12-дневный маршрут вдоль береговой линии Байкала от пос.Курма (Иркутская область) до села Байкальское (республика Бурятия)
Описания и впечатления
Вступление

Наша команда Наша команда
  Как ни странно, но многие мечтают попасть на Байкал. Может потому, что хотят увидеть самое глубокое озеро в мире; может для того, чтобы погрузиться в атмосферу спокойствия и единения с природой; с целью разгадать тайны Байкала, пошаманить или помедитировать, порыбачить или поохотится. Каждый едет на Байкал за чем-то своим и каждый ожидает от этой встречи чего-то необычного, нового.
  Вот и мы ехали за необычным, новым, красивым и таким далеким для нас Байкалом. Именно ехали, а не летели. Ехать то намного дальше, чем лететь… посему и тряслись мы в поезде Москва - Иркутск более 3 суток, чтобы реально понять как же далеко этот самый Байкал и какая у нас огромная страна.
  Поезд – это дешевый вариант заброски для туристов с парой центнеров вещей, это красивый вариант знакомства со своей страной и это самый выгодный вариант подготовки к 3-недельному путешествию после загруженных рабочих будней. В поезде мы отсыпались, отъедались и изучали информацию о районе путешествия.
  В Иркутске нас встретила заказанная машина – УАЗ Патриот, в багажник которой, к нашему удивлению, поместились 2 байдарки, 4 рюкзака и 2 гермы с продуктами на 20 дней похода.
  300км (из них более 50 по дороге без асфальта) от Иркутска до пос.Курма мы проехали за 4 часа. Наш водитель, не жалея авто, гнал по каменистой дороге, обгоняя прочие машины, забрасывающие туристов на берега Байкала. За такую скоростную доставку, экскурсию по дороге с заездом в кафе-позную водитель Александр взял по местным меркам символическую плату – всего 5 тыс.руб.

Выгружались из машины мы у озера Курма под мелким противным дождем и при заметном похолоданием по сравнению с температурой в поезде. Поэтому все наши мечты о купании в Байкале отпали как-то разом и у всех без исключения. Даже собирать байдарки и паковать вещи у нас получилось довольно быстро. Забили на дождь, загрузили байдарки у болотистого берега Курмы и рванули вперед к Байкалу в надежде свалить из дождевого плена.
  Вот она протока из озера в Байкал! И вот оно – святое озеро! Прозрачное, невозмутимо спокойное, поглощающее дождевые капли в свою бездну. Смотришь в воду и кажется, что там, на глубине так красиво и тихо, а тут снаружи мокро, холодно и противно. И глубина Байкала манит – оптический обман настолько велик, что 10 метров кажутся отмелью и невольно стараешься отплыть от берега подальше, дабы не напороться на какой-нибудь камень. От всей этой «глубинной эйфории» и такой долгожданной встречи с Озером мы забыли про дождь, про время и про неудачно и неудобно наваленные вещи в байдарке…
Описывать 350км береговой линии Байкала от озера Ольхон до города Северобайкальск не буду. Мы шли на байдарках по Байкалу 12 дней. В среднем проходили по 30-40 км в день, при отсутствии штормов.
Чем поразил Байкал...

