать. На каком-то участке дороги встретели берберских женщин, продающих местную продукцию: кольца, браслеты, тряпичные куклы. Угостил детвору конфетами. Никогда этого не делал, а тут что-то и где-то ёкнуло.
86,54 км. Всё! На сегодня хватит. Уходим вправо от дороги и располагаемся под барханом, спрятавшись от ветра. Песок в еде обеспечен. На улице +12°С. Готовим суп. Завтра утром будет рисовая каша. Перед нашей стоянкой проехали рекламный щит. На нем написано название кемпинга и его координаты. Где-то есть люди, а здесь мы одни. Перед сном дежурные убирают все продукты в недосягаемое для хищников место. Как только Сядет Солнце, все живое прибежит к нам, чтобы отведать мясца. Сегодня жители второй палатки опять не радовались близостью с первой.
День семнадцатый (19 ноября 2013)
Место ночевки – селение Remlia – место ночевки у селения Ouzina
Замеры не зафиксировал. Всё было по барабану, бубну, литаврам и др.
Как всегда подъем дежурных в 05:30. За бортом палатки прохладно, но температура выше ноля, +4°С. Сегодня варим молочную рисовую кашу. Рис был найден на базаре в Зáгоре после 10-го круга вокруг него. Такого риса я еще не видел. Крупный. Говорят, что он предварительно прошел термическую обработку и поэтому, вариться будет быстрее обычного. Первая, а за ней и вторая ложка пролетели незаметно. Мое мнение о молочной каше такое. Это все транзитная пища. Прошла сквозь организм, не оставив в нем ни питательных ни полезных веществ. От раздумий о том, какой вкусный рис, отвлек насмешливый голос Лисы. «Это не рис,- говорит она,- А что-то макаронное, сделанное под рис». Поначалу я не удивился. Лиса постоянно над нами прикалывалась. Теперь вот придумала очередную ахинею. Пять мужиков не видят, что они едят?! Никто из нас, защитников Отечества, не поверил провокациям Лисы. Сегодня думаем, что проедем столько же, как и вчера. Но …
1,20 км. Этот километр определил дальнейшее состояние нашей дороги. Песок! Хоть и есть здесь колеи от машин, по ним ехать нельзя. Это как первый человек продавил наст колесами своего велосипеда, а за ним второму уже не проехать. Кстати, слева виден колодец. Только питьевая ли в нем вода, мы не узнали. Справа есть постройка, вроде бы кемпинг. Опять ищем трек. Почему-то постоянно от него уходим. На дворе 11:00, а мы проехали всего лишь 16км. Полно странных колючек, которые похожи на наши кавунцы. Постоянно отрываю их от покрышек. Подъехали еще к одному строению. Тоже кемпинг для любителей ездить по пустыне. Купил здесь бутылку минералки. На всякий случай. Командир у басурманина узнал дальнейшую нашу дорогу. А тот, не разбираясь в навигации, ткнул рукой, типа туда. Вот мы и туда поперлись. Выехали на такыр и совсем потеряли голову. Наконец-то хорошая дорога!
Наперерез нам несется местный Иван Сусанин (спасибо ему!). Что-то хочет сказать, но Командир игнорирует его стремление помочь нам. У большой гряды барханов останавливаемся. Понимаем, что за грядой идет наша дорога, но идти на горы песка не хочется. А Иван Сусанин оказался настойчивым! Подъехал к нам и начал что-то объяснять. Ага, теперь понятно. Эту гряду нужно объехать слева, выйти к селению и за грядой свернуть вправо. Едем по такыру влево. Скорее всего, мы потеряли дорогу, когда искали по саванне трек. Ушли от дороги сильно вправо. В село не заезжаем, уходим вправо и едем параллельно гряде. Дорога не радует, тот же песок. Только нужно искать, где по нему лучше ехать. Поэтому едем по азимуту. Прокол у меня переднего колеса. Я и Áльберт приступаем к ремонту. Клеили камеру несколько раз. Сначала заклеили одну дырку, потом выяснилось, что она не одна. Вонзившаяся колючка через покрышку в камеру, успела проколоть ее в нескольких местах, пока я ехал на спущенном колесе. Народ ждет нас и хочет кушать, а я их морю голодом, возясь со своим колесом. Наконец то колесо перестало сдуваться, и мы с Áльбертом подъехали к нашим. Идем пешком, т.к. песок стал более рыхлым. Даже мои покрышки 2,3?стали зарываться в него. Справа от дороги растет несколько деревьев, и мы решили в их тени перекусить или отобедать. Как и кто захочет. Велосипеды оставляем там, где с них слезли, а сами под деревья. Меню сегодня ничем не отличается от вчерашнего. Сухая колбаса не лезет в рот. На то она и сухая колбаса. А смочить горло нечем, только вода. За деревьями кто-то из нас увидел «дорогу» под горой. И чуть ли не асфальтированную. Но это был обыкновенный параллакс. Проще говоря, мираж. Миша не выдержал и пошел посмотреть «дорогу». Смотри не смотри, а мы идем по треку. Мимо проехал караван из трех внедорожников, и из каждого высовывалась рука с поднятым вверх большим пальцем. Ага, вам классно! А если нам на время поменяться машинами, тогда какой палец вы будете поднимать вверх?
