Часть шестая. Жиганск. Мыс Кыстатыам

Рано утром проходим полярный круг. Эта невидимая полоса будоражит эмоциональную составляющую всех туристов. Кто-то не спал всю ночь, кто-то вскакивал каждый час, боясь пропустить то, что мы проходим начиная уже с четырех часов утра. В семь часов утра, во время прохождения знака «Полярный круг» на ногах был уже весь теплоход, за исключением одного-единственного пассажира. Настроение боевое, все готовы к встрече с холодными ветрами, необузданной природой и необитаемыми просторами Севера.

Село Жиганск – первое поселение на нашем пути за Северным Полярным кругом. Жиганский острожек – ровесник города Якутска. В 1632 году отряд енисейских казаков во главе с сотником Петром Бекетовым заложил Якутский острог. В июле того же года, спустившись вниз по течению Лены, в 770 км от Якутского острога, казаки облюбовали ровный высокий берег, где построили зимовье. С тех пор на карте Российского государства появилась точка, обозначающая Жиганск. Слово «Жиганск» (Эдьигээн) на эвенкийском языке означает «Житель низовья реки». Вскоре после основания, здесь была устроена таможня, где регистрировалась поступающая с низовьев пушнина, основано плотбище, где строились кочи, на которых с 1633 года казаки плавали на Яну, Индигирку, Колыму. В 1783 году при образовании Иркутской губернии острог стал уездным городом со своим гербом. В 1798 году в Жиганске были деревянная Никольская церковь, казенные магазины, уездная управа, часовня, 19 домов и 12 юрт. Жили здесь тогда всего 70 человек. В 1805 году из Охотского острога бежало несколько каторжан, которые разграбили Жиганск. Почтовый тракт на Верхоянск был перенесен в другое место, селение пришло в ужасный упадок, и почти 130 лет оставалось нежилым. До 1917 года жиганская ссылка считалась самым жестоким наказанием, мало кто возвращался из нее. Суровая зима с 50 градусными морозами в этих местах продолжается 8 месяцев. В прибрежных деревушках, разбросанных друг от друга на сотни километров, в то время расставлялись полицейские. Почта из России приходила на четвертый месяц. В 30-е годы XX века, с началом освоения Северного морского пути, Жиганск ожил, обзавелся пристанью, гидро-авиапортом, мощной радиостанцией, техучастком на реке.
Нынешний Жиганск – административный и культурный центр значительного района Севера Якутии. Село строится, молодеет. В нем имеется аэропорт, пристань, лесопункт, средняя общеобразовательная и музыкальная школы, предприятия торговли, две библиотеки, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, школьный краеведческий музей. Жиганский улус располагает месторождениями бурого и каменного угля. Ведущее место в экономике занимают сельское хозяйство (оленеводство, звероводство) и пушной промысел. Местное население активно занимается охотой, рыбной ловлей и скотоводством.

Напротив Жиганска теплоход встает на рейд. Туристов в поселок доставляют на пароме, который в другое время переправляет жителей Жиганска с одного берега улуса на другой.

Прогулка по поселку сопровождается проливным дождем, который только усиливает печальную картину представшей перед нами разрухи и грязи. Центральная октябрьская улица ничем не отличается от других в поселке – покосившиеся дома, размытая дорога, гоняющие, то тут, то там, «буханки».
Кажется, что время остановилось здесь очень-очень давно, и в светлое будущее никто идти не собирается.

Хотя с другой стороны строится новый квартал, работает аэропорт, совершая регулярные рейсы в Якутск, здание средней школы внушает уважение и надежду, что когда-нибудь ее воспитанники вырастут и в полярной темноте засияет яркими теплыми огнями уже город Жиганск.

По программе нас ждала развлекательная программа на центральной площади поселка, устроенная в основном силами учеников музыкальной школы Жиганска. Детские голоса, звуки хомуса (национального якутского ворганного инструмента) удивительным образом вписались в окружающую ауру, они не казались здесь лишними, это были звуки, живущие единой жизнью с поселком, это были звуки, благодаря которым поселок еще живет.

