Дилижан - Парзлич - Гошаванк - Маралдаг - Семеновка - Севан

по дороге к Гошаванку по дороге к Гошаванку
храм Митры в Гарни храм Митры в Гарни
кош кош
дорога в дилижанском лесу дорога в дилижанском лесу
монастырь Севан монастырь Севан
площадь России в Ереване площадь России в Ереване
озеро Празлич озеро Празлич
В течении двух последних до отправления дней нас стало почти в два раза меньше. Ольга захворала и передумала, Аня опаздала на самолет, а Арсен, никого кроме Ани не знавший участвовать передумал. Ну, значит группа будет мобильнее успокоил себя я и мы полетели впятером. Поскольку Арсен живет в Ереване, то мы все же попросили его купить нам газ. Арсен обошел 3 рынка и магазины и сообщил, что газа нигде нет, возможно появиться на барахолке завтра в субботу. Решив полдня зря не тратить мы отважились пропутешествовать без газа. В дополнение ко всему под московским дождем промокли все напечатанные заранее карты Армении. Чтобы особо не расстраиваться и взяли в duty-free большую бутылку Егерьмастера и пока самолет доставлял нас в Ереван немедленно ее выпили. Поторговавшись в Аэропорту Звартноц с таксистом и скинув 20% сели и поехали. Вроде заснули, но на очередном перевеле машина заглохла. Таксист долго возился, но завестись не смог. Мы заснули на заднем сидении вчетвером, в ожидании выехавшей другой машины. Через час выяснилось, что вторая машина тоже сломалась. Еще через час приехала вторая машина "скорой помощи" на дорогах. Уже почти рассвело и мы выспались, правда в тесноте и с согнутыми коленями.

Дилижан, самый красивый город в мире, если верить армянскому водителю-дальнобойщику из "Мимино". Он и в самом деле прекрасен. Леса, холмы, горы, свежий (и холодный в 7 утра) воздух. Рассвет. Идем по серпантинистой дорожке вверх к озера Празрлич. Дорога какая-то фантастически осенне-красивая. Идем в mmb-style. Это значит - идти быстро, много и почти без остановок. Около 10 километров, почти все время вврех и вот оно – тихое озеро, окруженное желто-красно-оранжевой мозаикой. По гладикой поверхности величаво плавает стая лебедей. Наконец-то удалось обнаружить работающий ресторан, где и позавтракали шашлыком, жареной рыбой, маринованым шушаном, фернхелем, мацоном, авелуком. ММБ style отменился и больше к нам не возвращался. С трудом передвигая ноги пошли на юго-восток. Сказка вновь окружила нас. Как будто в далеком добром детстве, крымский лес со старыми огромными деревьями, только совсем совсем неизвестный. Листопад. Он падал сквозь мешанину оченних цветов, сквозь яркое солнце, падал так мощно, что складывалось ощущение, будто зима и падают крупные хлопья снега. Чуть выше - альпийские луга, пастух и стадо на фоне бескочных армянских нагорий. Спускаемся вниз в Гошаванк. Вдоль дороги - дикая, разноцветная алыча. Но спелая и сладкая.

Гошванк. Монастырь 12 века прекрасно сохранившийся, и 800-летнее ореховое дерево возле него. Вместе с местной тетушкой бродим по залам монастыря, и она все рассказывает рассказывает, а потом угощает грецкими орехами, на счастье. Все постройки тут - в смешении стилей. Арабский, персидский, еврейский, христианский, армянский. Чтобы пришедшие завоеватели, откуда бы они не были - не разрушали. Такой простоты, доступности, полного отсутствия всякой помпезности в окружении религиозных сооружений мне встречать ранее не доводилось. Сельская, и словно какая-то средневековая идиллия. Из увиденного в пристроенной деревянной избушке-музее больше всего поразили отстатки глинянного молокопровода. Сюда прямо сверху, с кошей проложили глинянными короткими секциями это транспортное сооружение. Молоко, как рассказала бабушка вмсете с яйцами замешивалось и использовалось при скреплении строительных блоков. Помимо функций монастыря комплекс был также и университетом. Световой день закончился в кофейне. Армяне – просто помешанный на кофе народ, и готовят они его, пожалуй лучше всех остальных. Можно было устраивать отдельный кофейный тур и не интересоваться больше ничем. А гадание на кофейной гузе очень увлекательный процесс. В общем с трудом избежав разнообразного гостеприимства ушли на юго-запад в сторону гор и Севана за ними. Не имея газа, а также никаких костровых принадлежностей ужин свой мы приготовили поставив в центр костра кастрюльку с крышкой, и постоянно обкладывая ее со вссех сторон горящей сухой травой.