Ура! Можно ехать. После ходьбы по песку, это не дорога, а трасса международного значения. Теперь мы точно выедем из этого пустынного оазиса! Говорят, что надежда умирает последней. Тут она умерла, не родившись полностью. Развилка! Ее появление меня не вдохновило. Что-то нехорошее она нам приготовила. Я уже понял, что ехать нам не прямо, по хорошей дороге, а вправо. А дорога вправо ведет прямо на бархан. Командир пришел после разведки дороги.
- Идти по песку придется метров восемьсот, – сказал он. – Дальше песка не видно.
Как хорошо, что идти не восемьсот десять метров, а всего лишь восемьсот! А то, что дальше песка не видно, не говорит о его полном отсутствии. Куда этот песок отсюда денется! Интересно, когда мы свалимся от бессилия со своими велосипедами, прилетят ли Грифы или Конкорды, чтобы облегчить нам страдания в песках? В очередной раз, задав себе вопрос: «И зачем я сюда приехал?», иду с велосипедом брать приступом первый бархан.
До селения с пальмами Remlia дорога строго по песку. На бархан, потом с бархана, а потом опять на бархан. А вот за селением началась отличная каменистая дорога. И уже не беда, что бьешься задницей о седло и копчик перестает не реагировать на болевой эффект от этого. Уже не клацают зубы во рту и не кусают пересохший язык и внутренности щек. Уже не обращаешь внимание на тарахтение сухих глазных яблочек в глазницах, как шариков в детской погремушке. Ты счастлив, что едешь на велосипеде по дороге! Хотя то, что под колесами, дорогой назвать сложно. Когда дорога проходит по сухому дну озера, успеваем отдохнуть от тряски. Затем с новыми силами трамбуем колею для внедорожников. В основном дорога петляет и скачет то вверх, то вниз между хребтами в совершенно пустынном месте. Неожиданно, впереди появляется строение. Это отель и кафе для ненормальных туристов. Здесь набираем воду для ужина и завтрака. Я не выдерживаю и покупаю любимую отраву в виде «Соса-Солы».
Сворачиваем влево. Уходим по песку немного в сторону от дороги и становимся здесь лагерем. Напротив нас, через дорогу в двух километрах, видно селение Ouzina. Стемнело. Устали от сегодняшнего марш-броска. Но любовь к жизни заставила это сделать. Готовим ужин. Меню стабильное, а это говорит, о высоком классе вело туристов. Радует еще то, что сегодня ночью будет тепло.
День восемнадцатый (20 ноября 2013)
Место ночевки – селение Taouz – Мерзуга, ФИНИШ!!!
Проехали 40,85км
Утром за бортом +6°С. Прохладно, а все надеялись на настоящую африканскую жару. Дует ветер и несет песок. Опять будут скрипеть зубы. В 08:00 потеплело - +10°С, и ветер холодный. Сегодня диарея свалила первую жертву – Командира. Говорит, что вчерашний вечерний суп его сегодня расслабил. А мы выдвинули свою версию. Вчера на обеде только Командир ел печенье и никого не угостил. Так это печенье и выходит в жидком состоянии из тела Командира. Только свыклись с мыслью, что диарея может поразить молодые организмы остальных участников похода, обнаруживается прокол переднего колеса командирского велосипеда. Лишь в 08:40 выходим на дорогу.
