Тверская область / Велотуризм | Спортивный туризм

По красотам Тверского края из Бологое в Вышний Волочек

29 - 31 июля 2016 г.
Есть в Тверской глубинке много мест с неповторимыми природными ландшафтами, красивыми лесными озёрами и быстрыми речушками. Огромное количество памятников старины с замысловатой архитектурой, усадебные парки с заросшими прудами, в которых когда-то плавали белые лебеди, а по берегам ходили кавалеры с дамочками под ручку и цитировали им великие стихотворения русских классиков. В глубинах бескрайних лесов кроны деревьев нависают над живительными святыми источниками с чистейшей и леденящей водой.
г.Бологое - с.Тимково (Усадьба Бутенёвых) – с.Кемцы (старинный усадебный парк) - д.Ловница (Филимоновский фонтан) - с.Берёзовский Рядок (слияние рек Мста и Березайка) - Сельцо Карельское (Воскресенская церковь) - пос.Мста - Гриблянка - Глазачи -Дерягино - Никулкино - Колпинец - Ивановское (д.о.Голубые озёра, усадьба Сназиных) - Починок - Вышний Волочек.
Велопоход Бологое-Вышний Волочек 29-31 июля 2016 года
29 июля (пятница): машинами из Твери в Вышний Волочек

Количество участников похода было ограничено вместимостью автотранспорта, поэтому на поход заявилось 7 человек из Твери. Но в последние дни произошли приятные дополнения. В Твери на своей машине к нам присоединился Валерий из Конаково, а в Бологое нас должен был встретить местный велосипедист Игорь, который согласился побыть гидом по Бологовскому району. В третий день похода к нам присоединился Дмитрий из Удомли. Кстати, Игорь сыграл очень полезную роль в качестве гида, так как точное месторасположение Филимоновского фонтана в д.Ловница я не знал и, как оказалось, найти без знающего человека этот источник стало бы очень тяжёлой, а может и невыполнимой задачей для нашей группы (так как указателей на источник по дороге нигде нет). Итак, в 19:00, погрузившись в 3 автомобиля, наша команда направилась в сторону Вышнего Волочка. «Тверская Венеция» встретила нас хорошим затяжным дождиком, так что палатки пришлось ставить «на скорость» и практически в первом попавшемся месте, так как до намеченной мною точки первой ночёвки мы не доехали.

30 июля (суббота): электричка до Бологое и велосипедом до п.Мста (90км)

Утро субботы порадовало нас чистым небом (дождь поливал почти всю ночь). Завтрак традиционной рисовой кашей на сгущёнке, сборы и выдвигаемся на машинах в сторону вокзала в Вышнем Волочке. Пока водители проходили утренний квест по городу: «Найди платную автостоянку», остальная группа купила билеты на электричку и ждала нас с велосипедами на перроне. В 10:56 выдвигаемся из Волочка в Бологое. Прибытие в 12:27. На перроне в г.Бологое нас уже встречает Игорь. Закупаемся провиантом и выдвигаемся на маршрут. Дорога из г.Бологое – это минное поле после ковровой бомбардировки. По ходу движения лихо обгоняем ползущие по разбитой дороге автомобили, вальсирование на велосипеде вокруг ям продолжалось 10 километров. На озере Кривохвостик в 11 км от Бологое останавливаемся на обед. Озеро очень живописное, хороший подход, сосновый берег, идеальное место для обеденного перерыва. Пока готовятся макароны с тушёнкой, а единственная представительница прекрасной половины человечества в этом походе (Маргарита) нарезает огурчики с помидорками, команда купается в теплейшей и чистейшей торфяной воде озера. После обеда добираемся до усадьбы Тимково, которая находится в одноимённом посёлке.

С.Тимково (Усадьба Бутенёвых)
с.Тимково (Усадьба Бутенёвых)

Усадьба Тимково (Бологовский район) расположена на берегу одного из заливов озера Кафтино около дороги из Бологого в село Кемцы. Усадьба на протяжении многих лет принадлежала помещикам Бутеневым. В конце 18 в. Тимково владел капитан флота Степан Кириллович Бутенев, в начале 19 века - его сыновья Иван и Федор, оба надворные советники. В конце 19-начале 20 века при Бутеневых вероятно и был выстроен главный дом с флигелями. При последнем владельце Шурыгине были сооружен дом для служащих (1912 г.) и конюшня с каретным сараем. В целом усадьба представляет собой выразительной памятник усадебной архитектуры периода поздней эклектики. Внутри усадебного дома сохранились некоторые интерьеры: двупольные двери с ромбическими филенками, печи с белым кафелем, многообломные тянутые карнизы, паркетные полы. Приглядевшись, вы увидите, что он строился с любовью и для себя: и ласточкины хвосты на башне, напоминающие Московский кремль, и ризолиты, и полуподвальные арки... А сама башня, асимметрично возвышающаяся над зданием, как средневековый донжон - горделиво сторожит свои земли. Какой замечательный вид, наверное, открывается с ее верхушки! Сейчас в усадьбе располагается местная библиотека.

