Путь

Дальше мы просто ехали на велосипедах. Отъехав пару километров от места старта, мы остановились по техническим причинам, и Коля решил помыть в реке велосипеды, превратив это простое, казалось бы, дело в купание красного коня. Потом он долго вычищал песок из переднего переключателя скоростей и занимался мелким ремонтом.
Грязь оказалась почти проезжей, видимо из-за более жидкой консистенции – она почти не налипала на тормоза и вилки. Разок мы дали маху и проскочили свой поворот, сделав лишних пять километров. Но в целом все шло по плану, без особых приключений. Вот только Дашка сильно устала на подъеме к трассе на Лерик, и, поднимаясь в сплошном тумане, мы частенько ждали ее, чтобы подкормить шоколадкой или конфеткой.
Добравшись до трассы на Лерик, мы остановились в раздумьях. Всем встречным мы говорили, что из Ярдымлы едем в Лерик. А сейчас мы вылезли ниже Лерика, и чтобы до него добраться, нужно с десяток километров ехать вверх. Только вот незачем – ничего интересного там нет, и потом нам все равно спускаться вниз. Да еще темнота подкрадывается, Дашка устала, лагерь ставить пора…
В общем, в Лерик мы не поехали. Вниз, только вниз! Классический серпантин, мокрая дорога, трасса под горку, дождь в лицо, быстро набираешь скорость и перестаешь видеть дорогу. В одном месте я не рассчитал скорость и чуть не улетел в кювет при входе в поворот.
Но всех превзошла Дашка. Она ехала последней, и когда она появилась из-за поворота, мы с Олькой уже стояли над высоким склоном на изгибе дороги, а Коля ушел искать место стоянки. Услышав приближение Дашки, мы с Олькой обернулись и увидели, как Дашка прямо и спокойно едет к нам, потом зачем-то упирается пятками в асфальт и со страшным скрежетом тормозит сандалями. Скорость почти не меняется, и нам кажется, что затормозить она не успевает. Лишь в последний момент ее велик замирает над пятнадцатиметровым обрывом.
- Даша, ты чего творишь?!?! – мы в полном недоумении и испуге.
- У меня тормоза не работают…- смущенно произносит Даша.
Все мы, наблюдавшие эту картину, сглотнули ком в горле, и попросили ее больше так не делать. А я, в подкрепление этих слов, подтянул ей тормоза. Так надежней.
На ночь мы встали в совершенно волшебном месте. Это был широкий луг с густой травой и редкими деревьями, внизу шумела река. Противоположный берег реки представлял собой вертикальную стену с красивыми обнажениями неизвестных мне пород, уходящую вверх метров на пятьдесят, а сверху поросшую соснами. По лугу явно не ходили ни люди, ни животные: густая зеленая трава по колено, заброшенная дорога. Картина сказочная! Наверняка это владение какого-то богатого человека, оставленное им просто так, для красоты. Я все время ожидал, что кто-нибудь должен придти и прогнать нас, но за время стоянки мы видели лишь одного мальчика, пасшего невдалеке козу.
На следующее утро собирались долго. Как-то не хотелось спешить, суетиться среди этой степенной умиротворенности, что исходила от этой красоты. Мы старались спешить, подгоняемые Колей, но у нас не получалось.
Однако часам к трем дня мы все же вышли с велосипедами на дорогу. Да, спортсмены мы своеобразные! Нас оправдывало лишь то, что мы провели полное техобслуживание всего парка велотехники, поменяли все тормозные колодки и были готовы к новым приключениям.
Спуск с горы дело гораздо более увлекательное, нежели подъем в нее. Логика пешего подъема – что подниматься легче, чем спускаться, - тут не работает.
Пролетая на спуске деревню с удивительным названием Азербайджан, вспомнилось обещание послать из Азербайджана открытку в Москву. Как было бы здорово послать Вальке весточку из села Азербайджан в Азербайджане! Но почта была закрыта, и мы лишь сфотографировались у дорожного знака. Теперь не может быть сомнений, что мы были в Азербайджане!
А дальше был Ослик. Этого Ослика нельзя писать с маленькой буквы, потому что это не просто какой-нибудь осёл. Мы катились с горки, практически не крутя педали, и в какой-то момент проехали мимо Ослика, который мирно пасся на обочине. По какой-то причине хозяева не сочли нужным его привязать, и этот мирно жующий, но гордый Ослик, увидев проносящихся мимо него людей на железных конях, вспомнил, что он тоже почти лошадь. И как припустил за нами!!!