Дорога лучше, чем вчера. Больше едем, чем идем. Т.к. у нас есть больной, едем со скоростью 10км/час. Иногда останавливаемся на санитарную командирскую остановку. Неожиданно для всех нас, становится ясно, что и у нашей Лисы проблема. Пальцы обеих рук, а именно фаланги, покраснели, опухли и появились волдыри как от ожогов. Мы не врачи, но пришли к мнению, что это аллергия на солнечное излучение. А таблеток от этой самой аллергии в аптечке у нас нет. Лиса терпит боль, это видно по ее лицу. Отважная девушка. А мы, сильный пол, совсем забыли о ее пальчиках на лисьих лапках! Нужно было бы при первых признаках заставить ее надеть перчатки с длинными пальцами и рубаху с длинным рукавом. Дорога становится «лучше». Песка нет, а появляются камни, а нам к такому не привыкать. Опять скачем то вверх, то вниз.
26,00 км. с.Taouz. Доехали до него за 2:30. Находим здесь магазин. Рядом есть пластмассовые столы и стулья. Здесь будем обедать. В магазине к колбасе и салу прикупили йогурт. Подхожу к Лисе, чтобы узнать о ее самочувствии. Был послан со всеми в одно место. Уточняю у Лисы, надеясь на хорошее: «Мне тоже идти или нет»? Ничего не понимая, иду туда, куда и все. Как в том анекдоте: «И зачем я сюда пошел? Я ведь и читать-то не умею». За селением начинается асфальтированная дорога. Педали крутятся сами по себе, начинаем раздеваться. Делаем санитарную остановку. Опять бедуин просит помпой подкачать колесо его «Харлея Дэвидсона». Опять качаю, что-то ему говорю, употребляя нехорошие слова. Делать мне больше нечего, как качать колеса всем местным жителям Марокко. Это был мой третий клиент.
40,85 км. Merzouga (Мерзуга). ФИНИШ. Вот и все. Приехали! Фото для отчета. Начинаются другие хлопоты. Более приятные, чем те, которые были на маршруте. Поздравляю Командира с очередным руководством походя V к.с.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. После похода
§1. Наши в Мерзуге (20-21.11)
Сфотографировавшись у вывески, разрабатываем план наших действий в Мерзуге. Первым делом «берем» Банк. Местной валюты катастрофически мало. Затем ищем медицинский опорный пункт, чтобы «починить» лисьи пальчЕки. Затем ищем ночлежку. Нашли обменный пункт очень быстро. Он располагается в помещении почты. Я остался сторожить наши велосипеды. И как всегда здесь бывает, подкатывает местный бармалей. Что-то пытается мне рассказать или предложить, не понимаю я по берберски. Предлагаю ему подождать нашего Командира. Вы найдете общий язык. Бедуин предлагает на территории кемпинга поставить свои палатки и переночевать в них. Есть душ, туалет. Стоит это 20DH (20грн., 80Рос.руб.). Соглашаемся, но сейчас нас интересует госпиталь. Тоже нашли и довольно таки быстро. В холле госпиталя сидит Щорс! Голова обвязана, кровь не только на рукаве. Не вижу товарища Маузера, бинокля, портупеи и шашки. Неужели потерял? Сохранил ли партийный билет?
- Бамбармия киргуду,- кто-то говорит мне.
- Ля шукран,- отвечаю я.
А, так это не Щорс! Это пострадавший представитель стран БеНиЛюкса. Очень быстро ехал на багги по барханам и не рассчитал угол атаки. Перевернулся. Что самое интересное, людей в белых халатах мы не дождались. Подъехали к автовокзалу. Из Мерзуги ходит автобус до Феса раз в день и через день. Отправление из Мерзуги в 19:00 (время местное). За час до отправления автобуса, нужно подойти в кассу, чтобы оформить багаж. Нам провоз великов и рюкзаков обошолся каждому по 50DH. Стоимость билета 180DH (180грн, 720Рос. руб.). Если не ошибаюсь, в Фесе около пяти часов утра. Купили на завтра билеты, едем в отель.
