День первый. О чем вы думаете, когда едете перевал..?

Конечно же, мы начали путешествие от подножия одного из самых затяжных перевалов во всех ближайших азиатских окрестностях. Туя-Ашу: вечный для велосипедистов перевал. Пятьдесят километров подъема, оканчивающиеся трехкилометровым тоннелем. Высота перевала 3200 метров. А что там наверху? Настоящие горы! Камни, снег, холодно и сквозной ветер. Кстати, ехать в перевал на груженом велосипеде – совершенно особенное удовольствие, после которого вразумительно ответить на вопросы водителей об отпуске-отдыхать на велосипедах получается не сразу. Это поворот за поворотом, и в нашем случае, без надежды на окончание: этот перевал - дело на день тяжелого физического труда. Мозг работает в особом режиме, ведь от учащенного дыхания на кнопке «поступление кислорода» стоит «ON»: и мысли приходят уж самые разнообразные.

Я откровенно люблю ездить перевалы, но на легком велосипеде. Почему, вопрос сложный. Единственный шанс ответить на него – это сесть на велосипед, подняться в какую-нибудь относительно затяжную горку и спросить у себя-другого там. Думаю, одна из причин – это достижение монотонно-медитативного состояния сознания, а велосипед и перевал – всего лишь средство.

Итак, задумавшись, мы преодолели 35 километров пути вверх. Карманы опустели: запас велосипедного топлива – сладостей и шоколадок - практически подошел к концу. Делаем остановку, разминая затекшие конечности, и решаем наугад «заказать» машину до верха – слишком уж бодрый фитнес для первого дня. Как водится, окружающий мир реагирует, если попросить у него что-то конкретное. Остановилась огромная грузовая фура. «Денег платишь? Поехали». Закидываем все и себя тоже вовнутрь огромного металлического бокса, там пыльно и пусто. Как в голливудском фильме раздается лязг закрывающегося снаружи замка. Единственный выход из железной коробки – это маленькое окно почти под крышей. На серпантинах сидим, врастая в пол, чтобы с каждым поворотом не раскидывало по прицепу в разные стороны, а я рассуждаю в уме, смогу ли пролезть в то маленькое окошечко…

Наверху холодно, высота сказывается. Эпический спуск вниз, и серпантин за серпантином, мы устремляемся навстречу приключениям, потому как после спуска уходим с основной трассы в сторону поселка Арал. Сказочная долина: красные, охристые, марсианских оттенков насыпи и скалы. Упоительный восторг, потому что набор высоты на сегодня закончился, катится очень легко. Помните альпинистскую присказку про отрицательную сыпуху? Это осыпной склон, с углом склона больше отвесного, 90 градусов: для тех, кто не понял.

Первый день получился самым богатым на намотанные километры, не считая части пути вверх на фуре – пройдено 116 километров.
День второй. …О мототуризме! Навстречу приключениям

Badland in Kekemeren valley1

На следующий день продолжаем путешествие по красивой долине и с утра встречаем семейную парочку – ребята-французы на тандеме. Они едут с Иссык-Куля в обратную сторону, несмотря на то, что их конечная цель та же - Джалалабад, а потом Ош. Только их путь проще – по трассе Бишкек-Ош. Ребята в пути уже «медовый» год и собираются путешествовать еще столько же. Проехали множество стран европейского континента, где-то на транспорте, но в основном, своим ходом. Странная бамбуковая палка (из Китая!) наверху прицепа неспроста, ведь чем-то же нужно отгонять назойливых собак!

French transcontinental train

Конечная точка на нашей дороге – заброшенный урановый рудник: поселок городского типа Мин-Куш. Когда-то там находилось предприятие по производству урана, сейчас от которого остались хранилища отходов и повышенная радиация. Но нам не туда, сворачивать раньше в сторону горной гряды, которую предстоит перевалить пешком.

День идет, а мы уже несколько раз уходим с основной (уже гравийной дороги) в сторону все более худшей. Приключения не за горами. Дело в том, что для сокращения пути нужно пройти пешком «логический» участок через перевал по конной тропе длиной около 18 км с довольно большим количеством бродов в начале пути. Либо крюк на велосипеде длиной около двух сотен километров. А Ваня случайно нашел в интернете единственный отчет, что «здесь были люди», и решил подрезать. День закончился после окончания проезжаемой дороги – шли пешком 10 км (меньше!), а когда заканчивается дорога – обычно начинается дождь и броды. Итого за день у меня на компьютере вышло 64 километра.
Chemyndy valley

День третий. Героический

В этот день мы запланировали ранний подъем, в планах многочисленные броды и перевалить хребет по конной тропе. Сложность перехода непонятна, и не хотелось бы захватить лишние сутки – это ведь автономка, продукты рассчитаны. Поставили будильник на 4-45. Хо-о-лодно! Ночью было около нуля, а учитывая, что в конце предыдущего дня нас хорошо залило дождиком, и утром снова предстояли водные процедуры, связанные с ручьями, единственным логичным поступком стало сидеть в палатке и ждать выхода солнца.
В ущелье, среди гор, солнце показывается поздно. В ожиданиях сидим, мерзнем и всерьез разрабатываем альтернативный план отступления на 200 км в объезд, а я размышляю о мототуризме. Но вот вышло солнце, и все вопросы отпали сами собой: собрались, и алга.
На деле броды оказались менее страшными и менее многочисленными, чем были в пять часов утра. Было ясно и довольно тепло. Еще издалека я отметила тесные скальные ворота водопада «вон там, высоко».