Я обернулся на странный цокающий звук и увидел, как Ослик догоняет Дашку. Обогнав ее, он рванул, было, за мной, но я был далеко. В какой-то момент показалось, что Ослик устал и остановился, но, чуть сбавив ход, он снова устремился за нами и почти догнал нас. Мы со смехом смотрели на изумленные лица дорожных рабочих, которые ремонтировали дорогу, когда мимо них пролетали диковинные велосипедисты, а за ними с громким цокотом проносился гордый Ослик.
Я переживал за хозяев Ослика, которым теперь весьма непросто будет найти своего любимца, и почувствовал облегчение, когда, наконец, Ослик отстал. Однако он прошел с нами километра три-четыре, и путь домой у него неблизкий.
После этого каждый из нас, кто вырывался на дороге вперед, должен был кричать «Я Ослик!» Так на какую-то часть похода у нас появился четвероногий спутник.
Ленкорань

Весь поход Ленкорань для нас была какой-то особенной землей. Это зона экзотических субтропиков, что предполагает совершенно фантастическую растительность, только там растут неповторимо сладкие лимоны. Кроме того, там должна закончиться определенная часть нашего путешествия. Иными словами, там мы должны найти много особенного. И нашли. Правда, не совсем то, что ожидали.
К Ленкорани мы подъехали вечером. Как обычно на нас оборачивались люди, как обычно сигналили проезжающие машины, как обычно водители махали нам руками. К такой реакции мы уже привыкли, и отточенным жестом приветствия отвечали всем. Однако, уже чувствовалось, что это уже город – другая жизнь, другая динамика. Это неизбежно.
На перекрестке трассы Баку-Астара и дороги из Лерика мы видим европейского вида пару: мужчину и женщину. Они путешествуют на машине в свободное время. Он американец, она - украинка. Оба здесь из-за нефти.
Иностранцев в Азербайджане много. Богатые месторождения нефти притягивают сюда американцев, англичан, турок и многих других. Притом европейцы и американцы встречаются здесь гораздо чаще, нежели русские. Вспоминается сцена рядом с первым нашим кафе, куда нас отвез полицейский. Я стою у дверей, жду девчонок, и мимо проходит невысокий азербайджанец. Он со стёбной лукавостью, как-то с подковыкой заглядывает мне в глаза и по-русски произносит: «Привет! Англичанин, да?!» Я совершенно искренне изумляюсь и отвечаю: «Почему англичанин?! Русский!!!» Глаза азербайджанца удивленно распахиваются и он, потеряв дар речи, уходит. Русских здесь практически нет.
В целом же немаловажную роль в отношении к нам местного населения играет то, что мы из Москвы. Очевидно, что Москва для них – это, в первую очередь, история. Это ностальгия по хорошей, легкой жизни. Москва – это все равно еще чуточку столица. Мы для них гораздо роднее и ближе, чем американцы и англичане. Мы – когда-то земляки.
И встретив эту пару – американца и украинку, я так же четко ощущаю в себе подобное деление. Американец – понятное дело, буржуй. А украинка – она же почти наша, родная! В голову вихрем влетает шовинистическая мысль – «как же это она с буржуем этим?!», но разум быстро её вытесняет.
Купив прямо у тандыра горячего хлеба и предмет Колиных мечтаний – помидоры, мы прощаемся с этой парой. Моё «Good luck!» на мгновенье озадачивает американца, и после недолгой паузы он желает нам доброй дороги по-русски. Моя очередь удивляться.
Город начинается с каких-то узкий улочек, и мне все время кажется, что мы едем не туда. Однако дороги становятся все шире, движение все оживленней, машин все больше. На одном из перекрестков Дашка еле уворачивается от мчащегося на нее Икаруса, Коля, зазевавшись, врезается рюкзаком в остановившуюся волгу. Видно, что девчонкам ехать страшновато. В отличие от Москвы, тут никто не соблюдает правил дорожного движения, все едут «на ощущениях». По факту, ощущения не подводят, и ни одной аварии в Азербайджане мы не видели, но от этого не легче. Все равно страшно.