Приняв душ по берберски, обливаясь водой из ПЭТбутылок, собираемся в центр. Нужно поужинать. Завтра едем кататься на верблюдах по барханам. Хитрый бедуин попросил по 150DH с одной задницы. Сторговались по 100.
Рядом с автовокзалом нашли кафешку. Рядом в овощном магазине купили мандарин, бананов, «Сосу-Солу». Наелись. Идем в свой караван-сарай. Завтра седлаем верблюдов.
Думал, что спать буду сегодня долго, но ошибся. Вылез из палатки в 07:15. Народ во второй уже не спит, что-то бубнят себе под нос. Выпил йогурт, который везу со вчерашнего дня. Сегодня подкосило Вову и Áльберта. Не надели на себя респираторы, вот и заразились от Командира. На завтрак готовим кастрюлю вареной картошки и закинем в нее потом тушенку. Сегодня диарея перекинулась на Мишу. Командиру полегчало, но в таком составе нам кастрюлю картошки не преодолеть.
В 12:00 пришли погонщики верблюдов. Пора посмотреть дюны. Посадка на верблюда и спуск с него, вот самое экстремальное в прогулке на них. Если бы не специальный упор для рук на седле верблюда, можно упасть с одногорбого. А когда идешь по земле после езды на верблюде, испытываешь такое ощущение, что тебе между ног засунули барабан.
Днем сделали попытку доесть вареную картошку. Не получилось. Остатки отдаем кошкам, здесь их очень много. Потихоньку складываемся. Упаковываем рюкзаки. Выбрасываем ПЭТбутылки, в которых возили воду.
В 19:00 на автобусе уезжаем из Мерзуги в Фэс. Спать было не очень удобно, но некоторые наши товарищи умудрялись сотрясать воздух своим богатырским храпом. А плеск жидкости в бутылке Пепси на полке автобуса, мысленно переносил нас на берег Атлантического Океана. Из вентиляционного отверстия над головой дул океанский бриз…
§2. Наши в Фэсе (22-23.11)
Приехали в Фэс. Из Фэса наша дальнейшая дорога в Касабланку. Выгрузили всех пассажиров у ж/д вокзала. В рядах возникает сумятица. Почему не довезли нас до автовокзала? Потом, немного позже, мы были рады ж/д вокзалу. Командир, Миша и Вова пошли на разведку в здание ж/д вокзала. Я и Лиса остались сторожить вещи. Подходит представитель местной «интеллигенции» и начинает предлагать свои услуги: такси, отель и другую чепуху. Будильник Кашперовского мучает Лису, и я отправляю ее на ж/д вокзал. Через некоторое время возвращаются разведчики и убийца будильника Кашперовского. У нас рекогносцировка. Переносим вещи в здание ж/д вокзала.
Устроились с комфортом. Командир остается здесь, а весь остальной народ идет гулять по Фэсу и ищет автовокзал. Перед тем, как нас отпустить, Командир завтракает и обеспечивает себя обедом. Еще темно, но куда идти и спросить прохожих, куда именно идти, возможно. Еще дома, я записал в блокнот как звучит по-французски «автовокзал» - «Гар рутьер», но этот блокнот не взял, а взял другой. Поэтому спрашивал, где находится автобусная станция. Вот нам и показали автостанцию городских автобусов. Несколько платформ под навесом. Ни касс, ни здания автовокзала. Нам было известно, что автовокзал находится возле ворот королевского дворца (название ворот не помню, ул.Abu Bakr ibn Al-Arabi). После долгих набрасываний петель вокруг Королевского дворца, ко мне возвращается память, а вместе с ней и «Гар рутьер». Сразу показали. Здание вокзала большое и красивое. Но как только мы зашли вовнутрь, сразу поняли, что ж/д вокзал, это отель с десятью звездами.
Публика – бомжи, калдыри и другие бичи. Иду сзади всех, прикрывая Лису от нежелательной публики. Оглядываюсь назад. Приклеился какой-то абрек. Поворачиваюсь снова, идет. Был послан к Белому Дьяволу (Я хаббара Абет!). Народ хочет здесь что-то купить из съестного. Не рекомендую доставать деньги на виду этой публики.