The track along Chemyndy river

Предстояло подняться именно туда и сквозь них, по альпийским лугам наверх, к перевалу.

The upper course of Chemyndy river

Около четырех километров пешком. Велосипед теперь не велосипед, а очень (иногда «не») удобная тележка для перевозки вещей. Совсем уже на подступах к перевалу, там, где закончилась зона леса, кустов, цветов – оставались только трава и камни – стало понятным, что за один проход перевал не преодолеть: круто. Время близилось к вечеру, было около четырех. Решили закинуть наверх велосипеды (авось, здесь не будет тайных похитителей!), а потом вернуться и оценить силы на повторную заброску вместе с рюкзаками. Идем, катим рядом, а кое-где еще и обносим наших драгоценных колесных друзей.

Snowing in Chemyndy pass

Поднимаемся, обходя небольшой снежник, пересекаем пару снежных языков: довольно удобно, снег почти не проваливается. На вершине делимся впечатлениями, что, пожалуй, это самое неординарное место, где каждый из нас бывал с велосипедом. Перевал Чемынды, высота 3100 метров.

Chemyndy pass - shuttle

Делаем несколько фото и бежим назад к рюкзакам. Снизу неожиданно оказалось, что силы еще есть, поэтому, перекусив несколько минут конфетками, вешаем на себя очередную поклажу и без устали устремляемся ввысь. Шутка. Второй раз уже без патетики, и не до фото! Надо скорей до наступления темноты спускаться вниз и искать место для ночевки. Простое правило: чем ниже, тем теплее. Вперед, к деревьям! Снова объединяем велосипеды и рюкзаки вместе. На спуске усиленно жмем на тормоза наших «тележек», и стирая тормозные колодки, пешком бежим вниз.

Спускались до сумерек, до сумерек было около 5-6 километров. Прекрасно, учитывая, что несколько часов назад сомневались и насчет такого результата. Что, мы герои! Осталось рассказать об этом кому-нибудь еще, но вокруг – ни души.
День четвертый. В лето!

Сегодня предстоит довершить начатое: еще около 8 километров спуска пешком. По пути вниз встречаем первых людей за два дня: местных женщин-чабанов с детьми. Абсолютно не говоря и не понимая по-русски, они энергично замахали руками, давайте, мол, в гости. Мы, разумеется, не отвергли приглашение (ведь вкусные продукты у нас кончились!): угостились айраном, лепешками, местными сливками «каймаком», и еще девчонки принесли пучок сочной кислой травы, похожей на ревень. Такой нехитрый перекус. Ваня в знак благодарности наколол женщинам дров. Мы пообщались с ними на пальцах и вполне неплохо друг друга поняли.

The shepherdess

На «сладкое» после перекуса был еще перевальчик, в который нужно было пешком закатить велосипеды (и это на спуске с Перевала!): обход скального прижима на реке.

Ak-Shiyrak range

На спуске маленькое село Дёдёмёль уж очень обрадовало своим видом, оно уже буквально не за горами! Грунтовая дорога! Наконец-то можно оседлать велосипеды, я уже забыла, как это делается… А где-то на спуске я одновременно теряю привязанную к рюкзаку запасную покрышку, болтик из педали и болтик из переднего тормоза. Беда не приходит одна! Оставив вещи и Ваню в деревне, поднимаюсь весь спуск, который проехала на колесах, обратно, бросаю велосипед на тропинке и дальше иду пешком вместе со случайно встреченным парнем-киргизом, он движет куда-то в горы. Он не понимает по-русски ни слова, на пальцах объясняю, что ищу покрышку: понял! Я убегаю от него вверх, но, о чудо, покрышку найти не могу. Прошла много, но весь сегодняшний путь проверить невозможно. Запыхалась и иду вниз, вижу киргиза снова и не отказываюсь от предложенной мне газировки. Хороший парень, наверное, я его удивила.   

В деревне удалось найти хотя бы болтики: все с разной резьбой и разной длины. Зато у меня в велосипеде теперь присутствуют болтики и под крест, и под шлиц, и под шестигранник, и просто шестигранные болтики. Не скучно! С новыми болтиками, радостные, мы снова устремляемся на спуск (это наш законный приз за долгий путь вверх, в перевал!) длиной около 25 км в долину самой крупной реки Киргизии – Нарына.