А я тем временем рассматриваю город. Вот мы проехали дом, где в качестве бака для воды использован корпус торпеды. Она очень изящно блестит хвостовым оперением в лучах заходящего солнца. Вот девятиэтажка, на каждом из девяти балконов которой стоят абсолютно одинаковые телевизионные тарелки, которые со стороны смотрятся как элемент футуристического декора. Вот красивая белая башня маяка с покатой крышей. А вот настоящий южный базар.
Мы прибыли в цивилизацию, где можно поужинать в кафе, но для этого необходимо сначала обменять деньги. Банки в это время уже закрыты и мы едем на базар. Пока Коля с Олей решают наши финансовые проблемы, мы с Дашкой стоим рядом с рядами овощей и фруктов и жуем хлеб. Очень хочется есть. Заметив нас, к нам подходит один из торговцев, и протягивает огурец. Узнав, откуда мы взялись, отходит рассказать соседям, что за диковинные звери на велосипедах появились у них на базаре. Понятное дело, когда мы решаем купить немного овощей, мы идем именно к этому продавцу. И тут, как мне кажется, подаренный огурец торговцу вполне окупился.
Мы уже избалованы. Мы очень хотим люля-кебаб, и не согласны котлеты или пельмени. По этой причине мы довольно долго колесим по городу в поисках подходящего места. Наконец, нам объясняют дорогу до нужного нам кафе. Кафе оказывается весьма недвусмысленно рестораном со столиками на улице. Учитывая, что мы весь день спускались с горы на велосипеде, наш вид оч-чень трудно было назвать цивильным - забрызганные грязью штаны и ноги, спутанные волосы (только Дашка смогла вымыть голову в ледяной реке), костёрный дух. В довершение ко всему, у Дашки мокрое седло, и каждый раз сходя с велосипеда, она просит у меня поларку, чтобы прикрыть мокрое пятно на попе. И когда мы въезжаем во двор ресторана, мы смущены.
Вокруг стоят мерседесы, вольво, лексусы и другие атрибуты понтовладения. Паркуясь, Коля въезжает в зад мерседесу, слава Богу, без последствий. Мы располагаем велосипеды на единственном свободном пятачке - между мерседесом и каким-то джипом.
В ресторане в это время справляют три свадьбы. Несмотря на мои ожидания, мягко говоря, негативной реакции на четырех грязных друзей в свадебно-ресторанной атмосфере, нас обслуживают так же, как и других посетителей, пришедших в приличном виде. На кухне стоит сумасшедший дом, однако кормят вполне неплохо.
В конце ужина Олька, ведавшая финансами и несшая на своих хрупких плечах бремя человека, разбирающегося в местных деньгах, пошатнула нашу хрупкую веру в финансовую систему Азербайджана. Мы уже сели на велосипеды, когда к нам подбежал официант, вручивший нам купюру: Олька по ошибке вместо пятисот старых манат дала пятьдесят тысяч…
Смеркается. На железнодорожных путях рядом с нами грузится Бакинский поезд. Мы стоим в нерешительности и решаем, что делать дальше.
Нужно искать ночевку. Как вариант, отъехать по трассе в направлении Астары, съехать с трассы и найти себе место на каком-нибудь пляже. Либо – искать пляж прямо тут, в черте города. Либо – не знаю что, что-то еще.
К нам подходит паренек и просит огонька. Зажигалка есть у Ольки. Паренек вежливо интересуется, кто мы и откуда, и, узнав о нашей нужде, говорит, что совсем рядом есть безлюдное место. Они с друзьями ночевали там в палатке, встречая рассвет.
Темно. Одиннадцатый час ночи. Место, которое показал нам Митиш, как звали паренька, является куском пляжа, защищенного от берега непонятного вида бетонным сооружением, видимо, для защиты береговой зоны от размывания. С одной стороны участок ограничивается бетонными столбами, с другой – ручьем с явным запахом канализации. Умеренно мусорно, в принципе, переночевать можно, хотя и не очень комфортно.