Кассы – маленькие помещения с окошком (сколько направлений, столько и касс), без компьютеров. Билеты выписываются вручную. Кассиры спят внутри касс, дожидаясь следующего рейса, чтобы проснуться и выписывать билеты. Наш кассир должен проснуться ч/з 15мин. Не стали ждать его пробуждения. Автобус на Касабланку отправлялся от центральных ворот автовокзала, здесь же бравые ребятки выписывали билет (70DH). Автобус ходит каждые три часа. Хотим уехать автобусом в 19:00. Это последний.
Внутренний антураж – описать тяжело. На что же это похоже, не могут вспомнить. Обшарпанная краска на стенах, дым от сигарет стоит столбом и везде продаются пирожки и разная ерунда.
Покидаем это злачное место и идем на ж/д вокзал. Хотели пойти по другой дороге, но как обычно бывает, заблудились. Опять петляем и выходим к вокзалу. О своих приключениях рассказываем Командиру.
Автовокзал нашли, теперь можно и погулять по городу, Медине (Старый город). Но в первую очередь покушать. После долгих поисков объекта, находим блинную. Чай подают в граненых стаканах, можно напиться. Съедаю две порции блинов с медом и два стакана чая. Зная дорогу, идем к Королевскому дворцу и рядом с ним Медина. Накрапывает дождик. Наконец-то наступает сезон дождей, разрекламированный Лисой в начале нашего похода. Заходим в Медину, и народ бросается на закупку подарков и сувениров. Я и Лиса стоим в сторонке, чтобы не участвовать в этом шопинге. Дождик усилился, а я без куртки. По результатам шопинга, было закуплено пять пар национальной обуви – БАБУШИ. Не заметил, как приклеился к нашей группе старик Хоттабыч. Зовет за собой, и мы как послушные ягнята идем за ним по лабиринтам улиц. Чем дольше мы идем, тем улицы становятся безлюдными и узкими. Лиса поднимает тревогу. «Ребята, куда мы идем?!» - говорит она, приводя меня в чувство. Почему только меня, да потому, что остальной народ начал на нее шипеть, как Змей Гарыныч на Алёшу Поповича. Предупредив всех, мы с Лисой развернулись и пошли назад, пока не забыли дорогу. Остальные последовали за нами. Решаем выходить из Медины другим путем, ориентируясь по навигатору в смартфоне Lenovo. Опять накидываем круги, мокнем, но выходим к знакомому входу в Медину. Дождь становится сильным. На вокзал пришел весь промокший. Тут же в зале переодеваюсь в сухое.
Началось. Идет обсуждение, на чем ехать в Касабланку. Три человека – на автобусе. Это нужно будет под дождем ехать на автовокзал, приехать ночью в Касабланку и с прожекторами в голове искать отель. Забегая вперед, скажу, что утром мы его искали 1,5 часа. И вторая тройка предлагала ехать в Касабланку электричкой. Сдать велосипеды в багаж и без ничего загрузиться в вагон. Уехать из Фэса в 01:45. В Касабланке будем в 06:30. Поспим в поезде. Очень долго шла борьба противоположностей. Победил Командир. Едем на электричке. Сдали велики в багаж. Цена сервиса – 100DH. Багажный вагон находится в электричке, которая приедет в Касабланку немного позже нашей. Просто в Касабланке нам придется подождать наши велосипеды.
Сели в электричку в разные вагоны. Электричка проходящая, места свободные были. До свидания, Фэс!
