Часть восемнадцатая. Соттинцы. Музей "Дружба"

Балаган Балаган
Копия Зашиверской церкви Копия Зашиверской церкви
Музей "Дружба" Музей "Дружба"
Нас уже ждут пазики, которые доставят нас в музей «Дружба». В принципе, и пешком можно дойти, но все-таки 2-3 километра неплохо и проехаться, тем более, сама территория музея огромная, и ходить сегодня нам предстоит еще много. Один из пазиков совсем новенький, даже без номеров, а сбоку на нем эмблема Международных спортивных игр "Дети Азии", проводящихся в Якутии раз в четыре года. Последние игры проходили в этом году, незадолго до нашего приезда.

Музей «Дружба» расположен на правом берегу Лены недалеко от поселка Соттинцы, в 70 километрах от города Якутска. Музей представляет собой историко-архитектурный ансамбль под открытым небом.
Музей был основан по инициативе народного писателя Якутии Суоруна Омоллона. Он расположен на месте бывшего Ленского острога (Якутска). Через острог проезжали известные первооткрыватели, среди которых были Семен Дежнев, Иван Москвитин, Ерофей Хабаров. В центре музея под открытым небом находится копия Спасской церкви Зашиверского острога. Вокруг церкви расположены образцы деревянного зодчества народов, населяющих Якутию. В музее хранятся многочисленные экспонаты, рассказывающие о культуре коренных народов Севера Якутии. Впечатляет коллекция деревянных сосудов для кумыса (чоронов), выставка национальной одежды якутов 19-20-х веков, а также старинные украшения, якутские седла и захоронения, перенесенные из разных мест на территорию музея. Кроме того, в собрании музея много картин.
Музей расположен в очень живописном месте, которое впечатляет его посетителей не меньше, чем экспонаты.

От организованных экскурсий мы за время путешествия по Лене отвыкли, поэтому отправляемся самостоятельно изучать музей. Первым на нашем пути предстает Балаган - зимнее жилище якутов. Старинное четырехугольное жилище якутов возводилось довольно быстро из наклоненных жердей или тонких бревен, опирающихся на столбовую каркасную основу. Восемь опорных столбов связывались между собой каркасом из толстых бревен. Посередине балагана устанавливались самые крепкие столбы. Все это перекрывалось настилом из тонких бревен, на который сверху набрасывали землю. Стены обмазывались глиной, смешанной с навозом. Полом служил утрамбованный песок. Выход делали в сторону восхода солнца на Восток. Западная сторона считалась вместилищем злых духов, откуда шли болезни, холод и другие напасти. Поэтому жилища якутов с этой стороны прикрывалось опушкой леса или какими-то другими естественными преградами, действительно защищавшими балаган от зимних ветров. Окна были маленькими и прикрывались натянутым бычьим пузырем или куском льда.

Очаг в виде камелька устанавливался с правой стороны от входа. Будучи источником тепла и средством приготовления пищи, камелек являлся своеобразным центром дома. Возле него совершались праздничные церемонии. Вдоль стен располагались нары (орон), которые делились на почетные, предназначенные для хозяев (дархан олон занимал хозяин дома), и второстепенные, для остальных членов семьи. Самыми худшими нарами считались те, что располагались за камельком. На них спали младшие родственники или слуги. Ороны одновременно служили и спальными местами, и скамьями. Они отгораживались занавесями. Под потолком были специальные полки, на которых укладывали необходимую утварь. На специальных крючьях развешивали оружие, орудия охоты и другие снасти. Обычно с северной стороны пристраивался хлев (хотон).

Устройства камелька простое: полукругом наклонно ставились лиственничные или сосновые жерди, образуя внизу полутрубу, сверху – дымовую трубу, выходящую из крыши. Снаружи жерди обмазывались коровьим пометом с глиной, внутри чистой глиной. Основание плотно набивалось глиной, дрова на него клали в стоячем положении для лучшего возгорания.

Ураса – древнее летнее жилище якутов, коническое сооружение, состоящее из наклонных длинных жердей расположенных по кругу, скрепленных в средней части поясом из тонких бревен покоящихся на вертикальных столбах и перекрытых сшитыми кусками специально обработанной бересты.

В верхней части оставляли круглое отверстие для дымохода и освещения.

Это было просторное, хорошо проветриваемое жилище. Оно устанавливалось около воды в конце мая. Конструктивно внутреннее убранство было сходно с балаганом: также вдоль стен располагались ороны, на столбах укреплялись предметы домашнего обихода и орудия труда.

Очаг традиционно располагался в центре. Покрывавшая стены береста изысканно украшалась резным орнаментом и вышивалась конским волосом. По этнографическим сведениям, ураса вышла из обихода в конце 19-ого века. Поэтому основная масса населения имела летние балаганы, отличающиеся от зимних только толщиной стен.

