Часть третья. Ленские столбы

С утра проснулись в 4.30, вместе с первыми лучами восходящего солнца, и правый берег Лены сразу приковал к себе взгляд.

За очередным поворотом появляются первые невысокие предвестники Ленских столбов. Немногочисленные туристы на палубах стали хвататься за фотоаппараты, а умудренный опытом персонал предлагает им подождать до настоящих красот. Но как это объяснить тем, кто привык видеть за бортом равнинные пейзажи Волги, Камы и Оки?

Наспех проглотив завтрак и прослушав краем уха инструктаж по восхождению, все стараются проводить максимум времени на палубах. Мимо промчался метеор, идущий вверх по Лене.

Около 10-ти утра теплоход ткнулся носом в берег. Вскоре его примеру последовали идущие позади «Демьян Бедный» и «Механик Кулибин».

Ленские столбы – памятник Мирового наследия UNESCO.
Это причудливые скальные останцы коренных нижнекембрийских пород, «башни», «колонны», «акри», «соборы» и «замки» которые протягиваются по правобережью р.Лена почти на 40 км.
Если рассматривать скалы вблизи, можно видеть их слоистую структуру и белый налет на камнях, что объясняется происхождением этих скал. Около 530 млн. лет назад (кембрийский период), здесь находился океан, причем там была его рифовая (мелководная) часть. И в этом теплом мелководье обитало множество примитивных животных и растений (водорослей), примером таких животных может служить трилобит – донное животное, которое имело членистое тело, покрытое хитиновым панцирем. Это были членистоногие животные размером 2-10 см., их отпечатки на камне можно увидеть и сейчас. Кроме этого в воде плавало огромное количество микроскопических организмов. Все эти организмы, умирая, откладывались на дне. Этот процесс длился миллионы лет. В результате появились отложения известняка. В дальнейшем, когда в ходе литосферных изменений океанская вода ушла, в данной местности образовался степной ландшафт. Ленские столбы в современном виде обязаны своим появлением р. Лена и литосферным процессам. Вы увидите желтый и красноватый песок и мелкие камни. Это древнейший аллювий – порода, принесенная рекой. Это говорит о прежнем уровне реки. Мягкая известковая порода легко поддается размыванию, в результате чего были обнажены останцы кембрийских отложений – Ленские столбы. Причудливые фигуры беловато-серой и желтовато-серой окраски не похожи друг на друга, и скорее напоминают разнообразные скульптурные изваяния: средневековые замки, костелы, восточные колонны и триумфальные ворота. Подобные известняки были впервые обнаружены и описаны в Англии, в графстве Уэльс. Здесь же мы видим крупнейшие в мире кембрийские известковые отложения, протяженностью около 40 км.

Есть такое поверье в этих местах - чтобы без последствий взобраться по туристический тропе, нужно обязательно пройти шаманский обряд, поучаствовать в национальном хороводе и получить заветную угольную метку на лоб. Изрядно спрыснувшись средствами от мошкары, мы и приступили к этому священному действию. Шаман Витя, скомандовав «девочки налево, мальчики направо», принялся взывать к духам столбов, солнца и верхнего мира.

Духи свое благословение дали, после чего большая часть туристов пошла наверх, а оставшихся шаман Витя по предварительной договоренности повез на другой берег, в заброшенную деревню. На самом деле, как выяснилось впоследствии, это вовсе не деревня, и уж точно не заброшенная, а летние дачи жителей Якутска, большинство из которых не посещаются за ненадобностью.
Во время инструктажа нам не один раз повторяли, что тропа узка, и ни в коем случае нельзя обгонять впереди идущих, однако на месте все оказалось более прозаично. Местные якуты, прибывшие на Механике Кулибине, карабкались по склону наперегонки, цепляясь за деревья и кусты, а между делом и друг за друга. Уже в конце подъема встретился ворчащий мальчуган, произносивший как шаманское песнопение «Березяяяааа, березяяяааа, ай нет березь, ай плоха будють». Береза для якутов – признак чистого леса.

Наверху три смотровых площадки, откуда открывается умопомрачительный вид на Лену с ее множеством песчанных кос и отмелей, зеленых островков и изумрудной водой. Передать словами увиденное с двухсотметровой высоты невозможно. Даже фотографии передают лишь малую часть всей красоты.

Экскурсию по неизведанным тропам за символическую плату в виде нескольких сухариков готов провести местный пес Кым. За день этот пес совершил восхождение как минимум трижды – с каждой группой туристов из трех теплоходов. Знает он столбы вдоль и поперек, смело подходит к самому краю обрыва, но и прекрасно знает, когда надо вовремя остановиться. При этом успевает побывать везде, и не по одному разу пообщаться с каждым из туристов.

В завершение, всем выдержавшим испытание выдаются невзрачные безымянные сертификаты о восхожении на скалы на вечную память.
Интересное наблюдение – чем больше находишься на Ленских столбах и наблюдаешь за изобретательным творчеством природы, тем больше разыгрывается воображение. К концу дня без описательной речи не обходился ни один фрагмент столбов. Самое изумительное, что мнения об искомом толковании сотворенного всегда совпадали.

Так незаметно пролетел этот день. Побродив по берегу, нарушив все возможные правила в попытках самостоятельного открытия новой тропы, искупавшись в бодрящей ленской воде, насытившись осмотром самого популярного места проведения выходных среди жителей Якутска, мы наконец-то берем курс на Север.
В лучах закатного солнца столбы приобретают колоритный оранжевый оттенок, тени становятся более глубокими, что позволяет разыграться воображению еще в большей степени. Еще на протяжении двух часов мы наслаждаемся красотами Ленского национального парка, строя догадки о сердце Ленских столбов, той его части, которая осталась для нас неизведанной.