Таким же был и завтрак, после которого мы отправились в армянские джунгли. Леса тут на всю страну раз два и обчелся, но мы забрели в самую гущу. Под ногами узоры инея, обработавшего траву. Иней сейчас, в начале ноября, однажды появившись – уже не растаивает более, ущелья солнцем снабжаются плохо. Продираемся сквозь заросли репейника и ему подобных, заросли выше головы, и репейник не только в рюкзаке, одежде, но и волосах. Ползем просто по склону, вырываемся из тени, ползей по высохшей траве. И так почти весь день. Наконец солнце. Свободные от леса альпийские луга, правда метрво на 500 выше вчерашних. Гора Маралдаг. Тишина стоит невероятная, слышны взмахи крыльев ворона пролетающего метрах в 30 над нами. И стук сердца, тяжелый был подъем. Уже всумерках поверху доходим до циклопического сооружения – опоры ЛЭП. Высота 2200 метров. Ночь холодная, но очень звездная. Без костра и газа согреваем себя рассказами и играми. А утром продолжаем топтать высокогорные (2000-2500) альпийские луга. Кругом стоят опустевшие после лета коши, и все та же тишина. Группа снова выдерживает ММБ-темп буквально летя по хорошей дороге, и уже в 16 мы в селе Семеновка, когда-то основанном загадочным народом молоканами. Наличие асфальта и автомобилей отбивает всякое желание топать дальше, и через 15 минут мы берегу сияющего голубизной Севана.

На полуострове Севан, где стоит Севанский монастырь. Дальнейшее путешествие было уже вовсе не спортивным, а позновательно-ознакомительным по достопримечательностям. Крепость-монастыры Хайраванк на высоком берегу Севана. Самое старое действующее кладбище в мире, Норадуз. С какого века тут хоронят доподлинно неизвестно, но нашлись хачкары (погребальные камни с высеченными на них крестами) армян, павших во времена монголо-татарского нашествия. Город-курорт Цахкнадзор. Древний храм бога Митры в Гарни. Отлично сохранившееся, а точнее хорошо отреставрированное сооружение эллинистической эпохи. Тут возможно был единственный раз, когда требовалось покупать билеты, но было поздновато для работы кассы, а дедушка-сторож по-русски не говорил. Мы успешно взяли штурмом крепость, как это делал до нас Александр Македонский. (Если быть более точным, то вышли из нее по стене). Больше всего из сооружений нас поразил монастырь Гегхард. Он частично высечен в скалах, акустика в некоторых залах просто завораживает. Сама местность вокруг – каньон с высокими стенками и дальними перспективами на восток. Долгое время в монастыре хранилось копье, которым пронзили Иисуса, распятого на кресте (сейчас оно выставлено в Эчмиадзине). Вечером добрались до Еревана, где встретились с Шанди и наслушались историй о его похождениях в Карабахе.

И все же самое сильное впечатление оставили люди. Рюкзаки можно было бросать где угодно и забыв про них лазить по достопримечательностям. Поздно вечером охранник в Матендаране (хранилище рукописий и выставочном центре) вместо того, чтобы разогнать подозрительных личностей впускает внутрь давно уже закрытого для посещений здания. Ночью, в центре Еревана подходят люди и предлагают переночевать у них. Водитель останавливается в самом центре города и бесплатно отвозит в аэропорт (ему не по пути). Пассажир в соседнем кресле самолета вдруг начинает кормить яблоками. Удивительная страна удивительных людей!