На подъезде к пос. Кемцы мы теряем Дениса. Догнавшие авангард группы участники, информируют нас о том, что у него какие-то проблемы с велосипедом. Проблема оказалась потрясающей: лопнула рама в районе подсидельного штыря.

Открытый перелом рамы

Ну где же не пропадала русская душа? Как говорится: «Руки есть - жены не надо». В сельмаге купили 2 рулона «качественного» китайского скотча, 4 шиферных гвоздя и….о чудо….выкупили последних 2 сантехнических хомута. Да с таким набором можно железнодорожные мосты строить, не то, чтобы рамы велосипедов собирать J. Мозговой штурм, волшебные движения рук фокусников над рамой и ВУАЛЯ….можно продолжать поход.

Ремонт рамы в полевых условиях
Мозговой штурм
"...надёжная как весь гражданский флот...." (В.С.Высоцкий) Можно запускать в космос

В пос.Кемцы прокатились по берегу старинного заросшего паркового пруда. Если хватит фантазии, то можно представить себе прежнее великолепие этой усадьбы: в низине протекает река Кемка, на высоком берегу стоит старинная церковь с колокольней, а за ней ровными рядами посажены липы и берёзы, на большой солнечной поляне стоит раскидистый дуб, посаженный, должно быть когда-то, одним из владельцев этой усадьбы.

Въезд в старинный парк

По хорошей асфальтовой дороге быстро добираемся до поворота на Филимоновский фонтан и сразу же попадаем в зыбучие пески. Дорога до источника красивая, но песок отнимает немало сил. На берегу реки Березайка, в тени кустов и деревьев шумит родник – Филимоновский фонтан.

Суууурьёзная табличка
Фото на память: "Филимоновский фонтан"

Родник сероводородный, поднимается на высоту до 40 см, от кромки реки на удалении около 10 метров. Этот природный памятник охраняется государством. Оборудована зона отдыха. За целебной водой из этого родника, богатой сероводородом, идут и едут люди. Старожилы рассказывают, что очень давно один филимоновский барин в свой усадебный дом из фонтана провел водопровод. Вода поступала в дом самостоятельно и использовалась не только для пищевых и хозяйственных нужд, но и для водяного отопления. Когда в конце прошлого века началось благоустройство родника «Фонтан Филимоновский», рабочие обнаружили глубоко вбитую трубу, которая, вероятно, и является началом старинного водопровода филимоновского барина. Я набрался смелости и вошёл в небольшое озерцо, образованной родником. Вода настолько холодная, что ноги начинает ужасно ломить. Терпения хватает только на пару фото, недолго думая, выпрыгиваю из воды на сушу.

Пробую давление воды, но устоять долго в этой луже невозможно, от холода ломит ноги

Время близиться к вечеру, а у нас ещё больше половины запланированного пути на этот день. Поэтому ненадолго задерживаемся у родника для фотосессии и выдвигаемся в сторону Берёзовского Рядка.

По пути на Берёзовский Рядок заезжаем на родник с купелью

В Берёзовском Рядке нашу группу встречают с песнями и плясками, хлеб, соль, водка…..оказывается, мы попали на «День Села». Местные жители перекрыли главную улицу, гуляют и танцуют. Радуемся за счастливых сельчан и едем дальше. Удомельская эвакуационная дорога с идеальнейшим асфальтовым покрытием и чёткой разметкой позволяет группе набрать неплохой темп и здорово наверстать упущенное (во время ремонта велосипедной рамы) время. По дороге в сторону пос.Мста начавшийся было дождик дарит нам фантастический вид на тройную радугу от горизонта до горизонта, яркую как ночное Токио, разноцветную и ослепляющую своей насыщенностью. Всё это на фоне прекрасных природных ландшафтов Удомельского района.