Экипаж "Желтка" (Алексей и Татьяна) в спас.жилетах Экипаж "Желтка" (Алексей и Татьяна) в спас.жилетах
Экипаж "Редиски" (Женя и Оля) - холодное утро Экипаж "Редиски" (Женя и Оля) - холодное утро
Штиль на Байкале Штиль на Байкале
Шторм у скальных прижимов перед входом в заповедник Шторм у скальных прижимов перед входом в заповедник
  Чем поразил Байкал? Так это именно частотой смены погоды! Несмотря на то, что регион является одним из самых солнечных в России, на озере свой микроклимат, свои законы, своя погода. Не было ни одного похожего дня… то нас одолевали дожди, идущие круглые сутки; то палящее солнце обжигало голые плечи; то ветер вырывал из рук весла, а волны грозились шандарахнуть наши байдарки о прибрежные скалы-прижимы; то плотный туман заволакивал все озеро и мы плыли словно по узкой протоке шириной в 10-15 метров. Направление волн и ветра может поменяться на Байкале по несколько раз на дню, совершенный штиль утром может превратиться в сильнейший шторм к вечеру, а перепады температур днем и ночью могут достигать 15-20 градусов.
   Так что иногда мы плыли в одних спасжилетах, а порой одевали на себя все что есть, в том числе шапки и варежки. Мы плыли под солнцем и под дождем, в тумане и по волнам, но всегда рядом с берегом. Чем страшнее было, тем ближе к берегу мы шли (2-5 метров). Ну а в штиль мы позволяли себе срезать заливы шириной по несколько километров.
   Выходить на берег старались каждый час-полтара, в штиль были длинные переходы по 2-3 часа. На глаз очень тяжело ориентироваться в расстояниях, поэтому иногда договаривались высадиться на таком-то мысу… и хочешь - не хочешь приходилось грести именно до него. Примерно так мы договорились отдохнуть на мысе Рытый – таинственное место на карте Байкала. Местные шаманы наложили запрет для людей на вход  на мыс и тем более на посещение ущелья.  В ущелье мы не пошли, уж больно до него далеко… а на галечном пляже повалялись. По всей видимости, на мысе повышенный радиоактивный фон, посему существует много легенд и поверий, что каждого вошедшего на мыс поразят болезни и горе.  Болезни нас, тьфу-тьфу, не поражали… а вот бабочки и прочие насекомые мыса оказались очень гостеприимными, позволили фотографировать себя и даже всячески позировали.
   Точно так же по договоренности мы не выходили на мыс Саган-Морян, так как были предупреждены о том, что в скалах мыса зафиксирован выход руд с высоким содержанием урана и уровень радиации опасен для человека. Даже от этой информации скорость гребли возле мыса слегка увеличилась…
   Были и другие мысы… с необычными пейзажами, красивыми названиями, своей флорой и фауной. Целая серия Кедровых мысов с живописными кедрами и черными белками. Жаль, что на Байкале кедровый орех еще не поспел, шишки пока молодые… зато красивые, почти фиолетовые…
Самые интересные моменты похода

Вдоль скальных прижимов Вдоль скальных прижимов
Отвесные скалы. Берег Байкала Отвесные скалы. Берег Байкала
  23 ИЮЛЯ запомнился как дождливый день – большую часть времени шли вдоль скальных прижимов… Сначала  скалы протяженностью  в 12 километров (это значит, что на берег не выходим более 2 часов, а идем вдоль крутых обрывов и с этих самых скал в воду падают камни с жутким грохотом и плеском), потом еще 7-километровый участок. Пока шли вдоль прижима попутный ветер начал усиливаться, а вместе с ним поднялись и волны. За каждым скальным выступом надеешься увидеть пологий берег, но не тут то было… грябать еще прилично, ветер и волны расслабиться не дают, приходится махать веслами без остановки. Шквалистый ветер налетает сзади, вырывает весло из рук и норовит перевернуть байдарку. Мы с Женей не можем удержать курс, начинаем немного очковать и принимаем решение зачалиться на  каменистом пляжике, окруженном скалами. Леха с Таней скрываются за очередным скальным выступом, но успевают заметить, что мы сваливаем на берег. По рации сообщаем, что нам стремно идти дальше.
  Но под дождем на ветру сидеть тоже не очень приятно, да и с берега волны не кажутся такими уж страшными. На берегу укрыться негде – кругом скалы и узкая полоса гальки длиной в несколько метров. Решаем, что вдвоем бояться волн – это не дело… садимся в байду с решением догонять экипаж Желтка. На воде беспокойно, посему лопатим по волнам и орем друг другу всякие команды типа: «Левее, правее…Волна… Режем волну носом! Резко налево!»… короче развлекаем себя и пытаемся согреться в движении, потому как промокшие насквозь совсем задубели, сидя на камушках. Прогребли метров 100… и видим, что Желток тоже зачалился, а Леха подает нам сигналы на сближение. Выбрасываемся на берег – здесь пляж чуть больше и повыше немного…  До окончания скального прижима так и не доплыли. Решаем пережидать шторм. Сначала сидим, завернувшись в сырой тент, и созерцаем бушующий Байкал, ближе к вечеру ставим палатки.
  Так и сидели в отсидке на пляже в 10 квадратных метров до следующего утра. За ночь под проливным дождем наши временные жилища атаковало полчище паучков, умудрившихся под тентом палатки наворотить километры липкой паутины… видимо обрадовались людям, может именно на этом пляже их никогда и не было!...