Naryn river

Становится жарко, температура воздуха и климат резко меняются на спуске. И вот мы уже в долине, а там – лето! Душно и около тридцати. За три дня в горах все же привыкаешь к другой, более привычной для нас, сибиряков, температуре воздуха, и такие резкие перемены довольно неприятны.

Останавливаемся на ночевку на реке, на открытом месте, вокруг песок и непривычно жарко. Поскольку встали на ночевку засветло, опасаемся быть замеченными местной детворой: тогда проблем не избежать. Я всю ночь сплю вполглаза, начеку. Вместе с приключениями по поиску покрышки за день намотано 40 километров.
День пятый. Погреться и принять важное решение

Просыпаемся рано, знаем, что сегодня асфальт и жара (как минимум, полдня!). Едем насквозь через огромное село Казарман и, видимо, ехалось как никогда легко, поэтому в деревне купили довесок – трехлитровую банку сока. Через пару часов пополам ее приговорили. А дальше на нашем пути снова село Арал (мы не заблудились, другое село Арал! ), и снова монотонный перевал по шоссе, который после Туя-Ашу как детская горка.

В жизни бывают моменты, когда понимаешь, что наступил час «Ч»: время принятия решения, определяющего дальнейшие события. Уходя с основной дороги в очередной раз, мы его сделали. Почему? Нам предстояло перевалить очередной горный хребет по пути в Ош. Было две возможности: проехать по гравийной основной дороге с гарантированным подъемом наверх и спуском вниз; или воспользоваться Ваниной домашней заготовкой – проверить альтернативную дорогу. Эта дорога на современной карте страны изображена такой же жирной линией, как и основная, но мы знали, что автотранспортом она вроде бы сейчас не используется. Для подтверждения проходимости "неосновного" перевала, Иван изучил интернет и обнаружил, что некий мотоциклист Петя действительно смог его преодолеть своим ходом, правда, сделав несколько обносов мотоцикла с помощью аборигенов. Надо понимать, что велосипед гораздо легче мотоцикла, поэтому мы решились.

Это был сложный, но интересный выбор, повторения ближайших пешеходных событий никому не хотелось. Но подозревать нечистое мы начали буквально через несколько часов. Никто из местных не понимал какое место мы спрашиваем, называя имя перевала, указанное на карте: «Кёг-Арт». Был только природный парк Кёг-Арт, который мы благополучно найдем уже в сумерках текущего дня.

Going up of Fergana range

Намотав пыли и песка на колеса, далеко в стороне от основной дороги, мы очутились у подножия хребта на открытой местности, посередине которой стоял холм, а за ним виднелись белые горы. По холму шла «нарезка» очень крутого и заросшего серпантина. Я-то отметила этот холм еще издалека. Дальше можно было бы и не осведомляться насчет дороги: в уме я уже знала, куда нам предстоит. Тем не менее, спросили: говорят, туда.

По большей части пешком мы поползли наверх этого крутого серпантина навстречу неизвестному. День был довольно изматывающим – большую часть дня тягун, ведь подбирались к горам. И до сих пор было непонятно, где же сам тот перевал, который мы ищем. Ведь тот «Кёг-Арт», который знают все местные – это долина и природный парк. Стоя наверху холма в лучах уходящего солнца, совершаем фотосессию «завтра переваливать будем там»...

Saimyl-Tash petroglyphs

Завершив фотосессию, мы спустились с холма вниз в «мышеловку» - к реке, к подножию белых гор, которые весь день виднелись вдалеке. Эта река зажата двумя горными хребтами: большим (завтрашним) и маленьким (сегодняшним). Возможность выбора дальнейшей траектории сузилась невероятно. Снизу стоял дом пасечника и он сам, с семьей. Он же и подсказал нашу дальнейшую судьбу:
1) либо вниз по реке до села Казарман и далее на основную дорогу (перезагрузить весь день)
2) либо назад на холм, потом на другой перевал, и потом на ту развилку, где мы сделали предопределяющий выбор в середине дня (перезагрузить полдня)
3) либо третий вариант (наш!) – на конную тропу и к облакам.

Итак, завтрашний день был предрешен. Нам дадут коня, мы дадим денег и пройдем перевал. А сегодня мы угостим пасечника ужином, а он приготовит нам чай (ночевать решили остаться у него «в гостях» - в ограде дома поставили палатку). Пасечник уничтожил весь наш нехитрый запас свежих огурцов со зверским аппетитом. Очень ветрено. За день преодолели около 65 километров.

Комментарии
Iron Kate25.01.12, 21:46
Привет, любителям геммора от коллег))))))) 
Рассказ очень понравился! ну и словцо для меня новое... когда в поисках приключений главную роль играет отнюдь не голова...)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Средняя Азия
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал: Гребенёва Юлия