А мы следуем дальше, к уже виднеющемуся кораблю - это реконструированный Коч казаков-первопроходцев, поморское деревянное судно. Делались кочи из сухих сосновых бревен, упругих и гибких, стойких при сжатии льдом. В длину судно достигало 18-19 м, в ширину 4-4,5м, поднимало до 2 тысяч пудов груза. Для управления судном достаточно было 10-15 человек, кроме экипажа, коч мог перевозить от 30 до 50 пассажиров. Ходили кочи под большим холщовым парусом, 13 м в высоту и 8-8,5 м в ширину. Парусом управляли при помощи веревок — дрогов (фалов), вожжей (шкотов), буглин и др. В носовой части при помощи ног (вантов) укреплялась высокая мачта — шегла, а на корме имелось рулевое управление, состоящее из сопца (руля) и двух веревок, идущих от концов дуги к большому колесу с "железными веретенами" — штурвалу. А оснащение коча входило несколько железных якорей и якорные канаты - шеймы. На палубе в кормовой части помещалась "казенка" - каюта. Экипаж размещался под палубой, в отсеках - "заборницах". Крупным недостатком коча на море являлось отсутствие оснащения, позволяющего плавать при встречном ветре. Незначительная осадка в полном грузу немногим меньше сажени (сажень — 213,36 см) позволяла кочу проходить по мелководью. При попутном ветре на море деревянному суденышку удавалось проплывать до 200-250 км в сутки, то есть за короткую северную навигацию можно было совершать весьма длительные походы. Если случалось, что коч застревал во льдах, то благодаря этой своеобразной круглой форме подводной части при большом напоре льдов его выжимало на поверхность, и вместе со льдами поморы дрейфовали долгие полярные месяцы.

Именно на таком коче покорял студеные моря знаменитый землепроходец, мореплаватель и казачий атаман Семён Иванович Дежнев. На таком судне в 1648 году Дежнев прошел весь нынешний Берингов пролив, отделяющий Америку от Азии, на 80 лет раньше, чем сам Витус Беринг. С Якутским острогом Дежнева тоже связывает немало, и в Соттинцах об этом помнят.

Далее движемся к центру музея, к копии Спасской церкви, построенной в 1700г. в местности реки Индигирка, в печально знаменитом Зашиверском остроге, вымершем от черной оспы. Воссоздана она, правда, совсем недавно, но для якустких земель все-таки обладает и исторической, и архитектурной ценностью.

Сразу за церковью дом некоего купца Басова 19-ого века, в нем располагается музей, обладающей большой экспозицией по истрории Якутии - старые фотографии, обстановка интерьеров, домашняя утварь, оружие и многое что еще представлено здесь.

Ветряная мельница 19-ого века, и опять же, можно залезть, изучить внутреннее устройство, пофотографироваться, однозначно, этот музей деревянного зодчества отличается своей открытостью к посетителям, в отличие от всех нам известных.

На этом для нас осмотр музея закончен, мы отправляемся к смотровой вышке, откуда, как нам пообещали, должен открыться необыкновенный вид. Не обманули! Хотя количество ступенек и их крутость уже заранее обнадеживала на красивый вид.

Полюбовавшись красивейшей панорамой, виднеющимися вдали просторами Лены и Кангаласским мысом, мы отправляемся дальше по нашей тропинке, которая километра через три приведет наc вот сюда.
Долгая прогулка по лесу доставляет истинное удовольствие. Вокруг тишина, такое ощущение, что вокруг на тысячи километров нет ничего живого. Хотя, признаки животного мира встречаются очень часто.

И наконец-то, находим то, чем так знамениты окрестности Соттинцев - Эдельвейс. Многими тайнами и легендами покрыта судьба этого маленького цветка. Одни из них печальны, другие романтичны. Но все сводится к одному - подаривший Эдельвейс своей любимой девушке, обретет её вечную любовь и удачу.
"Давным-давно, когда были еще на свете благородные рыцари и неприступные принцессы, случилось так, что решил один могущественный король выдать замуж свою красавицу-дочь. Но девушка оказалась капризницей и отвергала всех претендентов. Наконец, разозлился отец и объявил, что, если дочь не станет благоразумнее, он выдаст ее замуж за первого встречного. И тогда девушка придумала хитрость: «Отец, я была глупа! Я обязательно выйду замуж. Но за того, кто принесет мне в подарок… звездный цветок эдельвейс!» После этого в королевский замок вновь стали съезжаться обнадеженные женихи. Но стоило им увидеть неприступную гору, где рос эдельвейс, как они пугались и отправлялись восвояси. Находились и смельчаки, которые тщетно пытались добраться до звездного цветка и находили свою смерть, сорвавшись вниз с крутого склона. Так продолжалось много лет. И вот однажды смелый рыцарь, прослышавший о гордой красавице и ее капризе, решил испытать свою удачу. Он начал восхождение на высочайшую гору. Долго шел до вершины, в кровь разбил руки и ноги, но все же добрался до растущего на уступе белоснежного эдельвейса, сорвал его и спрятал на груди. Когда он спустился вниз, добрался до королевского замка и преподнес прекрасный цветок принцессе, ее сердце растаяло, и она и полюбила рыцаря. Но рыцарь так и не стал ее мужем, потому что она годилась ему в бабушки — так долго никому не удавалось выполнить ее поручение! Наказанная за свою хитрость и жестокость, принцесса до конца своих дней продолжала любить рыцаря. А он с того момента, как сорвал эдельвейс, не знал поражений ни в одном своем начинании. Недаром в народе говорят: тот, кто сорвет эдельвейс, обретет удачу и сердце той, кому подарит этот цветок-звезду."

Вот и все, последние гудки "Михаила Светлова", прощальный ужин и последний вечер на палубе. Завтра мы еще полюбуемся Леной с борта самолета, но пока ловим заключительные моменты нашей двухнедельной теплоходной жизни.

Вдалеке уже виднеются огни Якутска, а из-за облаков пробивается Луна, светило, которое мы не видели на протяжении последних двух недель.