§3. Наши в Касабланке (23-25.11)
Kasa Voyageurs. Прибыли по расписанию. Уже были мы здесь. Находим место (на улице), под пальмами лавочки. Иду к зданию ж/д вокзала купить кофе. Командир, Вова, Миша идут искать багажное отделение. Машут руками, чтобы я шел к ним. Получили велосипеды, собираемся. Какой-то чин в сопровождении нескольких человек поинтересовался, откуда или куда, есть ли у нас билеты. Выходим в город. Узнаем, как доехать до ул.6 Ноября (12, Rue 6 Novembre). От ж/д вокзала нужно ехать вдоль трамвайных рельс, выехать на площадь перед Мединой. Там опять ловить «языка» и узнавать, где находится такая улица. Доехали до площади. Командир и Миша пошли искать отель «Astrid» (тел.05 22 27 78 03/05, E-mail:hotelastrid@hotmail.com). Пока продолжались поиски, Я и Вова посетили заведение М.Доналдс. Пришла разведгруппа. Еще издали увидел сияющие лица Командира и Миши. Нашли! Нам отвели два номера по три человека в каждом. Рассортировались «по палаткам». Народ, не все, увидели душ и потеряли рассудок. Договариваемся, что моемся по 10 мин. и уходим в город на поиски Общепита. Не удалось получить удовлетворение от процесса. Попали в заведение типа «быстро кушайте и отваливайте». После завтрака идем гулять в Медину. Медина – это старый город, а в нем находится огромный базар. Ребята собрались здесь делать покупки подарков домой. Я и Лиса откалываемся от коллектива, предварительно сообщив об этом Командиру. Заходим в толпу, кто прямо, а мы на право. Идем к Океану. Карту купил в книжном магазине. Доходим до порта, сворачиваем влево и попадаем на причал, куда приходят после рыбной ловли рыбаки на своих баркасах. Тут же расположен базар свежевыловленной рыбы и несколько рыбных ресторанов. Решили с Лисой сюда прийти вечером с ребятами. Мы почему-то уверенны, что встретим их у мечети Хасана II.
Идем по набережной вдоль Океана. Подойти к воде нет возможности, везде что-то строится.
Мечеть Хасана II. Говорят, что это самая большая мечеть в мусульманском мире. Её Минарет выше пирамиды Хеопса. Сюда можно совершить экскурсию, но цена, по нашему мнению, уж слишком высока. 100DH за 20мин. экскурсию. Перед мечетью уходим по дамбе вправо. Сегодня отлив, я с Лисой спускаюсь вниз, к воде. Разуваемся и заходим в воду. Вода не холодная. Была, не была! Раздеваюсь и полностью погружаюсь в воды Атлантического Океана. Испытанные мною чувства от купания словами не передаются!
У мечети Хасана II, как мы и предполагали, соединились с нашими ребятами. Мише удалось внедриться в группу экскурсантов и побывать внутри мечети. Это по его рассказу об увиденном, мы поняли, что за 100грн. Не стоит туда идти.
Идем в отель мимо овощных рядов. Купили мандарины по 1грн. За килограмм. Зовем ребят в рыбный ресторан, но наша четверка отважных еще полностью не одолела диарею. Они пойдут завтра, а я и Лиса пойдем сегодня и завтра. Заказали рыбное ассорти. Насчитал 6 сортов жареной рыбы и сверху креветки. Хорошо, что это блюдо было в одном экземпляре. Мы его вдвоем еле осилили. А вот кальмаров, фаршированных кашей, Лиса не осилила. Берем в отель, угостить ребят.
24 ноября. Утром зашли в международную паутину. Отписались друзьям, что у нас все хорошо. Выпили кофе с круасанами и идем в город. В банкомате получили DH для того, чтобы их потратить. Я с Лисой опять откалываюсь от коллектива. Что-то с желудком. Засорил я его вчера мандаринами, рыбой, «поп-кормом», креветками, кальмарами, мороженным. Договариваемся с ребятами о времени нашей встречи у порта. Сегодня все идем в рыбный ресторан. Купил себе маленькие сувениры о Марокко. По дороге к порту, выпили с Лисой коктейль из разных свежевыжатых цитрусовых и других экзотических плодов. Думал, что таким коктейлем «запущу» свой желудок. Когда подошли к ресторану, понял, что не то чтобы что-то съесть, а и запах рыбы не перенесу.
Вечером опять гуляем по городу, идем к Океану и возвращаемся новой дорогой к отелю. Было чувство, что заблудились. Петляли по улицам Медины с таким расчетом, чтобы Океан был по левую руку. Удивились, что вышли к продавцу сувенирами, у которого утром что-то купили. Решил потратить последние 200DH. Купил чайник для заварки чая. Буду дома пить зеленый чай с мятой. Как говорят, это берберский чай. Если я ничего не перепутал, то он готовится так. В чайник кидается зеленый чай, щепотка мяты (листья), кусковой сахар (по вкусу) и заливается кипятком. Интересно его наливают в стакан. Поднимают заварной чайник над стаканом на ~30см и льют чай. Если появилась пенка, значит, чай заварен правильно.