Видя сомнение на лице Коли, Митиш предлагает пойти в гости и переночевать у него. Так начинается битва титанов. Коля подхватывает идею пойти в гости, тем более что Митиш соблазняет его наличием гитары и тем, что его двоюродная сестра географ. Мы с Олькой давим на то, что встречать рассвет на берегу очень романтично, и это стоит того, чтобы встать в палатке на берегу. Митиш бьется на стороне Коли, и в итоге они берут верх, договорившись пойти в гости, посидеть, поиграть на гитаре и утром выйти на берег встречать рассвет. Где-то внутри я чувствую огромную усталость от необходимости общаться и постоянного внимания к себе, мне хочется забиться в угол палатки и заснуть. Но вариантов нет, мы идем в гости.
Дом Митиша стоит прямо рядом с маяком. Мы въезжаем во двор, и родителям, выглянувшим на шум, Митиш просто говорит: «Это мои гости». За этими словами слышна гордость хозяина.
В своей комнате Митиш показывает нам сделанный им текст для городского сайта Ленкорани. Оказывается, именно этот сайт мы видели в Москве, когда пытались узнать побольше о Ленкорани. Потом мы смотрим фотографии Митиша, и оказывается, что сегодня мы пролетели мимо кучи интереснейших мест. Красивые озера, укромные речные заводи… Делаем зарубку на память в следующий раз туда попасть: 12-й километр, 19-й…
Мама Митиша принесла чай. Нам спокойно и уютно. Однако в какой-то момент нас начинает терзать вопрос: не пахнет ли от нас? Нам мерещатся «атипичные» запахи туристов, не мывшихся несколько дней. Сначала мы перешептываемся, потом спрашиваем Митиша. Тот отвечает «Конечно, нет!», и чтобы нас утешить, говорит, что это у него не очень чистые носки. Его тактичность выше всяких похвал, но наши сомнения не рассеиваются.
Мы выходим посмотреть город, и начинаем с чудесной чайханы на центральной площади. С экономической стороны сам по себе феномен чайханы для меня совершенно непонятен. Чайхана - это заведение, где подают только чай, пиво и всякую пивную закуску. По логике, это должно быть совершенно убыточное заведение, потому что основное «блюдо» - чай, - слишком дешево, чтобы окупать помещение и зарплату персонала. И пусть там весь день будут сидеть люди и пить чай, на чайхане не разбогатеешь. Но если рассуждать в позиции клиента, это удивительное место для встреч с друзьями, разговоров и чаепития.
Мы сидим за столиком на улице, разглядываем темное южное небо, пьем чай и разговариваем. Митиш рассказывает о своих попытках открыть свое дело в Баку, и о том, как это тяжело в стране, где все решают родственные связи или знакомства. Митишу пришлось прикрыть уже два начатых дела, поскольку у него не было достаточно серьезных связей. Теперь он в раздумьях, как быть дальше.
За соседний столик пришли друзья Митиша, молодые ребята, немного навеселе. Стильно одетые, шумным весельем и шутками они напоминали команду КВН из Баку. Они только что вышли с одной из тех свадеб, которые мы застали в ресторане неподалеку. К нам подсаживается друг Митиша Вагиф, и Митиш пытается объяснить, кто его гости. Но Вагиф чересчур возбужден, и я не уверен, что смысл слов до него доходит.
Тем временем ребята за соседним столиком расшумелись настолько, что из ближайшего дома вышел человек и стал очень эмоционально выговаривать ребятам за шум. Вагиф, почувствовав конфликт, мгновенно насторожился, и Митишу с большим трудом удалось увести Вагифа от назревающего конфликта, в который Вагиф при его эмоциональности непременно ввяжется. Мы идем по городу. Уютные улочки южного города, темный сквер, бронзовые статуи аксакалов, сидящих на скамеечке, красивое здание местного музея. Красивый южный город.

В том, чтобы валяться на полу есть что-то особо притягательное. Возможно, это отголоски детского протестного желания лечь вопреки маминому «Встань, пол холодный!» А может, это навеянно восточными сказками, где при этом обязательно должны танцевать стройные наложницы. Как бы то ни было, мы с удовольствием растягиваемся на подушках на открытой веранде и укрываемся принесенными Митишем одеялами и нашими спальниками. Сидим, пьем вино и разговариваем. Гитара оказывается семиструнной и совершенно не строит, даже если снять одну струну. От пения приходится отказаться. Да и я, основной игрок, чувствую себя не очень расположенным к пению –у меня в голове есть определенные причины, мешающие наслаждаться тихим вечером и приятной компанией. Мне хочется остаться одному, и я, закутавшись в спальник, засыпаю.