Часть четырнадцатая. Натара - поселок тунгусских рыбаков

Натара Натара
Начинается девятый день круиза. Очень многое осталось позади, но мы все еще за полярным кругом. С борта открывается вид на уже знакомый поселок Джарджан (Дярдан)... Берега хорошо знакомы, слишком ясно отражается в памяти каждый отрезок Лены.

Тем не менее, с утра пораньше мы видим не обозначенное на карте поселение, в котором помимо обычных деревянных срубов попадается необычная для здешних мест техника.

Натара – река, правый приток Лены. Она берет своё начало на южных склонах Джарджанского хребта. В устье Натары, в 1920 году был основан одноименный поселок тунгусских рыбаков. Раньше здесь было две кожаные урасы (палатки), большая колыма (ураса, сделанная из дерна) и от 8 до 10 амбаров. Сейчас только одна рыбацкая семья до сих пор живет в этом поселке, а на большинстве карт он и вовсе обозначен как нежилой. Поселок относится к эвенкийскому муниципальному образованию «Кыстатыам», Ленского наслега Жигаского улуса (района) республики Саха. Ближайшие населенные пункты – село Кыстатыам вверх по Лене и поселок Джарджан, расположенный ниже по течению. Существуют определенные планы по возрождению поселка Натара.

Первое, что бросается в глаза с борта теплохода - дом рыбака, к которому сразу после швартовки все и устремляются. Рядом с домом - чум, в котором варится ароматнейшая уха, единственное место, где полностью отсутствует мошкара. Вокруг чума ее невообразимое количество, хорошая безветренная погода, похоже, слишком положительно влияет на жизнедеятельность этих насекомых.

Складывается впечатление, что нас здесь кроме местных псов никто и не рад видеть... Странно, но хозяев нет дома, а родня буквально шарахается от наплыва туристов.

Но местность эта примечательна не столько рыбацкой дачей, сколько сохранившимся якутским кладбищем. Конечно, "примечательно" в данном контексте звучит очень грубо, но удивительное дело, я (ярый противник прогулок по кладбищам) абсолютно спокойно и с большим интересом прошлась между этих старых могил и не почувствовала абсолютно никакой той страшной энергетики, которой обычно бывают наполнены такие места. Тут спокойно и тихо... странно...

Обычно, якутская могила – это большой, больше человеческого роста, деревянный крест с двумя косыми планками – крест под "крышей". И рядом – как бы деревянный домик, размером с собачью будку. Это домик для души якута, хранилище последнего вздоха. Еще с 20-х годов Якутия приняла всю советскую символику: красные флаги, звезды, серпы и молоты, и так далее. Местные жители остались язычниками, но кладбища уважали. Поэтому они ставили на могилах единственное вечное, что им было известно – советские символы.

А на Лену открывается потрясающий вид, как же все-таки красивы ее просторы! А мы удаляемся дальше по натоптанной тропе, которая выводит к срубу, то ли к разрушенному, то ли к недостроенному.

Дальше решаем пробираться сквозь плотно растущий кустарник и выходим на небольшую полянку, шириной метров пять. По-видимому, здесь раньше был двор жилого дома – по бокам можно найти остатки скамейки и другие признаки человеческой деятельности. Именно здесь мы наконец-то решаем оставить небольшой презент Якутии .

Но время стоянки все-таки ограничено, а хочется еще и побродить по берегу, пособирать камушки, послушать приятный плеск воды и визги отчаянных купальщиков... Пробираясь к берегу, наткнулись на заросли голубики. Это целый лес из ягод, размером с горошину, о вкусе даже и говорить не стоит, на мгновение захотелось сесть среди этой зеленой чащи и долго-долго наслаждаться вкусом замечательной северной природы, но северные насекомые быстренько напоминают о том, что делать этого не стоит.

А у дома рыбацкой семьи на радость туристов демонстрируется свежепойманный осетр.

Небольшое историческое лирическое отступление на тему:
"В том месте где тунгус поймал рыбу, он роет глубокую яму примерно в сажень. Стены этой ямы он покрывает корой, на дне он также расстилает кору. После того как он удалит внутренности и кости, он укладывает пойманную им рыбу плотно доверху в эту яму. Здесь это чрезвычайно прекрасная рыба гниет так долго, пока не станет синей и не превратится в кашу. Эта гнилая рыба является любимой пищей тунгусов..." (А.Я. Уваровский "Воспоминания")

На берегу уже закат. Теплоход издает три протяжных гудка, поторапливая загулявшихся туристов... и неспеша удаляется, оставляя на берегу еще одного голодного "бродягу"-пса с бездонными добрейшими глазами, провожающего теплоход, как последнюю надежду сытой и безоблачной жизни...