Волшебная сила природы
Курган у п.Мста. Вид на р.Мста. Живописно.
Самая красивая, единственная и неповторимая девушка нашего похода

Рядом с пос.Мста находится оз.Маринец. На нём мы встаём лагерем на ночёвку. Отличный подход к воде, большая и ровная площадка для палаток – идеальное место для отдыха после 90км пробега. На ужин подавали «Блёвчик с сосисками», нежные жопы игуаны под пряным соусом из шпорцевой лягушки и горячий чай. Хорошая пища и купание в озере быстро восстанавливают силы. Вечер проходит с шутками, анекдотами, разговорами – народ отдохнувший, сытый и довольный – это не может не радовать меня как организатора.

31 июля (воскресенье): пос.Мста – Вышний Волочек (86км), Тверь.

Утренний подъём, завтрак, заплыв по озеру на 220 метров и в путь. В п.Гриблянка сворачиваем с идеального асфальта на грунтовую дорогу в сторону Копачёво. Перед д.Дерягино выезжаем на «спец участок» - лесная дорога с крутыми подъемами и спусками, петляет как горный серпантин (даже не думал, что в Тверской области можно найти такую дорогу). Команда с большим удовольствием проезжает этот лесной участок. По пути встречаем нашего 10-го участника, Дмитрия из г.Удомля. О месте встречи мы условились с ним заранее. В пос. Ивановское обедаем  на берегу озера Волчино, купаемся и едем знакомиться с усадьбой Сназиных.

Мостик через протоку между озёрами Сестрино и Волчино

Усадьба конца XVIII века, пожалована Павлом I генерал-майору И. Т. Сназину. Сохранился усадебный дом в псевдоготическом стиле.

Так усадьба выглядела когда-то очень давно
А сейчас всё заросло. Домик постепенно разрушается.
С трудом находим ракурс для общего фото на фоне усадьбы

Большая роль отведена водоемам: здесь устроен узкий канал с двумя чугунными мостами (возможно поздними), и главное сокровище — большие зеркала озер Сестрино и Волчино (названные С.Глушковым озером Ивановским), соединенные протокой. Через протоку прогнулся подвесной мостик, искореженный и изувеченный вандалами, остающийся рискованной, но единственной переправой на противоположный берег. Дорожно-тропиночная сеть вероятнее всего создавалась при проектировании дома отдыха в 1960-х гг., в это же время парк был дополнен новыми посадками лиственных (400 шт.) и хвойных (50 шт.) пород, а так же декоративными кустарниками в группах (1200 шт.) и живых изгородях (до 4500 шт.).
Первым известным владельцем Ивановского был генерал-майор Иван Терентьевич Сназин, участник войны 1812 года. Вообще фамилия Сназиных известна на тверских землях с XVI века. Сын генерала Павел Иванович Сназин (род. в 1817 г.) 23 января 1851 г. по решению Государственного Совета на основании высочайше утвержденного мнения получил право присоединить к своей фамилии фамилию и герб своих родственников графов Тормасовых. В 1861—1865 гг. П. И. Сназин-Тормасов был вышневолоцким уездным предводителем дворянства. В 1868 году он был избран председателем уездного съезда мировых судей. А в 1877 году назначен в Особое присутствие правительствующего Сената. Усадьбу Ивановское унаследовала дочь Павла Ивановича Софья Павловна, вышедшая замуж за Владимира Федоровича фон Гаслера (р. в 1857 или 1858, ум. 1934). Род фон Гаслеров — голландского происхождения. В. Ф. фон Гаслер участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 гг., затем окончил академию Генерального штаба. После ранней смерти Софьи Павловны фон Гаслер женился на своей экономке Марии Ефремовне Новосельской, крестьянской дочери из с. Хваново, карелке по национальности. От нее у него было 7 детей. Удивительный дом-дворец, построенный в стиле модерн с мавританско-готическими чертами, появился в Ивановском в 1912 году. Тогда же в имении появились интересные деревянные постройки с причудливой резьбой, искусственный пруд с островами. Была и церковь, разрушенная после революции. Но главным украшением усадьбы были и остаются удивительной красоты окрестности озера Ивановское, на берегу которого она расположена. В 1918 году В. Ф. фон Гаслер, бывший председатель Тверской губернской земской управы и действительный статский советник, вынужден был покинуть усадьбу. Некоторое время он работал секретарем исполкома в Вышнем Волочке, а в 1923 году уехал в Петроград, где и умер. В усадьбе до 1921 года располагался дом престарелых, затем детский дом. В 1926 году здесь расположился свиносовхоз «Коммунар», ликвидированный как нерентабельный в 1937 году. С 1938 года в бывшем имении находится дом отдыха, позднее получивший название «Голубые озера» — писал С. Глушков в своей книге «Былой России острова». Дом отдыха, вероятно, функционировал до Перестройки, которая привела к развалу многих социальных, культурных, научных и производственных организаций по всей стране, «Голубые озера» — не исключение. Подумать только, громадный комплекс, быт которого отлаживался десятилетиями, довольно быстро пришел в упадок под натиском мародеров. А брать было что. В составе здравницы числились следующие строения: спальные корпуса №1 (главный усадебный дом, которому, несомненно, отводилась роль доминанты в ансамбле), №5, 6-12, административно-приемный корпус, столовая на 1000 мест, клуб на 600 мест, различные площадки (танцевальная, волейбольная, баскетбольная, теннисная, городошная), беседки, трельяжи, навесы, лодочный причал и сараи различного назначения, склады, овощехранилище, почтовое отделение. Для социально-технического обеспечения базы отдыха: клуб, три дома на 22 и один на 16 квартир, 4 жилых дома для дежурного персонала, ясли-сад, трансформаторная, электроподстанция, насосная, водонапорная башня, магазин на три рабочих места. К слову сказать, магазин с символичным названием «Феникс» исправно функционирует посреди всеобщего развала и разрухи, поражая ассортиментом даже залетных москвичей.  Общая территория под объектом 66 га и всё это продается, о чем извещает огромный баннер на одном из заколоченных спальных корпусах. Что я могу сказать в заключении... Здесь чудесно, прекрасно, превосходно, только все заросло и замусорено местными, туристами и наезжающими из Удомли свадебными кортежами… Жаль, что многие из нас не научились ценить и хранить историю, красоту, старину... Здесь, именно в этом месте, невероятное сплетение архитектурного и природного обаяния, которым хочется бесконечно любоваться.