25 ноября. Утром идем в холл, чтобы выпить кофе с круасаном. Опять решали трудную задачу. На чем ехать в Аэропорт, на велосипедах или на электричке. Победили велосипеды. Сегодня покидаем гостеприимный отель «Астрид» и не менее гостеприимные Касабланку и Марокко в целом.
Едем по городу, ориентируясь по ЖПСу. Накидываем круги, как и положено при такой ориентировке. Выехали из города. Трасса хорошая, но полно автотранспорта. Отвыкли от такого движения. При въезде в Аэропорт стоит жандармерия. Попадаем на первый этаж, а надо на второй. В середине поднимаемся по «бегущей дорожке» вверх. Скоро будет регистрация на рейс. Пока есть время, уединяемся в безлюдное место, чтобы принять на грудь аперитивчика. Аперитив был крепостью о 38,5°. Нужно будет на борт взять еще, чего ни будь в Дьюти, чтобы не страшно было лететь 4,5 часа до Стамбула.
Борт. Когда сдавали велики в багаж, попросили спустить воздух из камер. Дали нашей группе места в одном ряду. Удобное расположение для усугубления. На борт пронесли литр виски. Очень хорошие, по определению Миши. Когда встали на курс, наливаем. Видимо по вагону распространился специфический запах и стюардесса начала накидывать круги как акула вокруг своей жертвы. «Конспирация и еще раз конспирация», - любил говорить вождь пролетариата Ульянов Ленин. В какой-то момент конспирация была забыта, и кулек с виски я поставил не под сидение, а возле своих ног. Стюардесса тут же появилась, как ищейка доберман. Забрала виски, змея подколодная. Что-то сказала по арабски. Поняли, что отдаст в Стамбуле.
Выходим из самолета. Подхожу к стюардессе и языком жестов объясняю ей, что когда мы летим на самолете, мы волнуемся. А когда мы волнуемся, мы пьем. А Вы нас лишили успокоительного. Идущий сзади русскоговорящий турок удивился, что у нас есть силы допить оставшееся.
§4. Наши в Стамбуле (25-26.11)
Аэропорт Сабиха. Стамбул. Ждем багаж. Когда появились вещи, поняли, что не хватает одного велосипеда. Нашли быстро. Не успели даже испугаться. Идем на наше место, где мы ночевали, ожидая рейс на Касабланку. Что удивительно, место свободное. Повезло. Миша предлагает купить в Дьюти еще какого ни будь напитка. Показал мастер-класс по проникновению в помещение со стороны выхода при раздвигающихся автоматически дверей со стороны входа. В тапочках, футболке и шортах, Миша попал в Дьюти и вышел с бутылкой Джина к нам. Поправляем здоровье. Располагаемся на спальных местах по старой схеме. Только Лиса уходит немного дальше пьяных мужиков. Опять ходит тетя полицейский в непосредственной близости с нашими телами. Без претензий. Спать легли в 02:00 по марокканскому времени.
Проснулся в 3:55 по марокканскому времени. Никак не могу высчитать, который же час в Стамбуле. Опять уснул. В итоге проснулись в 11:00 по местному времени. Миша остается стеречь вещи и досыпать. Остальные едут в центр. У нас пластиковая карточка для проезда в автобусе. Пополняем в кассе счет. На автобусе №10Е (лучше 11Е, т.к. это экспресс) едем в город. Были в пути 1,5 часа. Паром и гуляем. Начался дождь. Я и Лиса уходим, а остальные решили погулять еще. Мы купили овощей для ужина и возвращаемся в Аэропорт к Мише. Последний совместный ужин в Стамбуле и на регистрацию.
§5. Наши в Донецке (27.11)
Донецк. Прилетели в Донецк около двух часов ночи. Расположились на тех же лавочках, когда летели в Стамбул. Кое-кто спит, а кое-кто периодически бродит по Аэровокзалу. Не спиться ему. В 08:30 Лиса уезжает на грузовом такси в Ростов. Приезжает YurNik. Привез в термосах чай, печенье. Все, кроме меня, уезжают скоростной электричкой в Днепропетровск. Я остаюсь в Донецке, чтобы денек погостить у YurNika. Вот и все. Теперь поход уж точно окончен. До новых встреч на новых маршрутах!