Мы, в отличие от паучков, не особо стремились к общению с людьми. Первые дни пути шли вдоль берега и наблюдали целые палаточные города. От пос.Курма (откуда мы начали свой маршрут) на восток идет дорога, по которой умудряются проезжать не только внедорожники, но и отечественные ВАЗы и Волги, посему людей на берегах много… Автотуристы выстраиваются вряд и наблюдают наше шествие с берега, приветствуют и машут руками. Мы стараемся их не замечать и гордо проплываем мимо :)
  Отдыхающие перегораживают прибрежную зону рыбацкими сетями и, конечно же, оставляют после себя мусор – это совсем не радует…  Но чем дальше мы отходим от цивилизации, тем реже попадаются машины, а через 3 дня пути мы уже гребем по просторам Байкала в гордом одиночестве.
  И вот когда целый день так плывешь… в этом самом гордом одиночестве… начинает казаться, что не было тут никого и никогда, и что вообще никого больше в этом мире нет… Есть только прозрачная глубина Байкала, далекие очертания противоположного берега и все новые и новые живописные пейзажи, открывающиеся взору в каждой новой бухте, за каждым новым мысом…
  В тумане так вообще сказочно идти!… На воде спокойствие: ни волн, ни ветра… байдарку со всех сторон обволакивает густой туман, и только очертания скального берега вдоль которого идем все четче прорисовываются впереди… Вот так гребешь, не видя второй байдарки, в полной тишине и белом сумраке, думаешь о чем-то своем… а потом, будто очнувшись оборачиваешься назад: «фуф, слава Богу, рулевой на месте, тоже гребет»… И он, испугавшись, или, тоже очнувшись от своего туманного дрёма, спрашивает: «ты чего?»… я отвечаю: «ничего…потеряла тебя. Леху с Таней видишь?» - «Нет…»… ну и ладно, гребем дальше…
   Так бы мы и плыли, избегая встреч с людьми и ведя неспешные беседы между собой на причалах (как еще привал на воде обозвать?, не знаю) и стоянках. Но нам повезло… Местные жители и работники Байкало-Ленского заповедника находили нас сами… И мы от этих встреч не особо и расстроились.
   Первыми нас нашли аборигены – бурятская семья с невыговариваемыми именами, живущие в заброшенном поселении Кочерикова вдали от поселка Онгурена. Мы пережидали дождь в рыбацкой бане, сделанной из жердей и накрытой рекламными баннерами какого-то депутата Иркутской области, и жевали припасенное на перекус сало. Из тумана к нашему временному убежищу приблизились мужчина и женщина с собаками… Для чего они в такую непогоду пошли на берег Байкала мы так и не поняли, но они явно обрадовались встрече, начали расспрашивать нас и угощать свойской сметаной, копченым хариусом, а также предлагать нам самогон на коровьем молоке и сало нерпы. После 30-минутного общения в тесном укрытии мы воочию убедились в том, как быстро буряты поддаются действию алкоголя. Нас то самогон не очень воодушевил, зато от сметаны мы были просто без ума.

На 5 день нашего плавания мы подошли к территории заповедника, куда по законам РФ не имеют право входить люди. На каждом мысу и в каждой бухте у берега красуется табличка с надписью «Вход запрещен». Мы, конечно, знали и про заповедник, и про законы… Но также знали, что на байдарках по этому маршруту ходят туристы, а сам Байкал зоной заповедника не является.
   К заповеднику мы приблизились ранним утром после шторма и решили к кордону близко не подходить… гребли пока были силы, подпитываемые утренней кашей. Потом, конечно, мы высаживались на берег размять ноги и пятые точки… высаживались в отдалении от угрожающих табличек заповедника… и целый день никого не встречали…  Но зато вечером к нам в лагерь пожаловал лично директор Заповедника на катере, велел затушить костер и так настойчиво стал нас обвинять в нарушении закона, что мы слегка растерялись, а Женя вылил на костер закипающий чай.
   Оказалось, что наши электронные письма в дирекцию Заповедника никакой силы не имеют, и по правилам нам следовало прибыть в Иркутский офис для получения платного разрешения (500руб. в сутки на человека. На байдарках вдоль Заповедника идти 5-6 дней). А так как разрешения у нас нет, мы незаконно высадились на берег, да еще развели костер в необустроенном месте – нас полагается оштрафовать. И директор сам бы это сделал, да вот не задача – протоколов у него с собой нет…. Поэтому нам было велено разводить костер на берегу на камнях, а на следующий день идти к кордону на мысе Покойный, где инспектор выпишет нам штраф.
   Рассказывать директору о наших планах на следующий день совершить пешеходную вылазку в горы к истоку реки Лены, мы не стали… Потому как и туда мы ходить права не имеем… Ничего не поделаешь, пришлось на следующий день идти до м.Покойники… Радовало, что небо было пасмурным и облачным – в горах можно ничего и не увидеть, а вот Байкал стал спокойным.
   Странное чувство: гребешь вперед к кордону, знаешь что там работает человек, который знает о том, что ты нарушил закон… но не он едет к тебе, а ты… Ты сам едешь признавать свое нарушение, гребешь к берегу,  чтоб тебя там наказали… и отговорки тут не прокатят, оправдываться бесполезно…  И все утро настроение как у маленьких нашкодивших детей, которым не хочется чтобы взрослые узнали о их поступке…
   Выходим на берег, нас встречает инспектор Сергей… а через 10 минут мы сидим с ним на веранде дома, его жена поит нас чаем с варением из айвы, показывает альбом с фотографиями, а Сергей составляет на нас протоколы – «Будет дешевле вас оштрафовать, чем оформлять разрешение.» - объясняет он, - «От 1000 до 2000 руб. на каждого. И потом можете вставать с палатками где хотите, там дальше много обустроенных стоянок. Только костер не забывайте тушить. За одно нарушение дважды не штрафуют». И так от этого общения становится тепло на душе, понимаешь, что здесь живут люди, которые любят Байкал, которые наблюдают его и зимой и летом, у которых есть свое видение красоты природы, свой взгляд на животных и птиц, небо, воду и солнце, свое понимание этого края…  И даже немного завидуешь им…