Следующим пунктом нашей прогулки-экскурсии стал музей им. А.Я. Уваровского, созданного учителями Жиганской средней школы еще в 1968 году. Сам музей представляет из себя один зал, в котором собраны различные находки местных жителей.

Наибольший же интерес представляет человек, имя которого носит музей – Уваровский, автор первого литературного произведения на якутском языке – «Воспоминаний». В «Воспоминаниях» он подробнейшим образом описывает жизнь якутского края в 19 веке, быт, культуру, географию и климат. Автор в том числе рассказывает и о своей родине – городе Жиганске, рассказывает так, как будто находится сейчас вместе с нами в 21 веке.
«Окрестности Жиганска лишены для взора человека всякой красоты и разнообразия. Физиономия и характер страны суть такого рода: находящаяся между двумя горами теснина, вокруг густая лесная чаща, в которой не найдет место собачья морда; едва сделаешь около десяти шагов в этой лесной чаще, как по колено увязнешь в мягком грунте. Из ягод имеются только брусника, черная шикша, красная смородина, малина и шиповник. Время, когда свирепствует зима, продолжается восемь месяцев; в эти восемь месяцев теплая одежда не спадает с плеч людей. Два месяца распределяются на весну и осень, для бедного лета остается от круглого года с грехом пополам лишь два месяца.
Снег выпадает выше дома; ветер дует так, что не позволяет никому стоять на ногах, мороз перехватывает дыхание, в течение двух зимних месяцев солнце почти никогда не показывается на глаза человеку. Это все. Откровенно сказать правду: если бы предоставили моей воле, я ни за что не выбрал бы Жиганск, чтобы сделать его местом своего рождения.»
Но люди рождаются, вырастают и живут здесь. Хотя от себя, я бы сказала выживают – жить тут невозможно.
В поселке построена церковь, которая, как добрый и ясный луч света, пронзает окружающую действительность, а на самом деле просто не вписывается в «архитектуру» Жиганска.

Внутри нее светло и тепло. А снаружи те же магазины с бешеными ценами, бегающая детвора, с любопытством наблюдающая за прибывшими извне, и собаки, которых, кажется, в Жигаске больше, чем людей.

В Жиганске есть и свои достопримечательности. В основном это памятники. Нам удалось обнаружить три из них, даже не углубляясь далеко.

Близилось время отхода. Кроме парома ждать никого не пришлось. Жиганск оставался позади, и только одинокая псина, казалось, с последней надеждой плыла за нами, но какая-то четкая невидимая граница заставила ее вовремя повернуть назад и не заплыть туда, где сильное течение Лены не позволило бы ей вернуться.

Отплываем – над Жиганском появляется голубое небо, пока только небольшими островками, но даже они вносят яркие краски в панораму поселка. А ведь уже совсем скоро здесь будет властвовать зима.

А впереди череда невысоких скалистых берегов, не отличающихся разнообразием. Или это после Ленских столбов так кажется? Неспешный ход теплохода убаюкивающе действует на большинство пассажиров, «Михаил Светлов» отдыхает. Периодически накрапывает дождик, оставляя после себя красивейшие атмосферные явления, небо, которое является несомненным украшением пейзажей, появляющихся перед нами.

Идем прямиком на мыс Кыстатым. Лишь в последний момент теплоход резко поворачивает налево и скользит вдоль этой громады. На обратном пути нам обещают в этом месте «зеленую стоянку». Увы, обещаниям не суждено будет сбыться, но обо всем по порядку.

Вечером проходим бывшее рыбацкое поселение Натара. Сейчас тут осталась одна дача, с которой мы подробным образом познакомимся на обратном пути.

В завершении сегоднешнего дня проходим еще один населенный пункт – Джарджан, названный по имени речки, впадающей в этом месте в Лену. На окраине поселка находится метеостанция, основные же дома скрываются на холме, в зеленой чаще листвениц.

Полярная ночь провожает сегодняшний день и встречает завтрашний, но грозовые тучи скрывают от нас не только полуночное ощущение дня, но и уже полюбившееся вечернее действо – закат. Солнце сегодня ушло в никуда.