Нагулявшись по усадьбе, отправляемся в Волочек. До Вышнего Волочка тяжёлое и рутинное вкручивание по асфальту при встречном ветре отнимает последние силы, в город группа приезжает изрядно подуставшей. Наши машины ждут нас на платной стоянке у ж/д вокзала в Волочке (кстати, за  1,5 суток стоянки с нас взяли символические 210 руб, это совсем не много за то, чтобы я всё время похода ни разу не забеспокоился о сохранности автомобиля). Грузимся по машинам, я в очередной раз восхищаюсь вместимостью Ларгуса: 7 велосипедов, баул, коврики и разная мелочёвка компактно вместились в багажное отделение автомобиля. В десятом часу вечера прибываем в Тверь. Отличное завершение отличного похода.

Вся команда в сборе, 10человек на фоне озера Волчино
Участники похода

Денис Стародубов  (Тверь)
Денис Стародубов (Тверь) Организатор похода, водитель "грузового" автомобиля для переброски велосипедов
Денис Клычков  (Тверь)
Денис Клычков (Тверь) Водитель пассажирского автомобиля, постоянный участник наших вылазок, автор сломанной рамы
Александр Платонов (Тверь)
Александр Платонов (Тверь) Свой человек, участник наших вылазок
Алексей Ежов  (Тверь)
Алексей Ежов (Тверь) Автор прикреплённого к карте трека, автор большинства фото, немного локомотив
Валерий Солобенков (Конаково)
Валерий Солобенков (Конаково) Свой человек. Мало того что до Волочка доехал на своём автомобиле так ещё и сам привёз свой велосипед, ответственный подход
Владимир Болдин  (Тверь)
Владимир Болдин (Тверь) Экскурсовод по усадьбе Сназиных, велолокомотив до Волочка, тащил на себе всю группу против ветра
Дмитрий Тимофеев  (Удомля)
Дмитрий Тимофеев (Удомля) Встретил нас в третий день похода, прокатился до поворота на Волочек
Игорь Яковлев  (Бологое)
Игорь Яковлев (Бологое) Наш гид по Бологовскому району
Маргарита Розанова  (Тверь)
Маргарита Розанова (Тверь) Весь поход мыла за мужчинами посуду и нарезала овощи, везла 2 дня 2 килограмма яблок, чтобы накормить ими голодных мужчин
Сергей Злой Зиновий (Тверь)
Сергей Злой Зиновий (Тверь) Просто хороший человек. Сначала чуть не проспал электричку на Бологое, потом чуть не проспал Бологое