В интернете разыскали, что Сергей и Наталья Шабуровы известны в Иркутске, проводят свои фотовыставки, а Наталья еще и пишет рассказы о дикой природе Байкала.
   Чего и говорить, так нас еще никто и нигде не штрафовал!

Отчаливали мы от мыса Покойный (кордон заповедника) в хорошем расположении духа, как тут нам еще раз повезло. Рыбаки с катера, пришвартованного на пристани кордона, увидев нас, замахали руками и завалили вопросами о наших туристских буднях. Мы отвечали, они восторгались… Увидев лехин спиннинг, торчащий из байды, иркутские рыбаки принялись расспрашивать, как у нас обстоят дела с рыбалкой… А что мы ответим… дела обстояли плохо… рыба в Байкале была, только на лехин спиннинг она не особо покушалась… мы все грешили на непогоду… Услышав наш ответ, обитатели катера сразу же навалили нам пакет свежепойманого хариуса, а потом навязали на наш спиннинг какой-то модной рыбацкой приблуды и научили Леху премудростям байкальской рыбалки.

Вот это люди! Вот так безвозмездно, за спасибо, навалили нам килограмма 3 рыбы, да еще снарядили спиннинг поплавком с грузилами… Мы ошарашенные таким гостеприимством и людской добротой, счастливые погрябали дальше… Так скажу, что после этой встречи, рыба у нас действительно стала клевать… но исключительно на полосатую байкальскую муху… Прочие насекомые ее не радовали… Но и меня, если честно, не очень радовало чистить хариуса в байкальской воде. Руки сводило моментально и приходилось их отогревать на углях примерно столько же по времени, сколько жарилась эта самая рыба. Ужин с рыбой – сказка, да и только! Предел мечтаний после трудного ходового дня. Natural Baikal Product.

На пути нам встречались и другие местные жители, и такие же как мы туристы-байдарочники (пара из Питера и группа из Ярославля), а в селе Байкальское, куда нам по стечению обстоятельств пришлось выбрасываться при сильном штормовом ветре и больших волнах, мы нашли очень много добрых и приветливых людей.
   Пока мы боролись с ветром и преодолевали страх перед волнами, за нами с берега наблюдала кучка людей. Оказалось, что владелец катера боится выходить на воду при такой погоде и везти группу туристов-пешеходников на мыс Котельниковский, а тут машут веслами какие-то туристы, высаживаются и заявляют, что на воде очень даже нечего… Тут же нам сообщают, что в селе есть частная «гостиница» для турья вроде нас (всего 300р с носа за ночь), а уже через 30 минут за нами приезжает УАЗик, очень эффектно заезжает в Байкал, разворачивается и грузит все наши неразобранные байдарки и вещи в кузов. Красота да и только! Добравшись до цивилизации, мы не замедлили воспользоваться баней и прилегающей к частному дому территории для просушки всех своих вещей и байдарок. Так же быстро для нас нашелся водитель с микрогрузовичком Toyota, предложивший довезти нас  40км до Северобайкальска за 1500 руб. Иван с подробной экскурсией вез нас по асфальту, останавливая машину у каждого примечательно места и завез нас на «теплое» озеро для купания. Оказалось, что он регулярно возит туристов и на машине и на катере, а также предлагает туристам ночевать в палатках возле его частного домика в городе (чем мы тоже воспользовались, кстати) Северобайкальске (в 15 км от ж/д вокзала).

Наше путешествие заканчивалось, а мы все не могли нарадоваться на отзывчивость и доброту местных жителей.